Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы для сдачи кандидатского минимума по философии и методологии науки - файл 1.doc


Ответы для сдачи кандидатского минимума по философии и методологии науки
скачать (928 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc928kb.14.12.2011 07:40скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...




/01. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем.

Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Мировоззрение – мироощущение, мировосприятие и миропонимание, взятые в целом, представляющие собой определенную систему чувств, эмоций, переживаний человека, его знаний, верований, сомнений, а также убеждений, принципов, идеалов, выражающих в своей совокупности отношение человека к окружающему его миру.

Выделяют следующие виды мировоззрения:

  • мифологическое

  • религиозное

  • философское

  • обыденное (житейское).

Основу мифологического мировоззрения составляет миф. Мифы о фантастических существах, о всесилии богов были попыткой ответить на вопросы о судьбе рода, начале и устройстве мира, отношениях между людьми.

Для мифологического мировоззрения характерны целостность, синкретичность (нерасчлененность) сознания. Согласно мифу мир – хаос.

Религиозное и философское мировоззрение взаимодействуют на всех этапах истории. Религия всегда претендовала на исчерпывающее и абсолютно истинное объяснение смысложизненных проблем людей на основе их веры в существование сверхъестественных, всемогущих сил. Это достигается посредством системы догматов.

Философское мировоззрение предстает как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. Определяющим сюжетом философского мировоззрения являются аспекты проблемы бытия, человека, их системы. Человек – самостоятельная и самоценная личность, субъект культуры, носитель свободных идей и интересов.

Философия – исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру, в его ценности и ориентирующих людей в их социальных действиях; продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания.

Философское знание включает в себя 4 философских учения:

  • аксиология – философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни;

  • праксиология - философия социального действия, теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений;

  • гносеология – теория познания, обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истины;

  • онтология – философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

Культура – совокупность духовных и материальных ценностей + результат освоения действительности, которые создаются в ходе творчески-преобразующей деятельности людей, выражающий степень их господства над природой.

Связь между культурой, мировоззрением и философией заключается в основных вопросах, однако существуют различия в подходах: религия, логика и разум.

К основным вопросам относятся:

  • отношение человека к миру;

  • происхождение человека;

  • предназначение человека;

  • перспективы его существования.

Философия как особое явление и состояние общественного сознания находится в сложном взаимодействии с другими явлениями и формами этого сознания.

Так культура задает основные цели и задачи развития мирового сообщества, и без культуры невозможно было бы возникновение философии как таковой. С развитием знания происходит изменение культуры, а это влечет изменение философии (подтверждением тому являются различные виды философии: религиозная, технократическая, социальная и др.).

Культура, философия и наука должны быть взаимосвязаны и ориентированы на достижение единой цели по выбору нового ориентира жизни общества.

Философские проблемы возникают в силу закона развития человека и его культуры, и эти проблемы по своему происхождению связаны с религией, с мировоззрением и с философией.

Философия является специализированным теоретическим обоснование мировоззрения.

Общее между философией и религией то, что как в философии, так и в религии существуют претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека.
02. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.
Фил-ия – древняя наука, берущая свое начало в античности, в 6-7 в. д.н.э. Фил-ия и методология науки – сравнит-о молодое направлен. фил-и, окончательно оформл. только в 20-м в. Оно ставит перед собой задачу исследов. феномена науки, т.е. понимания того, что такое научное знание, каковы условия его существ-ия и раз-ия. В первую очередь имеется в виду наука в том виде, как она возникла в 17-м веке после работ Галилея и Ньютона. Тогда была создана первая научн. система в современ. смысле этого слова. Это была механика – наука о простейших видах движений, выраж-ся в геометр-ом перемещ-и в простр-е под действ. сил тяжести. Впоследствии появилось множество новых наук – химия, биолог., психолог., социолог. Развивалась и сама физика: усложнялась механика, в работах Фарадея и Максвелла была создана теория электромагн-ых процес., наконец, в 20-м в. появил. квантовая физика, теория относит-ти, статистическая физика. Во вт. пол. 20-го в. появил. такие науки, как кибернетика и синергетика. Одним словом, после своего появления в 17-м в. наука прочно вошла в нашу жизнь, определила наше мировоз-ие и картину мира, изменила жизнь современ-го чел-ка. Сфера научного познания постоянно расшир-я, и не удивительно, что вскоре после появления науки, многие мыслители попытались понять, что же она такое, в чем секрет ее эффект-и. Так постепенно в фил-и после 17 в. формируется направление исследований, пытающееся понять феномен науки. Это направление и получило название «Фил-ия и методология науки».

В вопросе отношения к фил-ии как к науке возник. непростая проблема определ-ия качества фил-го сознания. Так, например, Б. Рассел трактовал фил-ию как нечто промежу-ое между теологией и наукой, а С.Л.Франк утверждал, что фил-ия представляет собой сверхнаучное интуитивное учение о мирово-и, тесно связанное с религиозной мистикой. Н.Бердяев выступал против научности фил-и, поскольку научность по его мнению есть применение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке, а такой подход неверен, т.к. в области духовной жизни, сфер культуры такие критерии недейственны в полной мере. Часто фил-и отказывают в претензии на научность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некоторая мыслительная деятельность «философствование». Еще одной отличит. особен-ю фил-и от науки назыв. невозможность установ-я четких границ для определения ее предмета. Ни одно из определений, принятых в современной логике, не подходит для фил-и в силу, с одной стороны, ее универсальности, а с другой – ее личностного характера. Для выхода из этой ситуации в фил-ии используется перечисление и анализ основных проблем, исследуемых ею и составляющих соответственно ее предмет. В отличие от науки любая совокупность вопросов, определяющих содержание предмета фил-и, не является завершенной. В отличие от науки фил-я не претендует на общезначимость результатов своих исследований. Фил-я в отличие от науки строго индивидуальна и личностна. Главной целью для фил-и является истина. Для науки характерна объективность, в фил-и отстраненность мыслителя от объекта исследов-ия невозможна. Как специализированное теоретическое обоснование мировоз-ия, фил-я облад. рядом несомненных признаков научного знания: системностью, фиксированием в логических категориях и законах, доказательностью, объективной истинностью. Еще Аристотель считал ее лучшей из наук. Согласно натурфил-и фил-я позвол. умозрительно, путем только анализа понятий о свойствах предметов, а не фактов, выработать всеохватывающее и завершенное знание о природе. Натурфилософы искали критерий истинности в самой фил-и. Позитивисты же (О.Конт, Г.Спенсер) объявляли, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней фил-ей. Наука якобы вообще не объясняет, а, опираясь на опыт и эмпирическое исследование. Однако неразумно вытеснять фил-ию вообще за рамки научного знания, поскольку в процессе развития фил-и накапливались понятия, идеи, концепции и обобщения, подтверждаемые общественно-исторической практикой человечества и обладающие объективной истинностью.И все-таки фил-я представляет собой специфич-ий элемент ку-ры, такое духовное явление, кот. не умещается в жесткие рамки предъявляемых к науке требований.

Наука исследует мир во всем его конкретном многообразии, а фил-я выявляет челов-ое видение действит-и как системного единого целого.Т. о., нельзя однозначно ответить на вопрос о том, является ли фил-я наукой или нет. В историческом процессе на эту проблему выделены были 3 основн. взгляда: фил-я – наука о сознании; фил-я – наука; фил-я не является наукой.

^ Проблема научности фил-ии. В античности фил-ия – царица наук, в средневековье фил-ия не утратила статус науки (служанка религии), в новое время науки выделились, но остались на основах фил-ии. Возник. проблема метода, т.е. фил-ия остается методологич. основой наук. Фил-ия – основа научного познания. В 19 в (позитивизм) естественные и гуманит. науки не нуждаются в фил-ии. У фил-ии нет объекта исслед-ия. Спенсер: «фил-ия д.б. всеобщей систематизацией, д. обобщать и строить общую картину мира.» Наука оперирует логикой, но она м. привести к заблужд. У фил-ии появл. новый смысл(занятие) – язык науки. Постпозитивизм. Обет исследования – наука. Фил-ия изучает как развиваются научные знания. Предлагает принципы: проверка опытом; принцип фальсификации(теория м. претендовать на статус науки если она опровержима (искл. теория Маркса и психоанализ). 21 в. акцент делается на синтезе гуманит. и естественно-научн. знания. Синтез субъекта и объекта. Сам себя наблюдаю и познаю.
3. Типы философского мышления в контексте культуры Востока и Запада. Философия и национальное самосознание
Выдел. 2 формы фил-го знания: 1) вост-ую (В); 2) зап-ую (З) . Кажд. тип фил-и облад. своими характерист-и и своим стилем мышлен. В пределах кажд. типа различ-я решение фундамент-ых вопр-ов бытия, касающ-ся чел-ка и его предназначен.;прир. и ее сущн-и; духовности и места этого феномена в судьбах людей. Акцент духовного поиска З ориентирован в сторону поиска абсолютного добра, а В – в сторону поиска абсолютного смысла Вечности, слияния с вечностью.

^ В В фил-ии ярко выражен традиционализм(строго выполн-ся традиции, передача опыта и знаний от учит-я к учен-у). Традиц-м привод. к ортодоксальности(чистота учения и непротиворечие ему), т.е учение не развив-ся, т.к. не опроверг-ся. Брахманизм­–ортодоксальное учение. Школы:иога, веданты, пиеи, вайтешик. Буддизм–неортодоксальное учение. Принцип традиц-ма сохр-я. Основн. понятия: карма-судьба, четкая причинно-следственная связь на все тысячелетия; колесо Сансары-постоянный цикл мироздания; ахимса- не деяние зла и в то же время не противоречие злу, вообще не вступать в борьбу со злом, нельзя влиять на течение жизни (принцип УВЕ). В Древне В фил-ии не было побл. пероначала: инь-начало женское;янь-мужск. Осн. элем. мышлен В.:1) ориентация на целостность бытия, общества; единство чел-ка и природ. Проводится мысль о сквозной связи всего сущего. Поэтому и челов-кое «Я» в вост-х учениях оказыв-ся расплывчатым и нечетким.

2) социальная направленность вост-й фил-ии нацелена на сохран-ие сложившихся форм коллективной жизни людей, на сохран-ие и строгое выполн-ие традиций, подчинение им. Такая коллективная форма жизни общества, основанная на традиции, обоснов-ет жесткое закрепление фу-ций за разными социальн. группами, отличается детальной разраб-ой правил поведен. в семье каждого ее члена и на государств-ой службе кажд. чин-ка. Постр-ые по такой схеме отношен. наз. «холодными». Выраб-ые ими ценности, идеалы и принципы ориентируют на приспособ-ие к прир. и наличным социальным структ. Власть в таком обществе часто приним. деспотичный характер. 3) трад-ию сохраняет, представляет, передает поколениям самый достойный этого – учитель (все учения имеют учителя). Ученику поступ. знания уч-ля. Уч-к был носит-ем знаний уч-ля, т.к. учения не записыв-ись, а передав-ись в устной форме 5) знания носят ценностно-научный хар-р. В В фил-ии всё в руках поднебесной. Небо дает сигнал о том, что правитель плохо работает (если льёт дождь-правительлживый, если засуха-жадный).

В З фил-ии каждая школа предл. своё учение, своё первоначало. Впервые зарод. гос-во:полис(город). Идёт развит. демократ., дискуссии, спора. Зарод. полит. фил-ия. Основные элементы мышления З.: 1) основная тенденция: что ты д. сделать и что д. для этого знать, т.е. личность на 1-м месте, успех личности, личные достижен; 2) ценность свободы и знания. В их духовном мире господств. рациональн. начало. Причем процесс передачи знания – через книгу, т.е. опосредован. На видное выдвигается наука, одной из важн. задач кот. явл. генерирование идей для новых образцов техники и технологии; 3) прир. поним-ся как субстанционально однородное, но предметно структурированное образов-ие; 4) сильн. ориент-ия на матер-ные ценности жизни. Справедлива форм-ла : лич. успех + лич. свобода + лич. знание + мат. ценности = потребление прир. Такого типа общества наз. «горячими», здесь существенны успехи в технико-технологическом развитии, наращивании материальн. производ-ва, информац-ой сфере. Противоречия: эколог-ие пробл., угроза самоубийства человечества при использ. средств массового уничтожен., разрушен. биосферы, разрушен. биогенетической основы индивида, манипуляция сознанием людей с помощью электронной техники, изменен. психики чел-ка путем воздейств. на его мозг и др.

Фил-ия. и нац. самосознание. Нац. самосозн.- совокупн. воззрений народа относит. своего прошлого, способов оформл. в единое целое, путей поддержан. своей целостности, форм взаимоотнош. с др. народами и целей историч. развит. Данную совокупн. идей м. назв. национ. идеологией. Т.о нац. идеолог. оформл. в национ. сознание и её основн.содержан. выступ. национ. идея(познание общностью самого себя и условий своего бытия).

Кажд. тип фил. мышлен. формир-ся в конкретн. чел-ой среде и принимают нац-ю окраску. Нац-е особенности всякой фил-и обнаружива-ся в идеалах совместной жизни людей и принципах освоения чел-ом пространства и времени, которые были выработаны долгим историч-им опытом народа. Они находят также выражение в языке, на кот. пишутся произведения мыслителей, языке, кот. впитал уникальное мировидение народа и переносит его из поколения в поколение. Каждая нац. фил-я в концентрированной форме передает дух своего народа, увеличивая разнообразие мировой фил-и и обогащая мировоз-ий потенциал человечества. Сложный истор-ий путь прошла в поисках ответа на фундаментальные смысложизненные вопросы и белорусская фил-я. Гл. ее чертой явл. первостепенность идеи справедливости и добра. Купала: «Мы Беларусы»- наше нац. самос-ие. (Доказать самим себе, что мы белорусы (развит-ие нац. языка. нац. ку-ры, воозражден. нац. образов-ия). Доказать окружающим, что мы белорусы. Обозначить себя как нацию со своей конституцией).
04.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе.

Аналитическая стратегия.

Позитивизм (П) (от лат положительный) –общекультурная идеологическая установка западного сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического общества, пришедшего на смену феодальному. П. выступал с яростной критикой религии и философского идеализма. Достижения позитивного (практически ориентированного) знания, прежде всего знания о природе, теперь расценивались как подлинная наука, призванная сменить теологию и метафизику. Этими идеями руководст-сь франц. энциклопедисты Дидро и Д’Аламбер. В истории фил-фии термином позитивизм обознач-ся особое философ-е течение , кот. оформилось в 1830-х гг. и сохранило влияние вплоть до нашего времени, пройдя при этом три исторических стадии-первого(классического позитивизма), второго-эмпириокритицизма и третьего-неопозитивизма. Основателем течения был О. Конт, он ввел и сам термин. С именем Конта связаны два глав. принципа науки 19в. 1) признание относительности всякого позитивного знания и «) стремление к накоплению и обощению посредством систематизации и классификации научных фактов. К разряду позитивных он относил знание человека о себе, включая сознание. Однако при этом он отвергал самонаблюдение как источник такого знания, основу такого знания состав-т восприятие телесного поведения людей и их социальных отношений. Поэтому базисной наукой он объявил социологию. Согласно Конту, подлинное знание (позитивное) всегда относительно из-за неизбежной связи с всякого знания с чувственными восприятиями. В

Новые открытия в науке (физике и психологии) вызвали кризис оснований классического позитивизма.Следствием было возникнов-е его обновленной формы-эмпириокритицизма.

Принципиально противопоставляя науку фил-и, неопозитивизм (НП) считает, что ед-но возможным занием явл-ся только специально-научное знание. Неопозитивизм явл-ся своеобр-м этапом в эволюции позитивизма. Он сводит задачи фил-ии не к суммированию или систематиз-ии специально-научного знания, как это делал классический позитивизм нач 19 в, а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется с одной стороны больший радикализм неопозитивизма, по сравнению с классическим позит-ом в отказе от традиционных способов филос-го мышления, с др. стороны—опред-ная реакция на реальные запросы соврем-го теорет-го мышления. Неопозитивизм пытается осущ-ть анализ знания ч/з возм-ти выраж-я его в языке, превеликая методы соврем-й логики. Все это позв-ет говорить о НП как о своеобр-ой логико-лингвистической форме позит-ма. Однако уже 1950-х гг. обнаружилось, что классические проблемы, преодоление и снятие кот. обещал НП, воспроизв-лись в новой форме в ходе его собств-ой эволюции. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историч-кую значимость НП, кот стимулир-ал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исслед-я в фил-ии.

Постпозитивизм (ПП)—совокупность концепций в фил-ии и методологии науки , возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой НП. В значительной степени эта реакция была инициирована идеями Поппера. ПП пришел к плюрализму методологии, к идеи принципиальной ущербности, попыток втиснуть историю науки в какую-то единую методолог-ю схему. Подверглись ревизии предст-я о научной рацион-ти. Само понятие научного знания подверглось принципиальной дифференциации. Одной из осн-х тенденций ПП стало коллективиское понимание субъекта научного познания. Научные коммуникации, традиции, профес-ое обучение—все то, что спос-ет формир-ю стиля мышления. С эволюцией от НП к ПП связано изменение некоторых мировоззренческих установок философии науки—разочарование в безусловных ориентирах культуры (доминирующей роли науки и научного знания) и склонность к плюралистическому видению мира и места человека в нем.

Социально-критическая стратегия развития философской мысли

Неомарксизм (НМ)—совокупность обновленческих социально-фил-х и экон-их концепций 19-20 вв в русле идейной традиции восходящей к Маркса. Новая фаза неомарксизма—западный марксизм-начинается с 1923 г., когда выходят в свет две книги: “история и классовое сознание” Лукача и “Марксизм и философия” Корша, выдвинувшие требование применить марксизм к самому марксизму. Такая трактовка марксизма удержалась у неомарксистких теоретиков в течение всего 20в.. Т.о. в русле марксистской традиции стало складываться направление, отстаивавшее метамарксистскую концепцию марксизма. Метамарксизм поставил во главу угла диалектику. Очередным этапом эволюции неомарксизма стало формирование Франкфуртской школы, сложившейся вокруг Франкфуртского института социальных исследований. Франкфуртская школа выступила против экономического редукционизма марксистских теоретиков: задача исследователя состоит не в сведении надстроечных явлений к экономической структуре общества, а в выведении их из этой всеохватывающей структуры. Среди других новаций Ф. школы следует отметить сближение Марксовой антропологии и концепции идеологии с психоанализом и массовой психологией Фрейда. Представители Ф. школы создали замечательные работы по истории философии, социальной психологии, этике. Но истинной областью их философских изысканий стали философия искусства, эстетика и культурология. В 20-30-е гг. неомарксизм дал первые всходы в романских странах. На рубеже 70—х-80-х гг. западный марксизм фактически прекратил свое существование Последней стадией эволюции неомар-ма стал международ. постмарксизм, получивший развитие в 80-90-е гг. в Европе. Для постма-ма неактуальным стал раздел м/у зап. и восточ. марксизмом. Постмарксизм разомкнул Марксово мышление как в напрв-и прошлого, так и будущего.

Экзистенциональная-феноменологическая стратегия

Экзистенциализм (Э)—одна из самыз модных на западе сер 20-х в фил-х школ. Ее наиб крупные представители—Хайдеггер и Ясперс (герм), Марсель, Сартр, Камю (фр), Аббаньяно (Ит), Баррет (США). Этот метод эта фил-я в значительной мере заимствовала в феменологи нем фил-фа Гуссерля, исходные идеи взяты из сочинений датского религ-го мыслителя Кьер Кегора. В отличии от науч-го мышления, исход-го из теоретических принципов, экзистоц-ое мышление связано с внутренней духодной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление и может быть подлинно канкретным имеющим настоящий человеческий смысл. Согласно Э задача фил-ии—заним-ся не проблемами науки, а вопросами сугубо челов-го бытии. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и он живет в чуждом ему мире. Страх—важнейшее понятие фил-ии Э-ма. Существование есть сознание—говорит Ясперс—и я существую как сознание, анализировать существование—значит анализировать сознание. Чтобы осознать себя как нечто существ-ее человек должен оказаться в ситуации борьбы, вины или перед лицом смерти. Соврем-й Э в не зависимости от религиозной или атеистической ориентации отдельных его представителей не мыслим без психологии катастроф, ощущения кризиса. Выход из кризиса Э-ты ищут в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом духовной аристократии.

Феноменология (Ф). Гуссерль—выдающейся нем-й мыслитель родоначальник этого направления. Ф означает учение о феноменах, как возникающих в сознании смыслов предметов и событий. По Гуссерлю Ф—строго научная фил-я о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия. В результате из рассмотрения искл-ся весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о сущ-нии того, что явл-ся предметом иссед-я. Такая редукция явл-ся приемом идеализации. След-но Ф по своей сути явл-ся описательной наукой. Гуссерль определил объект, цели и метод фил-ии. Объект—научное знание и познание, цель—построить науку о науке т.е. наукоучение. Решающая проблема теории познания—проблема объективности познания. Если наука строит теории для систематического осуществления своих проблем, то философ спрашивает: что вообще делает возможным теорию и в чем ее сущность? В результате редукции остается последнее не разложимое единство сознания—интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет. Гуссерль стремился решить вопрос о связи субъекта и объекта.
05. Предмет, социокультурный статус и функции философии

Философия – продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания. Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их раз­ностороннюю предметную деятельность. Это воздействие в широком смысле слова предстает как влияние на мысли и поведение человека, их обоснование, стимулирование, регулирование и ориентацию.

Функции философии многоас­пектны. Многими философами, выдви­гающими на первый план проблемы свободы, долга, смысла жизни и другие, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения, к которому стягиваются другие мировоззренческие вопросы, дающие в своей совокупности це­лостную картину мира. Дать такую картину, представить мир как целое — в этом состоит мировоззренческая функция философии.

Ни одна частная наука не выполняет и не может выполнить эту функцию Специальные науки имеют своим пред­метом определенную сторону действительности, ее фрагмент. Поэтому ни одна наука в отдельности, ни их совокупность не в состоянии охватить мир в его единстве и целостности. Опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, эту задачу решает философия.

Философия, разрабатывая всеобщие, обосно­вывая частные и общенаучные методы познания, выполняет методологическую функцию.

В комплексе самых общих оснований куль­туры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (при­рода, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируют­ся в философское учение о бытии — онтоло­гию (от греч. on (ontos) — сущее и logos — слово, понятие, учение). Кроме того, теоре­тическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека — прак­тические, познавательные и ценностные. Философская мысль выяв­ляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие уни­версалии. Они всегда относятся к конкретным историческим типам культур, а вместе с тем принадлежат и человечеству, всемирной ис­тории в целом. Помимо функции выявления и осмысления универсалий философия (как рационально-теоретическая форма мировоззрения) берет на себя и задачу рационализации — перевода в логическую, понятийную форму, а также си­стематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта. Разработка обобщенных идей и представ­лений с самого начала считалась задачей фи­лософов. Также упоминают интег­рирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную, онтологическ., гносеологич, аксиологич, праксеологич..

На долю философии па­дает в культуре также важная критическая функция. Поиск решений сложных философ­ских вопросов, формирование нового виде­ния мира обычно сопровождается развенча­нием заблуждений, предрассудков. В системе культуры философия берет на себя роль критического отбора (селекции), накоп­ления (аккумуляции) опыта миропонимания и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.

Философия обращена не только к прошло­му и настоящему, но и к будущему. В каче­стве формы теоретической мысли она обла­дает мощными творческими возможностями формирования обобщен­ных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В философии выстраиваются, ва­рьируются, мысленно «проигрываются» раз­ные способы миропонимания («возможные миры»). Тем самым людям предлагается — как бы на выбор — целый спектр возможных мироориентаций, образов жизни, нравствен­ных позиций. Ведь исторические времена и обстоятельства бывают разными, да и склад людей одной эпохи, их судьбы и характеры неодинаковы. Потому в принципе немысли­мо, чтобы какая-то одна система взглядов го­дилась всегда и для всех. Многообразие фи­лософских позиций, точек зрения и подходов к решению одних и тех же проблем — цен­ность культуры.

Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта — практического, познавательного и ценностно­го. Их целостное философское осмысление — необходимое условие гармоничной и сба­лансированной мироориентации. Мироориентация, соответствующая интересам человека, человечества в целом, требует интеграции всех основных ценностей культуры. Их со­гласование невозможно без универсального мышления, которому посильна та сложная духовная работа, которую в человеческой культуре взяла на себя философия.

^ Онтологическую функцию философия выполня­ет тем, что она как системно-рационализированное ми­ровоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии природной и социальной действительности, человека и его предметной деятельности.

^ Гносеологическая функция философии заключа­ется в создании обобщенной картины познания, формули­ровании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познания мира, в разработке универсальных методов научного по­знания и логического мышления.

^ Аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентацией людей, их нравственно-эстети­ческих идеалов, духовных регуляторов поведения челове­ка в мире культуры. Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обосно­ванием своих положений; она определенным образом интерпре­тирует их, дает им оценку, формулирует систему ценностей, выдвигает идеал.

^ Праксеологическая функция философии про­является в опосредованном ее воздействии на практиче­скую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуаль­ных и массовых действий.

Необходимая ориентация на идеи гуманизма, приоритет общечеловеческих интересов и ценностей определяют, в свою очередь, современное содержание праксеологической функции диалектического материализма. Его социально-философский комплекс идей (материалистическое понимание истории, или исто­рический материализм) нуждается в критическом анализе и устранении догматических стереотипов сознания и ус­таревших идеологических схем. Только при условии все­стороннего развития (и творческим усвоением ценных достижений иных современных философских учений) диалектический материализм способен выполнить задачу теоретического осмысления идущего ныне глобального социального обновления, продвижения человечества к гуманному, демократическому будущему. Особую роль ныне приобретает аксиологиче­ская функция философии. Современная цивилизация с ее глобальными проблемами и противоречиями, экологи­ческими кризисами, достижениями и опасностями науч­но-технического прогресса требует в качестве категори­ческого императива социального мышления признания человека высшей ценностью.
06. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

Онтология – это учение о бытии как токовом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.

Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и безначальным началом бытия (т.е. непостижимой основой, называемым им также «благо»).

Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

Средневековые мыслители приспособили онтологию к решению теологических проблем. В зависимости от ориентации мыслителя понятие бытия могло отличатся от божественного абсолюта (тогда Бог мыслится как источник бытия) или отождествляться с Богом.

К 13 в. намечается разделение онтологической мысли на 2 потока: на аристотелевскую и августианскую традицию. Представитель аристотелизма Фома Аквинский вводит в средневековую онтологию различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действительности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии и в Боге.

Философия нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается неизменной частью философской доктрины. Критическая философия Канта по разделению универсума на три автономные сферы (мир природы, свободы и целесообразности) задает параметры новой онтологии, в которой способность выхода в измерение истинного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность и практической способностью, открывающей бытие как посюстороннюю реальность свободы. В 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии. И только в кон.19 нач. 20в. неотемизм возрождает понятие онтологии.

Целесообразно выделить следующие формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы. Б. природы как целого;

2) Б. второй природы – произведенных человеком вещей.

3) Б. духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) Б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

^ Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

«Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов. «Вторая природа» каждому конкретному человеку и поколениям людей дана объективно, но она не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества. Вещи «второй природы» являются связующим звеном между бытием вещей и бытием человека.

^ Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

  1. без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;

  1. здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;

  1. человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Оно складывается и оформляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного бытия, связующим звеном которого выступает язык.

Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. Она вступает в диалог и говорит о себе, раскрывая свою сущность. История языка отражает социальную историю его носителя, раскрывает содержание конкретной «ойкумены».

Реальность духовного бытия особого рода. Она обеспечивает опыт отдельно взятого человека и сама обогащается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную парадигму, в рамках которой формируется и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение к миру и самому себе.

Заключает список форм «бытия в мире» бытие социального. «Бытие социального» — это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем. Последние обеспечивают производство и воспроизводство человека в его постижении сущность, природа, различные подходы к пониманию социального бытия, тенденций его изменения и развития является предметом анализа социальной философии.

07. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах

Бытие более широкая категория, т.к. она охватывает не только объект-ю, но и субъективную реальность.

Выделяя специфические формы бытия и подчеркивая связь между ними, философия исходит из того, что все многообразие мира объединяется общей основой. Для обозначения такой общей основы мира в философии выработана категория субстанции. Учения, объясняющие возникновение и развитие различных явлений из одной основы, одной субстанции, получили название монистических. История философии различает монизм материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит) и идеалистический (Платон, Гегель, Беркли) в зависимости от того, какое начало (материальное или духовное), дает импульс к образованию всех явлений действительного мира. В процессе исторического развития философии материалистический и идеалистический монизм противостояли друг другу, но их взаимодействие включало и стихийные попытки найти «точки соприкосновения», что проявилось в философии дуализма (Декарт) и плюрализма (Лейбниц).

Сущность материалистического субстанциализма развил Б. Спиноза (XVIII век). Он рассматривал понятие «материя» через категорию «субстанция», не отождествляя их.

Материализм утверждает, что окружающий чел. мир – движущаяся материя. В мире нет ничего, кроме различных форм движущейся материи, которая лишь переходит из одного состояния в другое. Но понятие материи в различных материалистических учениях и в различные историч. эпохи понималось по-разному.

1 эт вещественно-предметный. Древние материалисты отождествляли материю с конкретными, чувственно-воспринимаемыми природными явлениями, стихиями: огонь, вода, земля, воздух, металл, дерево. Весь мир представлялся модификацией этих стихий.

^ 2 этвещественно-субстратное понимание.

3 эт философско-гносеологическое ее понимание материи в рамках диалектико-материалистической

Гносеологическое определением м-рии, дано В. И. Лениным, где подчеркивается ее свойство, как быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от человеческого сознания.

М-рия как объективная реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых исследует какой-то определенный вид м-рии или ее свойство. Из диалектико-материалистического учения о материи следует методологический вывод о неисчерпаемости материального мира.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее. Система – совокупность элементов, кот. своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство. Структура – совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы, которые обеспечивают целостность системы. Любой мат-ый объект как с-ма уникален и неповторим, но некоторые объекты, обладающие общими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды, уровни, в свою очередь связанные друг с другом.

Окружающий нас мат-ный мир м.представить как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них следует выделить структ. уровни, кач-но отличающиеся др. от др. и подчиняющиеся своим особым законам.

В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир – мегамир в целом.

Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи, обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся различные поля.

^ В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки как системы доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера.

В рамках биосферы начинает развиваться принципиально новый тип материальной системы – человеческое общество.

В социально организованной сфере материального мира формируются структурные уровни: 1) человек; 2) семья; 3) производственный коллектив; 4) социальные группы, включающие и исторические формы, и общности людей; 5) классы; 6) государства; 7) союзы государств; 8) общество в целом, человечество.

Мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что не было бы движущейся материей или что не было бы ею порождено. Материя проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.

Материя структурирована и системно организована. Определенный уровень организации материального мира изучается конкретными науками. Данные естественных и общественных наук о строении и свойствах конкретных видов материй, форм ее движения, пространства и времени постоянно изменяются и углубляются, уточняя теоретические модели, составляющие целостность научной картины мира. Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения мира, определяющих стиль и способ научного мышления, направляет движение мысли в поисках истины. Эволюция современной картины мира отражает путь движения науки от создания классической к неклассической и постнеклассической картины мира.

Конкретно-научные представления о материи, ее видах и свойствах никогда не будут исчерпывающими, с каждым новым открытием они углубляются, уточняются, заменяются новыми.
08. Пространственно-временная организация материального мира.
Основные концепции пространства и времени.

Исторически сложились 2 подхода толкования пространства и времени:

  1. субстанциональный

  2. реляционный

Существует еще 3-я эволюционно-историческая конц. Вернадского.
Субстанциональный связан с пониманием П. и В. как самостоятельных сущностей наряду с материей. П. сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, а В. называли «чистой» длительностью. Такую идею сформулировал еще Демокрит, а логич. завершение она получила у Ньютона.

Пространство – форма координации сосуществующих объектов, сотояний материи (длина, ширина, высота, взаимное положение тел).

Время – форма координации сменяющихся объектов и их состояний.

Как форма статической связи тел П. определяет из взаимное положение, протяженность и направление сил взаимодействия. Как форма кинематической связи В. отражает направление измерений, очередность и длительность существования тел, процессов, состояний. Как форма динамической связи П. и В. в их единстве выражают организацию, структуру движения и сосуществования всех подразделений бесконечного мира. Эта упорядоченность является структурной и простр.-временной основой техники.

П. и В. различают:

- реальное (объективные формы бытия движущейся материи, всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей в физическом мире);

- перцептуальное ( от сл. perception – ощущение - связано с сосуществованием и последовательной сменой наших ощущений, т.е. реальных П. и В. и человеческих. Н-р, в разные периоды жизни человек ощущает В. по-разному, оно убыстряется с возрастом; или если человек ожидает какого-то события, то время идет медленно, а если не хочет, чтобы оно произошло, то быстро. Человек может мысленно «пролистать» события за долгие годы жизни. Перцептуальное В. соответствует реальному, порядок смены ощущений определяется порядком реальных ощущений. Что касается П., то человек видит образ (часть здания) больших или меньших размеров, в зависимости от удаленности от него);

- концептуальное (способ описания реальных П. и В., их различные теоретические модели, н-р, 3-х мерные Евклидово П., 4-х мерное пр.-вр. теория относительности, n-мерные математические модели).

Общие свойства В. и П.:

П.: гомогенность, изотропность, кривизна; трехмерность (n-мерность), симметричность.

В.: однородность, анизотропность, однонаправленность.
^ Реляционная конц. строго оформилась как учение, имеющее строгое обоснование в матем. теории Эйнштейна. Согласно его теории материальная система сама формирует свои простр.-временные отношения (в зависимости от точки отсчета).

^ Специальная теория относительности. Свойства тел зависят от скорости их движения. Пространств. размеры сокращаются в направлении движения при приближении к скорости света в вакууме (300 тыс. км/с), а временные процессы в быстродвижущихся процессах замедляется.

^ Общая теория относительности. Под действие сильных полей тяготения происходит искривление П. (искривление луча света в вакууме). В сильных гравитационных полях наблюдается замедление времени.
^ Эволюционно-историческая конц. Вернадского. Пространственно-временные отношения на различных уровнях организации материи (неживой природе микро-, макро- мира, в химических процессах структура объектов) влияет на многие сложные явления на уровне жизни. Одним из первых вопрос о единстве пространства, времени, материи и движении в биологии поставил В.И. Вернадский, он развил принцип единства симметричности и асимметричности пространственно-временной организации живого. Асимметричность на уровне жизни выступает необходимым свойством, которое обеспечивает приспособительный характер живых систем.
09. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени
Биологическое пространство функционально, в нем события представляют собой процессы, локализованные во времени и пространстве, а не просто траектории. В современной науке большинство ученых сходятся на мысли, что существует множество биологических пространств. Специфические особенности биологического времени находят свое выражение в биологическом ритме. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществлется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.

Еще более глубокие разнообразные связи обнаруживаются на социальном уровне. Объективными характеристиками социального взаимодействия являются социальное пространство и социальное время. Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования, структурность и протяженности общественных систем, социальных действий и процессов. В зависимости от места расположения, доступности использования, размеров и других особенностей различное социальное значение будут иметь, например, полезные ископаемые, водные бассейны, лес, земля и т.д. Социальное время – это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии.

Социальное пространство и время складываются объективно в процессе жизнедеятельности общества. К социальному пространству относится не просто географическая территория, освоенная человеком. Более существенным признаком является локализация, сосуществование, степень совместимости различных видов деятельности человека. Социальное пространство нельзя рассматривать в отрыве от социального времени, по которому можно судить о координации и насыщенности социальных процессов и человеческих действий. Социальное пространство и время выступают активными регуляторами общественных отношений. Наглядно пространственно-временную организацию социальной жизни можно проследить, например, на истории градостроительства и архитектуры, исследовании проблем коммуникации и т.д. Есть существенные различия между современным городом и городом античности или средневековья. В архитектуре отражаются не только историческая эпоха, но и национальные, социально-экономические и социально-политические отношения, природные особенности.

Пространство и время – сущностные характеристики деятельности человека, эта проблема постоянно стоит перед ним. С одной стороны пространство жизнедеятельности человека вышло даже за рамки нашей планеты и с прогрессом космической техники будет расширяться.

С другой, по-настоящему социальное пространство и время могут быть понятны не только в привязке к функционированию больших социальных систем, а скорее на уровне человеческого индивида. Это раскрывается в формах связи индивидов, в непосредственных человеческих актах и взаимодействиях. Пространство-время является, по сути, важнейшей составляющей порядка вещей и людей, что обеспечивает протекание повседневной жизни людей, их общение, уклад их непосредственного личностного бытия. Формирование человеческого индивида, становление его личности в значительной мере детерминировано приобщением его к существующему порядку пространства-времени, самим фактом его наличия.

Так ребенок с детства наблюдает вокруг себя вещи, во взаимоотношениях с родителями он усваивает элементы общения, действий с предметами, пространственные формы. Повторяющиеся и сменяющиеся контакты ребенка с близкими создают такую длительность действий и представлений, появляются все новые и новые предметы, которые в совместном воздействии обретают человеческий смысл. Ритм деятельности получает предметные опоры, вещные закрепления. Так что пространственные формы не только воплощают определенную организацию человеческой деятельности, но выступают и качественными характеристиками времени человека, его содержательной наполненности, его интервалов.

Развертывание сил и способностей формирующегося индивида на этой основе открывает ему путь к познанию многомерных отношений реальности.
10. Современная наука и философия о самоорганизации и развитии природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

Самоорганизация – процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойство самоорганизации обнаруживают объекты различной природы. Процессы самоорганизации выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации – их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер.

Различают три типа процессов самоорганизации. Первый – самозарождение организации. Второй тип – процессы, благодаря которым система поддерживает определённый уровень организации при изменении внешних, внутренних условий её функционирования. Третий тип – связан с развитием систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

В современных исследованиях по самоорганизации изучается проблема соотношения хаоса (беспорядка) и космоса (порядка).

Природа – в предельно широком смысле – «великое целое» (Гольбах), т.е. всё сущее, весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом смысле понятие природа совпадает с таким научными и философскими категориями как «Бытие», «Реальность», «Универсум», «Вселенная», «Космос» – все они, как и термин Природа, обозначают совокупность всего сущего, включая самого человека, стремящегося определить их.

Основным объектом естествознания выступает обычно природа в узком смысле слова – как естественная среда обитания человека. В этом качестве и понятие природа обретает не столько философский, сколько естественнонаучный оттенок.

Эволюция человеческих представлений о природе.

Понятие «physis» (греч. Природа) воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущности предмета. Разумеется, эти два значения были взаимодополняющими при анализе вещей. В Новое время преобладающим смыслом понятие природа становится её статус как объекта естествознания – из «фюсиса» природа превращается в «натуру», т.е. в естественное бытие природных явлений. Современное понятие природа содержит в снятом виде все первоначальные смыслы и оттенки. В зависимости от контекста, под природой понимается то всё сущее, то естественная среда обитания человека, то внутренняя сущность вещей.

Т.о., можно зафиксировать три основные подходы к проблеме исторического взаимодействия человека и природы: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над природой); 3) диалогический (гармония человека и природы), формулирующийся в настоящее время и ориентирующий человека на сотрудничество человека с природой, равноправный диалог с ней.

Парадигма (от греч. παράδειγμα – пример, образец), 1) понятие, используемое в античной и средневек. Философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального миров; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

В философию науки понятие парадигмы было введено позитивистом Г.Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распростанение приобрело после работ амер. историка физики Куна.

Понятие парадигмы используется в теории и истории науки для характеристики формирования научной дисциплины, описания различных этапов научного знания, для анализа научных революций. Оно применяется также в методологическом анализе различных научных дисциплин (психологии, химии, языкознания и др.).

Естествознание (Е.) – обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития. Е. наряду с науками об обществе и о мышлении является важнейшей составляющей человеческого знания. Е. – теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины.

В развитии Е. могут быть прослежены глубинные закономерности смены парадигм. В своей исторической динамике Е. выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на всё Е. в целом. В качестве такого лидера может выступать как одна наука, так и некоторое их число. В истории Е. можно проследить следующих лидеров: механика (17–18 вв.); химия, физика, биология (19 в.); физика (первая половина 20 в.); химия, физика, биология (вторая половина 20 в.). Утверждение в Е. 20 в. Группового лидерства связано как с крупными достижениями химии, физики и биологии в познании неживой и живой природы, так и с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества. Все это приводит к повышению роли Е. в жизни общества и возрастанию внимания со стороны общества к нему.
11 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии.
Анализируя понятия бытия, материи, мы вкладываем в их содержание все то, что существует в мире. Природа (П) тесно связана с предшествующими двумя категориями.

П. имеет два значения:

  1. все существующее, материя и ее многообразные формы. В это понятие входит человек, общество, духовный и внутренний мир человека.

  2. (в узком смысле) совокупность естественных и искусственных условий, в которых проходит жизнь человека и общества – геобиоциноз.

Выделяют первичную и вторичную природу.

Первичная П. – то, что существовало и существует до и независимо от сознания человека, объективная реальность, без которой невозможно существование человека, его жизнедеятельности.

Вторичная П. – создана умом и руками человека по подобию первичной природы. Создается через процесс труда. Представляет единство как природного так и духовного начала.

Понятии П. включает как неживые так и живые элементы. Разграничение между живой и неживой П. является своеобразным мерилом философских знаний. В истории познания одни говорили, что мир полностью одушевлен (пантеизм – полное одушевление), другие – мир представляет собой сложное образование и существуют две формы: живая и неживая, между которыми существует относительная граница.

На определенном этапе развития природы возникло системное образование – общество. Природа как система старше системы Общество. История природы насчитывает миллиарды лет. А история человека – миллионы. Между Природой и Человеком разница – миллиарды. Между Обществом и Человеком – тысячелетия.

Природа представляет собой условия жизни человека и общества – определенное сочетание воздуха, вода, питание. Уникальными качествами земной среды являются: строение солнечной системы, расстояние Земли от Солнца, умеренные размеры Земли. В естественнонаучном понимании Природа состоит из определенных сфер: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

В условиях выделения качеств жизни рассматривается два подхода:

1. уникальность природных качеств жизни (существует точка зрения, что эти качества могут быть реализованы только на планете Земля)

2. универсальность (эти условия могут быть и на других планетах. Этот подход основывается на бесконечности и неисчерпаемости материи и бытия, позволяет допускать существование разумной жизни на других планетах).

Процесс эволюции природы породил человека, а затем и общество. Дарвин в теории «Естественный отбор» описал и доказал эволюцию биологического мира до появления человека. Морган описал становление человека и общества как социального аспекта развития. Энгельс вскрыл причину, по которой происходит этот процесс развития. Причина – труд человека, как целенаправленная деятельность. Труд – основа процесса формирования человека и общественных отношений.

Понятие общества моложе понятия природы. Общество и человек – суть порождения природы. Они возникают и развиваются в природе. Общество и природа – не только противоположные, но и тесно связанные понятия. В конце 20 в. Возникло понятие природа-общество.

Общество, человек взаимодействуют не со всей природой в целом, но непосредственно только с определенной частью. В процессе развития человека эта часть природы постоянно расширяется. С появлением человека. Общества природа вступила в новый этап своего развития, стала испытывать антропологическое влияние – влияние человеческой деятельности, ее результата.

Выделяют следующие исторические этапы взаимодействия человека и природы:

  1. этап первоначального отношения человека и природы (палеолит, неолит, первобытное общество). Природа сильно воздействовала на человека: климат, природные стихии. Поэтому человек сильно зависел от природы.

  2. человек постепенно «отвоевывает» у природы приоритет (16-19 в.) Могущество человека возрастает, а природы уменьшается. Это период машинных революций.

  3. НТР. Период взрывоопасного влияния человека на природу. Планетарный масштаб связан с выходом человека в ближайший космос.

В истории развития природы и общества особое место отводилось понятию «географическая среда». Земное, природное окружение общества получило название геогр. среда или геосреда. Геосреда – то пространство, в котором зародилось человечество, развивалось и взаимодействовало с природой. Ее роль оценивалась неоднозначно. Одни ученые отрицали влияние геосреды на общество. Другие считали ее основной причиной развития общества.

Термин биосфера был введен фр. ученым Ламарком. Существует несколько определений биосферы:

  1. совокупность всех организмов

  2. оболочка Земли, включающая живые организмы и среду их обитания

  3. результат исторического взаимодействия живого и неживого.

Уровни биосферы: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биогеоценотический.

Понятие ноосферы было введено Шарлем Леруа. Вернадский и Шарден использовали его в своих философских концепциях. Шарден видел под ноосферой коллективный разум, сознание, которое будет управлять развитием самой биосферы. Вернадский считал, что ноосфера – новый этап в развитии природы и биосферы, который является определенным гармоническим сочетанием во взаимодействии природы и общества.
^ 12. Идея и проблема коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования и перспективы устойчивого развития общества и природы.

Совокупная человеческая деятельность способна подорвать природное равновесие биосферы и привести к гибели человеческую цивилизацию: 1) переход возобновляемых природных ресурсов в невозобновляемые; 2) психоинформационный шок человечества, психоаналитическая установка на самоуничтожение приобретает глобальную выраженность; 3) технологическая готовность государств к самоуничтожению (ядерное, химическое, бактериологическое, токсичное оружие); Термин коэволюция в философски применяется в двух основных смыслах: в широком – когда термином К обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем. В более узком смысле понятие К используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция К. природы и общества должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, т.е. обоюдно взаимосвязанную эволюцию общества и природы. В результате такого целенаправленного взаимодействия человека и природы биосфера перейдет в качественно новое состояние. Это новое состояние биосферы определяется (направляется) деятельностью разума человека и называется ноосферой. Стратегия социально-экологического природопользования - это искусство управления развитием ноосферы на основе научно обоснованных принципов коэволюции человека и биосферы (Н.Н. Моисеев). Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности, которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человека. Второй нравственный императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям, умение ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов, признании не только ценности природных систем, но и их самоценности, осмотрительность вторжения в природу.

На рубеже второго и третьего тысячелетий появились качественно новые угрозы и опасности глобального масштаба, могущие привести мировое сообщество к планетарной катастрофе уже в XXI веке.

XXI век может стать веком перехода мирового сообщества к устойчивому развитию как предполагаемому аттрактору динамического развития общества и сохранения природы как естественного фундамента человеческой жизни либо самым трагическим столетием в истории цивилизации.

Устойчивое развитие - это социоприродный процесс, обеспечивающий длительное (непрерывное) социально-экономическое развитие как настоящих, так и будущих поколений при высокой степени безопасности системы "человек-общество-природа".

Появление качественно новых угроз и особенно все учащающиеся террористические акты свидетельствуют о том, что обеспечение безопасности в нынешней модели цивилизационного развития основано на устаревших принципах. Обеспечение безопасности (и тем самым выживание мирового сообщества) не должно строиться на изоляции от проблемы развития (социально-экономического, политического и т.д.) и базироваться лишь на защите объекта безопасности от угроз и негативных воздействий. Новая философия выживания и безопасности должна соединять в одно целое развитие и обеспечение безопасности, т.е. обеспечивать безопасность через устойчивое развитие.

Гармонизация социальных и социоприородных взаимодействий, переход к консенсусно-коэволюционным отношениям связаны с реализацией принципа справедливости в его существенно расширенном понимании, распространении его как на нынешние, так и на будущие поколения людей, а также в известной степени и на их взаимоотношения с природой, в особенности с живыми системами.

^ Перспективы устойчивого развития Республики Беларусь

Принципы устойчивого развития:

  • человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

  • повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;

  • приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

  • улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

  • переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

  • усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

  • рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

  • развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

  • экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

  • ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

  • повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.

Модель устойчивого развития, определяется в «Повестке дня на ХХI век», НСУР-97 и Концепции НСУР-2020 как система гармоничных отношений в триаде «человек – окружающая среда – экономика», реализующая сбалансированное социально ориентированное, экономически эффективное и природозащитное развитие страны в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Основными компонентами устойчивого развития являются социальная, экономическая и экологическая сферы, соответствующие им виды деятельности и направления политики, обеспечивающие их стабильное и взаимоподдерживающее движение. Каждый из компонентов базируется на общих принципах устойчивого развития и в то же время имеет свои особенности, цели и императивы функционирования и взаимодействия в рамках интеграционного механизма и единой политики устойчивого развития.
^ 13. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов
Движение – всеобщее, объективное состояние материи, выражающее внутреннюю присущую ей активность.

Понятие движения противоречиво. Его нельзя свести только к покою или устойчивости. Движение включает в себя понятие покоя, которое представляет собой момент движения. Покой – равновесие, устойчивость процессов и вещей, сохранение ими в пространстве и времени известного состояния.

Непрерывность движения – универсальное движение Вселенной, которое никогда не прекращалось. Прерывность движения – выражение того факта, что движение складывается из отдельных, приходящих процессов, которые имеют как начало, так и конец. Абсолютность движения выражается в его непрерывности. Относительность движения усматривается в том, что в движении существует понятие покоя и прерывистость.

Для движения существует ряд принципов: сохранение и изменение движения; устойчивость и изменчивость движения.

В окружающей действительности можно выделить 5 основных форм движения материи (Энгельс), которые соответствуют уровням организации материи:

1. механическая форма (перемещение макротел в пространстве)

2. физическая (тепловые процессы, магнитные взаимодействия)

3. химическая (взаимодействия между атомами)

4. биологическая (органическая жизнь, обмен веществ, процесс функционирования живой клетки)

5. социальная или общественная (любые общественные процессы, любая практическая деятельность людей).

Особым типом движения является развитие. Свойства развития:

  • всеобщность (развитие существует на всех уровнях организации материи)

  • необратимость (развитие связано с появлением в системе новых элементов или нового способа связи ее частей, что делает невозможным возврат объекта в исходное состояние)

  • направленность (протекание процесса по восходящей или нисходящей ветви развития: прогресс, регресс, одноплоскостное развитие. Прогрессивное развитие – усложнение существующей организации, ее преобразование на более высокую ступень развития. Одноплоскостное развитие связано с сохранением существующей организации без существенного ее изменения. Регресс – обратное движение, понижение сложившегося уровня организации, возврат к ранее существующим уровням, утрата способности выполнять определенные функции).

В ходе исторического развития развивались различные теоретические модели:

  • эволюционная (в двух вариантах 1) всеобщая постепенная эволюция и 2) вариант творческой эменджентной эволюции)

Первый вариант обозначил Спенсер. В его концепции развитие распространяется от неорганического до социального и нравственного. Творческая эволюция вырабатывалась Уайтхедом и Бергсоном: жизнь – могучий поток творческого формирования, который превращается по мере ослабления напряжения в нечто неодушевленное – материю.

Понятие диалектики возникло в древности и первоначально связывалось с искусством ведения диалога. Понятие диалектики ввел Сократ. В 20 в. благодаря Гегелю диалектика предстает в 3-х началах:

  1. совокупность объективных закономерностей в развитии

  2. наука о процессе, который изучает логика

  3. представление о методе познания и изучения бытия.

Исторические формы диалектики: - стихийная диалектика (античная философия), - идеалистическая (Гегель, Шеллинг), - материалистическая (Маркс, Энгельс), - мистическая или религиозная, - экзистенциональная.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика в современном философском мире представляет собой теорию развития всего сущего. Главная проблема – исследование развития.

Основные принципы диалектики:

1. принцип всеобщности связи и развития

2. принцип системности

3. принцип причинности

4. принцип историзма

5. принцип всесторонности

6. принцип развития.

Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные связи объективной реальности. Для диалектики характерно формирование парных категорий:

  • сущность и явления

  • причина и следствие

  • возможность и действительность

  • форма и содержание

  • часть и целое

  • необходимость и случайность.

Законы диалектики.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (928 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации