Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Руководство - Стратегия повышения конкурентоспособности национальной банковской системы РФ - файл 1.doc


Руководство - Стратегия повышения конкурентоспособности национальной банковской системы РФ
скачать (2116 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2116kb.04.12.2011 19:15скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Ассоциация российских банков
СТРАТЕГИЯ

ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ

Москва, 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ



1. Необходимость повышения конкурентоспособности национальной банковской системы РФ.
2. Валютная либерализация: решения и последствия.
3. Показатели роста банковской системы на 2005-2008гг.
4. Пути развития банковской системы России.
4.1 Приоритеты денежно-кредитной политики.

4.2 Наращивание долгосрочной ресурсной базы банков.

4.3 Рост рентабельности и повышение капитализации банков.

4.4 Поддержание банковской ликвидности. Рефинансирование и межбанковский рынок.

4.5 Совершенствование банковского надзора.
^ 5. Расширение кредитования экономики.
5.1 Укрепление юридической защиты прав кредиторов.

5.2 Повышение платежеспособности заемщиков.

5.3 Кредитование малого бизнеса.

5.4 Ипотечное кредитование.

5.5 Потребительское кредитование.
^ 6. Повышение эффективности организации банковской системы.

6.1 Усиление согласованной работы Банка России с банковским сообществом.

6.2 Меры по повышению доверия к банковской системе.

6.3 Размещение банковского капитала по территории России.

6.4 Развитие национальной платежной системы.

6.5 Развитие саморегулирования.
^ 7. Повышение качества работы кредитных организаций.
7.1 Развитие корпоративного управления.

7.2 Стандарты качества деятельности банков.

7.3 Внутренний контроль и управление рисками.

7.4 Повышение транспарентности кредитных организаций. Переход на МСФО.
Приложение.

План мероприятий по реализации Стратегии повышения конкурентоспособности банковской системы Российской Федерации.


  1. Необходимость повышения конкурентоспособности

банковской системы

Перед экономикой России поставлены амбициозные цели, соответствующие масштабам страны, её месту и роли в мировом сообществе.

С учётом необходимости сохранения политического и экономического суверенитета России, поставленные задачи по экономическому и социальному развитию страны могут быть решены только при высоком уровне конкурентоспособности национальной банковской системы России как «финансового локомотива» экономики.

Конкурентоспособность банковской системы – это универсальный инструмент и ключевое звено в решении задачи повышения конкурентоспособности России. От конкурентоспособности российской банковской системы зависит развитие национальной промышленности, в том числе, обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. Современная банковская система позволит решить проблему устаревших основных фондов российской промышленности.

От уровня банковской системы, в том числе от развития потребительского и ипотечного кредитования, напрямую зависит благосостояние российских граждан. Кредитование стимулирует активный образ жизни и прививает ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.

Развитие конкурентоспособной банковской системы – это возможность вовлечения большего объема средств в легальный оборот, повышения уровня культуры ведения бизнеса и декриминализации рынка, включения в банковский оборот средств населения.

Под конкурентоспособностью банковской системы России понимается её способность конкурировать с банковскими системами стран с развитой рыночной экономикой, а также способность национальных кредитных организаций конкурировать между собой. Уровень конкурентоспособности определяется функциональной ролью национальной банковской системы в экономике Российской Федерации, уровнем финансовой устойчивости и транспарентности, качеством корпоративного управления.

Важнейшими показателями конкурентоспособности банковской системы являются:

  • показатели, отражающие масштаб банковской системы и их соотношение с важнейшими макроэкономическими показателями (отношение активов и капитала банков к ВВП, отношение выданных кредитов и привлечённых вкладов к ВВП и др.);

  • сравнительные показатели, характеризующие объёмы активов и капитала крупнейших российских банков по сравнению с банками развитых стран;

  • показатели, характеризующие устойчивость, ликвидность кредитных организаций и банковской системы в целом;

  • показатели, характеризующие уровень насыщения банковскими услугами (количество кредитных организаций, их филиалов, распределение капитала банков по территории страны);

  • показатели, характеризующие доступность банковских услуг для населения;

  • рентабельность банковской системы;

  • ценовая характеристика банковских услуг.

Данный перечень показателей далеко не исчерпывающий. Он обусловлен конкретными задачами, которые ставятся при анализе конкурентоспособности банковской системы.

Актуальность повышения конкурентоспособности банковской системы России возрастает в настоящее время не только в связи с задачами социально-экономического развития страны, но и в связи с необходимостью обеспечения экономической безопасности России при вступлении в ВТО. Включение России в международное сотрудничество требует принятия энергичных мер по защите национальных интересов в финансовой сфере, и в первую очередь, ускоренного развития банковской системы.

В настоящее время, несмотря на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, в России отсутствует устойчивая финансовая база для развития экономики.


Показатели

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

Прирост ВВП

5,2%

4,7%

7,3%

7,1%

Уровень инфляции

18,6%

15,1%

12%

11,7%

Отток капитала (млрд. долл.)

14,9

8,1

2,3

7,3

При этом масштабы российской банковской системы явно не соответствуют экономическим потребностям страны и значительно меньше масштабов банковских систем стран, с которыми России сопоставима по геополитическому значению.

Отношение активов и капитала банков к ВВП в России гораздо ниже, чем в развитых странах.



Активы

млрд. $.

/ ВВП

(%)

Капитал

млрд. $.

/ ВВП

(%)


Германия

6672

338

454

16,7

Франция

6618

331

570

28,5

Великобритания

9247

437

603

28,5

^ 15 стран Еврозоны

29485

246

1642

14

Россия

257

42.5

34

5,6


Такое резкое отставание банковской системы тормозит экономическое и социальное развитие страны. Существенно возрастает также зависимость российских предприятий от иностранного капитала, российский бизнес лишается самостоятельности в принятии инвестиционных решений. Это может привести к постепенной утрате Россией экономического суверенитета.

В настоящее время более 37% общего объёма кредитов получено российскими предприятиями от иностранных кредиторов. С учётом кредитов, ранее предоставленных российским банкам их иностранными партнёрами, эта цифра увеличивается до 51%.

Главный путь, обеспечивающий возможность равноправной конкуренции с иностранными банками – ускоренное развитие российских банков. Необходимо преодолеть отставание в банковской сфере, создать экономическую среду, стимулирующую развитие банковской системы.

К основным проблемам, сдерживающим развитие российской банковской системы, относятся:

  • существующая ограниченнность источников пополнения долгосрочной ресурсной базы и повышения уровня капитализации банков;

  • слабое развитие системы рефинансирования;

  • высокие риски кредитования;

  • слабая юридическая защита законных прав и интересов кредиторов;

  • чрезмерный надзор и высокий уровень зарегулированности банковской деятельности;

  • значительные затраты и низкая рентабельность банковской деятельности;

  • высокая цена банковских услуг для населения и предприятий.

Для решения задач по развитию банковской системы требуется выработка государственной политики по этому важнейшему направлению. Государственная политика должна быть направлена на то, чтобы в условиях глобализации и либерализации финансовых рынков российская банковская система не рухнула под натиском иностранного капитала и финансовых спекуляций. России необходимы долгосрочные инвестиции прежде всего в производственный сектор экономики, и необходимо делать всё возможное для того, чтобы эти задачи могла решать и решала национальная банковская система.

Следует привлечь государство к формированию инфраструктуры рынка банковских услуг, определить первоочередные меры по законодательному решению назревших проблем, пути повышения качества и эффективности работы кредитных организаций.

Данный документ, подготовленный АРБ, определяет цели, задачи и методы совместной деятельности всех членов банковской системы, включая кредитные организации, Центральный банк Российской Федерации и его Главные управления в регионах. Этот документ отражает позицию банковского сообщества по решению наиболее актуальных проблем развития банковской системы страны на 2005-2008 годы.
^ 2. Валютная либерализация: решения и последствия.

Актуальность разработки Стратегии повышения конкурентоспособности банковской системы усиливается в связи с избранной Россией моделью либерализации системы валютного регулирования. Принятые в последнее время масштабные решения в области либерализации валютного законодательства, подготовке к вступлению в ВТО, введение системы страхования вкладов, возрастающая вовлеченность в процессы глобализации дают не только новые возможности, но и создают новые риски. Риски эти могут реализоваться в полной утрате национальной банковской системы, ее оффшоризации и маргинализации. Тем самым государство утратит не просто инструменты контроля в финансовой сфере, но и значительную часть того, что является неотъемлемой частью национального экономического суверенитета.

Мировой опыт, в частности Индии и Китая, благополучно миновавших «азиатский» кризис 1997-1998г.г., показывает целесообразность постепенного подхода, приоритета устойчивости национальной экономики и банковской системы. Либерализация банковской деятельности в сочетании с мерами по повышению конкурентоспособности банковской системы позволяют синхронизовать сроки и масштабы перемен в экономике и банковской системе.

Новое российское валютное законодательство основывается на концепции, предусматривающей избирательную либерализацию внешнеэкономических отношений, в частности, снятие ограничений на трансграничное оказание банковских услуг без адекватной либерализации внутреннего финансового рынка. Это может привести к негативным последствиям для российской экономики.

Так, после вступления в силу 18 июня 2005г. нормы, предоставляющей юридическим лицам − резидентам право свободного открытия счетов в зарубежных банках и распоряжения зачисленными на них средствами, ожидаются следующие отрицательные последствия для развития российской банковской системы:

1) переход наиболее надежных и кредитоспособных клиентов на обслуживание в иностранные банки. Дополнительный рост капитала иностранных банков за счёт комиссионных доходов, полученных от операций с российской клиентурой;

2) резкое уменьшение трансграничных денежных потоков вследствие перевода их за рубеж;

3) сокращение ресурсной базы российских банков;

4) сокращение объемов кредитования (особенно долгосрочного, в том числе ипотечного) и предоставления других банковских продуктов российскими банками;

5) повышение рискованности операций российских банков за счёт ухудшения качества клиентуры. В конечном счёте возрастание системного банковского риска;

6) снижение уровня монетизации экономики;

7) снижение темпов роста частного предпринимательства (особенно малого бизнеса);

8) дальнейшее усиление долларизации российской экономики.

В отсутствие должного механизма налогового контроля за операциями по зарубежным счетам данная норма фактически лишает российские налоговые органы возможности проверять представляемую им информацию о сумме подлежащих уплате налогов, в результате чего государство может утратить значительную часть налоговых поступлений.

Не менее серьезные сложности могут возникнуть и в гражданском обороте. Здесь проблемой является отсутствие у России соглашений о взаимном признании судебных решений с рядом крупнейших стран (например, Великобританией, США). В связи с этим даже при наличии решений российских судов о взыскании задолженности с резидентов, имеющих счета в банках за пределами территории Российской Федерации, кредитор не будет иметь юридической возможности осуществить взыскание с указанных счетов.

В результате национальная экономическая и денежно-кредитная политика становится крайне подверженной влиянию извне, лишается важных инструментов защиты от неблагоприятных внешнеэкономических процессов, и как следствие ставится под угрозу национальная экономическая безопасность страны.

Избежать таких угроз для экономики возможно путем введения моратория на действие соответствующих законодательных норм на срок до выравнивания уровня развития иностранных и российской банковских систем, создания эффективного механизма защиты прав кредиторов за рубежом, а также совершенствования международного налогового администрирования.

Если данные меры не будут введены, то отказ от использования инструментов контроля за возможным масштабным притоком и оттоком спекулятивного капитала после 1 января 2007г может привести к непредсказуемым последствиям для внутреннего финансового рынка.

Отсутствие валютных ограничений делает рынок повышенно волатильным, курс национальной валюты  неустойчивым и, тем самым, привлекательным для спекулятивной игры.

Согласно экспертным оценкам, только в результате отказа от основных валютных ограничений приток спекулятивного капитала в Россию в среднем составит около 8% ВВП. Столь значительный приток капитала повлечет существенный рост денежного предложения, что, в свою очередь, приведет либо к дальнейшему укреплению курса рубля, ухудшая конкурентные условия для российских экспортеров, либо к росту эмиссии для покупки иностранной валюты, провоцируя инфляцию.

Помимо системы постоянно действующих валютных ограничений в арсенале Банка России должны находится «сильнодействующие средства» влияния на валютный рынок.

Таким средством может быть возможность введения чрезвычайных мер в виде временного ужесточения правил валютного контроля за валютными операциями, связанными с движением капитала, в случае резкого снижения величины золотовалютных резервов, резкого изменения курса рубля, ухудшения платежного баланса или возникновения кризисных явлений на финансовом рынке.

Законодательное закрепление одной только возможности введения подобных мер исключительно положительным образом скажется на сохранении стабильности внутреннего валютного рынка и на обеспечении национальной финансовой безопасности. В то же время во избежание принятия необоснованных или неадекватных решений о введении указанных мер за ними должен быть установлен парламентский контроль.

Таким образом, банковское сообщество, поддерживая идею создания в России соответствующей мировым стандартам финансовой системы, считает необходимым соизмерять степень либерализации валютного законодательства с повышением конкурентоспособности отечественной банковской системы с целью предотвращения угрозы экономической безопасности страны.


  1. Показатели роста банковской системы на 2005-2008 гг.


^ 3.1 Рост активов.

С учетом потребностей экономики и новых аспектов денежно-кредитной политики объём активов российских банков должен увеличиться к 1 января 2009 г. до 23,2 трлн. руб. или 80% ВВП за 2008 год.


Показатель

01.01.2005

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

Активы (Пассивы)

(млрд. руб.)

7 140

10 300

14 000

18 200

23 200

прирост в % к предыдущему году

+27%

+44%

+36%

+30%

+27%

в % к ВВП

42%

52%

60%

70%

80%


При расчёте ориентировочных показателей роста банковской системы России Ассоциация российских банков исходила из того, что для удвоения ВВП необходимые ежегодные темпы его прироста составляют 7,3%. При расчёте показателей заложено снижение инфляции с 11,7% в 2004 году до 5% в 2008 году.

В течение 2005-2008 годов будет происходить замедление темпов прироста активов банков с 44% в 2005г. до 27% в 2008г., что в первую очередь объясняется "эффектом базы", т.е. увеличением абсолютных объёмов активов банков, используемых для расчёта прироста к предыдущему году.
^ 3.2 Капитал банков.

При осуществлении мер, направленных на повышение капитализации банковской системы России, объём капитала банков должен достичь уровня 2 670 млрд. руб., что составит 9,2% ВВП за 2008 год. При этом абсолютные показатели ежегодного прироста капитала банков будут расти – с 280 млрд. руб. в 2005 году до 550 млрд. руб. в 2008г.


Показатель

01.01.2005

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

Капитал

(млрд. руб.)

940

1 220

1 640

2 120

2 670

прирост в % к предыдущему году

+16%

+30%

+34%

+29%

+26%

в % к ВВП

5,6%

6,2%

7,2%

8,2%

9,2%


^ 3.3. Кредитование экономики.

Сумма кредитов нефинансовым предприятиям при условии принятия необходимых мер по совершенствованию залогового законодательства, усилению защиты прав кредиторов, развитию кредитования среднего и малого бизнеса к концу 2008 года должна достигнуть 8 700 млрд. руб., что составит 30% ВВП и 37% активов банков. Ежегодный прирост объёма кредитов должен составить не менее 1 трлн. руб., а в 2008г. - 1,7 трлн. руб.



Показатель

01.01.2005

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

Кредиты нефинансовым предприятиям

(млрд. руб.)

3 200

4 300

5 500

7 000

8 700

прирост в % к предыдущему году

+38%

+34%

+30%

+27%

+23%

в % к ВВП

18%

21%

24%

27%

30%

в % к активам банков

44,7%

41,5%

40%

38,7%

37,5%


^ 3.4. Кредитование населения.

Сумма кредитов физическим лицам должна расти темпами, опережающими темпы роста остальных показателей. Это связано с наличием значительных объёмов неудовлетворённого спроса населения на банковские кредиты, особенно ипотечные. Развитие кредитования населения должно в значительной степени стимулироваться наращиванием объёмов выпуска ипотечных бумаг банками, совершенствованием залогового законодательства и законодательства, направленного на защиту прав кредиторов.

При осуществлении выпуска ипотечных ценных бумаг в 2005 году, объёмы кредитования вырастут не менее чем в 2 раза. К началу 2009г. кредиты физическим лицам в России должны составить не менее 15% ВВП.


Показатель

01.01.2005

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

Кредиты физическим лицам

(млрд. руб.)

620

1 300

2 100

3 100

4 300

прирост в % к предыдущему году

в 2,7 раза

в 2,08 раза

+65%

+47,4%

+39,2%

в % к ВВП

3,7%

7%

9%

12%

15%

в % к активам банков

8,7%

12,5%

15,1%

17,2%

18,8%


^ 3.5. Вклады населения.

На прирост вкладов населения в ближайшие годы окажет существенное положительное воздействие запуск системы страхования вкладов, а также реализация комплекса мер, направленных на повышение устойчивости и укрепление доверия к банковской системе России, что будет способствовать притоку в банковские вклады как части текущих доходов населения, так и сбережений, находящихся на руках у населения. При реализации необходимых мер к началу 2009г. сумма вкладов населения в банках может достичь 8 трлн. руб., или 27,6% ВВП. Их доля в пассивах банков должна увеличиться с 28% на 01.01.2005г. до 34,5% на 01.01.2009г.


Показатель

01.01.2005

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

01.01.2009

Вклады населения

(млрд. руб.)

2 003

2 950

4 370

6 075

8 080

прирост в % к предыдущему году

+30%

+47%

+48%

+39%

+33%

в % к ВВП

12%

15%

19%

23,5%

28%

в % к пассивам банков

28%

28,6%

31%

33,3%

35%



Достижение этих показателей требует расширения источников формирования ресурсов банков, совершенствования законодательства, а также существенной перестройки форм и методов ведения банковского дела.
4. Пути развития банковской системы России.
^ 4.1 Приоритеты денежно-кредитной политики.

4.1.1 В связи с повышением открытости российской экономики и финансовой системы, на приоритеты денежно-кредитной политики всё в большей степени влияет мировая конъюнктура. Объёмы эмиссии и денежного предложения, рост монетизации практически полностью определяются потоками экспортной выручки. Покупка валюты Банком России уже в течение пяти лет остаётся основным каналом эмиссии.

В то же время, задача сохранения высоких темпов роста ВВП требует большей предсказуемости денежной и курсовой политики и её базирования на приоритетах развития российской экономики, когда рост монетизации будет связан не с экспортными потоками, а с ростом товарной массы внутри страны, ростом внутреннего спроса и производительности труда в России.

4.1.2 Необходимо пристальное внимание уделять развитию рынка государственного долга. Регулирование требует наличия в портфеле активов банковской системы низкорискованных активов – госбумаг, поскольку без них банкам гораздо сложнее выполнять требования по достаточности капитала. Однако слабое развитие этого рынка в условиях профицита бюджета ограничивает возможности банков. Другим ограничителем является отрицательная реальная доходность таких бумаг (т.е. ниже инфляции).

В этой ситуации целесообразно осуществлять выпуск целевых займов на отдельные проекты (например, развитие телефонной связи или строительство дорог, портов). Также могут эмитироваться суррогатные госбумаги, т.е. обычные коммерческие бумаги, но имеющие государственную гарантию (выпускаемые, например, в рамках реализации проектов по государственно-частному партнёрству). Такое решение позволит увеличить вложения участников рынка в российские государственные ценные бумаги. Принципиально неверно финансировать чужие экономики, в то время как Россия остро нуждается в инвестициях.

4.1.3 Наряду с конкретными проблемами развития финансовых рынков необходимо решить стратегическую задачу введения в рыночный оборот активов, не представленных в настоящий момент на рынках капитала. Это – богатейшие природные ресурсы, недвижимость, земля. Вовлечение их в рыночный оборот позитивным образом скажется на росте финансовых рынков, придаст дополнительный импульс развитию кредитных операций российских банков.
^ 4.2. Наращивание долгосрочной ресурсной базы банков.

Удлинение ресурсной базы банковской системы даст возможность с меньшим риском предоставлять долгосрочные кредиты экономике, спрос на которые постоянно увеличивается. Только через развитие инструментов долгосрочного кредитования технического перевооружения промышленности Россия может совершить инвестиционный рывок, преодолев технологическое отставание и решив проблему зависимости экономики от экспорта сырья.

4.2.1 Рост вкладов населения – существенный фактор удлинения ресурсной базы банков.

В банках западных стран вклады населения составляют 35-55% общей суммы привлеченных средств и являются важнейшим источником кредитных ресурсов. В России вклады населения составляют до 25% привлеченных средств.

Принятый в 2004г. Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" усилил государственную защиту интересов вкладчиков. Последующему росту вкладов населения в банках будет способствовать дальнейшая разработка мер по повышению доверия к банкам. В результате, в течение ближайших 3-х лет можно увеличить вклады населения в банках в 2-3 раза.

С целью расширения спектра вкладных операций необходимо пересмотреть положения ст. 837 Гражданского кодекса РФ и внести изменения, предоставляющие сторонам право предусматривать в договоре банковского вклада иные, чем по первому требованию, условия досрочного возврата вклада.

4.2.2 Необходимо максимально вовлечь в банковский оборот самые «длинные» ресурсы экономики - пенсионные и бюджетные средства.

В соответствии с действующим российским законодательством, управляющие компании могут размещать на счетах в кредитных организациях до 20% аккумулированных ими пенсионных накоплений. В условиях, когда на эти компании приходится всего около 4% накопительной части пенсии объёмы долгосрочных ресурсов, которые могут быть привлечены в банки, являются мизерными (около 500 млн. руб., или 0,8% от общего объёма накопительной части пенсии граждан).

При этом Внешэкономбанк, который в качестве государственной управляющей компании также может размещать до 20% средств накопительной части пенсии в банки (более 10 млрд. руб.), инвестирует все средства в государственные ценные бумаги и еврооблигации.

В настоящее время из банковской системы выведено несколько десятков миллиардов рублей средств федеральных и муниципальных государственных предприятий, которые хранятся в Казначействе. В то же время, будучи внесены на долгосрочные депозиты в банки, эти средства могли бы способствовать значительному расширению кредитования банками экономики.

Целям вовлечения данных ресурсов в банковский оборот будут способствовать следующие мероприятия:

  • введение практики размещения части пенсионных накоплений, хранящихся во Внешэкономбанке РФ, на конкурсной основе на счетах в российских коммерческих банках;

  • разрешение Пенсионному Фонду РФ размещать пенсионные накопления не только во Внешэкономбанке РФ, но и в других управляющих компаниях;

  • увеличение квот на инвестирование средств пенсионной системы в банковские депозиты;

  • внесение дополнений и изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации с целью предоставления субъектам РФ, а также органам местного самоуправления права открытия счетов бюджетов в кредитных организациях;

  • разрешение банкам совмещать банковскую деятельность и деятельность по управлению инвестиционными, паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами;

  • отказ от обременения иностранных пассивов банковской системы путем введения резервирования и пр. (за исключением случаев, связанных с чрезвычайными обстоятельствами);

  • разрешение хранить средства ГУПов и МУПов в коммерческих банках, а также устранение практики принудительного перевода средств указанных предприятий из коммерческих банков в Федеральное Казначейство.

4.2.3 Банковские облигации и сертификаты должны стать одним из дополнительных финансовых инструментов аккумулирования банками средств на средние и длинные сроки.

Ускорению развития рынка облигаций коммерческих банков будет способствовать снятие ограничений на объем эмиссии облигаций. Целесообразно ограничивать размер не обеспеченной залогом собственного имущества или третьими лицами эмиссии облигаций банков не величиной уставного капитала, а размером собственных средств банка-эмитента.

Выпуск и обращение банковских сертификатов необходимо освободить от ограничений:

  • перейти от разрешительного к уведомительному принципу регистрации условий выпуска и обращения сертификатов;

  • производить размещение сертификатов одновременно на нескольких зарегистрированных условиях выпуска и обращения;

  • предусмотреть возможность выпуска сертификатов в иностранной валюте;

  • включить в условия обращения сертификатов возможность промежуточной выплаты процентного дохода.

4.2.4 В целях развития кредитного рынка необходимо создание правовых возможностей по секьюритизации активов. Целесообразно подготовить специальный закон о секьюритизации активов, который будет регулировать выпуск обеспеченных активами ценных бумаг посредством создания специализированных паевых инвестиционных фондов, а также формы и методы регулирования этого процесса.
^ 4.3 Рост рентабельности и повышение капитализации банков.

4.3.1 Важнейший путь повышения капитализации банков - увеличение инвестиционной привлекательности банковского капитала. Этого можно добиться, прежде всего, через улучшение показателей рентабельности деятельности банков, обеспечение обязательной выплаты дивидендов. Именно на этой основе можно активно вовлечь в банки капиталы из других отраслей экономики.

4.3.2 Сдерживает повышение уровня рентабельности банков чрезмерный объем затрат. Он не позволяет кредитным организациям снижать процентные ставки и расширять доступ предприятий и населения к банковским кредитам.

Для решения проблем повышения рентабельности деятельности банковской системы необходимо в 2005-2006 гг. предпринять следующие меры по снижению затрат банков:

- установить адекватную рыночным условиям тарифную политику на расчетно-кассовое обслуживание.

Сегодня банки вынуждены оказывать часть своих услуг по нулевым тарифам (расчетно-кассовое обслуживание бюджетных организаций всех уровней и перечисление налоговых платежей предприятий). В результате банки несут прямые убытки.

- уменьшить расходы на составление отчетности.

Каждый банк в год должен подавать только в ЦБ около 4 тысяч отчетов по 84 формам. Помимо Банка России банки направляют отчетность в налоговые органы, ФСФМ, ФСФР, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный комитет по статистике РФ.

Растет не только число отчетных форм (к отчетности по российским стандартам добавилась отчетность по МСФО, дополнительная отчетность по системе страхования вкладов), но и частота их составления (ежедневный расчет нормативов, включая величину собственного капитала, ведение реестра обязательств перед вкладчиками по состоянию на каждый день и пр.).

  • предоставить кредитным организациям право самостоятельно находить оптимальный баланс между расходами на открытие подразделений, обеспечение его безопасности и доходами от развития бизнеса.

Несмотря на то, что в последнее время Банком России были существенно снижены требования к вновь открываемым банковским структурным подразделениям, это до конца не решило проблему. Теперь она перешла в плоскость взаимоотношений банков со страховыми компаниями и органами вневедомственной охраны. Указанные организации предъявляют к банкам по сути все те же завышенные требования к технической укрепленности кассовых узлов и офисов.

- местным органам власти, заинтересованным в открытии на своей территории подразделений кредитных организаций, оказывать содействие банкам по сокращению расходов на ведение банковского бизнеса в регионе.

Такими мерами могут быть подбор помещений, транспортировка ценностей и грузов из удаленных населенных пунктов, снижение для кредитных организаций размеров коммунальных платежей и пр.

- запретить установление специальных повышающих коэффициентов к арендной плате, уплачиваемой кредитными организациями за помещения и земельные участки.

Во многих российских регионах (Ростовская обл., Тюменская обл. и др.) действует значительно завышенный корректирующий коэффициент вида деятельности для уплаты арендных платежей, который приравнивает банки к казино, ночным клубам и торгующим пивом палаткам, что не отражает реального уровня доходности банковской деятельности.

  • снизить издержки банков по осуществлению вмененных функций контроля.

В настоящее время банки осуществляют ряд несвойственных им функций налогового контроля, контроля за соблюдением кассовой дисциплины клиентов и т.д. Кредитные организации, обслуживающие значительное число юридических лиц, не в состоянии содержать достаточный штат сотрудников для осуществления этих проверок в предписанные сроки. В результате указанные проверки во многих кредитных организациях сводятся к формальности.

Принимая во внимание фискальный характер данных проверок необходимо рассмотреть вопрос о возложении данных обязанностей на налоговые органы.

- увеличить сроки предоставления информации по запросам налоговых органов с 5 календарных до 15 рабочих дней.

4.3.3 Наряду с реализацией мер по повышению рентабельности банков, необходимо упростить процедуры регистрации капитала и размещения акций, а также снять ряд ограничений, необоснованно занижающих величину капитала банковской системы.

В первую очередь требуется предпринять следующие меры:

  • не уменьшать величину основного капитала банков на вложения в акции других кредитных организаций;

  • учитывать в составе капитала резервы общего характера и переоценку основных средств;

  • снять жесткие условия договоров субординированного кредита;

  • не ограничивать возможность рекапитализации более жестким требованием к нормативу капитала, чем в рекомендациях Базельского комитета по достаточности капитала;

  • продлить на срок не менее 10 лет действие льготы по расчету норматива Н6 для банков-участников банковских групп в части размещения средств на корреспондентских счетах между банками-участниками конкретной банковской группы.

4.3.4 Двойное налогообложение доходов на вложенный капитал (налог на прибыль и налог на дивиденды) также ограничивает капитализацию банков. Необходимо освободить от налогов сумму начисляемых дивидендов, создавая тем самым условия для реинвестирования средств.

4.3.5 С целью существенного ускорения и удешевления процедуры добровольной реорганизации кредитных организаций путем слияний и присоединений следует принять специальный Федеральный закон, регулирующий процедуру слияния и присоединения кредитных организаций, либо включить в действующий Закон «О банках и банковской деятельности» специальную статью, детально регулирующую порядок добровольной реорганизации.

4.4. Поддержание банковской ликвидности. Рефинансирование и межбанковский рынок.

4.4.1 В целях укрепления стабильности банковской системы, поддержания ее текущей ликвидности и бесперебойного осуществления расчетов кредитным организациям необходимо обеспечить эффективное функционирование механизма пополнения банковской ликвидности в виде операций рефинансирования со стороны Банка России.

Согласно Балансу Банка России 84% (или 3508, 7 млрд. рублей) его активов на 01.01.2005г. – это средства, размещённые у нерезидентов и ценные бумаги, выпущенные нерезидентами. Только 0,00001% (44 млн. рублей) активов используются для кредитования российских банков и 8,3% (346 млрд. рублей) размещены в российских ценных бумагах.

Система рефинансирования Банка России должна строиться на принципах равного и максимально широкого доступа кредитных организаций к инструментам Банка России. Кредиты должны обладать достаточной гибкостью, позволяющей получить кредит в короткий срок, а также предусматривать условия обеспечения, соответствующие обычной кредитной практике.

Для этих целей необходимо:

1) Расширить перечень активов, принимаемых в обеспечение, добавив в него:

  • дополнительный перечень облигаций субъектов РФ;

  • муниципальные облигации;

  • дополнительный перечень еврооблигаций РФ;

  • дополнительный перечень корпоративных облигаций;

  • наиболее ликвидные корпоративные ценные бумаги («голубые фишки»);

  • векселя банков;

  • кредитные требования к унитарным предприятиям и акционерным обществам, доля государства в которых составляет не менее 50%, а также их векселей;

  • кредиты и векселя компаний, международный рейтинг которых равен или превышает "В-" по версии Standard&Poor's;

  • кредиты, выданные для финансирования контрактов, заключённых по межправительственным соглашениям, расходы по которым включены в бюджет.

2) Чётко установить критерии для кредитов, под которые может осуществляться рефинансирование, с тем, чтобы банки могли, исходя из них, выстраивать отношения с заёмщиками.

3) Минимизировать объём требуемой от банка информации и время для принятия решения о предоставлении ему кредита.

4) На практике использовать Генеральные кредитные договоры между ГУ ЦБ и коммерческими банками (далее – Договор), согласно которым банки могут получать по мере необходимости внутридневные, ломбардные кредиты и кредиты «овернайт» без дополнительного оформления разовых сделок в рамках Договора.

С целью решения комплекса назревших мер по совершенствованию системы рефинансирования Банку России необходимо уже в 2005 г. внести изменения в свою нормативную базу.

4.4.2 Наряду с развитием и укреплением системы рефинансирования необходимо активнее использовать возможности межбанковского кредитного рынка для перераспределения средств между банками с избыточными и с недостаточными ресурсами.

Одновременно рынку межбанковских кредитов и депозитов требуется поддержка со стороны Банка России и его территориальных управлений для обеспечения нормальной работы и снижения рисков. Деятельность территориальных управлений Банка России может заключаться в координации действий и организации информационного обмена с кредитными организациями при заключении межбанковских кредитных сделок. Это позволит снизить вероятность невозврата средств, увеличить доверие банков друг другу и ускорить процесс согласования условий сделок МБК. Такая задача может быть решена как на внутрирегиональном, так и межрегиональном уровнях.

Примером такой организации межбанковского кредитного рынка может стать саратовская модель, которая успешно себя показала в условиях кризисной ситуации летом 2004 года и в настоящее время работает в Республике Башкортостан, Нижегородской и Астраханской областях. Данная модель предусматривает возможности бесспорного списания денежных средств с корсчета банка-заемщика в случае неисполнения им обязательств по финансовой сделке, получения информации о финансовом состоянии других банков-участников, оперативного согласования спроса и предложения на межбанковском кредитном рынке. Теперь кредитные организации этих регионов в соответствии с единым порядком могут заключать между собой межбанковские сделки с использованием вышеуказанных преимуществ.

4.4.3. Учитывая институциональный дефицит долгосрочных ресурсов, а также снижение риска ликвидности по мере развития системы рефинансирования, рынка МБК и совершенствования риск-менеджмента кредитных организаций, становится целесообразным более активное вовлечение краткосрочных ресурсов в процесс кредитования нефинансового сектора экономики на продолжительные сроки. В этой связи необходимо постепенно снижать требования, предъявляемые к количественным показателям ликвидности банков. При этом, в первую очередь, нужно снижать нормативы, отражающие идею обязательного покрытия долгосрочных кредитов пассивами соответствующей срочности. В перспективе, сообразуясь с практикой развитых стран, ряд нормативов ликвидности может быть отменен в принципе.
^ 4.5 Совершенствование банковского надзора.

4.5.1 Сложившееся в российской банковской системе чрезмерное вмешательство надзорных органов является фактором, сдерживающим развитие банковского бизнеса.

В среднем участники рынка оценивают рост затрат на соблюдение всех пруденциальных требований ЦБ в 2004 году в 30%.

Усложнение надзора также приводит к значительному росту трудовых и финансовых затрат банков, требует увеличения штата высококвалифицированных (а значит, высокооплачиваемых) сотрудников и других затрат, не оказывая существенного влияния на эффективность самого надзора.

Установленная Банком России система штрафных санкций остается исключительно жесткой, поскольку предусматривает серьезные меры воздействия к банкам даже в случае незначительных нарушений. В нормативных документах Банка России преобладает применение максимальных санкций.

4.5.2 Для того, чтобы система банковского надзора в России стала эффективной, была в состоянии упреждать возникновение и развитие локальных и системных кризисов необходимо серьезное совершенствование подходов к оценке деятельности банков. Надзорная политика должна стимулировать банки совершенствовать свою практику управления рисками, не возлагая на банки дополнительное бремя.

Банку России необходимо в короткие сроки перейти к системе дифференцированного надзора. Объём надзорных требований и процедур должен определяться финансовым состоянием каждого конкретного банка и степенью соответствия его деятельности нормам действующего законодательства.

На современном этапе приоритетом работы Банка России должен быть контроль за качеством капитала банков, за системами управления рисками, за качеством работы систем внутреннего контроля в банках.

В целях повышения эффективности банковского регулирования и надзора необходимо:

  • сократить число форм, исключив дублирование предоставляемой информации, упростить процедуры отчетности кредитных организаций перед Банком России и другими органами надзора и контроля. Сократить число федеральных структур, требующих предоставления отчетности от банков.;

  • осуществить переход на систему «одного окна» при предоставлении отчётности;

  • закрепить практику предоставления отчётности только в электронном виде на всей территории России;

  • ограничиться при оценке финансового положения юридических лиц – учредителей кредитных организаций только факторами, однозначно свидетельствующими о наличии у них проблем финансового характера, а именно: наличие судебного производства или решения суда о признании предприятия банкротом, наличие картотеки по неоплаченным счетам и т.п.;

  • формализовать мотивы как для банков так и для Банка России при формировании «мотивированных суждений», прежде всего при классификации заемщиков для создания резервов на возможные потери по ссудам;

  • снизить требования по обязательным мероприятиям, требующим значительных затрат. Например, приравнять к публикации ежеквартальное размещение в глобальной сети Интернет ежеквартальной отчетности;

  • унифицировать бухгалтерскую и налоговую отчетность банков путем перехода от кассового метода к методу начисления при определении доходов, расходов и финансовых результатов;

  • число нормативов, невыполнение которых допускает применение мер воздействия, должно быть сокращено.

4.5.3 Необходимо совершенствовать процедуры выявления и реагирования на финансовые трудности кредитных организаций, оптимизировать процедуры ликвидации нежизнеспособных кредитных организаций.

В этих целях требуется:

  • создать систему раннего предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

  • обеспечить повышение оперативности реагирования на выявляемые скрытые свидетельства финансовых трудностей кредитных организаций;

  • создать эффективный механизм реализации активов ликвидируемых банков.

  1   2



Скачать файл (2116 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru