Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа по экономике отрасли - файл 1.doc


Загрузка...
Контрольная работа по экономике отрасли
скачать (202.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc203kb.13.12.2011 22:48скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Контрольная работа по дисциплине

«Экономика отрасли»
Вопрос № 1. Уровень научно-технического прогресса в отрасли.
Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли.

Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве. Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда. Классификация отраслей осуществляется в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства.

Классификатор "Отрасли народного хозяйства" – систематизированный перечень отраслей, подотраслей и других группировок хозяйств, выполняющих различные функции в системе общественного разделения труда. При помощи классификатора изучается отраслевая структура народного хозяйства, межотраслевые порции и связи.

К сфере материального производства отнесены следующие отрасли народного хозяйства:

  • промышленность;

  • сельское хозяйство;

  • лесное хозяйство;

  • рыбное хозяйство;

  • транспорт и связь;

  • строительство;

  • торговля и общественное питание;

  • материально-техническое снабжение и сбыт;

  • заготовки;

  • информационно-вычислительное обслуживание;

  • операции с недвижимым имуществом;

  • общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;

  • геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы;

  • прочие виды деятельности сферы материального производства.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 крупных отраслей:

  • электроэнергетика;

  • топливная промышленность;

  • черная металлургия;

  • цветная металлургия;

  • химическая и нефтехимическая промышленность;

  • машиностроение и металлообработка;

  • деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

  • промышленность строительных материалов;

  • стекольная и фарфорофаянсовая промышленность;

  • легкая промышленность;

  • пищевая промышленность;

  • микробиологическая промышленность;

  • мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность;

  • медицинская промышленность;

  • полиграфическая промышленность;

  • другие промышленные производства.

Промышленность также подразделяется на добывающую и обрабатывающую.

  • Добывающая промышленность – совокупность отраслей производства, занимающихся добычей различного сырья и топлива из недр земли, вод и лесов.

  • Обрабатывающая промышленность – совокупность отраслей производства, занимающихся обработкой или переработкой промышленного или сельскохозяйственного сырья.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Под структурой отрасли понимается, в самом общем виде, состав отраслей или предприятий ее составляющих и удельные веса их производства (или продаж) в общем объеме производства (продаж) отрасли. Так как существуют два подхода к определению отрасли, то существуют разные показатели, характеризующие структуру отрасли в том и другом случаях.

В условиях первого подхода структуру отрасли характеризуют следующие показатели:

  1. удельный вес производства отдельного предприятия (или отрасли) в общем объеме производства отрасли (или комплексной отрасли);

  2. удельный вес стоимости основных средств предприятия (или отрасли) в общей стоимости основных средств отрасли (или комплексной отрасли);

  3. удельный вес численности работающих на предприятии (или в отрасли) в общем количестве работающих в отрасли (или комплексной отрасли);

  4. коэффициент опережения Коп, который характеризует насколько более быстрыми или медленными темпами развивается отдельное предприятие (или отдельная отрасль) по отношению к отрасли в целом (или комплексной отрасли):

Коп = Тi / Тотр,

где Тi – темп роста отдельного взятого предприятия (или отрасли), %;

Тотр – темп роста отрасли (или комплексной отрасли), %.

В условиях второго подхода к понятию отрасли используются следующие показатели:

1) доля рынка (Хi), которая характеризует удельный вес продаж предприятия в общем объеме продаж отрасли:

Хi = Qi / Qотр.,

где Qi - объем продаж отдельно взятого предприятия; Qотр – общий объем продаж отрасли.

2) однако, с течением времени показатель доли рынка может изменяться, поэтому о темпах развития предприятия можно говорить на основе анализа:

  • коэффициента опережения;

  • темпах роста доли рынка.

При этом темп роста доли рынка говорит об изменении доли предприятия на рынке по сравнению с базовым или прошлым периодом. С помощью коэффициента опережения можно оценить положение предприятия в сравнении с другими предприятиями отрасли. Если Коп. < 1, то предприятие наращивает объемы продаж медленнее, чем отрасль в целом, если Коп. > 1, то предприятие наращивает объемы продаж быстрее, чем отрасль в целом.

  1. для оценки эффективности использования труда, в первую очередь, управленческого персонала используется показатель суммы прибыли в расчете на одного управляющего;

  2. для оценки эффективности использования капитала предприятия рассчитывается показатель рентабельности капитала.

На отраслевую структуру могут оказывать влияние ряд факторов:

1. Действие положительного эффекта масштабов производства определяется снижением средних суммарных издержек (АТС) в долгосрочном периоде времени. В разных отраслях действие положительного эффекта масштабов производства проявляется по-разному.

2. Характеристики и особенности различных типов рынка также предопределяют, в определенном смысле, структуру отрасли (см. табл. 3). Так характерными чертами таких типов рынка как совершенная конкуренция и монополистическая конкуренция является небольшой удельный вес отдельно взятого предприятия в общем объеме производства отрасли и невозможность отдельного предприятия взять под контроль ситуацию в отрасли. В условиях олигополии как минимум одно предприятие будет иметь такую возможность, а в условиях монополии отрасль полностью находится во власти одного предприятия;

3. В зависимости от того, какие границы географического рынка рассматриваются, может изменяться состав и структура рынка. При разработке конкурентной стратегии этот фактор достаточно важный, так как от географических границ рынка будут зависеть цели предприятия;

4. Сегмент рынка – на разных сегментах рынка предприятия будут иметь разные доли и разных конкурентов, следовательно, при разработке конкурентной стратегии должен учитываться не только фактор географических границ рынка, но и тот сегмент покупателей, на который будет выходить предприятие со своим товаром;

5. Доля импорта/экспорта. Если при анализе структуры рынка не будет учтен факт конкуренции со стороны импортируемых на данный географический рынок товаров, то это означает, что предприятие не учтет при разработке конкурентной стратегии как минимум одного конкурента, на долю которого может приходиться и не такая маленькая часть рынка. Также, если определять структуру товарного рынка по объемам производства предприятий, то полученные данные могут быть искажены вследствие того, что часть произведенной продукции будет вывозится за пределы географического рынка. Соответственно эта часть продукции не будет представлена на исследуемом географическом рынке и должна быть исключена при анализе структуры рынка;

6. Переплетение личных и финансовых связей. Действие этих факторов можно рассмотреть на следующих примерах. Так, в начале 20-х годов на американском рынке нефти присутствовало 6 крупных производителей, контрольные пакеты акций которых принадлежали одному лицу – семейству Рокфеллеров. Для покупателей нефти эти предприятия выступали как конкурирующие, хотя фактически их следует рассматривать как единого участника рынка. Что касается личных связей, то если на рынке присутствуют два предприятия, во главе которых стоят близкие родственники или друзья, то автоматически их нельзя рассматривать как конкурентов. Кроме того, переплетение личных и финансовых связей может иметь место не только между предприятиями одной отрасли, но и между предприятиями на последовательно расположенных стадиях единого технологического процесса. В результате предприятие, например, имеющее личные связи с поставщиком, имеет больше возможностей в получении более выгодных условий поставок;

7. Стохастические (вероятностные) факторы. Доля предприятия на товарном рынке не является неизменной величиной. Ее изменение зависит от ряда факторов, как зависящих от эффективности управления предприятием в текущий момент времени, так и от факторов окружающей среды (например, стадия жизненного цикла товара, общеэкономическая ситуация в стране, действия конкурентов и др.), на которые зачастую предприятие повлиять не может;

8. Процессы специализации и кооперирования в отрасли. Успешное сочетание специализации и кооперирования способствует снижению средних издержек и увеличению объемов производства, что, в конечном итоге может повлиять и на структуру рынка;

9. ^ Научно-технический прогресс (НТП). НТП рассматривают как фактор, способствующий развитию новых товарных рынков, предприятий, оказывающихся лидерами в инновациях, и ухода с рынка устаревающих товаров и модификаций т.п.

Промышленность - главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства.

Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений, расположенных в отдельных случаях на значительном территориальном удалении друг от друга. Отраслевая структура промышленности характеризуется составом отраслей, их количественными соотношениями, выражающими определенные производственные взаимосвязи между ними. В процессе статистического учета и анализа отраслевая структура промышленности определяется обычно путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме производства продукции, численности занятых и стоимости основных производственных фондов промышленности. Среди перечисленных показателей, с помощью которых определяется отраслевая структура промышленности, основным является показатель объема производимой продукции. Он позволяет более объективно судить не только о соотношении отраслей, но и о их взаимосвязях, динамике отраслевой структуры промышленности. Определяя отраслевую структуру промышленности по показателю численности занятых, следует иметь в виду, что в этом случае будет получена несколько иная картина, не совсем точно характеризующая действительную долю отраслей в общепромышленном производстве: удельный вес более трудоемких отраслей будет завышен, и, наоборот, доля отраслей с высоким уровнем механизации и автоматизации окажется заниженной. Отраслевая структура, исчисленная с помощью показателя стоимости основных фондов, главным образом отражает производственно-технический уровень отраслей промышленности. В отраслевой структуре промышленности отражается уровень индустриального развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом. Более совершенная отраслевая структура промышленности в известной степени характеризует эффективность промышленного производства. О прогрессивности структуры промышленности судят как по составу и удельному весу отраслей, входящих в промышленность, так и по тому, насколько совершенна внутриотраслевая структура той или иной отрасли промышленности, т.е. насколько в данной отрасли представлены и развиты наиболее прогрессивные производства. Взаимосвязи отраслей промышленности, пропорции, сложившиеся между ними, обусловлены способом производства, а также совокупным действием на его основе многих других факторов. К важнейшим из этих факторов, определяющих изменения в отраслевой структуре промышленности, относятся:

1) научно-технический прогресс и степень внедрения его результатов в производстве;

2) уровень общественного разделения труда, развитие специализации и кооперирования производства;

3) рост материальных потребностей населения;

4) общественно-исторические условия, в которых идет развитие промышленности;

5) природные ресурсы страны.

В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: экономическое назначение производимой продукции; характер функционирования продукции в производственном процессе; однородность целевого назначения выпускаемой продукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии; характер воздействия на предмет труда и др.Деление промышленного производства по экономическому назначению продукции не совпадает с отраслевой структурой промышленности, так как натуральная форма производимой в отрасли продукции нередко не определяет ее экономического назначения. Поэтому в системе национальных счетов широко используется классификация отраслей промышленности, предусматривающая их объединение в крупные комплексные отрасли по одному из следующих признаков: однородности целевого назначения производимой продукции (машиностроительная, топливная, пищевая, промышленность строительных материалов), общности исходного сырья (металлообрабатывающая и деревообрабатывающая), родственности применяемой технологии (химическая промышленность). Наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции. Группировка по характеру воздействия на предмет труда подразделяет всю промышленность на добывающие и обрабатывающие отрасли. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (угольная, лесная и др.). К группе обрабатывающей промышленности относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).

Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что обусловливает необратимость перехода к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. На это повлияли и такие факторы, как сырьевой и энергетические кризисы, способствовавшие удорожанию сырья и энергоносителей, а следовательно, оборудования и строительства. Усложнился инвестиционный процесс, в целом значительно повысились издержки производства. Все это не только вызвало, но и усилило тенденции к удорожанию самого воспроизводственного процесса. Такое развитие событий объективно стимулирует вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции.

Развитие новых форм общественного спроса, переход к новым видам и образцам техники и принципиально новым технологическим процессам и т.д. привели к изменению сложившихся пропорций в экономике, которые шли по двум направлениям:

  • во-первых, реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики;

  • во-вторых, смена поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей.

Важнейшим фактором успешного функционирования промыш­ленности является масштабное внедрение достижений научно-тех­нического прогресса на предприятия отрасли. Многолетний опыт подтверждает, что свыше 90% прироста производительности тру­да, более половины экономии затрат и 60% получаемой дополни­тельной прибыли достигается за счет использования в народном хозяйстве достижений научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс - это совершенствование средств труда, предметов труда, методов организации про­изводства, труда и управления на базе достижений науки. Практически для функционирующей экономики это означает новая, более совершенная технология и его масштабное внедрение в производство.

Технология в современном значении для производства включа­ет все вышеперечисленные элементы научно-технического прогресса. Это - техника, сама технология и организация. Их совершенство­вание на базе достижений науки и есть научно-технический про­гресс, новая технология в совокупности.

Отрасль промышленности должна следить за всеми стадиями осуществления научно-технического прогресса - революционными и эволюционными. Научно-техническая революция создает прин­ципиально новые возможности практикам во всех элементах произ­водства, производственного процесса в целом. Научно-техничес­кий прогресс эволюционизирует, совершенствует в рамках осуще­ствленной научно-технической революции. Задача отрасли, промыш­ленного производства в целом заключается в масштабном их ис­пользовании для повышения эффективности производства, т.е. уве­личения объемов продукции, ее удешевлении и повышении каче­ства. Эффективность научно-технического прогресса для промыш­ленности означает больше, дешевле, лучше.

^ Научно-технический прогресс, как отмечалось, является важней­шим фактором эффективного функционирования отрасли, эффек­тивности производства вообще. Внедрение достижений научно-тех­нического прогресса способствует и обеспечивает предприятиям промышленности основы для динамичного социально-экономичес­кого развития. При этом:

1. Увеличиваются масштабы и темпы роста объема производ­ства необходимой рынку продукции.

2. Повышается конкурентоспособность продукции.

3. Улучшаются условия труда.

4. Облегчается решение социальных проблем.

5. Сглаживается сезонность в отдельных отраслях промышлен­ности.

6. Создаются возможности для переработки на месте отходов и отбросов производства, обеспечивая одновременно существенный экологический эффект.

В современный период бурного развития НТП выгоднее закупать комплектующие из самостоятельных предприятий, чем про­изводить их в небольших количествах для собственного потребле­ния каждому предприятию. Инструменты и метизы, например, при кооперированных поставках в несколько раз дешевле, чем их про­изводство на каждом предприятии. Здесь проявляется, безуслов­но, эффект крупномасштабного специализированного производства.

Кооперирование производства, как правило, развито в отрас­лях, производящих конструктивно сложную продукцию или требую­щих ее особую техническую характеристику, параметры.

В промышленности появилась особая и весьма эффективная форма кооперирования, основанная на совместном использовании близлежащими предприятиями объектов вспомогательного произ­водства и обслуживающих хозяйств с наибольшей полнотой, заг­рузкой в течение всего года. Эффект и экономическая целесооб­разность этой специфической формы кооперирования дополняет­ся возможностью смягчения сезонного характера деятельности мно­гих отраслей и усилением взаимосвязи объективно родственно размещенных предприятий в зоне переработки сырья или районе потребления. Если в межсезонье, когда работает основное производство, не всегда можно использовать технологическое оборудование и пло­щади этих технологических цехов, то объекты вспомогательного про­изводства и обслуживающих хозяйств всегда можно эффективно эксплуатировать другими близлежащими предприятиями. Это -ремонтно-механические мастерские, электрические установки и сети, тепловое хозяйство, подъездные пути, транспортные сред­ства, общие производственные площади, территория, утильхозяйства и др. В сезон всегда рациональнее используется вспомогательное производство и обслуживающее хозяйство, ибо производство осу­ществляется в более крупном масштабе, а значит дешевле. В этот период, например, для близлежащего к свеклосахарному произ­водству пищевого предприятия пар и электроэнергия приобрета­ются в несколько раз дешевле, чем его самостоятельное производ­ство в небольшом объеме. Такая централизация вспомогательного прогресса к традиционным его направлениям реалии жизни до­полняет много существенного как в общем, так и в отраслевом раз­резе. Однако и традиционные действуют постоянно, оставаясь ос­новой развития отрасли и повышения ее эффективности.

К основным направлениям научно-технического прогресса от­носятся:

1. Опережающее развитие самой науки как основы технической революции и технического прогресса.

2. Электронасыщение производства.

3. Электронизация производства.

4. Масштабное использование вычислительной техники и ин­формационной технологии.

5. Механизация и автоматизация всех производственных про­цессов.

6. Рациональная химизация, дополненная биологическими сред­ствами и методами.

7. Современные и сверхсовременные направления, связанные с использованием эффекта лазера, космического инструментария, микробиологии, бионики, биоинженерии и др.

8. Создание прогрессивных технологий с учетом достижений всех вышеназванных направлений научно-технического прогресса.

9. Совершенствование организации производства, труда и уп­равления адекватно внедрению новой технологии и других направ­лений научно-технического прогресса.

Все эти направления научно-технического прогресса весьма важ­ны. Однако в реальной жизни необходима корректировка на при­оритетность и возможность. В этом плане самыми приоритетными направлениями являются новые технологии, механизация и авто­матизация производственных процессов в связи с явным отстава­нием по производительности труда.

Механизация - это замена ручного труда машинным. Различа­ют частичную и комплексную механизацию. Частичная механиза­ция - это замена ручного труда машинным на отдельных участках, стадиях основного или вспомогательного производства. Конечно, сегодня речь можно вести для предприятий промышленности о ком­плексной механизации, когда ручной труд в комплексе заменяется машинным на всех участках и стадиях основного и вспомогательно­го производства. Автоматизация - это замена функций человека по регулирова­нию и контролю производственных процессов автоматическими приборами или средствами. Автоматизация как и механизация раз­личается в виде частичной или комплексной автоматизации. Выс­ший уровень автоматизации производственных процессов - это создание цехов-автоматов и предприятий-автоматов.

Результатом внедрения достижений НТП является повышение эффективности функционирования народного хозяйства. Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП. Эффект может быть:

  • экономический (снижение себестоимости продукции, рост прибыли, рост производительности труда и так далее);

  • политический (обеспечение экономической независимости, укрепление обороноспособности);

  • социальный (улучшение условий труда, повышение материального и культурного уровня граждан и так далее);

  • экологический (уменьшение загрязнения окружающей среды).

Для успешного функционирования отраслей промышленности в современный период энергетической нехватки необходимо внедре­ние энергосберегающих технологий и процессов. Россия, как из­вестно, в этом плане расположена в неблагоприятных зонах, поэто­му отрасли должны для конкурентоспособного функционирования максимально использовать и нетрадиционные энергии наряду с нетрадиционными производственными процессами на отдельных ста­диях производства. В конкурентной борьбе отрасли важно достичь оптимальное со­четание минимально необходимой химизации как основы техноло­гии и ускорения процессов в сочетании с биотехнологией, генети­кой, биоинженерией, биологическими методами защиты. Продук­ция только промышленности должна быть экологически чистой, лишь только тогда она будет высококонкурентоспособной.


  1. ^ Вопрос № 2. Розничная торговля, ее природа и значение. Рассмотрите виды розничных торговых организаций и приведите соответствующие примеры.

В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий - изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов и т.д.

Функции розничной торговли:

  • исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

  • определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

  • осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;

  • проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

  • осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;

  • проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

  • оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Целям активного стимулирования сбыта товаров служит реклама. Рекламная компания должна формироваться в различных направлениях, начиная с самых простых её замыслов - оформление оконных и внутримагазинных витрин - до организации рекламных выставок товаров с использование печатной, транспортной, радиотелевизионной, видеороликовой рекламы и другими её видами.

Виды розничной торговли:

1. ^ Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы. Существует много видов магазинов, среди них:

  • традиционное обслуживание через прилавок;

  • магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами. Несмотря на явные преимущества, в настоящих условиях создавшаяся сеть магазинов самообслуживания в России почти полностью прекратила своё существование;

  • магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;

  • магазины, торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;

  • продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские принадлежности, открытки и др.).

2. Передвижная торговая сеть способствует приближению к покупателям и оперативному его обслуживанию. Виды торговли:

  • разносная с применением лотков и других несложных устройств;

  • развозная с использованием автоматов, вагонолавок;

  • прямая продажа на дому.

3. Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резинотехнические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа. В России эта форма торговли успела уже себя достаточно дискредитировать, несмотря на большие её размеры в ведущих капиталистических странах.

^ 4. Электронная торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.

Многообразные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют три вида:

а) связанные с покупкой товаров, т.е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров и их доставка на дом;

б) услуги, оказываемые покупателям после приобретения товаров: подгонка швейных изделий под клиента, раскрой купленных тканей, установка и наладка на дому сложных видов электронной техники (компьютеров, телефонов, музыкальных центров);

в) услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров: благоприятная и уютная атмосфера с высокой культурой обслуживания; организация буфетов, кафе типа "бистро", комнат отдыха и детских комнат, камер хранения, стоянок для автомобилей, ремонтные мастерские и др.

Услуги могут быть платными и бесплатными, но все они реализуются в целях привлечения в магазины наибольшего количества покупателей.

В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов:

  • Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, одежда, молоко, хлебобулочные изделия и др.

  • Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной группы (мужская одежда, рабочая одежда, шёлковые ткани и др.).

  • Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп, отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото-вело-культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и др.).

  • Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.

  • Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственных так и непродовольственных, не образуя специализированные секции.


Чтобы выяснить основные формы розничной торговли, необходимо рассмотреть критерии, по которым обычно классифицируют предприятия розничной торговли. В качестве таких критериев используют структуру собственности, структуру стратегии организации торговли, уровень предлагаемых услуг и немагазинные формы торговли.

Новая тенденция российского ритейла – освоение торговыми сетями новых форматов. Строят Дискаунтеры, гипермаркеты, супермаркеты открывают “магазины у дома”.

Сейчас на российском рынке представлены почти все торговые форматы организованного ритейла. Стоит назвать самые распространенные:

Дискаунтеры – в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно упала. («Холидей», «Пятерочка»)

Супермаркеты – магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего. («Сибириада» )

Гипермаркеты – с гиперпредложением товаров разнообразных категорий: от автомобильных принадлежностей до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей. («Лента», «Поляна», «Ашан»)

“Магазины у дома” – небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом молока. Другое название таких магазинов – сonvenience store. В классическом понимании обычно имеются в виду кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно развит на российском рынке, что также выражается в том, что “магазины у дома” не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует классическому пониманию сonvenience store.

Предприятия розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы (рис. 1).

Рис. 1. Классификация розничной торговли по формам собственности
^ Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные станции и пункты автосервиса. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев, и для этой деятельности требуются относительно небольшие инвестиции и средняя квалификация торгового персонала. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.

^ Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции. В настоящее время в США на долю сетей приходится 20% розничных торговых точек, обеспечивающих 52% оборота всей розничной торговли.

^ Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам. Приобретение франчайзинга позволяет мелким фирмам пользоваться преимуществами уже накопленного опыта, налаженных каналов распределения и имиджа крупных розничных предприятий.

^ Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Арендодатели также заинтересованы в такой форме благодаря выгодным условиям аренды и привлечению дополнительных посетителей в магазин. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.

^ Кооперативы розничной торговли. Они могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.

В кооперативах, созданных потребителями, розничный магазин принадлежит его членам пропорционально вложенным ими средствам. Цель такой кооперации – приобретение продуктов и товаров для самих членов по более низким ценам. Доля таких кооперативов в общем объеме розничной торговли весьма мала.

Данную классификацию можно проводить, используя комбинацию таких характеристик, как режим работы, местоположение, товарный ассортимент, уровень цен и т.п. На рис. 2 показаны предприятия розничной торговли, попадающие под такую классификацию.

Рис. 2. Классификация предприятий розничной торговли по структуре стратегии
Хотя на сегодняшний день подавляющее большинство товаров и услуг продаются в стенах тех или иных предприятий розничной торговли, объем продаж, осуществляемых вне магазинов, растет гораздо быстрее. Многие магазины принадлежат независимым владельцам, однако, все большее их число относится к одной из форм корпоративной розничной торговли. Такие организации во многом используют эффект масштаба. Основные типы организаций, занимающихся розничной торговли, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные типы внемагазинной розничной торговли


Тип

Описание

1

2

Личная продажа

Возникла много веков назад, когда существовали еще странствующие торговцы, и развивалось до уровня отрасли с оборотом в 9 млрд.дол. США, в которой работают свыше 600 компаний, предлагающих свои товары на дому, в офисах и на специальных вечеринках. Существует три типа личной продажи: «один на один» (собственно личная продажа), «один многим"» (вариант "«вечеринка"» и моногоуровневый (сетевой) маркетинг.

^ Продажа «один на один»

Торговый представитель наносит визит одному человеку (потенциальному пользователю товара) и пытается продать ему свой продукт. Торговый представитель приходит в дом к человеку, который пригласил друзей и соседей на вечеринку или другое подобное мероприятие. Затем он демонстрирует свой товар и принимает заказы.

^ Продажа «один многим»

Наилучшие продавцы, как правило, получают большие премии. Например, компания Mary Kay предлагает наиболее отличившемся бриллианты, изделия из меха норки.

^ Многоуровневый (сетевой) маркетинг

Пионером этого вида продаж стала компания Arnway, оборот которой в1994 г. превысил 5,3 млрд. дол. США. Половина сделок этой компании заключается в Японии и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Это «пирамидальный» вариант личной продажи, при котором компания набирает независимых работников, становящихся дистрибьюторами ее продукции. Эти дистрибьюторы в свою очередь нанимают других людей и продают товар им, а те тоже нанимают распространителей и т. д. Конечная продажа осуществляется чаще всего на дому у покупателей. Дистрибьютор получает определенный процент от продаж всей нижестоящей торговой группы, а также из заработка от собственной продажи товаров конечным потребителям.

^ Прямой маркетинг

Своими корнями уходит в прямую почтовую рассылку и торговлю по каталогам. Сегодня прямой маркетинг включает и иные способы продаж, в том числе телемаркетинг, специальные телеканалы и электронную торговлю.

^ Продажа через автоматы

Через автоматы продается широкий ассортимент товаров, включая как товары импульсной покупки, необходимые в самых разных ситуациях (сигареты, прохладительные и горячие напитки, конфеты и газеты), так и другие продукты (колготки, косметику, различные легкие продукты питания, горячие супы, музыкальные альбомы, фильмы, футболки, страховые полисы, даже червей для рыбалки). Максимальное развитие торговые автоматы получили в Японии, где с их помощью распространяются ювелирные изделия, замороженное мясо, свежие цветы, спиртные напитки. Торговые автоматы можно найти на любой фабрике, в офисах, крупных магазинах розничной торговли, на автозаправочных станциях, в гостиницах, ресторанах. С точки зрения покупателей такие автоматы имеют следующие выгоды: работают 24 часа в сутки, предоставляют возможность полного самообслуживания и «чистый» товар, который практически никто до этого не держал в руках.

^ Торговое обслуживание

Розничный торговец, не имеющий отдельного магазина и обслуживающий некоторую постоянную клиентуру (как правило, это работники крупных организаций – школ, больниц, союзов, правительственных агентств).


Работники такой организации создают свою сеть торгового обслуживания и получают право на скидки в различных розничных магазинах, согласившихся принять участие в программе. Например, если человек собирается приобрести видеокамеру, он получает у фирмы-организатора обслуживания специальный бланк, идет с ним в один из магазинов-участников и в случае покупки получает там скидку. После этого магазин перечисляет фирме-организатору небольшие комиссионные.
Классификацию предприятий розничной торговли можно проводить и с точки зрения уровня предоставляемых услуг.

Предприятия розничной торговли рассматриваются по четырем уровням обслуживания – самообслуживания, свободного отбора товаров, ограниченного обслуживания и полного обслуживания. В настоящее время любая из этих форм обслуживания находит своих потребителей. Самообслуживание - основа любой торговли со скидками – привлекает все большее число покупателей, которые ради экономии готовы самостоятельно заниматься поиском и выбором товаров. В то же время наблюдается устойчивая тенденция сокращения розничных заведений с полным обслуживанием в силу высокого уровня в них накладных расходов.
В ходе своей коммерческой деятельности розничные торговцы должны решать целый ряд важных задач, связанных с выбором целевого рынка, определением товарного ассортимента и комплекса услуг, установлением цен, стимулированием и выбором мест размещения предприятий розничном торговли. Выбор целевого рынка – важнейший из решений розничного торговца, поскольку от него зависит профиль магазина, его товарный ассортимент, характер оформления магазина, организация рекламы, установление цен и т.п. Зачастую многие торговцы не имеют четкого представления о своих целевых рынках. В результате все последующие решения будут носить случайный характер, поэтому им необходимо систематически проводить маркетинговые исследования, позволяющие находить оптимальные решения по удовлетворению выбранного целевого сегмента рынка. На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли. Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества. Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.














Вопрос № 3. Факторы, влияющие на уровень специализации торговой сети.
Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю. По первому признаку розничная торговая сеть разделяется на:

  • стационарную (магазины);

  • полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);

  • передвижную (развозная и разносная).

По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:

  • смешанную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);

  • специализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);

  • универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров).

Анализ особенностей каждого вида розничной торговли показал, что современные тенденции развития розничной торговли должны опираться, прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм продаж. Данное обстоятельство имеет вполне определенные негативные последствия – уменьшение розничного товарооборота.

Для того чтобы активно конкурировать с внемагазинной продажей, общими принципами работы розничной торговой сети должны стать:

  • универсализация продовольственной торговли за исключением товаров редкого эпизодического спроса;

  • развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

  • формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

  • организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

  • формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

  • выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

  • формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

  • восстановление розничной торговли через автоматы.

Инфраструктура розничной торговли любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечить разнообразие структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

  • независимых розничных торговых предприятий;

  • розничных торговых предприятий, принадлежавших товаропроизводителям;

  • розничных торговых предприятий, принадлежавших оптовым торговым организациям;

  • муниципальных розничных торговых предприятий.

Все это исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а так же муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.

В этой среде независимым розничным торговым предприятием является предприятие, не входящее ни в какие объединения. Магазин, принадлежащий товаропроизводителю или оптовой организации, всегда функционирует в составе соответствующей компании и поэтому является зависимым. Муниципальный торговый объект – это, как правило, социально ориентированное розничное торговое предприятие, дополняющее сложившуюся в рамках муниципального образования систему торгового обслуживания.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:

  • магазинов местного значения;

  • магазинов общесистемного значения;

  • магазинов в составе торговых центров;

  • магазинов (палаток, киосков, павильонов, вдоль автомагистралей).

Магазины местного значения должны располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

Типовой состав магазинов общесистемного значения более разнообразен, поэтому в их числе должны быть специализированные и универсальные магазины, магазины с комбинированным ассортиментом товаров.

Развитие розничной торговой сети должно идти по следующим основным направлениям:

  1. Рост количества розничных торговых предприятий будет идти как за счет нового строительства, реконструкции и комплексной рационализации действующих магазинов, так и на основе прогрессивной технологии.

  2. В розничной торговле наблюдаются процессы создания внутримежотраслевых объединений и открытие фирменных торговых предприятий товаропроизводящих отраслей. Необходимо, чтобы повсеместно проходил процесс универсализации торговых предприятий, а так же росло число смешанных магазинов.

  3. Торговые предприятия, как это следует из экономической теории и практики, главной целью своей деятельности обоснованно считают получение прибыли.

  4. Для достижения главной и всех других целей торговые предприятия должны ориентироваться на спрос покупателей, более полное удовлетворение их нужд и тем самым способствовать обеспечению благополучия людей и общественному прогрессу.

Многообразие типов розничных торговых предприятий обусловлено масштабами деятельности, размерами торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания населения, обслуживаемым сегментом рынка товаров народного потребления (этот сегмент во многом определяется значительной дифференциацией доходов населения).

Специализация - это форма разделения труда в торговле, в результате которой торговая деятельность магазинов ограничивается отдельными видами или группами товаров с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торговли. Прежде всего специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг, и в конечном итоге - повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров. Специализация розничной торговой сети осуществляется по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса. При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей, а именно:

  • предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности, ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.;

  • предметы культурно-бытового назначения;

  • писчебумажные, школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спортивные товары;

  • предметы домашнего и хозяйственного обихода;

  • мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.;

  • предметы производственно-хозяйственного назначения

  • строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.п.;

  • прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.)

По степени специализации магазины подразделяются на:

  • узкоспециализированные - реализуют отдельные товары той или иной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);

  • специализированные - осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);

  • комбинированные - имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса - галантерея- парфюмерия, мясо-рыба, овощи-фрукты;

  • универсальные - торгуют несколькими товарными группами;

  • смешанные - реализуют различные группы продовольственных и непродовольственных товаров, не образующих специализированных секций.

Неспециализированные магазины реализуют различные группы продовольственных или непродовольственных товаров, также не образующих специализированных секций (магазины "Продукты", "Промтовары"). Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно- бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов. При специализации магазинов по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины "Товары для детей", "Товары для дома", "Сделай сам" и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, полнее удовлетворяется спрос. Вместе с тем, при специализации магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров. Исследования показывают, что для предложения покупателям минимального ассортимента готового платья требуется не менее 1400 м2 торговой площади, а даже в универмагах для этой товарной группы отводится в десятки раз меньшая площадь.

Факторы, влияющие на размещение розничной сети:

  • градостроительные — величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спор­тивных центров;

  • транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транс­порта;

  • социальные — возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижения вы­сокого уровня обслуживания;

  • экономические — эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.

Перспективными направлениями специализации розничной торговой сети считаются:

  • в продовольственной торговле: существенное повышение роли универсамов, расширение сети плодоовощных магазинов и развитие сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса;

  • в непродовольственной торговле: возрастание роли универмагов, домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов и т.п.).

Уровень специализации определяет ряд факторов:

  • характер покупательского спроса (постоянный или импульсивный);

  • степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);

  • размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);

  • местные условия развития товарооборота;

  • размеры помещений магазина;

  • численность населения городов.

Построение розничной торговой сети осуществляться с учетом многих факторов: климатических, демографических, экономических и социальных. Поэтому торговая сеть включает в себя предприятия, отличающиеся друг от друга характером обслуживания, товарной специализацией, формами собственности и многими другими признаками. Важнейший признак классификации предприятий розничной торговой сети - организация торгового обслуживания
Задача. Торговая организация в отчетном году занимала в общем объеме рынка потребительских товаров района 0,3 %. Оборот от внереализационных операций составил 30% в общем объеме продаж фирмы. В планируемом периоде темп прироста внереализационного оборота - 10%. Ожидается также, что доля оборота от торговой деятельности составит по планам экономистов 91,5%.

Ожидается, что в предстоящем году покупательные фонды населения изучаемого района составят примерно 45700 тыс.руб., что на 10,5 % выше, чем в настоящее время. Степень охвата объемом продаж покупательных фондов населения района предполагается довести до 55% - это на 2,5% выше данных отчетного года.

^ Реализация товаров оптовыми партиями района в планируемом периоде 3046 тыс. руб., а в отчетном периоде - 2780 тыс. руб.

Упрочится ли положение торговой фирмы на рынке этого района в планируемом периоде?

Решение:


Так как покупательные фонды увеличатся по плану до 45 700 тыс. руб., или на 10,5%, то в отчетном году они составляли (45 700/110,5)*100 = 47 357,466 тыс. руб.
Объем розничного оборота в отчетном году составляет 47 357,466 - 2 780 = 44 577,466 тыс. руб., планируется 45700 – 3 046 = 42 654 тыс. руб.
Объем реализации в отчетном году составляет (44 577,466*0,3)/100=133,732 тыс. руб., оборот от внереализационных операций в отчетном году составил 133,732/70*30 = 57,31 тыс. руб.
Оборот от внереализационных операций в плановом году составит 57,31*110/100 = 63,041 тыс. руб., объем торгового оборота составит 91,5*63,041/(100 - 91,5) = 678,618 тыс. руб., доля организации в общем объеме рынка составит (678,618/44577,466)*100 = 1,52%.
Так как тем прироста охвата рынка составляет всего 2,5%, а темп прироста доли организации в общем объеме рынка (1,52/0,3-1)*100 = 406,67%, то имеем случай ослабления рыночной позиции, концентрации на сегменте. Вероятные методы конкурентной борьбы:

  • Поиск незанятой рыночной ниши со слабой конкуренцией.

  • Приспособление к выбранному целевому сегменту.

  • Имитация действий лидера.

  • Удешевление услуг или дифференциация услуг.

  • Извлечение ресурсов из сворачиваемого направления бизнеса для перемещения их в перспективные сектора.


Список используемой литературы:
1. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса. Учебник для вузов. - М.: Издательство РДЛ, 2005. - 560 с.
2. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
3. Леви М., Вейтц Б. А., Основы розничной торговли/ пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб: издательство «Питер», 1999, - 448 с.


Скачать файл (202.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru