Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Влияние налоговой политики на развитие малого бизнеса - файл 1.doc


Влияние налоговой политики на развитие малого бизнеса
скачать (188 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc188kb.14.12.2011 07:26скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


Курсовая работа

"Влияние налоговой политики на развитие малого бизнеса".

Выполнила

студентка гр. НОЗ-051

Уманская Юлия Игоревна

Проверила к. и. н., асс.

Виноградова Наталья Николаевна

Волгоград 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Малый бизнес и налоги

1.1 Характеристика налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………….. 6

а) Общие положения основных систем налогообложения …….. 6

б) Анализ налогообложения малого бизнеса…………………….10

в) Совершенствование действующих систем налогообложения малого бизнеса……………………………………………………. 14

1.2 Анализ законопроектов по налогообложению малого бизнеса……. 16

2. Практическое применение различных систем налогообложения ……. 23

2.1 Стандартная система …………………………………………………. 23

2.2 Упрощенная система………………………………………………….. 25

2.3 Сравнение размера чистого годового дохода в зависимости от

системы налогообложения ………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………….. 30

Литература……………………………………………………………………33

ВВЕДЕНИЕ

В федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства сделан акцент на необходимость активного участия субъектов малого бизнеса в решении задач экономического роста, обеспечении национальной безопасности, регионального развития и социальной стабильности. Программой предусмотрено, что масштабное увеличение числа малых предприятий в стране возможно, во-первых, благодаря координации деятельности федеральных, региональных и местных уровней власти, а, во-вторых, путем разработки специальных мер его поддержки, особое место среди которых занимают оптимальные налоговые режимы.

Как известно, налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов, в том числе и процесса формирования предпринимательства.

Экономическая наука на протяжение длительного времени занимается изучением налога - одного из основных рычагов государственного управления. Проблемы налогообложения всегда занимали ученых: Б. Франклин (1706), Вобан (1707), Мотескье (1748), позднее П. Прудон, А.Смит, Д. Рикардо, М. Алексеенко, Н. Тургенев, Д. Миль и другие, которые рассматривали и анализировали природу налога, принципы налогообложения, принципы распределения налогового бремени. Были обоснованы теории единого налога, где прозвучала идея справедливости в налогообложении (практика XX века доказала несостоятельность и неосуществимость теорий единого налога, но тем не менее проводились исследования, связанные с поисками справедливых способов налогообложения). И в наше время огромное количество ученых уделяют внимание проблеме налогообложения: Д. Г. Черник 1, создатель и руководитель многих проектов, посвященных изучению и исследованию вопроса о налогообложении. В его работах анализируются вопросы налогового формирования бюджетных ресурсов. А. Н. Алейников 2, А. Першин, О. Лапина 3, в литературе которых огромное значение уделено налоговым проблемам предпринимателей и рассмотрению систем налогообложения. В. Дьяченко акцентирует внимание на истории налогообложения, В. Галкин4, В. Гусев и многие другие своими исследованиями, имеющими теоретическое и практическое значение, вносят весомый вклад в разработку различных аспектов налоговой системы. В своих книгах они подробно описывают порядок налогообложения, рассмотрены все виды налогов и льготы по уплате налогов.

Цель работы: выявить факторы влияния налогообложения на развитие малого бизнеса.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: определить общие положения основных систем налогообложения, проанализировать налогообложение малого бизнеса, рассмотреть варианты совершенствования действующих систем налогообложения малого бизнеса и рассмотреть применение этих систем на конкретных примерах. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении определена актуальность данной темы, проведена краткая характеристика используемой литературы, сформулированы цели и задачи, выделены наиболее важные моменты основных частей работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы налогообложения малого предпринимательства в Российской Федерации, положения налогового кодекса и основные виды налогов, уплачиваемые предприятиями.

Во второй главе теоретические моменты рассматриваются на конкретных примерах. Здесь показано, в какой степени те или иные законы и постановления работают на конкретных предприятиях.

В заключении подводятся итоги всей работы, обобщаются основные моменты, делаются выводы и даются рекомендации, которые могли бы иметь практическое значение, как для деятельности отдельных предпринимателей, так и для государственной налоговой службы при формировании налоговой политики.

Глава 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

^ 1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Действующим законодательством установлены три системы налогообложения малых предприятий:

  1. Так называемая традиционная система – уплата подоходного налога. При этом предприниматель не освобождается от уплаты взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный и обязательного медицинского страхования) и ряда других налогов.

  2. ^ Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предполагающая замену уплаты подоходного налога уплатой годовой стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. При этом индивидуальный предприниматель также перечисляет страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ и ряд других налогов и платежей.

  3. система, в основе которой лежит уплата единого налога на вмененный доход, заменяющего собой как подоходный налог, так и страховые взносы во внебюджетные фонды, а также ряд других налогов 5.


^ Общие положения основных систем налогообложения:

Общепринятый режим налогообложения.

Предприятие, применяющее общепринятый режим налогообложения исчисляет и уплачивает все налоги, предусмотренные Российским налоговым законодательством: федеральные налоги, налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, местные налоги.

^ Упрощенная система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения - это специальный налоговый режим, который применяться на всей территории Российской Федерации, начиная с 1 января 2003 года, наряду с общепринятой системой налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ ч. II (1) 6.

Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты нескольких налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

При этом для организаций, применяющих данный налоговый режим, единый налог заменяет налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог 7.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, единый налог заменяет:
• налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
• налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
• единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.
Что касается НДС, то в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ ч. II (1), организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таким образом, с 1 января 2003 года уплачивается только так называемый «таможенный НДС» при ввозе импортных товаров на территорию РФ, при этом должны уплачивать НДС в соответствии с положениями ст. 150, 151 и 152 НК РФ ч. II (1).

Следует особо отметить, что и организации и индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другие обязательные платежи.

Кроме того, те, кто применяет упрощенную систему, уплачивают все налоги, не поименованные выше, в соответствии с общепринятым режимом налогообложения. То есть, в случае, если налогоплательщик, перешедший на УСН, является, например, плательщиком налога на рекламу или транспортного налога, то он обязан представлять соответствующую налоговую отчетность по этим налогам, исчислять и уплачивать эти налоги в соответствии с общепринятым режимом налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. А это значит, что они должны обязательно уплачивать в бюджет, как налоговые агенты все налоги, в отношении которых они могут быть налоговыми агентами. В качестве примеров можно привести следующие налоги: налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников); налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы, при аренде помещений, собственниками которых являются РФ или г. Москва); налог на прибыль организаций (например, с сумм начисленных и выплаченных дивидендов организациям - учредителям) и т. д.

^ Единый налог на вмененный доход.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный (не зависящий от фактического дохода, полученного налогоплательщиком в отчетном году) валовой доход плательщика налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций 8.

Расчет величины вмененного дохода производится на основании:
- базовой доходности – условной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единицу площади, численность работающих, единицу производственной мощности и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях;

- числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности;

- повышающих или понижающих коэффициентов базовой доходности, показывающих степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности 9.

Сумма базовой доходности конкретного вида предпринимательской деятельности в регионе будет рассчитана налоговым органом на основе одного из методов. Затем будут определены многочисленные повышающие (понижающие) коэффициенты, влияющие на доходность деятельности предпринимателя 10. После расчета возможного дохода с предпринимателя будет взиматься налог в размере 15% от месячной суммы возможного дохода.

При этом предприниматели не освобождаются от уплаты следующих налогов и сборов 11:

  1. государственной пошлины;

  2. таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

  3. лицензионных и регистрационных сборов;

  4. налога на приобретение транспортных средств;

  5. налога на владельцев транспортных средств и др.


Анализ налогообложения малого бизнеса, предложения по изменению ситуации

Большинство субъектов малого предпринимательства облагаются налогами по общепринятой системе, то есть уплачивают все виды действующих налогов. По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица – около 2,5 млн. человек12.

Отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков – малых, средних и крупных, не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Аргумент же в пользу применения единого налога на вмененный доход, базирующийся на видимом увеличении поступлений данного налога не может считаться состоятельным. Известно, что рост этого параметра обусловлен преимущественно двумя факторами – введением единого налога на вмененный доход во все большем количестве регионов и соответствующим расширением количества плательщиков этого налога; постоянным увеличением рассчитываемых налоговой администрацией показателей базовой доходности. При отсутствии данных о налоговых поступлениях от субъектов малого предпринимательства, облагающихся по общепринятой системе, нет и возможности достоверно сравнить эффективность различных систем налогообложения.

При всех положительных чертах система упрощенного налогообложения, учета и отчетности обладает и существенными ограничениями по применению. Основными причинами слабого распространения системы являются:

Во-первых, для субъектов малого предпринимательства, переходящих на УСН, отменен налог на добавленную стоимость, что значительно осложняет их деятельность с поставщиками и потребителями, применяющими общепринятую систему налогообложения (не был разработан механизм зачета НДС при работе с контрагентами).

Во-вторых, переход на упрощенную систему, по которой приходится уплачивать 10% с выручки (а именно ее в качестве объекта налогообложения выбрало подавляющее большинство регионов), не всегда предоставляет видимые экономические преимущества для малого предпринимательства. Так, выбор объектом налогообложения валовой выручки не учитывает различия в структуре затрат субъектов хозяйствования даже в рамках одной сферы деятельности, что нарушает принцип справедливости налогообложения.

В-третьих, значимым минусом для предприятия, в том случае, если объектом налогообложения устанавливался совокупный доход, является отсутствие возможности отнесения на затраты капитальных вложений (включая износ основного капитала) и нематериальных активов. Это существенно ограничивает инвестиционные возможности предприятия (это верно и для случая, когда объектом налогообложения является валовая выручка).

В-четвертых, при переходе на упрощенную систему в тех регионах, где льготы по данному налогу не предоставлялись, исключалась возможность использования субъектам малого предпринимательства льгот общепринятой системы (например, пониженных ставок по налогу на прибыль в региональной части, налогу на имущество и другим налогам; механизмов ускоренной амортизации и др.).

Наконец, введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день единый налог на вмененный доход действует в более чем 80 субъектах РФ.

Применяемый в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход является обязательным: самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего определенный вид деятельности, на другую систему не допускается.

Наряду с этим размер единого налога является неоспоримым. Налогоплательщик, не согласный с размерами вменяемого дохода и единого налога, не имеет возможности отказаться от его уплаты, доказав, что фактические размеры его дохода и налогов, подсчитанные по общепринятой системе, меньше, чем рассчитанные по вмененному методу. Одновременно с этим единый налог на вмененный доход является и исключительным - налоговые обязательства применяются только на основе вменения, даже если обычные правила расчета налоговых обязательств могут привести к более высокому результату.

Система налогообложения вмененного дохода в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Реальным упрощением можно назвать только замену расчета нескольких налогов одним. Вместе с тем цель упрощения налогообложения, учета и отчетности не достигается в тех случаях, когда налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, одни из которых облагаются единым налогом на вмененный доход, другие – по общепринятой системе.

Применение в обязательном порядке единого налога на вмененный доход для плательщиков, значительно различающихся по своим размерам (размерам своей деятельности) легко приводит к нарушению принципов справедливости налогообложения. Вменяемый доход, рассчитанный по простым формулам на основе каких-либо выбранных натуральных показателей, может сильно отличаться от дохода, реально получаемого хозяйствующими субъектами различных размеров. Так, относительно большие предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имеют низкие эффективные ставки обложения, а действительно малые предприятия испытывают непомерный налоговый гнет.

С 1 января 2002 года из единого налога на вмененный доход исключен единый социальный налог. Эти изменения привели к очередной волне ухода субъектов предпринимательства в тень вследствие увеличения налогового бремени на предприятия, в отношении которых применяется система вменения. Региональные власти увеличивают размеры базовой доходности, чтобы довести поступления от единого налога до уровня, характерного периоду до 1 января 2002 года.

Резюмируя, можно сделать вывод о том, что действующая система налогообложения малого бизнеса не создает благоприятных условий для его развития, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства не реализуются. Вместе с тем, введенные специальные системы создают предпосылки для использования их преимуществ хозяйствующими субъектами, по своей сути не являющихся малыми.
^ Совершенствование действующих систем налогообложения малого бизнеса

Основными направлениями государственной политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса, в части налогообложения субъектов малого предпринимательства должны стать: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учета и отчетности.

^ В ближайшей перспективе необходимо:

С целью создания конкурентности различных систем, ввести добровольность перехода малых предприятий с одной налоговой системы на другую (что сразу выявит наиболее «обременительный режим»).

Не торопиться с принятием Государственной Думой РФ в полном объеме «Дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (дополнения и изменения устанавливают особый режим налогообложения субъектов малого предпринимательства), чтобы иметь возможность спокойно их изучить и обсудить. Вспомним, какие колоссальные проблемы испытывало в регионах малое предпринимательство в течение 2-3 лет после начала практического введения в практику «вмененного налога» (это «введение» реализовывалось методом проб и ошибок, пока, наконец, ни были найдены «точки компромисса», появился положительный опыт). Об этом свидетельствует недавний опыт Московской области по внедрению вмененного налога на рынках (забастовки, пикеты, демонстрации). Два раза введение областного закона в действие приостанавливалось, решение уточнялось 13.

Предварительно в целях совершенствования действующих систем налогообложения субъектов малого предпринимательства некоторые исследователи предлагают 14:

внести в Налоговый Кодекса Российской Федерации целый ряд изменений и дополнений, а именно:

- отменить для субъектов малого предпринимательства авансовые платежи по всем видам налогов;

- предусмотреть возможность применения особого порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства налогом на добавленную стоимость;

- дополнить часть вторую отдельной главой «Единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства», в которой предусмотреть:

- добровольное право перехода на уплату единого налога и порядок такого перехода;

- замену обязанности субъектов малого предпринимательства по уплате большинства налогов (налога на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог с продаж) обязанностью по уплате единого налога, в том числе включение в единый налог отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (единого социального налога, включая его «пенсионную» часть);

- ограничить сферу применения единого налога только субъектами малого предпринимательства, ввести соответствующие критерии для субъекта, имеющего право перехода на данную систему налогообложения;

- предусмотреть возможность установления в качестве налоговой базы для исчисления единого налога величину вмененного дохода, рассчитываемую как произведение базовой доходности налогоплательщика и значений корректирующих коэффициентов. Причем, субъекты малого предпринимательства должны иметь право выбора наиболее приемлемой для них методики расчета базовой доходности;

- отменить необходимость применения контрольно-кассовых машин при переходе субъектов малого предпринимательства на уплату единого налога.

- предоставить субъектам малого предпринимательства, перешедшим на уплату единого налога, право применять упрощенный порядок учета и отчетности, аналогичный порядку, действующему в настоящее время для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения.
^ 1.2 АНАЛИЗ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Развитие малого бизнеса в настоящее время должно стать одним из главных приоритетов экономической политики России. Во всем мире потенциал малого бизнеса считается основой рыночной экономики. По данным, приведенным на заседании Правительства, в малом бизнесе в России заняты 9% населения, он производит 12% ВВП, в то время как в Западной Европе доля малого бизнеса в ВВП составляет 50-70%.

Еще в июне 1995 года был принят Федеральный закон №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"15, затем в декабре - Федеральный закон №222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"16 и в 1998 году был принят Федеральный закон №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Также программные документы Правительства РФ и иных федеральных органов последнего десятилетия неизменно содержат положения о необходимости содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Среди приоритетных направлений государственной поддержки в этой области предприниматели называют льготное налогообложение, а также упрощение и стабильность системы налогообложения.

В настоящее время в России действуют три системы налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства - общепринятая и два особых режима:

- упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;

- система налогообложения вмененного дохода.

Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием "единого налога" на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона.

Большинство субъектов малого предпринимательства облагаются налогами по общепринятой системе, то есть уплачивают все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися по регионам). По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляет порядка 500 тысяч, численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - около 2,5 млн. человек 17.

В марте 2002 года в часть вторую Налогового кодекса главы "Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства" был внесен законопроект.

Предлагаемая редакция главы Налогового кодекса посвящена упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства и направлена на создание максимально благоприятных условий для развития малого бизнеса в России путем значительного облегчения налогового бремени и упрощения системы учета.

Главная идея законопроекта - освобождение субъектов малого предпринимательства от уплаты всех обязательных платежей в бюджет за некоторыми исключениями и заменой их единым налогом, ставка которого составляет 5% от валовой выручки или 25% от совокупного дохода.

Законопроект расширяет круг хозяйствующих субъектов, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, а также устраняется противоречие между законом о государственной поддержке малого предпринимательства и законодательством об упрощенной системе налогообложения, связанное с различным определением субъектов малого предпринимательства.

Законопроект предоставляет необходимую свободу выбора для субъектов малого предпринимательства, в определении налогооблагаемой базы по единому налогу.

Документ позволяет организациям – субъектам малого предпринимательства выступать налоговым агентом по уплате налога на доходы своих работников и уплачивать единый социальный налог, при этом расходы на рабочую силу вычитаются из налогооблагаемой базы по единому налогу.

Одним из основных плюсов предлагаемого проекта является попытка разрешить существенное противоречие, связанное с уплатой налога на добавленную стоимость малыми предприятиями. Предлагаемый проект позволяет значительно облегчить налоговое бремя субъектов малого предпринимательства и предоставить им необходимую свободу в выборе системы налогообложения.

Одновременно депутатами был внесен законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и дополнения в статью 7 Федерального закона" "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Вступление в силу с 1 января 2002 года Федерального закона от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"18 привело к изменению режима налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход. В число налогов, уплачиваемых малыми предприятиями помимо единого налога на вмененный доход, был дополнительно включен единый социальный налог. В результате для них существенно усилилась фискальная нагрузка и ужесточились требования к обязательной отчётности.

Увеличение налогового бремени для малого предпринимательства противоречит логике налоговой реформы и приоритетам государственной политики в области стимулирования развития малого бизнеса. Целью вносимого законопроекта является отмена законодательных норм, дискриминационных по отношению к плательщикам единого налога на вмененный доход.

Законопроектом предполагается исключить плательщиков единого налога на вмененный доход из числа плательщиков единого социального налога; изменить распределение сумм единого налога на вмененный доход, зачисляемых в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а также ввести в действующее законодательство нормы, гарантирующие право на обязательное пенсионное страхование в случае уплаты единого налога на вмененный доход.

Таким образом, законопроект предусматривает восстановление налогового порядка для малых предприятий, существовавшего до 1 января 2002 года. Одновременно не ухудшаются условия реализации гражданами права на обязательное пенсионное страхование.

15 апреля 2002 года в Госдуму был внесен Правительством РФ еще один законопроект, - "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" 19, который рассматривался 4 апреля 2002 года на заседании Правительства РФ.

Упрощенная система налогообложения касается предприятий и индивидуальных предпринимателей, годовой оборот которых не превышает 10 млн. руб., а число работающих на предприятии составляет не более 20 человек. Данная система налогообложения не распространяется на банки, игорный бизнес, рынок ценных бумаг.

При упрощенной системе налогоплательщик может выбирать схему налогообложения - 8% от выручки либо 20% с чистого дохода за вычетом расходов, необходимых для становления производства, в частности, закупки основных производственных средств. Эта схема действовала в течение 2003-2004 годов, а с 2005 года основной стала схема уплаты налога на чистую прибыль.

Налоги, собираемые по упрощенной схеме с субъектов малого предпринимательства, распределяются в следующей пропорции: 30% - в федеральный бюджет, 15% - в региональные, 45% - в местные бюджеты и 10% пойдут на нужды медицинского и социального страхования. Кроме того, было принято решение, что ставка вмененного налога будет применяться в отношении таких сфер деятельности, как оказание бытовых услуг населению, мелкая розничная торговля, некрупные объекты питания, автотранспортные услуги, ремонт и обслуживание автомобилей, ветеринарные услуги. Распределяться между бюджетами разных уровней вмененный налог будет по той же схеме, что и налоги, собираемые по упрощенной схеме с субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, не надо будет вести полномасштабный бухгалтерский учет. Малому бизнесу будет разрешено ограничиться ведением одной лишь книги доходов и расходов. Предприниматели будут использовать кассовый метод начисления выручки, то есть налог будет уплачиваться только после получения реальных денег, а не после формального прохождения сделки по документам. А при покупке основных средств малые предприятия могут сразу же списывать их стоимость.

Таким образом, рассмотрев основные аспекты налогообложения малого предпринимательства и законопроекты по данной теме, можно сделать вывод, что изменения, принятые в Налоговый кодекс РФ, касающиеся малых предприятий, крайне противоречивы. «Их можно охарактеризовать так: шаг вперед и два назад», - сказала Депутат ГД, председатель Комитета ТПП РФ по социальной политике Оксана Дмитриева 20. К ухудшениям в налогообложении можно отнести отмену всех льгот для малых предприятий, действующих в рамках общего налогового режима: отмену налоговых каникул, ограничение льготного порядка уплаты налогов, ограничение права освобождения от уплаты НДС. Плюс принятый закон о внесудебном взимании штрафов.

Среди положительных моментов - незначительное расширение возможностей перехода на упрощенную систему налогообложения.

^ Глава 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Рассмотрим расчет налогов, уплачиваемых в бюджет при ведении стандартной системы и упрощенной системы налогообложения на примере аудиторской фирмы "Северная пчела"21.

Первый и второй вариант расчета налогов – при применении стандартной системы налогообложения. Третий вариант – при переходе на упрощенную систему.

^ 2.1 СТАНДАРТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Объем денежных средств, полученных организацией от заказчиков в оплату отгруженной продукции составил 9 600 000 руб. за год (т.е. до 10 000 000 руб.).

По первому варианту себестоимость продукции (работ, услуг) составила 7 000 000 руб., в том числе себестоимость товаров (работ, услуг), использованных при производстве продукции – 4 500 000 руб. НДС, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), возмещаемый из бюджета, составил 900 000 руб.(4500 000 х 20%). Условная стоимость имущества (капитальных вложений, основных средств, запасов и затрат, находящихся на балансе организации) составила 2 000 000 руб.

По второму варианту условная себестоимость продукции (работ, услуг) составила 7 500 000 руб., в том числе себестоимость товаров (работ, услуг), использованных при производстве продукции (работ, услуг) 7 000 000 руб. НДС, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), возмещаемый из бюджета, составил 1 400 000 руб. (4500 000 х 20%). Условная стоимость имущества (капитальных вложений, основных средств, запасов и затрат, находящихся на балансе организации) составила 1 500 000 руб.

№ п\п

Наименование показателя

Сумма




Вариант 1

Вариант 2

1

Выручка (в том числе НДС)

9 600 000

9 600 000

2

НДС с выручки (стр. 1 х 16,67%)

1 600 000

1 600 000

3

Выручка без НДС (стр. 1 - стр. 2)

8 000 000

8 000 000

4

Себестоимость

7 000 000

7 500 000

5

В том числе себестоимость товаров (работ, услуг)

4 500 000


7 000 000

6

НДС, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), возмещаемый из бюджета (стр. 5 х 20%)

900 000

1 400 000

7

НДС, причитающийся уплате в бюджет (стр. 2 - стр.6)

7 000 000

200 000

8

Налог на пользователей автодорог (стр.3 х 1%)

80 000

80 000

9

Стоимость имущества

2 000 000

1 500 000

10

Налог на имущество (стр.9 х 2%)

40 000

30 000

11

Прибыль (стр.3 - стр.4 - стр.8 - стр.10)

880 000

390 000

12

Налог на прибыль (стр.11 х 29%)

255 200

113 100


Таким образом, платежи в бюджет с суммы, поступившей от заказчиков (9 600 000 руб.) по первому варианту составляют 1 075 200 руб., по второму варианту – 423 100 руб

Наименование налога

Сумма

Вариант 1

Вариант 2

НДС

700 000

200 000

Налог на пользователей автодорог

80 000

80 000

Налог на имущество

40 000

30 000

Налог на прибыль

255 200

113 100

Итого платежи в бюджет

1 075 200

423 100


При упрощенной системе налогообложения с суммы, поступившей от заказчиков за отгруженную продукцию (работы, услуги) (9 600 000 руб.), следует исчислить единый налог по ставке 6,33%, что составляет 607 680 руб.

^ 2.2 УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

№ п\п

Наименование показателя


Сумма

Вариант 3

1

Валовая выручка

9 600 000

2

Единый налог (стр.1 х 6,33%)


607 680




Итого платежи в бюджет

607 680


Как видно из приведенного условного примера, второй вариант налогообложения при стандартной системе в сравнении с УСН оказался более предпочтительным.
В то же время, при первом варианте, то есть при высоком уровне рентабельности, упрощенная система налогообложения может оказаться более, чем в полтора – два раза выгоднее стандартной системы.

Для большей наглядности рассмотрим еще несколько условных примеров 22 для единого налога на вмененный доход.

1. Предприниматель оказывает парикмахерские услуги. Принадлежащая ему парикмахерская, в которой 3 рабочих места, находится в окраинном районе Москвы.

Размер вмененного дохода может быть определен исходя из следующего.

а) Базовая доходность парикмахерской рассчитывается путем умножения размера базовой доходности для данного вида деятельности (60 000 руб.) на количество оборудованных рабочих мест: 60 000 * 3 = 180 000 руб.

б) Поскольку парикмахерская находится в Москве, то применяется повышающий базовую доходность коэффициент 3.

в) Для предприятий, находящихся в окраинных районах Москвы, коэффициент корректирующий базовую доходность, может быть, например, 1,2.

Таким образом, размер вмененного дохода составляет в год:

180 000 руб * 3 * 1,2 = 648 000 руб.

Предварительно придется уплачивать единый налог в сумме 129 600 руб. (648 000 руб. * 0,2).

2. Индивидуальный предприниматель ведет торговую деятельность в г. Костроме. Ему принадлежат 2 магазина:

- с торговой площадью 20 кв. м, расположенный в центре города с населением от 3000 тыс. до 1 млн человек;

- с торговой площадью 100 кв. м, расположенный в спальном районе.

Размер вмененного дохода рассчитывается по каждому магазину отдельно исходя из следующего:

- базовая доходность – 36 000 руб. на 1 кв. м торговой площади в год;

- региональный коэффициент – 0,8;

- коэффициент типа населенного пункта – 0,9;

- коэффициенты дислокации объектов: для центра – 1,8, для спального района – 1,1.

Сумма вмененного дохода для первого магазина:

36 000 руб. * 20 кв. м * 0,8 * 0,9 * 1,8 = 933 120 руб.

Сумма единого налога 933 120 руб. * 0,2 = 186 624 руб. (в год).

Сумма вмененного дохода для второго магазина:

36 000 руб. * 100 кв. м * 0,8 * 0,9 * 1,1 = 2 851 200 руб.

Сумма единого налога 2 851 200 руб. * 0,2 = 570 240 руб. (в год).

^ 2.3 СРАВНЕНИЕ РАЗМЕРА ЧИСТОГО ГОДОВОГО ДОХОДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Показатель

Традиционная система налогообложения

^ Упрощенная система (на примере Московской области)

Упрощенная система (на примере г. Москвы)

1-й год работы

2-й год работы

3-й год работы

1) Валовой доход (руб.)

120 000

120 000

120 000

120 000

120 000

2) Арендная плата

50 000

50 000

50 000

50 000

50 000

3) Зарплата, начисленная наемным работникам, в том числе по договорам гражданско-правового характера

30 000

30 000

30 000

30 000

30 000

4) Платежи во внебюджетные фонды, исчисляемые с зарплаты наемных работников, в том числе:

- в Пенсионный фонд (28%)


- в Фонд соц. страхования (5,4%)


- в фонды обязательного мед. страхования ( 3,6%)
- в Гос-венный фонд занятости населения (1,5%)


8400 (30 000 * 28%)


1620 (30 000 * 5,4%)

1080 (30 000 * 3,6%)

450 (30 000 * 1,5%)



8400 (30 000 * 28%)


1620 (30 000 * 5,4%)


1080 (30 000 * 3,6%)


450 (30 000 * 1,5%)



8400 (30 000 * 28%)
1620 (30 000 * 5,4%)
1080 (30 000 * 3,6%)
450 (30 000 * 1,5%)


8400 (30 000 * 28%)
1620 (30 000 * 5,4%)
1080 (30 000 * 3,6%)
450 (30 000 * 1,5%)



8400 (30 000 * 28%)
1620 (30 000 * 5,4%)
1080 (30 000 * 3,6%)
450 (30 000 * 1,5%)

5) Сумма взносов, уплаченных в Пенсионный фонд "за себя" (20,6%)

5861

2866,83

1720,1

3440,2

6880,4

6) Сумма взносов, уплаченных в фонды обязательного мед. страхования "за себя" (3,6%)

1024,20 (120 000 – 50 000 – 30 000 – 8400 – 1620 – 1080 – 450) * 20,6%)

1024,20

1024,20

1024,20

1024,20

7) Количество вычетов, кратных МРОТ, уменьшающих совокупный годовой доход в целях налогообложения, (исходя из того, что ежемесячный доход – 10 000 руб.; детей и иждивенцев – нет)

333,96 (83,40 * 4)

-

-

-

-

8) Налогооблагаемая база по подоходному налогу

21 230,84 (120 000 – 50 000 – 30 000 – 8400 – 1620 – 1080 – 450 – 5861 – 1024,20 – 333,96)

-

-

-

-

9) Сумма подоходного налога

2548 (21 230,84 * 12%)

-

-

-

-

10) Стоимость патента

-

1670 (20 МРОТ)

1002 (12 МРОТ)

2004 (24 МРОТ)

4008 (48 МРОТ)

11) Чистый доход: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 9 (традиционная система)

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 10 (упрощенная система)

19 016,8

21 859,04

24703,7

21981,6

16537,4


Из приведенных данных можно сделать вывод, что в тех регионах, где годовая стоимость патента на применение упрощенной системы налогообложения не меняется год от года (при условии, что не изменяется размер минимальной месячной оплаты труда), ИП может провести соответствующие расчеты и сравнить суммы, подлежащие уплате при использовании упрощенной системы налогообложения (исчисление исходя из стоимости патента), с суммами, рассчитанными исходя из ожидаемого дохода (при традиционной системе налогообложения), и принять решение о целесообразности приобретения патента на применение упрощенной системы налогообложения.

Предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в г. Москве, следует иметь в виду, что первые годы после перехода на упрощенную систему налогообложения годовая стоимость патента и рассчитанные исходя из ее размера страховые взносы в Пенсионный фонд РФ оказываются относительно небольшими и применение упрощенной системы в большинстве случаев выгодно. Однако по мере возрастания годовой стоимости патента чистый доход индивидуального предпринимателя при прочих равных условиях уменьшается. Таким образом, переходить на упрощенную систему налогообложения индивидуальному предпринимателю имеет смысл, если он рассчитывает на ежегодный рост своего валового дохода.

Но в любом случае, чем выше доходы предпринимателя, тем больше он выиграет от применения упрощенной системы налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, рассмотрев основные аспекты налогообложения малого предпринимательства и законопроекты по данной теме, можно сделать вывод, что изменения, принятые в Налоговый кодекс РФ, касающиеся малых предприятий, крайне противоречивы. Их можно охарактеризовать так: шаг вперед и два назад.

К ухудшениям в налогообложении можно отнести отмену всех льгот для малых предприятий, действующих в рамках общего налогового режима: отмену налоговых каникул, ограничение льготного порядка уплаты налогов, ограничение права освобождения от уплаты НДС. Плюс принятый закон о внесудебном взимании штрафов.

Среди положительных моментов - незначительное расширение возможностей перехода на упрощенную систему налогообложения.

Если проанализировать данные, приведенные в первом и втором пунктах второй главы работы, можно сделать вывод, что из приведенного примера, второй вариант налогообложения при стандартной системе в сравнении с УСН оказался более предпочтительным.

В то же время, при первом варианте, то есть при высоком уровне рентабельности, упрощенная система налогообложения может оказаться более, чем в полтора – два раза выгоднее стандартной системы.

Из приведенных в третьем пункте второй главы данных можно сделать вывод, что в тех регионах, где годовая стоимость патента на применение упрощенной системы налогообложения не меняется год от года (при условии, что не изменяется размер минимальной месячной оплаты труда), ИП может провести соответствующие расчеты и сравнить суммы, подлежащие уплате при использовании упрощенной системы налогообложения (исчисление исходя из стоимости патента), с суммами, рассчитанными исходя из ожидаемого дохода (при традиционной системе налогообложения), и принять решение о целесообразности приобретения патента на применение упрощенной системы налогообложения.

Предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в г. Москве, следует иметь в виду, что первые годы после перехода на упрощенную систему налогообложения годовая стоимость патента и рассчитанные исходя из ее размера страховые взносы в Пенсионный фонд РФ оказываются относительно небольшими и применение упрощенной системы в большинстве случаев выгодно. Однако по мере возрастания годовой стоимости патента чистый доход индивидуального предпринимателя при прочих равных условиях уменьшается. Таким образом, переходить на упрощенную систему налогообложения индивидуальному предпринимателю имеет смысл, если он рассчитывает на ежегодный рост своего валового дохода.

Но в любом случае, чем выше доходы предпринимателя, тем больше он выиграет от применения упрощенной системы налогообложения.

Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной.

Анализ показывает, что высокий удельный вес изымаемых средств не позволяет производителю работать эффективнее, расширять выпуск продукции, наращивать доходы и вкладывать их в развитие производства, направлять на улучшение социальной инфраструктуры общества. Значительная часть налогов переносится на себестоимость, тем самым увеличивая цену товара, что затрудняет его сбыт и уменьшает прибыль предприятия, одновременно снижая возможность реализации продукции в условиях конкуренции.

Теоретический анализ и проведённое практическое исследование существующей системы налогообложения на предприятиях малого бизнеса свидетельствует об объективной необходимости радикального изменения в налоговой политике со стороны государства с целью развития экономики в стране.

Очевидно, что чрезмерно высокие ставки налога тормозят развитие производства, снижают экономическую и деловую активность населения, вызывают скрытое и явное уклонение от налогообложения, способствуют развитию "теневой" экономики и инфляции. Чрезмерно низкие ставки не создают необходимого фонда для решения социальных, производственных и оборонных задач. В связи с этим важно решить проблему приемлемого уровня налогообложения, который будет способствовать росту производства, не нанося ущерба доходам бюджета.

Разумное налогообложение будет стимулировать предприятия снижать затраты своей производственно-хозяйственной деятельности.

Преобразование налоговой системы не должно сводиться к тотальному снижению ставок налога, необходимо определить оптимальную структуру платежей, отвечающую обязательному условию: совокупность изъятого у предприятий не должна быть ниже минимально необходимого уровня, но в то же время не должна ущемлять интересы налогоплательщиков, а также соотноситься с равномерным распределением налогового бремени. При этом прослеживается взаимозависимость: совершенствование налоговой системы является основным условием формирования и развития предпринимательской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Першин А. Частный предприниматель. Справочное руководство с учетом требований налоговых органов: практические рекомендации / А. Першин, О. Лапина // М. : "АКДИ Экономика и жизнь". - 2000. - 383 с.

  2. Предпринимательская деятельность / А.Н. Алейников // М. : ООО "Новое издание". - 2003. - 304 с.

  3. Черник Д.Г. Налоги / под ред. Д.Г. Черника // М. : "Финансы и статистика". - 2002. - 656 с.

  4. Формирование и развитие малого бизнеса в Кыргызстане / А. Алашбаева // Центральная Азия и Кавказ. Общественно-политический журнал. - ноябрь 1997. – С. 3-14.

  5. Перспективы малого бизнеса / О. Кутяева // "АКДИ Экономика и жизнь". – 2002. – №19. – С. 12-15.

  6. Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь / А.В. Толкушин // Изд. "Юристъ". – 2000. - 508 с.

  7. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kodeks.net.

  8. № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kodeks.net.

  9. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kodeks.net.

  10. ст. 7 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kodeks.net.

  11. №148 ФЗ " О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kodeks.net.

  12. Дмитериева О. / ИА "Альянс Медиа"/. – 11.11.2005

  13. Буев В.В. Налогообложение малого бизнеса / В.В. Буев, А.В. Варнавский, О.М. Шестоперов // Первая гильдия России, разд. "Аналитика"– М. : ИКЦ "Бизнес-Тезаурус". - №6. – С. 6-10.

  14. Справочная правовая система “Гарант” (Законодательство России; Налогообложение и бухучет),  1997 НПП “Гарант-сервис “.

  15. Галкин В. В. Основы предпринимательской деятельности / В. В. Галкин // Ростов-на-Дону : Феникс. - 2005. – 283с.

  16. Ахмедова Л. По материалам "ДП - Консультант – Право". [Электронный ресурс]. – режим доступа : Http://www.comtec.abz.ru/publications/



1 Налоги / под ред. Д.Г. Черника // М. : "Финансы и статистика". - 2002. - 656 с.

2 Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность / А.Н. Алейников // М.: ООО "Новое издание". – 2003. - 304 с.

3 Першин А. Частный предприниматель. Справочное руководство с учетом требований налоговых органов: практические рекомендации / Першин А., Лапина О. // М. : "АКДИ Экономика и жизнь". - 2000. - 383 с.

4 Галкин В. В. Основы предпринимательской деятельности / В. В. Галкин // Ростов-на-Дону : Феникс. -2005. – 283с.

5 Першин А. Частный предприниматель. Справочное руководство с учетом требований налоговых органов: практические рекомендации / А. Першин, О. Лапина // М. : "АКДИ Экономика и жизнь". - 2000. - 383 с.


6 А.В.Толкушин "Налоги и налогообложение". Энциклопедический словарь. Изд."Юристъ", 2000г., 508 с.

7 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kodeks.net.


8 Согласно ст. 2 Закона №148-ФЗ.

9 В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона №148-ФЗ.

10 Все необходимые для исчисления единого налога на вмененный доход данные содержатся в региональных законодательных актах, устанавливающих порядок введения рассматриваемой системы налогообложения в регионе.

11 Ст. 1 Закона №148-ФЗ

12 Формирование и развитие малого бизнеса в Кыргызстане / А. Алашбаева // Центральная Азия и Кавказ. Общественно-политический журнал. - ноябрь 1997. – С. 3-14.


13 Перспективы малого бизнеса / О. Кутяева // "АКДИ Экономика и жизнь". – 2002. – №19. – С. 12-15.

14 В.В. Буев, А.В. Варнавский, О.М. Шестоперов "Первая гильдия России. – М.: ИКЦ "Бизнес-Тезаурус", №6, разд. "Аналитика", ст. "Налогообложение малого бизнеса".


15 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kodeks.net.

16 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kodeks.net.


17 данные исследований, проведенных "ИКЦ "Бизнес-Тезаурус" в 2001 году

18 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kodeks.net.


19 ст. 7 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.kodeks.net.


20 Дмитериева О. /ИА "Альянс Медиа"/. - 11.11.2005

21 Ахмедова Л. По материалам "ДП - Консультант – Право". [ Электронный ресурс]. – режим доступа : Http://www.comtec.abz.ru/publications/


22 Першин А. Частный предприниматель. Справочное руководство с учетом требований налоговых органов: практические рекомендации / А. Першин, О. Лапина // М. : "АКДИ Экономика и жизнь". - 2000. - 383 с.



Скачать файл (188 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru