Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - История зарубежной журналистики - файл danilina.rtf


Загрузка...
Лекции - История зарубежной журналистики
скачать (133.4 kb.)

Доступные файлы (2):

2-я часть продолжение.doc394kb.17.11.2011 23:54скачать
danilina.rtf313kb.17.11.2011 23:44скачать

danilina.rtf

Реклама MarketGid:
Загрузка...



История зарубежной журналистики

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Курс лекций

Татьяна Михайловна Данилина

Курский Государственный Университет, 2006-2007гг
Информация – 1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-н.

Коммуникация – Сообщение, общение (книжн.)

Пропаганда – Распространение в обществе и разъяснение каких-н. воззрений, идей, знаний, учения.

Журналистика – Литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах.

Публицистика – Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества.

С.И.Ожегов, И.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка. М, 2003
О зарождении жур-ки разл. историки гов. по-разному. Некотор-е относят зарожд.жур-ки даже к родовому строю, т.к. в это время сбор, хранение и передача инф-и станов. важн. сост-й человеч. деятельности. Однако такая т.з. все же неверна, пот.что понития журнал-ка и инф-я связ.неразрывно, но, тем не менее, все же различны. Больш.часть историков ж-ки ведет начало истории ж-ки от времен античности. Однако и эта датировка требует оговорки,пот.что перед нами не Жур-е, а пражурналистское явление. То же самое можно ск. и о временах появления хр-ва, когда осн. формой инф. Обмена станов. Выступл-е проповедников. След этап – появление письм-ти и передачи инф-и с пом. Письма. Именно на этом этапе появ.перв. прагазеты, напр., «acta diurna senatus» (акта диурормой инф. можно ск. и о временах появления жр-ва, когда осн. античности. азрывно, но, тем не меннн, __________________________на сенатус), созд.по приказу Юлия Цезаря. Она имела черты газеты, но собств.газетой не была.

Еще одним примером прагазеты стала китайск.г-та «Кинг Пао» («Столичный вестник»). Издав.на печатн.станке, бумага в Пекине, нач. с 911 года. Но и она не б.собственно газетой.

^ Для выделения жур-ки в самост.вид твор-ва мало изобретения письменности, недостаточно и просто передачи инф-и. необх. определен.уровень развития общественных отношений, экономики, науки и техники, к-рые порождают эту специфич.форму человеч. деятельности, делая ее незаменимой.

Жур-ка – не информирование, не способ управления, не развлечение. Это нечто более емкое. Это обществ.явление, форма соц.активности, возникш. в силу определенных потребностей, испытанных общ-вом и вследствие достижения им определенного уровня развития. Это и элемент обществ.настройки, и система средств массов.инф-и и пропаганды, и совокупность пр-й, подготов. и скомпанов. по определенным законам в номере газеты, журнала, программы радио и ТВ. Это ряд профессий, необх.для функционир-я Жур-ки. Несмотря на то, что Жур-ку наз. одной из древнейш. профессий, оформилась в форме своей значимости она довольно поздно – в период распада феодализма и формирования капитализма.

Предпосылки:

  1. Развитие рыночного обмена.

  2. Становление капиталистических производственных отношений. Укрепление буржуазии как класса, несущего и насаждающего свою идеологию в пом-юлюдей, занимающ-ся идеологич. обслуживанием этого класса – журналистов.

  3. 3. эволюция духовн.сферы жизни общ=ва, подъем науки, исск-ва в той степ., к-рая требует инф-го обмена, необходимого условия дальнейшего развития этих областей человеч.деятельности.

  4. 4. Техническая и материальн.готовность к газетному про-ву (наличие печатн.станка и газет.бумаги).

Все эти факторы стали историч.реальностью именно в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Это время, когда одно за др.происходят географич. открытия, развивалось мореплавание, изменялась экономика, обществ.жизнь Европы.На смену феодальн.принципу локально ограниченного существования прих. принцип всеобщего взаимодействия, развития. И рынок, и про-во требуют расширения объема инф-и и коммерч., научн., политич., метеорологич. и т.д. Старые формы информирования – письма и устная речь не могут в это вр. удовлетворить потреб-ти общ-ва. Инф-я д.б. более объемной и оперативной. Духовн. жизнь Европы в это вр. треб. модерн-ции и разв. инф-го обмена. Эпоха Возрождения породила книгопечатание, изобретение Гуттенбергом в XVв печ.станка стало вапжнейш. фактором возн-я Жур-ки. Только печат.станок сделал ж-ку массовой и оперативной, хотя и он имеет свою предысторию, пот.что способ печати методом оттиска был изобретен задолго до печат.станка. Еще при родовом строе знали тавро, личные печати имели мн. вожди. Еще в XVII веке до н.э. миддийский царь Гигос начал чеканить собств. монеты. Перв.печатн. станок б. изобретен китайцами в Iв н.э. Это б. доска с вырезанными на ней иероглифами.

Иоганн Гуттенберг изобрел способ печат-яс пом. подвижн.литер, и его станок более совершенен, чем китайский. Несмотря на то, чтопечатн.станок приобрел поп-ть сразу после его созд-я, перв.газеты будут рукописными.

Еще одним важн.фактором стало изобретение способа изготовления дешевой бумаги. Важн. сост-ей была и есть сис-ма связи. От уровня ее развития зависеол и уровень разв-я Жур-ки. Тогда-же, в Эпоху Возрож-я, родилась интеллигенция, главн.хар-кой к-рой стала жажда знаний. В это вр. активизир. политич. и соц. жизнь чел-ка. Историки Жур-ки утвержд., что она родилась в огне бурж. революций и крестьянских войн. Станов. эффективн.средством классов.борьбы. С момента зарождения имела 2 стороны: коммерческую и идеологическую. Жур-ка как бизнес возникла в силу раз-я капитал-х отнош-й и рыночн.обмена. Жур-ка как идеологич.оружие – детище классовых битв.


Публицистика. Ораторское мастерство как прообраз публиц. деятельности

Боль-во теоретиков утвержд., что

Публицистикакаспецифич.область обществ-политич. творческ. деятельности, преследующ. цель актуального идеологич. возд-я на обществ. мнение, сознание и поведение масс.

Актуальн.возд-е предполагает единство оперативности и соц.значимости публицистич.инф-и.Это всегда политич.и идеологич.четко ориентирован-е возд-е, имеющ. целью реальный социально преобразовательный эффект. Истоки публиц.твор-ва уходят вглубь тысячелетий. Уже на ранних стадиях формир-я культуры умелое владение речью трактовалось как соц.ценность. Особ.роль получило ораторское иск-во как прообраз публ-й деятельности в эпоху античности в др. Греции и др. Риме.

Культура Др.Греции б. по реимущ-ву устной. Разв-ю красноречия во мн.способств. и тот факт, ято политич. обществ. жизнь древнегреч.полиса строилась на демократич. принципах, т.е. важнейш.вопросы обществ. и полит. жизни обсуждались народн.собранием. В дравнегреч.полисе сущ-л свод законов, но судопроизв-во не знало таких фигур, как обвинитель, адвокат.Потерпевший – в роли обвинителя, обидчик – сам себя защищает. Значит, судопроизв-во трубов. от чел-ка знания основ красноречия.Один из самых известн.древнегреч.знатоков красноречия Исократ гов., что никакое разумное дело не совершалось без речи. Речь б.началом и основой всех планов. Исократ превозн.могущ-во слова, причем часть теоретики красноречия говорили, что не столько владение словом, сколько знание дела есть условие подлинного красноречия. Больш.роль в разв-и ораторск.иск-ва сыграло разв-е древнегреч.философи. Полемика Платона с софистами. ОТ этой полемики родилось разделение 2 понятий: оратор и ритор. Под оратором пони. общ.деят-ть, го. муж, владеющ.красноречием как орудием политики. Ритором наз-ся знаток теории красноречия, знающий правила речевого мастерства, умеющ.ими владеть и преподавать, но не дерзающий сам вступать в политич.споры о судьбах гос-ва. Исократ – ритор.

Самым ярким примером совмещения оратории и ритора б. Цицерон (106-43 гг до н.э). Но и Цезарь- политик и общ.деятель, а уже потом – ритор.

Через всю античность прошло разделение трех видов красноречия:

  1. Торжественное 2. Судебное 3. Совещательное

Наивысш.и наисложнейш.счит.политич.слово, т.е.совещательное красноречие. Его содерж-е сводится к:

- финансы;

- война и мир;

- защита страны;

- ввоз и ваывоз продуктов;

- законодательство.

Это деление записано в «Риторике» Аристотеля

Устн.слово в контексте политич.жизнистанов-сь публицистич. силой. Политич-я содержательность антич. красноречия, его актуальность,ориентация на практич.дейстивтельность высказ.предложений, их открытость, создают обширную сферу общности, политич.устн.слова и публицистики. О хар-ре этой общности можно судить, познак-сь с красноречием сам.знамен.ораторов древности – Демосфена, Исократа и Цицерона. Ниаб.яркие пр-я этих авторов связ. с острейш.политич.испыт-ми, выпавш.на долю их поколений. Исократ и Демосфен были политич. противниками в впорросе о реорганизации полисной жизни. Исократ, как представитель аристократии, требов. возрожд-я единства древнегр.полисов под эгидой македонск.царя Филиппа. Демосфен посв. самые значит. свои «8 речей» предупр-ю и противостоянию угрозы со стороны Филлипа. Эти речи Демосфена уже в античности наз-сь филиппиками. Осн.идея этих речей – собрать силы для отпора македонск.агрессии, защитить незав-ть демократич. отеч-ва.

Еще одним из авторитетных риторов античности историки Жур-ки наз. Исократа. В отл-и от Демосфена, он б.сторонником объединения греч.земель под эгидой македонск.царя Филиппа. Исократ б.не столько оратором, ск.ритором. Он счит., что знание основ краснор-я необх. для кажд.гражданина, но под каждым он понимал, прежде вс., аристократию. Он орг.школу красноречия, обуч.в к-рой б.весьма дорогостоящим. Риторич. тексты Исократа. Прежде вс., Панегирик, свидет-т о том, что он поним. риторику не только как иск-во, но и как общ-но знач.явление. Тем самым он сближает риторику с публицистикой. Исократ гов. о том, что красноречие должно служить гос-ву. Что не столько форма, сколько содержание важны для того, чт. речь б. действ-но воспринята, как этого хочет автор. Исократа наз.первым публицистом античности, тв-во к-рого достат. полно дошло до нас:21 речь и 9 писем.

Несмотря на акцентировку Исократа на содержание, его речи строятся по риторич.нормативам и опир-ся на приемыустного красноречия. Они имитируют сит-ю прямого обращения оратора к народ.собранию. Напр., речи «О мире», «Об обмене имущ-вом», «Ареопагитика».

Речи и Демосфена, и Исократа, записыв-сь и распространялись в Афинах. Исократ спец-но распространял свои речи среди своих учеников. В их тв-ве м.найти истоки будущ.публиц.жанров – трактата, статьи, памфлета, откр.письма, воззвания и т.д.
Цицерон

Одним из сам.ярких последователей школы древнегр.красноречия стал древнеримск.полит.деятель Цицерон. Его часто сравн. с Демосфеном, и это не случ-но, т.к. сам Ц. указ.на преемственность. Цицерон предст.собой один из редчайш.случаев совмещения оратора и ритора в одном лице. Он напис.нес-ко трактатов об иск-ве красноречия и приним.актив.уч-е в полит.борьбе своего вр. и прослав-ся как великолеп.оратор.

Цицерон вышел из всаднического сословия. Его родители, мечтавшие о карьере сына, отправили его в столицу, где Ц. обзавелся связями с влият.особами, ср.к-рых б. мастера красноречия. В Риме путь на полит.Олимп пролегал через громкие судебн.дела, и Ц. нач. с адвокатск.практики. Перв.громким делом, к-рое принесло Ц. славу, ст.дело Сехста Росция. Цицерон защищал этого чел-ка, обв-го в убийстве. Однако это уголовн.дело имело политич.подоплеку. Защищая обвиняемого, Цицерон б.вынужд. выступить против тогдашнего кровавого тирана Суллы. Его речь касалась сост-я дел в гос-ве. Цицерон выиграл процесс, но ему пришлось бежать из Рима. Для побега он изборал извинит. предлог обучения краснор-ю в Греции. Речь Ц. на суде построена по всем правилам ораторск.мастерства. Он нач. с хар-ки обвиняемого, док-ей, что тот не способен совершить уб-во.Ц. связ. дело Росция с беззаконием, творящимся в Риме. Он треб. справедл. суда, чтобы Рим м.счит-ся справедливым гос-вом. После смерти диктатора Суллы Ц. вернулся и Рим и быстро пошел вверх по карьерн.лестнице. В это вр.он уч-ет в деле о вымогательстве против наместника Сицилии Гая Вереса. Он напишет и произнесет 5 речей под общ.назв-ем «Против Вереса». Все они позже б. опубл.Цицероном. С одн. стор., это историч док-т, с др. – образец мастерского красноречия. Позже в своем трактате «Оратор» Ц. опишет приемы, к-рые он исп-л в св.речах. Не было равных Ц. в использ-и амплификации – раздувания, преувеличения. Он использ. перечисление. Его речи всегда высокоэмоциональны, особ.в заключит. части. Много Ц. рас-л « О гос-ве». Среди достоинств правителя он наз-т иск-во красноречия. В 63 г. до н.э. Ц. раскрыв.заговор во главе с Луццием СЕргием Каталиной. Речи, произн-е Ц-м по этому делу, до сих пор явл. образцом ораторско-полит. речи.

В первой речи Ц.нет ни одного реальн. док-ва для обвин-я Каталлины. Он начин.речсь с сери патетич. риторич. вопросов, к-рые дополняются анафорой. Нациоанльность нагнетается и перечислением – излюбленным приемом. Эмоциональный накал разрешается афоризмом «О времена! О нравы!». Использует Цецерон и антитезы, градации, гиперболы. Умело пользуется разностилевой лексикой, в т.ч. и лексикой жрецов. Использует он и исторические аналоги, или общие места (общепринятая моральная категория).

Речь имела такой резонанс, что Каталина бежал из Рима.

Следующая речь была произнесена на следующее утро Здесь Цецуерон исползует те же приемы + олицетворение, персонификацию ( от лица Родины), оксюморон, бессоюзие, инверсию. Цецерон добивается того, что удается добыть реальной улики против Катилины. Ц выступает еще с 2 речами. четвертая становится заключительной. Катилинари ( 4 речи) принесли Ц такую известность и славу, что как пишет Плутарх, влияние и сила его достигли предала. Но далее карьера Ц пошла под уклон и финал был трагичным. Он был убит по приказу Марка Антония.


^ Риторика и публицистика близки и различны. Их сближает актуальность и общественная значимость проблематики, явно выраженная авторская позиция, стремление автора сформировать общественное мнение по той или иной проблеме. Часто используются одни и те же приемы. Но красноречие строится по законам устной речи. Публицистика- это письменная речь. И потому приемы эмоционального воздействия не всегда совпадают. Пуб-ка не может задействовать интонацию, жесты, тембр, громкость.
Среди др явлений пражурналисткой деятельности мы можем назвать эпистолографию (письма) и историографию. Эпистолы в древности были самого разного содержания- от интимных, личных до так называемых открытых, которые и могут быть названы публицистическими текстами. Открытые письма создавались авторами чаще всего не для конкретного адресата, а для широкой публики, хотя иногда имели и конкретного адресата. В них автор выражал не столько свою позицию, как частного лица, сколько общественную позицию той или иной политической группировки. Так называемые письма, имеющие крупное общественное значение или обладающие актуальной информацией интересовали многих. Они переписывались и вывешивались в людных местах и тиражировались. В поздние века античности даже возник жанр фиктивного беллетристического письма , которые сближался с жанром античного романа. Существовала наука написания писем. У Деметрия Фалевского в трактате о» слоге» ( 3 век до н. эры) – о правилах написания писем. Основные требования – ясность слога и свобода изложения. Эпистолография богаче всего представлена собранием писем Ц (более 500). Среди них- страстнопублицистический текст. Письма тиражировали специальные секретари- вольноотпущенники. Письма такого рода исполняли роль нынешних газет.

Историография тоже может считаться одним из явлений пражурналистики. В античности исторические записки велись в виде великих летописей, анналов, списков триумфаторов и консулов. Известен текст «эвфмериды» - дневник событий при дворе А.Македонского .

Историографические сочинения часто выполняют публицистические задачи. Они могла служить утверждению притязаний на власть, использовались как идеологич. козыри в политич. борьбе.

Анналы- риторические биографии, мемуары, автобиографии становились предметом тиражирования и обретали оперативно-политич. статус. Одним из первых автором политнасыщенных мемуаров можно считать Гая Гракха (151-12г.г до н. эры). Еще одним образцом публицистической историографии можно считать знаменитые записки Ю.Цезаря о галльской войне. В основу были положены реальные донесения в штаб, т.е. реальн.факты. Ц. издал свои записки под заголовком «6», указываю что они сделаны по ходу событий. По сути перед нами автопанегирик (самовосхваление) и самооправдание осуществленного госуд. переворота ( республика – империя). Изложение событий ведется не от первого лица, но от лица нгепосредственного участника событий. Стиль сухой, отточенный, прозрачный. Напоминает стиль политич. документов. Следы публицистичности мы можем найти и в литературе более позднего времени, времен раннего христианства. Тогда главным жанром красноречия стала проповедь. Само слово «Евангелие» переводится как «благая весть», а значит предполагает повествование о чем то с целью не столько ознакомления, сколько формирования мировоззрения. Первые проповедники во многом использовали риторич. инструментарий античности. Очень часто проповедь имела дидактические цели. Чтобы приблизить содержание излагаемых мыслей к аудитории, в текст включались актуальные для слушателей события, явления.

Среди явлений пражурпналистики можно назвать и тексты ^ Средневековья и Возрождения.- хроники, саги. эпосы средних веков содержали в себе явные политические мотивы. Исследователи отмечают их информативность, пропагандистские возможности. Их связь с практической политикой, определяющая родственность таких произведений публике( «песнь о Роланде», «Песнь о Людвиге»). Задача- объединение Франции вокруг монарха. Можно говорить о публицистичности и поэзии эпохи Возрождения – Данте, Петрарка. Часто в поэтическом тексте – явная пропаганда политических воззрений.
Зарождение и становление жур-ки на Западе.

Эпоха вохзрождения становится временем , когда информац. голод и экономич. политич. научные факторы способств. переходу от пражурн-ки собственно Жур-ке. Это время географ. открытий, более тесного торгового. политич. и культурн. общения между гос-вами. Это время, когда информация постепенно становится товаром. Первыми осознали это жители Венеции в 13-14 веках. В. стала своеобразным информационным узлом Европы. Это был крупный порт и торгов. центр, в который стекалась инф-я со всех концов света. Веницианцы поняли, что инф-я необходима торговцам, и появились специальные люди, занимавшиеся сбором инф-и ,ее обработкой, записью на специаль-х листках и продажей. Новостные листки пользовались огромной популярностью и продавались за одну газету ( венициан.монету).

Эти листки содержали самую разнообразную информацию: политич., покоммерч., сенсацион., развлекат. Они были плохого кач-ва, абсолютно анонимны, потому что важнее было, что говорится, а не кто говорит.До настоящей газеты им далеко. Инф-я чаще всего была на уровне слухов. Оперативности не было. Периодичности тоже не было. Постепенно появляются «орг-ции», занимающие производством и продажей новостных лиской по всей Европе распространился инти-т гонцов, которые доставляли листки новостей по назначению. В некоторых крупных городах появляется нечто напоминающее корреспондентский пункт. В Германии торг.дом Феде Фуггеров в 15 в. организует бюро фуггеров , которые за определенную плату набжало своих клиентов такими листками новостей. Во многом б. фуг. стало прообразом современного информационного агенства. Именно Германия станет Родиной печати в 15 в произойдет крупнейшее событие в истории Жур-ки. Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок.

На смену эпохи книги постепенно приходит время газет . Типографии чаще всего образовывались при монастырях и при универ-х. Первоначально власть не обратила внимание на появление столь мощного инструм-та пропаганды. Но скоро печать по всей Европе окажится под сильным давлением цензуры. Первые печат-е издания чаще всего не мели авторства и на них не указывался издатель. После появления и ужесточ. цензуры типографщик и издатель были обязаны были помещать свое имя на титульном листе. Постепенно рукописные издания новост.листков стали замещаться первыми печатн-ми газетами. В названиях пер-х европей-х газет распространенным было слово Меркурий( вестник) .

Первые газеты внешне ничем не напоминали сегодняш-е- кач-во бумаги и шрифта очень плохое. Напоминали брошюры. Никаких колонок и заголовков.

Одним из первых понял преимущество печати немец ^ Михаэль фон Айцинг в 16 в.

Он решил собрать все сведения о так называемом Кельнском споре (религиозн. спор). Название начиналось со слова Relatio (ведомости) 1588г. Свое издание он продал на ярмарке во Франкфурте. Пользовалось таким успехом, что Ай. продолжил печатание ведомостей, и они стали называться «ярморочные» ведомости собранные и обработанные листки новостей. Скоро у Ай. нашлись последователи в Германии (ведомости) стали своего рода предшественниками настоящих газет в Германии. Центрами книгопечатания в Гер. стали горда : Франкфурт, Гамбург, Нюрнберг и т.д. Листки новостей в Германии под именем «Летучие листки» были весьма популярны. В эпоху реформации т..е. когла Лютер воспользовался этой формой для пропаганды своих идей.
Предщественникам первых французских газет стали так назыв. канарды – своеобразный журналистский фольклор . Листки новостей в которых повествовалось о разных событиях. Чаще всего сенсационного характера. По жанру тексты были разными –новостная заметка, бытовой рассказ, анекдот. Пользовались огромной популярностью. Написаны простым языком, имели целью развлечь. Журн-ка Фр. стала развиваться позже чем в Герм и Анг. но как отмечают исследователи, она отличилась своей динамичностью и живостью. Постепенно канарды стали печататься как целые брошюры.
В ^ Англии предшественницы первых газет назывались news. Это были рукописные листки новостей. Печатные назывались ballads of the news и появились первый печатн.газеты – «британский Меркурий» .
^ Первые печатные газеты выходят в Германии в 1609г в Страсбурге и Аугсбурге. Газета в Страсбурге «Ведомость о всех выдающихся и достопримечательных событиях, совершившихся в верхней и нижней Германии, во Франции, Молдавии и Турции за 1609г. Все сведения отпечатаны в виде, в каком были доставлены». Название газеты вышедшей в Аугсбурге, до нас не дошло.Но по пометкам на 1 странице понятно, что география новостей еще более широкая. Номера составлялись исключительно из корреспонденции из разных уголков Европы и дальних земель. Информация помещалась без всякой связи на полосе. Факты без анализов. Сухой язык объяснялся, с одной стороны, строгой цензурой, с другой- традицией вести политич. дискуссию с помощью памфлетов. Газета напоминала книгу форматом в 1\4 листа. 1-е газеты выходили еженедельно. Ежедневная печать появилась позже.

В ^ 17 в. газеты выходят во многих крупных гороха Германии. В 1616г Иоганн Мейер приступил к изданию «Еженедельные ведомостей» в Гамбурге. В 1630г Клейнгауз – почтмейстер выпустил газету «Почтовые известия» (доступ к информации). В 1640г к ним добавилась новая «еженедельная гамбургская газета». В1673г была основана самая удачная и популярная Гамбург-я газета «Курьер». Фома фон Виринген использвал опыт не только немец, но и франц. и немец. Жур-ки. Интенсивно развивается газетн. дело в Лейпциге,но здесь печать под контролем шведов.После 1650г – здесь независимая печать. В 1659г книготорговец Рицц получил от саксонского правит-ва концессию на издание газаты, которая стала выходить с 1 января 1660г . Это была одна из 1-х немецких политизиров-х газет, преобразованная позже в известную до сих пор «Ляйпцигер цайтунг». К концу 17 в газеты завоевали Германию. В их пользе и необходим. уже не сомнивался никто. В 1697г в Гамбурге вышла книга «о пользе газетн. чтения», в которой подчеркив. что достойный член общества должен интересов. газетой. Но дальнейшее развитие журн-ки в Германии было приосновнл. на долгое время в силу экономич. и социальн.политич. причин. (распадается, объединяется в конце 19в).

Немец. газеты долго оставались информацирон.-коммерческими. Идеологическо-пропагандистк. функцию журналит-ка в Германии стала выполнять с приходом в нее Маркса и Энгельса. Анг-я и франц-я журн-ка, возникшие позже, обогнали ее в 18 в. и по темпу развития,и по уровню содержания,и по качеству «подготовки» журналистов.
Журн-ка в Англии началась с ^ Уильяма Кекстона. В 60-х г. 15 века он обучался в Кельне печатному ремеслу, приобрел там печатный станок. В 1476г он организовал в Англии Венстминстерскую типографию. Печатает книги («Кентерберийские рассказы» Чесссера. 1-я англ. книга с иллюстрациями- «зеркало мира»). Вначале 17в в Англ появл. печатные издания периодического характера. «Еженедельные новости из…» издавались в Лондане Борн Борном и Артчем. В 20-30гг 17 века- активное развитие печатного издат.дела. Гос-во ставит книгипечатание и Жур-ку под строгий контроль и превращает этот бизнес в госуд. монополия. Лицензию на право издания можно было получить только из рук монарха.

Газета тоже напоминает книгу. Их часто назвали «книгами новостей». Формат небольшой, 6-25 стр. объем. в 40годы периодичность англ. меркуриев стабилизируется. Известный издатель 17в. Нидхем в 1643-1646гг выпускает еженедельн-й британский вестник. В 1650-1660гг он же политич. вестник. В нем появляется реклама ( напр, чая). К типу меркуриев можно отнести и еженедельник «Джорнал» .Издается от имени генерала Ферфакса и издания Моббота «Модерейт». В середине 70-х начин. «оксфордская газета». Выходит 2 р в неделю и по внешнему виду это настоящая газета. В ней впервые появилась система колонок. Позже она была переименована в «Лондонскую газету», т.к. типография переехала. Переводилась на франц. язык и имела международный вариант. Имела информацион. характер и сухой язык.

17 век стал для Англии веком Буржуазной революции. Здесь существоала традиция вести политич. дискуссии не в газетах, а в памфлетах. Памф-я публиц-ка этого времени стала одним из важнейщих факторов, сформировавших англ. Жур-ку. В 17 в англ. Жур-ка прошла огромный путь от примитивных листков news до современного механизма сбора и распределения инф-ции.

1-я ежедневная газета «^ Дейли курант» 1702г, Лондон
1-я типография по Франции- в 1475г при старейшем фр. ун-те в Сорбонне. Перирдические издания во Фр- появ. позже, чем в Герм и Англ., но ежедневная жизнь интересовала еще первых франц. хроникеров. Элементы журн-ки присутствовали в «газете парижских буржуа» (1409-1444гг) и в «скандальной хронике» Жана Де Труайе и в газете париж. буржуа времен Франциска 1 (1515-1536гг).

К концу 15 столетия во Франции около 50 типографий. В 16в издат. бизнес полностью под контролем монарха. Лицензию выдавал король. Чаще всего типографии печат. различные хроники придвор. жизни и дипломатич. отношений, религиозного содержания. Некоторые религиоз. изд-я печатались тиражом 1000 экз. Альманахи и календари производимые франц. типогр-ми, уже несли в себе элемент четкой периродичности. Существенное влияние на развитие фран. переиодики оказали голанские и бельгийские изд-ли, особенно Абрахам Верковен. который издавал с 1605г газету «Последние новости». Газ. Верх-на, а также «гало-бельгийский Меркурий», издавав. во Франкфурте, послужили примером для издания в 1611г «Французского Меркурия» -это ежегодник, в 1-м номере которого описывались события, начиная с 1605г. Первым издаталем фр. Меркурия стал Жак Ришар .Этот ежегодник оказал большое влияние на состояние обществен. жизни Франции. Придя к власти, кардинал Ришелье сделал ежегодник одним из политич. орудий. С 1624- по 1631гг фр.Меркурием руководил ставленник Решелье П.Жозеф.
Теофраст Ренадо и «Ля Газет»
В 1631г появилась 1-я фр. политич. газета издателем котрой стал Теофраст Ренадо. По сути, это положило начало газете в современ. понимании этого слова, т.е. политич. официальной. Заслуги Рен. перед журн-кой вообще. Ренадо- истинный сын века просвещения. В журналисткой деятельности он соединил опыт журн-ки европейск. стран с высокими идеями просвещения и гуманизма. На практике этот синтез дал газету как средство распространения идей и знаний.

Ля Газет стала важнейшей вехой в истории журн-ки. Ее появление ознаменовало конец младенчества периодич. печати. Ре можно назвать одним из 1-х профессиональн-х журалистов. Различные области знания + активная социальн.позиция. В 19 лет закончил мед. факультет в г.Монпелье и отправился в путешествие по Франции и Европе. Оно позволило ему познаком-ся с опытом совр. жэурн-ки. Вернувшись в Париж в 1812г Ре изучает хирургию и оказыв. помощь беднякам В 1924г его назнач. на пост нач-ка благотворительных учр-й. Он создает адресное бюро – собирало и распростран. инф-ю о продаже, купли, найме рабочей силы и проч. Это бюро представляло собой подобие информац. агенства. Ренадо давно думал о создавнии собствен. газеты, но воплощению мечты мешал недостаток средств и религиозные войны. В 1630г Ришелье одобрил благотворит-ю деят-ть Ре и настойчиво рекомендовал расширить ее. Реш необходим был печатный листок по типу немецкого, с помощью которгго он мог бы пропагандировать свою политику. Реш очень точно выбрал Ренадо, понимая, что это личность, и его предыдущая деят-0ть хорошо подходит для избранной роли. именно политич. цель Решилье делала газету новым явлением Жур-ки. Но Ренадо вложил в газету идейное содержание в более широком смысле этого слова. Назвал газету по типу «Веницианских листков новостей». Это название долдно было подчеркнуть общедоступность.

30 мая 1631г- 1-й номер. Датироваться стали 4 июля. Ля Газет выходит по пятницам на 4-х стр. форматом 23 х 15 см. Позже число стр. увелич. до 12 и появл. рисунки. Тираж поднимается до 1200 экз. Ежегодно номера собирались в 1 том, выходивший под название «годовой сборник». 1-й сборник был посвящен Людовику 13-му. В предисловии Ре писал о новизне и трудности нового предприятия, подчеркивал, что в газете каждый найдет что ему необходимо.

сначала печатались новости из немец, итал. газет, затем- все больше внимания внутренней информ-и, а новости из первых рук. Определенная часть газеты поступала сверху. Есть версия, что некоторые материалы писались лично кардиналом и королем. Ренадо не скрывал, что газету направляет Ришелье. Доходов издание не приносило. Особенно тяжело пришлось после смерти Решилье и Люд-13. Отношения с кардиналом Мазарини не сложились. Типография была перенесена в предместье. В 1651г Ренадо умер нищим, но дело продолжили его сыновья, которые издавали в Париже оппозиционную газету «Курьер Франсе» ставшую одним из ведущих изданий до ВФБР. С мая 1792г стала выходить ежедневно. 10 авг. 1792г прекратила существование после свержения монархии.
^ Развитие Жур-ки в др.европ.старанах
Разв-е в др.стр.шло под возд-ем Англ, немец., Фр.печати. Несмотря на то, что в Италии и Голландии перв.попытки изд-я новостей предприн-сь раньше, регуляр.г-ты появ.здесь позже, и Жур-ка разв-сь медленно. Это связ.с эконом.разв-ем эт.страни с тем, что долго они нах-сь в завис-ти от др. гос-в.

Итальянск. королевства и княж-ва – под пятой могущ-й Австрии. В 16-17в. здесь предпринимались перв.попытки изд-я г-т. самой старой итальянск.печатн. г-той б. изд-е ФаторЕлло.1636г, Флоренция. Среди перв.периодич.изданий наз.еженедельник «ГаргАс», выходивший а Риме в 1716г. и генуэзскую г-ту Ассарино «Иль СинсЕро». Появление перв.политич.г-т относят к кон.18-нач.19в. Политизация итальянск.прессы связ.с деят-ю группы «Молодая Италия». Рев-ры издав.ивои г-ты за границей и распр-ли в И. нелегально. Ит-я Жур-ка получ. в 1870 г автивн.раз-е. (освобождение Италии и образование единого гос-ва).

До этого в Риме издавалась только одна г-та – орган Ватикана «Оссерватори Романо» («Римск.наблюдатель»).

Полож-е Жур-ки в Венгрии (часть Австро-Венгерск.империи) б. не лучше. Первые г-ты вых.на латинском и немец.яз. в нач. 18в. Одна из них- «Меркуриус Хангриус» («Венгерский Меркурий»). 1780 – перв. г-та на венгерск.языке. Печать в В. разв-сь медленно, как и в И., испыт.на себе возд-е рев-х идей 30-40-х гг 19в. Основателем нац.жур-ки счит. венгерский поэт и революционер Лайош Кошут.

Развитие Жур-ки в Юго-восточн. Европе (Греции, Югосл., Болгарии) сдерживалось турецким владычеством. В Турции г-та появ. только в 30-е гг 19в. Это б. реестр декретов и рапоряж-й султана и описание придворн.праздников. Подлинные турец.г-ты появ. в 60-е гг. в Лондоне. Их издавали эмигранты. Появл. сатирия.печатн. листки, лит.детские журналы. 70-е гг в Константинополе – 81 г-та. Только 16 на турецком яз., 29 – на Фр. После русско-турецкой войны в Турции введена строгая цензура, что замедлило развитие Жур-ки.

В ^ Скандинавских странах Жур-ка получ.разв-е гл.обр в 18в, хотя первая шведская г-та появ. в 1645г. Впоследствии она стала офиц.органом Королевства. Название многократно менялось. Среди редакторов шведск. литераторы, в т.ч. Стриндберг.

Наиб. представительны в эпоху стан.печати б. датская периодика. Уже в 1770 г Христиан VII провозгласил свободу печати, рамки к-рой б. сужены после ВФБР. Перв. г-та появ. в Копенгагене в 1663 г. на неец.яз. С 1666г появ г-ты на датском яз. – напр, «Датский Меркурий». Рано возн. и ж-лы. Первый наз. «Чужестранец» (нем.яз). В 50-е гг 18в – ж-лы на датск.яз. Самым популярным б. ж-л «Минерва».

Первая норвежская г-та – 1763 г . Но лишь в 20-30г под воздействием нац-осв. движения развитие норвежск. Жур-ки ускорилось.
Публицистика Великой Французской Буржуазной революции
1789г – ВФБР ознам. собой выход на полит. арену буржуазии, крах феодализма и идеологии аристократии. Во многом она была подготовлена эпохой Просвещения и идеологами просветительства Вольтером, Дидро, Руссо.

ФБР покончила с наследием старого режима, стала началом ряда политич. движений в разн. странах. Ее подготовили и Англ. бурж. революция 17в, и американская война за независимость 18в. Историю революции начин. писать люди, принимавш. в ней непосредственное участие. Горячее дыхание эпохи – в газетах, журналах, книгах. Происходит становление политич. печати и зарождение прессы в совр. понимании этого слова. Один из публицистов ФБР Камиль Демулен писал: «При старом режиме был период.листок, который сообщал о погоде. Сегодня журналисты – общественная власть. Газеты каждое утро сыплются, как манна небесная». Важность печати была понята всеми полит. партиями. Почти все выдающ. деятели ФБР редактировали газеты.: Мирабо, Демулен, Робеспьер, Марешаль, Марат, Бабёф и др. Лит-ры XIXв братья Гонкуры писали, что «журналистика вышла из недр революции во всеоружии и, едва родившись, стала ареной великих сражений».

Уже во втор. пол. 18в. Во Фр. наблюд. оживление периодич.печати. Газеты продавались на улице, имелись в большинстве кафе (1800 кафе), в лавках набережных ит.д. Число выходящих брошюр б.огромно. И 1789г для жур-ки - начало новой эры, колыбель политич. печати. Роль книг кончилась. Пришла очередь газет. Так говорили современники.

Полит. наступление на власть нач. ^ Бриссо 16 марта 1789 г. напечат. проспект одной из перв. революц. газет «Французский патриот». Эпиграф: «Свободная г-та – это часовой, бессменно стоящий на страже народных интересов»

1 апреля – второй проспект этой газеты, где Бриссо сообщал, что она начнет выходить в апреле 4 р/нед. Указывалась и подписн. цена. Бриссо став. перед собой задачи подготовки революции с пом. газеты и в обращении к читателю наз. свою г-ту политической, свободной и независимой.

Почти одновременно с «Фр. Патриотом» и без предварит. разр-я выходит «Газета Генеральных Штатов» Мирабо. Король собрал Генер. штаты, чтобы принять Конституцию. Королевск. совет запретил издание этой г-ты. Собрание представителей 3-го сословия Парижа и окрестностей (буржуацмм) выразило энергич. протест, назвав это посягательством на свободу печати. Бриссо вынужден прервать издание «Фр. патриота». Мирабо сумел обойти запрет. Он как депутат Генеральн. Штатов д.б. отчитываться перед избирателями. 10 мая 1789г вып. «Письма графа Мирабо к своим избирателям». До 25 июля 1917 го – 19 номеров этой г-ты. Взятие Бастилии разруш. последние преграды, стоявш. на пути политич. печати.

Одна за др. появл. новые газеты. Мирабо тоже стал издавать нов. г-ту «Курьер Прованса» 350 номеров. В это вр. появл. г-та «Народный Трибун», издав-ся Фрероном. В ней печатался Марат, а некоторые номера и сам редактировал. Газета «Парижские революции». Возобн. выход «Фр. Патриота» Бриссо.

Если во 1789г во всем королевстве было 60 пер. изданий, то с 14 июля 1789г по 10 августа 1792г существовало 500 газет. И это не было следствием технич. революции. Новая полиграф. техника появится лишь в 1815 году. Пока во Фр. эпоха персонального журнализма.

За 24 часа вручную можно было напечатать 3 тыс. экз. газеты (максимальный тираж). Бумага б. низкого кач-ва. Многочисл. дефекты сказались на качестве печати. И тем не менее, газеты необычайно популярны. Наиболее распространяемой б. накануне революции «парижская газета» - ок. 10 тыс. экз. В большинстве случаев тираж газет от 300 до 500 экз. Большинство г-т вых. 2-3 раза в неделю.

До 1789 г реклама – в зачаточном состоянии. Бриссо во «Фр. Патриоте» помещ. частн. объявления. Демулен начал всякого рода анонсы. Больше всего такого рода объявлений было в ежедневно. газете «Парижская хроника». Производство газет было дорогим, но рентабельным.

Неудивительно, что в самом благоприятном финансов.положении нах-сь г-ты, печатавшие большей частью объявления: «Анонс», «Афиш» 2 р/нед, ок. 50 тыс. экз. В них помещ. бойкий материал на злобу дня.

В перв. годы революции появ. вечерние газеты, которые помещ. отчеты о работе нац. собрания. Они быстро набирали популярность из-за оперативности.

Многие газеты явл. органами клубов и кружков. «Желтые уста» - социальный кружок.

Поначалу монархия не обращала вним-я на печать как на средство классов. борьбы. Но падение Бастилии ускорило появление роялистских газет. Первой была «Газета Национальной Политики», основ. в июле 1789г. аббатом Сабатье. Но политику ее определял граф Ривароль. Его собственная г-та называлась «Деяния апостолов» (ноябрь 1789г). ПОстеп. появ. огром. кол-во роялистских г-т. Одной из значительных была г-та «Друг короля»: поначалу полемика велась с пом. политич. и философск. аргументов. После ареста королевск. семьи роялистские г-ты перешли к ругани, непристойным разоблачениям вожаков революции и их дел. Часто материалы посвящались личной жизни депутатов национального собрания и демократических журналистов. Объектом особ. внимания был Робеспьер. Контррев-е г-ты нах в лучшем финансовом положении. Рост их числа прод-ся до 10 авг. 1792г (падение монархии). С целью снизить влияние газет, поднималась цена на газету. Закон, запрещающий расклеивать газеты на улице. На белой бумаге позволено печатать только правительственные акты.

Рост числа г-т рев. направленности продолжался. В нач. 1791г в Париже появ. издание, которое отличалось остроумием, самобытностью и выразительностью. Особ. оно было популярно среди плебейской части населения. Это б. ежедневн. г-та «Папаша Дюшен», к-рую издавал Эбер. Ее язык был приближен к языку низов. Еще до издания Эбер был популярным памфлетистом («Частная жизнь аббата Мори»). Папаша Дюшен – человек из народа, фольклорн. персонаж. Газета открывалась заставкой, выполненной в лубочной технике ( Петр I, кота мыши хоронили, о Бове-Королевиче). Г-та имела 8 стр. и стоила 2 су. Г-та пестрела шуточками, оборотами из жаргона предместий, ругательствами. Вместе с тем стиль г-ты был острым, ясным. Еще одно заметное издание этого времени – газета Робеспьера «Защитник конституции» еженед. с мая-авг. 1792г. Объёмом от 46 до 64 стр. Основу нов. г-ты составили статьи самого Робеспьера. Печатались декреты Законодательного собрания, письма и петиции

^ Свержение монархии привело к исчезновению роялистской печати.

В политич. плане в этот период активиз. жирандисты (более умерен.,чем якобинцы). Г-ты: «Фр. Патриот» Бриссо, «Парижские хроники» Кондорсе, «курьер департамента» ЖозЕфа и др.

^ 1793г – происх якобинский переворот, рез-том чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, напр., «Папаша Дюшен», однако г-та продолжает существовать. После смерти Марата приобрет. еще больше влияния.

1793 среди якобинцев происх. раскол на «снисходительных» (ДантОн) и «левых» (Эбер). У кажд. из группировок – свой печатн. орган. «Снисходительные» вып. г-ту Демулена «Старый Кондельер», левые – «Папаша Дюшен».
Газета «Парижские революции» как энциклопедия ФБР
Эта г-т анач. выходить в июльские дни 1789г. Еженедельник имел эпиграф «Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы стоим на коленях. Поднимемся». Эта газета имела прочную материальную базу, ее объем от 40 до 64 стр.

6-8 стр. посвязались отчетам о работе нац. собрания.

14-20 стр. – обзор общего положения страны, включая парижские события. Информация об успехах рев. движения в провинции, статьи по юрид и эконом. вопросам, много материала о театральной жизни, новинках лит-ры, перепечатки из англ. газет. Эта г-та одна из немногих уделяла внимание положению пролетариата в Париже. Демулен наз. ее «энциклопедией революции». Почти в каждом номере печатались гравюры. Ее успех тесно связан с деятельностью Элизе Лустало. Благодаря его таланту, отдельные номера имели тираж 200 тыс. экз.

О его жизни известно немногое. Из провинции, потомств. адвокат. В П. приб. в 1789г, гда познакомился с Демуленом. Первыми лит. опытами стали переводы англ. брошюр. Был замечат. оратором и был замечен основателем г-ты «Парижские революции» Прюдомом. Стал редактором газеты. На страницах издания Лустало выст. за подлинную свободу печати. Против декрета об избирательном праве, который ущемлял 3-е сословие. Свой талант он использовал для защиты права нации на объявление войны и заключения мира. Заслугой Лустало стало то, что он единственный уделял постоянное внимание положению рабочих. Своей основной задачей он считал просвещение народных масс. Поначалу не был республиканцем и не выст. против монархии. Впрочем, тогда еще никто не выступал в пользу республиканского строя.

К собратьям по перу. Он счит, что журналист не имеет права распространять непроверенные слухи в газете. Он защищал право журналиста на донесение правды и на влияние на общественное мнение. Его статьи всегда имели ясную, неотразимую аргументацию. После его смерти достойным преемником стал Сильвен Марешаль. Он приумножил славу г-ты. Пришел на редакторское место уже известным журналистом. За несколько дней до рев-и опубликов. «Книгу веков» в духе Руссо, где подверг критике существ. во Фр.соц. и полит. порядки. Б. и антирелигиозные произведения, в том числе «Альманах честных людей» (1788г). По сути, альманах был календарем, где «честные люди»заменили святых григорианского календаря. Во многом этот альманах стал предшественником будущего революционного календаря.

В годы рев-ции марешаль снач. редактировал г-ту «Бочка Диогена, или Революция духовенства». В эт. г-те выст. против религии и церкви. за антирелигиозную пропаганду был подвергнут полицейскому преследованию, прервал издание г-ты и переехал в др. р-н Парижа. В сен. 1790 г возглавил «Парижские революции». При нем главн. направлениями г-ты б: борьба за атеизм, свержение королевской власти, дальнейшее продолжение революции».

Г-та изменилась, более полными стали отчеты о работе нац. собрания. Появилась офиц. рубрика «Новости из-за рубежа». Газета обрат. к провинц.жур-там с просьбой о сотрудничестве. Марешаль гов: «Свобода печати основ. на мнении, что добродетель нации есть добродетель ее членов». Вопросы свободы печати, ее будущего были в центре внимания газеты. Газета давала отпор аристократич. и роялистич. изданиям, часто помещ. отрывки из них, чтобы говорить на языке фактов. Печатались письма читателей. Наибольший резонанс вызв ст. «О бедных и богатых» (1791г). Г-та постоянно выступала за улучшение жизни бедняков. Много внимания Марешаль уделял вопросу текущей политики. Он использовал газету для пропаганды республиканских идей. Деятельность Марешаля зак. в февр. 1794г, когда Прюдо решил прекратить издание. Прюдо попытался издавать другие газеты, но без талантливого редактора его издания успеха не имели.

Жизнь самого Марешаля сложилась необычно. Он участвовал в политич. заговоре Бабёфа, чудом избежал расправы и до 1803 г. занимался лит.работой. Его полит. завещанием стал роман « Путешествие Пифагора».


Камиль Демулен, публицист и журналист

Когда Демулен был арестован в 1794г по обвинению в подрывной деятельности против республиканского строя, он писал из тюрьмы: «Мое оправдание заключается в 8 томах моих сочинений». Он был казнен 5 апреля 1794 года. В строю франц. революционеров Демулен заним. особ. место. Его жизнь назыв. романом о ФБР. Его мировоззрение формировалось в 80-е гг XVIIIв. Проблемы века Просвещения стали проблемами поколения Демулена. Учась в колледже, он подружился с Робеспьером. Увлекался поэзией, хорошо знал античную литературу. Получ. премии на лит. конкурсах. В янв. 1783г. в «Парижской газете» б. опублик.пьеса в стихах Демулена. Он получ. образование адвоката и в этом качестве служил при парижск.парламента. Предреволюционная Франция была наводнена печатной продукцией. В 1790г. – опубл. небольш. сборник «Сатиры, или Избранные стихи, напис. накануне Революции». Это были не стихи, а памфлеты, направленные против короля. Три из них – написаны Демуленом.

1788г – Д. пишет памфлет «Философия фр. народа».

«Свободная Франция» - памфлет, которой приносит успех. Местом, где часто в Париже собир. горожане и обсужд. новости, б. Пале-Рояль.

^ 12 июля 1789г Демулен произносит речь в связи с отставкой премьер-министра Неккера перед 60-тысячной толпой. Основной лозунг: «Граждане, к оружию!».14 июля Бастилия пала.

Д. писал талантливо и живо. У него много живых образов, метких характеристик. Его памфлет «Свобод. Фр» разошелся в огром.кол-ве экз. Собрав все отзывы на него, Д. решил дать ответ критикам и написал памфлет «Речь фонаря». Напис. в фантастич. форме. Фонарь обращается к патриотам, излагая политич. взгляды автора. Республика там представлена как Золотой век человеч-ва. Памфлет вышел анонимно. Демулен мечтает о собственной газете в это время, но у него нет средств. Он начинает сотрудничество в газете Миабо «Письма Графа Мирабо….»Позже газета стала называться «Курьер Просинции», 10 тыс. экз. Фактически Демулен был секретарем и автором нескольких статей. У Мирабо Д. узнал, как делается газета, от начала и до конца. Он понял, что финансовая сторона не гарантирует успех. Свою г-ту «Революции Франции и Брабанта» (провинция, где делают кружева) вып. ноябрь 1789г – июль 1791г. В этот период пишет много и плодотворно. В его статьях – реализм и ирония, отчаяние и веселый смех, что невольно увлекает читателя. Выходу перв. номера предшествовал проспект. Начальн. номера уже имели успех. Перв. номер 28 ноября 1789г. Еженедельное издание в формы брошюры объемом 48 стр. Вых по подписке. С 3-го номера на обложке появ.рисунок, почти всегда сатирич. Коллекция всех номеров г-ты насчит. 9 томов. Г-та обращалась к самой широкой публике. Демулен б. литературно одаренным журналистом, обладающим высокой культурой.

^ 1781г – б. отдан приказ об аресте Дантона и Демулена. На типографию наложен арест. В окт. 1791г Демулен станов. секретарем Общества друзей конституции. Он стремится иметь пропаг-ю трибуну. Осенью 91г он приним. участие в полит. деятельности, пытается основать новую г-ту «Трибуна патриотОВ», но неудачно. В августовские дна 1792 года Фрерон предлаг. Демулену сотрудничать в его газете «Трибуна патриотА». В конце апреля 1792г. появл. проспект о вых. новой еженед. газеты. Демулен писал: «В наст.вр. г-та – это власть. Стать журналистом – то же самое, что стать одним из пэров Франции». Однако г-та быстро разочаровала Демулена. Он включается в борьбу с жирондистами. После падения монархии Дантон станов. министром, а Демулен – его секретарем и избирается в Конвент. Первым актом стало провозглашение Республики. Демулен пыт-ся возобновить «Революции Франции и Брабанта», но лишь 2 мес.

После прихода к власти якобинцев в 1793г и образования Комитета общего спасения, в который Дантон войти отказался, Демулен отходит от полит. деятельности, не приняв якобинский террор.

Демулен решает вновь издавать газету, претендуя на роль адвоката в споре двух сторон – Робеспьера и Дантона.

5 дек. 1793г в П. вых. «Старый Кордельер» от района, в котором живет Демулен. Эпиграф газеты «Жить свободно или умереть». второй номер – 65 тысяч экз. Третий от 15 декабря. Современники назвали шедевром смелости, мысли и стиля. Демулен ставил под сомнение всю систему террора и само революционное правительство. Д. обращался к истории, превращая ее в оружие полит. борьбы. Этот номер буквально рвали из рук. Г-ту читали с трубун. В №4 Демулен призыв. к милосердию. Итогом обсуждения всех номеров «Старого Кордельера» в якобинском клубе стало исключение Демулена из членов. Позже Д. и его жена были казнены как дантонисты.
Публицистика Жана-Поля Марата

Марат стал особ. фигурой ФБР. Он родился 24 мая 1743 г в Швейцарии (брат преподавал Пушкику). Отец – чертежник, преп. иностр. яз. Марат унаследовал интерес к ин. языкам. Знал главные европейские языки, а также латынь и греческий. В 16 лет переселился во Фр. Стал гувернером в семье богача. 18-летним он приезж. в Париж. Уезж. почти на 10 лет в Англию, реш. посвятить себя медицине. Первое его печ. произведение посв. болезни глаз. Приобрет. известность, как печатающийся врач и получает звание почетного гражданина одного из городов за успехи в борьбе с эпидемиями. Эдинбургский университет присвоил ему звание доктора медицины.

Первое политич. произведение – «Цепи рабства» 1774г. На англ. яз. в Лондоне. Эпиграф «Посвятить жизнь истине». Этот эпиграф он будет использовать в своей г-те «Друг народа». В 1776г возвр. во Фр. и становится известен как врач-ученый. Публикует научные работы по медицине и физике.

1780г – публ. план уголовного законодательства. В обеих работах – блестящий язык публициста Марата. Он умел эмоционально воздействовать на читателя, делая его соучастником своих рассуждений. У него был особый стиль литературного письма, по которому его всегда отличали от других. В его творчестве явно чувствуется влияние Руссо, Дидро , Вольтера. То, что он хорошо знал классич. образцы античной лит-ры, отразилось в форме выражения чувств и мыслей Марата. Он сочетает строгую простоту с торжественной патриотичностью. Его статьи очень напоминают выступления оратора. В нач. 1789г анонимно издает брошюру «Дар отечеству». Затем также анонимно в виде брошюры публикует «Дополнение к Дару отечества». Критикует феодально-абсолютистский строй и его учреждения.

13-14 июля Марат участник событий. Пишет письма на имя председателя нац. собрания и брошюру 2Конституция, или проект Декларации прав человека и гражданина». Работа принесла ему огром. известность. В сент. 1789г вых проспект, в котором сообщ. о выходе г-ты Марата «Друг народа». Ее первонач. название до 6-го номера «Парижский публицист». Эпиграф – слова Руссо «Посвятить жизнь истине». Издав. за собств. счет. Редактор, корректор и т.д. Она вых. ежедневно на 8 стр. в 1/8 листа. В одном из номеров Марат поместил статью «Исповедание веры редактора» - объяснение причин посвящения жизни революции. Его наз. кассандрой революции. Был политически зрелым из журналистов того времени. Талант из груды фактов, фамилий выбирать самое главное. О нем говорят, если взялся за одно звено, то вытащит всю цепь. Он не боялся признать свои ошибки как редактора – его материалы выглядели убедительными. Избегал красоты стиля ради стиля.

С января по март 1790г. Марат живет в Лондоне в эмиграции. Он возвращается в мае и возобновляет издание своей газеты. «Друг народа» - газета, которая действительно обращалась к самым широким слоям читательской аудитории. Стиль зависел от конкретного адресата и описываемого события.

Марат на раз выст. за свободу песати. Счит, что она гарантирует успех революции. Его материалы были острыми, критичными. Враги ненавидели, но при этом признавали талант. Он трагич. погиб от рук Шарлоты Корде.


Наполеон

Наполеон б.вознесен на вершину власти ВФБР. Выходец из буржуа, корсиканец, стал императором Фр. Этому спос-ли и демокр-я общ-ва во время фр. рев-и, и талант Наполеона – военачальника и гос.деятеля. Н.прекрасно поним. роль прессы как пропагандиста и срадства формирования общ.мнения. Он восп-ся прессой еще во вр.египетского похода Фр.армии, когда он не б. еще даже первым консулом. По приказу Н. во Фр.экспедиц.войсках сущ-ла типография, к-рая изд. г-ту, предназнач.спец. для солдат и офицеров. Египетские историки печати иногда даже неверно возв.истоки св.нац. персы к г-те Наполеона.

Когда Н. ст-ся Перв.консулом в ^ 1800 г, он изд. особ. консульск.указ о запрещении боль-ва полит.г-т. так он нач. выстраив. авторитарн. сис-му печати по вертикальному принципу. Вверху - офиц.орган прав-ва – Париж. г-та «Монитёр». Ей сопутсв.г-ты, к-рые нах-ся в русле политики, провозгл. в «Монитёре». Все ост.полит.г-ты д. б. печатать полит. ин-ю только путем перепечатывания из «Монитёра».

Наполеон всяч.пыт-ся изгнать из сознания народа все завоевания ФБР. Даже слово «революция» запрещено употреблять.Фамилии деятелей тоже запр. – ДантОН, Марат, Робеспьер. Чт. контролировать толит.печать, Н. созд. при мин-ве полиции Бюро печати -> Бюро общ-го настр-я, тем самым передавая печать в ведение полиции. Статьи полит-го хар-ра обяз-но цензурировались, причем цензоры д.б. приступать к св. работе, получив инструкцию в министерстве полиции. Степень свободы: !) какое мин-во отв.за печать; 2) отчеты засед.прав-в и парламента.

Н. понимал, что слово «цензура» после ФБР употреблять опасно, и гов, что для него цензура – слово бранное. Но он созд. сис-му строжайш. цензуры. Если неугод.г-ту не б. возм-ти закрыть по полит.мотивам, исп-сь экономич-е приемы. Себестоимость г-ты резко возрастает, и мн.печат.органы сами закрываются. Нелюбовь Н. к рев-ной лексике выр.в том, что он переименовывал г-ты. «Газету дебатов» («Журналь де деба») – в «Журналь де Эмпайер» (г-ту империи). Н. вынужд.г-ты продавать часть св.капитала и через подставных фигур устраивал так, что бОльш.часть капитала оказ.в руках лояльн.ему владельцев.

Н.строго след. за тем, чт. его политика осв-сь только сположит. т.зр., не упуск. из виду он и контрпропаганду. Массир. проп-да идеи борьбы с внеш.врагом, а в заруб. изд-я проталкивались статьи, восхв-е политику Н.

Привонц. полит.г-ты б. по сути копиями столичных, самост. полит. инф-и не д.б. появ-ся. Н. счит., что г-ты, как и армия, д. сами себя кормить. Дотации гос-ва пол. лишь «Монитёр» и еще неск.наполеон-х изд-й. Откр-е нов. полит. г-ты б. почти невозм.и по полит., и по финансовым причинам. Тиражи г-т росли, б-во парижск.г-т имели св. инф-ров за рубежом. Г-ты распр. по подписке.

Содержание г-ты:

- 1 стр. новости (зарубеж., внутр-е)

- Редакционные статьи

- о лит-ре, иск-ве

- посл. стр – платн. объявления

Даже искусствоведч.статьи д.б. соотв-вать вкусу Н.

^ 1804г – Сенатская комиссия свободы печати, в т.же г. в июле – консультационное бюро по просмотру полит.период. изд-й. Известны факты, что иногда Н.сам диктовал статьи. К 1809г во Фр только 1 полит.г-та в кажд.деп-те. В прессе Н.вид св. самого опасн.врага. Закон о печати - м.б. назв. драконовским. В Париже ост.лишь 13 полит.г-т наполеон не стесн.треб. от прессы либер-го отн-я к власти. если материал не устр. Наполеона, он д.б. заменен до пуюликации. Иностр. г-ты строго ограничивались в распр-и. Книгоизд. д.б. представлять 5 экз. кажд книги в полицию для цензурирования.

^ Средства, к-рыми Н.управлял полит.прессой:

  1. Экономич.давление. Залог, гербов.сбор, цены на бумагу увеличились. Негос-е г-ты лишены дотаций. Часть капитала перед-ся лояльн.людям.

  2. Проблема юридич.обоснования – б.трудно юрид. оформить нов. изд-е.

  3. Задержка новостей, искажение, умалчивание. Внедрение в прессу Фр. и др. стран хвалеб.для Н.статей.

  4. Дозирование инф-и.

Отношение Н. к печати изменится на противоп-е во вр. его 100-дневн. правления.

100 дней

Н. превр.прессу в совершенно свобод.гос-й институт. Его критикуют в боль-ве Фр. г-т и ж-лов, но он не меняет св. либеральн.политики по отн-ю к прессе. Опыт оч. важн. в истор.жур-ки. По сути Н. созд. наст-ю машину манипулир-я общ-м сознанием, модель к-рой позже б. вопл. Бисмарком, Сталиным, Гитлером и др. диктаторами.
Французская печать между двумя республиками

1848-1879гг
К 48-му г. стало понятно, что во Фр. зреет нов. рев-я. Буржуазия приним.ряд мер, чт. избежать рев-го взрыва. еще в 47г она выдвиг. лозунг «реформа во избежание рев-ций». Кризис июльск. монархии подтвержд.и образование трех полит. группировок. Прев. стали прогрессивные консерваторыЭмиль де Жирарден. Две остальные б. названы по названиям г-т «Насьональ» и «Реформ». Несмотря на все усилия буржуазии, в февр. 1848г в Париже происх. рев-я, свергнувшая июньск.монархию. Б. образ-но временное прав-во, о кот. гов., что оно созд. в ред-ях г-т «Насьональ» и «Реформ». Перв. шаги этого прав-ва б.весьма либерального плана. Отменено все законод-во о печати периода июльской монархии. Из тюрем выпустили журналистов, сидящих за преступления в обл.печати. Отм-сь залог и гербов. сбор. В св. с этим, нач. бурн. рост числи газет разн. полит. напр-й. В Париже более 200 г-т в теч.неск. недель. Продолжали выходить и прежние г-ты, некотор. из них даже повыс.тираж. Напри, «Пресс» в 48 г имела тираж 78 тыс.экз.

Ср. г-т, порожденных ферв.рев-ей, наиб.заметными были: «Врэ РепюблИК», «репрезентан дю Пепль», «Амии дю пепль» («Друг народа»). В это вр. мн. г-ты наз-ся именами изданий времен ФБР. Наиб. часто встр-ся слово «народ», однако бедняки так и не дождались от рев-ции исп-я св. надежд. В июне Париж вновь на барракадах, но их защитники б. расстреляны. У власти – Кавеньяк, его кровав прав-во попыт-сь уничтожить все завоевания рев-ции.Б. распущ. все полит. клубы,запрещены стачки и кассы взаимопомощи. В июле 48-го б. объявл. осадное положение, в Париже б. закрыты 11 газет. Одна из них выйдет в посл.раз в траурн.рамке. В ней б. сказ,что право голоса во Фр. имеют только богачи.

29 авг.1848г появ нов. закон о печати, к-рый не только восст-л предворит. залог, но и увелич. его настолько, что закр-сь еще нес-ко г-т. Прин-ся ряд законов, к-рые увелич. гербов. сбор, расширяют список наказуемых действий печати, огранич-ют расп-е г-т, облаг.доп. налогом пуб-ю романов в продолжением.

14 янв. 1852 г приним нов. Констинуция, к-рая знамен. очередн. переворот, рез-том стала ^ Вторая Империя. У власти Наполеон III. Вновь возр. закон о предварит-м разреш-и. Необх. получ. право на публ-ю мат-в о политике. Почти запр. публ. о засед-х пр-ва и парламента. Печать передана МВД.Это сделало невозможным сущ-е демокр.печати. Весьма умеренная оппозиция режиму б. предст.лишь «Журналь де деба», «Ассамблее насьональ».

^ Легитимистскими: «Юнион Газет де Франс». На левом фланге некот.вр. ост-ся «Сьёкль» в силу св. антиклерикальности. Влияние др. оппоз.г-т б. незн-ным. В это вр. широко практикуется система предостережений со стор. МВД. Если г-та двукратно получ. предупр-е, она закр-сь на 2 месяца. В это вр.широко предст. пресса полусветского, развлек-го хар-ра.

В связи с тем, что давление б. слишком сильным, вновь стал назревать соц. протест. В ноябре 1860-го появ. нов. законы, более либеральн.хар-ра. Расширились полномочия законодательного корпуса и сената. Некоторые послабления коснулись и печати. Б. объявлено о в-ти создания нов. полит.г-т. Печать пол.право осв-я дебатов в закон-х органах. В это вр. сит-я в прессе радикально не мен-ся. Развлекат-е г-ты преобладают в столице, ив провинции. Олицетворением успеха такой прессы ст. г-та «ФигаРО» Вимессан – издатель. И по сей день.

К сент. 1862 г из 262-х газет 202 поддерживали прав-во, 34 – легитимистские, 13 – Орлеанские и 13 республиканские. К этому вр. во Фр. скл-ся условия для нов. скачка прессы. Число грамотных 67 процннтов. Телегр.сеть св. Приж со всеми департаментами страны. В 55-м г. появл. перв. международ Фр. телег. линия Кале-Дувр. С 1860 г – трансатлантич.линия с США.Вскоре ред-и г-т смогли использовать телеграф для сроч. связи с нац. собр-ем, биржей, инф-ми агентами. Еще в 1832 г в Париже Шарль Гавас

организ. ^ Бюро печати, к-рое зан-сь переводами мат-лов заруб. г-т и снабжало или фр-е г-ты.Когда появ. телеграф, боро заключило с Фр. прав-вом договор на поставку офиц. сообщений для прессы, и в 1859 г б. заключены дог0ры о сотрудничестве с терегр. агентством Вольфа (Германия), Рейтера (Англия). Гавас стал монопольн. поставщиком заруь. инф-и, а бюро печати прев-сь в «агентство Гавас».

Ж/д пути в это вр. опоясывают почти всю Фр. Луи Ашетт, к-рый нач. в 1826 году с книгоиздательства, в 1850-м заключил клонтракт с владельцами ж/д, по к-рому явл. монопольн. поставщиком печат. продукции на ж/д. Так появ. «Мессажери Ашетт». В это вр. широкое распрост-е получ. розничная продажа газет. В 1846г – перв. газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике печати.Изобретена ротационная маштне Маринони. 20 тыс. экз двустранич.г-т в час (раньше – 4 тыс.экз). Т. обр, в 60-е гг созд. тезнич., экономич. и политич. факторы для появления не просто дешевой, но массовой г-ты.


Скачать файл (133.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru