Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Рынок аудиторско-консалтинговых услуг России и Уральского и Западно-Сибирского региона - файл 1.docx


Контрольная работа - Рынок аудиторско-консалтинговых услуг России и Уральского и Западно-Сибирского региона
скачать (88 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx88kb.16.11.2011 13:42скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

На тему:

«Рынок аудиторско-консалтинговых услуг России и Уральского и Западно-Сибирского региона»


ПРОВЕРИЛ:

^ К. Э. Н. ДОЦЕНТ

Селюк А.В.


ТЮМЕНЬ – 2009

Аудиторы и их услуги являются неотъемлемой и значимой частью современной экономики, мировой и национальной. Он появился одновременно с такими явлениями как «рыночная экономика» и «собственник», 150 лет назад в Шотландии. Так как эпоха становления рыночной экономики сопровождалась массовым банкротством компаний, часто вызванным не объективными экономическими причинами, а недобросовестностью и злоупотреблениями управляющих компаний, то разоренным акционерам была необходима защита, потенциальным инвесторам и существующим акционерам - достоверная информация о состоянии дел в компаниях.
В середине ХIХ века группа бухгалтеров создала в Шотландии объединение, целью деятельности которого являлась проверка любых предоставленных ей финансовых отчетов. Основными чертами личности аудитора прошлого века были его безупречная порядочность, честность и независимость. Задача аудита состояла в детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности. В результатах аудиторской деятельности главным образом были заинтересованы собственники, имевшие высокие шансы потери капитала не только вследствие объективных экономических причин, но и связи с недобросовестностью управляющих

Целью аудита, как признают сегодня аудиторы развитых стран формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Для достижения этой цели применяется широкий спектр специфических подходов, процедур и методов.
По результатам своей работы фирма выдает клиенту официальный и формализованный документ, содержащий независимое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Этот документ способствует распространению достоверной экономической информации и препятствует распространению информации недостоверной. Аудиторские компании, как правило, также предлагают услуги консалтинга, так как недостаточно просто выявить проблему, но также предоставить клиенту варианты её разрешения.

Тем самым, аудит не просто оказывает платные услуги, он выполняет важную социальную функцию - способствует функционированию нормальных экономических отношений.

В данной работе представлен анализ отрасли аудиторско-консалтинговых компаний, их состояние после кризиса в российской экономике, а также более подробное изучение положение аудиторов Уральского и Западно-Сибирского региона.

Условно разделим российский аудиторский рынок на три большие группы. Первые две — крупнейшие международные компании «большой четверки» и российские аудиторские компании первого эшелона. Третья группа — крупные региональные компании, небольшие аудиторские фирмы и индивидуальные предприниматели. Лидерство «большой четверки» на стадии роста экономики было обусловлено значительным увеличением спроса на международный аудит вслед за ростом активности российских компаний на финансовом рынке. Снижение этой активности во время кризиса будет определять условия работы компаний «большой четверки», однако это влияние проявится с задержкой примерно полгода-год. Сохраняется спрос на международный аудит со стороны крупных российских компаний, в то же время значительно сокращение обращений от новых клиентов, которые могли бы обеспечить рост объемов на следующий год. 

В докризисное время развитию рынка способствовала благоприятная и относительно стабильная экономическая конъюнктура. Рост экономики, активное стремление бизнеса к публичности и приток иностранных инвестиций стали основными причинами высокого спроса на аудиторские и консалтинговые услуги. Стоит сказать, что в течение 2006–2007 годов рынок аудиторов России демонстрировал устойчивый 40−процентный ежегодный прирост (по данным журнала «Эксперт», №11(650)). Но в 2008 году рост доходов 100 ведущих аудиторско-консалтинговых групп (далее АКГ), включенных в рейтинг, замедлился почти вдвое. Их суммарная выручка составила 43 млрд. рублей, увеличившись за год лишь на 23%.

График №1

«Совокупная выручка ста крупнейших АКГ по итогам 2008 г. (без учета компаний «большой четверки»)»


Источник: рейтинговое агентство «Эксперт»

«Большой четверкой» называют четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги PricewaterhouseCoopers, Делойт (Deloitte), Эрнст энд Янг (Ernst&Young), КПМГ (KPMG). Компании не были включены в вышеуказанный график, т.к. они являются в нашей стране филиалами своей компании и сохранили устойчивое положение на рынке.

Даже первые симптомы кризиса крайне болезненно отразились на рынке аудиторско-консалтинговых услуг. Столкнувшись с трудностями, менеджеры компаний реального сектора стали лихорадочно сокращать издержки. В этом отношении аудиторы и консультанты оказались наиболее уязвимыми, именно бюджеты на их услуги сократились в первую очередь. К октябрю 2008 г. часть клиентов из самых доходных для АКГ отраслей — ТЭКа, металлургии, телекоммуникационного сектора — перестали платить даже за выполненные проекты. В отличие от поставщиков сырья и крупных кредиторов реальные рычаги воздействия на контрагентов у аудиторов и консультантов отсутствовали, а подавать на них в суд бесперспективно. Шансов выиграть дело не много, а вот вероятность потерять клиента на будущее весьма высока. Согласно проведенному агентством «Эксперт» опросу, около 70% аудиторско-консалтинговых компаний с сентября 2008 года столкнулось с серьезными задержками клиентских платежей. В результате традиционно благоприятный с точки зрения расчетов по выполненным работам и заключения новых контрактов четвертый квартал стал для аудиторов совершенно провальным. Изменение цен на услуги и оптимизация штатного расписания стали первыми антикризисными мерами, принятыми аудиторами и консультантами. В ходе опроса участников рынка треть компаний заявила о снижении цен на услуги после начала кризиса, а каждая пятая АКГ призналась в том, что пришлось сократить персонал.

Приведем отдельные данные рейтингового агентства «Эксперт», характеризующие положение различных АКГ на рынке аудиторских услуг:

Таблица №1

«Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний России по итогам 2008 года»

Место компании по итогам 2008 г.

АКГ

Совокупная выручка по итогам 2007 г., тыс. руб.

Совокупная выручка по итогам 2008 г., тыс. руб.

Прирост совокупной выручки за год, %

Доля выручки от аудиторских проверок, %

1

PricewaterhouseCoopers

6632914

8480797

27,9

50

2

«БДО Юникон»

3056310

4112926

34,6

41,8

3

«Интерком-аудит»

2331449

2849900

22,2

44

4

«Развитие бизнес-систем»

1946015

2604010

33,8

28,2

5

«ФинЭкспертиза»

1951382

2585969

32,5

41,1

6

ФБК (PKF)

2051771

2322778

13,2

43,9

7

«Энерджи Консалтинг»

1383932

2127511

53,7

20,1

8

«Росэкспертиза»

1837216

2112552

15

61,5

9

«РСМ Топ-аудит»

1937855

2027368

4,6

35,2

10

«СВ-аудит»

1270862

1870757

47,2

61,8

Источник: рейтинговое агентство «Эксперт»

На структуру рынка кризис к началу 2009 г. не повлиял. Соотношение доходов АКГ от аудиторских и консалтинговых услуг составляет 40:60. Темпы прироста выручки от различных видов услуг можно видеть на следующем графике:

График №2

«Темпы прироста выручки от аудиторско-консалтинговых услуг по итогам 2008 г.»


Источник: рейтинговое агентство «Эксперт»

Как можно видеть, наиболее быстрорастущими направлениями бизнеса стало консультирование в области информационных технологий (ИТ) и оценка. Выручка от аудита различных видов растет медленнее по сравнению с консалтинговыми услугами.

Однако в структуре выручки аудит занимает более прочную позицию: треть выручки, например, компаний, приведенных в рейтинге, приносит общий аудит, что отражено на следующем графике:

График №3

«Структура выручки ста крупнейших компаний (без компаний «большой четверки») в 2008 г. и 2007 г.»


Источник: рейтинговое агентство «Эксперт»

По итогам 2008 года темпы прироста выручки от аудита снизились на 10 процентных пунктов и составили около 25%. До недавнего времени в растущей экономике аудит рассматривался как инвестиционный продукт, необходимый предприятиям в первую очередь для осуществления заимствований. Сегодня возможность привлечения внешних займов сохранил крайне ограниченный круг компаний, так что развитие аудиторских практик как минимум затормозилось. С другой стороны, поддерживающим фактором возможно являются обязательные аудиторские проверки, главными потребителями которых окажутся госкомпании, претендующие на получение масштабной бюджетной поддержки. Скорее всего, утверждают специалисты РА «Эксперт», сохранится спрос и на инициативный аудит, в котором заинтересованы компании с высоким уровнем бизнес-культуры, нуждающиеся в качественной информации о состоянии бизнеса и развитии компетенций собственников и управляющих.

Большая часть реализованного в первой половине 2008 года спроса на аудит пришлась на нефтяную промышленность, торговлю и строительство. Доходы от аудита в этих отраслях составили 1,9 млрд. рублей, 1,5 млрд. рублей и 1,2 млрд. рублей соответственно. Аудит был востребован и при покупке-продаже активов в рамках инвестиционных проектов, в том числе с участием государства, под которые привлекался иностранный капитал. Это относится к аудиту отчетности и по российским стандартам, и по международным. Оба вида аудита фактически являются необходимыми для бизнеса так как аудит по российским стандартам предписан законом для очень большого круга организаций, а аудит отчетности по международным стандартам и помощь в переходе на них позволяет компаниям полноценно сотрудничать с иностранными партнерами.

Охарактеризуем степень монопольной власти для 10 крупнейших фирм на российском рынке аудиторов с использованием индексов, характеризующих степень монополизма в отрасли (индекс концентрации, дисперсия рыночных долей, индекс Герфиндаля-Гиршмана).

Для начала выясним долю, занимаемую каждой компанией на рынке:

Таблица №2

«Доли рынка, принадлежащие 10 крупнешим АКГ России»

АКГ

Совокупная выручка по итогам 2007 г., тыс. руб.

Совокупная выручка по итогам 2008 г., тыс. руб.

Темп роста, %

Доля рынка в 2007 г., %

Доля рынка в 2008 г., %

PricewaterhouseCoopers

6632914

8480797

127,9

15,7

16,5

«БДО Юникон»

3056310

4112926

134,6

7,2

8

«Интерком-аудит»

2331449

2849900

122,2

5,5

5,5

«Развитие бизнес-систем»

1946015

2604010

133,8

4,6

5,1

«ФинЭкспертиза»

1951382

2585969

132,5

4,6

5

ФБК (PKF)

2051771

2322778

113,2

4,9

4,5

«Энерджи Консалтинг»

1383932

2127511

153,7

3,3

4,1

«Росэкспертиза»

1837216

2112552

115

4,3

4,1

«РСМ Топ-аудит»

1937855

2027368

104,6

4,6

3,9

«СВ-аудит»

1270862

1870757

147,2

3

3,6

Совокупная выручка 100 компаний по итогам года

42 271 430

51 473 744

121,8







Источник: собственные расчеты

Исходя из данных расчетов, максимальную долю на рынке имеет компания PricewaterhouseCoopers, всемирный лидер по предоставлению аудиторских и консалтинговых услуг. Ситуация на рынке близка к олигополистической (доля четырех фирм-лидеров в совокупности составляет более 40%), но не является таковой. Если же исключить PricewaterhouseCoopers из рейтинга, следуя технологии РА «Эксперт», как представителя «большой четверки», можно говорить о ситуации близкой к монополистической конкуренции.

Рассчитав индекс концентрации, получим значения:

Для 2007 г. – 57,7%, для 2008 г. – 60,3%.

Значения дисперсия рыночных долей будут равны:

Для 2007 г. – 12,1521, для 2008 г. – 13,5941.

Индекс Герфиндаля-Гиршвина имеет следующие значения:

Для 2007 г. – 0,0455, для 2008 г. – 0,0499.

Как можно видеть, значения всех показателей повысились. Индекс концентрации повысился, следовательно, повысился и уровень монополизации в отрасли. Выросла дисперсия рыночных долей, а значит, разрыв между долями компаний-аудиторов увеличился. Повысилась и степень монопольной власти 10 крупнейших фирм и наибольшая степень характерна для PricewaterhouseCoopers. А рост индекса Герфиндаля-Гиршмана говорит об увеличении концентрации в отрасли. Однако стоит отметить, что рост этот не очень значителен в количественном отношении. Можно предположить, что во-первых, лидеры на рынке уже приблизительно известны давно и в основном не меняются, лишь происходит незначительное смещение долей, во-вторых, можно предположить о влиянии на показателей финансового кризиса.

В целом, в послекризисный период обострение конкуренции вероятно среди крупнейших российских и крупных региональных аудиторских компаний. Затяжной кризис может стать катализатором заметного передела рынка. Крупные игроки, скорее всего, будут развиваться за счет поглощений региональных компаний и взаимных слияний. Можно предположить, что разрыв между этой группой компаний и компаниями следующего, среднего эшелона станет очень заметным. Трудные времена ожидают небольшие аудиторские компании и индивидуальных предпринимателей. Это вызвано не только кризисными явлениями, но и вступлением в силу нового закона об аудиторской деятельности, устанавливающего жесткие требования к контролю качества аудиторской деятельности: соответствие им становится дорогостоящим мероприятием. Система саморегулирования аудиторской отрасли, строительство которой идет с 2002 года, наконец начнет реализовываться. С 1 января 2010 года государственное лицензирование аудиторской деятельности отменяется, и чтобы заниматься этим бизнесом, нужно будет получить членство в одной из саморегулируемых аудиторских организаций (СРО). На СРО будут возложены функции ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы членов СРО. К середине 2009 года на рынке было создано пять объединений, претендующих на статус таких организаций. 

Перейдем к характеристике регионального рынка аудиторов Уральского и Западно-Сибирского региона. В 2008 году их суммарная выручка превысила 1,5 млрд. рублей, прирост по отношению к 2007−му — 18%. Для сравнения: прирост в 2007 году по сравнению с 2006−м был в два с лишним раза больше — 44%. Ситуация в регионе схожа с общероссийской: доходы сотни ведущих АКГ России увеличились в 2008 году лишь на 23%, как уже отмечалось, в то время как последние два года рынок демонстрировал устойчивый 40−процентный рост. Изменения в выручке отражены на следующем графике:

График№4

«Совокупная выручка крупнейших АКГ Урала и Западной Сибири, млн. руб.»


Источник: аналитический центр «Эксперт Урал»

Соотношение между аудитом и консалтингом такое же, как и по всей стране в целом – 40:60. В аудите самым востребованным традиционно остается обязательный ежегодный общий — 91,9%; банковский составил 6,6%, аудит инвестиционных институтов — 0,9%, страховых компаний — 0,6% (по итогам 2008 г.). В целом выручка от услуг распределяется по их видам следующим образом:

График №5

«Структура аудиторско-консалтинговой выручки крупнейших АКГ Урала и Западной Сибири в 2008 г., %»


Источник: аналитический центр «Эксперт Урал»

До сих пор основной спрос на услуги аудита в регионе наблюдался со стороны нефтяных компаний, строительной отрасли и торговли (17,8%, 12,5% и 10,4% в выручке соответственно). В консалтинге тройку лидеров также возглавляют нефтяники, затем идут машиностроение и электроэнергетика (доля в выручке — 28,1%, 12,6% и 7,9%). Однако тенденции начинают меняться. Первыми в необходимости аудиторско-консалтинговых услуг усомнились металлурги. Например, еще осенью 2008 года предприятия Магнитогорска начали вести со своими аудиторами – компанией «Аудит – Классик» переговоры о снижении цен. Такие же вопросы поднимают компании строительной отрасли и машиностроения. Держатся на плаву и продолжают активно пользоваться аудиторскими услугами в первую очередь те, кто имеет высокую долю госзаказа в структуре доходов. Относительно неплохо чувствуют себя медицинские компании, стоматологические практики и аптечные сети.

Проведем еще одну характеристику степени монопольной власти для 10 крупнейших фирм на уральском рынке аудиторов с использованием индексов, характеризующих степень монополизма в отрасли (индекс концентрации, дисперсия рыночных долей, индекс Герфиндаля-Гиршмана).

Укажем доли, занимаемые каждой компанией на рынке:

Таблица №3

«Доли рынка, принадлежащие 10 крупнейшим АКГ Урала и Западной Сибири»


АКГ

Совокупная выручка компании за 2007 г., тыс.руб.

Совокупная выручка компании за 2008 г., тыс. руб.

Темп роста выручки, %

Доля рынка, принадлежащая компании в 2007 г., %

Доля рынка, принадлежащая компании в 2008 г., %

РАСТАМ


470830

557239

118,4

21,2

33,8

Налоги и финансовое право

139726

148546

106,3

6,3

9

ЮКЕЙ

4828

129722

2686,8

0,2

7,9

Нексия Си Ай Эс**

-

74550

305

-

4,5

Ассоциация «Налоги России»

76476

72672

95

3,4

4,4

Листик и партнеры


73843

57229

77,9

3,3

3,5

Аудит-Классик

51901

55156

106,3

2,3

3,3

Аудит-Сервис

41044

50962

124,2

1,8

3,1

Новый Аудит**

-

43694

149,9

-

2,7

АВУАР**

-

37045

167,2

-

2,2

БДО Юникон*

620451

-


27,9


АРНИ Polaris International*

135214

-


6,1


Гориславцев и Ko.EuraAudit*

113871

-


5,1


Совокупная выручка по отрасли, тыс. руб.

2220108

1646866


*компания отсутствует в рейтинге 2008 г.

** компания отсутствует в рейтинге 2007 г.

Источник: собственные расчеты

Рассчитав индекс концентрации, получим значения для 2007 г. – 77,6%, для 2008 г. – 74,4%. Индекс концентрации снизился, логично предположить, что и степень монополизации снизилась. Однако в целом, степень монополизации отрасли достаточно высокая и реальным монополистом является тюменская фирма РАСТАМ. Следует заметить, что в рейтинге 2008 г. произошел резкий рост доли именно фирмы РАСТАМ и вероятнее всего, что этот рост стал возможным за счет уход с рынка филиалов московских фирм – БДО Юникон, АРНИ Polaris International, Гориславцев и Ko.EuraAudit.

Так как состав участников за 2 года претерпел изменения для расчета показателей дисперсии рыночных долей и индекса Герфиндаля-Гиршмана, используем данные о выручке тех фирм, что постоянно присутствовали на рынке отрасли аудита и консалтинга.

Значения дисперсии рыночных долей:

Для 2007 г. – 49,165, для 2008 г. – 108,319.

Как можно заметить, дисперсия рыночных долей резко увеличилась, что говорит об увеличении степени монополизации а также увеличением разрыва между долями фирм. И действительно, если в 2007 г. в рейтинге было 2 приблизительно равных по долям крупных игрока (приблизительно по 20% у БДО Юникон и РАСТАМ), ряд средних игроков (от 3 до 10%), то в 2008 г. произошел существенный отрыв в занимаемой доли в отрасли у РАСТАМа, а также передел долей между средними игроками.

Значения индекса Герфиндаля-Гиршмана:

Для 2007 г. – 0,052, для 2008 г. – 0,134.

Индекс Герфиндаля-Гиршмана также увеличился, что также является подтверждением роста уровня концентрации на рынке аудиторских и консалтинговых услуг.

К сожалению, конкретных количественных данных, характеризующих положение и состояние вышеуказанных фирм на рынке отрасли АКГ в 2009 г. в периодической печати пока не приводится, либо они носят характер единичного упоминания. Однако можно в целом охарактеризовать состояние Уральского и Западно-Сибирского рынка аудиторских услуг.

По итогам первого полугодия 2009 г., результаты деятельности ряда фирм оказались неожиданными: несмотря на снижение спроса на услуги (этот тренд участники рынка отметили еще в начале года), совокупная выручка компаний выросла на 12% и достигла 626 млн рублей (в первом полугодии 2008 года — 559 млн. рублей). (по данным фирм, участвовавших в Рейтинге АКГ по результатам первого полугодия-2009, предоставленных РА «Эксперт»). Прирост выручки от аудита в общей структуре — 10%. В основном все региональные компании получили ее от предоставления услуг общего аудита (за исключением компании «ЕкатеринбургскийАудит-Центр»: у нее 97% приходится на банковский аудит). Выручка от консалтинга по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась в целом на 12%, однако в ее структуре произошли серьезные изменения. По нашим расчетам, в целом у компаний-участниц рейтинга выручка от налогового консалтинга упала на 2%, а консалтинга в области оценочной деятельности — на 23%. При этом выручка от юридических консультаций по отношению к первому полугодию-2008 выросла с 28 до 98 млн. рублей, а доля этого сегмента в совокупной выручке от консалтинга — с 10 до 22%. Положительная динамика наметилась и в сфере консалтинга информационных технологий (управленческий консалтинг — прирост 20%, разработка и системная интеграция — 145%).

Аудиторские компании объясняют такие результаты не столько ростом спроса на их услуги, сколько некоторыми особенностями их деятельности. Между подписанием договора на аудит и проведением процедур проходит немало времени. Большая часть контрактов, выполненных аудиторскими компаниями в первом полугодии 2009 г., заключены в докризисное время: кандидатура аудитора на период 2008 — 2009 годов утверждена на собраниях акционеров, прошедших до 30 июня 2008 года. Кроме того, наиболее крупные компании проводят аудит с промежуточным этапом — проверкой за первое полугодие или за девять месяцев. Поэтому у большинства серьезные и крупные контракты к началу кризиса уже были заключены, соответственно фронт работ на период с октября 2008 по апрель-май 2009 года был обеспечен.

Кроме того, способствовало росту аудиторского бизнеса и государство: поправки в кодекс об административных нарушениях существенно ужесточили наказание за отсутствие у акционерных обществ подтвержденной годовой отчетности (штраф от 500 до 700 тыс. рублей). Как отмечает заместитель директора по аудиту Межрегионального центра аудита и оценки Александр Чистяков, во втором квартале этого года ФСФР стала тщательнее проверять информацию, подлежащую обязательному опубликованию, тем самым несколько стимулировав рынок.

Однако рассчитывать на этот фактор в будущем не стоит: под требования обязательного аудита не подпадают компании, чьи годовые обороты упадут ниже отметки 50 млн рублей. В связи с этим генеральный директор аудиторской компании «Екатеринбургский Аудит-Центр» Владимир Бойков прогнозирует сужение клиентской базы аудиторских фирм к концу этого года. Кроме того, по его мнению, стоит ожидать дальнейшего сокращения спроса на инициативный аудит: многие предприятия среднего бизнеса, которые собирались трансформировать бухгалтерскую отчетность и провести аудит по МСФО, откажутся от этой идеи.

Стоит отметить и важную проблему, характерную для всей российской аудиторской деятельности и для нашего регионального рынка: сколько существует российский рынок аудита, столько его наиболее активные и публичные участники сетуют на засилье «черных аудиторов», использующих в своей работе такие методы, как демпинг, выдача заключений задним числом, в итоге низкое качество услуг дискредитирует саму профессию. Наверняка, часть подобных фирм уйдет с рынка естественным путем под влиянием последствий кризиса, однако приходится констатировать: пока есть спрос на фиктивные аудиторские заключения, будут и предложения. А спрос отчасти стимулируется законодателем: он устанавливает перечень организаций, для которых аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности обязательно. Аудиторы, казалось бы, должны приветствовать «обязательность»: она означает стабильность спроса. Но именно она заставляет предпринимателей, которые не испытывают потребности в услугах такого рода, просто покупать формальные заключения. Руководитель PricewaterhouseCoopers в Екатеринбурге Максим Мациборко считает, что региональным компаниям очень помогло бы сужение требований к обязательному аудиту. Кроме того, по его мнению, «подтверждение достоверности финансовой отчетности, а именно в этом суть услуги аудитора, должно помогать собственникам бизнеса правильно оценивать качество менеджмента и финансовое состояние компании. Именно такие клиенты нужны аудиторским фирмам в регионах». Пока же проблема остается нерешенной, как на практическом, так и на законодательном уровне.

Таким образом, можно говорить о российском рынке аудита как о рынке с уже во многом сложившейся и устоявшейся конкуренцией: четко прослеживаются лидеры – «большая четверка» в области аудита и консалтинга, за ней набирают темпы роста крупные российские АКГ. Кризис, несомненно, повлиял на работу любой фирмы, так как вполне вероятно, что именно аудиторские и консалтинговые расходы производственное или финансовое учреждение сократит в попытке оптимизировать свои расходы.

Иная ситуация на Уральском и Западно-Сибирском региональным рынке аудиторско-консалтинговых услуг. Борьба между компаниями здесь все еще идет, ресурсы возможные для роста компаний не исчерпаны, однако налицо явный лидер – тюменская аудиторская компания РАСТАМ.

Общей проблемой для отрасли аудиторских услуг является наличие «черных аудиторов» и конкретных путей борьбы с ними пока названо мало.

Аудиторско-консалтинговый рынок все еще на пути своего развития и формирования, и 2010 год, когда вступит в действие закон изменяющий порядок оказания аудиторских услуг и образования самих фирм, несомненно, вновь внесет перестановки в существующее положение на рынке.


Список литературы

Державец Рада «Лицо и руки аудита»/ «Эксперт Сибирь» №41 (228)/20 октября 2008

Миронова Ирина, Перечнева Ирина «Цена советов»/ «Эксперт Урал» №15 (372)/20 апреля 2009

«Очиститься от шелухи»/ «Эксперт Урал» №24 (380)/22 июня 2009

http://kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=2a5f1423-6c59-4561-8a8e-f802bcdc8ebe&docsid=1175794 –газета «Коммерсантъ» №91/П (4146) от 25.05.2009, Дементьева Светлана «ЦБ расширяет аудиторию»

http://www.rg.ru/2009/04/09/reg-ural/audit.html - Некрасова Марина «Ревизия аудита»


http://www.raexpert.ru/ratings/auditors/2007/ - Ханферян Вартан «Эффект масс»

http://www.raexpert.ru/ratings/auditors/2008/ - Ханферян Вартан «Рост в обмен на эффективность»


Скачать файл (88 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru