Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры по Антикризисному управлению - файл 1.doc


Шпоры по Антикризисному управлению
скачать (924 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc924kb.14.12.2011 04:41скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вопрос № 1. Причины возникновения кризисов и их роль в социальном развитии.

Первопричиной возникновения экономических кризисов является разрыв между производством и потреблением. Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, в нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, в массовом банкротстве предприятий, в росте безработицы, обнищании народных масс и других социально-экономических потрясениях.

Первый экономический кризис произошел в Англии в 1825 г., где господствовал капитализм.

Следующий кризис в 1836 г. Охватил Великобританию и США.

Кризис 1847 г. Затронул почти все страны Европы.

Первый мировой экономический кризис относится к 1857 г., который был самым глубоким со времени начала капиталистического развития.

Кризис 1873-1878 гг. охватил большинство европейских стран и США и превзошел все предыдущие по своей продолжительности.

Предшественниками большого мирового кризиса стали кризисы 1900-1903 гг., 1907, 1920г.

Большой мировой кризис 1929-1933 гг. охватил все капиталистический мир и все сферы экономики.

Совокупный объем промышленного производства кап. стран сократился почти вдвое, внешний оборот сократился на 76%, рост числа безработных, реальные доходы населения уменьшились. Кризис сопровождался огромным количеством банкротств, рост предприятий-монополистов.

Последовала затяжная депрессия, стадии подъема нет.

После второй мировой войны первый кризис в 1948-1949 гг. – это был локальный экономический кризис, охватил США и Канаду.

Самым глубоким стал экономический кризис 1973- 1975 гг. Распространился на все капиталистические страны и отличался высоким уровнем инфляции. Особенностью этого кризиса было переплетение его с глубокими структурными кризисами, поразившими такие сферы производства как: энергетику, сырьевые отрасли, валютную систему.

Весьма противоречивы точки зрения на причины экономических кризисов. Принципиальным отличием точки зрения К. Маркса на данную проблему является то, что причины цикличности капиталистического воспроизводства он видел в самой природе капитализма, непосредственно в противоречии между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов.

Представители неоклассической и либеральной школ выдвигают различные причины экономических кризисов, не связывая их с природой капитализма. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населением, вызывающее перепроизводство.

Существует психологическая теория кризисов. По этой теории каждой фазе свойственная своя психологическая картина, формирующая отношение к инвестициям. Паник и разброд кризисного состояния ведут к застою капиталовложений, повышенное настроение в условиях подъема стимулирует горячку. «Меняющиеся ситуации» формируют неравномерность экономического цикла. Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. Самуэльсон в качестве наиболее известных теорий циклов и кризисов в своей книге «Экономика» отмечает:

  • Денежную теорию, которая объясняет цикл сжатием банковского кредита;

  • Теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений;

  • Психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения;

  • Теорию недопотребления, усматривающую причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано;

  • Теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является скорее чрезмерное, чем недостаточное инвестирование;

^ Вопрос № 4. Три этапа в развитии взглядов на цикличность в кризисных явлениях.
При оценке взглядов на кризисы и их причины следует отметить, что они видоизменялись во времени вместе с изменением самой социально-экономической действительности. С учетом этого заслуживает внимания точка зрения ряда российских экономистов, которые выделяют три этапа в изменении взглядов на цикличность в кризисных явлениях.

Первый этап охватывает период с начала XVIII века до середины 30-х годов XX века, когда преобладали суждения, что экономические кризисы либо вообще невозможны при капитализме, либо они носят лишь случайный характер и система свободной конкуренции способна самостоятельно их преодолевать.

Второй этап охватывает период с середины 30-х до середины 60-х годов XX века. Выделение этого периода связано с трудами Кейнса и с его выводом о том, что экономические кризисы неизбежны в условиях классического капитализма и вытекают из природы присущего ему рынка.

Кейнс одним из первых среди западных экономистов заявил о том, что капиталистический рынок включает в себя различные проявления монополизма и от чего цены и заработная плата являются негибкими. В качестве принципиально необходимого средства сглаживания проблем кризиса и безработицы Кейнс выдвинул идею обеспечения государственного вмешательства в экономику в целях стимулирования эффективного совокупного спроса.

Третьим этапом в исследовании причин экономических циклов является период с середины 60-х годов до настоящего времени. В этот период, во-первых, стало уделяться особое внимание разграничению экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин цикличности рыночной экономики, причем именно эндогенным факторам стало уделяться преимущественное внимание. Во-вторых, определилась позиция ряда специалистов, согласно которой государство в развитых странах далеко не всегда стремится к антикризисному регулированию, сглаживанию циклических колебаний и к стабилизации экономического равновесия, а проводит нередко проциклическую политику, т.е. провоцирует и поддерживает цикличность.
^ Вопрос № 5 Внутренние и внешние причины кризиса на предприятиях.
Для предприятия различают внешние и внутренние причины кризиса. Внешними причинами называются те, на которые предприятие не может влиять или это влияние незначительно. К внешним причинам относят международные и национальные факторы.

Международные факторы складываются под влиянием причин общеэкономического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков), стабильности мировой торговли, зависящей в свою очередь от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговле, таможенных тарифах и пошлинах), международной конкуренции (увеличение доли рынка фирм-конкурентов из-за более высоких технологий или более дешевого труда).

К национальным факторам могут быть причислены причины политического, экономико-географического, культурного и научно-технического характера.

Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности и принципах государственного регулирования экономики, к формам собственности, мерам по защите прав потребителей и предпринимателей. Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.

Экономико-географические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках — платежеспособным спросом населения. К ним можно также отнести уровень доходов и накоплений населения, т.е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия.

Факторы культурного характера проявляются в привычках, нормах потребления и предпочтениях одних товаров перед другими.

Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товаров и его конкурентоспособности. Изменение в технологии производства, производимые предприятием для обеспечения конкурентных преимуществ, требуют значительных капиталовложений и могут в течение продолжительного времени отрицательно сказываться на прибыльности предприятия.

Внутренние причины являются результатом деятельности самого предприятия. Таким образом, предприятия попадают в кризисное состояние вследствие совокупности внутренних причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а так же недостатков внутрифирменного экономического управления.

Конструкторско-технологические причины объясняются технической отсталостью отечественных производителей, которая в полной мере проявилась после открытия российских рынков для зарубежных фирм-конкурентов. Кроме того, в большинстве товаров, выпускаемых сегодня на российских предприятиях, заложены старые ресурсоемкие технические решения. Сегодня, когда российские цены поднялись и сравнялись с мировыми, эти технические решения стали разорять предприятия из-за высокой себестоимости и убытков, т.к. цены производителя стали выше рыночных. Это породило вначале экономические, а затем и финансовые причины кризиса производителя. Высокая себестоимость постепенно оставила предприятия без прибыли, выручки и оборотных средств. Сокращение производства привело к появлению избыточных незагруженных мощностей, которые необходимо содержать и отвлекать на это и без того ограниченные ресурсы. Низкая конкурентоспособность и неумение продвинуть свою продукцию на рынке привели к тому, что основной формой продаж стала передача продукции на реализацию с отложенной оплатой. Это привело к отсутствию средств на возобновление производства и оплате своих обязательств. Возникли цепочки бартерных сделок и взаимозачетов, что привело к уменьшению доли денежных средств в структуре выручки предприятия.

К финансовым причинам можно так же добавить большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы по содержанию производственных мощностей (тепло, вода, газ) в связи с отсутствием сберегающих технологий и специального оборудования. Все это забирает ограниченные свободные средства, необходимые для обновления продукции и повышения её конкурентоспособности.
^ Вопрос № 6. Причины кризиса российских предприятий.
Для российских предприятий можно выделить следующие наиболее значимые негативные условия, приводящие к кризису российские предприятий:

  1. Политическая, экономическая и финансовая несостоятельность в России вызывает неуверенность у предпринимателей в успешности и возможности деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения и сбыта продукции.

  2. Высокие темпы инфляции в России. Несмотря на её замедление в последнее время постоянное инфляционное ожидание не способствует реализации предприятием стратегических целей и сопряжены с недостаточно гибкой налоговой системой государства, кредитной политикой Высокие цены стимулируют сокращение производства.

  3. Высокая степень монополизации экономики затрудняет формирование конкурентной среды. Отсюда большое влияние естественных монополий, рост тарифов и цен на продукцию, которая недостаточно контролируется государством.

  4. Отсутствие эффективного собственника, являющегося стратегическим инвестором, в интересах которого не сиюминутная выгода, а долговременное стабильное развитие предприятия.

  5. Недостаточный уровень подготовки и отсутствие опыта работы в рыночных условиях у высших менеджеров предприятий, отсутствие эффективной организационной системы управления. На предприятиях действуют командная, централизованная линейно-функциональная структура управления, которая часто не позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия на рынках продаж, правильно оценивать ситуацию и быстро принимать адекватные управленческие решения.

  6. Большое число предприятий, у которых основные средства имеют очень высокую степень физического и морального износа


^ Вопрос № 2. Виды экономических кризисов.
Регулярные (циклические), повторяющиеся с определенной закономерностью. Дают начало новому циклу, в ходе которого экономика проходит 4 фазы и подготавливает базу для следующего кризиса. Охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.

К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

  • Промежуточный — не дает начало новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления, неглубокий, носит локальный характер;

  • Частичный — охватывает какую-либо сферу общественного воспроизводства;

  • Отраслевой — охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом может служить диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка;

  • Структурный – нарушение закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики.

С позиции теории регуляции кризисы классифицируются:

  • Кризис как результат «внешнего» шока. — эта ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности заблокировано из-за нехватки ресурсов, связанное с природными и экономическими катастрофами;

  • Циклические кризис — фаза устранения напряжения и неравновесий , накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;

  • Структурный кризис — любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

  • Кризис системы регуляции — ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается жизнеспособным;

  • Кризис способа производства — обострение противоречий, развивающихся в важных институциональных формах, определяющих режим накопления. Нежизнеспособные самые важные закономерности, на которых базируется организация производства, распределение стоимости.

^ Вопрос № 3. Какие признаки характеризуют кризис и его особенности.
Кризис это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде. Кризис носит циклический характер развития.

Характерная черта цикличности — это движение не по кругу, а по спирали, поэтому цикличность — форма прогрессивного развития.

Экономический цикл — это повторяющееся на протяжении ряда лет колебания различных показателей экономической активности: общий объем продаж, общий уровень цен, уровень безработицы и др. Классический цикл состоит из 4 фаз. Первая фаза — кризис (спад). Признаками данной фазы является сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, рост безработицы и увеличение количества банкротств.

Существуют различия в степени негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли. В меньшей степени кризис влияет на отрасли, поставляющие предметы повседневного спроса.

Вторая фаза — депрессия (стагнация). Это фаза приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям. Для неё характерна неуверенность, беспорядочные действия, доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он не рискует вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются.

Третья фаза — оживление. Это фаза восстановления. Начинаются капиталовложения, растут цены, производство, занятость. Оживление охватывает прежде всего отрасли, поставляющие средства производства. Создаются новые предприятия, затем начинается новый, более высокий чем прежде подъем.

Четвертая фаза — подъем (бум). Возникновение новых видов товаров и новых производств, стремительный рост капиталовложений и цен и заработной платы и в то же время увеличиваются товарные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в её поступательном развитии, подготавливает базу для нового кризиса.

Первоначальной причиной нового кризиса является сокращение совокупного спроса, и снова начинается спад производства, падение занятости, уменьшение доходов, сокращение расходов и спроса. Факторами, вызывающими первоначальное сокращение совокупного спроса могут быть: падение спроса на отдельные виды продукции, рост налогов, войны, различные политические события, непредвиденные ситуации и т.д.
^ Вопрос № 7. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.
Первая важная фаза экономического цикла — кризис, для которой характерны следующие черты:

  • Превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов и падению цен;

  • Кризис сбыта и падение цен ведут к сокращению производства;

  • Большое количество банкротств и массовая безработица;

  • Снижение зарплат и уровня жизни;

  • Рост потребности в деньгах для оплаты обязательств;


Внешние причины кризиса: война, революции, политические потрясения, темп роста населения и его миграция. Они влияют на изменение инвестиций, которые воздействуют на объем производства, занятость и цены.

Внутренние причины: колебания спроса, нарушения в сфере денежного обращения, изменение положения страны на мировом ранке, старение производственного парка и замедление темпов НТП.

Антициклическая политика — включает мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Наиболее распространено мнение о том, что начало кризиса порождают внешние факторы, а углубляют его внутренние причины.

Негативные последствия экономических кризисов вынуждает государство проводитьь антициклическую политику, включающую мероприятия, на предотвращение резких колебаний в развитии производства.


^ Виды политики

Подъем

Кризис

Денежно-кредитная политика

Сокращение денежной массы

Увеличение денежной массы

Фискальная политика

Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета

Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета

Политика заработно платы

Понижение зарплаты

Повышение зарплаты

Инвестиционная политика

Сокращение государственных расходов

Увеличение государственных инвестиций


Фискальная политика государства:

Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетной политикой государства. Это основное средство регулирования в современных экономиках с целью обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесного платежного баланса.

Фискальная политика осуществляется через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе.

^ В краткосрочной перспективе:

  • Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства , доходов и занятости.

  • Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, безработица сокращается.

^ В долгосрочной перспективе:

  • Рост доходов повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций, а, следовательно, и уменьшению темпов развития в будущем.

Что касается налогов, то их воздействие на величину национального производства и доходов прямо противоположно воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса.

Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, соответственно уменьшение ВВП, доходов и рост безработицы.

Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным мультипликационным эффектом.

Мультипликационный эффект заключается в том, что рост производства и доходов в одной отрасли приводит к стимулированию роста производства смежных областей.

Совокупный эффект от увеличения правительственных расходов равен их приросту умноженному на мультипликатор

Мультипликатор действует в обоих направлениях. Мультипликатор правительственных расходов действует слабее, чем мультипликатор налоговый. Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение расходов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета суть которого состоит в том, что одинаковое по величине изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению ВНП на ту же величину.

Денежно-кредитная (монетарная политика государства). Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежной кредитной политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Монетарная политика — это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Её осуществляет Центробанк.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

  • В краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реальное ВНП.

  • В долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияние на объем ВНП.

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:

    1. исходя из задач, стоящих перед экономикой, ЦБ увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки.

    2. изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос.

    3. изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

Главные инструменты воздействия государства на денежное предложение: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки и операции на открытом рынке (купля - продажа государственных ценных бумаг).

Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса (период спада). В условиях инфляции должно уменьшаться и предложение денег. Недостатками монетарной политики являются: длительность времени между принятием монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватная реакция хозяйствующих субъектов на монетарную политику.

Государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде:

  • нормативно-законодательной деятельности (Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ № 127)

  • финансового регулирования — управления совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства или предприятия., а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

  • Производство: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы: (обеспечение учета интересов всех участников её осуществления, социально-экономическая направленность, сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов, адресный характер мероприятий, система договорных отношений и конкурсная основа для её участников, широкое использование аренды, лизингов и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности).

  • Перераспределение дохода в целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс перераспределения доходов.


Государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
^ 56. Каковы роль и функции маркетинга в системе антикризисного управления: суть, задачи и порядок их решения.

Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению товара, в разработке реальных программ действий организации на конкретном рынке. Основная цель маркетинга – определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению.

Функции маркетинга заключаются в исследовании и формировании его средствами осуществления воспроизводственных процессов, обеспечивая их непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития организации. Посредством маркетинга производственно-хозяйственные организации решают проблемы потребителя (заказчика). Эффективность маркетинга – в последовательности действий и комплексном использовании принципов, методов и средств маркетингового воздействия.

В антикризисном менеджменте, особенно на стадии поиска путей выхода из экономического кризиса, существенное значение может иметь комплексный характер используемых в процессе маркетинга средств и методов выявления рыночных возможностей организации, ее сильных и слабых сторон, а также комплексный анализ обширной информации о динамике социально-экономических процессов.

Вырабатывая антикризисную политику, маркетинговый менеджер опирается на внутренние факторы организации: производственно-технологические особенности, ресурсный потенциал, характер внутренней атмосферы, уровень развития прогнозирования, планирования, информационного обеспечения, мотивации персонала, оргструктуры управления и контроля.

Анализ рыночных возможностей организации осуществляется с использованием факторов маркетинговой среды и, прежде всего микросреды, в которой функционирует организация. В кризисных условиях важны надежность партнеров и поставщиков, формирование новых и поддержание действующих связей и контактов с потребителями. Особую значимость имеют стратегии конкурентов, их преимущества, логика поведения на конкретном рынке (товарном, инвестиционном, финансовом, ресурсном).

Исследование коммуникаций и отбор информации позволяет маркетинговым службам осуществлять контроль ситуации на рынках в отдельных регионах страны и мира.

Основные антикризисные управленческие решения по укрупненным видам маркетинговой деятельности. (таблица)

Виды маркетинговой деятельности

Виды решений

1. Анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации

Оценка и ранжирование факторов маркетинговой среды, тормозящих функционирование организации и их нейтрализация

Экспертная оценка риска работы на конкретных рынках, определение границы риска и условий неопределенности

Оценка возможных преимуществ организации в функционировании на реальных рынках

2. Отбор целевых рынков

Оценка спроса и вероятности освоения рынка

Формирование потребности в продукте на новых сегментах рынка

Оценка негативных и позитивных факторов, влияющих на формирование целевых сегментов и условия их освоения

3. Разработка комплекса маркетинга

Выбор критериев инновационных решений по профилирующей продукции

Выбор методов оценки уровня цен

Выбор средств и методов управления процессом выведения товаров на рынки и их продвижение к потребителю

Выбор средств и методов управления сбытом продукции

Выбор средств и методов предоставления фирменных услуг (сервиса)

Оценка эффективности коммуникаций, средств и методов рекламной кампании

4. Разработка и реализация маркетинговых программ

Обоснование антикризисных программ организации, стратегических и тактических планов, бизнес-плана


^ 57. Формирование маркетинговых стратегий и их классификация.

Существует 4 стадии формирования маркетинговой стратегии. Они приведены в таблице 1.

1. Анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации

Оценка и ранжирование факторов маркетинговой среды, тормозящих функционирование организации и их нейтрализация

Экспертная оценка риска работы на конкретных рынках, определение границы риска и условий неопределенности

Оценка возможных преимуществ организации в функционировании на реальных рынках

2. Отбор целевых рынков

Оценка спроса и вероятности освоения рынка

Формирование потребности в продукте на новых сегментах рынка

Оценка негативных и позитивных факторов, влияющих на формирование целевых сегментов и условия их освоения

3. Разработка комплекса маркетинга

Выбор критериев инновационных решений по профилирующей продукции

Выбор методов оценки уровня цен

Выбор средств и методов управления процессом выведения товаров на рынки и их продвижение к потребителю

Выбор средств и методов управления сбытом продукции

Выбор средств и методов предоставления фирменных услуг (сервиса)

Оценка эффективности коммуникаций, средств и методов рекламной кампании

4. Разработка и реализация маркетинговых программ

Обоснование антикризисных программ организации, стратегических и тактических планов, бизнес-плана

Любая стратегия маркетинговой деятельности реализуется в конкретной программе. Маркетинговые программы включают мероприятия, которые следует выполнить организации для стабилизации ситуации на рынке и по выходу из кризиса. Маркетинговые антикризисные программы могут быть частью стратегического и тактического плана организации по выходу из кризиса или антикризисного бизнес-плана. Приоритетными в антикризисном маркетинге являются стратегии продвижения товаров на новые рынки, упрочения положения на старых рынках, диверсификация.

При выборе маркетинговой стратегии существенную помощь менеджеру может оказать выделение признаков и классификация стратегий (Таблица 2).

Признак

Виды стратегии

1. Маркетинговая среда

Признаки, определяющие характер производственно-хозяйственной деятельности, ее функциональное назначение, место в экономике страны, ключевые проблемы, решаемые в данной сфере, вид бизнеса, стадию развития организации, имеют интеграционный характер и формируют социально- экономическую и организационно-правовую базу для разработки реальной маркетинговой стратегии организации

^ Интеграционные стратегии: макроэкономическая, внешнеэкономическая, региональная, производственной сферы и непроизводственной сферы, межотраслевая и отраслевая

2. Функциональное назначение

^ Стратегии факторов производства: производственных, инвестиционных, инновационных, финансовых, трудовых и информационных

3. Развитие организации

^ Антикризисная стратегия: предотвращение несостоятельности, выход из кризиса, ликвидация его последствий

4. Вид и масштаб рынка

Определяют поведение организации в достижении устойчивого рыночного положения: расширение и углубление рынка, продвижение товара на новые рынки, стратегия конкурентных преимуществ.

^ Рыночная стратегия: расширение рынка, проникновение в глубь рынка, продвижение товара на новые рынки, конкурентные преимущества

5. Приоритет средств маркетинга

В соответствии с изменением стратегии изменяются приоритеты средств маркетинга.

^ Товарная стратегия: дифференциация профилирующего товара, диверсификация

Ценовая стратегия: повышение/ понижение цен, ценовая конъюнктура

Фирменная стратегия: фирменного товара, имиджа, сервиса, стиля и дизайна

^ Рекламная стратегия: информирование о преимуществах товара, убеждение, мотивация, напоминание

6. Рыночная конъюнктура

Оказывает главное воздействие на производителя.

^ Стратегия спроса и предложения:

-стимулирующая – используется для привлечения потребителей к покупке товара (услуги), когда интерес к предлагаемому товару снижается

-креативная – используется, когда потенциальные потребности следует преобразовать в реальный спрос

-поддерживающая – используется в условиях устойчивых рынков для поддержания спроса и доли рынка

- противодействующая – реализуется в интересах отдельных субъектов рынка для уменьшения нерационального спроса

7. Рыночное поведение

Опирается на ряд характеристик организации: размеры, отраслевую принадлежность, охват рынка, предполагаемые виды на прибыль, конкурентные преимущества.

^ Стратегия мелких организаций: копирование продуктов ведущих фирм, приспособление к потребностям, интеграция с более крупными организациями (гибкость, адаптивность, позволяющая эффективно действовать при небольшом ресурсном потенциале, но с высокопрофессиональным персоналом)

^ Стратегия средних организаций:

-патентная (рыночных ниш) – предполагает тщательный выбор сегмента рынка и способа поведения организации

-инновационная – обусловл. необходимость всестороннего исследования потребностей, установление тесных связей с потребителем

-интенсивного маркетинга – осуществляется для формирования спроса и стимулирования сбыта посредством комплекса средств, таких, как высокие цены и большие затраты на рекламу, для создания благоприятного отношения потребителей к продукции

^ Стратегия крупных фирм:

-стратегия широкого проникновения на новый рынок при высоких затратах на формирование спроса и стимулирование сбыта

-«снятие сливок» - стратегия повышенных цен на новые товары на первых стадиях ЖЦТ на рынке.

8. Как определяется эффективность производства?

Эффективное управление предполагает осуществление совокупности внутренних и внешних управляющих воздействий, обеспечивающих на всех стадиях жизненного цикла предприятия оптимальное использование имеющихся потенциальных возможностей развития (потенциала).

Не следует путать 2 понятия – факторы производства и факторы развития производства.

К факторам производства относятся: земля, труд, капитал, т. е. количество и качество ресурсов, которыми располагает предприятие.

Количество ресурсов (Кпр) – это совокупность разнородных применяемых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), приведенных к денежному выражению:

Кпр = К1 + К2 + К3.

К1 – среднегодовая стоимость основных фондов;

К2 – среднегодовая стоимость оборотных средств;

К3 – среднегодовые затраты на воспроизводство квалифицированных работников.

Качество ресурсов характеризуется их результативностью (отдачей) в единицу времени. Например, фондоотдача, производительность труда, ресурсоотдача в единицу времени и др.1

Комплексным показателем качества применяемых ресурсов является показатель ресурсоотдачи (Эф) – эффективности производства, определяемый по формуле:

Эф = Оп / Кпр,

Т.е. объем производства (Оп) зависит от количества и качества применяемых ресурсов: Оп = Эф ∙ Кпр.

Под фактором развития производства следует понимать причину изменения количества и качества применяемых ресурсов, обеспечивающих рост производства продукции (услуг).

Количественным показателем, отражающим развитие предприятие, является показатель роста объема производства (JОп), исчисляемый путем умножения индексов роста качества (JЭф) и количества (JКпр) применяемых ресурсов:

JОп = JЭф ∙ JКпр.

JОп = Опа / Опб ; JЭф = Эфа / Эфб ; JКпр = Кпра / Кпрб .

Опа , Опб – объем производства в анализируемом и базисном периодах;

Эфа , Эфб – эффективность производства в анализируемом и базисном периодах;

Кпра , Кпрб – количество применяемых ресурсов в анализируемом и базисном периодах.

Таким образом, отличие рассмотренных понятий (факторы производства и факторы развития производства) видно из формул:

Оп = Эф ∙ Кпр ; JОп = JЭф ∙ JКпр

Эф ∙ Кпр – факторные показатели производства;

JЭф ∙ JКпр – факторные показатели развития производства;

JЭф – отражает интенсивный (качеств.) фактор производства;

JКпр – отражает экстенсивный (колич.) фактор производства.

9. В чём отличие эффективного от антикризисного управления?

Управление – это осуществление руководством предприятия на всех стадиях жизненного цикла совокупности внешних и внутренних воздействий (рис.).



Рис. Эффективное и антикризисное управление.

10. Какие типы развития производства могут быть?

Различают два основных типа развития производства – экстенсивный и интенсивный2.

Экстенсивный тип осуществляется посредством использования дополнительных ресурсов, не изменяя при этом среднюю производительность труда. Предполагает увеличение применения факторов производства на прежней технической основе (рост численности работников, нарастание инвестиций, потребляемого сырья и т.п.).

Интенсивный тип связан с использованием более производительных факторов производства и технологии, то есть развитие происходит не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а посредством повышения их эффективности. Означает качественное совершенствование факторов производства, более эффективное их использование, внедрение достижений науки, техники, технологии, повышение качества труда, продукции и производства.

В реальной хозяйственной практике нет чисто экстенсивного и чисто интенсивного типа развития производства, поскольку они переплетаются. Границы между ними относительны, подвижны. В процессе исторического развития осуществляется их постоянный взаимопереход. Поэтому в зависимости от доли экстенсивных или интенсивных факторов различают следующие типы развития производства (схема). Значение факторов, определяющих тип развития производства, представлены в таблице.



Схема. Классификация типов развития производства.

Таблица

Значение факторов, определяющих тип развития производства

Тип развития производства

Значение факторов

1.Интенсивный тип развития производства
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (924 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru