Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная - Влияние личностной тревожности на произвольное и непроизвольное внимание - файл 1.doc


Контрольная - Влияние личностной тревожности на произвольное и непроизвольное внимание
скачать (50 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc50kb.14.12.2011 05:09скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: Влияние личностной тревожности на произвольное и непроизвольное внимание.

Проблема: Как личностная тревожность влияет на внимание.

Гипотеза: Чем выше уровень личностной тревожности, тем ниже уровень произвольности.

Объект: Уровень произвольного внимания младших школьников. Уровень личностной тревожности младших школьников.

Предмет: Влияние личностной тревожности на произвольное и непроизвольное внимание.

Цель:

Задачи:

Ι. Концептуальный анализ.

1. Концептуальное основание.

А. Онтогенетические закономерности формирования произвольного и непроизвольного внимания.

На протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребёнок ещё в очень слабой степени владеет своим вниманием.

В начале обучения внимание у детей непроизвольное.

В учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребёнка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств. Развитию произвольного внимания способствует чёткая организация действий ребёнка с использованием образца, а также действий самоконтроля: это может быть проверка своих или чужих ошибок, сличение полученных результатов с правильным.

В развитии внимания у ребёнка существенным является его интеллектуализация, которая совершенствуется в процессе умственного развития ребёнка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания ребёнка, которое находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.

Объём и распределение внимания в младшем школьном возрасте ещё не такие высокие, по этой причине младшим школьникам ещё сложно выполнять два действия одновременно, низкой остаётся и устойчивость внимания. Причём устойчивость выше при выполнении предметных действий и ниже 0- при выполнении действий во внутреннем плане. Если устойчивость внимания у первоклассников характеризуется возможностью удерживать его на объекте не более 10 минут, то к третьему классу это время увеличивается до 20 минут.

Более значительные сдвиги наступают тогда, когда успевают сказаться результаты обучения, размер этих сдвигов зависит от его эффективности. К 10-12 годам, т.е., к тому периоду, когда по большей части наблюдается заметный, скачкообразный рост. В умственном развитии детей, развитие отвлечённого мышления, логической памяти, обычно наблюдается также заметный рост объёма внимания, его концентрации и устойчивости.

Говоря об этих возрастных различиях в развитии внимания нельзя упускать из вида существования различий.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому дисциплинированному труду.

^ Б. Тревожность как свойство личности.

Тревожность как свойство личности во многом обусловливает поведение субъектом. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие тенденции воспринимать достаточно много ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

^ С. Рассмотрение внимания в субъектно–деятельностном направлении.

С.Л.Рубинштейн, развивая свою концепцию психической деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. Оно – «сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект»

По мнению Рубинштейна, во внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету.

Внимание существенно обусловлено взаимоотношением между направленностью деятельности, в которую включен человек, и направленностью его внутренних психических процессов.

Внимание там, где направление деятельности ориентирует направление мыслей, помыслов, где они совпадают. Отсутствие внимания означает их расхождение. Можно сказать, что внимание выражает специфическую особенность процессов, направление которых регулируются деятельностью, в которую они включены.

Подчеркивая активность субъекта, которая проявляется во внимании, Рубинштейн утверждал, что причины внимания лежат не только в субъекте, но и в объекте, а так же то, что внимание теснейшим образом связано с деятельностью.

Взгляды, близкие к этим, высказывал Н.Н.Добрынин. Он посвятил всю свою жизнь исследованиям внимания, которое считал формой проявления активности личности. Добрынин полагал, что, описывая внимание, нужно говорить не о направленности сознания на предмет, а о направленности сознания на деятельность с предметом. В его концепции внимание определялось как направленность сосредоточенность нашей психической деятельности и поддержание этого выбора. А под сосредоточенностью – углубление в данную деятельность и отстранение от всякой другой деятельности.

Внимание относится к сквозным психическим явлениям, поэтому, если опираться на структуру психической организации человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса, и как состояние, и как свойство личности.

ΙΙ. Виды внимания.

Классификация внимания по признаку произвольности является наиболее традиционной. Разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля, а полное и всестороннее описание этих разновидностей было сделано уже в 18 веке. Позднее это разделение получило серьезное теоретическое обоснование в работах Т.Рибо и Н.Н.Ланге.

Если направленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорят о непроизвольном внимании. Побудительными причинами находят в особенностях внешних объектов.

Непроизвольное внимание обусловлено как физическими характеристиками стимула, так и значительностью стимула для человека.

Если направленность и сосредоточенность внимания связана с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании. Источники произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами.

Переменная

Способ контроля

Способ измерения

Независ.:

Личностная тревожность

Пассивный способ контроля

Тест школьной тревожности Филипса

Завис.:

Произвольное и непроизвольное внимание




Исследование характеристик произвольного и непроизвольного внимания методом интеллектуальной пробы

Доп.:

1) возраст

2) экспериментальная ситуация

3) мотивация обучения
4) социальный статус

Элиминация
Константные условия


Балансировка

По факту (младшешкольники).

По факту (в первой половине дня, в один день недели (вторник), один и тот же эксперимент, одинаковые последовательные методики, индивидуальное проведение.

Общеобразовательные школы.


ΙΙΙ. Влияние личностной тревожности на внимание.

В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как произвольное, так и непроизвольное продолжает развиваться. Однако, сначала и в школе приходится сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.

Огромное влияние на уровень внимания оказывает личностная тревожность, т. к. является устойчивой индивидуальной характеристикой личности.

Поскольку, основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы.

Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в тематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

На общую тревожность в школе оказывает общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижения высокого результата; страх самовыражения; негативное отношение и переживание тревоги при проверке публичных знаний и возможностей; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; тревога по поводу оценок.

Все эти факторы при повышенной личностной тревожности оказывают негативное влияние на учебную деятельность и тем более на уровень внимания.

Таким образом, тревожность как свойство личности во многом обусловливает поведение субъекта.

Повышенный уровень личностной тревожности отрицательно влияет на произвольное и непроизвольное внимание.
^ 2. Концептуальная модель.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом, соответственно со всеми сторонами сознания. Роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса.

высшие формы произвольного внимания у человека в процессе трудовой деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей личности. Поэтому продукт этой деятельности представляет непосредственный интерес. Но иногда получение этого продукта связано с такой деятельностью, которая, по своему содержанию и способу исполнения может не вызывать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Трудовая деятельность воспитывает высшие формы произвольного внимания.


Скачать файл (50 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru