Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовой проект - Проектирование организации и ведение диалога в условиях локального АРМ бухгалтера - файл Курсовая работа.doc


Курсовой проект - Проектирование организации и ведение диалога в условиях локального АРМ бухгалтера
скачать (239 kb.)

Доступные файлы (1):

Курсовая работа.doc536kb.03.06.2007 10:48скачать

содержание
Загрузка...

Курсовая работа.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
3 ФДО

Кафедра экономической информатики
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине

Проектирование информационных систем

Тема: «Проектирование организации и ведение диалога в условиях локального АРМ бухгалтера

по задаче «Начисление повременной заработной платы»»

Курсовой проект защищен

с оценкой _____________
Члены комиссии:

_______________

личная подпись

________________

личная подпись


____________

дата

Исполнитель:

студент группы

3–13 ПИ/10(1)

__________И.В.Кувшинов

личная подпись

Руководитель:

ассистент кафедры ЭИ

__________Н.И.Мирошниченко

личная подпись




г. Дзержинск

2007

Содержание
Введение ………………………………………………………………………………….…….3

1.Методология проектирования……………………………………………………….….4

1.1. Понятие АРМ……………………………………………………………………………4

1.2. Струтура АРМ………………………………………………………………………...…7

1.3. Классификация АРМ…………………………………………………………………....8

1.4. Программное обеспечение АРМ……………………………………………………...12

1.5. Метод ведения диалога с ИС………………………………………………………….14

2. Проектирование организации диалога в условиях локального АРМ бухгалтера по задаче «Начисление повременной заработной платы»…….…...20

2.1. Экономическая сущность задачи……………………………………………………..20

2.2. Информационное обеспечение………………………………………………………..23

2.3. Проектирование диалога при ведении справочника…………………………...……24

2.4. Проектирование диалога при работе с входными данных……………………….....25 2.5. Проектирование диалога при работе с выходными данными……………………....26

2.6.Проектирование диалога при печати отчетностей………………………...…………29

Заключение…………………………………………………………………………………...30

Литература………………………………………………………………………………..…..31

Приложение……………………………………………………………………………..……32

Введение

Темой данного курсового проекта является проектирование диалога пользователя с информационной системой на примере автоматизированного рабочего места.

Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.

Для реализации идеи распределенного управления потребовалось создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест на базе профессиональных персональных компьютеров. Например, в сфере экономики на таких АРМ можно осуществлять планирование, моделирование, оптимизацию процессов, принятие решений в различных информационных системах и для различных сочетаний задач. Для каждого объекта управления необходимо предусматривать АРМ, соответствующие их значению. Однако принципы создания любых АРМ должны быть общими: системность, гибкость, устойчивость, эффективность.

Передача информации о положении и деятельности предприятия на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимными подразделениями фирмы осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средствах связи.

Хранение документов в виде компьютерных данных на диске, безусловно, более целесообразно, чем хранение их в классическом виде, то есть в виде бумаг. Значительно упрощается поиск нужного документа, имеется возможность хранить данные за много лет и не путаться в них, сильно упрощается изменение любого документа, составление многочисленных справок.

В данном курсовом проекте рассмотрим АРМ на основе программного продукта «Microsoft® Office Access 2003 SP2». Данный программный продукт был выбран мною для построения диалога информационной системы с пользователем в связи с его распространенностью и наличием удобного для пользователя интерфейса.

  1. Методология проектирования.

1.1. Понятие АРМ.

Автоматизированное рабочее место (АРМ), или, в зарубежной терминологии, "рабочая станция" (work-station), представляет собой место пользователя-специалиста той или иной профессии, оборудованное средствами, необходимыми для автоматизации выполнения им определенных функций.

Деятельность работников сферы управления (бухгалтеров, специалистов кредитно-банковской системы, плановиков и т.д.) в настоящее время ориентирована на использование развитых технологий. Организация и реализация управленческих функций требует радикального изменения, как самой технологии управления, так и технических средств обработки информации, среди которых главное место занимают персональные компьютеры. Они все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономических решений.

Тенденция к усилению децентрализации управления влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствованием организации непосредственно рабочих мест пользователей.

Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а экономист выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Персональная техника применяется пользователем для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, а также ввода исходных данных в автоматизированных информационных системах для решения текущих задач и анализа функций управления.

В настоящее время на очень многих предприятиях реализуется концепция распределенных систем управления. В них предусматривается локальная, достаточно полная и в значительной мере законченная обработка информации на различных уровнях иерархии. В этих системах организуется передача снизу вверх только той части информации, в которой имеется потребность на верхних уровнях. При этом значительная часть результатов обработки информации и исходные данные должны храниться в локальных банках данных.

Для реализации идеи распределенного управления потребовалось создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест на базе профессиональных персональных компьютеров. Например, в сфере экономики на таких АРМ можно осуществлять планирование, моделирование, оптимизацию процессов, принятие решений в различных информационных системах и для различных сочетаний задач. Для каждого объекта управления необходимо предусматривать АРМ, соответствующие их значению. Однако принципы создания любых АРМ должны быть общими:

  • системность.

  • гибкость.

  • устойчивость.

  • эффективность.

Поясним смыл каждого из указанных понятий.

Системность. АРМ следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением.

Гибкость. система приспособлена к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.

Устойчивость. Принцип заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возмущающих факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устраняемы, а работоспособность системы быстро восстанавливаема.

Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам на создание и эксплуатацию системы.

Функционирование АРМ может дать желаемый эффект при условии правильного распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки информации, ядром которой является компьютер.

Создание такого "гибридного" интеллекта в настоящее время является проблемой. Однако реализация этого подхода при разработке и функционировании АРМ может принести ощутимые результаты - АРМ станет средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов. При этом человек в системе АРМ должен оставаться ведущим звеном.

Hа производственных предприятиях АРМ являются важной структурной составляющей АСУ как персональное средство планирования, управления, обработки данных и принятия решений. АРМ - это всегда специализированния система, набор технических средств и программного обеспечения, ориентированного на конкретного специалиста - администратора, экономиста, инженера, конструктора, проектанта, архитектора, дизайнера, врача, орга­низатора, исследователя, библиотекаря, музейного работника и множество других. ­ ­

В то же время к АРМ любой "профессии" можно предъявить и ряд общих требований, которые должны обеспечиваться при его создании, а именно:

- непосредственное наличие средств обработки информации;

- возможность работы в диалоговом (интерактивном) режиме;

- выполнение основных требований эргономики: рациональ­ное распределение функций между оператором, элементами комп­лекса АРМ и окружающей средой, создание комфортных условий ра­боты, удобство конструкций АРМ, учет психологических факторов человека-оператора, привлекательность форм и цвета элементов АРМ и др.;

- достаточно высокая производительность и надежность ПК, работающего в системе АРМ;

- адекватное характеру решаемых задач программное обеспечение;

- максимальная степень автоматизации рутинных процессов;

- оптимальные условия для самообслуживания специалистов как операторов АРМ;

- другие факторы, обеспечивающие максимальную комфортность и удовлетворенность специалиста использованием АРМ как рабочего инструмента.


^ 1.2. Струтура АРМ.

Структура АРМ включает совокупность подсистем - технической, информационной, программной и организационной.

О технической подсистеме уже было сказано выше. К указанному ранее набору технических средств, непосредственно образующему АРМ, надо еще добавить средства связи с другими АРМ, работающими в общей сети объекта, а также другие средства связи (телефон, телекс, телефакс).

К информационной подсистеме относятся массивы информации, хранящейся в локальных базах данных, как правило, на дисковых накопителях. Сюда же относится и системы управления базами данных.

Программное обеспечение включает операционные системы, сервисные программы, стандартные программы пользователей и пакеты прикладных программ, выполненные по модульному принципу и ориентированные на решение определенного класса задач, обусловленного назначением АРМ. По мере необходимости в программное обеспечение включаются также пакеты программ для работы с графической информацией.

Организационное обеспечение АРМ имеет своей целью организацию их функционирования, развития, подготовки кадров, а также администрирования. К последнему относятся: планирование работы, учет, контроль, анализ, регулирование, документальное оформление прав и обязанностей пользователей АРМ.

Если устройство АРМ достаточно сложно, а пользователь не имеет специальных навыков, возможно применение специальных обучающих средств, которые позволяют постепенно ввести пользователя в среду его основного автоматизированного рабочего места. При реализации функций АРМ (т.е. собственно его функционировании) необходимы методики определения цели текущей деятельности , информационной потребности, всевозможных сценариев для описания процессов ее реализации.

Методика проектирования АРМ не может не быть связанной с методикой его функционирования, так как функционирование развитого АРМ предусматривает возможность его развития самими пользователями. Языковые средства АРМ являются реализацией методических средств с точки зрения конечного пользователя, а программные реализуют языковые средства пользователя и дают возможность конечному пользователю выполнять все необходимые действия.

^ 1.3. Классификация АРМ

АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются главным инструментом общения человека с вычислительными системами, играя роль автономных рабочих мест, интеллектуальных терминалов больших ЭВМ, рабочих станций в локальных сетях. АРМ имеют открытую архитектуру и легко адаптируются к проблемным областям.

Локализация АРМ позволяет осуществить оперативную обработку информации сразу же по ее поступлении, а результаты обработки хранить сколь угодно долго по требованию пользователя.

В условиях реализации управленческого процесса целью внедрения АРМ является усиление интеграции управленческих функций, и каждое более или менее «интеллектуальное» рабочее место должно обеспечивать работу в многофункциональном режиме.

АРМ выполняют децентрализованную одновременную обработку экономической информации на рабочих местах исполнителей в составе распределенной базы данных (БД). При этом они имеют выход через системное устройство и каналы связи в ПЭВМ и БД других пользователей, обеспечивая, таким образом, совместное функционирование ПЭВМ в процессе коллективной обработки.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров, — наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места для работников сферы организационного управления. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы предоставляет конкретному работнику (пользователю) все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы. Этому отвечает подход к проектированию такого компонента АРМ, как внутреннее информационное обеспечение, согласно которому информационный фонд на магнитных носителях конкретного АРМ должен находиться в монопольном распоряжении пользователя АРМ. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.

Создание АРМ на базе персональных компьютеров обеспечивает:

• простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;

• простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;

• компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации;

• высокую надежность и живучесть;

• сравнительно простую организацию технического обслуживания.

Эффективным режимом работы АРМ является его функционирование в рамках локальной вычислительной сети в качестве рабочей станции. Особенно целесообразен такой вариант, когда требуется распределять информационно-вычислительные ресурсы между несколькими пользователями.

Более сложной формой является АРМ с использованием ПЭВМ в качестве интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам центральной (главной) ЭВМ или внешней сети. В данном случае несколько ПЭВМ подключаются по каналам связи к главной ЭВМ, при этом каждая ПЭВМ может работать и как самостоятельное терминальное устройство.

В наиболее сложных системах АРМ могут через специальное оборудование подключаться не только к ресурсам главной ЭВМ сети, но и к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным информационно-поисковым системам, базам данных и знаний, библиотечным системам и т.п.).

Возможности создаваемых АРМ в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются. В связи с этим на стадии проектирования АРМ четко формулируются требования к базовым параметрам технических средств обработки и выдачи информации, набору комплектующих модулей, сетевым интерфейсам, эргономическим параметрам устройств и т.д.

Синтез АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставленными целями, объемами работы. Однако любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в отношении организации информационного, технического, программного обеспечения.

Информационное обеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователя, предметную область. Обработка документов должна предполагать такую структуризацию информации, которая позволяет осуществлять необходимое манипулирование различными структурами, удобную и быструю корректировку данных в массивах.

Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных. Поскольку АРМ является индивидуальным пользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.

Программное обеспечение, прежде всего, ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией. Пользователь со стороны программной среды должен ощущать постоянную поддержку своего желания работать в любом режиме активно либо пассивно. Приоритет пользователя при работе с техникой несомненен. Поэтому при их взаимодействии предусматривается максимальное обеспечение удобств работы человека за счет совершенствования программных средств.

АРМ-аналитик представляет собой многорежимный и многоцелевой комплекс, в котором нашли отражение и развитие интеграционные, аналитические и информационные процессы. В нем сочетается социально-экономический и статистический анализ, реализована обработка оперативной, бухгалтерской и статистической информации.

Все функциональные режимы обработки информации могут технологически осуществляться в АРМ-аналитик на основе централизованного и децентрализованного информационного обеспечения.

АРМ-аналитик является универсальным средством автоматизации решения задач многоуровневого анализа деятельности предприятий и фирм, которое при наличии развитого набора пакетов прикладных программ (ППП) легко адаптируется к решению более сложных в математическом понимании задач.

АРМ могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными. Применительно к групповым и коллективным АРМ в целях эффективного функционирования системы ЭВМ - специалистам (коллективу) необходимо ужесточить требования к организации работы АРМ и чётко определить функции администрирования в такой системе. Система АРМ, являющаяся «человеком – машиной», должна быть открытой, гибкой, приспособленной к постоянному развитию и совершенствованию. В такой системе должны быть обеспечены:

  • максимальная приближённость специалистов к машинным средствам обработки информации;

  • работа в диалоговом режиме;

  • оснащение АРМ в соответствии с требованиями эргономики;

  • высокая производительность компьютера;

  • максимальная автоматизация рутинных процессов;

моральная удовлетворенность специалистов условиями труда,стимулирующая их творческую активность, в частности, в дальнейшем развитии системы;

  • возможность самообучения специалистов.


Задачи, решаемые на АРМ, условно можно разделить на информационные и вычислительные.

К информационным задачам относятся кодирование, классификация, сбор, структурная организация, корректировка, хранение, поиск и выдача информации. Часто информационные задачи включают несложные вычислительные и логические процедуры арифметического и текстового характера и отношения (связи). Информационные задачи являются, как правило, наиболее трудоемкими и занимают большую часть рабочего времени специалистов.

Вычислительные задачи являются как формализуемыми , так и не полностью формализуемыми. Формализуемые задачи решаются на базе формальных алгоритмов и делятся на две группы: задачи прямого счета и задачи на основе математических моделей. Задачи прямого счета решаются с помощью простейших алгоритмов. Для более сложных задач требуется применять различные математические модели.

Для групповых и коллективных АРМ в подсистему организационного обеспечения включаются функции администри-рования АРМ: проектирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование, организационные связи с инфрасистемами и др.

Прикладное программное обеспечение составляют программы пользователей и пакеты прикладных программ разного назначения. Стандартные программы пользователей представляют собой программные решения определённых задач на алгоритмическом языке, чаще всего Бейсик.

Пакеты прикладных программ выполнены по модульному принципу и ориентированны на решение определенного класса задач. они являются основным видом проблемного программного обеспечения. Они позволяют формировать алгоритмы, изменять условия решения задач данного класса, контролировать ход решений, вносить коррективы в алгоритмы и др. При работе на АРМ пакеты прикладных программ реализуются в диалоговом режиме.
^ 1.4. Программное обеспечение АРМ.


ПО АРМ



Общее

Специальное







ОС оболочки

ПО ведения баз данных

Типовое функциональное ПО

Уникальное ПО пользователя



ПО диагностики и защиты

ПО ведения диалога

ПО, расширяющее возможности ОС


Рис.1 Классификация программного обеспечения АРМ
Главное назначение общего ПО — запуск прикладных программ и управление процессом их выполнения.

Специальное программное обеспечение АРМ обычно состоит из уникальных программ и функциональных пакетов прикладных программ. Именно от функционального ПО зависит конкретная специализация АРМ. Учитывая, что специальное ПО определяет область применения АРМ, состав решаемых пользователем задач, оно должно создаваться на основе инструментальных программных средств диалоговых систем, ориентированных на решение задач со схожими особенностями обработки информации.

Программное обеспечение АРМ должно обладать свойствами адаптивности и настраиваемости на конкретное применение в соответствии с требованиями пользователя.

Основными приложениями пакетов прикладных программ, входящих в состав специального ПО АРМ, являются обработка текстов, табличная обработка данных, управление базами данных, машинная и деловая графика, организация человеко-машинного диалога, поддержка коммуникаций и работа в сетях.

Эффективными в АРМ являются многофункциональные интегрированные пакеты, реализующие несколько функций переработки информации, например табличную, графическую, управление базами данных, текстовую обработку в рамках одной программной среды.

Интегрированные пакеты удобны для пользователей. Они имеют единый интерфейс, не требуют стыковки входящих в них программных средств, обладают достаточно высокой скоростью решения задач.

^ 1.5. Метод ведения диалога с ИС.

Для конечных пользователей требуется создание таких средств и методов общения с вычислительной системой, благодаря которым, не владея профессионально приемами программирования, они могли бы удовлетворять свои информационные потребности при взаимодействии с машиной.

Пользователь и компьютер могут взаимодействовать в пакетном и диалоговом режимах.

Пакетный режим был наиболее распространен при централизованной организации решения экономических задач, когда большой удельный вес занимали задачи отчетности о производственно-хозяйственной деятельности экономических объектов разного уровня управления.

Организация вычислительного процесса при пакетном режиме строится без доступа пользователя к ЭВМ. Его функции ограничиваются подготовкой исходных данных по комплексу (пакету) задач и передачей их в центр обработки, содержащий задание для ЭВМ на обработку, программы и нормативно-справочные данные. Пакет вводится в ЭВМ и реализуется в автоматическом режиме в соответствии с приоритетами задач без участия пользователя, что позволяет минимизировать время выполнения заданного набора задач. При этом работа ЭВМ может проходить в однопрограммном или многопрограммном режиме, что предпочтительнее, так как обеспечивается параллельная работа основных устройств машины. В настоящее время пакетный режим реализуется применительно к электронной почте и формирование регулярной отчетности.

Диалоговый режим взаимодействия пользователя и ЭВМ обеспечивает возможность оперативного вмешательства человека в процесс обработки информации на ЭВМ. На практике часто можно наблюдать совместное использование режимов, помогающее за счет их частных преимуществ организовать более эффективную технологию решения задач да ЭВМ.

При коллективном диалоге с вычислительной системой управленческий персонал организации (фирмы) может использовать в автоматизированном процессе решения производственно-хозяйственных задач большой набор слабо формализуемых факторов в соответствии со своим опытом и знаниями реальной экономической ситуации. Особенно это касается экспертных систем.

Диалог представляет собой обмен информационными сообщениями между участниками процесса, когда прием, обработка и выдача сообщений происходят в реальном масштабе времени. Он может быть парным, когда число его участников равно двум, и множественным — при большем числе участников.

В основе машинной диалоговой технологии обработки информации лежит взаимодействие человека и ЭВМ во время решения задачи посредством передачи и приема сообщений через терминальные устройства. При диалоге типа «человек — ЭВМ» целью пользователя является получение результатных данных в процессе решения задачи. Цель использования ЭВМ — оказание помощи пользователю при выполнении рутинных операций.

Понимание при диалоге достигается наличием единой системы языковых знаков или кодов, из которых формируются сообщения. Общие знания и умения у партнеров диалога обеспечивают эффективное понимание друг друга.

Если роли участников диалога заданы жестко, то такой диалог называется жестким, например, режим работы «вопрос — ответ» с указанием того, кому из партнеров принадлежит инициатива. Альтернативная жесткая структура задает множество предписанных вариантов диалога, представляемых пользователю в виде меню, как правило, иерархической структуры, из которого он выбирает направление решения задачи. Такой диалог называется гибким. Наконец, свободным называется диалог, позволяющий участникам общения обмениваться информацией произвольным образом.

Диалоговые системы решения экономических задач для пользователей-специалистов в области экономико-организационного управления должны обеспечивать относительно простые, но надежные сервисные функции по синтаксическому, логическому и численному контролю исходных данных; корректировке хранимой в памяти ЭВМ информации; прерыванию процедуры выполнения алгоритмического процесса с возвратом в ближайшую к прерванной процедуре точку алгоритма с восстановлением соответствующих ей исходных состояний файлов.

Эксплуатационные характеристики диалоговых систем должны удовлетворять следующим требованиям:

• легкая адаптация пользователя к системе;

• единообразие вычислительных, логических процедур и терминологии;

• снабжение пользователя справочной информацией и необходимыми инструкциями, выводимыми на экран видеотерминала или печатающее устройство с указанием моментов получения помощи от ЭВМ или необходимости проведения ответных действий;

• использование кратких форм диалога;

• наличие защитных средств информации в системе, реализуемых операционными системами и специальными программами.

Технология обработки данных в диалоговом режиме на ЭВМ предполагает: организацию в реальном времени непосредственного диалога пользователя и машины, в ходе которого ЭВМ информирует человека о состоянии решаемой задачи и предоставляет ему возможность активно воздействовать на ход ее решения; обеспечение реактивности, т.е. оперативной циркуляции сообщений как между функциональными задачами (программами), так и между задачами и пользователем; создание для конечных пользователей — специалистов управления достаточно прозрачной диалоговой системы, требующей от них лишь выполнения привычных служебных действий.

Для решения практических задач структура диалога включает различные возможные способы обмена информацией между пользователем и ЭВМ, т.е. диалоговая система содержит множество запросов и соответствующих им ответных сообщений. Каждому запросу соответствует несколько альтернативных ответных сообщений. Схема диалога разрабатывается обычно сразу на весь комплекс решаемых задач. Каждому пользователю выделяются отдельные части схемы диалога с целью автоматического контроля его полномочий и для предотвращения несанкционированного доступа.

Наиболее распространенными типами организации диалога являются меню, шаблон, команда, естественный язык.

Меню как тип диалога очень удобен для конечного пользователя.

Реализация диалога типа «меню» возможна через вывод на экран видеотерминала определенных функций системы.

Выбор конкретной функции пользователем может осуществляться:

• набором на клавиатуре требуемой директивы или ее сокращенного обозначения;

• набором на клавиатуре номера необходимой функции;

• подведением курсора в строку экрана с нужной пользователю функцией;

• нажатием функциональных клавиш, запрограммированных на реализацию данной функции.

При наличии различных вариантов ответов на ввод функций пользователем в последующих шагах производится детализация, или уточнение действий, например, какая информация должна вводиться, в каком виде или на какое устройство желательно осуществить вывод и т.д.

Частным случаем диалога типа «меню» является режим ответа ДА/НЕТ, т.е. пользователю предлагаются два альтернативных варианта ответа: ДА или НЕТ.

Шаблон это режим взаимодействия конечного пользователя и ЭВМ, на каждом шаге которого система воспринимает только синтактически ограниченное по формату входное сообщение пользователя. Варианты ответа пользователя ограничиваются форматами, предъявляемыми ему на экране видеотерминала. Диалог может быть реализован через:

• указание системой на экране дисплея формата вводимого пользователем сообщения;

• резервирование места для сообщения пользователя в тексте сообщения системы на экране терминала.

Диалог «шаблон» используется для ввода данных, значения которых или понятны (например, поле для записи даты, фамилии, названия предприятия и т.д.), или являются профессиональными терминами, известными пользователю по его предметной области.

Различают жесткий и свободный шаблон. Жесткий шаблон предусматривает, чтобы количество вводимых пользователем символов обязательно соответствовало числу разрядов, выделенных программой на экране дисплея. При свободном шаблоне задается предельно допустимое поле, в которое вносится конкретное значение, например фамилия работающего при формировании справочника.

Разновидностью данного типа диалога является простой запрос: пользователю предоставляется возможность вводить массив, состоящий более чем из одного сообщения, по формату, заданному системой. Диалог в этом случае сводится всего лишь к одному шагу, а в качестве сообщений на экране компьютера могут быть выведены анкетные данные работающих, номенклатура материальных ценностей и т.п.

Диалог типа «команда» инициируется пользователем. При этом выполняется одна из допустимых на данном шаге диалога команд пользователя. Их перечень отсутствует на экране, но легко вызывается на экран с помощью специальной директивы или функциональной клавиши (обычно F1). При вводе ошибочной команды (нет в списке, не тот формат или синтаксис) выдается сообщение об ошибке.

Естественный язык, это тип диалога, при котором запрос и ответ со стороны пользователя ведется на языке, близком к естественному. Пользователь свободно формулирует задачу, но с набором установленных программной средой слов, фраз и синтаксиса языка. Система может уточнять формулировку пользователя. Разновидностью диалога является речевое общение с системой.

Обычно при решении экономических задач используется сочетание нескольких типов диалога. Это дает возможность общаться с системой как пользователю-неспециалисту (должен знать свой пароль и свое меню), так и пользователю-специалисту (например, администратору системы) с более широким диапазоном выполняемых функций.

Для всех категорий пользователей программных средств, работающих в режиме диалога, обязательной является включаемая в них система помощи и средств обучения (HELP), ускоряющая как процесс освоения, так и процесс работы. Освоение основных функций любого пакета диалогового типа не должно требовать специальных знаний в области языков программирования, архитектуры ЭВМ и пр.

Пользователь работает с различными диалоговыми программными системами, поэтому в них целесообразно закладывать некоторое единообразие. Например, использование функциональных клавиш F1 и F10 обеспечивает вызов помощи и выход из системы, применение управляющих клавиш или их комбинаций для управления состоянием процесса вычислений и т.д.

Диалоговые системы должны использовать достижения эргономики и современного дизайна. Привлекательный по цветности, графике диалог, многооконность делают работу комфортной, менее утомительной и более производительной.

Все большее распространение как форма диалогового взаимодействия пользователя с ЭВМ приобретает его работа в мультимедийной среде (объединенное взаимодействие различных каналов передачи информации от машины к человеку). Мультимедийные технологии находят применение в обучающих системах, в компьютерной мультипликации и рекламе, в системах автоматизации проектирования и экспертных системах.

Массовое применение ПЭВМ в режиме диалога обеспечивает отказ от использования традиционных бумажных носителей информации. Использование ПЭВМ в местах возникновения информации (на складах, в цехах, в функциональных управленческих отделах и др.) позволяет автоматизировать процесс изготовления и заполнения первичной документации. При составлении первичного документа пользователь в диалоговом режиме с помощью ПЭВМ выбирает нужную ему из ряда предлагаемых системой форму документа и выводит ее на экран монитора. Последующая работа заключается в заполнении формы данными, вводимыми с клавиатуры либо с помощью другого устройства ввода (светового пера, манипулятора типа «мышь» и т.п.). Данные могут быть записаны на жесткий или гибкие магнитные диски. Готовый документ может быть при необходимости выведен на печать.

Ускоряется общий процесс технологической обработки данных в распределенных (децентрализованных) системах обработки данных на базе ПЭВМ, работающих в режиме диалога. Ввод данных с клавиатуры позволяет повысить достоверность вводимой информации за счет визуального контроля на экране, применения логико-синтактического метода контроля, снизить затраты на проведение операций по формированию отдельных массивов и баз данных.

Диалоговая технология для системы обработки данных на базе ПЭВМ обеспечивает проведение автоматизированного сбора, регистрации и предварительной обработки данных непосредственно на рабочих местах специалистов управления (создание АРМ).

В режиме диалога на ПЭВМ может работать не только оператор, но и конечный пользователь, знающий предметную область решаемой задачи, способный визуально обнаружить ошибки, как возникшие при вводе, так и не выявленные ранее непосредственно в первичных документах.

Диалоговая технология приближает вычислительную технику к пользователю, однако требует применения повышенных мер по обеспечению защиты информации от несанкционированного доступа.

Важным вопросом диалоговой технологии на ПЭВМ является юридический. Автоматизация составления первичной документации приводит к ужесточению требований по контролю за работой пользователей. Ведь в заполнении документа могут участвовать несколько лиц (под документом можно подразумевать файл или фрагмент базы данных). Поэтому каждый работник, имеющий доступ к ПЭВМ, несет юридическую ответственность за корректность вносимой в документ (файл) информации.

Диалоговые системы различаются между собой по различным признакам: виду обрабатываемой информации, технической базе, автономности и т. д. Для выбора диалоговой системы, ориентированной на решение однотипного класса задач, устанавливается система критериев или показателей оценки. Целесообразно эффективность диалоговой системы определять с точки зрения пользователя, который главными показателями системы считает время отклика и время ожидания обслуживания, время решения задачи и степень мобильности, обеспечивающей пользователю перечень действий в нерегламентных условиях.

2. Проектирование организации диалога в условиях локального АРМ бухгалтера по задаче «Начисление повременной заработной платы».

^ 2.1. Экономическая сущность задачи

Задача: Начисление повременной заработной платы.

Одной из важнейших задач, решаемых на предприятии, является задача «Начисление заработной платы». Выполнение данной задачи – одна из основных функций, которую выполняет бухгалтерия предприятия. Заработная плата как часть издержек обращения оказывает влияние на прибыль, получаемую предприятием. Бухгалтера должны обеспечить правильное начисление заработной платы и выдать её рабочим в установленные сроки, так как от этого зависит стабильная работоспособность предприятия.

На предприятии используется повременная форма оплаты труда. лиц; по исполнительным листам в пользу юридических и физических лиц.

Начальник цеха на предприятии в течении месяца заполняет табель рабочего времени формы Т.-13. Данный табель содержит информацию о сотруднике (код сотрудника, ФИО сотрудника), информацию о количестве отработанного времени работником, а также информацию об отработанных сверхурочных часах и о работе в праздничные и выходные дни. Данный табель передается в бухгалтерию. На основе данного табеля формируется база данных, где будет содержаться вся вышеуказанная информация. Далее в базе данных происходит обработка информации, и производятся расчеты оклада, надбавок к заработной плате (доплаты за работу в выходные и праздничные дни, оплата сверхурочной работы, стаж) и удержаний (налог на доходы физических лиц) из зарплаты. Оклады устанавливаются, согласно штатного расписания, но не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Если работник отработал все рабочие дни месяца, то оплату составляет установленный для него оклад. Если работником отработано неполное число рабочих дней, то заработок определяется путем деления установленной ставки (оклада) на календарное количество рабочих дней и умножения на количество рабочих дней. Надбавки засчитываются на основе процентной ставки от оклада. К удержаниям относится не только налог на физических лиц, но и если работнику был выдан аванс, то размер выданного аванса вычитается из суммы, которая будет выдана работнику на руки. Таким образом, путем прибавления надбавок и вычитания удержаний формируется заработная плата, которая будет выдана работнику на руки. На основе данной базы формируется расчетная ведомость формы Т.-51. В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Данная ведомость составляется бухгалтером. В ведомости указывается наименование организации и наименование структурного подразделения. Далее, ставится номер документа и дата составления. Указывается отчетный период, за который будет начисляться заработная плата. Затем, заполняются сведения о работнике: табельный номер (код сотрудника), фамилия и инициалы, а также оклад. Указывается количество отработанных дней (часов). В графах «Начислено» проставляются суммы, которые должны быть начислены работникам, а также надбавки к заработной плате: надбавка за стаж работы , надбавка за работу в сверхурочные часы, за работу в праздничные и выходные дни. Надбавка за стаж работы производится в размере суммы, которая соответствует определенному сроку стажа. Одновременно в графах «Удержано и зачтено» производится расчет всех удержаний из суммы заработной платы (аванса за первую половину месяца (50% от оклада), налога на доходы физических лиц (13 % от оклада)) и определяется сумма, подлежащая выплате работнику. На основании разницы между начисленными и удержанными суммами в этих формах определяется сумма, подлежащая к выплате каждому работнику, которая отражается в графе «К выплате». Заполненная ведомость распечатывается и отдается на подпись к директору. Если ведомость подписана, то в бухгалтерии формируют платежную ведомость Т.-53. В данной ведомости указываются наименование организации, наименование структурного подразделения. Указывается общая сумма к выплате. Далее заполняются номер документа, дата составления и отчетный период. Заполняются сведения о работниках и сумма к выплате. После указывается кто произвел выплату. По истечении срока выплаты напротив фамилий работников, не получивших заработную плату, в соответствующих графах делается отметка «Депонировано». В конце ведомости указывается сумма выплаченной и депонированной заработной платы. После выдачи заработной платы, ведомость проверяется бухгалтером и если все в порядке, закрывается. Условие решения задачи определяет бухгалтер на основании справочников и инструкций. Задача не решается, если нет полных данных или они не достоверны, сотрудник уволился. Место решения. Даная задача решается в бухгалтерии в условиях локального АРМ. Системные требования для работы с данным программным продуктом:

Все версии Microsoft Office в 2003 году обладают приблизительно одинаковыми минимальными требованиями к системе.

  • Процессор (Pentium 233 MHz и выше. Рекомендуется Pentium III);

  • Операционная система (Microsoft Windows 2000 с пакетом обновления 3 или более поздняя версия. Рекомендуется Windows XP или более поздняя версия);

  • Память (64 MB RAM (минимум). Рекомендуется 128 MB RAM);

  • Дисковое пространство (245 MB, включая 115 MB пространства на жестком диске под операционную систему. В зависимости от конфигурации объем используемого пространства на жестком диске может меняться. Локальному источнику установки необходимо в процессе установки приблизительно 2 GB пространства жесткого диска; локальному источнику установки на компьютерах пользователей необходимо вплоть до 240 MB пространства помимо пространства, необходимого для Office);

  • Монитор (Super VGA (800 x 600) или более высокое разрешение с 256 цветами);

  • Дисковод (Привод для чтения компакт-дисков (CD-ROM)).

  • Принтер (Струйный или лазерный).

  • Мышь, клавиатура.

Цель решения: обеспечение своевременности расчета и начисления заработной платы.

Периодичность решения: начисление заработной платы происходит в конце отчетного периода и рассчитывается за требуемый период.

^ 2.2. Информационное обеспечение.

Программа Microsoft Access 2003 входит в состав программного пакета Microsoft

Office 2003 и представляет собой мощную систему, обеспечивающую эффективную

разработку и сопровождение баз данных.

Microsoft Access достаточно удобное программное средство для создания и эксплуатации достаточно мощных баз данных без необходимости что-либо программировать. Но в то же время, Microsoft Access не исключает возможности программирования. При желании систему можно развивать и настраивать собственными силами.

В базах данных Microsoft Access информация вводится и обрабатывается с помощью форм, а хранится в виде таблиц. Формы являются электронными аналогами бумажных бланков и содержат области для ввода данных, называемые полями. Совокупность полей формы образует запись. Основным меню, с которым работает специалист, является кнопочное меню. Данное меню содержит различные команды, которые выполняются в рамках информации, требующейся специалисту.

^ 2.3. Проектирование диалога при ведении справочника



Рис. 2. Справочник «Сотрудники».

Справочник «Сотрудники» обеспечивает возможность редактирования списка сотрудников, работающих на предприятии. Диалог пользователя при работе с данным справочником представлен в кнопочной форме, что значительно облегчает пользование. При щелчке курсором мыши на поле с данными, пользователю предоставляется возможность изменения записи.

В меню данного справочника представлены следующие кнопки:

  • Добавить запись;

  • Удалить запись;

  • Переходы по записям:

  • Предыдущая запись;

  • Следующая запись;

  • Печать;

  • Закрыть.

Добавить запись. При нажатии данной кнопки, открывается форма с чистыми (незаполненными) полями, в которые можно вводить новые данные о сотруднике: Код сотрудника, Фамилия, Имя, Отчество, Должность, Стаж работы.

Удалить запись. При нажатии данной кнопки, будет удалена запись, которая в данный момент просматривается в справочнике.

Переходы по записям. При выборе данной операции, пользователю предоставляется возможность просмотра информации о сотрудниках, которая занесена в данный справочник.

Печать. Выбор данной операции пользователем предоставляет возможность распечатывания на принтере информации о сотруднике.

Закрыть. Нажатием данной кнопки можно закрыть данный справочник. Если в справочнике были произведены какие-либо изменения, то пользователю будет предложено сохранить изменения.




^ 2.4. Проектирование диалога при вводе исходных данных



Рис. 3. Документ «Отработано».

Документ «Отработано» позволяет пользователю получить информацию о количестве отработанного сотрудником времени. Из данного документа можно узнать, сколько сотрудник отработал дней, сколько отработал дней в праздники и выходные и сколько отработал часов сверхурочно. Все данные предоставляются за месяц. Меню работы с данным документом содержит следующие кнопки:

  • Добавить;

  • Удалить;

  • Переходы по записям:

  • Предыдущая запись;

  • Следующая запись;

  • Закрыть.

Добавить. При нажатии данной кнопки, поля, содержащие информацию об отработанном времени становятся пустыми, что предоставляет пользователю возможность внести новые данные об отработанном времени по отношению к выбранному сотруднику.

Удалить запись. При нажатии данной кнопки, будет удалена информация об отработанном времени из поля, на котором в данное время находится курсор.

Переходы по записям. При выборе данной операции, пользователю предоставляется возможность просмотра информации об отработанном сотрудниками времени, которая занесена в данный документ..

Закрыть. Нажатием данной кнопки можно закрыть данный справочник.

Пользователь так же может изменить данные при условии, что поле предварительно было выделено нажатием курсора мыши.

^ 2.5. Проектирование диалога при работе с выходными данными.

2.5.1.



Рис. 4. Запрос по коду сотрудника

Данная форма предлагает ввести код сотрудника, чтобы узнать информацию о надбавках по данному сотруднику. При нажатии кнопки ОК, открывается документ «Надбавки»



Рис. 5. Документ «Надбавки»

Документ «Надбавки» показывает, какие надбавки за работу в сверхурочные часы, а также в праздники и выходные дни были начислены работнику предприятия, по коду которого был совершен запрос. Работа с документом осуществляется при помощи двух кнопок:

  • Печать;

  • Закрыть.

Кнопка Печать. При нажатии данной кнопки, осуществляется печать документа Надбавки с данными по запрашиваемому сотруднику.

Кнопка Закрыть. Нажатием данной кнопки документ закрывается.

2.5.2.



Рис. 6. Документ «Вычеты»

Документ «Вычеты» дает информацию о размерах вычетов из заработной платы: размер налога, который взимается с физических лиц, а также размер аванса (если он был выдан сотруднику на руки). Данный документ показывает вычеты по всем сотрудникам.

2.5.3.



Рис. 7. Документ «Зарплата».

Документ «Зарплата» содержит информацию о заработной плате, которая должна быть начислена работнику предприятия. С помощью данного документа, пользователь может получить информацию о надбавках, которые были начислены работникам за работу в сверхурочное время, в праздничные и выходные дни, о вычетах из заработной платы. Также, пользователь может увидеть, какая зарплата у работника без надбавок и вычетов, и какая зарплата будет выдана рабочему на руки. Надбавки, вычеты, оклад и зарплата к выдаче на руки считается на основе запросов. Работа с документом осуществляется при помощи кнопочного меню.

В меню документа представлены следующие кнопки:

  • Найти;

  • Переходы по записям:

  • Предыдущая запись;

  • Следующая запись;

  • Печать;

  • Закрыть.

Найти. Данная операция позволяет пользователю осуществлять поиск требуемой записи по документу

Переходы по записям. При выборе данной операции, пользователю предоставляется возможность просмотра информации о начисленной сотрудникам зарплате, которая занесена в данный документ.

Печать. Выбор данной операции пользователем предоставляет возможность распечатывания на принтере информации о начисленной заработной плате.

Закрыть. Нажатием данной кнопки можно закрыть данный справочник.
^ 2.6. Проектирование диалога при печати документов.



Рис. 8. Диалоговое окно «Печать».

При нажатии кнопки Печать выводится следующее диалоговое окно. Оно содержит информацию о принтере и параметрах печати. В верхнем выпадающем списке предоставляется возможность выбрать принтер, с помощью которого будет осуществляться печать. Кнопка свойства позволяет настроить параметры принтера для более удобной печати. В нижней части окна содержится информация для печати документа. Здесь можно выбрать количество копий распечатываемого документа, а также диапазон печати. Кнопка Настройка позволяет также настроить параметры принтера для печати. При нажатии кнопки ОК, начинается печать документа (некоторые модели принтеров перед печатью выводят диалоговое окно с предварительным просмотром документа для печати). Кнопка Отмена служит для отказа от печати.

Заключение.

В данной работе было целью рассмотреть построение диалога пользователя с информационной системой в условиях локального АРМ.

В теоретической части был изложен материал по использованию АРМ. А также, были рассмотрены правила построения диалога информационной системы и пользователя-специалиста, его особенности, структуру, функциональные элементы.

В практической части работы рассматривался диалог с АРМ в рамках задачи «Начисление заработной платы» с использованием программы «Microsoft® Office Access 2003».

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что как решение задач, так и выполнение различных операций по задачам значительно упрощается при использовании АРМ.

Таким образом, можно сказать, что АРМ существенно облегчает доступ пользователя к требующейся ему информации, следовательно улучшается качество работы и уменьшается количество затрат на решение задачи, из этого следует, что качество работы будет улучшаться и будет подниматься производительность.

Литература.

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. проф. Г.А. Титоренко — М.: ЮНИТИ, 2003.

  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — 4-е изд., переработанное и дополненное — ИНФРА-М, 2002.

  3. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». – Москва: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2003.

  4. Мишенин А.И. «Теория экономических информационных систем»/ - М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. /2001г..

  5. Microsoft Access 2000. Шаг за шагом: Практ. пособ./ Пер. с англ./ М.: Издательство ЭКОМ/2002г.

  6. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. «Специальная информатика»: Учебное пособие/М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА/2003г.

Приложение.


Скачать файл (239 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru