Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Руководство - Концепция государственной политики в отношении молодой семьи - файл 1.doc


Руководство - Концепция государственной политики в отношении молодой семьи
скачать (127 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc127kb.14.12.2011 04:44скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Концепция государственной политики в отношении молодой семьи


"УТВЕРЖДАЮ"
Министр образования и науки
Российской Федерации
А.А. ФУРСЕНКО
"8" мая 2007 г.

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОТНОШЕНИИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ


1. Введение

Концепция государственной политики в отно-шении молодой семьи (далее - Концепция) определяет систему взглядов, исходных положений, принципов, приоритетных направлений, основных понятий и мер в сфере регулирования отношений государства и молодых семей.

Концепция служит основой для организации ра-боты органов государственной власти и местного самоуправления при ре-шении вопросов, касающихся жизнедеятельности молодой семьи.

Нормативной правовой основой государственной политики в отношении молодой семьи являются документы ООН, в которых имеются прямые и косвенные положения, касающиеся семьи, Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс и иные документы по вопросам семьи, принятые на федеральном уровне.

Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями госу-дарственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Рос-сийской Федерации от 14.05.96 г. N 712 "Об основных направлениях го-сударственной семейной политики". Исходя из этого документа субъекта-ми государственной политики в отношении молодой семьи выступают ор-ганы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодате-ли, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международ-ные организации, юридические и физические лица. Объектом государст-венной семейной политики является семья, в том числе и - молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов про-цесса реализации мер государственной семейной политики.

Необходимость разработки данной концепции детерминируется рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, молодые семьи составляют значи-тельную часть российских семей. К 2006 году их насчитывалось более 6 миллионов (около 20 миллионов граждан России). Следовательно, форми-рование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой обу-словлено состоянием именно молодых семей. Стремительное старение на-селения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общест-во уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним молодым семь-ям повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресур-сом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родите-лей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инва-лидов и пожилых поколений.

Во-вторых, выделение молодых семей в от-дельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельно-сти молодого поколения, будет способствовать более эффективному и ад-ресному решению проблем жизнедеятельности молодой семьи, что при-звано улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации. Именно молодежь и молодые семьи являются ведущей силой в реализации практически всех Приоритетных национальных проектов России.

В-третьих, практика показывает, что семьи соз-даются в молодые годы (ориентировочно средний возраст вступления в брак - 22,2 лет для женщин и 24,4 лет для мужчин, 70% заключаемых бра-ков - первые). Этот возраст характеризуется становлением мировоззренче-ских позиций и ценностных ориентаций молодежи, в том числе - ориента-ций на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительст-во и ценности семейной жизни. Утверждение этих позитивных ценностей и установок - задача государственной молодежной семейной политики.

В-четвертых, статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20 летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи). Выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним как части государствен-ной семейной политики будет способствовать повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса мер такой политики.

В-пятых, деторождение, а, следовательно, бу-дущее нации в основном связано с молодой семьей (3/4 общего числа де-тей - у родителей моложе 30 лет). Меры, предусматриваемые государст-венной политикой в отношении семей в целом, в преобладающем числе ситуаций и в значительном объеме относятся, прежде всего, к молодым семьям. Эти меры ориентированы на решение проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства, в этой части отраженным в Послании Президента Российской Федерации.

В-шестых, молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в государственной и роди-тельской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного раз-вития. В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступле-ния которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская мо-лодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения зна-чительно раньше. В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собст-венный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны госу-дарства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жиз-ни. Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности должно стать основой общества будущего. Эта поддержка предусматрива-ет, прежде всего, формирование и реализацию государственной политики в отношении молодой семьи.

Вместе с тем, результаты анализа государст-венной семейной политики в СССР и Российской Федерации показали, что имеет место недооценка правоспособности молодой семьи, важности пра-вового регулирования ее отношений с государством и другими социаль-ными институтами. Семья, в том числе молодая, как правило, не привлека-лась к активному участию в реализации мер государства и общества в рам-ках социальной политики. Семейная политика во многих аспектах отожде-ствлялась с социальной защитой и регулированием брачно-семейных от-ношений. В системе взаимоотношений "семья - государство" имела место недооценка социального статуса и социально-ролевых функций семьи, и, прежде всего, молодой семьи. Государственная поддержка молодой семьи не выступала в качестве самостоятельного направления социальной поли-тики, в рамках которой необходимо учитывать и решать многие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности молодой семьи как субъекта и объекта общественного развития. В то же время политика государства в отношении молодой семьи все еще четко не сформулирована (ее предмет концептуально не разработан) и сводится, в основном, к государственным мерам, связанным с социальной защитой материнства и детства, и норма-тивному регулированию семейно-брачных отношений. Решения, прини-маемые на государственном уровне, как правило, адресованы не молодой семье как институту, а отдельным ее членам. Отмечается факты противо-речивости и нарушения координации государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях.

"Стратегия государственной молодежной поли-тики", фиксируя ряд этих и других особенностей становления и развития молодых поколений и их влияния на развитие Российской Федерации, прямо отмечает издержки и просчеты семейной политики, оплачиваемые всем российским обществом, оценивает их как резко отрицательные, с ко-торыми невозможно смириться.

Таким образом, назрела необходимость осмысле-ния процессов и практического решения задач социально-политического обеспечения жизнедеятельности молодой семьи на государственном уров-не: придание ей особого социокультурного и правового статуса в общест-ве; комплексного исследования положения молодой семьи для конкрети-зации проблем ее жизнедеятельности и выявления тенденций развития; прогнозирования и разработки концептуальных основ молодежной семей-ной политики как самостоятельного направления государственной семей-ной политики.

2. Основные понятия и принципы
государственной политики в отношении молодой семьи

Молодая семья - семья, возраст каждого из суп-ругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одно-го и более детей .

Развитие молодой семьи - процесс становления субъектно-объектных отношений молодой семьи в государстве и общест-ве, в результате которого она получает необходимые условия и выполняет социальные функции и репродуктивные установки.

Оптимальная структура системы индикаторов развития молодой семьи может состоять из нескольких компонентов:

возрастные границы;

социологическая характеристика молодой семьи;

динамика уровня разводов в молодых семьях по сравнению с семьями других категорий;

социально-экономическое положение: уровень и структура доходов; жилищные условия; доступность медицинского об-служивания; уровень занятости (заняты оба супруга, один из супругов без-работный, оба супруга безработные);

динамика рождаемости в молодых семьях; коли-чество детей; ориентация на количество детей; формы и средства стимули-рования рождаемости;

уровень общего и профессионального образова-ния молодых супругов; образование как установка на успех и карьерное продвижение;

система пассивной и активной социальной защи-ты молодой семьи: льготы, социальные пособия, социальные программы поддержки молодой семьи, мероприятия по охране здоровья молодых ма-терей;

доступ молодой семьи к полноценному отдыху: семейные санатории и базы отдыха; семейные клубы; наличие радио- и те-лепрограмм для молодой семьи; спортивные соревнования для супругов с детьми.

Институализация молодой семьи - процесс жизне-деятельности молодой семьи от момента ее создания до стабильного функционирования: рождение и воспитание детей, достижение экономиче-ской самостоятельности, создание устойчивого психологического климата, выполнение основных социальных функций.

Эффективность процесса институализации оце-нивается с точки зрения создания благоприятных условий для достижения молодой семьей уровня благополучия. Благополучной будет называться семья, которая сама в состоянии решать свои проблемы, в полной мере выполнять социальные функции, и дальнейшее развитие которой, с высо-кой степенью вероятности, будет стабильным.

Потребности молодой семьи, удовлетворение ко-торых предусматривает государственную поддержку: социальная защита и социальное обслуживание молодых семей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; материальные гарантии, сти-мулирующие реализацию репродуктивной функции, социально-экономические условия для сочетания репродуктивных и профессиональ-ных ролей; жилищные условия; механизмы поддержки ориентации семьи на самообеспечение и саморазвитие; информационно-просветительская и социально-психологическая поддержка молодой семьи в государстве и обществе; помощь в формировании и развитии социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей и организации семейного отдыха.

Принципы государственной политики в отноше-нии молодой семьи: партнерское взаимодействие государства, общества и молодой семьи; целостность и непротиворечивость государственной поли-тики в отношении молодой семьи; единство социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства; дифференци-рованный подход к различным типам семей; социальная субъектность се-мьи; социальная преемственность поколений; гуманизм.

Принцип партнерского взаимодействия направ-лен на обеспечение баланса обязательств государства по соблюдению все-го комплекса прав и ответственности молодой семьи в обществе и перед обществом и государством за выполнение своих социально-демографических функций. Соблюдая права и суверенитет семьи, госу-дарство не имеет прав вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, в отно-шения супругов, родителей и детей. При необходимости такое вмешатель-ство осуществляется лишь в пределах, не нарушающих права и законные интересы членов семьи, не противоречащих положениям Конституции Российской Федерации, Законов РФ и нравственным требованиям.

Молодая семья, со своей стороны, имеет обяза-тельства полноценно осуществлять свои основные социально-демографические функции, формировать и реализовать собственные жиз-ненные и репродуктивные установки на основах самообеспечения и само-развития.

Принцип целостности и непротиворечивости предполагает участие государственных и муниципальных органов власти всех уровней в формировании и реализации государственной молодежной семейной политики, а также наличие четкого разделения полномочий ме-жду ними. Государственная политика, затрагивающая интересы молодой семьи, разрабатывается и реализуется на федеральном уровне, на уровне субъекта РФ, на муниципальном уровне законодательной и исполнитель-ной власти. На каждом из этих уровней учитываются социокультурные особенности семейных отношений в целях повышения эффективности реализации целевых программ поддержки различных категорий молодых семей.

Принцип единого социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства в Российской Федерации предполагает формирование и практическую реализацию еди-ных социальных гарантий, юридическую защиту прав и свобод молодых семей в равной степени на всей территории России. Государственная по-литика обеспечивает единство стратегических подходов и ориентиров в отношении молодой семьи.

Принцип дифференцированного подхода к раз-личным типам молодых семей предполагает учет специфики их типов: полных и неполных; процветающих, благополучных, кризисных и марги-нальных; семей военнослужащих и сотрудников других силовых структур; семей с малолетними детьми; многодетных семей; студенческих семей с детьми; семей с детьми - инвалидами и др.

Принцип социальной субъектности предусмат-ривает приоритет самостоятельности и активности молодой семьи в реали-зации государственной политики в отношении этой группы семей. Госу-дарственная политика призвана создавать необходимые условия, в кото-рых молодая семья способна проявлять свою самостоятельность и актив-ность, преодолевая последствия социального патернализма и потребитель-ства.

Принцип социальной преемственности поколе-ний предусматривает ориентацию государства и молодых семей на сохра-нение и поддержание взаимосвязи поколений, соблюдение и воспроизвод-ство в молодой семье традиций народного семейного воспитания, передачу и преемственность российских социокультурных ценностей.

Принцип гуманизма предполагает отношение государства и общества к молодой семье не только как к средству воспро-изводства рабочей силы, а как к институту воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека, активному субъекту укрепления социального института семьи.

Совокупность указанных принципов определя-ет концептуальные основы государственной молодежной семейной поли-тики, позволяет сформулировать ее цели и задачи, определить стратегиче-ские приоритеты.

3. Цели, задачи и приоритеты
государственной политики в отношении молодой семьи

Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т.ч. стимулирование рож-даемости детей и их воспитания.

Задачами государственной молодежной семейной политики являются:

законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности;

обеспечение государством соблюдения прав мо-лодой семьи в решении социальных проблем;

совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей;

укрепление института российской семьи на ос-нове народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;

формирование позитивного "просемейного" об-щественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально-благополучной семьи;

обеспечение сохранения семейной среды как среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроиз-водства, воспитания и развития детей - полноценных граждан российского общества;

учет интересов молодой семьи в процессе духов-но-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализации разнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органов власти и управления различных уров-ней;

оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации ее воспитательной функции по социализации супругов и де-тей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры;

поддержка развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, направленных на формирование новых источников доходов, обеспечивающих достижение экономического благополучия молодой семьи;

обеспечение возможности молодой семье само-стоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок;

оказание молодым семьям необходимой инфор-мационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;

развитие и поддержка общественных организа-ций молодых семей.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов, эффективная государственная политика в отношении молодых семей, как и вся социальная политика XXI века, должна стать политикой приоритетов. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодым семьям воз-можности для самостоятельного решения возникающих проблем. Только такой подход будет способствовать улучшению качества жизни подав-ляющей части молодого поколения связанному с развитием страны в це-лом.

Приоритетами государственной политики в отно-шении молодой семьи являются:

создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении мо-лодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического поло-жения и репродуктивного поведения, а также проблем и ресурсного по-тенциала молодой семьи (социальная институционализация государствен-ной политики в отношении молодых семей);

вовлечение всех субъектов Российской Федера-ции и муниципальных образований в разработку и реализацию федераль-ных, региональных и муниципальных целевых социальных программ под-держки становления и развития молодых семей, приоритетное их участие в разработке и реализации проектов государственной молодежной полити-ки на всех уровнях (социальная интеграция государственной политики в отношении молодых семей);

создание условий для превращения ее в самостоя-тельный субъект реализации государственной семейной политики (соци-альная адресность государственной политики в отношении молодых се-мей)

оказание помощи молодым семьям в решении со-циальных (материальных, финансовых, жилищных, демографических, психологических, социально-педагогических и т.п.) проблем с опорой на внутренний потенциал самих семей с учетом действующего законодатель-ства Российской Федерации (социальная ориентация государственной по-литики в отношении молодых семей);

введение института социальной общественной экспертизы государственных решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность молодой семьи (независимость оценки и измеряемость результатов реализации государственной политики в отношении молодых семье).

Стратегией достижения цели государственной политики в отношении молодой семьи является создание условий для ее становления и развития в качестве самостоятельного и полноценного субъекта российского общества.

Реализация приоритетов государственной поли-тики в отношении молодой семьи на основе данной стратегии способству-ет формированию механизмов взаимодействия государства и молодой се-мьи:

механизм "государство - молодая семья": госу-дарство законодательно предоставляет молодой семье самостоятельный статус социального субъекта и обеспечивает соблюдение всех прав семьи в процессе политического, экономического и социокультурного развития общества;

механизм "общество - молодая семья": общество обеспечивает инициативное участие молодых семей в совместной с госу-дарственными институтами поддержке семьи; налаживание партнерских связей между семьей и другими институтами гражданского общества, пре-пятствующих асоциальным проявлениям в среде семьи, детей и молодежи;

механизм "молодая семья - общество - государ-ство": молодая семья полноценно осуществляет функции, присущие соци-альному институту семьи как институту государства и гражданского об-щества; строит и реализует жизненные стратегии на основе принципов са-моразвития и самообеспечения с учетом государственных приоритетов и общественных ценностей; выступает активным субъектом общественного развития страны.

4. Концептуальная модель
государственной политики в отношении молодой семьи

Создание концептуальной модели осуществля-ется в целях формирования идеального образца молодой семьи. Данная модель может служить в качестве критерия оценки деятельности различ-ного рода социальных служб, центров и клубов, осуществляющих взаимо-действие с молодой семьей по разным аспектам ее функционирования, за-щите прав ее членов, а также критерием оценки эффективности разработки и реализации социальных программ федерального, регионального и муни-ципального уровней, направленных на создание условий для становления и развития молодых семей, полноценного выполнения ими социальных функций. Концептуальная модель молодой семьи включает систему описа-тельных показателей, отражающих в должной мере различные аспекты ее состояния и качество выполнения присущих ей социальных функций.

В качестве исходного ориентира для концепту-альной модели молодой семьи принят тип благополучной семьи в связи с тем, что в современных социально-экономических условиях российского государства и общества достижение уровня благополучия по всем показа-телям можно считать реальной стратегической целью для проведения го-сударственной семейной и молодежной политики в отношении молодой семьи.

Под благополучной молодой семьей понимает-ся семья, которая:

осуществляет свою жизнедеятельность в заре-гистрированном браке, ориентирована на рождение двух или более детей, имеет их, занимается их воспитанием и развитием на основе взаимодейст-вия пространств семейного, общественного и государственного образова-ния;

в состоянии самостоятельно решать все свои проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реа-лизации своего внутреннего потенциала с использованием мер законода-тельно определенной ее поддержки;

обладает способностью к самореализации и са-моразвитию как самостоятельный элемент социальной структуры россий-ского общества на основе равноправия и взаимного сотрудничества с госу-дарством и обществом.

Модель благополучной молодой семьи как субъекта социальных отношений отражает:

юридическую оформленность: благополучной считается та семья, члены которой проживают в зарегистрированном бра-ке;

полноту семьи: благополучная семья должна быть полной и состоять из супружеской пары (родителей) и детей;

детность семьи: благополучная семья должна иметь такое количество детей в семье, которое обеспечивает расширенное воспроизводство населения по данному региону;

экономическую обеспеченность: среднедуше-вой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже среднего душево-го дохода в целом по данному региону;

социальную активность: благополучная семья самостоятельно решает свои проблемы при получении законодательно за-крепленной ее государственной поддержки;

социальную направленность: основные направ-ления и содержание жизнедеятельности молодой успешной семьи в основ-ном должны совпадать с тенденциями развития российского государства и общества, соответствовать преобладающим в стране нормам нравственно-сти и ценностям культуры.

При определении уровня благополучия моло-дой семьи все его показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень развития любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи, и ее уже нельзя будет считать благополучной.

В качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать качество вы-полнения ею социальных функций:

обеспечение воспроизводства физически здоро-вого и психически полноценного потомства;

обеспечение в надлежащей степени полноценно-го воспитания и социализации детей;

обеспечение формирования российского само-сознания, гражданственности и преемственности народных и националь-ных социокультурных ценностей у своих детей;

обеспечение эмоциональной и психологиче-ской устойчивости: ориентация на предупреждение внутрисемейных кон-фликтов, их разрешение своими силами без ущерба для каждого члена се-мьи и, прежде всего, для детей;

обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе - профессиональный рост, повышение квалификации, успешное обучение в образовательных учреждениях);

обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи.

Показатели благополучия молодой семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональ-ных органов власти, социальных институтов государства и общества, спе-циализированных служб по работе с молодыми семьями, а также крите-риями эффективности реализации федеральных и региональных программ (программ субъектов РФ и муниципальных образований), в той или иной мере ориентированных на взаимодействие с молодой семьей. Достижение этих показателей может выступать в качестве отдельных задач в деятель-ности различных социальных структур по работе с молодыми семьями.

Процесс становления благополучной молодой семьи считается завершенным, если она (с момента своего создания) дос-тигла уровня благополучия и дальнейшее развитие этой семьи, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.

5. Основные направления и условия реализации
Концепции государственной политики в отношении молодой семьи

В основу процесса реализации данной концепции положена трехуровневая система взаимодействия государственных и об-щественных структур, осуществляющих работу с молодой семьей на феде-ральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях, на каждом из которых определяются, конкретизируются и реализуются цели, реша-ются соответствующие специфические задачи и имеется достаточное ре-сурсное обеспечение.

На федеральном уровне Концепция ориентирует-ся на общероссийские социокультурные ценности; на региональном уровне учитываются традиции семейного образа жизни данного региона (что особенно важно по отношению к молодым семьям из числа малых на-родов); на местном уровне происходит поддержка молодых семей с учетом специфических особенностей конкретной семьи и местных условий.

Основными направлениями реализации Кон-цепции являются:

пропаганда семейных ценностей среди молоде-жи; формирование основ педагогической культуры у молодых родителей; обеспечение преемственности поколений в семье;

формирование моделей и механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для станов-ления благополучной молодой семьи;

развитие форм общественного объединения мо-лодых семей и повышение их социальной активности, развитие самопо-мощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи;

подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;

содействие в обеспечении жильем молодых се-мей, в повышении уровня их материального и социального благополучия.

Путями реализации Концепции государственной политики в отношении молодой семьи по данным направлениям опреде-ляются:

установление гарантии занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем стимулирова-ния (квотирования) процесса создания для них рабочих мест; осуществле-ния (при необходимости) профессиональной подготовки и переподготов-ки; обучения их профессиям, востребованным на современном рынке тру-да; формирование системы стимулирования работодателей в создании и предоставлении рабочих мест для членов молодых семей;

государственная поддержка развития индивиду-альной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, фермер-ства и других видов предпринимательства для молодых семей; кредитова-ние и частичное субсидирование молодых семей, осуществляющих строи-тельство и приобретение жилья;

оптимизация налоговой политики в отношении членов молодых семей, занятых трудовой деятельностью, путем установ-ления налоговых льгот и социальных выплат, достаточных для удовлетво-рения основных жизненных потребностей молодой семьи, включая отпла-ту услуг образования, здравоохранения, физического и культурного разви-тия, коммунального хозяйства; льготное предоставление жилья для моло-дых многодетных семей и семей с детьми-инвалидами;

государственный контроль соблюдения законо-дательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи, работаю-щих членов молодой семьи в различных сферах труда, независимо от фор-мы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае пре-кращения трудового договора (контракта) и безработицы;

кардинальная модернизация охраны здоровья членов молодой семьи путем обеспечения доступности для всех молодых семей медицинской помощи на основе сочетания ее бесплатных и платных форм медицинского обслуживания; санитарного просвещения по вопросам защиты здоровья матери и ребенка, профилактики детских инфекционных заболеваний".

Дополнительная поддержка членов молодых семей, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также развитие сети психолого-педагогического и правового просвещения членов молодых семей и под-держка учреждений, организаций и общественных объединений, оказы-вающих бесплатную психологическую, социально-педагогическую и юри-дическую помощь молодой семье в защите прав и законных интересов ее членов, в решении ее повседневных проблем;

развитие сети дошкольных образовательных учреждений различных форм собственности с целью обеспечения доступ-ности дошкольного образования и образовательных учреждений дополни-тельного образования детей для их гармоничного духовно-нравственного, физического и художественного развития; организация родительского все-обуча, сопровождающегося изданием и распространением литературы по воспитанию детей, по вопросам культуры семьи;

значительное расширение сети учреждений со-циального обслуживания молодых семей в целях оказания им услуг по уходу за детьми, консультативной поддержки в кризисных ситуациях и других видов социальной помощи;

информационно-пропагандистская поддержка ценностей благополучной молодой семьи средствами массовой информа-ции и современных информационных и коммуникационных технологий;

Достижение целей и решение поставленных в Концепции задач обеспечивается соблюдением условий:

единства проведения государственной полити-ки в отношении молодых семей на федеральном, региональном и местном уровнях;

практической реализации установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот молодой семье, их дополнением в субъектах РФ и органах местного самоуправле-ния на основе специфических потребностей семьи и своеобразия региона;

равноправного партнерства семьи, общества и государства, разделения ответственности за состояние и развитие благопо-лучных молодых семей;

сотрудничества молодых семей с обществен-ными объединениями и благотворительными организациями;

государственной защиты личных, имуществен-ных, жилищных и других законных прав и интересов молодой семьи, при-ведением законодательства о семье в соответствие с международными правовыми стандартами;

обязательства государства по защите молодой семьи от нищеты и лишений, связанных с последствиями чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или социального характера;

своевременности и полноты выплаты всех ви-дов пособий, предусмотренных российским законодательством.

Молодая семья в процессе становления должна иметь возможность выбора и самостоятельного принятия решений относи-тельно своего развития в стратегическом направлении достижения благо-получия, а экономические, правовые и идеологические меры государст-венной молодежной семейной политики должны способствовать утвер-ждению ценностей и приоритетов ее саморазвития, предоставлять возмож-ность выбора и сочетания форм, видов экономической и внеэкономической помощи и поддержки.

6. Ресурсное обеспечение реализации
Концепции государственной политики в отношении молодой семьи

Организационно-управленческое обеспечение реализации Концепции достигается постоянной целенаправленной специ-ально-организованной деятельностью различных государственных и му-ниципальных структур и, в первую очередь, органов исполнительной вла-сти и управления всех уровней. Исходя из того, что проблемы молодой се-мьи носят межведомственный характер, целесообразно повышение статуса исполнительных структур органов управления семейной политикой, моло-дежной политикой, а также структурных подразделений, занимающихся вопросами социальной политики в отношении семьи, в федеральных орга-нах социальной направленности.

Высоко приоритетной является государственная поддержка программ деятельности центров (клубов) молодых семей, об-щественных объединений, благотворительных фондов и других негосудар-ственных (неправительственных) структур, занимающихся проблемами молодой семьи. Для региональных органов исполнительной власти и мест-ного самоуправления объективно необходима координация на принципах социального партнерства деятельности всех государственных организаций, общественных объединений и коммерческих структур, связанных с реше-нием проблем молодых семей.

Реализации Концепции способствует организа-ция эффективного управления, мониторинга и общественно-государственного контроля выполнения всех социальных целевых про-грамм, в той или иной степени затрагивающих интересы молодой семьи.

Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции достигается совершенствованием федеральных законов и нор-мативных правовых актов, определяющих деятельность органов и учреж-дений государственно-общественной системы, которые осуществляют це-ленаправленную деятельность по укреплению и развитию молодой семьи. Для этого необходимо:

внести изменения и дополнения в Указ Прези-дента Российской Федерации N 712 от 14 мая 1996 г. "Об основных на-правлениях государственной семейной политики"; разработать и принять федеральный закон "О государственной поддержке семей в Российской Федерации", предусмотрев в нем, прежде всего, комплексные меры под-держки молодых и многодетных семей, а также разработать и принять Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки молодой семьи";

совершенствовать федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам под-держки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (предостав-ление субсидий, беспроцентных ссуд, ипотечных кредитов, развитие нако-пительно - кооперативных схем, внедрение механизмов аренды государст-венного и муниципального жилья и других способов улучшения жилищ-ных условий молодых семей и др.);

привести нормативные акты субъектов Россий-ской Федерации в соответствие с федеральным законодательством, регу-лирующим основы семейной политики, государственную поддержку мо-лодой семьи;

усилить государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации в части защиты прав и интересов молодой семьи, работающих членов семьи в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе и в случае прекращения трудового договора (контракта) и безработицы;

обеспечить общественную экспертизу всех вно-симых в Государственную Думу РФ законопроектов с позиций оценки их влияния на положение молодой семьи и создание условий для выполнения ею своих функций.

Важным резервом развития молодой семьи явля-ется повышение ее правовой культуры, для повышения которой необходи-ма разработка системы просвещения, обеспечивающей информирован-ность молодежи о правах на государственную поддержку всех членов мо-лодой семьи в сферах труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения, социального обслуживания и др.

Финансовое обеспечение реализации Концепции достигается механизмом целевого финансирования государственной се-мейной политики, включающего специальные инструменты решения спе-цифических проблем молодой семьи, и призванного в полной мере выпол-нить федеральные и региональные социальные гарантии за счет федераль-ного бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также за счет ре-гиональных бюджетов и привлечения внебюджетных средств. Дополни-тельным инструментом финансового обеспечения реализации Концепции могут стать федеральные и региональные фонды поддержки молодой се-мьи, в том числе частные и благотворительные и страховые фонды.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции достигается:

формированием системы постоянного монито-ринга демографических, социально-экономических, правовых, социально-психологических, воспитательно-образовательных и других проблем мо-лодой семьи при проблемно-целевой и содержательно-тематической коор-динации научных исследований различных научных и научно-исследовательских учреждений федерального и регионального уровней;

подготовкой ежегодных национальных докладов о положении российских семей с обязательным выделением в них раздела о молодых семьях в целях информирования федеральных органов испол-нительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления, общественных организаций и населения о проблемах семей;

совершенствованием социальной и демографиче-ской статистики, отражающей положение семей, с включением в реестр ежегодной государственной статистики информации о состоянии и тен-денциях развития молодых семей;

разработкой и реализацией внеэкономических мер по усилению мотивации к рождению детей в российских семьях и обеспечению более благоприятных условий для их воспитания, образова-ния, физического и духовного развития, предусмотрев периодическое на-ращивание этих мер с целью постоянного подкрепления их стимулирую-щего влияния; созданием государственной системы духовно-нравственного воспитания молодежи в целях возрождения семейных, ро-довых традиций;

проведением на регулярной основе информаци-онно-пропагандистских мероприятий, направленных на повышение ин-формированности органов власти и населения о демографической ситуа-ции в стране, ее тенденциях и следствиях; на пропаганду здорового образа жизни и опыта жизнедеятельности социально-благополучных молодых се-мей; на профилактику разводов, заболеваний, алкоголизации, наркомании, курения;

совершенствованием социальной рекламы на ос-нове конкурсов телевизионных программ и материалов периодической пе-чати по освещению положительного опыта деятельности государственных структур и общественных учреждений в реализации Концепции государст-венной политики в отношении молодых семей.

Кадровое обеспечение реализации Концепции достигается:

совершенствованием подготовки и переподго-товки научных и научно-педагогических кадров, а также специалистов широкого профиля с целью профессиональной реализации государствен-ной семейной политики;

включением в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Ор-ганизация работы с молодежью" учебных дисциплин по работе с молодой семьей, а также введением в рамках данной специальности специализаций, направленных на подготовку специалистов по работе с молодой семьей;

введением в структуру социальных институтов, ориентированных на работу с семьями, должностей "семейный социаль-ный работник" и "семейный социальный педагог", осуществив специали-зированную подготовку специалистов этого профиля в системе высшего профессионального образования.

7. Заключение

Концепция государственной политики в отноше-нии молодой семьи является рамочным документом, на основе которого разрабатываются и реализуются конкретные целевые программы по всему комплексу проблем молодой семьи, либо по отдельным аспектам ее ста-новления и жизнедеятельности на федеральном, региональном и местном уровнях. Реализация программ должна осуществляться посредством кон-кретных мероприятий с критериальным оцениванием их эффективности и целевого назначения. Данная концепция призвана оказать помощь в опре-делении целей, принципов и критериев деятельности органов государст-венной власти, местного самоуправления, общественных объединений по решению проблем молодой семьи.

8. Ожидаемые результаты

Результатами реализации данной концепции выступят:

повышение ценности семьи и семейного образа жизни, что будет способствовать минимизации доли "гражданских" бра-ков в общем числе браков, приводящих к созданию молодых семей;

повышение уровня рождаемости, что будет способствовать стабилизации и улучшению демографической ситуации в стране;

повышение уровня благополучия молодой се-мьи, что приведет к повышению качества жизни, досуга, снижению мла-денческой смертности и улучшению здоровья детей, уменьшению числа случаев проявления жестокости и насилия в семье;

укрепление молодой семьи, что будет способ-ствовать снижению числа разводов и уменьшению числа неполных семей, решению проблемы беспризорности и детской подростковой девиантно-сти;

стабилизация молодой семьи, что позволит снизить уровень социального сиротства, внебрачных детей и количество отказов от новорожденных детей среди молодых родителей;

значительное развитие семейных форм воспи-тания: увеличение количества семей с усыновленными детьми, опекун-ских, приемных и патронатных семей.


Скачать файл (127 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru