Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - 5 вопросов - файл 1.doc


Контрольная работа - 5 вопросов
скачать (227.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc228kb.14.12.2011 08:30скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Содержание


2. Функции и задачи финансово-экономического контроля 3

3. Общие принципы финансово-экономического контроля 10

13. Независимый аудиторский контроль 20

18. Основные этапы проведения ревизии (проверки) 31

29. Контроль товарных операций в оптовой и розничной торговле 39

Список литературы 48


2. Функции и задачи финансово-экономического контроля
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а так же населения с применением специфических форм и методов организации. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля.

Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовых показателей и корректировки хода реализации финансовой политики на определенный период развития как отдельной сферы деятельности , так и всего государства.

В странах с рыночной экономикой сфера государственного финансового контроля обеспечивает реализацию финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль распространяется только на звенья системы государственных финансов и охватывает только обобществленную часть валового продукта. Это прежде всего, составление и исполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий и частнопредпринимательская деятельность является объектом государственного финансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплине при выполнении монополиями государственных заказов, при предоставлении монополиям и частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими налоговых деклараций.

За сферу государственного контроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий и частного предпринимательства самим владельцами финансового капитала или его отдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется, пожалуй, самым бескомпромиссным, ибо от его повседневности и строгости непосредственно зависит финансовая результативность деятельности самих владельцев капитала. Конечной целью предпринимательской деятельности в любой сфере, как правило, является обогащение, т.е. ни что иное как возрастание первоначального капитала.

Стоимостным звеном финансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторских служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценку финансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации или другого контролируемого юридического лица и подготовку соответствующего заключения.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации1.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей2.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль реально проявляет весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Особое место финансового контроля в общей системе контроля как элемента в системе управления определяется его спецификой, выражающейся в контролирующей функции самих финансов. Объективно присущая финансам способность выражать специфическую сторону производственно хозяйственной деятельности в любой сфере делает финансовый контроль всеохватывающим, всеобъемлющим. Если контрольная функция является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль.

Контроль - неотъемлемая часть деятельности государственных и коммерческих структур по управлению экономикой в условиях рынка и обеспечению нормального функционирования ее производственной и непроизводственной сфер. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой политики, эффективном использовании финансовых ресурсов. Осуществляя контрольные функции, государство добивается строгого соблюдения принятых законов и других законодательных актов, обеспечивает необходимый порядок в обществе, устраняет причины нарушений, что способствует повышению ответственности перед народом органов законодательной и исполнительной властей, предпринимателей и работников государственного аппарата. При помощи контроля администрация каждого предприятия, организации, учреждения, арендаторы и акционеры добиваются более экономичного и рационального ведения хозяйства, снижение непроизводительных затрат и потерь, создают условия для повышения производительности труда, увеличения прибыли. Четкая постановка внутреннего и внешнего контроля обеспечивает современность и полноту выполнения принятых решений, поставок продукции в соответствии с договорами, помогает повседневно улучшать работу всех хозяйственных структур. Контроль стоит на страже законности, социальной справедливости. Он обеспечивает интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов: финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Любая система функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае, если налажен механизм контроля за ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя выявить нарушения и принять меры к выправлению ситуации. Финансовая система в данном случае не является исключением: существует отлаженная система финансового контроля, который можно охарактеризовать как совокупность мероприятий, направленных на выявление, анализ и пресечение нарушений и злоупотреблений в сфере аккумулирования и распределения ресурсов.

Таким образом можно выделить основные функции финансового контроля: (1) предупредительную (аналитическую) и (2) штрафную. В первой функции заложен позитивный смысл: пресечь правонарушение, выявить самые корни его возникновения и возможности осуществления, проанализировать и устранить причины такой возможности. В этом смысле можно сказать, что финансовый контроль оказывает благотворное влияние на обучение и воспитание людей, занятых в финансовой сфере. Вторая функция карательная - ее цель наказать, т.е. заставить лицо (будь то физическое или юридическое, хотя, в конечном итоге, наказанным окажется человек) или нести неблагоприятные последствия и лишения в связи с неправомерным поведением. В этой связи также важно то, что правонарушитель. Скорее всего, будет вынужден скомпенсировать обществу (чаще всего, в лице государственных органов) потери в связи с его неправомерным поведением. Таким образом, можно выделить еще одну функцию финансового контроля - (3) восстановительную. К примеру, уплата штрафа в связи с занижением налогооблагаемой прибыли должна, по мысли законодателя, компенсировать потери, которые понес бюджет из-за того, что он не получил эти средства вовремя (т.е. вовремя не была выплачена зарплата учителям, милиционерам, военным, не хватило средств на строительство районной поликлиники, дороги, местный хлебозавод не получил полагающейся дотации, в район наводнения не смог выехать отряд МЧС из-за отсутствия средств на покупку бензина для вездеходов и т.д.). Эту функцию законодательство закрепляет наиболее полно и детально, что логично, поскольку государство (в том числе, его бюджет) является инструментом общества, а инструмент необходимо поддерживать в порядке3.

В процессе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений решаются следующие основные задачи:

  • проверяется выполнение и соблюдение положений, содержащихся в законах Российской Федерации, указах президента, постановлениях и распоряжениях правительства, решения других органов государственной власти;

  • осуществляется наблюдение за результатами производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных видов собственности, выполнением ими договоров на поставки и услуги, государственных заказов;

  • в установленном законодательством порядке ревизуется финансово-хозяйственная деятельность предприятий, учреждений и организаций, проводятся аудиторские проверки, проверки доверенности данных о доходах и правильности уплаты налогов, ревизуется работа финансовых органов;

  • определяются законность и целесообразность операций по расходованию денежных средств и материальных ценностей, анализируется использование основных средств, ресурсов, финансовое положение, оцениваются результаты и качество работы, в том числе постановка учета и внутрихозяйственного контроля;

  • контролируется исполнение бюджета Российской Федерации, бюджетов республик, краев, областей, городов, районов, а также расходование средств на выполнение государственных программ развития отдельных отраслей экономики;

  • ведется борьба с экономическими преступлениями и принимаются меры по обеспечению сохранности государственной, общественной и частной собственности, принадлежащей государству, предприятиям, организациям, коммерческим структурам и отдельным гражданам;

  • изучается и обобщается положительный опыт работы с целью его использование для более эффективного ведения хозяйства; принимаются меры по устранению выявленных нарушений, недостатков в работе и других негативных явлений, а также причин, их порождающих4.


^ 3. Общие принципы финансово-экономического контроля
Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (возникновение и исполнение налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, расходование выделенных государственных ресурсов конкретными экономическими субъектами в процессе реализации тех или иных программ и т.д.), что, естественно, должно предусматривать адекватную систему государственного финансового контроля (далее - ГФК). Трудно не согласиться и с тем, что любые государственные программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации также должны предусматривать эффективную систему ГФК. Без преувеличения можно сказать, что от эффективности ГФК в конечном итоге зависит экономическое благополучие и социально-политическая стабильность государства.

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы.

1. Принцип законности

Среди всех принципов важнейшее значение имеет принцип законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов. Свои исходные начала ГФК берет из законодательства Российской Федерации, т.е. деятельность органов ГФК (в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры) должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам. Должны строго соблюдаться предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами права и интересы контролируемых (контролеры не должны допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых)5.

Принцип законности предусматривает следующее:

- качество нормативно-законодательной базы ГФК и законодательства РФ в целом, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы (не секрет, что далеко не всякий нормативно-правовой акт способствует развитию и совершенствованию системы ГФК и в целом должным образом отвечает потребностям общества, конституционно установленным правам и свободам каждого его члена, иными словами, сами же законы порой предусматривают совершенно ”законную” (с формальной точки зрения) возможность необоснованно или нецелесообразно, т.е. не в интересах укрепления финансовой базы государства, использовать государственные средства);

- соблюдение норм права органами ГФК (их представителями) при реализации своих контрольных полномочий (включая осуществление контроля и вынесение решений по его результатам), а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения (включая исполнение решений органов ГФК).


Рис.1. Принципы к организации государственного финансового контроля

В целом же законность ГФК - понятие системное, охватывающее как государственных контролеров, так и контролируемых, а также третьих лиц, включая принимающих решения государственных органов. Например, все вопросы функционирования и вторых, и третьих, вопросы их взаимоотношений с контрольными органами также определяются нормативно-правовыми актами.

2. Принцип независимости

Органы ГФК (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера (с точки зрения заинтересованности, личных или родственных связей и т.д.) независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют (т.е. должно быть исключено любое влияние со стороны последних), а также от лиц, тем или иным образом связанных с последними. Например, результаты проверки, проведенной органом ГФК, будут менее объективны, если его положение в государственном устройстве будет как-то зависеть от результатов того направления, к которому относятся объекты проверки.

Принцип независимости органов ГФК имеет важное государственное значение, так как при реализации этого принципа органы ГФК будут иметь возможность успешно осуществлять свою деятельность, достигать свои цели и задачи. Независимость органа ГФК определяется его статусом, в том числе функциями и подчинением, в системе государственных органов (статусом в организации - для отдельных органов ГФК, являющихся подразделениями органов исполнительной власти и управления). При этом сама структура органов ГФК может предусматривать их прямое или непрямое подчинение друг другу.

Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет государственным контролерам работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения. При этом каждый государственный контролер (работник органа ГФК любой ветви власти) должен быть независим в своих суждениях от коллег, включая начальство, должны быть исключены возможности проявлений конформизма. В то же время должен поощряться коллективизм в деятельности государственных контролеров. Важной гарантией независимости государственных финансовых контролеров должны быть также достаточно высокие должностные оклады, соответствующее соцобеспечение, гарантии правового статуса, меры государственной защиты, компенсации и т.п6.

Фактором независимости являются, кроме того, и источники финансирования органов ГФК: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной строкой.

Среди специалистов распространена точка зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности, б) методы контроля, в) содержание и формы отчетов. Независимость также укрепляется правом контрольного органа самостоятельно определять объемы, сроки и способы проведения контрольных мероприятий. При этом не должна исключаться возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов. Но за контрольным органом должно закрепляться право на отклонение таких запросов (по формально установленным основаниям).

В то же время независимость снижается при законодательном ограничении отдельных вопросов деятельности органа ГФК. Например, независимость Счетной палаты РФ снижена при законодательном закреплении обязательности включения в планы и программы ее работы поручений палат парламента и обращений не менее одной пятой от общего числа депутатов палат парламента (т.е. остается возможность оказывать прямое давление на Счетную палату РФ).

В связи с затронутым вопросом полезно рассмотреть пример высшего контрольного органа Швеции - Национального ревизионного бюро (НРБ), действующего исключительно самостоятельно, независимого как от правительства, так и от парламента. То есть даже шведский парламент (включая его комитеты) не может давать НРБ каких-либо поручений или предлагать подходящие объекты для проверки. Парламент может лишь определять общие направления деятельности НРБ, которые доводятся до последнего в связи с рассмотрением предложений по бюджету. Следует также отметит, что все специальные решения шведского правительства о проведении силами НРБ отдельных расследований должны быть согласованы с НРБ и рассмотрены последним.

Наконец, необходимо упомянуть, что всякая независимость - организационная, функциональная, персональная, финансовая и т.д. - невозможна без связи с общественностью, гражданами-налогоплательщиками. Но данный аспект затрагивается уже в следующем принципе ГФК.

3. Принцип гласности (публичности или открытости)

Важность принципа гласности ГФК определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и широкой общественности о реальном положении дел не только в управлении государственной финансовой системой, но и в государственном управлении в целом. Гласность ГФК - необходимый атрибут современного демократического общества. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа ГФК, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе (с учетом обеспечения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны) не только отчетные материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной и судебной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений (при этом также дается оценка как этих ответов, так и в целом реакции органов власти на выявленные нарушения и недостатки). Последние будут широко обсуждаться в средствах массовой информации, что побудит соответствующие государственные органы и организации исправлять вскрытые ГФК ошибки в их деятельности. Кроме того, это это должно снизить риск низкого качества официальных ответов (несоблюдение сроков и установленного порядка предоставления ответов, несоответствие ответов существу поставленных контрольным органом вопросов, неправильная трактовка положений тех или иных нормативно-правовых актов, подтасовка фактов и т.д.). Необходима тесная связь органов ГФК со средствами массовой информации (радио, телевидение, пресса, издательства и т.д.) для обнародования контрольных материалов. Все это заставит нарушителей и их покровителей держать ответ не только перед правоохранительными органами, но и перед всем обществом, покажет перед всеми их неблагонадежность и вред, подорвет их репутацию. Также возникает необходимость защиты конфиденциальной информации в целях соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.

При этом должны быть выработаны и в законодательном порядке закреплены процедуры обнародования результатов контроля (включая условия, процедуры санкционирования и т.д.). Необходимо также отметить, что обнародование результатов контроля будет способствовать формированию устойчивого мнения в обществе о его пользе и необходимости. Например, в странах Западной Европы бытует неписаное правило о том, что общественность является окончательным судьей контролера.

4. Принцип объективности

Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны (особенно в плане представления материалов), обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию. При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

5. Принцип ответственности

Данный принцип может быть рассмотрен как минимум в трех аспектах: а) ответственность контролеров, б) ответственность контролируемых, в) ответственность третьих лиц (включая принимающих решения, т.е. обладающих исполнительными полномочиями, государственных органов). Рассмотрим последовательно эти аспекты, в связи с предметом настоящего исследования.

5.1. Ответственность контролеров

Каждый субъект ГФК (орган ГФК, его работник) за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную). Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае субъект не будет в должной мере осуществлять контроль. Ответственность также способствовует более обоснованным, практичным (выполнимым) и действительно необходимым и полезным рекомендациям по совершенствованию объектов контроля.

Вообще говоря, ответственность государственных контролеров имеет первостепенное значение, так как от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная экономическая безопастность и общественное благосостояние в целом.

В то же время следует признать, что этот принцип нарушается как исполнительной, так и законодательной властью.

Но стоит также отметить, что вопросы ответственности в полной мере не отражены и в Законе о Счетной палате РФ (там лишь указано об ответственности инспекторов, но нет ни слова об ответственности ее членов за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее задач).

5.2. Ответственность контролируемых

Должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью, они должны нести ответственность согласно степени тяжести (в отношении бюджетных последствий) и степени влияния допущенных ими незаконных или неадекватных действий для государственных финансов (в том числе наносящих государству непосредственный или опосредованный ущерб).

5.3. Ответственность третьих лиц

Третьи лица, включая органы государственной власти, обладающие правом принятия решений (и их исполнения) на основе представлений или предписаний органов ГФК, а также иные организации, вступающие в правоотношения с последними, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам ГФК (например, обязанность исполнять представления или предписания, обязанность предоставлять информацию и т.д.), что должно быть предусмотрено в нормативно-правовых актах. В настоящее же время наблюдается иная ситуация: исполнительная власть реагирует на представления и предписания Счетной палаты РФ крайне неудовлетворительным образом, допуская молчание, бездействие, волокиту (об этом говорится и в постановлении Государственной Думы “О реагировании органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов Российской Федерации на факты нарушений, выявляемых Счетной палатой Российской Федерации” от 10 сентября 1997 г. № 1686-II ГД). Это же наблюдается и в отношении реализации результатов контроля, осуществленного иными контрольными органами. Иными словами, деятельность контрольных органов во многом осуществляется “вхолостую”.

Вообще, следует сказать, что так называемой российской специфике в большей мере соответствует обратный принцип - “принцип безответственности”, если учесть, что только мизерный процент выявленных виновников несет хоть какую-то, пускай даже и моральную, ответственность. Этот принцип для нашего государства скорее традиционен как и всеобщая (и правых и виноватых) нелюбовь к контролю. Вероятно, это и есть отправная точка неудовлетворительного управления экономикой и финансами, кризиса российской государственности и в целом перманентного на протяжении всей истории России социального неблагополучия. Оставим злоупотребления, это отдельная очень актуальная тема, связанная с проблемой коррумпированности власти. Разберем причины только ошибок государственных управленцев - они также дорого обошлись государству. Если судить принципиально, то причина здесь проста. Так, если управленец не чувствует ответственности, а точнее, если у него отсутствует, грубо говоря, элементарный страх понести ответственность за свои ошибки, он по своей природе не будет (при отсутствии у него чувства долга) должным образом концентрироваться и выполнять свои обязанности с полной самоотдачей (не говоря уже о непрофессионализме, следовании неквалифицированным советам различного рода консультантов или по сути тупиковым социально-экономическим теориям).

6. Принцип сбалансированности

Этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

7. Принцип системности

Предполагает наличие именно системы органов ГФК. Но системообразующеий элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую иерархическую конструкцию подчиненности как цементирующего ее начала. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

Следует особо подчеркнуть тесную взаимосвязь всех вышеуказанных принципов.
^ 13. Независимый аудиторский контроль
С переходом к рыночным отношениям в экономике нашей страны возникли новые проблемы и потребности, обусловившие появление новых специальностей и новых теоретических и практических дисциплин, в том числе и аудиторского контроля.

Сам по себе аудиторский контроль нельзя отнести к новшествам рыночных отношений, однако, новым является появление независимого контроля, обеспечивающего реализацию практической общественной потребности - подтверждение достоверности финансовой информации о деятельности экономических субъектов в интересах пользователей этой информации. Новым является и то, что независимый аудиторский контроль - это предпринимательская деятельность, осуществляемая на коммерческой основе за счет проверяемых экономических субъектов.

Аудиторство - особая самостоятельная организационная форма контроля. Необходимость аудита вызывается прежде всего требования­ми реализации концепции по отчетности. Это выражается признанием того, что одна сторона должна быть подотчетна другой и что дол­жен осуществляться контроль выполнения данной обязанности, причем такой контроль подразумевает получение некоторой информации, разъ­яснений или отчета. Аудит в связи с этим выступает в качестве ме­ханизма контроля и тем самым способствует реализации концепции под­отчетности7.

Особое значение аудит имеет для получения уточненной инфор­мации, установления несоответствий в выдаваемых  поощрениях. Этим аудит повышает качество принимаемых решений, эффективность рыночных операций, а также способствует лучшему использованию средств, нахо­дящихся в распоряжении предприятия.

Немаловажное значение аудит имеет в сфере посреднических кон­тактов, Как уже упоминалось выше, в мире бизнеса необходима точ­ная информация, для того, чтобы принимались деловые решения. По­этому аудиторы осуществляют полезную для обеих сторон деятельность: покупателя и потребителя.

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ пуб­личной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, уполномочен­ными на это лицами /аудиторами/ с целью определения ее достовер­ности, полноты и соответствия законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и Финансовой отчет­ности на предприятиях . Аудит также включает и другие виды работ. В современном понимании аудит - это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами собственности с точки зрения их достоверности и соответствия действующему законодательству.

Аудит как вид деятельности заключается в сборе фактов, касаю­щихся функционирования предприятия и осуществляется компетентным независимым лицом, которое исходя из установленных критериев вы­носит заключение о качественной стороне этого Функционирования, положения или информации. В рамках данного  определения можно отметить ряд ключевых компонентов:

1. Необходимым условием ведения любой аудиторской деятельности является четкое представление о ее рамках, которые могут опреде­ляться параметрами конкретного экономического субъекта;

2. Аудитор стремится заполнить "информацию бреши" между объектами аудита и теми, кто заинтересован в его проведении. Это связано с те тем, что в отчетах обычно недостает информации, представляющий ин­терес для проводящих аудит или отчеты нельзя считать достоверной и надежной основ' ой для оценки и принятия решений;

3. Ключевым компонентом является квалификация лиц, проводящих ау­дит. Аудитор должен уметь собирать соответствующие Факты и пони­мать критерии , на основании которых- следует чти факты оценивать. Кроме того, как упоминалось выше, от аудиторов требуется соблю­дение определенных норм поведения, выражающиеся прежде всего в его независимости и умению противостоять внешним воздействиям и давлению извне;

Аудиторы - это независимые специалисты в области учета, анализа, контроля, имеющие соответствующие лицензии на право ведения аудиторской деятельности, которые проверяют и анализируют производственно-хозяйственную деятельность различных производственно-экономичес­ких систем, как правило; на договорных началах, а также составля­ют заключение о конечных результатах деятельности исследованных систем за определенный период времени.

4. Основным содержанием аудиторской деятельности является деятель­ность по сбору и оценке фактов, без чего никакой аудиторский отчет не может восприниматься как результат проверки;

5. Собранные факты, касающиеся функционирования или информации и являющиеся предметом проверки, оцениваются согласно стандартам или критериям. Такие критерии могут устанавливаться либо извне, при внешнем аудите, либо в случае внутреннего аудита вытекать из планов и намерений, определяемых руководством предприятия на конкретную аудиторскую проверку;

6. Заключительным этапом аудиторской проверки является составление аудиторского отчета, посредством которого проверяющий информирует о вскрытых в ходе проверки обстоятельствах и о сделанных заклю­чениях для тех групп, которые проявляют к этому законный интерес.

 Целесообразно различать собственно аудит как контроль и удостоверение достоверности финансовых отчетов предприятий, учреж­дений и организаций и деятельность аудиторских фирм, которая сво­дится не только к проверкам, но и включает всевозможные иные ус­луги в области финансов и бухгалтерского учета.

В рамках общих параметров понятия аудита различают несколь­ко его вариантов8:

1) аудиторство финансовой отчетности, служащее для выяснения пол­ноты и достоверности финансовой информации, ее соответствия оп­ределенным требованиям;

2) согласованный или регулярный аудит, основной целью имеющий проверку соблюдения конкретных процедур, норм или правил деятель­ности. Предметом аудита в данном случае является главным обра­зом метод работы проверяемого объекта и его персонала При этом досконально анализируется недостатки в работе предприятия, которые стали следствием определенных управленческих решений;

3) аудиторство производственной деятельности, состоящее в провер­ках качественных аспектов производственной деятельности пред­приятия. Основная цель его состоит в  содействии увеличению вы­пуска конечной продукции с максимально низкой себестоимостью. Ау­дитор должен при этом предложить конкретнее направления повышения эффективности и производительности работы данного предприятия; 

4) аудиторство, цель которого - проверка нарушений экономической дисциплины. При его проведении изучаются основные направления фи­нансового и экономического развития предприятия или отрасли. Реко­мендации аудиторов в этом случае сводятся к одобрению или неодоб­рению тех или иных тенденций развития, предвидению возможных пос­ледствий принимаемых решений. Этот вид аудиторства очень трудоемок, поскольку требует изучения многих аспектов проблемы, подвергаемой экспертизе.

 Аудит может быть добровольным (инициативным), когда он проводит­ся по заказу заинтересованного лица, если проверка не предусмотрена законодательством. Характер и масштаб такой проверки зависят от же­лания клиента. В отличие от добровольного обязательный аудит пред­усматривается законом и предприятие обязано для проверки финансово-хозяйственной деятельности приглашать аудиторов. Объем и порядок проведения обязательного аудита четко установлены органами государ­ственного управления. Этот вид аудита регламентируется постановле­нием правительства Российской Федерации "Об основных критериях деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская отчетность подлежит обязательной и ежегодной аудиторской проверке". Кроме того, выделяют следующие виды аудита : внешний, внутрен­ний, консалтинг, оперативный аудит деятельности руководства, экологи­ческий аудит.

 Аудиторская деятельность, как говорилось, осуществляется в виде внешнего аудита, который выполняется аудиторскими фирмами или независимыми аудиторами, и в виде внутреннего аудита, который проводит специализированное под­разделение той организации, чья деятельность под­вергается аудиторской проверке. Конечная общая цель обоих видов аудита во многом совпадает — это контроль. Однако имеются и существенные разли­чия и содержании внешнего и внутреннего аудита и характере деятельности специалистов, осуществля­ющих внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит предполагает оценку системы отчетности, проверку и оценку активов и пассивов организации, тестиро­вание существующей системы внутреннего контро­ля. Главная задача внешнего аудита — установить, соответствуют ли реальности представляемые отче­ты и балансы проверяемой организации, оценить ее финансовое положение и результат деятельности за определенный период. Внешний аудит осуществляется периодически, причем часто разными фирмами или аудиторами, приглашаемыми со стороны. Аудитор­ский отчет предназначен главным образом выше­стоящим органам, акционерам, кредиторам и т. д. Он используется и внутренними аудиторами.

Внутренний аудит имеет другую природу, смысл, назначение и организацию по сравнению с внешним. Служба внутреннего аудита (или, как ее иногда называют, служба внутренней ревизии, служба внутреннего контроля), являясь независи­мым подразделением, созданным в рамках органи­зации, выполняет систематическую, каждодневную работу по проверке и оценке ее деятельности.

По общепринятому определению, общей задачей внутреннего аудита является помощь организации в эффективном выполнении ею своих обязанностей в соответствии с ее назначением. Внутренний аудит — это орудие управления, предназначенное для обес­печения (гарантии) достижения целей управления. Для этого служба внутреннего аудита снабжает управление организации информацией о результа­тах выполненного анализа, оценках деятельности того или иного подразделения, различными рекомендациями. Служба внутреннего аудита сотрудни­чает с внешними аудиторами.

Результаты внутреннего аудита используются руководством организации для управления и теку­щего ведения дел с учетом имеющихся ресурсов и в рамках существующих законов. Таким образом, внутренний аудит способствует достижению целей организации.

Задачи, которые выполняются при внутреннем аудите, разнообразны и зависят от его целей, вида проверяемой организации и характера ее дея­тельности. Очевидно, что аудит государственных организаций, коммерческих банков, страховых компаний и пенсионных фондов имеет каждый свою специфику. Более того, многие задачи можно решать различными способами, с разной глубиной и детальностью и ориентируясь на различные крите­рии. В связи с этим неизбежно возникает проблема регламентирования аудиторской деятельности. Проб­лема, как известно, решается с помощью разра­ботки соответствующих правил или стандартов, а также конкретных методик проведения аудита. Тер­мин ''стандарт" здесь следует понимать в специальном смысле, который отличается от принятого у нас. Вместо "стандарты аудита" за рубежом применяют и другое название — Code of Ethics for Auditors, ко­торое можно перевести как "стандарты поведения", "этический кодекс" или, наконец, "правила для аудиторов".

В России разработан стандарт аудиторской дея­тельности, который одобрен Комиссией по ауди­торской деятельности при Президенте Российской Федерации. "Данное правило (стандарт) подготовле­но для регламентации аудиторской деятельности; це­лью Правила (стандарта) является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуаль­ного предпринимателя". Данным стандартом (стан­дартом внешнего аудита) можно руководствоваться и в практике осуществления внутреннего аудита.

В странах с развитым государственным аппара­том проблемам аудита, в том числе внутреннего, уделяется много внимания. Достаточно упомянуть о существовании Международной организации выс­ших институтов контроля (The International Orga­nization of Supreme Audit Institutions, INTOSAI), в которую входят более десятка стран, включая США, Англию и Японию. Международным являет­ся и Институт внутренних аудиторов (The Institution of Internal Auditors, IIA). В этом направлении рабо­тают и специальные подразделения правительст­венных организаций. Например, в США - General Accounting Office. В каждой из названных и других аналогичных зарубежных организаций имеется под­разделение, ответственное за разработку соответст­вующих стандартов аудита.

 Процесс аудита распадается на несколько ос­новных этапов. Типичными для аудиторской про­верки отдельного объекта являются следующие эта­пы:

1. Предварительное планирование;

2. Оценка риска;

3. Разработка общего плана и программы аудита;

4. Про­ведение аудита;

 5. Оценка и документальное оформле­ние результатов аудита.

 Предварительное планирование. Включает в себя получение полного представления о проверяемом объекте, анализ правовых обязательств, нормативов и учетных стандартов, применимых к объекту ауди­та, предварительное определение основных рисков и задач аудита, оценку необходимых трудозатрат, определение графика проведения аудита, оценку необходимой помощи со стороны других аудитор­ских структур. Для получения полного представле­ния об объекте аудита аудиторы вначале изучают постоянное досье на данный объект.

^ Оценка риска. В основе окончательного варианта планирования аудиторских проверок и опре­деления необходимых для их проведения ресурсов лежит процесс систематической оценки рисков, присущих деятельности того или иного подразделе­ния банка, банковскому продукту, сделке или со­бытию. Такие оценки позволяют руководству внут­ренней аудиторской службы спланировать проверки и ресурсы с учетом "рискованности" того или иного объекта аудита.

Исходя из данных предварительного изучения объекта аудита, применимых к нему нормативов и процедур бухгалтерского учета, аудиторы определя­ют "ключевые" риски и формулируют соответст­вующие этим рискам задачи аудита. Необходимой предпосылкой оценки риска является получение описания объекта аудита. Массив документирован­ной информации об объекте охватывает различные типы операций; информационный обмен; вопросы внутреннего контроля; задействованный персонал; используемые счета бухгалтерского учета.

Важным элементом на данном этапе является оценка риска несовершенства контроля, которая за­ключается в определении эффективности системы внутреннего контроля с точки зрения предотвраще­ния и обнаружения ошибок и неправильных дейст­вий. Она предусматривает следующие действия: определение рисков и потенциальных ошибок, ха­рактерных для данного объекта; выбор действую­щих систем контроля, снижающих тот или иной риск или вероятность ошибки; определение эффек­тивности выбранных систем контроля; оценка на­дежности выбранных систем контроля; определение необходимости всесторонней проверки функцио­нирования конкретных систем контроля.

Как видим, оценка рисков является одной из наиболее важных и сложных проблем внутреннего аудита, рассмотрение которой выходит за рамки данной статьи.

^ Разработка общего плана и программы аудита. Первым шагом в этом направлении является опре­деление потенциальных ошибок. С этой целью:

а) составляется список основных видов оши­бок: недействительная операция; неточно или несвоевременно зарегистрированная операция; не­санкционированная операция; неверно классифи­цированная операция и т. д.;

б) рассматриваются критические стадии опера­ционного цикла: подготовка, утверждение, регист­рация и санкционирование операции, обработка, корректировка, контроль и оформление соответст­вующего документа;

в) оценивается опыт проведения предыдущих аудиторских проверок данного объекта.

Далее анализируется описание объекта аудита и определяется надежность существующих систем контроля, позволяющих предотвращать или обна­руживать и исправлять ошибки. Рассматриваются следующие ключевые механизмы контроля:

а) согласование и сопоставление имеющихся активов с активами, объем которых подтверждается первичными документами. Для этого предполагается проведение проверок специального контрольного "файла", с данными которого согласовываются обра­батываемые данные, либо прямое сопоставление входных данных с соответствующими активами спе­циалистами, занимающимися другими операциями;

б) санкционирование на проведение данной операции определяется наличием в электронной системе общих процедур контроля безопасности данных, не допускающих проведения операций, не имеющих законной силы;

в) анализ выходных данных всегда выполняет­ся, по крайней мере, в некоторой степени, вруч­ную. Целью такого анализа является проверка обоснованности и точности выходных данных пу­тем детального их сопоставления с ожидаемыми результатами;

г) контроль доступа к активам (контроль за не­санкционированным и санкционированным досту­пом). Лица, обладающие санкционированным дос­тупом к активам, при правильном распределении обязанностей, не должны иметь доступ к соответст­вующей учетной документации, сфальсифицировав которую они могли бы скрыть недостачу;

д) общий электронный контроль, который реа­лизуется путем слежения за данными в электрон­ной системе кредитной организации, начиная с приобретения, разработки, обслуживания и под­держки информационных систем.

Процедуры аудита применяют и для выяснения наличия механизмов внутреннего контроля за тем или иным объектом аудита. Эти процедуры вклю­чают:

1) проведение внутренним аудитом проверок остатков средств на счетах и анализа регулярности операций последующего контроля уполномочен­ными сотрудниками;

2) аналитические процедуры, они используются для выяснения того, имела ли место в действительности вероятная ошибка, за­трагивающая какой-либо счет или тип операций. Это осуществляется путем сравнения суммы по за­писям с ожидаемой суммой (особое место занимает выборочный метод, позволяющий заметно сократить затраты на обследования);

3) детальное изучение фак­тических данных, подтверждающих состоятельность некоторых или всех статей, которые входят в сово­купность, образующую сумму, подлежащую проверке, а также наблюдение за деятельностью объекта ауди­та и проверку соблюдения конкретных принципов и процедур. Завершив работу над планом и процедурами аудиторской проверки, аудитор готовит записку о планировании аудита, являющуюся документальным подтверждением плана аудита и отражающую основ­ные моменты, характеризующие объект аудита.

^ Проведение аудита сводится к выполнению про­граммы аудита, оно осуществляется группой аудита. Позиции программы распределяются между аудитора­ми в соответствии с их опытом и квалификацией.

^ Оценка и документальное оформление результа­тов аудита. На основе результатов проверки ауди­тор формирует представление о существенности обнаруженных ошибок (в материальном отноше­нии), погрешностях, искажениях и т. п.
^ 18. Основные этапы проведения ревизии (проверки)
Ревизия - это наиболее действенная форма последующего контроля. Ее основная цель - изучить специальными приемами документального и фактического контроля исполнение требований экономической эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законности хозяйственных операций, достоверность данных и целесообразность хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является основным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений финансовой и налоговой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов. Ревизию следует отнести к последующему виду контроля, т.к. ревизионный процесс организуется для оценки уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности9.

Один из методов ревизии - комплексная ревизия производственной и финансово – хозяйственной деятельности, где наряду с документальной проверкой применяются приемы фактического контроля в целях установления действительного объема и качества выполненных работ. Методы фактического контроля за активами и обязательствами предприятия применяются для достижения следующих целей:

- обследование на месте участков, складов для изучения организации производства и труда, охраны материальных ценностей. Состояния пропускной системы, контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей и т.д.

- проведение частичной (выборочной) или сплошной инвентаризации товарно–материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учета;

- проверка с участием специалистов качества продукции, соответствия продукции государственным стандартам, артикулов и цен – прейскурантам.

Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально-ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, взятии проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально ответственных лиц.

Проведение ревизии на предприятии - это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.

Ревизионная работа состоит из следующих этапов:

  • подготовка к проведению ревизии;

  • проведение ревизии в соответствии с программой;

  • подготовка и оформление результатов ревизии;

  • реализация материалов ревизии;

  • контроль за выполнением решений по результатам ревизии10.

При необходимости ревизии проводятся по постановлениям ор­ганов предварительного следствия или определениям судов. Кон­кретный перечень подлежащих проверке вопросов в этих случаях согласовывается с органом, назначившим ревизию.

В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руководитель ревизующего органа за 3 - 5 дней до начала ревизии назначает своим приказом ревизию проверки финансово-хозяйственной деятельности. В приказе указываются полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проводится ревизия, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы, в том числе руководитель группы, цель проверки и сроки ее проведения. На проведение ревизии ее членам выдается удостоверение, в котором указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, фамилия, имя, отчество и должность удостоверяемого.

До проведения проверки ревизор (члены ревизионной группы) проводят подготовительную работу, свя­занную с изучением данного предприятия, подготовкой плана и программы проведения ревизии. При этом изучаются нормативные акты, касающиеся особенностей деятельности проверяемого объекта.

Изучение деятельности предприятия осуществляется по данным годовой и промежуточной бухгалтерской и статистической отчетности, актам ревизий, проведенных в предыдущие периоды, приказам и постановлениям вышестоящих органов, докладным запискам, объяснениям и заявлениям должностных и других лиц ревизуемого предприятия и вышестоящего органа. В ходе изучения указанных материалов работники контрольно-ревизионных служб получают определенное представление о размере и характере деятельности проверяемого предприятия, устанавливают недостатки в его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, которые впоследствии проверяются в ходе ревизии.

План ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию. Один экземпляр документов вручается руководителю ревизионной группы (ревизору), а второй остается в делах организации.

На основании плана, задач, поставленных перед ревизией и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность проверяемого предприятия, руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет программу ревизии. Программа включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за кото­рый должна быть проведена ревизия, и используемые способы и при­емы контроля. Она составляется при проведении комплексных, тематических и внеплановых ревизий.

Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием плана и программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии, поручен­ных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.

В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих выполнению во время поведения ревизии, сроки их выполнения и способ проверки. После приезда на ревизуемое предприятие и ознакомления с конкретными условиями работы в рабочий план могут быть внесены соответствующие дополнения и изменения.

При проведении некомплексной ревизии и отсутствии данных о недостатках в работе ревизуемого предприятия осуществляется проверка всей его финансовой и хозяйственной деятельности. В таких случаях программа ревизии не составляется, а ревизор руководствуется типовой программой. Вопросы, подлежащие про­верке, определяются и конкретизируются им самостоятельно исходя из данных, полученных в ходе ревизии. Однако рабочий план проведения ревизии должен быть составлен, так как он обеспечивает более рациональное использование времени, вносит в работу ревизора четкость и организованность.

Ревизор должен оповестить работников ревизуемого предприятия о начавшейся ревизии и ее сроках.

По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы (ревизор) предъявляет руководителю этого предприятия приказ или распоряжение о проведении ревизии. После этого производится проверка кассовой наличности (инвентаризация кассы). При отсутствии кассира помещение кассы опечатывается.

Руководитель ревизуемого предприятия предоставляет рабочее помещение, транспорт.

Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Руководитель ревизуемого предприятия издает распоряжение, согласно которому работники обязаны предъявлять по требованию ревизора денежные средства и товарно-материальные ценности для их фактической проверки, а также первичные документы, учетные регистры, отчеты, сметы, служебную переписку и другие документы; давать в устной и письменной форме необходимые объяснения и справки; своевременно принимать необходимые меры для устранения выявленных недостатков и нарушений и т.д. При проведении комплексной ревизии руководитель предприятия обязан созвать со­вещание с руководителями отделов, служб и структурных подразделений, на котором руководитель ревизионной группы представляет всех ее членов, сообщает о цели, задачах и программе ревизии11.

Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия. Для этого ревизионная группа (ревизор) изучает размещение аппарата управления, отдельных служб, цехов и других структурных подразделений, места хранения оборудования и товарно-материальных ценностей, подъездные пути и т.п.

Ревизионное обследование является первым этапом проверки непосредственно на месте, и оно позволяет членам ревизионной группы (ревизору) установить недостатки в работе предприятия и отдельных его служб, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и других объектов контроля.

Во время обследования предприятия руководитель ревизионной группы (ревизор) должен решить, где и какие товарно-материальные ценности следует подвергнуть контрольной инвентаризации.

Контрольные инвентаризации проводятся, как правило, в начале ревизии. Вместе с тем они широко применяются и в ходе ее осуществления, когда выявляются те или иные нарушения, недостатки или расхождения в документальных данных и возникает необходимость в использовании данного приема фактического контроля.

До начала проведения документальной ревизии следует ознакомиться с состоянием бухгалтерского учета. Если имеется отставание в учете, то руководитель ревизионной группы (ревизор) совместно с руководителем и главным бухгалтером ревизуемого предприятия должен наметить мероприятия по его ликвидации. Одновременно с этим следует выслать всем поставщикам и покупателям, прочим де­биторам и кредиторам извещения о проводимой ревизии с просьбой сообщить о состоянии расчетов и имеющихся претензиях к ревизуемому предприятию.

После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится посредством:

  • изучения действующей на проверяемом предприятии системы
    внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

  • проверки документов в целях установления законности и целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;

  • проверки действительности совершения сделок, получения или
    выдачи в указанных документах денежных средств и материальных
    ценностей, оказания услуг;

  • сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);

  • проведения встречных проверок, т.е. сличения имеющихся на
    ревизуемом предприятии записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

  • сличения в необходимых случаях и в установленном законода­тельством порядке имеющихся на ревизуемом предприятии выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными запи­сями по этим счетам в банке, а также путем ознакомления с документа­ми, являющимися основанием для производства указанных записей;

  • сличения в установленных законодательством случаях и поряд­ке копий платежных документов, имеющихся в ревизуемой органи­зации, с платежными документами, хранящимися в банке;

  • контрольных обмеров объемов выполненных работ;

  • взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и го­товых изделий;

  • контрольных запусков сырья и материалов в производство, кон­трольных анализов сырья, материалов и готовой продукции для уста­новления действительных расходов сырья и материалов и соответ­ствия продукции государственным стандартам, правильности списа­ния на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов;

  • проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюде­ния норм естественной убыли при хранении и транспортировке мате­риальных ценностей;

  • проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгал­терского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы12.

Для систематизации материалов ревизии ревизор должен регистрировать вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия в своих рабочих документах. Регистрация установленных фактов в документах должна про­изводиться по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой (содержанием) основного акта документальной ревизии. Такой порядок накапливания материалов ревизии позволяет быстрее и логичнее оформить основной акт ревизии, полнее изложить недостатки, нарушения и злоупотребления, установленные ревизией.

На последующих этапах ревизионного процесса оформляются материалы ревизии, реализуются материалы ревизии и организуется контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Изъятия ревизорами необходимых подлинных документов, когда сохранность их в ревизуемом предприятии не гарантируется, а также в случаях выявления фиктивных документов, совершения подделок и подлогов производится на основании письменного распоряжения судебно-следственных и других органов, имеющих на это право. Взамен изъятых документов в делах ревизуемого предприятия представляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями ревизующего и главного бухгалтера или другого ответственного лица ревизуемого предприятия.

^ 29. Контроль товарных операций в оптовой и розничной торговле
Целью аудиторской проверки товарных операций является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы»  и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения товарных операций действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка товарных операций рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна. В процессе проверки аудитор должен установить:  реальность наличия и существования товаров; все ли товарные операции, которые должны быть отражены на счетах учета,  действительно в них представлены; является ли организация собственником всех товаров, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами; правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств; правильно ли выбраны и применялись принципы учета товаров. Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушениям и отступлениям от установленных правил учета13.

Аудитору в ходе проверки необходима убежденность в том, что система бухучета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Система внутреннего контроля может способствовать формированию такой убежденности.

От состояния товарных операций, расчетов с дебиторами и кредиторами во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии этих операций необходима всем пользователям отчетности. Поэтому аудитор особенно тщательно проверяет эти разделы учета на предприятии.

Целью аудита товарных операций и расчетов с дебиторами и кредиторами является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих эти операции, и о соответствии применяемой методики учета нормативным документам.

В ходе проверки должны быть решены задачи, выраженные в таблице 1

Таблица 1
  1   2



Скачать файл (227.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru