Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - История зарубежной журналистики - файл 2-я часть продолжение.doc


Лекции - История зарубежной журналистики
скачать (133.4 kb.)

Доступные файлы (2):

2-я часть продолжение.doc394kb.17.11.2011 23:54скачать
danilina.rtf313kb.17.11.2011 23:44скачать

содержание
Загрузка...

2-я часть продолжение.doc

1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...

^ 21. Формирование ТВ империи С.Берлускони в 70-80е гг. ХХв.

Предпринимательская деятельность С.Берлускони началась с Телемилано. Она должна была обеспечивать10тыс. жителей Милано 2, т.е. квартала-спутника для состоятельных итальянцев. Для этого Берлускони заказал у фирмы Сименс мощную антенну, которая позволила принимать сигнали распространять его по кабелю Милано2. Канал снабжал жителей двумя выпусками новостей и фильмами. Однако кабельное ТВ широкого развития не получило. Частный капитал больше интересовало эфирное вещание. В апреле 75г. был принят закон о реформе РАИ, который подтвердил государственную монополию на национально теле и радио вещание и подписал принцип плюрализма в информационной деятельности. Этот закон узаконивал принцип партийного руководства над этими структурами.. Он получил название Лотидзоциони, т.е. распределние руководящих постов не в соответствии с профессиональными качествами, а партийной принадлежностью.

Первый период существования коммерческого ТВ в основном связан с активной деятельностью крупных издателей. В 78г. активизировал свою деятельность Берлускони, преобразовав Телемилано в эфирную станцию. В 79г. он купил у кинофирмы Титанус около 300 итальянских фильмов, снятых за последние 40 лет. К этому времени он имел 5телестанций, которые образовали Канале-5 и вели вещание на Севере, и 5 телестанций, входящих в РЕТЕ-10, вещавших на Юге. Кроме того он косвенно контролировал консорциум, через который снабжал местные телестанции пакетами фильмов, уже оснащенных рекламными роликами., владел акциями Джорнале нове. Он пытался создать телесеть, в которой наряду с его собственными станциями были бы задействованы многочисленные местные станции, зависящие от него прямо или косвенно. В этих целях были учреждены финансовое общество Кофинт, рекламно концессионерное общество Рубриталия, которая стала своего рода мотором его группы Фининвест. Берлускони сосредоточился и на имидже своего издания, переманив из РАИ популярных ведущих. Его успехи в телебизнесе обратили на себя внимание американских компаний и Берлускони удалось купить около 500 американских фильмов. Он еще не мог составить конкуренцию РАИ, особенно в информационных программах. Ему не доставало прямого эфира, но то, сто он стремился выйти на уровень национального вещание таило в себе угрозу для государственногоТВ. И может быть это объясняет настоятельное требование реформы РАИ в полном объеме.

11 ноября 1980г. стало официальной датой рождения Канале5 Берлускони, как национальной сети. Визитная карточка – показ американского сериала «Даллос», который способствовал не только росту зрителей, но и популярности канала вообще.Берлускони налаживает и производство собственных программ, создав общество Видеотайм. В это время ни одна телесеть не могла соперничать с Канале-5, которая помимо Видеотайм включала в себя финансовое общество, отдел по закупке программ, рекламное агентство и технические службы. Кроме Берлускони действует и Рускони. Его телесеть Италия-1, могла стать реальным конкурентом Канале-5. Летом 82г. Рускони по финансовым соображением продает свою телесеть Берлускони. Результатом становится то, что во власти Юерлускони оказалась треть телеаудитории. Издательство Мондадори в ответ разоворчаивает антиберлускониевскую компанию. Но борьба Рете и Берлускони не приносит ей успеха и в 84г. она становится собственностью Берлускони. Берлускони пополнил свой ТВ комплект пакетом самого популярного журнала телепрограмм Соризи э концони. Утверждение Берлускони в роли лидера коммерческого ТВ активизирует дискуссии в парламенте о необходимости принятия нового закона, который регламентировал бы деятельность всего телесектора. На фоне этих дискуссий в 84г. разразился скандал, вызвавший решение судей Турина, Рима об опечатании ретранслятора телестанции Берлускони. Свое решение судьи основывали на том, что ведение передач сетями Берлускони в национальном масштабе противоречит решениям конституционного суда о местном вещании коммерческого ТВ. Правительство в спешном порядке приняло декрет, снимающий запрет судей. Еще один декрет официально признавал существование государственного ТВ (РАИ), национальных частных сетей и местных телестанций.

В это время Берлускони основательно внедрялся в Европу. Покупает контрольный пакет акций «Джорнале», ведет борьбу за издание Мондадори. Но главное – его 3 телеканала во 2ой половине 70х стали реальным конкурентом РАИ, несмотря на то, что Берлускони не дают права на прямой эфир. Успех Берлускони объясняют несколько причин: поддержка определенных политических кругов. Сыграло свою роль и тщательно обдуманная стратегия развития телесети и ее обеспечение. Канале-5 удалось преодолеть барьер восприятия коммерческого ТВ только как местного. Берлускони развивает свою модель, сипользуя американскую модель, где ТВ является связующим звеном между индустриальной системой и потребмительским рынком. Этим объясняется то, что Б. оснастил свое коммерческое предприятие собственным национальным рекламным обществом Публиталия, а лишь затем увеличил число каналов до 3х. Б. сделал ставку на 2 основных компонента: публику, рекламу, программы с учетом итальянской специфики.

^ 22. Положение итальянских ежедневных газет в 80 годы

в 80х г.печати удалось преодолеть острый кризис. Большинство газет технологически обновляются. В81г. принят закон о печати №416. Особую актуальность имели отражение в нем вопросов распределения бумаги для газет, о льготных телефонных и телеграфных тарифах, о цене на газеты, о государственных субсидиях на технологии переоснащения издательских предприятий. Наибольший резонанс вызвали антимонопольные положения закона.Согласно им, тираж газет, принадлежащих 1 владельцу не мог превышать 20% тиража всех газет, а тираж газет, обслуживающихся одним конциссионерным рекламным обществом – 30%. Закон предписал гласность в вопросах, касающихся бюджетных изданий, распределение акций между владельцами и совершение финансовых операций в издательской сфере. Но в 87г. последовал еще один закон, №67, дополняющий положения 1ого. В 80е впервые за послевоенный период в Италии стал расти разовый тираж газет. С 87г. ежедневные газеты перешли от фиксированной единой продажной цены на свободную. В эти же годы в системе ежедневной печати окончательно утвердился тип национальной газеты, наиболее полно воплотившийся в «Републике». Ее отличала широта и равномерность охвата территории страны. Она увеличила тираж за счет игровой практики. Затем ее примеру последовали «Мессаджере», «Стампа», и «Корьере дела сера». Тираж увеличился и за счет журнальных приложений-презентов, еженедельных приложений с телепрограммой и местной информацией, иллюстрированные приложения национального характера. Эти еженедельники ужесточили не только борьбу за читателей, но и за рекламу, что в свою очередь затронуло интересы журнального сектора печати. Наряду с национальными газетами в эти годы сформировался новый тип местных газет, объединенных в цепи. Прирост тиража финансово-экономических газет составил 108% (лидер- Конфиндустрия, Солее 24 оре). Это сказалось не только наувеличении специализированных изданий, но и на увеличении ее объема в информационной прессе. Многие газеты, помимо тематических рубрик, стали выпускать вклыдыши, специализированные приложения. Были на подъеме спортивные газеты, особенно после победы итальянской сборной на футбольном чемпионате 82г.Несмотря на государственные субсидии, финансовое положение оставалось нестабильным. Газеты теряли читателей, падал тираж.

^ 23. Судьба «Униты» в 80 годы

«Унита» - крупнейшая левая газета Запада, но и она ощутила тяжесть кризисной ситуации в партийной прессе.В 70х г. компартия постепенно теряла свой авторитет. В том числе и за счет неверного перехода от оппозиции к парламентскому большинству. На отношении к компартии оказали влияние и события в СССР и других странах Восточной Европы. Итальянской компартии удалось выстоять. Но уже в начале 90х после раскола большинства изданий поддержала создание широкой партии левых сил ДПЛС. «Унита», как газета компартии непосредственным образом ощутила на себе последствия политических поисков руководства партии. Ее положение осложняли финансовые трудности (дефицит рекламы). В то же время «Унита» представляет собой уникальный пример итальянской журналистики. С одной стороны, она – партийная газета, с другой – национальная. По распространению и типологическим признакам сближается с ведущими информационными изданиями. Поэтому «Унита» в 80е г. испытывает на сеье тяжесть проблем собственной печати и общих проблем ежедневной печати. «Унита» в это время лишилась монополии на критику и обличение. «Република» привлекла к себе читателей левой ориентации. Развитие ТВ поставило перед «Унитой» проблему переосмысления своей информационной функции. Дискуссии о будущем «Униты» особенно остро велись в 82г. В результате в 84 г. было решено соединить миланскую и римскую редакции газет в одну. Таким образом в 1984г. был завершен процесс выпуска нескольких изданий «Униты» и сокращено до минимума количество региональных редакций. Изменения произошли и во внутренней структуре газеты, в тематической рубрикации полос. Но кризис «Уните» так и не удалось преодолеть. В 1987г. газета перестала быть официальным органом партии,, что дало большую автономность. Новым этапом развития «Униты» станут 90е, в качестве левой демократической газеты под эгидой ДПЛС (демократическая партия левых сил).

^ 24. Французская пресса в годы Второй мировой войны

Для Франции война началась в 39г. и многое, что сложилось в печати в этот период затем сыграет огромную роль в становлении послевоенной журналистики. В течении 10 месяцев, получившей во Франции название «странной войны», положение печати мало изменилось. Французская буржуазия в этот момент была занята разгромом левого движения французской компратии внутри страны. Все коммунистические издания и сама компартия были запрещены, а буржуазная пресса не испытывала никаких трудностей. Лишь в июне 40г. накануне оккупации Парижа одни газеты закрылись, другие начали «великий исход» на юг. После подписания позорного перемирия, в результате которых были оккупированы 2/3 Франции, страна оказалась разделенной на 2 зоны, где условия для деятельности печати были различны. В северной зоне был установлен режим, провозгласивший своей официальной политикой Коллаборационизм, т.е, сотрудничество между правительствами Петена и оккупационными войсками. Правительство Петена, находилось в городе Виши;режим получил название «вишиский». Все издания, выходившиеся в этой зоне находились под контролем службы пропаганды немецкого контроля, руководившимся министром пропаганды Геббельса. Вишиский режим поддерживал лишь те организации и газеты, которые строго следовали политике Коллабориционизма и способствовали укреплению собственного французского фашизма. Известный монархист Шарль Морас и его газета «Аксьон франсез» становится своеобразной идеологией французского фашизма. Другой поклонник фашизма Марсей де А возглавлял народно-национальное объединение, а его газета «Овр» появилась в Париже вслед за первыми официально разрешенными режимом изданиями, такими как «Виктуар», «Матен», «Пари-суар» и «Пти паризьен», выступавшими теперь в качестве неофициального органа французской национальной партии, претендовавшая на роль массовой опоры французского фашизма. Открытую поддержку режиму оказывала «Ново тан». По сути она была официозом немецкого посольства в Париже. Ее директор, Жан Люшер – организатор «национальной корпорации французской прессы» - был один из немногих одиозных журналистов, которых расстреляли после освобождения Франции. То же случилось и с Роже Бразияком, выпускавшим газету «Же сью парту».

Агентство Гавас в это время было разделено на 2 части. Его рекламную сферу взяли под свой контроль нацисты, а информацию - правительство Виши. Информационный отдел был национализирован и объединен с «французским агентством информации и печати», создан немцами в качестве филиала националистического агентства Дойче пахрихтен бюро.

Газеты южной зоны и без того испытавшие на себе давление службы пропаганды немецкого командования после 11ноября 42г., когда оккупация распределилась на всю страну, попали в те же условия, что и газеты северной зоны. Созданный на юге Франции «легион бывших фронтовиков» всю свою деятельность, в т.ч. и в области печати направлен на сбор информации, необходимой для укрепления режима Виши. Многие газеты с этого времени прекратили свой выход, но осталось достаточно много коллабориционистских изданий. В течении всего периода в обоих зонах набирали силу различные группы, движения сопротивления. Ведущей политической силой сопротивления была компартия.

Большое значение коммунисты придавали нелегальных изданий. В тяжелых условиях подполья партия продолжала выпускать свой центральный орган «Юманите». Удалось наладить распространение и других партийных изданий. К лету 43г. были достигнуты большие успехи в деле объединения многочисленных групп и органов в единый Национальный Совет Сопротивления (НСС). Компартия вошла в него как одна из крупнейших партий. Многие группы и организации, вышедшие в НСС имели названия, которые сохранились после освобождения. В названиях газет отражались лозунги движения Сопротивления, столь популярные в это время.

^ 25. Послевоенная французская и германская пресса

После войны в первый период после освобождения ситуация во французской печати во многом повторяла ту, которая была в Италии, т.е. на 1ом этапе печать и радио находились под контролем союзнических войск. Также как и в Италии возрождавшиеся издания должны были пройти своеобразную чистку. Многие из газет, запятнавшие себя связью с оккупантами и коллабориционистами, были закрыты. Они появятся уже в первые годы после освобождения либо под старым названием, либо поведут свою нумерацию с нового времени. Впрочем достаточно быстро к ним вернутся прежние названия. В тоже время в 1ые послевоенные годы появится множество новых изданий, часть которых выходило до этого нелегально, часть – только что появившихся. Во Франции в это время возникла «новая пресса». Во многом ее появление связано с той эйфорией, которая охватила новое движение после освобождения. Наибольшей популярностью во Франции в это время пользуются левые партии коммунистов и социалистов. Не удивительно, что на волне этого интереса и левого движения возникло множество левых изданий, стремившихся сделать прессу независимым ни от политических властей, ни от финансово-промышленного капитала. Этот период был недолгим, т.к. в конце 40-нач.50х внутренняя политика Франции резко поправела. Франция начала проатлантическое движение в политике и вступила в ряд войн, в т.ч.колониальных. Но не только политические причины вынудили большинство изданий «новой прессы» закрыться. Главными были финансовые причины. В условиях рынка подобные издания не смогли сохранить свою независимость и либо закрывались, либо, потеряв свою левизну, становились традиционным изданием.

В Германии первый послевоенный период связан с существенным делением страны после краха гитлеризма на оккупационные зоны, причем оттого, кто оккупировал ту или иную зону зависело становление новой системы СМИ в ней. В западной оккупационной зоне печать и радио строятся по западному образцу. Печать – на частной экономической основе, радио и ТВ – на базе публичного права. В Советской зоне оккупации, затем и в созданной на ее месте ГДР, СМИ служили интересам правящей партии и подчинялись жесткой системе контроля, призванной пропагандировать марксистско-ленинское мировоззрение. Частной собственности в СМИ не было. На западе Германии пресса пережила 2 этапа преобразования. Поначалу на основе лицензии, выдаваемой оккупационными властями, здесь выходит 160 лицензионных газет. Принудительное лицензирование было отменено в 49г. На тот момент в западных зонах было 137 лицензированных газет. Затем на рынок печати вернулись прежние издания (те, кто владел газетой до 45г). Рынок заполнили новые и старые газеты. Через 9 месяцев в только что основанном ФРГ действовало 570 газетных изданий. В Советской зоне издательство газеты было передано партии. Правящая социалистическая партия Германии (СЕПГ) сосредоточила в своих руках около 90№ изданий. В силу подчеркнуто федеративного устройства Германии основным законам ФРГ от 49г.предоставил германскому бундестагу лишь рамочную законодательную компетенцию в области СМИ. Деятельность СМИ регулировалось законами, которые издавались отдельными землями. Этот принцип строго оберегается в Германии. Любые попытки ущемить права земель всячески пресекались и какие-либо унификации законодательства в области СМИ до сих пор в любом масштабе не произошло. В переходный период как и до 33 г.большинство газет принадлежало политическим партиям. Но в дальнейших ситуация изменилась и на смену партийным газетам пришли коммерческие информационные издания.

^ 26. СМИ Франции в 80-90е гг. ХХ в.

В 80-90е г. В СМИ Франции сохраняются те тенденции, которые были характерны для 70х. Прежде всего это касается усиления конкуренции как между отдельными типами СМИ, так и внутри этих типов. В 80-90е продолжается бурный экономический рост таких групп, как Ашетт, Гавас, Эрсан. В то же время многие предприятия разорялись, что еще более усиливало концентрацию. В это время качественные и нехарактерные для Франции процессы: интернационализация капитала; приватизация предприятий, контролируемых государством; слияние промышленного и информационного капитала; диверсификация газет, журналов, издательских фирм за счет рекламных предприятий и аудиовизуальных СМИ, что привело к созданию групп мультимедия. Стремительный переход от государственной формы владения радио и ТВ к преобладанию частной стимулировал все вышеназванные процессы.

Все эти процессы совпали с кардинальными переменами в политической жизни страны: победа французских социалистов во главе с Миттераном на президентских выборах 81-88г. и двумя периодами так называемого сосуществования президента социалистов с правым большинством в парламенте.

После победы левых сил на выборах в 1981 г. во Франции сложилась новая политическая ситуация. В первые годы были проведены некоторые реформы, особенно в социально-экономической сфере. Расширился национализаторский спектр, сократилась продолжительность рабочей недели, снизился пенсионный возраст, расширились права наемных рабочих, введен налог на крупное состояние. Социалисты обещали провести во Франции отличные от восточных социалистов эксперименты. Их обещания оказались невыполнимыми. После освобождения во Франции под контролем государства находились мощные и эффективные каналыпропаганды. Государство было монополистом в аудио-визуальном вещании, контролирующим деятельность основного информационного агентства (Франц-пресс), рекламного агентства Гавас и через компанию Софирад большинство так называемых периферических частных радиостанций. Одной из своих задач социалисты считали реформу аудиовизуальных СМИ. Новый закон был принят в июле 1982г. В нем отсутствует понятие монополии. Его основные нововведения: создание высшего органа аудиовизуальных компаний; децентрализация государственного радио и ТВ; разрешение частных радиовещаний.

В 84г. был принят закон об ограниченной концентрации финансов, гласности и плюрализме предприятий печати. Концентрация капитала в одних руках ограничено 10%. Закон требовал публикации сведений о тираже, ежегодных финансовых отчетов, списка основных акционеров, сообщений о продаже более 20% акций. Группы или издания в Париже и провинции не могли превышать распространения 10% национальных и 10% региональных газет.

Победил блок правых партий. Было сформировано правое правительство, возглавил Жак Ширак. Правые, придя к власти, прекратили процесс национализации и приватизации национализированных промышленных предприятий, в том числе и рекламное агентство. Гавас, которое было национализировано еще в 45 г. Приватизированы были и некоторые финансовые компании, связанные со СМИ Париба и Банк де Суэц.

Но самые далеко идущие последствия имел закон 86г., разрешающий деятельность частных телестанций на территории Франции, передачи в частные руки 1канала ТВ ТФ1, а также повысивший каталог концентрации капитала в СМИ с 10 до 20%. В связи с появлением коммерческого радио и ТВ обостряется конкуренция. На информационном рынке убыстрился процесс концентрации капитала. Это отразилось и на том, что концентрация СМИ во Франции приобрела ряд особенностей, ранее не характерных для страны. Стали разрушаться семейные клановые информационные предприятия, их капитал переструктурировался, утверждалась акционерная форма собственников и корпорация, как одна из жизнеспособных форм предприятия. Привлекательные корпорации как формы предприятия состоят в том, что на результат ее деятельности, в меньшей степени сказались просчеты, обусловленные личными качествами владельца. Акционерная форма делает капитал более подвижным и способствует концентрации капитала. Владельцами акций информационных предприятий Ашетт, Гавас, ТФ1, Экспансьон, Коммуникасьон становятся все большее число французов. Существенной чертой французских СМИ в 80е г. стало образование диверсифицированных информационных предприятий мультимедия. С одной стороны сохранялась горизонтальная и вертикальная концентрация, с другой – все значительные традиционные издатели газетно-журнальных групп, как только была разрушена государственная монополия на аудио-визуальные средства вложили капитал в радиовещание и ТВ. Это и привело к образованию концерна мультимедия. Промышленные компании тоже диверсифицировались за счет вложения капитала в печать, ТВ, рекламный бизнес. Например, фирма по производству электронного оборудования Матра приобрела контрольный пакет акций группы Ашетт.

Важным явлением в СМИ этого периода является вторжение финансового капитала. Многие крупные банковские компании являлись владельцами той или иной части СМИ. СМИ – динамично развивающаяся отрасль и темпы роста в ней выше, чем в средней промышленности. Поэтому вклады в аудиовизуальные средства выгодны банкам и финансовым компаниям. Начатую в 1986г. приватизацию возглавил министр экономики и денационализации Э.Баллладюр. В 93г. он возглавит правительство Франции в период 2ого сосуществования. Французские промышленные предприятия, банки и страховые компании находились в этот период в жесткой конкуренции с такими гигантами информационного рынка, как Мэрдок, Берлускони, Бердельсман. Французское общественное мнение постепенно эволюционировало от полного неприятия приватизации СМИ до терпимого обращения, даже одобрения. Прежде всего это касается приватизации ТФ1.

Государственная монополия на радиовещание и ТВ сдерживает конкуренцию, что сказывается на качестве программ. Приватизация способствует и техническому переоснащению и повышению качества вещания. Интернационализация капитала в СМИ явилось естественным продолжением интернационализации на национальном уровне. Несмотря на существующие внутри европейского рынка противоречия, общественная тенденция привела к экономической интеграции, т.е. к процессу объединения.

В рамках интеграции происходит интернационализация капитала информационных предприятий. Экспансия на внутреннем рынке для таких объединений, как Ашетт, Гавас, Эрсан встречает преграды в виде антимонопольных законов, поэтому европейский рынок для Франции стал приоритетным с точки зрения интернационализации капитала, кроме того, усиливается проникновение интернационального капитала во французские СМИ. В конце 80х экономическая ежедневная газета «Эко» вошла в английскую группу Пирсен Лонгман, выпускающую «Файненшинал таймз». В начале 90х инвесторы потеснили французских издателей на рынке периодики. Скупались французские журналы и создавались новые. В то же время начал расширять свою деятельность французский ТВ Каналь+.

^ 27. Концентрация капитала во французской прессе в 80-90е гг. ХХв.

Необходимость концентрации капитала в прессе диктуется в первую очередь экономическими факторами: ростом расходов, необходимостью инвестиций, увеличением объема издания, недостатком рекламы. Влияние оказывают и психологические факторы. Концентрация капитала представляет собой опасность для плюрализма прессы, т.к. приводит к уменьшению количества изданий и сокращению разнообразных демократических дебатов, как в области политики, так и в области культуры. Защиту плюрализма должны были обеспечить ордонанцы 1944 и закон, принятый в 84-86 г., в котором должна была определена система квот и ограничений. Однако концентрация имела и положительные качества, т.к. она способствовала росту качества издания. Многие эксперты сходятся во мнении, что разнообразие содержания (внутренний плюрализм) может компенсировать недостаточный внешний плюрализм.

Во Франции в этот период количество новых изданий компенсирует количество исчезающих. Значительное сокращение названий произошло лишь в секторе ежедневной прессы. В провинции их количество с 46 по 88 сократилось со 175 до 65. В Париже в журнальной периодике конкуренция приводит к эволюции формы изданий. Но здесь больший риск для возникновения новых изданий. В провинции сокращение количества газет со времени освобождения привело к монопольному положению оставшихся изданий. В других секторах рынка прессы ни одному органу не удалось монополизировать свою часть. Концентрация собственных информационных предприятий приобретает иногда самые изощренные формы (принадлежит одной и той же группе). Несмотря на усиленный процесс концентрации во франц.прессе 80-90х, она была менее значительной, чем в Великобритании, Германии и других европейских изданиях. Тиражи ежедневных газет были невелики. Самое широкое распространение имела газета «Уэст Франс» (800 тыс.). В Англии – 6 ежедневных газет и 7 воскресных имели распространение боле 1млн.каждая. В Японии 2 газеты – ок.10млн.

Ордонанцы 44года препятствовали возникновению газетных цепей, в которые входили национальные и провинциальные ежедневные газеты. Была невозможна диверсификация групп за счет аудиовизуальных СМИ из-за существующей до 1981г. государственной монополии на аудиовизуальное вещание. Только книгоиздательская и рекламная деятельность могла способствовать развитию информационных групп. Долго не решались инвестировать в сектор прессы крупные финансовые и промышленные группы. Ситуация была разблокирована в 2 этапа. В 75-76 г. используя кризис и распад групп Прувор и Амори, Роббер Эрсан, владея уже десятком газет в провинции, вышел на национальный рынок и впервые объединил в одной группе парижские и региональные газеты. А после 81г. коммуникационные предприятия стали привлекать для вложения капитала, т.к. теперь могли включать аудилвизуальный сектор. Постепенно структура французского информационного пространства стала приближаться к европейскому информационному пространству. Этот процесс стимулировала и перспектива создания единого европейского рынка.

^ 28. Ашетт – крупнейшая информационная корпорация во Франции

Название группы восходит к предприятию, созданному в 20х г. ХХв. Жаном-Луи-Кристофом Ашеттом. Тогда это было книжное издательство. В начале 90х группа Ашетта была представлена такими сферами деятельности, как издание газет и журналов, книгоиздание, распространение печати, радиовещание. На примере развития группы Ашетт в 80е г. можно наблюдать процесс, характерный для французских СМИ этого периода. Так, сращивание коммуникаций с военно-промышленным комплексом произошло в результате объединения Ашетт и концерна Матра, который получал доходы от продажи оружия. В результате этого объединения во Франции появилась качественно новый коммерческий конгламерат, объединяющий такие сферы, как производство ракет, спутников, электронного оборудования и производство и распространение информации. В 81г. группа Ашетт объединилась с журнальной группой Филиппаки, которая становится главой сектора прессы. Издания Филиппаки – журналы молодежные («Салю»), специализированные («Фамм», «Фото», «Парископ»), иллюстрированный еженедельник «Пари-матч». В 50г. на канале Эроп1 он создал передачи – для тех, кто любит джаз; привет ребята. Юношеская аудитория обеспечивала успех передачи. Журанл «Салю ле копен». На волне этого успеха Филиппаки создает еще несколько молодежных журналов, а в 76г. при распределении пакета акций Пруво он стал владельцем «Пари-матч». Вступив в соглашение с Ашетт, Филиппаки стал владельцем подавляющего большинства газет, в т.ч. и изданий Ашетт (Эль, Телесет, Жур, Паран, Журналь де Микки). С этого времени группа Ашетт стала первой группой мультимедии во Франции. Товарооборот вырос в несколько раз. Рост группы в этот период во многом объясняется ее экспансией за рубеж. В конце 80х почти 37% деятельности группы приходится на распространение книг и периодики. Киоски Ашетт находятся повсюду. Филиал Ашетт Интернасьонал осуществляет экспорт печатной продукции во многие страны мира. С 1986г. начала активно проводиться политика приватизации. 22 предприятия национализированные в 1982г. были переданы в течении 86-87 г. в частные руки, в т.ч. была приватизирована фирма Матра, держатель контрольного пакета акций Ашетт. В состав основного ядра акционеров вошли 3 европейские группы: Даймер Венц, Дженерал электрин, Эриксон. В 87г. Ашетт выставил свою кандидатуру в качестве приватизации первой программы французского ТВ ИТФ1.Взята под контроль группа Провансаль, газетное объединение на юго-востоке. Провансаль принадлежит 4 газеты (Провасаль, Суар, Вар-матен, Меридиональ). Эти газеты распространялись в 4х больших департаментах Франции. Первые три – поддерживали социалистов, 4ая – правая ориентация. До этого Ашетт владела только ежедневными газетами – Эко репюбликен, Дерньер новель де Альзас. Кроме того, Ашетт подписал соглашение с Монд Импримри, строивший издательский комплекс с новейшим полиграфическим оборудованием. В этот период Ашетт сохраняет доминирующее положение на рынке дешевой массовой книги (43% национального рынка). В европе Ашетт уступает лишь немецкому концерну Бертельсман. Диверсификация Ашетт укрепляется приобретением пакета радиостанции Эроп1 и распространением журналов компании Кюртис в США, а также контрольным пакетом акций американских изданий группы Гролие. Стратегия группы Ашетт состоит в концентрации внимания на том, что издавна является ее специализацией (учебная литература, энциклопедии). К концу 80х был выпущен электронный словарь. В 88 г. заключен договор с группой Уолта Диснея о продаже филиала Чайльд крафт эдьюкейшн корпорэйшн. Ашетт была вынуждена уступить этот филиал, занимающийся продажей игрушек, детской одежды, т.к. по лицензии она выпускала журналы Вини, Микки-парад, Микки-магазин, Журналь де Микки и видеокассеты. Приняла контрольный пакет группы Диамантис комбюникейшнз инкорпорэйшн. Взяв курс на интернационализацию своей деятельности Ашетт взяла под контроль испанское издательство Сават. Ашетт проникла на рынок латинской Америки, где потребность в учебной научно-популярной литературе обещала процветание этому сектору Ашетт. Кроме того, Ашетт участвовал в издании самого распространенного в Испании еженедельника телепрограмм. В начале 90х около 30% торгового оборота Ашетт приходится на книгоиздательский сектор, более 30% – на периодические издания (Телесет Жур), имеющего во Франции самый большой тираж. К 93 г. контролирует 9% рынка региональных газет. В парижской еженедельной прессе Ашетт принадлежит 33% (Амори). В 93г. Ашетт приобретает акции 5ого канала ТВ, но прекращает финансирование. Группа стремится к диверсификации.

^ 29. Группа Роббера Эрсана

Это самая значительная группа в области ежедневной прессы во Франции в 80-90е. Империю Эрсана представляеют более 30 названий, общее распространение – ок. 2млн.экземпляров ежедневных газет и 3млн.- для других изданий. Первым изданием будущей империи стал «Ото журналь», вышедший в январе 50г. В том же году распространение достигло 300тыс. и обусловило значительные доходы от рекламы. В 50е г. Эрсан приобрел ряд мелких газет в центре Франции: Либр Пуату, Эклер де Берри, Газет де Перисо. Это были убыточные газеты, поэтому Эрсану удалось купить их дешево, а на их базе он создал крупный печатный орган, получивший монополию в регионе. Такой газетой в центральной части Франции стала Сантр-пресс. Укрепление типографии позволило внедрить более современное оборудование, сократить персонал, снизить расходы. В 56г. Эрсан делает попытку завоевать газетный запад Франции. Он приобретает созданную в период освобождения газету Попюле и тут же переименовывает ее в Экле. В 60г. он берет под контроль газету Резистан де л’Уэст., а затем Пресс оссеан. Они становятся единым изданием. Сохраняют название; единая редакция, идентичные материалы. В 60х Эрсан выходит за пределы метрополии, приобретя газету Франс-Ашетт, которая распространяется в заморских департаментах Франции. Во 2ой половине 60х г. Эрсан устремляется на север Франции, где приобретает 2 влиятельные местные газеты Нор-Матен и Нор-Эклер. Дальнейший захват провинциальной прессы завершается к середине 70х тем, что значительная часть территории страны оказывается захваченной изданиями Эрсана. «Провинциальный период» империи Эрсана завершается к концу 75г., когда он приобрел одну из крупнейших газет на северо-западе страны - Пари норманди. Издающиеся в Гавре Авр-либр и Авр-пресс стали трамплином, с которого Эрсан приступил к захвату Пари норманди. Приобретение столь влиятельной газеты привело к тому, что Эрсан стал центральной фигурой в процессе концентрации французской прессы. В 75г. Эрсан начинает завоевывать парижскую прессу и приобретает одну из старейших французских газет Фигаро. Журналисты критически отнеслись к этому. Бурно протестует общественность. После прихода Эрсана из редакции ушло 120 человек. Эрсан установил в Фигаро режим строжайшей экономии. В 76г. Эрсан начал создавать в провинции типографии и спутники, в которых доставлял факсимилии полос Фигаро и уже с них изготовляют часть тиража, предназначенного для данной провинции. Это дало возможность появления в продаже одновременно с местными газетами или даже раньше. В 80м году Эрсан осуществил 2ой проект, стал выпускать журнальные приложения: иллюстрированный еженедельник Фигаро-магазин, еженедельную телепрограмму Фигаро-ТВ, ежемесячник для женщин Мадам Фигаро. При этом стоимость газеты с приложением была немного выше, а Фигаро-ТВ было бесплатным приложением. Это вызвало протест не только издателей женских, семейных журналов, ТВ еженедельников, но и распространителей печати. Ежедневное приложение позволило Фигаро в конце 70-нач.80х поддерживать стабильное распространение. Вскоре мода на подобные приложения охватила почти все ежедневные газеты. В 81г. регулярно выходят по субботам Матен-магазин, «Экип магазин», «Либерасьон сэндвич», «Монд диманш». В 76 г. Эрсан стал совладельцем ежедневной парижской вечерней газеты «Франс-суар». До 76г. она занимал 1ое место по распространению, но после – уступила первенство газете «Уэст Франс». С 81г. стало выходить еженедельное иллюстрированное приложение «Франс-суар-магазин», а с 79г. газета стала выходить в то же время, когда выходят все утренние.

В 78г. Эрсан взял под контроль еще одну парижскую газету «Орор», которая объединилась с «Фигаро» и часть тиража стала выходить под названием «Фигаро-орор». В 77г. профсоюзы возбудили уголовное дело против Эрсана, обвиняя в нарушении ордонанцев 44г., запрещающих одному владельцу иметь более 1газеты. В 81г. социалисты пришли к власти и под давлением общественности было решено выработать новый закон о печати, который должен был положить конец концентрации и монополизации французской прессы. Конституционный совет пересмотрел некоторые положения законопроекта и группа Эрсан, против которой в основном и был направлен закон, была выведена из-под удара, т.к. порог концентрации в законе имел отношение только к вновь создающимся группам. В 80х Эрсан вновь занялся провинциальной прессой. В это время стала испытывать трудности одна из крупных региональных газет Франции – «Дофине либере» (Гренобль). Эрсан приобрел эту газету, а затем в его концерн вошли и менее крупные ежедневные газеты этого региона, принадлежащие к группе Дофине либере. В 86г. Эрсан приобрел 5 газет в Лионе, принадлежавших группе Делярош, в т.ч. «Прогре». Затем на пороге закрытия оказалась газета «Юньон». Эрсан стал основным акционером газеты, которая распространялась в 4х департаментах. В 86г. Эрсан приобрел ежедневную газету «Нувель каледоньен», которая распространялась во французской колонии Новая Каледония. В конце 80х впервые заговорили о не совсем благополучном состоянии дел в группе Эрсан, однако «Дофине-либере», «Нор-матен», «Пресс-оссеан», «Сантр-пресс» выровнили к 88г. свои финансы. Немало прибыли приносили и журналы. И Эрсан приобрел еще один иллюстрированный еженедельник «Жур де Франс». Он был создан в 1954г. Взлет его тиража пришелся на 67г. Он менял владельцев. Последним владельцем была группа Гавас. А т.к. журнальное направление не было приоритетным для Гаваса, то она уступила журнал Эрсану. В марте 87г. Эрсан выиграл соревнование за 5 канал, затем получил разрешение на создание радиосети в Но-Па-де Кале. Таким образом, группа стала мультимедийной. В конце 80х Эрсан приобретает часть капитала ежедневных газет, выходящих в Испании, Польше, Бельгии и Венгрии. В это время она принимает участие в издании журнала «Деловые люди», издающегося в России. Эти приобретения сделали группу Эрсана транснациональной. В начале 90х она контролировала около 22% тиража ежедневных провинциальных газет и почти 1/3 тиража парижских газет.

В начале 90х Эрсан вынужден отказаться от финансирования 5 канала. В 92 он прекращает свое существование. В начале 90х акливизайия группы в провинции обостряет конкуренцию в региональной прессе. Так, в 92г. возник конфликт между газетами «Вуа дю нор», и «Нор эклер». Они не поделили зоны распространения. Широкий общественный резонанс имела покупка Эрсаном у группы Ашетт 51% капитала одной из крупных региональных газет «Дерньер нувель д’Альзас». Французская федерация журналистов потребовала аннулировать эту сделку, т.к. группа Эрсана превысила допустимый по закону 86г. 30%ый порог в распространении ежедневных газет. Но т.к. она была была куплена филиалом Франс Антий, то она осталась в группе Эрсана. 94г вновь стал проблемным для группы. Чтобы погасить банковские кредиты Эрсан вынужден продать 10 журналов английской группе ЕМАП, 10 польских газет, 1венгерскую. Стоял вопрос о продаже групп Прогре и Дофине либере. Эрсан решил сосредоточить управление в своих руках, чтобы сохранить основной «конек» своей группы – крупные ежедневные газеты. В середине 90х продал даже свое 1ое издание – «Ото журналь». И все равно стоял на пороге банкротства.

1   2   3   4   5



Скачать файл (133.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru