Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Особенности развития детей от 1 года до 3 лет - файл 1.doc


Реферат - Особенности развития детей от 1 года до 3 лет
скачать (61 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc61kb.14.12.2011 08:10скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ


После первого года жизни ребенка начинается новый этап в его разви­тии. Младенчество "вооружило» ребенка умением смотреть, слушать и управлять движениями рук. С этого времени, уже не беспомощное суще­ство, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к обще­нию с взрослыми.

Следующие два года - период раннего детства - приносят ребенку но­вые большие достижения.

Мы рассмотрим особенности и критерии развития основных психичес­ких процессов и систем взаимодействия с окружающим миром.
^

Развитие зрительной системы


Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Можно выделить две ос­новные функции зрительной системы: зрительное восприятие и зритель­ную память.

а) Зрительное восприятие

Закрыв и открыв глаза, мы ощущаем, что такое зрительное восприятие. Это непрерывный поток информации, исчезающий с опусканием век. Нор­мально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам ав­томатически четко видеть предметы окружающего мира цветными и объемными, оценивать направление и скорость их перемещения, обхо­дить препятствия.

В возрасте 2-4-х лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот про­цесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Восприятие ребенка тесно связано с выполняемыми пред­метными действиями. Малыш может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это не­обходимо для выполнения того или другого доступного ему действия. В дру­гих же случаях восприятие маленького ребенка может оказаться весьма рас­плывчатым, неточным. Знакомясь со свойствами предметов, разнообраз­ными формами, цветами, отношениями величин, пространственными

отношениями, ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

Однако, если предметы просто находятся перед глазами ребенка, рассмат­риваются, но ему не надо специально выяснять их форму, цвет и другие свойства, это не сформирует у ребенка четкие представления. Такие пред­ставления образуются только в результате многократного выполнения дей­ствий с предметами, обладающими тем или иным свойством.

Таким образом, для обогащения ребенка раннего возраста представле­ниями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей. Не нужно ограничи­вать материал, с которым занимается малыш 2-3-мя формами и 3-4-мя цветами - ребенок третьего года жизни вполне может усвоить пред­ставление о 5-6-ти формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треу­гольник, многоугольник) и всех цветах. В возрасте 3-4-х лет дети учатся узнавать все цвета, запоминать их названия, различать их опенки.

Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз. Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, становится внутренним, в основном только в созна­нии ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.

Если ребенка не обучать специально, восприятие долго остается поверхно­стным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умствен­ного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, кон­струированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе).

На первых порах, решая даже самую простую задачу, ребенок не учиты­вает свойств предметов. Если взрослый показывает ребенку, как поста­вить красный кубик на желтый, малыш, подражая действиям взрослого, не обращает внимания на цвет. Это происходит не потому, что дети пло­хо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них.

б) Зрительная память

Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Со­храненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (уз­навание), для группировки их в классы ("люди», "деревья» и т.п.) при по­мощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д.

Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной «видеотеки». Это созревание про­исходит при наличии зрительных впечатлений. Сам же процесс запоми­нания определяется качеством реального зрения, вниманием и эмоцио­нальным состоянием в момент получения зрительной информации. Чет­кость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются тогда, ког­да они извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например слуховыми и т.д.

К году ребенок уже умеет отличать «своих» от "чужих», умеет не только запоминать выражение лица взрослого, но и менять свою мимику в за­висимости от изменения мимики лица взрослого, понимает 2-3 жеста ("до свидания», "нельзя» и т.д.).
^

Развитие слуховой системы


Слух, как и зрение, состоит из двух взаимосвязанных частей: слухового восприятия и слуховой памяти.

а) Слуховое восприятие

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия улавливаются текущие звуковые со­бытия, настраивается слуховой аппарат на лучшее восприятие: находит ис­точник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.

Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, морга­ние, плач, реже - замирание.

Постепенно развиваются внимание к звукам, способность к локализации источника звука. В целом к 6-ти месяцам слуховая чувствительность до­стигает уровня взрослых.

Однако, в отличие от чувствительности, у ребенка должно сформиро­ваться осмысленное отношение к звукам, что успешно развивается к 3-м годам жизни.

Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприя­тием звуков, - речевое общение. Как правило, к трем годам дети уже воспринимают все звуки родного языка.

Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух - вос­приятие соотношения звуков по высоте. Для того чтобы развить эту спо­собность, нужно восприятие высоких звуков включать в привлекающие ребенка задания и показывать, как равные по высоте звуки связаны со знакомыми ребенку предметами. Так, дети третьего года жизни легко обучаются воспринимать сравнительно небольшое различие звуков по высоте, если более высокий из них звучит, как "голос" маленького игру­шечного животного, а более низкий - как "голос" большого.

Говоря о слуховом восприятии, трудно разделить понятия "слуховая память" и "восприятие", т. к. сложно развести в исследовании, воспринял ли ребенок сигнал и уже успел забыть его или не воспринял. Ведь именно благодаря слу­ховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроиз­водить и использовать звуковые впечатления из прошлого.

б) Слуховая память

Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независи­мо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т.д. Этот "язык» легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития пони­мания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.

К году малыш уже владеет большим набором неречевых и рече­вых «маяков", облегчающих ориентировку в происходящем вокруг. К 14-18 ти месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых мес­тах междометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает несколько сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения. К 3-м годам ребенок в общих чертах усваивает граммати­ческий строй родного языка.
Внимание

Внимание ребенка вначале отражает его интересы по отношению к ок­ружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними, Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него.

Внимание ребенка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, оно редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т,е. фактически не является произвольным.

Начало формирования произвольного внимания связано с развитием вос­приятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда они будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания. Детям 2-4-х лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлека­тельной для них деятельности, в то время как в процессе игры они мо­гут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру - ЗО-50 минут. Наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физичес­кого состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще от­влекаются, чем спокойные и здоровые.

^

Развитие памяти


Процесс развития памяти включает в себя три основных этапа: получе­ние, хранение и воспроизведение через некоторое время информации.

В более раннем возрасте процессы восприятия и запоминания слиты, и лишь к 3-м годам формируются устойчивые мозговые структуры, отвеча­ющие за процесс запоминания.

Память ребенка, как и внимание, в основном, непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных целей что-либо запом­нить. Запоминание и при поминание происходят независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвела на него впечатление, было ему интересно.

Дети лучше запоминают в процессе игры, однако у самых маленьких, 2-3-летних детей и в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возмож­ности для развития его памяти. Произвольно запоминать и затем ис­пользовать это в игре могут уже дети 3-4-х лет.

Первая реализация впечатлений, полученных в раннем детстве, обычно относится к возрасту около трех лет. Это значит, что к началу раннего дошкольного детства у ребенка складывается долговременная память.

у детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоцио­нальная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. Благодаря такой памяти у дошкольников быстро со­вершенствуются речь, умение пользоваться предметами домашнего оби­хода, они неплохо ориентируются в обстановке.

Развитие памяти у детей тесно связано с развитием интеллекта. Дети лучше запоминают материал при активной умственной работе.

^

Развитие воображения


Воображение ребенка возникает в игре, и на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполняемых с ними игровых действий. В раннем возрасте воображение воспроизводит впечатление в виде об­разов, ребенок скачет верхом на палочке, и в это время он - всадник, а она - лошадь.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочине­нии ребенком сказок и стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возника­ющие под их рукой штрихи на бумаге. Это могут быть впечатления, полу­ченныe ребенком при рассматривании картинок, чтении рассказов и ска­зок, просмотре мультфильмов и кинофильмов. В целом же воображение 5енка не богаче, а во многих случаях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, т.к. у детей более ограниченный жизненный опыт, а следова­тельно, меньший материал для воображения. Вместе с тем воображение играть в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь­, гораздо чаще.

Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию­ и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отли­чать воображаемое от действительного.

^

Развитие мышления


Все понимают, чем разумное поведение отличается от неразумного. Мыс­лить - значит организовывать целенаправленную деятельность, исполь­зуя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки.

По современным представлениям интеллект - это не что-то одно, чего у одних людей больше, а у других меньше. С одной стороны, это множе­ство относительно независимых способностей (языковых, двигательных, логико-математических, зрительных, музыкальных и некоторых других), на основе которых формируются соответствующие знания и навыки, с другой - рабочая память, обслуживающая все виды мышления. Важна также достаточная скорость умственных действий.

Чем больше человек знает, тем более интеллектуальным он считается. Однако для мыслительной деятельности важно, организована ли усвоенная ­масса информации в единую систему или она состоит из множества вязанных между собой «записей».

Некоторые способы мышления усваиваются людьми естественным путем, особых усилий. Другим же, таким как чтение, письмо, счет, различные ­виды профессионального мышления и т.п., необходимо специально учиться.

В какой области интеллектуальность вашего ребенка окажется наиболее очевидной - предсказать трудно. "Сверхчеловеки», т.е. одаренные во всех отношениях люди, если когда-нибудь и рождаются, то очень редко. Остается внимательно наблюдать, чем интересуется ваш малыш, и что у него получается лучше всего.

^ 12-18 месяцев

Более ее зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, про­извольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3-х повторяющихся действий. Дети учатся, есть ложкой­, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответ­ствующие пазы, повторять бытовые действия с предметами и т.п. Харак­терно, что эта активность контролируется ребенком - после отвлечения он продолжает начатое, исправляет допущенные ошибки и неточности. В это же время появляется чувство юмора.

^ 18-36 месяцев

У ребенка увеличиваются количество знаний, навыков, словарный запас бьем рабочей памяти. В результате, мыслительные процессы приоб­ретают новое качество. Осознание себя и окружающих порождает роле­вые игры. Например, ребенок представляет себя в роли «мамы» или «папы» и начинает что-то делать "понарошку": готовить еду, водить машину, ходить в магазин и т.д. Успешно развивается непосредственная целенаправленная деятельность: он уже может сам одеться (кроме зас­тегивания пуговиц и завязывания шнурков), правильно использует вилку ложку, строит сооружения из кубиков. К концу третьего года с ним можно поговорить на некоторые темы: о нем, о его близких, об игрушках и т.д. Он понимает значения нескольких предлогов, правильно отно­сит предметы к некоторым классам ("еда", "одежда", "животные») и имеет представление о людях разного пола, возраста и профессий. К этому времени относится и начало логического мышления. Об этом говорят его суждения и умозаключения. В грамматике он ориентируется настолько, что иногда сам придумывает новые слова.

^

Развитие речи и общение


Заключительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на 3-м году жизни, но при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением общаться и выработкой навыка общения.

Дети взаимодействуют со сверстниками в совместных играх, которые ста­новятся для них своеобразным фактором общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляя игровой замысел. На формы и способы взаимодействия в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим.

Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характери­зуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Эти качества в значительной степени влияют на характер взаимоотношений между детьми.

Трехлетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, не­достаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окру­жающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному приме­ру. Он охотно и энергично повторяет за другими и воспроизводит гото­вые образцы жестов, манер, слов. Исследуя психологическую основу этой особенности младших дошкольников, ученые рекомендуют широко ис­пользовать подражание в детских играх, особенно направленных на уме­ние общаться, взаимодействовать друг с другом. У детей этого возраста подражание может быть и примитивным, напоминающим механическое копирование, и точным, ярким. Однако даже в подражательной деятель­ности ребята проявляют активность и самостоятельность, например, в выборе предмета подражания, способе выражения и т.д.

Самостоятельность - необходимое условие организации совместной деятельности детей, развития положительных взаимоотношений. Не менее важ­но научить действовать согласованно, играть мирно, не ссориться.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно мо­жет пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интерес­ный сюжет.

Можно выделить следующие этапы развития общения ребенка с одного года: в 11-13 месяцам ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2-м годам значительно возрастает; от 2-х до 3-х лет внутренний мир ребенка расширяется за пределы дан­ного места и времени - бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет. Этому соответствует на­чало овладения фразовой речью. Длина предложений увеличивается очень быстро, грамотность их построения совершенствуется.

^

Развитие волевых процессов


Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми, умении преодолевать труд­ности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других лю­дей, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. У детей с более высоким уровнем развития воли контакты со сверстника­ми более длительны и бесконфликтны.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка почти целиком складывается из импульсивных поступков - проявления воли наблюда­ются лишь время от времени при особо благоприятных для этого обсто­ятельствах.

У малышей сохраняется ситуативность поведения, влияние на их дей­ствия непосредственно воспринимаемого, т.е., обладая зачатками воли, ребенок почти целиком зависит от внешних стимулов, которые опреде­ляют его поведение.


Скачать файл (61 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации