Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Теория антикризисного управления - файл 1.doc


Лекции - Теория антикризисного управления
скачать (11462.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc11463kb.14.12.2011 07:27скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Диагностика кризиса финансового состояния предприятия

Диагностика поводится по результатам анализа финансового состояния предприятия. В общем виде диаг­ностика подразумевает сравнение полученных в ходе анализа финансового состояния предприятия показателей с нормативными, рекомендуемыми, среднеотраслевыми и тому подобными значениями, которые определяют уро­вень финансового состояния предприятия по каждому из показателей. В результате определяются основные про­блемы, так называемые «узкие места», финансового состояния предприятия, например, неплатежеспособность, нерентабельность, зависимость от кредиторов и т.п. Кроме этого, оценивается степень, глубина проблемы по уровню отклонения показателя от рекомендуемого значения. Далее на основе анализа динамики показателей оп­ределяются тенденции изменения (улучшение или ухудшение) различных сторон финансового состояния.

Т.о., основой диагностики является соотнесение значений финансовых показателей и различных стадий (зон, уровней) финансового состояния. Целью диагностики кризисного предприятия является позиционирование предприятия на условной шкале неплатежеспособности, отнесение его финансового состояния к той или иной зоне, определяющей глубину кризисных явлений.

Выделяют три зоны финансового состояния предприятия в зависимости от глубины кризисных явлений:

1. Зона платежеспособных предприятий, которая характеризуется тем, что у предприятия есть в достаточ­ном количестве средства для покрытия текущих обязательств за счет текущей деятельности или за счет имуще­ства без угрозы нарушения хозяйственной деятельности. Однако в этой зоне могут происходить такие изменения, как снижение рентабельности и объемов получаемой прибыли. Все это является первой стадией кризиса. В этой фазе все основные показатели финансового состояния предприятия находятся на уровне рекомендуемых, но мо­гут возникать тенденции их ухудшения, например такие как:

- снижение среднемесячной выручки или снижение доли денежных средств в составе выручки за счет увеличения доли бартера, взаимозачетов;

- снижение рентабельности продаж, т.е. темп роста себестоимости опережает тем роса выручки;

- уменьшение показателей рентабельности капитала и фондоотдачи, свидетельствующее о снижении эф­фективности использования имущества предприятия;

- рост коэффициента оборотных средств в расчетах и снижение показателей оборачиваемости, т.е. увели­чение сроков, на которые оборотные средства выведены из процесса производства. Это свидетельствует о про­блемах со сбытом продукции;

- уменьшение доли наиболее ликвидных и быстроликвидных активов в составе оборотных средств;

- увеличение доли текущих обязательств перед другими предприятиями и/или фискальной системой.

2. Вторую стадию кризиса, основным признаком которой является недостаточная результативность теку­щей производственной деятельности (вплоть до отсутствия рентабельности), называют кризисом финансовых результатов. Эта стадия характеризуется следующими финансово-экономическими показателями:

- рентабельность капитала и рентабельность по чистой прибыли имеют малую положительную или отри­цательную величину, что приводит к недостаточному уровню средств для самофинансирования предприятия и требует привлечения дополнительных заемных источников;

- показатель степени платежеспособности предприятия по текущим обязательствам выше нормативно ус­тановленного уровня в три месяца;

- уменьшение доли собственного капитала в оборотных средствах (Кобесп), что снижает финансовую ус­тойчивость предприятия;

- более глубокие негативные изменения структуры оборотных активов в сторону увеличения доли мало­ликвидных активов, рост объемов дебиторской задолженности, рост коэффициента оборотных средств в расчетах (больше уровня трех месяцев).

Если не применять действенных мер на этой стадии, то развитие этих явлений неизбежно приведет пред­приятие к неплатежеспособности.

Однако эта стадия может оцениваться как положительная для предприятий, выходящих из кризиса.

3. В третьей стадии кризиса основным признаком является неплатежеспособность. Эта стадия характери­зуется следующими признаками:

- деятельность предприятия убыточна, накопленные убытки имеют значительные размеры;

- значения показателя задолженности по текущим обязательствам существенно превышают установлен­ные нормативы. Это свидетельствует о том, что для погашения своих текущих обязательств предприятие на про­тяжении длительного времени должно направлять весь объем выручки без осуществления текущих платежей;

- значение показателя покрытия становятся меньше 1, т.е. соотношение оборотных активов и текущих обязательств предприятия составляет менее 1 руб. на 1 руб. долга;

- доля собственного капитала в оборотных средствах имеет отрицательное значение, что говорит о дефи­ците собственных средств, т.е. все оборотные средства и часть внеоборотных активов сформированы за счет за­емных источников, при этом Кавт становится значительно ниже 0,5;

- рентабельность капитала и рентабельность продаж, как правило, имеют отрицательные значения.
^ Оценка внешних и внутренних факторов как основа разработки мероприятий по выводу предприятия из кризиса

Первостепенное значение в антикризисном управлении имеет разработка и практическая реализация системы мер, обеспечива­ющих вывод компании из кризисной ситуации. Выбор совокуп­ности мер, оптимальных для условий конкрет­ной компании, яв­ляется делом весьма сложным, т.к. обстановка в каждом конкретном случае специфична, а денежных и материальных ре­сурсов обычно очень мало. При этом приходится решать много разно­плановых проблем в очень сжатые сроки. Чтобы не ошибиться, необходимо прежде всего провести анализ реальных возможнос­тей. Наиболее эффективным в данном случае является SWOT-анализ, позволяющий проанализировать достоинства и недостатки предприятия, а также возможности и угрозы внешней среды.

При оценке достоинств и недостатков основным является оценка уровня использования внутренней среды компании, а возможности и угрозы на рынке — ее внешней среды. Изучаются динамика и тенденции ключевых по­казателей деятельно­сти компании, состояние его ресурсов, имеющихся возможно­стей, сильных и слабых сторон биз­неса.

При изучении внутренних проблем компании тщательно исследуются состояние ресурсов и преимущества, ко­торые имеет ком­пания. При оценке сильных и слабых сторон деятельности компании обычно наиболее тщательно ана­лизируются: физические активы — земля, здания и сооружения, оборудование, транспор­тные средства, наличные денеж­ные ресурсы, товарно-матери­альные запасы, ценные бумаги; трудовые ресурсы — управлен­ческий персонал, специали­сты, квалифицированные рабочие; деловая репутация компании, ее работ, услуг, клиентуры и ин­весторов, а также положение на целевом рынке конкретных услуг на текущий момент.

Разные достоинства и слабые стороны бизнеса имеют различное значение для разных компаний. Их нужно оце­нить, ранжи­ровать по степени значимости, отдавая приоритет наиболее важным с учетом целей и задач антикризисного управления ком­панией. При этом учитываются следующие особенности исполь­зования SWOT-анализа: все материалы анализируются в динами­ке, чтобы своевременно отследить появление потенциально воз­можных новых препятствий для упрочения бизнеса в целях их преодоления или нивелирования; очень важно вовремя обнару­жить вновь открывшиеся возможности, чтобы эффективно задей­ствовать их раньше конкурентов; в первую очередь рассматрива­ются потенциалы, открывающиеся во внешней среде, а внутрен­ние возможности и ресурсы используются таким образом, чтобы макси­мально полно привести в действие резервы, обнаруживае­мые вне компании; при корректировке плана действий на рынке, услуг, оказываемых клиентам, принимаются во внимание изме­нения деловой ситуации у основных конкурентов, а также внедря­емые ими эффективные нововведения.

Исследуются прежде всего факторы внешней среды, на кото­рые обычно сложно воздействовать, поэтому к ним приходится приспосабливаться, а после этого — факторы внутренней среды. Особое внимание уделяется исследованию по­тенциалов развития отрасли и региона, оцениваются реальные рыночные перспекти­вы компании. Особенно тщательно изучаются внутренние факто­ры развития производства с точки зрения его совершенствования, устранения излишних про­изводственных звеньев, ликвидации нерентабельных или малорентабельных производств.

После выявления слабых и сильных сторон компании и ее реальных возможностей осуществляют выбор антикризисной политики.
^ 32. Виды антикризисной политики и меры по её реализации

Антикризисная политика является основной разработки программы финансового оздоровления. Основ­ные параметры, которые учитываются при определении антикризисной политики, представлены на рисунке 1.

После определения направления антикризисной политики разрабатывается комплексная программа по выводу компании из кризиса, которая должна быть направлена на решение следующих задач:

- обоснование экономической целесообразности применяемых методов оздоровления компании (страте­гий, проектов);

- определение ожидаемых финансовых результатов от внедрения мероприятий: объем продаж, прибыль, доходы на капитал;

- определение сроков расчетов с кредиторами;

- определение источников финансирования реализации выбранной стратегии выживания компании и спо­собов концентрации необходимых финансовых ресурсов;

- подбор работников, которые способны практически реализовать данную программу.

Каждая задача плана оздоровления компании может быть решена только во взаимосвязи с другими. План служит основной подбора новых хозяйственных партнеров, используется при поиске инвесторов, новых акцио­неров, спонсоров.


Рис. 1. Виды антикризисной политики и антикризисных мер
^ 12. Состав и содержание плана финансового оздоровления предприятия

План финансового оздоровления кризисной компании представляет собой разновидность бизнес плана. Отличие заключается в том, что его целью является определение и обоснование программы выхода из кризиса, т.е. в нем необходимо:

- показать возможность выхода из кризиса, наличие идей и программы выхода у руководства компании по данному поводу;

- дать возможность акционерам контролировать ход оздоровительных мероприятий;

- продемонстрировать кредиторам готовность фирмы к реорганизациям и совершению шагов для решения финансовых проблем;

- представить план в государственные органы и по возможности получить финансовую поддержку для проведения мероприятий, получить отсрочку, рассрочку или реструктуризацию задолженности фискальной сис­теме;

- привлечь возможных инвесторов для проведения процедур финансового оздоровления, которые могут быть заинтересованы в стабильной работе компании в будущем;

- продемонстрировать план в средствах массовой информации с целью создания в общественном мнении положительного имиджа компании, которое испытывает временные финансовые трудности, но ведет целена­правленную работу по их преодолению.

План финансового оздоровления имеет следующую структуру.

1. Титульный лист, на котором указываются наименование компании, время составления плана и период, на который составлена программа.

2. Исполнительское резюме, которое представляет собой краткую информацию о том, что и за счет чего будет сделано на предприятии, т.е. здесь должна быть показана суть предложений.

3. Оглавление.

4. Описание компании – общая характеристика, где даются сведения об организационно-правовой форме, форме собственности, структурных подразделениях, системе управления, численности работников, основных и вспомогательных производствах, непроизводственных объектах, объектах незавершенного строительства, видах деятельности и выпускаемой продукции, объемах и структуре выручки. При этом важно отразить те вопросы хо­зяйственной деятельности, которые повлияли на разработку производственной и сбытовой программы, финансо­вого плана. Например, четкая характеристика имеющихся объектов производственной и непроизводственной сферы, незавершенного строительства позволяет оценить потенциал компании для реализации вариантов выхода из кризиса и обосновать выбранный в программе вариант как наиболее целесообразный.

5. Описание бизнеса компании и состояния рынка выпускаемой продукции. Здесь целесообразно дать ха­рактеристику предприятия как звена технологических циклов выпуска продукции. Для этого необходимо при­вести сведения по основным поставщикам и потребителям продукции; основным видам продукции и объемам выпуска и поставок различным покупателям; загрузке производственных мощностей. Вместе с тем, полезно по­зиционировать компанию на рынке выпускаемой продукции, охарактеризовать конкурентов и перспективы раз­вития рынка. Кроме того, здесь важно отразить те вопросы хозяйственной деятельности, которые повлияли в дальнейшем на разработку программы выхода из кризиса. Например, наличие возможности дополнительно за­грузки производственных мощностей позволит решить проблему увеличения выпуска продукции, пользующейся спросом, без затрат на приобретение нового оборудования.

6. Анализ финансового состояния компании и причин необходимости его оздоровления. Анализ включает оценку платежеспособности, ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости, рентабельности, а также постоянных и переменных затрат на производство продукции и определение точек безубыточности (поро­гов рентабельности) по каждому из основных видов выпускаемой продукции и предприятию в целом. Таким об­разом, необходимость в проведении диагностики финансового состояния с выявлением основных финансовых проблем и определением «глубины» кризиса позволяет определить основные направления финансового оздоров­ления.

7. Маркетинговый план, в котором определяется тот сегмент рынка, который будет главным на время реализации плана финансового оздоровления. Причем выбор такого сегмента может зависеть не только от воз­можностей и предпочтений компании, но и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть сильнее, а для другого – слабее. Важным здесь является определение непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Вместе с тем, целесооб­разно привести описание клиентуры покупателей и показать, что продукция компании может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения и других показателей. В этом разделе также описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какую за него назначить цену и как проводить рек­ламную политику. Рассматриваются такие вопросы, как цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз новой продукции. План по маркетингу конкретных видов продукции обычно составляется на год вперед. За его выполнением необходимо следить и вовремя вносить поправки с уче­том меняющейся ситуации на рынке

8. Направления развития компании. Раздел отражает основные мероприятия, выполнение которых должно привести к исправлению ситуации. Вместе с тем, дается описание необходимых действий, сроки и условия их проведения и ожидаемый эффект. Причем проводимые мероприятия могут быть направлены на совершенствова­ние системы управления, повышение эффективности конкретного производства, увеличение выпуска конкурент­ной продукции, сокращение издержек. При этом могут применяться методы реструктуризации бизнеса, упорядо­чивания активов, урегулирование задолженности и т.д.

9. План производства. Здесь описывают вопросы, связанные с помещениями, их расположением, обору­дованием, персоналом. Желательно описание производственного процесса: как организованна система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контроли­роваться основные элементы, входящие в стоимость продукции. Далее необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (название, ад­рес, условия поставок). Таким образом, главный смысл данного раздела заключается в том, что необходимо дока­зать производственные возможности предприятия по реализации бизнес-плана финансового оздоровления.

10. Финансовый план, в котором необходимо доказать наличие финансового эффекта от реализации ме­роприятий. Исходным материалом для этого являются предыдущие разделы, где определены потребности рынка в том или ином виде продукции, ее объеме и цене, а также возможности фирмы по выпуску продукции в соответ­ствии с планируемыми направлениями оздоровления и производственными издержками. Кроме того, в этом раз­деле необходимо состыковать ожидаемые финансовые потоки от реализации товаров, работ, услуг, с налоговыми и иными обязательными платежами (налоговое планирование), а также с потребностями компании в матери­ально-техническом обеспечении и иными затратами. Раздел должен содержать потребность в инвестициях и формировании источников финансирования, прогноз финансовых результатов на время реализации плана. От­правной точкой прогноза является текущее финансовое положение предприятия по его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Результатом – прогнозируемые формы бухгалтерской документации, отражающие улучшение финансового состояния.

Приложения.
^ 30. Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятия

Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.

Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называется кредитором.

Кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязательств, а также возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадле­жащим исполнением обязательств, что предусмотрено законодательст­вом. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом.

Обязательства предприятия могут быть подразделены на следующие группы:

• обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюд­жетами, платежам в Пенсионный фонд России, дорожный фонд и другие фонды, т.е. те обязательства, по кото­рым необходимо платить в уста­новленном порядке независимо от воли предприятия;

• обязательства перед финансово-кредитной системой. Это обя­зательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме, либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора. Сюда же входят обязательства перед страховыми ком­паниями, где предприятие бе­рет буду­щий заем под страхуемые им риски;

• обязательства перед кредиторами; за поставленные ими товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями или предпринимателями, которые воз­никают в результате договора;

• обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по опла­те труда, выплате премии, дивидендов и т.д. Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансо­во-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки испол­нения.

Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникно­вению у контрагентов рисков. Чем больше рисков создает предпри­ятие контрагентам, чем чаще и длительнее оно задерживает испол­нение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т.д.

Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возмож­ностей для исполнения имеющихся обяза­тельств, возникает воп­рос о его способности в полной мере, т.е. не нанося ущерба, удов­летворить требования кредиторов. При этом важно, способно ли предприятие удовлетворить без ущерба всех кредиторов в надлежащие сроки, т.е. платежеспособно ли оно.

Предприятие, которое из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполне­ния, исполнения со сбоями и срывами вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным, или не­состоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.

Неплатежеспособность предприятияесть некая переменная характеристика, ко­торая может иметь раз­ные градации — от эпизодической до устойчивой (хронической) неплатежеспособ­ности.

Устойчивая и хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает, что такое предприятие:

• поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов, их товары, деньги и ус­луги. Это средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д.;

• формирует недоимки по налогам и иным обязательным плате­жам, что из-за дефицита средств мешает в полной мере испол­нить федеральный и местные бюджеты.

Иными словами, неплатежеспособное предприятие наносит финансовый ущерб кредиторам, оказывает на них депрессивное влияние путем изъятия их ресурсов.

Абсолютно платежеспособным является пред­приятие, капитал которого полностью является собствен­ным, а обязательства отсутствуют. Так как обязательства возникают всегда (например, по налогам), это означает, что данное предприятие с опережением (авансом) исполняет свои обя­зательства. Оно никому не должно, и воп­рос о его неплатежеспособности просто не возникает.

В то же время предприятие может абсолютно не иметь соб­ственного капитала, работать целиком на заем­ных средствах и оставаться платежеспособным. Таким образом, платежеспособность зависит от выручки.

Неплатежеспо­собность обратно зависима от выручки. Чем меньше выручка, тем выше неплатежеспособ­ность (естественно, при наличии обязательств).

Если за определенный период темпы роста обязательств были выше темпов при­роста выручки, то пред­приятие продвинулось в направлении роста неплатежеспособ­ности.

В общем случае причинами неплатежеспособности являются факторы, влияющие:

• на снижение или недостаточный рост выручки;

• на опережающий прирост обязательств.

Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное сниже­ние наблюдается:

• при затоваривании, когда на рынке сни­жается спрос на продукцию из-за ее не­удовлетворительного ка­чества, высокой цены или уменьшения в ней потребно­сти;

• при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда пред­приятие работает с нена­дежным поку­пателем или не свободно в выборе покупателя;

• при сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барь­еров и т.д.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда:

• предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные фи­нансовые вложения (капиталовложения), которые не сопро­вождаются соответствующим ростом выручки.

• предприятие загружает производство избыточными (неработа­ющими) запасами, которые не увеличи­вают объемов производ­ства и выручки;

• предприятие наращивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке;

• предприятие несет убытки.

Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытываю­щих трудности своевре­менного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка. Ситуация особо усугубляется, когда отсут­ствует планирование и управление денежными потоками.

Банкротством пред­приятия называется цивилизованная процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами.

Банкротство в строго юридическом смысле слова наступает по решению суда либо после официального объявления дол­жника о своем банкротстве при его добро­вольной ликвидации. До этого можно говорить о непла­тежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии.

Рассматривая дело о банкротстве, арбитражный суд может и не объявлять предприятие банкротом, а предложит ему попытаться пойти по пути финансового оздоровления.

Банкротство является результатом раз­вития кризисного финансового состояния, когда предприятие про­ходит путь от эпизо­дической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Итак, банкротство есть возможный юридический итог неблагоприятного развития финансового состо­яния предприятия, при котором его способность своевременно по­гашать долги постоянно уменьшается.

Отсюда следует, что предпосылки банкротства зарождаются внутри предприятия, в том числе в структуре его капитала, из-за чего по каким-то причинам возникает регулярная неспособность своевременного платежа.
^ 31. Банкротство как элемент рыночной системы

Система банкротства является неотъемлемой частью рыночной экономики. Структурная перестройка экономики России, открытие внутреннего рынка для зарубежных товаропроизводителей поставили в сложное финансовое положение большую часть предприятий различных организационно-правовых форм.

Использование института банкротства позволяет не только перестроить работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей. Бан­кротство неэффективно работающих и финансово слабых предприятий как инструмент санации (система меро­приятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения предприятий с целью предотвра­щения банкротства или повышения конкурентоспособности) экономики в целом является необходимым элемен­том структурной перестройки российской экономики. Кроме того, система банкротства является единственным способом взыскания средств с должника.

Банкротство является следствием такой закономерности развития рыночной экономики, как её динамизм и цикличность развития, т.е. то, что сегодня соответствует требованиям рынка, завтра может не найти сбыт.

Главное предназначение института банкротства заключается в защите социально-экономических процес­сов и последствий неэффективной или недобросовестной деятельности их участников и невыполнения ими взя­тых обязательств. Для государства институт банкротства служит одним из действенных инструментов организа­ционно-экономического механизма развития рыночной экономики и предпринимательства, способствуя созда­нию благоприятной конкурентной среды, формированию здоровой конкуренции между хозяйствующими субъек­тами и, в конечном итоге, - к нормальному функционированию рыночных механизмов саморегулирования.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Всю совокупность процедур, применяемых к предприятиям-должникам, можно разделить на две основ­ные группы: процедуры предупреждения банкротства и ликвидационные процедуры. К процедурам предупреж­дения банкротства относятся: досудебная санация; наблюдение; внешнее управление.

К ликвидационным процедурам относятся: принудительная ликвидация предприя­тия-должника по реше­нию арбитраж­ного суда; добровольная ликвидация несостоятель­ного предприятия под контролем кре­диторов.

В отличие от предупредительных, ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности пред­приятий. Именно поэтому ликвидационные процедуры отра­жают содержание банкротства в узком смыс­ле слова, понимаемого только как ликвида­ция несостоятельных предприятий.

Совокупность процедур предупреждения и ликвидации представляет собой банкротство в широком смысле слова. Всю эту совокупность процедур банкротства в широком смысле слова целесообразно определить как антикризисные проце­дуры.

Собственно процедуры банкротства (банкротство в узком смысле слова) выступают составной частью ан­тикризисных процедур.

История становления и развития рыночной экономики во многих странах свидетельствует о том, что не­равномерность про­цесса ее функционирования, колебания объемов производства и сбыта, возникновение глубо­ких спадов производства, что характе­ризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать как некую общую закономерность. Эта закономерность тесно увязана с опре­деленным характером жизненного цикла предприятия.

Особенностью является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла пред­приятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жиз­ненно­го цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как пра­вило, неплатежеспособностью предпри­ятия. В то же время меры антикризисного управления, находящиеся за рамками процедур бан­кротства и призван­ные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций, применяются на всех стадиях жизненного цикла компании.

Механизм антикризисного управления предприятием-должником может быть представлен следующими основными элемен­тами (подсистем):

1. Диагностика финансового состояния.

2 Антикризисное бизнес-планирование.

3. Маркетинг.

4. Организационно-производственный менеджмент.

5. Управление персоналом.

6. Финансовый менеджмент.

7. Антикризисная инвестиционная политика.

8. Оценка бизнеса предприятия.

9. Организация ликвидации предприятия.
^ 25. Особенности управления персоналом в условиях действия реорганизационных процедур банкротства

Работники организаций, в отношении которых применяются реорганизационные процеду­ры, имеют такие же трудовые права и обязанности, как и ра­ботники организаций, платежеспособность которых не ставится под сомнение. Реорганизационным процедурам в виде внешнего управления предшествует процедура наблюдения. В этот период ру­ководитель должника продолжает осуще­ствлять свои полномочия. Его нельзя от­странить от зани­маемой должности. Толь­ко в тех случаях, когда руководитель не обеспечивает сохранность имущества, ока­зы­вает противодействие временному управляющему при испол­нении его обязанностей или допускает нарушения требований законодательства Российской Федерации, он может быть отстра­нен от должности.

В период наблюдения органы управле­ния должника не вправе принимать решения о реорганизации и ли­квидации должника. Поэтому работники не могут быть уволены по со­кращению штата вследствие реорганизации или в связи с ликвидацией.

После процедуры наблюдения, если не имеется возможность вос­становить платежеспособность организа­ции, вводится внешнее управ­ление. Одним из радикальных последствий внешнего управления, если иметь в виду трудовые отношения, является отстранение руководи­теля должника от должности. С момента введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязатель­ствам и обя­зательным платежам должника. Однако следует знать, что такой мораторий не распространяется на задолжен­ность организации по заработ­ной плате перед своими работниками.

Статья 109 Федерального закона «О не­состоятельности (банкротстве)» среди мер по восстановлению пла­тежеспособности дол­жника предусматривает перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных про­изводств. Это означает, что внешний управляющий должен решать вопрос о сокращении штата, об уменьшении численности работников. Условия применения этой статьи следующие:

1. Работник может быть уволен только с предварительного согла­сия соответствующего профсоюзного ор­гана. Не требуется согласия этого органа при увольнении работника, не являющегося членом профсоюза, работ­ника, относящегося к категории руко­водителей организаций, заместителей руко­водителей.

2. Работники предупреждаются о предстоящем увольнении персонально под расписку не менее чем за 2 месяца. В случае отказа от расписки внешний управляющий письмен­но фиксирует такой отказ.

Внешний управляющий обязан принять меры по трудоустрой­ству увольняемого работника. Ему должна быть предложена другая работа в той же организации.

Все действия внешнего управляющего, включая предупрежде­ние не менее чем за два месяца о предстоя­щем высвобождении, учет преимущественного права на оставле­ние на работе, имеют значение, если доказан сам факт сокращения штата. Таким доказатель­ством является новое штатное расписание, где отсутствует должность увольняемого. Если на день увольнения штатного распи­сания не имеется, то работник подлежит восстановлению на ра­боте.

Всем уволенным работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохраняется сред­няя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня уволь­нения с учетом выплаты выходного пособия. Средняя заработная плата может быть сохранена на период трудо­устройства и за третий месяц со дня увольнения.

Помимо льгот и компенсации отдельным категориям работни­ков предоставляются дополнительные га­рантии. К таким работни­кам относятся лица предпенсионного возраста.

Статья 109 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает среди мер по восстановлению платежеспособности должника и такую меру, как продажа предприятия (бизнеса) должника. В этом случае все тру­довые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу. Права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Особенностью трудовых отношений работников в организаци­ях, проходящих процедуры реорганизации, является ограничение деятельности внешнего управляющего по расходованию денежных средств. Так, если внешний управляющий считает возможным повысить заработную плату работникам, то такое решение может быть принято только с согласия собрания кредиторов или коми­тета кредиторов.
^ 26. Правовое регулирование трудовых отношений в организациях, подлежащих ликвидации

При проведении ликвидационных процедур регулирование трудовых отношений практически сводится к поддержанию поряд­ка в организации до ее ликвидации.

Для поддержания порядка и организа­ции работы по удовлетворению требований кредиторов и погаше­нию обязательств дол­жника по обязательным платежам назнача­ется конкурсный управляющий.

С назначением конкурсного управляю­щею руководитель должника-банкрота отстраняется от занимаемой должности.

Согласно статье 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляю­щий обязан уведомить работ­ников должника о предстоящем увольнении. Их увольнение про­изводится в соответ­ствии с законодательством Российской Федера­ции о труде.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ, им выплачивается выход­ное пособие в размере среднего ме­сячного заработка, а также со­храняется заработная плата на период трудоустройства, но не более чем на три ме­сяца. В отличие от увольнения по сокращению штата, где заработная плата за третий месяц выплачивается, если работник своевременно обратился в орган по трудоустройству, но не был трудоустроен, сохранение трехмесяч­ной заработной платы за лицами, увольняемыми в связи с ликвидацией организации, не зависит от каких-либо дополнительных условий. Им также сохра­няется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе после увольнения не превысил трех месяцев.

При ликвидации организации важно соблюдать приоритеты в удовлетворении требований кредиторов. Этот вопрос имеет особое значение в тех случаях, когда денежных средств, включая суммы от продажи иму­ще­ства должника, недостаточно для удов­летворения требований всех кредиторов. Фе­деральный закон «О несостоя­тельности (банкротстве)» установил, три очереди для удовлетворения требований. Кредиторы каждой после­дующей оче­реди удовлетворяются после погашения обязательств перед креди­торами предыдущей очереди.

Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связан­ные с выплатой вознаграждения арбитраж­ным управляющим, теку­щие, коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам долж­ника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и кон­курсного производства.

Требования работников по выплате выходного пособия и оп­лате труда удовлетворяются во вторую оче­редь. В первую очередь — требования граждан, перед которыми должник несет ответствен­ность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Ключевыми словами в этой фразе являются слова: «путем капитализации соответствующих повременных платежей». При обычной си­туации суммы, возмещающие ущерб, причиненный жизни и здоровью работника, выплачиваются ежемесячно. При ликвидации должника ежемесячная выплата исключается. Поэтому платежи капитализируются и вы­плачи­ваются единовременно. Период, за который капитализируют­ся платежи, определен общими нормами законода­тельства.

При определении размера требований, касающихся оплаты труда лицам, работающим по трудовому дого­вору (контракту), учитывается непогашенная задолженность, которая образовалась по оплате труда на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Задолженность но заработной плате, которая образовалась у должника после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкро­том, включается в общую сумму задолженности должника и возмещается до удовлет­ворения требований креди­торов второй очереди.

Специальный объект регулирования — трудовые отношения работников социальных учреждений, учреж­дений по обслужива­нию жилищного фонда и других организаций инфраструктуры. Все эти организации не вхо­дят в конкурсную массу. Они подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице упол­номоченных органов местного самоуправления. При такой передаче происходит смена собственника. Работники указанных организаций не могут быть уволены по инициативе конкурсного управляющего. Новый собственник — муниципальное образование — в дальнейшем будет самостоятельно решать кадровые воп­росы в соответствии с законодательством о труде.
^ 27. Ответственность за нарушение законодательства о банкротстве

Об ответственности за нарушение говорится в Уголовном кодексе, Кодексе об административных право­нарушениях (КоАП).

Ответственность определяется, исходя из вида банкротства: фиктивное или преднамеренное (см. КоАП).

Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство

1. Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредите­лем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч руб­лей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

2. Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юри­дического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособ­ность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве

1. Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имуществен­ных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих эконо­мическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совер­шены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний, - влекут наложение адми­нистративного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалифика­цию на срок от шести месяцев до трех лет.

2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо инди­видуальным предпринимателем заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совер­шены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний, - влекут наложение адми­нистративного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалифика­цию на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

4. Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной админист­рации кредитной организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу либо кредитной организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица либо кредитной организации возложены соответственно на ар­битражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации, если эти дейст­вия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести меся­цев до двух лет.

5. Неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанно­сти по подаче заявления о признании соответственно юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкрот­стве), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.

Из Уголовного кодекса:

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности

Злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженно­сти в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судеб­ного акта - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмиде­сяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

1. Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имуществен­ных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих эконо­мическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совер­шены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.

2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо инди­видуальным предпринимателем заведомо в ущерб другим кредиторам, если это действие совершено при наличии признаков банкротства и причинило крупный ущерб, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

3. Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной админист­рации кредитной организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу либо кредитной организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица либо кредитной организации возложены соответственно на ар­битражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации, если эти дейст­вия (бездействие) причинили крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязатель­ными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 196. Преднамеренное банкротство

Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юриди­ческого лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособ­ность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.

Статья 197. Фиктивное банкротство

Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб, наказывается штра­фом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

^ 28. Государственные органы управления, их функции и задачи в регулировании кризисного состояния предприятий

Государственная политика по вопросам несостоятельности и финансового оздоровления предприятий реализуется на основе Гражданского кодекса Россий­ской Федерации (В части 1 определено, что юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов), федерального законодательства о несостоятельности (банкрот­стве), других нормативных актов. Фе­деральный закон «О несостоятельности (бан­кротстве)» (от 26 октября № 127-ФЗ) регулирует порядок и условия проведения процедур банкротства и осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Законом установлено, что дела о банкротстве рассматриваются и ре­шаются арбитражным судом. Регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих осуществляют саморегулируемые организации арбит­ражных управляющих – некоммерческие организации, основанные на членстве, созданные гражданами РФ и включенные в единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Государственное управление в сфере несостоятельности (банкротства) осуще­ствляется на федеральном и региональном уровнях. Муниципальные образова­ния самостоятельно решают вопросы управления несостоятель­ными предприя­тиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности или имеющими в устав­ном капитале долю муниципальной собственности.

^ Федеральный уровень. До 2004 г. в России функционировали специализированные исполнительные ор­ганы государственной власти, регулирующие вопросы несостоятельности, банкротства и финансового оздоров­ления. Федеральное управление по делам несостоятельности осуществлялось при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом (1993-1997 г.г.), Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, которая была упразднена в 2003 г. в ходе административной реформы.

В настоящее время функции по регулированию процедур банкротства на федеральном уровне выполняют следующие государственные органы:

1. Правительство РФ:

утверждает перечень стратегических предприятий и организаций, к которым применяются особые пра­вила банкротства;

осуществляет меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.

2. Министерство экономического развития и торговли РФ:

осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

принимает нормативные акты, определяющие порядок принятия решения о подаче в арбитражный суд за­явления о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций.

3. Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов РФ, осуществ­ляет следующие функции:

выступает уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкрот­ства требований РФ по денежным обязательствам;

принимает решение о предоставлении отсрочек или рассрочек по уплате налога (изменение срока уплаты налога на 1-6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности, может быть предоставлена (п.2 ст. 64 части первой НК) при наличии хотя бы одного из следующих оснований: ущерб в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы и иных обстоятельств непреодолимой силы; задержка финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога; производство и (или) реализация товаров, работ, услуг но­сит сезонный характер), налоговых кредитов (изменение срока уплаты налога на 3-12 месяцев (см. пп. 1-3 2 ст. 64 первой части НК)) и инвестиционных налоговых кредитов (изменение срока уплаты налогов, при котором пред­приятию предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой сумы кредита и начисленных процентов (основания: проведение НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на соз­дание рабочих мест для инвалидов или защиту ОС от загрязнения промышленными отходами; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, новых видов сырья или материалов; выполнение особо важного заказа по социально-экономиче­скому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению)) по уплате федеральных налогов и сборов.

Решения по уплате региональных и местных налогов и сборов принимаются управлениями ФНС России по субъектам РФ.

4. Федеральная регистрационная служба, находящаяся в ведении Министерства юстиции РФ, осуществ­ляет контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

5. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, находящееся в ведении Минэконом­развития РФ, выполняет следующие функции:

осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотрен­ных законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

реализует полномочия собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

6. Иные федеральные органы исполнительной власти (отраслевые министерства и ведомства), которые реализуют полномочия государства как собственника в отношении закрепленного за ними федерального имуще­ства.

Для выполнения регулирующих функций, а также для обеспечения взаимодействия государственных ор­ганов власти и бизнес-организаций в сфере антикризисного управления в составе федеральных органов власти создаются специальные структуры. Так, например, Экспертный совет по несостоятельности (банкротству) и фи­нансовому оздоровлению при Департаменте корпоративного управления Минэкономразвития России создан в 2004 г. с целью выявления актуальных проблем действующего законодательства в сфере несостоятельности (бан­кротства) и финансового оздоровления предприятий, выработки единой позиции для их решения с учетом мне­ний и предложений непосредственных участников отношений данной сферы, налаживания постоянного взаимо­действия между Правительством РФ и государственными органами исполнительной власти.

В территориальной системе антикризисного управления особую роль играют агенты Правительства РФ, осуществляющие учет и взыскание задолженности по денежным обязательствам перед РФ. В разное время функ­ции агентов выполняли Внешэкономбанк, Российский банк развития, Российский сельскохозяйственный банк, Росагролизинг и др. Агенты решают вопросы, связанные с возвратом задолженности юридических лиц бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований по государственным и/или бюджетным кредитам, предоставленным за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств, а также задолженности по средствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которых являлась передача акций в собственность РФ.

Банк-агент выполняет следующие обязательства:

1) оформление права требования Минфина РФ к получателям бюджетных кредитов, предоставленных че­рез уполномоченные банки или главными распорядителями средств федерального бюджета;

2) ведение аналитического учета задолженности получателя бюджетных кредитов, право требования по которым надлежащим образом переоформлены на Минфин РФ, а также задолженности уполномоченных банков в соответствии с соглашениями (договорами), заключенными с Минфином РФ или с главными распорядителями средств федерального бюджета;

3) обеспечение возврата задолженности получателей бюджетных кредитов и уполномоченных банков в федеральный бюджет.

^ Региональный уровень. На территории субъектов РФ расположены как предпри­ятия федеральной соб­ственности, так и предприятия, находящиеся в собствен­ности субъекта РФ. Для участия в процедурах подготовки решений о банкротстве и финансовом оздоровлении предприятий, находящихся в государственной собственно­сти субъекта РФ, во многих субъектах РФ созданы специализированные органы, имеющие разный статус и наде­ленные разными полномочиями.

В Москве, например, функционирует Комитет г. Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве), ко­торый входит в структуру комплекса экономической политики и развития Правительства Москвы, и является функциональным органом исполнительной власти Москвы.

В Ростовской области действует Координационный совет по финансовому оздоровлению предприятий и организаций, имеющих признаки несостоятельности (банкротства) – это постоянно действующий коллегиальный консультативный орган при Администрации области. Цели и задачи: определение основных направлений в сфере финансового оздоровления предприятий и организаций области; осуществление комплексной оценки состояния отраслей экономики; принятие своевременных мер по предупреждению банкротства предприятий и организаций области, в т.ч.: сохранение предприятий, имеющих определяющее значение для экономики области, восстановле­ние их платежеспособности; оказание поддержки предприятиям, к которым применена процедура банкротства, для сохранения бизнеса или имущественного комплекса в структуре экономики области.

С целью обеспечения согласованности действий территориальных органов федеральных органов испол­нительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по вопросам выхода из кризиса предприятий и организаций, расположенных в регионах, администрации субъектов РФ соз­дают комиссии, являющиеся координационными органами в сфере антикризисного управления (Межведомст­венная комиссия по обеспечению участи исполнительных органов государственной власти Московской области в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, Комиссия по антикризисному управлению Астраханской об­ласти и т.д.). Работу комиссии, как правило, возглавляет заместитель главы Администрации, членами комиссии являются представители соответствующих региональных органов исполнительной власти, а также, по согласова­нию, представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, ученые, специалисты и общественные деятели. Основные задачи комиссии:

выработка мер по финансовому оздоровлению предприятий и организаций, находящихся в кризисном и предкризисном состоянии;

формирование на территории субъекта РФ государственной стратегии по вопросам выхода предприятий и организаций их кризиса;

принятие решений, касающихся реструктуризации кредиторской задолженности организаций по обяза­тельным платежам в региональный бюджет;

оценка последствий введения процедур банкротства;

выработка позиции соответствующих региональных органов исполнительной власти по отношению к ор­ганизациям-должникам;

осуществление взаимодействия с предприятиями и организациями, участвующими в реализации антикри­зисных программ;

оценка результатов деятельности структурных подразделений администрации региона по вопросам фи­нансово-экономического состояния курируемых ими хозяйствующих субъектов;

координация работы по подготовке предложений и проектов нормативно-правовых актов по вопросам банкротства и процедур банкротства и т.д.

В регионах, где подобные структуры не созданы, подобные задачи решают органы исполнительной вла­сти, действующие в бюджетной и имущественной сфере. Как правило, это Комитеты (департаменты, министер­ства) по управлению государственным имуществом.

^ 10. Понятие и признаки несостоятельности(банкротства)

К числу основных законодательных актов, содержащих нормы о несостоятельности (банкротстве), отно­сятся Гражданский кодекс РФ (ст. 25, 61, 65), Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Несостоятельность(банкротство)есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (т. Е. платежи в бюджетные и внебюджетные фонды – налоги, сборы, страховые и иные взносы и платежи), если соответствующие обязательства и (или) обя­занности не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма обяза­тельств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполне­ния.

В качестве одного из признаков банкротства указывают минимальный размер задолженности:

– для юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

– для физического лица – 10 тыс. руб. Юридическое значение придается только денежным долговым обя­зательствам.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделяются: должник, конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы (Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т. Д.). В качестве кредиторов по денежным обязательствам могут выступать также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, ликвидационная комиссия.

Дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом. Подведомственность носит исключительный характер.

Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Помимо этого, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Критерии, признаки несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности:

– наличие денежного долгового характера обязательств должника;

– неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с мо­мента даты их исполнения;

– наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

– официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) гражда­нина, а именно: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

^ 11. Наблюдение: сущность и порядок проведения

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности иму­щества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра тре­бований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение — первый этап арбитражного управления предприятием, начинающийся с момента принятия арбитражным судом предприятию нормально работать, для чего ограничивается испол­нение должником денеж­ных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Ограничение прав должника проявляется в запрете должнику со­вершать определенные действия. Органы управления должника могут совершать какие-либо действия исключительно с согласия временно­го управляю­щего, выраженного в письменной форме, за исключени­ем некоторых случаев.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

  • О реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

  • о создании филиалов и представительств;

  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

  • о выходе из состава учредителей (участников)должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

  • о заключении договоров простого товарищества.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника. Од­нако арбитражный суд по ходатайству временного управляющего может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения требований Закона о несостоятельности.

^ Анализ финансового состояния должника проводится в целях оп­ределения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возмож­ности или невозможности восстановления платежеспособно­сти должника в порядке и в сроки, которые установлены законом. Если восстановление платежеспособности воз­можно, то предпочтитель­ным является введение внешнего управления, проведение финансово­го оздоровления или заключение мирового соглашения; если нет — введение конкурсного производства.
^ 13. Внешнее управление: сущность и порядок проведения.

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Это еще одна реабилитационная процедура банкротства.

Платежеспособность будет считаться восстановленной при от­сутствии у должника денежных обязательств и обязательных плате­жей, не исполненных более чем за три месяца. Задача внешнего управления — изыскать возможности для того, чтобы рассчитаться или провести реструктуризацию тех обязательств, исполнение кото­рых просрочено более чем на три месяца.

^ Порядок введения. Внешнее управление вводится арбитраж­ным судом на основании решения собрания кредиторов, за ис­ключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о несостоятельности. Данный этап арбитражного управления на­чинается с момента принятия судом решения о введении на предприятии внешнего управления, назначения внешнего управ­ляющего и заканчивается принятием судом решения либо о при­знании предприятия банкротом и открытии конкурсного произ­водства, либо об утверждении отчета внешнего управляющего и прекращении дела о банкротстве, либо об утверждении мирового соглашения.

Основная цель данного этапа — финансовое оздоровление должника (восстановление его платежеспособности) за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим.

^ Внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвер­жденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий.

Внешнее управление вводится на срок не более чем восемна­дцать месяцев, который может быть продлен в порядке, преду­смотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федераль­ным законом.

Если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздо­ровления и внешнего управления не может превышать два года.
^ 14. Конкурсное производство: сущность и порядок проведения

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовле-

творения требований кредиторов. Это единственная процедура бан­кротства, конечным результатом которой должна быть ликвидация должника,

Должник может быть сохранен лишь при досрочном прекраще­нии конкурсного производства, например, вследствие мирового со глашения или перехода к внешнему управлению. Восстановление платежеспособности должника не предполагается, ибо ранее было доказано» что оно невозможно.

Это последний этап арбитражного управления, который насту­пает со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и заканчивается после расчета с кредиторами и ликвидации предприятия.

Почему конкурсное? Потому что исторически сложилось пони­мание установленной законом очередности удовлетворения требо­ваний кредиторов как «состязание» кредиторов за «приз» — платеж по долгам, где позиция в очереди зависит от основания возникно­вения требования кредитора.

Основания для открытия конкурсного производства можно раз­делить на две группы. Первая группа оснований сформирована по остаточному принципу — конкурсное производство открывается, если нет оснований для введения иных процедур банкротства. Ко второй группе относятся все основания, применение которых обу­словлено одним из случаев, обозначенных в Законе о банкротстве. Например, непредставление плана внешнего управления в арбит­ражный суд в течение четырех месяцев с момента введения внеш­него управления.

Во всех случаях арбитражный суд выносит решение о призна­нии должника банкротом и об открытии конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению.

По сути своей конкурсное производство — это процедура лик­видации несостоятельной организации путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.

Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок кон­курсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение кредиторов на основе продажи активов и ликвидации предприятия-должника.

Сообщение о признании должника банкротом и открытии кон­курсного производства подлежит обязательному публикованию в официальном издании, определенном Правительством РФ. Дата этой публикации является точкой отсчета для двухмесячного срока, в течение которого кредиторы должны заявить свои требования (направить их конкурсному управляющему и в суд).

Реализует процедуру конкурсного производства конкурсный упраш1яющий, назначенный арбитражным судом.
^ 15. Мировое соглашение: цели, сущность.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны кон­курсных кредиторов и уполномоченных органов принимается соб­ранием кредиторов. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается дол жни ком-гражданином или ру­ководителем должника — юридического лица, исполняющим обя­занности руководителя должника, внешним управляющим или кон­курсным управляющим. Допускается участие в мировом соглаше­нии третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит опре­деление об утверждении мирового соглашения, в котором указыва­ется на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного произ­водства, в определении об утверждении мирового соглашения ука­зывается, что решение о признании должника банкротом и об от­крытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу миро­вого соглашения не допускается.

На стадиях наблюдения и финансового оздоровления решение о мировом соглашении со стороны должника принимается руководи­телем должника — юридического лица и не подлежит согласованию с временным (административным) управляющим. В ходе внешнего управления и конкурсного производства решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается внешним (конкурсным) управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и долж­но содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале долж­ника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прошения долга или иными преду­смотренными Федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденеж­ной форме не должно создавать преимущества для таких кредито­ров по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.

Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным су­дом только после погашения задолженности по требованиям креди­торов первой и второй очереди.


Скачать файл (11462.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации