Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Контроль и ревизия - файл 1.doc


Лекции - Контроль и ревизия
скачать (1054 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1054kb.04.12.2011 19:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Раздел I. КОНТРОЛЬ
Тема 1. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой
План лекции

1.1. Сущность, значение и место контроля в управлении эконо­микой.

1.2. Основные принципы, цели и задачи экономического контроля.

1.3. Функции экономического контроля.

1.4. Предмет и объекты экономического контроля.
1.1. Сущность, значение и место контроля в управлении экономикой

Известно, что система управления состоит из следующих вза­имосвязанных функций: планирование, учет, контроль, анализ и принятие управленческих решений.

Место контроля в системе управления можно отразить схе­мой (рис. 1).

Исследования систем управления всегда шло рядом с иссле­дованиями проблем контроля. Фундаментальные элементы эко­номических знаний по проблемам управления и контроля очень редко рассматривались как отдельные понятия экономических субъектов. Это и есть безусловное отражение практических реалий экономического контроля как функции управления.

Контроль (от франц. «сопtrо1е» дословно означает «список, ведущийся в двух экземплярах», «пересмотр», «проверка чего­-либо») является составной частью управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечиваю­щий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.

Другими словами, контроль - это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует достижению поставленных целей при оптимальных затратах рабочего времени и ресурсов.

В научных формулировках контроль определяется как пери­одическое действие механизма возврата к ранее обозначенным задачам, что обусловливает гарантии корректировок в ходе вы­полнения текущих и прогнозных решений.

Понятие экономического контроля подчеркивает рас­пространение контрольных функций только на сферу экономи­ческих явлений, связанных с производственными отношениями и распределением совокупного продукта. Он помогает наиболее реально, с достаточной степенью эффективности выявлять нера­циональные стороны в действиях управления всем механизмом развития общества, и в конкретной отрасли - в частности.

В системах управления имеют место два вида связи: прямая связь - от органа управления к объектам управ­ления и обратная связь - реакция объекта управления на воз­действия органа управления. Экономический контроль, выпол­няя функцию обратной связи, обеспечивает выявление отклоне­ний в развитии экономического производства от заданных пара­метров (правового и иного нормативного регулирования, плани­рования, бюджетирования и т. д.) и выработку на этой основе соответствующих управленческих решений.

То есть экономический контроль является незаменимым сред­ством нормального функционирования экономической системы на всех уровнях, начиная от хозяйствующего субъекта (микро­экономики) и заканчивая общенациональным уровнем (макро­экономикой).

Основное значение экономического контроля заключается в целенаправленном воздействии на ход воспроизводственных процессов для достижения оптимальных конечных результатов. Для хозяйствующих субъектов это означает, прежде всего обес­печение эффективного использования контролируемых ими ре­сурсов, а для общества в целом - легальности и прозрачности бизнеса, усиления его социальной ответственности.

В осуществлении контроля важное место отводится работни­кам учетной службы субъекта хозяйствования, так как именно они проверяют действия отдельных должностных лиц, вскрыва­ют недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельно­сти, устанавливают причины нарушений и виновных лиц.
^ 1.2. Основные принципы, цели и задачи экономического контроля
Эффективное осуществление экономического контроля пред­полагает соблюдение системы основополагающих принципов как важнейших идей, составляющих структуру любой организации.

Основными принципами организации экономического конт­роля являются:

Законность - означает непременное соблюдение право­вых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующую среду контрольной деятельности. Этот принцип непосредственно вытекает из сути правового го­сударства, и любой контролер, включая собственника хо­зяйствующего субъекта, вправе игнорировать указан­ные требования, руководствуясь какими-либо иными соображениями при осуществлении контрольных функций.

Объективность - означает достоверность результатов контроля, что в свою очередь требует системного подхо­да, честности, добросовестности и беспристрастности при проведении контрольных мероприятий.

^ Профессиональная компетентность - предполагает на­личие специальной профессиональной подготовки, необ­ходимой для эффективного выполнения контрольных функций.

^ Функциональная независимость - обусловлена необхо­димостью обеспечить объективность контроля и требует определенной свободы профессионального поведения контролеров, не обремененных служебной подчиненностью по отношению к проверяемым лицам, а также органи­зационной и финансовой зависимостью.

Ответственность - связана с неотвратимостью правовых последствий при нарушении правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие сферы контрольной деятельности. Чаше всего нарушение этого принципа связано с незаконным разглашением и использо­ванием конфиденциальной информации, некачественным проведением контрольных мероприятий, нанесением мате­риального и морального вреда проверяемым лицам.

Действенность - означает воздействие контроля на экономику и выражается через эффективность мер, при­нятых по результатам его осуществления. Соблюдая этот принцип, можно не только своевременно устранить недо­статки и добиться возмещения виновными лицами причи­ненного ущерба, но и создать условия для более эффек­тивного ведения дел.

Рациональность - соизмерение расходов на осуществ­ление экономического контроля с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения, т.е. получаемая экономическая выгода от проведения контроля должна многократно покрывать связанные с этим расходы.

Для понимания сущности экономического контроля, наряду с основными принципами, важное значение имеет определение его целей и задач.

К основным задачам экономического контроля относят:

- укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

- обеспечение сохранности принадлежащего организации имущества, денежных средств и выявление фактов недо­стач, потерь и порчи;

- достижение целевого, экономного и рационального ис­пользования всех средств, находящихся в распоряжении организации;

- выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;

- проверка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;

- выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

Цель контроля - это объективное изучение положения дел определенных отраслях деятельности Предприятия и выявле­ние отрицательно сказывающихся факторов.
^ 1.3. Функции экономического контроля
Содержание экономического контроля вытекает прежде всего из тех функций, которые он выполняет в системе управле­ния.

К их числу относятся:

информационная функция - заключается в том, что ин­формация, полученная в результате экономического кон­троля, является основанием для принятия соответствую­щих управленческих решений, обеспечивающих нор­мальное функционирование контролируемого объекта;

профилактическая функция - заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшем;

мобилизующая функция - заключается в привлечении организаций к мобилизации всех имеющихся у них ре­сурсов для достижения поставленных целей и эффектив­ного ведения производства;

воспитательная функция - заключается в приобщении людей к управлению производством, воспитывает у ра­ботников предприятий, организаций неукоснительное со­блюдение законности, а также четкого исполнения своих обязанностей.

Таким образом, функции контроля в обществе с рыночной эко­номикой состоят в благоприятствовании деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности с помощью эко­номических рычагов и стимулов (кредитование, инвестирование, налогообложение и т.д.).

Контроль помогает государству осуществлять беспрерывное наблюдение и проверку работы на объекте управления, устанав­ливать причины нарушения законодательства) следить за пра­вильностью распределения и потребления общественного продукта и использования финансовых ресурсов. Функции контроля обусловливаются действием основного экономического закона общества и его интересами.
^ 1.4. Предмет и объекты экономического контроля
Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами.

Философия под предметом любой науки понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изу­чается только данной наукой. Предметом той или иной науки следует считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук.

Экономический контроль в условиях рыночной экономики направлен на выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку нормального функционирования, выступая составной частью его органи­зации и регулирования.

На контроль как функцию управления социально-экономи­ческой системой, накладывается беспрерывное наблюдение за процессами производства, распределения, обмена и потребления общественно необходимого продукта и их проверка, установле­ние причин нарушения законности финансово-хозяйственных операций.

^ На стадии производства предметом экономического конт­роля являются все моменты труда как целесообразной деятельно­сти человека: собственно труд, предметы труда и средства труда, изучаемые с точки зрения соблюдения правильности примене­ния утвержденных в установленном порядке нормативов.

^ На стадии распределения, характеризующейся использова­нием общественного продукта на удовлетворение различных по­требностей общества, экономический контроль охватывает как возмещение потребленных средств производства, так и распре­деление и перераспределение вновь созданного продукта.

На стадии обмена, представляющего собой обращение това­ров в условиях наличия товарно-денежных отношений, предме­том экономического контроля являются операции по сбыту и за­готовкам, расчетам, договорным отношениям.

^ На стадии потребления, подконтрольным является преиму­щественно производственное потребление, связанное с возобнов­лением и расширением производственных фондов. Личное по­требление входит в предмет экономического контроля в той мере, в какой оно характеризует отставание от заданных темпов удов­летворения материальных и культурных потребностей населения.

На всех стадиях воспроизводственного процесса в предмет экономического контроля входит выявление соответствия фак­тического состояния экономического производства установлен­ному порядку его организации и регулирования, охватывающего всех участников экономического кругооборота, включая государ­ственное управление (юридических и физических лиц по граж­данскому законодательству).

Таким образом, предметом экономического контроля явля­ется отслеживание и выявление соответствия фактического со­стояния экономического производства установленному порядку его организации и государственного регулирования.

В качестве объектов экономического контроля выступают юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием государственных ресурсов. При этом контролю подвергаются отдельные хозяйственные средства и процессы, со­вокупность которых характеризует производственную и хозяй­ственно-финансовую деятельность организаций, а также отдель­ных должностных лиц за определенный период
Контрольные вопросы

1. В чем сущность экономического контроля в условиях рыноч­ной экономики?

2. Перечислите основные принципы экономического контроля в условиях рыночной экономики.

3. Каковы цели и задачи экономического контроля?

4. Назовите основные функции экономического контроля.

5. Дайте определение предмета экономического контроля как научной дисциплины.
Тема 2. Организация экономического контроля
План лекции
2.1. Виды контроля и их классификация.

2.2. Приемы и способы, используемые при проведении конт­роля.

2.3. Контролирующие органы.
^ 2.1. Виды контроля и их классификация
В целях более глубокого изучения сущности, принципов по­строения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видам выделяют(государственный контроль, внутренний контроль, аудиторский контроль, общественный контроль ):

1. Государственный контроль - осуществляют органы госу­дарственной власти и управления и административные орга­ны. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:

- Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель - обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более пол­ного удовлетворения потребностей.

- Отраслевой контроль - способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель - выяв­ление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.

- Специализированный контроль — возложен на специа­лизированные инспекции, которые осуществляют про­верку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, вхо­дящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).

2. ^ Внутренний контроль - выступает составной частью сис­темы корпоративного управления и осуществляется как не­посредственно руководством и другими должностными ли­цами хозяйствующего субъекта, так и его специальными кон­трольными службами или привлеченными специализирован­ными организациями.

3. Аудиторский контроль - независимый контроль за дея­тельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-пред­принимателями или аудиторскими фирмами. Цель — про­верка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприя­тии операций, правильности их отражения в учете.

4. ^ Общественный контроль - осуществляется неправитель­ственными организациями и отдельными физическими лица­ми на основе добровольности и безвозмездности. К нему от­носится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель — проверка решения социальных вопро­сов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на (вневедомственный, ведомственный):

1) вневедомственный - предполагает осуществление конт­рольных функций независимо от ведомственной подчинен­ности проверяемых субъектов хозяйствования;

2) ведомственный - осуществляется вышестоящим органом

по принципу административной подчиненности. Компе­тенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ве­домства и может выходить при необходимости за его пре­делы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их примене­ния выделяют(правовой контроль, экономический контроль, производственно-технический контроль):

1. ^ Правовой контроль - осуществляется в сфере государ­ственного управления, обеспечивает точное и неукосни­тельное соблюдение законов всеми субъектами хозяй­ствования и должностными лицами.

2. Экономический контроль - осуществляется в сфере уп­равления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

3. ^ Производственно-технический контроль - осуществля­ется в сфере производственного процесса и является спо­собом оперативного регулирования хода производства.

В зависимости от времени проведения контроля различают (Предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль):

1. ^ Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контро­лю. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразнос­ти проведения хозяйственных операций.

Форма предварительного контроля играет важную роль в фи­нансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внут­реннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюд­жетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

2. ^ Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель - опера­тивное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовле­чены в дело.

3. ^ Последующий контроль - осуществляется после совер­шения хозяйственных операций. Цель — установление досто­верности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

Благодаря последующему контролю обеспечивается объек­тивная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдель­ных должностных лиц. Эта форма контроля является самой рас­пространенной и применяется в работе всех органов экономи­ческого контроля.

В зависимости от источников контрольных данных вы­деляют(Документальный контроль, фактический контроль):

1.^ Документальный контрол - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являют­ся первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверны­ми, полными "и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов его осуществления, которые связа­ны главным образом с проверкой документов.

2.^ Фактический контрол - контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем про­ведения инвентаризации фактического наличия и состояния хра­нения хозяйственных средств.

Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных. Вместе с тем, деление контроля на документальный и факти­ческий носит в известной мере условный характер, так как в осно­ве этого разграничения лежат различные источники данных.

По охвату проверяемых объектов выделяют контроль (сплошной, выборочный):

1) сплошной - проверка объектов (хозяйственных опера­ций) в сплошном порядке, который характеризуется боль­шой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятель­ности хозяйствующих субъектов;

2) выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

^ По периодичности проведения можно выделить:

1) систематический (регулярный) контроль - произво­дится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и ауди­торского контроля;

2) разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в ос­новном теми или иными общественными интересами' (инициативами).

По способам осуществления различают следующие виды контроля:

1. Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.

2. ^ Экономический анализ - заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятий (неиспользованные ресурсы, фи­нансовое состояние и платежеспособность, оценка иму­щества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществле­ние экономического анализа как способа контроля совме­щается обычно с другими способами (проверками, обсле­дованиями, ревизиями).

3. ^ Хозяйственный спор - это способ выявления, соблюде­ния законности и обеспечения законных прав в хозяй­ственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются орга­нами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.

4. ^ Следствие (расследование) - представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физичес­ких лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуще­ствляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

5. Обследование - применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных воп­росов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состоя­ния складского хозяйства, пожарной безопасности, охра­ны труда и т.д.
^ 2.2. Приемы и способы, используемые при проведении контроля
В зависимости от формы экономического контроля использу­ются различные приемы и способы проверок.

К приемам фактического контроля относятся:

1. Инвентаризация - проверка объектов в натуре, путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета.

2.^ Лабораторный анали - представляет собой выявление необходимых показателей качества тех или иных объек­тов контроля путем соответствующего (физического, хи­мического или биологического) анализа в лабораторных условиях (например, определяют в лабораторных условиях качество шерсти, сахаристость сахарной свеклы, жир­ность молока и т.д.).

3.^ Экспертная оценк - применяется для выявления про­фессионального уровня и ценности выполняемых работ путем их фактической экспертизы. Этот прием контроля используется также для установления подлинности доку­ментов, записи, реальности и характера совершенных операций, зависимости между деянием и действующим лицом.

4.^ Очный опро - фактическая проверка объектов контро­ля путем очного опроса соответствующих лиц, распола­гающих теми или иными сведениями об этих объектах. Разновидностью очного опроса служат допрос и очная ставка, применяемые судебно-следственными органами при расследовании дел о недостачах, гибели и хищении имущества.

Наряду с указанными приемами для изучения предмета эко­номического контроля широко используются приемы и способы документального контроля:

I.^ Чтение документо - представляет собой изучение тех или иных документов, характеризующих соответствую­щие объекты контроля (определение их подлинности и правильности оформления, достоверности и законности отраженных в них хозяйственных операций).

2.^ Счетная проверк - проверка правильности цифрового материала в документах и регистрах бухгалтерского учета.

3. Письменный запрос - представляет собой получение не­обходимых сведений о том или ином объекте контроля от соответствующих предприятий (организаций) и отдель­ных лиц путем их письменного запроса.

4. ^ Сопоставление (сверка) документов - означает сверку сведений о том или ином объекте контроля, содержащих­ся в различных документах (например, сопоставление ко­личества полученной от урожая продукции, отраженного в документах по учету выхода продукции растениевод­ства с количеством этой же продукции, зафиксированным в документах по их транспортировке).

5. ^ Экономический анализ - представляет собой изучение предмета контроля путем выявления влияния фактов, обусловивших те или иные изменения в этом предмете за проверяемый период.

Все перечисленные приемы и способы изучения предмета экономического контроля применяются не изолированно, а в со­четании, что позволяет достаточно полно выявить положитель­ные и отрицательные моменты в хозяйственной деятельности проверяемых организаций и отдельных должностных лиц в це­лях улучшения сохранности и более эффективного использова­ния экономических ресурсов.

^ Метод экономического контроля - совокупность приемов и способов, обеспечивающих выявление соответствия фактичес­кого состояния экономического производства установленному порядку его организации и регулирования.

В процессе функционирования финансово-хозяйственный контроль сформировал свой метод в системе прикладных эко­номических наук. Метод характеризуется использованием об­щенаучных и собственных методических приемов и способов контроля.

Метод (от греч. - путь исследования) - это спо­соб исследования, что определяет подход к объектам, которые изучаются, путь научного познания и установления истины.

Общенаучные методические приемы включают анализ и син­тез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстраги­рование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Анализ (от греч. - разложение) - это прием иссле­дования, включающий изучение предмета мысленным или прак­тическим расчленением его на составные объекты.

Синтез (от греч. - сочетание, составление, совме­щение) - прием изучения объекта в целостности, в взаимосвязи его частей.

В контроле синтез связан с анализом, дает возможность объе­динить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить связь и познать предмет как единое целое.

Индукция (от лат. - наведение) - прием исследо­вания, заключающийся в том, что общий вывод составляют на основе изучения не всех, а лишь части элементов множества, т.е. способ выведения заключений от частного к общему (например, проверку дебиторской задолженности осуществляют на первых порах по данным аналитического, а потом - синтетического учета).

^ Дедукция (от лат. вывод) - исследование состояния объекта в целом, а потом его составляющих, т.е. делается заключение от общего к частному. Например, проверку затрат на первых порах проводят по данным синтетического, а потом - аналитического учета.

Аналогия - прием научных выводов, благодаря которому достигают познания одних объектов на основе сходства их с дру­гими. Прием аналогии основывается на сходстве некоторых сто­рон различных объектов, представляет основу моделирования, которое применяется в контроле.

Моделирование - прием научного познания, основывающийся на замене исследуемого объекта его аналогом, моделью, веющей важные приметы оригинала. В контроле применяют организационные модели проведения контрольного процесса - стандарты, нормативы, тарифы.

Абстрагирование (от лат. - отрываю) - прием отвлечения. Методом абстрагирования переходят от конкретных объектов к общим понятиям (например, проверяют состояние трудовой дисциплины в отдельных подразделениях предприятия, абстрагируясь, строят заключения в целом по организации).

Конкретизация (от лат. - густой, твердый) - исследование объектов во всей разносторонности их реальной, а не Абстрактной действительности.

^ Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, которые образуют систему. Этот прием в контроле предусматривает оценку поведения объектов как сис­темы со всеми факторами, которые влияют на его функциониро­вание.

^ Функционально-стоимостный анализ - изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства, что включает проектирование и синтез сложных систем в процессе исследова­ния их функционирования (оценка экономической эффективнос­ти технологических процессов).
^ 2.3. Контролирующие органы
Общая система контролирующих органов и организаций включает:
1. Государственные органы федерального значения:

- государственного управления - Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федераль­ная налоговая служба, Департамент финансового конт­роля и аудита Минфина России;

- здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни - Государственная служба санитарно-эпидемио­логического надзора РФ, Служба ветеринарного надзора РФ, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий РФ и др.;

- труда и социального обеспечения - Государственная трудовая инспекция, Государственная жилищная инспек­ция. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие;

- финансово-кредитных отношений и страхования - Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство России, Министерство финансов РФ, Депар­тамент финансового контроля и аудита Минфина России;

- экономики, промышленности, сельского хозяйства и тор­говли - Министерство экономического развития и тор­говли РФ, Государственный комитет РФ по земельной по­литике, Государственная торговая инспекция и др.;

- образования и культуры - Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуни­каций РФ;

- связи и информации - Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба го­сударственного надзора за связью.

Градация контролирующих органов по указанным сферам об­щественных отношений позволяет, с одной стороны, обозначить группу однородных и близких по своей направленности государ­ственных органов, с другой - глубже понять суть и направлен­ность каждого отдельного государственного контролирующего органа. Правда, некоторые из них по определенным основаниям, могут быть отнесены к двум, а то и трем из перечисленных сфер общественных отношений.

Так как каждого из нас должен интересовать воп­рос, куда расходуются те деньги, кото­рые удерживаются с нас в виде государ­ственных пошлин (например, за выдачу нового паспорта) и налогов: налога на доходы физичес­ких лиц, налога на имущество и т.д. Все суммы этих пошлин и налогов аккумулируются на сче­тах Федерального казначейства и поступают в федеральный бюджет. Затем из федерального бюджета эти средства распределяются по бюджетным учреждениям (организациям, функцио­нирующим за счет федерального бюджета). При­чем выделяются они по принципу адресности и целевого назначения. То есть при выделении средств обозначаются цели, на которые они могут быть израсходованы. Эти цели обозначают­ся кодами бюджетной классификации.

К ним относятся в первую очередь ^ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН).

Основной задачей созданных в 2004 г, территориальных управлений ФСФБН федерального уровня явля­ется проверка целевого и эффективного исполь­зования государственных (федеральных) бюд­жетных средств, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответ­ствующий год.

Ранее (до 2004 г.) порядок использования средств федерального бюджета проверялся территориальными управлениями в субъектах федерации (КРУ МФ РФ в субъектах федерации).

Структура федеральных органов исполнительной власти изменена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (далее - УП № 314).

В соответствии с п. 13 УП № 314 функции Минфина России по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере переданы Федеральной службе финансово-бюджного надзора (ФСФБН).

Вновь созданная ФСФБН будет осуществ­лять функции осуществления действий по кон­тролю и надзору за исполнением органами го­сударственной власти, органами местного са­моуправления, их должностными лицами, юри­дическими лицами и гражданами установлен­ных Конституцией Российской Федерации, фе­деральными конституционными законами, фе­деральными законами и другими нормативны­ми правовыми актами общеобязательных пра­вил поведения.

Эта служба является федераль­ным органом исполнительной власти и осуще­ствляет надзор по контролю в бюджетно-финан­совой сфере и последующий государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств госу­дарственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в феде­ральной собственности, на территории РФ и за рубежом.

Порядок взаимоотношений федеральных ми­нистерств и находящихся в их ведении федераль­ных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функ­ций устанавливаются Положением о Федераль­ной службе финансово-бюджетного надзора.

2. ^ Главное контрольное управление Президента РФ. Оно дей­ствует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. №.383, функциями которого являются контроль за деятельностью орга­нов контроля и надзора при федеральных органах исполнитель­ной власти.

Основные задачи этого органа: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; коор­динация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок; подготовка пред­ложений по результатам проверок о совершенствовании дея­тельности федеральных органов исполнительной власти; осу­ществление методического руководства аппаратом полномоч­ного представителя Президента РФ в федеральном округе по вышеуказанным вопросам.

3. Счетная палата РФ является по существу высшим орга­ном государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федераль­ного бюджета.

В задачи этого органа входит: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов; определение эффективности или целесообраз­ности расходов государственных средств и использования феде­ральной собственности; оценка обоснованности проектов феде­рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон­дов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных по­казателей в ходе исполнения федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных уполномоченных финансово-кредитных учреж­дениях.

Основу всех контрольных мероприятий Счетной палаты РФ составляют ревизии и проверки, проводимые по месту располо­жения проверяемых объектов.

4. ^ Министерство экономического развития и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий раз­работку и реализацию государственной социально-экономичес­кой политики. Оно наделено контрольными полномочиями в об­ласти регулирования экономических процессов лицензирования отдельных видов деятельности, развития государственного сек­тора экономики, применения государственных цен, внешнеэко­номического сотрудничества и иных направлений этой полити­ки. С возложением на указанное министерство государственного регулирования внутренней торговли оно призвано осуществлять мониторинг внутренних цен, государственный контроль за со­блюдением норм и правил торговли и общественного питания, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также непосредственно проводить ревизии и проверки органи­заций, находящихся в его ведении.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ведение этого министерства переданы функции, ранее осуществляемые упраздненным Министерством имущественных отношений РФ. В связи с этим в его контрольные полномочия входит: разработка нормативных актов по вопросам учета, уп­равления, распоряжения, приватизации и контроля за использо­ванием государственного имущества; ведение учета и реестра федерального имущества, учета уставов федеральных государ­ственных унитарных предприятий и трудовых договоров, заклю­ченных с их руководителями; проведение инвентаризации объек­тов федеральной собственности и проверка их целевого исполь­зования; осуществление контроля за управлением, распоряже­нием, использованием по назначению и сохранностью земель­ных участков и иного федерального имущества и др.

5. ^ Министерство финансов РФ является федеральным орга­ном исполнительной власти, обеспечивающим проведение еди­ной финансовой, налоговой и валютной политики страны и коор­динирующим деятельность в этой сфере иных органов исполни­тельной власти.

Министерство, финансов РФ выполняет следующие конт­рольные функции: осуществляет контроль за целевым использова­нием средств федерального бюджета и государственных внебюд­жетных фондов, координирует политику федеральных органов ис­полнительной власти; участвует в разработке порядка и проведе­ния контроля за поступлением доходов от имущества, находящего­ся в федеральной собственности; осуществляет контроль за обес­печением платежеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; организует и проводит пробный надзор и государственный контроль за операциями с драгоценными метал­лами и драгоценными камнями; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии.

Оно занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля и включает следующие подразделения: департамент государственного регулирования финансового кон­троля, аудита и бухгалтерского учета, а также федеральные служ­бы финансово-бюджетного надзора, страхового надзора по фи­нансовому мониторингу. Федеральное казначейство РФ.

6. ^ Федеральная налоговая служба представляет собой еди­ную централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государ­ственного управления. Задачи: контроль за соблюдением нало­гового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодатель­ством РФ.

7. ^ Федеральная таможенная служба обеспечивает непосред­ственную реализацию задач в области таможенного дела и еди­нообразное применение таможенного законодательства на тер­ритории всей страны.

На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в це­лях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их прину­дительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка пере­мещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внеш­ней торговли, а также осуществление международного сотрудни­чества в этой сфере.

8. Центральный банк РФ осуществляет свои функции и полно­мочия независимо от других государственных органов в соответ­ствии со ст. 75 Конституции РФ и Федеральным законом «О Цент­ральном банке Российской Федерации» от 10.07.02 г. № 86-ФЗ. Основная задача Центрального банка РФ заключается в защите и обеспечении устойчивости рубля как денежной единицы в стране, в связи с чем денежная эмиссия является исключительной прерогативой ЦБ РФ.

Центральный банк РФ выполняет следующие контрольные функции: лицензирование, государственная регистрация и бан­ковский надзор за деятельностью кредитных организаций; ва­лютное регулирование и валютный контроль; проведение ревизий и проверок подведомственных организаций.

9. ^ Судебные и правоохранительные органы (Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ) призваны обеспечить систематический контроль за соблюдением всеми звеньями экономики и отдельными лицами действующего зако­нодательства.

10. ^ Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения всеми организациями, учреж­дениями и отдельными лицами действующего законодательства и установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (госавтоинспекция, Государственная санитарная инспекция и др.).

Они осуществляют проверки состояния исполнения законов, выявляют факты их нарушения, виновных лиц и сумму матери­ального ущерба, принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причи­ненного материального ущерба.

^ 2. Государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) - относятся такие органы, которые не являются структурными под­разделениями федеральных органов, а формируются и функциони­руют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

^ 3. Негосударственные контролирующие организации:

- союзы потребителей;

- профессиональные союзы;

- аудиторские организации;

- негосударственные организации по экспертизе и серти­фикации качества товаров и услуг;

- общественные объединения.

4. Международные контролирующие организации - это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций и Европейского союза (МАК - Международный авиационный коми­тет, МСО - Международная организация по стандартам, МСЭ - Международный союз электросвязи).

Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения, использовать помощь специалистов, давать предписания о устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров либо оказание услуг, принимать меры для привлечения виновных в правонарушениях лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Полномочия контролирующих органов являются составной частью правого механизма осуществления контроля. Механизм контроля включает в себя систему мер, позволяющих контроли­рующим органам:

- получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах;

- выявлять отклонения от установленных правил и требо­ваний относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности;

- принимать - меры по пресечению нарушений указанных правил и требований, восстановлению нарушенных прав и удовлетворению законных интересов лиц, организаций, государства, когда им причинен вред неправомерными действиями;

- принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организации, виновных в нарушениях установленных правил и требований.

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.

Необходимо отметить, что в отличие от аудита и бухгалтер­ского учета в области контроля еще не сложилась система норма­тивного регулирования. Несмотря на это, можно наблюдать оп­ределенную систематизацию нормативного регулирования, ха­рактерную прежде всего для отдельных видов контроля.

Важное место среди законодательных актов занимают кодек­сы: Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ; Кодекс РФ об административ­ных правонарушениях; Трудовой кодекс РФ; Земельный кодекс РФ.
Контрольные вопросы

1. Какие виды контроля вы знаете?

2. Перечислите основные приемы и способы, используемые при проведении документального контроля.

3. Перечислите основные приемы и способы, используемые при проведении фактического контроля.

4. Дайте определение метода экономического контроля.

5. Какие контролирующие организации учреждены в Россий­ской Федерации? Их полномочия.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (1054 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru