Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - файл 1.doc


Контрольная работа
скачать (66 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc66kb.14.12.2011 07:48скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. В чем проявляется основное отличие профессиональной этики сотрудников ОВД от других видов морали в деятельности других профессиональных групп. Чем обусловлена необходимость возникновения в рамках общей морали профессиональной (педагогическая, врачебная, юридическая и др.)?
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Профессиональная этика сотрудников ОВД требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма, верности закону, четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности.
2. Раскройте сущность понятия профессиональная деонтология.
В энциклопедическом словаре дается определение: Деонтология – раздел этики, относящийся к проблемам долга и должного.

Профессиональная деонтология – часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями.

Профессиональная этика сотрудников правоохрани­тельных органов принципиально отличается от этики абсолют­ного большинства других профессий (исключение составляют профессия военнослужащего, медика, моряка, летчика, специали­стов некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимуще­ственно деонтологическим характером (от греч. deontos - долж­ное). К деонтологическим нормам относятся также, например, требо­вания дисциплинарных уставов и других документов, определяю­щих формы поведения и общения.

3. В чем заключается специфика профессиональной морали сотрудников правоохранительной сферы?
Соответственно, к сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований. Частич­но они содержатся в служебных нормативных документах — та­ких, как, например, уже упоминавшийся Кодекс чести, и тогда они носят деонтологический характер, а частично вырабатывают­ся в процессе накопления служебного опыта и складывания слу­жебных традиций морально-психологическим климатом коллектива сотрудников той или иной службы правоохранительных ор­ганов. В обобщенном виде моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем:

— отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соот­ветствии с международными и отечественными правовыми нор­мами и общечеловеческими принципами морали;

— глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед об­ществом и государством как работника правоохранительной си­стемы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;

— разумное и гуманное использование предоставленных за­коном работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, граж­данского, служебного и нравственного долга;

— принципиальность, мужество, бескомпромиссность, само­отверженность в борьбе с преступностью, объективность и не­предвзятость в принятии решений;

— безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, об­щественной репутации работника правоохранительных органов;

— сознательная дисциплина, исполнительность и инициати­ва, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстре­мальных условиях;

— постоянное совершенствование профессионального ма­стерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отече­ственного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно наглядное пред­ставление о тех нравственных качествах, которыми должен обла­дать сотрудник правоохранительных органов. Это гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержка, честность, патриотизм.
4. Перечислите и раскройте основные принципы профессиональной этики юриста?
Профессиональная этика (или профессиональная мораль) - так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных всеобщих требований и наличие единой трудовой морали класса или общества, существуют еще и специфические нормы поведения для определенных видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях.

От представителей права профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом. Одним из гуманистических принципов права является "презумпция невиновности" - требование считать обвиняемого невиновным до тех пор, пока его вина не доказана.

Главная обязанность сотрудника ОВД – служить людям, охранять их жизнь и собственность, защищать невиновного от несправедливости, слабого – от угнетения или запугивания, миролюбивого – от насилия или надругательства, соблюдать гарантированные Конституцией права и свободы граждан, их равенство перед законом.

Высокий профессионализм, нравственная чистота и верность долгу, постоянная бдительность и отзывчивость, чуткость, вера в людей, общая культура и развитое чувство гражданской ответственности.
5. Назовите и кратко охарактеризуйте структурные составляющие профессиональной морали сотрудников ОВД? Что, по вашему мнению, является доминирующим в структуре профессиональной морали?
Мораль (от лат. mores – характер, нрав, проявляющийся в общении) – форма общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права мораль носит в основном неписанный характер, предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.

Структура морали состоит из следующих компонентов:

- Моральная деятельность – компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, в свою очередь, содержит 3 компонента: 1) Мотив – нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация – совокупность мотивов; 2) Результат – материальное или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение, и 3) Оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива.

- Моральные (нравственные) отношения – те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного и объективного. Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются на 3 уровня: 1) Субординированные отношения – отношения между начальниками и подчиненными; 2) Отношения между коллегами; 3) Отношения с гражданами.

- Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относятся моральное самосознание и моральная самооценка, порождающие нравственные чувства.

Следует отметить, что на практике все три компонента выступают как единая целостность.

Я считаю, что доминирующим в структуре морали является моральная деятельность, так как только совокупность поступков дает представление о подлинной моральности. Только практическая реализация моральных принципов и норм дают право личности на признание моральной воспитанности и на наличие моральной культуры.

7. Перечислите основные требования, предъявляемые к нравственным качествам сотрудников ОВД?
Термин нравственная культура образовался на базе двух понятий «нравственность» и «культура».

Нравственность – практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними.

Само слово «культура» происходит от латинского «cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание.

Культура сотрудника правоохранительных органов является конкретизацией культуры личности, человека вообще. Культуру личности можно представить как единство внутренней и внешней культуры.

Нравственная культура – это характеристика личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств (черт), присущих людям определенного общества, класса, профессии, характеризующих уровень их нравственного сознания и поведения.

Нравственная культура сотрудника ОВД – нравственный и культурный уровень сотрудника ОВД, выраженный в типах и формах организации деятельности, в отношениях с гражданами, коллективом, обществом и самим собой.

Нравственные качества играют огромную роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Высокие требования, предъявляемые к нравственному и культурному уровню сотрудника ОВД, обусловлены тем, что он повседневно вторгается в сложные области человеческих взаимоотношений, выступая в роли арбитра при острых конфликтных ситуациях. Нравственная воспитанность, широкая культура помогает ему преодолеть субъективизм, ограниченность личного опыта, понять интересы и устремления других людей. Он должен помимо административных прав обладать еще и моральным правом на вмешательство в судьбы людей.
8. Что такое нравственная культура сотрудника ОВД? Что входит в структуру нравственной культуры работника правоохранительной деятельности?
Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников ОВД. Это объясняется характером их деятельности, ибо она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством, что в свою очередь, предъявляет к сотрудникам органов высокие нравственные требования. Ведь даже в мирных условиях их деятельность часто сопряжена с риском для жизни. Следовательно, правоохранительные органы только тогда смогут решить поставленные перед ними задачи, когда их сотрудники при прочих равных условиях будут носителями высокой нравственной культуры.

Структура нравственной культуры личности – культура нравственного сознания, культура нравственного сознания, культура нравственных отношений и культура общения.

В нравственном сознании можно вычленить два уровня: теоретический и психологический. Содержанием теоретического уровня нравственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Психологический или чувственный уровень включает в себя спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д.

Нравственные отношения есть особый вид общественных отношений. Нравственные отношения – это своеобразная связь между моральным сознанием и нравственным поведением.

Культура нравственного общения – это объективный показатель нравственной зрелости личности.

9. Дайте определение профессиональной этики сотрудника ОВД?
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов .

Профессиональная этика изучает:

- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

- особенности профессионального воспитания.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

10. Как, по вашему мнению, взаимосвязаны нравственные и профессиональные начала в профессиональной деятельности сотрудника ОВД?
Повседневная деятельность милиции протекает на виду у населения, и авторитет милиции во многом зависит от поведения ее сотрудников при общении с людьми. Очень важно, чтобы каждый работник милиции был вежлив и тактичен при обращении с гражданами, чутко относился к их просьбам и заявлениям, справедливо оценивал их поведение. Сотрудник милиции обязан следить за культурой своей речи и своим внешним видом. Необходимо сделать все для того, чтобы понятие и представление о милиции у населения было связано только с честностью, культурностью, вежливостью и законностью.

Правосознание сотрудников органов внутрен­них дел должно соответствовать профессиональ­ному уровню, рациональный компонент которого (правовая идеология) является преобладающим над эмоциональным (правовая психология).

Органы внутренних дел оказывают идеологи­ческое воздействие на граждан в процессе правовоспитания, одним из важнейших средств которо­го является правоприменительная деятельность.

Граждане на кон­кретном примере деятельности органов внутрен­них дел по защите их прав и интересов имеют воз­можность убедиться в действенности правовых механизмов, эффективности и социальной полезности реализации собственных интересов в право­вой форме.

Взгляды населения о действующем праве обус­ловлены во многом общественным мнением о правоохранительных органах вообще и об органах внутренних дел в частности. Так как обществен­ное правосознание складывается в основном как эмпирическое знание с небольшой долей научных представлений о праве, то источником обществен­ного правосознания является, как правило, не сама норма права, а факты правовой жизни в субъектив­ном восприятии индивида. Как известно, источни­ком развития правосознания индивида служат все формы общественных отношений, в которые вклю­чен человек, но одним из важнейших путей формирования правосознания является наблюдение ин­дивида за практикой реализации норм права.

Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом.


Л И Т Е Р А Т У Р А


  1. Власова Ю.Б. Идеологические аспекты правоприменительной деятельности органов внутренних дел // Юристъ-правоведъ, 2005, № 3.

  2. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. – Издательство Московского университета, 1974.

  3. Кропоткин П. Этика. – М.,1991.

  4. О культуре поведения в обращении с гражданами (советы сотруднику милиции). – М., Управление по работе с личным составом Главного управления кадров МВД России, 1996.

  5. "Основы этических знаний" под ред. профессора М.Н. Росенко. – Изд. "Лань", 1998.

  6. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалева. – М.: «Щит», 2000.

  7. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:Терра,1998.



Скачать файл (66 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru