Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Основные принципы построения и использования автоматизированных системм бухгалтерского учета, анализа и аудита - файл 1 Автоматизированные системы бухучета.doc


Загрузка...
Основные принципы построения и использования автоматизированных системм бухгалтерского учета, анализа и аудита
скачать (79.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1 Автоматизированные системы бухучета.doc230kb.11.03.2009 00:03скачать

1 Автоматизированные системы бухучета.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
РЕФЕРАТ


Учебная дисциплина: «Информационные системы в экономике»
Тема: «Основные принципы построения и использования

автоматизированных систем бухгалтерского учета,

анализа и аудита»
ПЛАН стр.


1.

Введение





1

2.

Состав комплекса задач автоматизированной системы бухгалтерского учета





4

3.

Информационное обеспечение компьютерной обработки учетных данных бухгалтерского учета





5

4.

Характеристика бухгалтерского программного обеспечения. Наиболее распространенные в России программные продукты





9

5.

Характеристика программного обеспечения финансового анализа деятельности предприятия





17

6.

Основы организации компьютерной обработки экономической информации





18

7.

Используемые программы для анализа финансово-экономического состояния, принципы их построения и использования





20

8.

Общие принципы автоматизации аудита





32

9.

Организационные и технические особенности проведения аудита с использованием программных средств





32

10.

Этапы проведения аудиторской проверки





33

11.

Заключение





37

12.

Список литературы




39


Введение

В современных условиях хозяйствования роли бухгалтера и экономиста на предприятиях и в организациях неизмеримо возрастают. Рыночная экономика вызывает значительное изменение функций бухгалтера и аудитора и расширение задач, стоящих перед ними. Из счетного работника, занимающегося констатацией фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета с целью составления достоверной отчетности, бухгалтер постепенно превращается в «советника» руководителя практически по всем вопросам деятельности предприятия. Ни одно управленческое решение не обходится без согласования с главным бухгалтером, с целью определения как эффективности данного решения, так и налоговых последствий.

Нестабильность гражданского и налогового законодательства, реформа всей системы учета в стране заметно усложняют деятельность бухгалтера и аудитора. В этих условиях возникает потребность в бухгалтерах-профессионалах и аудиторах-профессионалах.
Важнейшей составляющей управленческой информации является экономическая информация, которая отражает производственно-финансовую деятельность любых экономических объектов с помощью системы натуральных стоимостных показателей. Во всех случаях при этом используется количественные величины, цифровые значения. Эта особенность экономической информации предопределяет возможность широкого применения для ее обработки вычислительной техникой.

Основными причинами, предопределяющими применение вычислительной техники в организации бухгалтерского учета, являются большие объемы информации, многочисленные группировки, жесткие сроки обработки, высокие требования к точности и достоверности.

^ Состав комплекса задач автоматизированной системы бухгалтерского учета.

Информационная система бухгалтерского учета традиционно включает следующие комплексы задач: учет основных средств, учет материальных ценностей, учет труда и заработной платы, учет готовой продукции, учет финансово-расчетных операций, учет затрат на производство, сводный учет и составление отчетности. Комплекс задач содержит информацию о качественно однородных ресурсах предприятия. Организация автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров, создание локальных вычислительных сетей предприятия выдвигают новые требования в организации информационной базы и формированию комплексов экономических задач. Появляются возможности создания системы распределительных баз данных, обмена информации между различными пользователями, автоматического формирования первичных документов в электронном виде. Возникают межфункциональные комплексы задач управления. Новые версии программных продуктов по бухгалтерскому учету объединяют информацию комплексов различных участков учета.

Информационные связи комплекса учетных задач позволяют выделить три фазы обработки, заложенные в основу машинных программ. На первой фазе производится первичный учет, составление первичных бухгалтерских документов, их обработка и составление ведомостей аналитического учета по каждому участку (например, по учету заработной платы составляются расчетно-платежная документация, своды начисленной и удержанной заработной платы и др.). все операции преобразования выполняются на основании пакета прикладных программ конкретного участка учета или встроенным модулем в единую программу бухгалтерского учета. Второй фазой обработки является составление проводок и их размещение в различные регистры аналитического учета, журналы-ордера по номерам счетов. Компьютерная обработка позволяет полностью автоматизировать этот процесс, формируя проводки по окончании решения каждого участка учета. Третья фаза обработки состоит в осуществлении свободного синтетического учета: оборотно-сальдовых ведомостей по счетам Главной книги, баланса и форм финансовой отчетности, что обеспечивается головным модулем машинной программы «Проводка – Главная книга - Баланс».

Существует информационный обмен между предприятием и внешней средой, который заключается в получении нормативных и методических материалов, а также передаче сводной финансовой отчетности заинтересованным организациям: вышестоящим, административным органам, налоговой инспекции, органам статистики, финансовым организациям и др. Для связи с банками широко используется межмашинный обмен информацией по системе «Клиент - Банк». Банк, который обслуживает расчетный счет предприятия, предлагает услуги по оперативному управлению расчетным счетом прямо из офиса.

^ Информационное обеспечение компьютерной обработки учетных данных бухгалтерского учета

Информационное обеспечение компьютерной обработки данных бухгалтерского учета состоит из внемашинного и внутримашинного. Основными носителями внешней информации при автоматизированной обработке являются входные и выходные документы, т.е. носители информации утвержденной формы, имеющие юридическую силу. Входная документация содержит первичную необработанную информацию, отражающую состояние объекта управления; заполняется вручную либо при помощи технических средств. Выходная документация включает сводногруппировочные данные, полученные в результате автоматизированной обработки, и изготавливается, главным образом на печатающих устройствах.

Внутримашинное информационное обеспечение включает все виды специально организованной информации, представленной в форме, удобной для восприятия техническими средствами. Это файлы (массивы), базы и банки данных, базы знаний, а также их системы. Информация записывается на магнитном диске в памяти компьютера. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение представляет собой совокупность фактических сведений, используемых в хозяйственной деятельности объекта. Его состав и структура определяются способами организации файлов, баз и банков данных, взаимодействия между ними, развитием их во времени.

Пофайловая организация информационного обеспечения состоит в формировании различных массивов. Классифицировать их можно по различным признакам: по смысловому содержанию, способам использования, назначению, методу организации. По роли в машинной обработке и технологии использования массивы классифицируются следующим образом: постоянные массивы; текущие (переменные) массивы; промежуточные массивы; выходные массивы; хранимые массивы; поисковые (информационные) массивы и служебные массивы. Все виды массивов составляют информационный фонд компьютерной системы, представляющий собой динамичную совокупность взаимосвязанных элементов информации. Для поиска файлов на магнитном диске создаются каталоги. Каталоги представляют собой оглавление диска, в который записываются краткие сведения о диске.

База данных – это специальным образом организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающее удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным. Банк данных – автоматизированная система, составляющая совокупность информационных, программных технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных. Главными составляющими данных являются база данных и программный продукт, называемый системой управления базой данных.

Главными показателями баз и банков данных являются конечные пользователи, т.е. специалисты, ведущие различные участки учетной работы. Их состав неоднороден, они различаются по классификации, степени профессионализма, уровню в системе управления: например, главный бухгалтер, бухгалтер и т.д. Удовлетворение их информационных потребностей – это решение большого числа проблем в организации внутримашинного информационного обеспечения. Специальную группу пользователей банком данных образуют прикладные программисты, обычно они играют роль посредников между базой данных и конечными пользователями, так как создают удобные пользовательские программы на языках системы управления базами данных. Централизованный характер управления данными вызывает необходимость администрирования такой сложной системы как банк данных.

Преимущества работы с банком данных для пользователя окупают затраты и издержки на его создание, поскольку:

- повышается производительность работы пользователей, достигается эффективное удовлетворение их информационных потребностей;

- централизованное управление данными освобождает прикладных программистов от организации данных, обеспечивает независимость прикладных программ от данных;

- развитая организация базы данных позволяет выполнять разнообразные нерегламентированные запросы, новые предложения;

- снижаются затраты не только на создание и хранение данных, но и на их поддержание в актуальном и динамичном состоянии, уменьшаются потоки данных, циркулирующих в системе, сокращается их избыточность и дублирование.

Как банк, так и база данных могут быть сосредоточены на одном компьютере или распределены между несколькими компьютерами. Для того, чтобы данные одного исполнителя были доступны другим или наоборот, эти компьютеры должны быть соединены в единую вычислительную систему с помощью вычислительных сетей. Состав информационной многоуровневой распределенной базы данных определяется в ходе составления рабочего проекта компьютеризированной информационной системы предприятия. В типовых проектах, как правило, предусматривается состав базы данных, единых для всех предприятий (план счетов бухгалтерского учета, виды оплат и удержаний по заработной плате, виды операций движения материалов, типовые проводки и т.д.). Пользователь по своему усмотрению может вносить изменения в эти массивы, создавая другие базовые массивы, состав которых определяется отдельным пользователем и заполняется им вручную (подразделения, сотрудники, материалы и др.).

К информационному обеспечению бухгалтерского учета относятся ряд типовых отечественных информационно-справочных систем (ИСС) «Консультант Плюс», «Гарант», «Налоги России», «Юридический справочник» и др.

В настоящее время на рынке информационно-справочных систем работает довольно много компаний-создателей ИСС и очень большое число сервисных форм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных правовых баз. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:

- «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»);

- «КонсультантПлюс» (компания «КонсультантПлюс»);

- «Кодекс» (Центр компьютерных разработок).

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отметить:

- «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

- «Эталон» (НЦПИ «при Министерстве юстиции РФ);

- «ЮСИС» (фирма «Интралекс»);

- «Юридический Мир» (издательство «Дело и право»);

- «Референт» (фирма «Референт-Сервис»);

- «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);

- системы «1С:Кодекс», «1С:Гарант», «1С:Эталон» (фирма «1С»).

Степень распространенности продуктов той или иной компании на российском рынке весьма различна, и в настоящее время точно оценить ее не представляется возможным, а данные, иногда публикуемые самими компаниями, могут быть довольно субъективными. Тем не менее среди частных компьютерных фирм, которые разрабатывают и предлагают на рынке правовые базы, можно выделить несколько наиболее популярных компаний: «КонсультантПлюс» и «Гарант».
^ Характеристика бухгалтерского программного обеспечения. Наиболее распространенные в России программные продукты

Важным элементом реализации технологии обработки учетных задач является его программное обеспечение. Российский рынок бухгалтерского программного обеспечения стремительно развивается. Достаточно большое количество фирм, занимается созданием бухгалтерских программ и техническим сопровождением своих продуктов.

Наиболее распространенные в России следующие программные продукты автоматизации бухгалтерского учета:

^ Программа «1С:БУХГАЛТЕРИЯ»

«1С:Бухгалтерия» позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета:

- операции по банку и кассе;

- основные средства и нематериальные активы;

- материалы;

- товары и услуги, выполнение работ;

- учет производства продукции;

- учет валютных операций;

- взаиморасчеты с организациями;

- расчеты с подотчетными лицами;

- расчеты по зарплате;

- расчеты с бюджетом;

- другие разделы учета.

При реализации программы использовались гибкие возможности учета:

- использование нескольких планов счетов одновременно;

- многоуровневые планы счетов;

- многомерный аналитический учет;

- многоуровневый аналитический учет;

- количественный учет;

- многовалютный учет по неограниченному числу валют;

- ведение на одном компьютере учета для нескольких предприятий;

- ведение консолидированного учета;

- учет импортных товаров в разрезе ГТД (автоматический подбор необходимых номеров ГТД при выписке счетов-фактур).

Программа позволяет выполнять ввод, хранение и печать любых первичных документов.

«1С:Бухгалтерия» позволяет автоматизировать подготовку любых первичных документов:

- платежные поручения;

- счета на оплату и счета-фактуры;

- приходные и расходные кассовые ордера;

- акты, накладные, требования, доверенности;

- другие документы.

Средства работы с документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме, контрагенту.

«1С:Бухгалтерия» включает набор стандартных отчетов, позволяющих получить информацию за произвольный период, в различных разрезах и с необходимой степенью детализации.

Также «1С:Бухгалтерия» формирует регламентированную отчетность:

- ввод, заполнение и печать бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, а также отчетов в фонды;

- в «Ручном» режиме заполнения отчетов бухгалтер вводит основные показатели, а программа рассчитывает все итоговые и производные показатели;

- в автоматическом режиме программа заполняет отчеты на основании введенных за период хозяйственных операций;

- перед формированием отчетов специальный режим позволяет проверить состояние учета и выявить ошибки бухгалтера, не позволяющие правильно составить отчетность;

- режим расшифровки позволяет получить «обоснование» заполненных автоматически показателей вплоть до каждого документа и хозяйственной операции;

- формы отчетности ежеквартально обновляются фирмой «1С» и бесплатно предоставляются зарегистрированным пользователям.

В комплект поставки программы кроме основной Типовой конфигурации входит также «Упрощенная конфигурация».

«1С:Бухгалтерия» является готовым решением, позволяющим вести учет без дополнительных добавок и настроек.

Основное назначение средств работы с распределенными информационными базами – организация единой системы автоматизированного учета на предприятиях, имеющих территориально удаленные объекты: филиалы, склады, магазины, пункты приема заказов и иные подобные подразделения, не связанные локальной сетью:

- ведение неограниченного количества автономно работающих информационных баз;

- полная или выборочная синхронизация данных;

- настройка состава синхронизируемых данных;

- произвольный порядок и способ передачи изменений.

Использование средств управления распределенными информационными базами не ограничивает действия пользователей системы. Все изменения данных система отслеживает автоматически и передает их в соответствии с описанными правилами синхронизации.

«1С:Бухгалтерия» включает разнообразные сервисные возможности:

- контроль корректности вводимых проводок;

- табло счетов (оперативный просмотр итогов по счетам);

- проверка возможности удаления «неиспользуемых» бухгалтерских счетов, объектов аналитики, документов;

- вызов компьютерного видеокурса;

- вызов правовой системы с диска информационно-технологического сопровождения (ИТС) или «1С:Гарант правовая поддержка»;

- управление правилами округления сумм.

В программе довольно удобный пользовательский интерфейс:

1. Путеводитель по конфигурации предназначен для быстрого освоения программы бухгалтером. Он позволяет ознакомиться с порядком использования программы по конкретным разделам учета и тут же выполнить необходимые действия.

2. Режим комментирования проведения документов. В процессе автоматического формирования проводок документами программа информирует пользователя о том, почему были сформированы те или иные проводки.

3. «Советы дня» подскажут вам эффективные приемы работы и удобные возможности системы.

4. Настраиваемые панели инструментов позволят вам быстро получать доступ к часто используемым функциям программы.

5. Подробная контекстно-зависимая помощь сообщит о допустимых действиях во всех режимах работы программы.

«1С:Бухгалтерия» включает готовые режимы для обмена бухгалтерской информацией с другими программами системы «1С:Предприятие» и содержит разнообразные средства для связи с другими программами:

- возможность импорта и экспорта информации через текстовые файлы позволит обмениваться данными практически с любой программой;

«1С:Бухгалтерия» включает средства, позволяющие администратору системы:

- вести список пользователей системы;

- назначить пользователям пароли на вход в систему;

- назначать пользователям права на доступ к информации, обрабатываемой системой;

- формировать индивидуальные пользовательские интерфейсы, включающие меню и панели инструментов;

- просматривать список работающих пользователей;

- получать историю работы пользователей.

Для предприятий с различным количеством совершаемых хозяйственных операций фирма «1С» предлагает разные версии программы «1С:Бухгалтерия»:

- однопользовательская версия;

- сетевая версия;

- версия для SQL (клиент-сервер).

При изменении законодательства и методологии учета выпускаются обновления конфигурации, которые бесплатно распространяются среди зарегистрированных пользователей. Режим обновления позволяет загрузить новые возможности без потери введенных пользователем данных.

^ Программа «ТУРБО БУХГАЛТЕР»

Универсальная программа автоматизации бухгалтерского учета и делопроизводства предприятий. Она обеспечивает:

- ведение синтетического и аналитического, в том числе многовалютного учета;

- автоматизированное составление, хранение и печать первичных бухгалтерских документов и форм отчетности;

- настройку рабочего плана счетов, типовых операций, аналитического учета, форм первичных документов, форм отчетности и др.;

- ведение учета на нескольких рабочих местах и ведение нескольких бухгалтерий на одном компьютере.

Программа «Турбо Бухгалтер» совместима с другими компьютерами, например с программой «Учет складских операций» фирмы «Компьютер-Сервис» и др. Совместимость достигается за счет импорта проводок и операций.

При значительном количестве учитываемых операций программа позволяет организовать обработку информации на нескольких рабочих местах в локальной сети. Если рабочие места бухгалтеров не соединены каналами связи, то работа между ними может быть разделена с помощью организации нескольких журналов хозяйственных операций (для каждого бухгалтера - своего). Для обобщения информации осуществляется копирование при помощи дискет журналов на компьютер главного бухгалтера и их включение в общий журнал операций.

Схема ведения учета с помощью программы «Турбо Бухгалтер» состоит в следующем. Хозяйственные операции регистрируются посредством введения в журнал операций или с помощью режима типовых операций. При необходимости формируются первичные бухгалтерские документы, а затем программой генерируются типовые для данного документа проводки и вводятся в журнал. Справочники аналитических признаков типовых операций формируются заранее в соответствии с принятой на предприятии системой бухгалтерского учета. Данные первичных документов хранятся в картотеках и могут использоваться при составлении различных отчетов. По записям в журнале операций программа формирует различные внутренние отчеты:

-оборотные ведомости;

- оборотно-аналитические ведомости;

- журналы-ордера;

- Главную книгу;

- и др.

На основании журнала можно также получить регламентированные внешние отчеты, а также отчеты произвольной формы созданные пользователем:

- баланс;

- расчеты по налогам;

- и другое.

Существует также возможность, используя встроенный язык, создавать достаточно сложные алгоритмы обработки информации в бланках, журналах, картотеках.

^ Программный комплекс «БЕСТ»

Разработан фирмой «Интеллект-Сервис» и предназначен для автоматизации деятельности бухгалтерии, начиная с формирования первичной документации вплоть до генерации главной книги и набора бланков финансовой отчетности. Кроме того, на основе обобщенных данных пакет выполняет функции экономического анализа хозяйственной деятельности и формирования статистической отчетности по предприятию. Программа «БЭСТ» может быть применена на средних и малых предприятиях, в локальном варианте на предприятиях с объемом операций не более 40-50 в день. Обычно это предприятия с численностью 250-300 человек. Сетевая версия программы может использоваться на предприятиях с численностью 2000-2500 человек.

Программа «БЭСТ» обеспечивает:

- ведение сплошного учета, т.е. адекватное отражение каждой хозяйственной операции в рамках системы;

- непрерывность учета;

- организацию взаимосвязанного учета;

- осуществление многовалютного учета, многоуровневого разветвленного складского учета.

Данная программа представляет собой набор программных модулей, каждый из которых может функционировать как независимо, так и в составе комплекса. При всех условиях необходимо наличие модулей настройки ведение главной книги, так как только в них осуществляется привязка программы к компьютеру и настройка плана счетов.

Программа «БЭСТ» состоит из следующих подсистем (модулей):

Модуль настройки и системных утилит. В нем устанавливается начальная дата эксплуатации, настройка аппаратных средств, поддерживаются функции сервисного обслуживания баз данных и резервного копирования информации.

Модуль «АРМ главного бухгалтера». Здесь выполняется формирование и ведение всей системы и аналитического учета и общих системных классификаторов. Выполняются также функции учета хозяйственных операций, экспорт и импорт данных, формирование всей отчетности и аналитических ведомостей.

Модуль «Касса, подотчетные лица».реализует возможность одновременного ведения нескольких касс, в том числе и валютной. В нем составляется регистр кассовых документов, формируется отчет кассира, распечатывается весь комплекс кассовых документов по расчетам с подотчетными лицами.

Модуль «Расчетные и валютные счета». Обеспечивает учет операций по расчетным, валютным и специальным счетам, а также учет кредиторов. В нем формируются платежные документы.

Модуль «Основные средства и нематериальные активы». Здесь выполняется учет основных средств и нематериальных активов. Аналитический учет ведется в натуральном и стоимостном выражении в разрезе групп объектов, подразделений и материально ответственных лиц.

Модуль «Управление закупками». В нем осуществляется учет производственных запасов. Аналитический учет ведется по счетам, группам, объектам учета и складским помещениям. По этому модулю формируется более 30 аналитических отчетов.

Модуль «Склад товаров и готовой продукции». Предполагает учет товаров и готовой продукции аналогично модулю «Управление закупками».

Модуль «Управление продажами». Обеспечивает ведение учета заказов по предприятию, степени их выполнения, расчетов с клиентами, выписку расчетных документов на оплату и отгрузку, учет операций по комиссионной торговле и посреднических операций. Этот модуль напрямую связан с модулем «Склад товаров и готовой продукции».

Модуль «Заработная плата». Реализован в двух вариантах: полный набор по всем системам оплаты и упрощенная форма (для предприятий с повременной оплатой труда). В нем ведутся лицевые счета по сотрудникам предприятий, имеется возможность настройки списка начислений (удержаний), формирования расчетно-платежных ведомостей, индивидуальных расчетных листов, расходных кассовых ордеров, налоговой и сводной отчетности по заработной плате.

^ Характеристика программного обеспечения финансового анализа деятельности предприятия.

Оценка финансового состояния может проводиться с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Выделяют три основных типа моделей, дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели, известные, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми результатами, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

В зависимости от заданных направлений анализ финансового состояния может проводиться в следующих формах:

1. Ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании, при этом считается, что достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года).

2. Перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).

3. План-фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых).
^

Основы организации компьютерной обработки экономической информации


Применение компьютерных технологий повышает эффективность аналитической работы финансовых экспертов. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного охвата влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами.

Методика экономического анализа, ориентированная на применение компьютеров, должна удовлетворять требованиям системности, комплексности, оперативности, точности, прогрессивности, динамичности. Только на основе выполнения этих требований обеспечиваются познание состояний управляемого объекта и тенденций его развития, систематическое и целенаправленное повышение эффективности хозяйственной деятельности по результатам анализа.

Существенное значение для автоматизации имеет формализованное описание задач анализа исходя из единых принципов построения условных обозначений показателей (Схема 1).



Схема 1: «Подход к финансовому анализу со стороны компьютерных программ»
^

Согласованную работу всех устройств компьютера и их взаимодействие с человеком обеспечивает программное обеспечение финансового аналитика.


Для анализа в условиях компьютерной обработки данных характерно:

Во-первых, сохранение целостности анализа при условии децентрализованной обработки информации. В теории анализа хозяйственной деятельности уже много сделано для достижения системности, функциональной, технической, методической и информационной совместимости составных частей анализа в единое целое. Благодаря этому достигаются объективность анализа и его достоверность. В условиях децентрализованной обработки информации целостность анализа не разрушается, не отменяется единство целей и задач анализа с точки зрения его системных свойств.

Во-вторых, соединение процесса обработки информации с процессом принятия решения. Практически пользователь не мог воздействовать на ход расчетов, на методику анализа и обобщения. В конечном счете, это сказывалось на ухудшении качества принимаемых решений. В условиях применения программных продуктов аналитические задачи решаются непосредственно самим пользователем на своем рабочем месте. Аналитик ведет личный контроль над всеми стадиями процесса обработки аналитической информации, имеет возможность оценить полученные результаты, грамотно использовать их для обоснования управленческих решений, удовлетворения разнообразных информационных потребностей управляющей системы.

В-третьих, повышение оперативности и действенности анализа. В условиях применения программных продуктов анализ непосредственно следует за учетом, а также выполняется в ходе хозяйственного учета. Программное обеспечение аналитика превращает подсистему аналитического обеспечения управления хозяйственной деятельностью в постоянно действующий фактор повышения эффективности производства за счет активизации всего информационного фонда предприятия.

Существует ряд программных продуктов, которые являются ключевыми звеньями в соединении информационной базы для учета, планирования и финансового анализа. Остановимся на отдельных из них.
^

Используемые программы для анализа финансово-экономического состояния, принципы их построения и использования

«ИНЭК – Аналитик»


«ИНЭК – Аналитик» - старейшая программа финансового анализа. Она выпускается примерно с 1991 года, имеет несколько тысяч пользователей, рекомендована Управлением по банкротству и т.д. С точки зрения финансового анализа это наиболее сильная система, в первую очередь по методическому наполнению.

Использование программного комплекса "ИНЭК - Аналитик" позволяет проводить всесторонний анализ финансово-экономической деятельности предприятия в динамике за ряд периодов:

- горизонтальный и вертикальный анализ пассивов и активов аналитического баланса (относительные и абсолютные изменения в структуре имущества и источниках его формирования);

- показатели прибылей и убытков (финансовые результаты);

- показатели притока и оттока денежных средств;

- показатели эффективности, характеризующие рентабельность деятельности и доходность вложений (рентабельность деятельности и капитала, оборачиваемость активов и элементов оборотного капитала);

- показатели платежеспособности, выявляющие способность предприятия расплатиться с текущими долгами и вероятность его банкротства в ближайшее время (коэффициент покрытия, промежуточный коэффициент покрытия, срочная и абсолютная ликвидность, интервал самофинансирования и др.);

- показатели финансовой устойчивости, характеризующие степень независимости предприятий от внешних источников финансирования (уровень собственного капитала, соотношение заемного и собственного капитала, коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным и долгосрочным заемным капиталом);

- показатели рыночной оценки предприятия, дающие возможность сравнить его рыночную стоимость с балансовой стоимостью;

- сопоставление темпов изменения цен на продукцию, услуги, товары и основные виды материальных ресурсов и затрат;

- анализ эффективности производства и реализации каждого вида продукции, товара;

- динамика структуры себестоимости, выручки, издержек обращения; движение продукции, ресурсов и товаров на складе;

- поступление и расходование денежных средств;

- точка безубыточности и запас финансовой прочности предприятия;

- факторный анализ динамики прибыли;

- эффективность работы административно-управленческого персонала предприятия и динамика производительности труда персонала;

- эффективность использования материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;

- объем реализации на рубль затрат, выручка и прибыль на одного работника;

- коммерческая маржа и доля оплаты труда в выручке;

- распределение косвенных затрат пропорционально прямым затратам на заработную плату, прямым материальным затратам, всем прямым затратам, выручке от реализации или объемам произведенной продукции.

Из всего многообразия показателей и коэффициентов программный комплекс отбирает ключевые, характеризующие все стороны хозяйственной деятельности предприятия - эффективность деятельности, рискованность бизнеса и финансовая устойчивость предприятия, долгосрочные и краткосрочные перспективы платежеспособности, качество управления предприятием. На основе отобранных показателей рассчитывается комплексная оценка финансового состояния предприятия с отнесением его к одной из четырех групп (первая -высокорентабельные предприятия, имеющие отличные шансы для дальнейшего развития; вторая - предприятия с удовлетворительным уровнем доходности, третья - предприятия, находящиеся на грани финансовой устойчивости, четвертая - предприятия, находящиеся в глубоком кризисе). Использование данного комплексного показателя позволяет не только проследить изменения финансового положения предприятия в динамике, но и определить его рейтинг по отношению к другим предприятиям и организациям.

Программный комплекс "ИНЭК-Аналитик" позволяет оценить результаты деятельности предприятия по наполнению бюджетов разных уровней (федеральный, региональный, муниципальный).

Показатели финансового состояния предприятия можно проанализировать за указанный период или в динамике за ряд месяцев, кварталов или лет, а также сравнить их с рекомендуемыми значениями. Анализ проводится не только по исходным значениям показателей, но также по базисным и цепным темпам их роста и прироста. Результаты анализа автоматически пересчитываются в любой вид валюты.

Баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия приводится на русском и английском языках в стандартах GAAP (Generally Accepted Accounting Principles, США) и IAS (International Accounting Standards), принятых в странах ЕС.

Дополнительно проводится анализ в соответствии с законодательством.

1. Для Государственных унитарных предприятий:

- показатели экономической эффективности деятельности ФГУП (Приказ Минэкономразвития и торговли N 320, Министерства имущества РФ N 208 МНС N БГ-3-21/355-а);

- финансовые показатели для Отчета руководителя ФГУП (Постановление Правительства РФ N1116). Финансовые показатели для отчета руководителя ФГУП не только рассчитываются в программе, но и автоматически заполняют Отчет, поставляемый вместе с программой;

- финансовые показатели аудиторской проверки ФГУП.

2. Акционерные общества:

- финансовые показатели деятельности эмитента (Постановление ФКЦБ N 03-32/пс);

- показатели экономической эффективности деятельности акционерных обществ с долей федеральной собственности (Приказ Минэкономразвития и торговли N 320, Министерства имущества РФ N 208 МНС N БГ-3-21/355-а);

- оценка стоимости чистых активов для акционерных обществ (Приказ Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг);

- финансово-экономического состояние хозяйствующих субъектов с долей города (Постановление Правительства Москвы N 763).

3. Финансовое оздоровление:

- правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа (Постановление Правительства РФ N 367 от 25 июня 2003 года);

- финансовое состояние сельскохозяйственных производителей (Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 года N 52);

- группа финансовой устойчивости должника (Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 года N 52);

- финансовый анализ и контроль предприятий, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость (Приказ Минэкономразвития и торговли N 211, ФСФО N 295);

- наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства (Распоряжение ФСФО России N33-р);

- анализ и экспертиза финансового состояния организаций (Приказ ФСФО России N 16)

4. Кредитные организации:

- оценка кредитных рисков и расчет размера резервов по кредитным требованиям (Положение ЦБР 254-П);

- анализ финансового состояния приобретателей акций (долей) кредитных организаций (Положение ЦБР N 218-П);

- финансовый анализ и рейтинг Заемщика (Регламент "Предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами").

Данная программа может быть рекомендована к использованию в крупных организациях..
^

«Audit Expert»


«Audit Expert» – аналитическая система для диагностики, оценки и мониторинга финансового состояния предприятия.

Система «Audit Expert» позволяет менеджменту предприятия осуществлять как внутренний финансовый анализ, так и взглянуть на себя извне – с позиции бюджета, контролирующих ведомств, кредиторов и акционеров. Базовой информацией для проведения анализа служат финансовые отчеты предприятия: форма №1 (Бухгалтерский Баланс) и форма №2 (Отчет о прибылях и убытках). Для проведения углубленного анализа «Audit Expert» позволяет использовать дополнительную информацию: сведения об использовании прибыли, имуществе и задолженности, другие данные бухгалтерской и управленческой отчетности, содержание и формат таблиц ввода которых вы можете определить самостоятельно.

В основу работы системы «Audit Expert» положено приведение бухгалтерской отчетности за ряд периодов к единому сопоставимому виду, соответствующему требованиям международных стандартов финансовой отчетности (IAS). Такой подход делает результаты работы «Audit Expert» понятными во всем мире и позволяет оценить на основании полученных данных финансовое состояние предприятия.

«Audit Expert» преобразует полученные данные Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках в аналитические таблицы. Система позволяет провести переоценку статей активов и пассивов и перевести данные в более устойчивую валюту. По данным аналитических таблиц осуществляется расчет стандартных финансовых коэффициентов, проводится оценка рисков потери ликвидности, банкротства, оценивается стоимость чистых активов и структура баланса, проводится анализ безубыточности и факторный анализ рентабельности собственного капитала.

Помимо решений стандартных задач «Audit Expert» одновременно предоставляет вам возможность реализации собственных методик для решения любых задач анализа, диагностики и мониторинга финансового состояния.

По результатам проведенного анализа система позволяет автоматически получить ряд экспертных заключений о финансовом состоянии. По результатам анализа «Audit Expert» предоставляет возможность подготовить отчеты с необходимыми графиками и диаграммами, отражающими динамику основных показателей.

Возможности системы «Audit Expert» для решения задач финансового анализа предприятия:

- Выполнить экспресс-анализ финансового состояния – в сжатые сроки рассчитать на основании представленных форм № 1 и № 2 стандартные показатели ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности деятельности и деловой активности.

- Проводить горизонтальный (динамический), вертикальный (структурный), а также трендовый анализ финансовых данных.

- Оценивать время достижения финансовыми показателями критических значений: построить прогноз.

- Оценивать риски потери ликвидности, банкротства путем анализа структуры баланса, качества активов как своего предприятия. Проводить анализ безубыточности и факторный анализ рентабельности собственного капитала.

- Оценивать кредитоспособность: как собственную – с позиции банка, так и кредитоспособность контрагента при предоставлении товарного кредита.

- Проводить регламентируемый анализ в соответствии с нормативными актами контролирующих ведомств.

- Осуществлять углубленный анализ на основе данных синтетических счетов из оборотно - сальдовой ведомости.

- Определять возможные варианты дальнейшего развития предприятия путем составления матрицы финансовых стратегий.

- Разрабатывать собственные методики анализа, описывая исходные формы и итоговые аналитические таблицы, создавая и рассчитывая дополнительные финансовые показатели.

- Оценивать надежность группы ваших контрагентов: поставщиков или покупателей.

- Сравнивать значения финансовых показателей с нормативами и с показателями предприятий отрасли.

- Получать автоматические экспертные заключения и формировать отчеты по результатам анализа.
^

. «Excel Financial Analysis»


«Financial Analysis» - модуль для проведения оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

После заполнения или импорта из 1С исходных форм программы (форма №1, форма №2, форма №5 финансовой отчётности) рассчитывается ряд таблиц, в которых производится оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ финансовых коэффициентов производится путем сравнения полученных значений с рекомендуемыми нормативными величинами, играющими роль пороговых нормативов. Чем удаленнее значения коэффициентов от нормативного уровня, тем ниже степень финансового благополучия предприятия.

Также в программе: вертикальный и горизонтальный анализ уплотненного нетто-баланса; система из 48 показателей финансово-хозяйственной деятельности; анализ экономического потенциала на основе оценки имущественного положения, финансового состояния, наличия "больных" статей в отчетности; оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности.
Все формулы программы открыты и доступны для редактирования.

Разработка создана стандартными средствами Microsoft Office Excel, что обеспечивает ей высокую надежность в работе. Специальной установки не требуется. Программа позволяет не только быстро оценить «общий уровень благосостояния» предприятия и его перспективы, но также подготовить графики, иллюстрирующие основные показатели предоставленной финансовой отчетности.
Разработка может быть интересна не только для маркетологов, бухгалтеров, руководителей предприятий. Она представляет практический интерес для любых пользователей, поскольку позволяет получить общую оценку о степени устойчивости интересуемого предприятия на основании стандартной сводной отчетности о его деятельности.

«Onvision»


Программный комплекс «Onvision» предназначен для оперативного анализа данных, получаемых из учетных систем. Позволяет сотрудникам аналитических служб и руководителям предприятий самостоятельно, без помощи программистов решать следующие задачи:

- оперативно получать нужную информацию из хранилищ данных;

- анализировать полученные данные в различных разрезах и с необходимым уровнем детализации;

- выводить результаты этого анализа в виде, удобном для восприятия и принятия решений.

- высокая скорость загрузки нужной информации из хранилища данных ;

- оперативная обработка полученной информации:

- фильтрация, группировка и сортировка исходных данных;

- добавление вычисляемых полей и промежуточных итогов;

- определение трендов.

- представление данных в табличном и графическом видах;

- сохранение аналитических отчетов в файл и печать отчетов. При вызове сохраненного отчета исходные данные автоматически обновляются, а расчетные — пересчитываются;

- публикация отчетов в Интернет. Просмотр опубликованных отчетов можно осуществлять в MS Internet Explorer без установки «Onvision»;

- создание файла автономного куба для работы с исходными данными в автономном режиме. При создании автономного куба можно выполнить полное копирование всех полей источника, а можно с целью уменьшения объема файла скопировать только необходимые для работы поля. Файл автономного куба можно разместить в сети для общего пользования или переслать адресату по электронной почте;

- экспорт отчета в MS Excel в виде сводной таблицы, книги или графического изображения.
^

«Альт – Финансы»


Программный продукт «Альт – Финансы» предназначен для выполнения комплексной оценки деятельности предприятия, выявления основных тенденций его развития, расчета базовых нормативов для планирования и прогнозирования, оценки кредитоспособности предприятия.

Проведение детального финансового анализа и управленческая интерпретация полученных результатов позволят найти оптимальный путь развития, разработать программу финансового оздоровления предприятия, находящегося на грани банкротства, обосновать инвестиционное решение.

Открытость и адаптивность программного продукта «Альт – Финансы» предоставляют пользователю возможность самостоятельно вносить изменения в программу, учитывая свои требования или конкретные условия.

С помощью программного продукта «Альт – Финансы», используя данные стандартной бухгалтерской отчетности, рассчитываются финансовые показатели, характеризующие:

- ликвидность;

- платежеспособность;

- оборачиваемость;

- финансовую устойчивость;

- рентабельность;

- эффективность использования финансовых ресурсов.

Пользователь также имеет возможность выполнять финансовый анализ, используя как старые, так и новые формы бухгалтерской отчетности. С помощью специально написанной макрокоманды, бухгалтерская отчетность автоматический переводится из старого в новый формат.

Программный продукт «Альт – Финансы» использует основные методы проведения анализа:

- горизонтальный – анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с аналогичными за другие периоды;

- вертикальный – анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного углубления и детализации;

- сравнительный – анализ, при котором исследуемые показатели сравниваются с аналогичными среднеотраслевыми или показателями основных конкурентов.

Кроме того, пользователь располагает возможностью проведения факторного анализа изменения показателя общей ликвидности, рентабельности собственного капитала и других показателей.

Анализ финансового состояния заемщиков по программе кредитования малого и среднего бизнеса, реализуемой в России Европейским Банком Реконструкции и Развития, в Петербурге выполняется с помощью системы, созданной на базе программы «Альт – Финансы».

Программа реализована в форме шаблона для Microsoft Office Excel. В состав шаблона входит лист с таблицами исходных данных и результатов и около десятка листов с графиками. Набор финансовых показателей вполне достаточен и сделан на хорошем уровне. Естественно, программа, построенная на Excel, получает все возможности этой электронной таблицы. Структура данных при работе с балансом и финансовыми показателями достаточно проста, поэтому дописывать собственную аналитику несложно. «Альт - Финансы» - единственная программа, которая может полностью переводить все свои таблицы на английский. Для сравнения, «ИНЭК – Аналитик» переводит только две таблицы из нескольких десятков, а «Audit Expert» - только стандартные отчеты (около 60%), исходные же таблицы переводит только «Альт - Финансы». Для анализа динамики показателей, если только они не выражены в относительных единицах, нужно исключить влияние инфляции. Это может быть приведение к стабильной валюте или использование других дефляторов. В программе «Альт – Финансы» этого нет.
^

«АБФИ – предприятие»


«АБФИ - предприятие» (Анализ Банковской и Финансовой Информации) - экспертная аналитическая система, предназначенная для анализа любой формализованной информации. Универсальность системы подтверждается тем, что ее пользователями являются самые разные организации - Банк России (департаменты Центрального аппарата и Территориальные учреждения), коммерческие банки, предприятия. Работая с системой, финансовый аналитик имеет возможность обрабатывать информацию быстро и точно, используя для этого все необходимые данные и не отвлекаясь на технические детали.

Стандартные методические приложения для предприятий поставляются в комплекте «АБФИ – предприятие». Набор методических приложений включает: анализ показателей бухгалтерской отчетности предприятия, горизонтальный и вертикальный анализ баланса, расчет финансовых коэффициентов. интегральную оценку финансового положения, расчет показателя развития предприятия, а также приложения для диагностики банкротства и оценки рыночной стоимости предприятия.

Перечисленные методические приложения выполнены с привлечением современных методик финансово-экономического анализа. Важным преимуществом является возможность трансформации финансовой отчетности по международным правилам, что дает предприятию дополнительные преимущества как при работе с зарубежными партнерами, так и для принятия управленческих решений.

«АБФИ – предприятие» можно рекомендовать в тех случаях, когда принципиальное значение играет правильно поставленная методика анализа. Например, при необходимости проводить ранжирование многих предприятий (внутри холдинга или при отборе предприятий для финансирования банком). Для этих ситуаций, особенно учитывая грамотное технологическое решение, «АБФИ - предприятие» подходит очень хорошо.

^ Общие принципы автоматизации аудита

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Проведение аудита с помощью компьютеров» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 протокол №1) предусмотрены следующие требования к используемым в аудите программным средствам:

- анализ содержания формируемой в бухгалтерии экономического субъекта базы данных, если таковая существует и доступна;

- контроль показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета экономического субъекта;

- тестирование алгоритмов, используемых в автоматизированной системе бухгалтерского учета;

- контроль соответствия показателей, содержащихся в форматах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или базы данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов;

- использование возможностей поисково-справочных информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в РФ;

- формирование аудиторской документации (рабочей и итоговой).

Следует отметить тот факт, что на рынке компьютерных программ сегодня присутствует только три специализированных продукта, направленных на решение задач аудита: «Помощник аудитора» компании «ДИЦ» и «Экспресс-аудит», «Ассистент аудитора» консалтинговой группы «Термика» (Москва), что свидетельствует об отсутствии общепринятых принципов автоматизации аудита.

В автоматизации аудита прослеживаются два принципиально различающихся подхода.

Первый предполагает использование набора тестов (рабочих таблиц), ориентированных на ввод констатирующей информации (типа «да», «нет») о соблюдении тех или иных правил бухгалтерского учета. При этом бухгалтерская информация клиента полностью или частично игнорируется. Такой путь может привести к существенному риску пропуска ошибок.

Второй подход ориентирован на первичную информацию клиента, в которой отражены хозяйственные операции на синтетическом и аналитическом уровне. В этом случае требуются существенные затраты времени на ввод данных клиента.

Наиболее правильно гибкое сочетание упомянутых подходов, позволяющее формировать окончательное мнение аудитора как на основе тестов (рабочих таблиц), так и на основе оценки достоверности первичной бухгалтерской информации клиента.

^ Организационные и технические особенности проведения аудита с использованием программных средств

Очевидно, что рабочим инструментом аудитора при проведении проверки является компьютер. Программа должна быть сетевой, а все данные – храниться в единой базе, к которой пользователи системы должны иметь автоматизированный доступ соответствующего уровня. Наряду с операционной системой Windows 95/98 и выше на каждом компьютере желательно иметь браузер Internet Explorer версии не ниже 5.0.

Вход в систему должен быть авторизован, чтобы в процессе работы можно было автоматически отслеживать, кто, когда и какие данные вносил (изменял). Пользователям предоставляют разные права по работе с системой, которые в простом варианте делятся на два уровня: руководитель проверки и аудитор. Все информация, записанная в базу данных (БД), должна быть доступна одновременно всем членам аудиторской группы.

^ Этапы проведения аудиторской проверки

1.Подготовительный этап

Здесь выполняются следующие мероприятия. Изучается и записывается в базу данных информация о клиенте: данные Главной книги, показатели бухгалтерской отчетности и другая доступная информация.

На основе полученной информации проводятся предварительный финансовый анализ, оценка уровня существенности и аудиторского риска.

С учетом полученных результатов разрабатывается общий план аудита и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Далее аудиторы в соответствии с полученным заданием самостоятельно выполняют следующие работы:

- проводят анализ бухгалтерских записей по Главной книге с целью выявления некорректных и нетипичных операций по порученным им разделам;

- определяют уровень существенности по своим разделам;

- разрабатывают программы аудита по разделам с учетом особенностей экономического субъекта и полученной о нем информации (анализ отчетности и Главной книги);

- в соответствии с базой правил самостоятельно формируют рабочие таблицы по разделам для тестирования выполнения правил бухгалтерского учета и записывают их в БД, составляя локальную базу правил для своих разделов.

На основании записанных в базу данных показателей бухгалтерской отчетности все расчеты по анализу финансового положения клиента могут выполняться сразу же, однако до выражения окончательного мнения о достоверности проверяемой отчетности пользователя этими результатами надо с осторожностью.

Большим удобством при проведении проверки оказывается доступность каждому аудитору данных отчетности и Главной книги непосредственно на своем рабочем месте.

По окончании подготовительного этапа можно приступать непосредственно к проверке.

^ 2. Этап проверки

После выполнения мероприятий подготовительного этапа аудитор приступает к проведению проверки своего раздела. Очевидно, что результатом его работы должно быть выражение мнения о достоверности комплекса учетных задач, проверка которого ему поручена в соответствии с общим планом аудита. Разумеется, мнение должно быть обоснованным и выражено в форме, принятой внутренними стандартами аудиторской фирмы. Общая схема работы аудитора может содержать следующие этапы: планирование; изучение исходной информации; выражение мнения аудитора и составление отчета руководителю.

Исследуя отдельную хозяйственную операцию, аудитор должен иметь следующие возможности:

- в ходе работы обращаться к сформированной на подготовительном этапе локальной базе правил по своему разделу;

- регистрировать в базе данных все проверенные операции и свои комментарии по ним;

- регистрировать допущенные ошибки и нарушения по рассматриваемой хозяйственной операции, используя справочник типовых бухгалтерских ошибок. В случае выявления ошибки, отсутствующей в справочнике, его можно оперативно пополнить;

- регистрировать в локальной базе правил своего раздела собственные профессиональные суждения о соблюдении (несоблюдении) отдельных правил бухгалтерского учета, при необходимости записывая комментарии.

Таким образом, вся информация по каждому элементу проверяемой совокупности должна записываться в базу данных непосредственно в момент выражения аудитором частного мнения по проведенной операции. Как правило, в случаях несложных нарушений запись информации об одной операции занимает у опытного аудитора не более 1-2 минут.

^ 3. Завершающий этап

Здесь аудитор производит оценку и анализ полученной в ходе аудита информации. Автоматизация позволяет ему производить оценку существенности выявленных нарушений по проверяемой совокупности в любой момент времени. Модулем обработки и оценки должен быстро производиться расчет существенности выявленных нарушений на основе данных:

- о принятом уровне существенности;

- о проведенных операциях;

- о сумме выявленных нарушений по счету;

- о величине проверяемой совокупности (по данным Главной книги).

Одновременно с этим должна формироваться справка о количестве и характере так называемых качественных нарушений по проверенному разделу, т.е. нарушений, не влияющих на сальдо проверяемого счета или по которым невозможно определить величину искажения отчетности. Примером может служить отсутствие расшифровки подписей должностных лиц.

Итогом проверки раздела для аудитора является выражение мнения о достоверности проверенного раздела, документирование проведенной проверки и подготовка отчета руководителю.

Преимущества автоматизации аудиторской деятельности: в ходе проверки

аудитор находится в принципиально иной информационной среде, чем при обычных методах проведения аудита. Каждому аудитору доступна информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности и Главной книге клиента, а также результаты ее обработки.

Собранная в ходе проверки всеми членами аудиторской группы информация записываться в единую базу данных, в результате вся она доступна всем членам группы, что делает возможность аудитору (руководителю проверки) использовать результаты работы своих коллег.

Заключение

Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная финансовая деятельность любой организации.

Главной задаче современных информационных технологий финансового управления является своевременное предоставление достоверной, в необходимом количестве информации специалистам и руководителям для принятия обоснованных управленческих решений.

Автоматизированная информационная технология представляет собой совокупность методов и способов сбора, передачи, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники и связи.

Актуальность настоящей работы обуславливается тем, что информация в настоящее время выходит на первый план среди прочих ресурсов предприятия. Это обуславливается необходимостью экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В настоящее время информационные процессы являются активными силами взаимосвязи внутри и между экономическими объектами хозяйствования. Такие процессы в основном строятся на использовании разнообразных технологических решений.

С появлением в начале 80-х гг. ПЭВМ, обладавших высоким быстродействием, большой емкостью оперативной и внешней памяти на жестком магнитном диске, широким выбором внешних устройств ввода-вывода информации, ориентированных на выполнение функций формирования первичных документов и учетных регистров, позволили по-новому подойти к вопросам организации машинной обработки бухгалтерских задач. Начался переход от централизованной обработки бухгалтерской информации на ВЦ предприятий к децентрализованной, предусматривающей установку ПЭВМ на рабочем месте бухгалтера. Важнейшим преимуществом АРМ является возможность использования компьютеров на малых и средних предприятиях. Это обеспечивает доступ небольших предприятий к электронной технике, что полностью исключалось при централизованной обработке информацией. В условиях децентрализованной обработки появляется возможность решения отдельных задач на автоматизированных местах бухгалтеров (АРМ) и передачи полученных результатов на компьютер более высокого уровня для составления сводных регистров бухгалтерского учета и отчетности.

На настоящий момент существует достаточно широкий спектр продукции, призванной удовлетворить самые разнообразные нужды, как небольших компаний, так и компаний-гигантов. Эти программные продукты в полной мере охватывают все аспекты деятельности предприятий, от логистики, маркетинга, производства, сбыта, управления персоналом до бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита.

В данной работе как раз и рассмотрели автоматизированные системы бухгалтерского учета, анализа и аудита, основные принципы их построения и использования.
Список литературы

  1. Информационные системы в экономике. К. В. Балдин, В. Б. Уткин. – М., издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

  2. Бухгалтерское дело: учебное пособие / Под ред. Н.Н. Хахоновой – Москва, 2004.

  3. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. 2-е изд. – перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

  4. Мареев «Эффект «Титаника» // Автоматизация бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. – М, 2004 г.

  5. 1С:Предприятие. Версия 7.7. Руководство пользователя. – Фирма «1С», Москва , 1999

  6. Громова А. Автоматизация бюджетного анализа, планирования и прогнозирования // Финансовая газета, №15, апрель 2001 г.

  7. Лукасевич И.Я. Программное обеспечение финансовых решений // Финансы, №7, 2001 г.

  8. Информационная система «Консультант Плюс». Российское законодательство»

  9. Справочная правовая система «Гарант». Законодательство с комментариями


Использованы материалы с сайтов:

    1. www.akdi.ru

    2. http://base.consultant.ru

    3. http://buhgateria.ru

    4. http://egrul.ru

    5. www.parus.ru

    6. www.altrc.ru



Скачать файл (79.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru