Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Математические методы в психологии (11 решенных задач) - файл 1.doc


Контрольная работа - Математические методы в психологии (11 решенных задач)
скачать (99 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc99kb.04.12.2011 19:57скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВЫПОЛНИЛА: СЕМЕНОВА СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА, СПБГИПСР, 3ПП, В/О
Тема: Генеральная совокупность и выборка

Задание №1. Из кого вы составите выборку, если изучаете:

1.1 Уровень интеллекта студентов Санкт — Петербурга.

Ответ: для такого исследования необходимо сформировать выборку из студентов Санкт-Петербургских ВУЗов различного профиля, различных форм обучения (дневная, вечерняя, заочная), различных курсов (1... 6), студентов как женского так и мужского пола, но таким образом, чтобы состав этой выборки по значимым параметрам максимально соответствовал генеральной совокупности всех студентов Санкт-Петербурга. Например, так как в СПб больше гуманитарных ВУЗов чем технических, то и студентов-гуманитариев должно быть больше в соответствующей пропорции.
1.2 Гендерные различия студентов гуманитарных и технических вузов.

Ответ: для данного исследования необходимо создать две пары выборок по две выборки в каждой. Допустим, в первой паре будут выборки студентов мужского пола из технических и гуманитарных ВУЗов соответственно. Во второй паре будут выборки студентов женского пола из технических и гуманитарных ВУЗов соответственно. Сформировать данные выборки также необходимо учитывая существенные признаки генеральной совокупности (в одном случае генеральной совокупностью будет являться совокупность всех мужчин, обучающихся в техническом (или гуманитарном) ВУЗе, а в другом совокупность всех женщин, обучающихся в техническом (или гуманитарном) ВУЗе), такие как курс, форма обучения, возраст, город обучения или проживания.
1.3 Изменение уровня вербального мышления в процессе 5-ти летнего обучения в ВУЗе.

Ответ: в данном случае наиболее оптимальным представляется сравнительный метод исследования (метод «поперечных срезов»). Соответственно для такого исследования необходимо сформировать минимум две выборки, первая из которых — это первокурсники (абитуриенты), а вторая — это студенты пятого курса. При чем таких выборок может быть большее количество, например, студенты не только первого и пятого, но второго, третьего, четвертого курса — большее количество выборок позволит точнее проследить динамику развития уровня вербального мышления в процессе 5-ти летнего обучения в ВУЗе. Также к описанным выборкам предъявляются требования соответствия генеральной совокупности всех студентов, проходящих 5-ти летнее обучение.

Задание №2. Являются ли выборки зависимыми или независимыми:

1) Сравнивают проявления креативности до и после тренинга.

Решение: такие выборки являются зависимыми.

2) Сравнивают успеваемость учеников 1-А и 1-Б классов.

Решение: такие выборки являются независимыми.

3) Сравнивают семейные ценности у мужчин и женщин в супружеских парах.

Решение: такие выборки являются независимыми.

Тема: Шкалы

Задание №3. В какой шкале представлены данные, к какому типу данных относятся:

1) Место, занятое на соревновании (1,2, 3…).

Решение: ранговые данные, представленные в шкале порядка (ранговой шкале).

2) Рост призывников (167, 180, 190 ….см).

Решение: метрические (количественные) данные, представленные в шкале равных отношений (абсолютной шкале).

^ 3) Национальность (1-русский, 2-украинец, 3-казах и т.д.).

Решение: категориальные (качественные) данные, представленные в шкале наименований (номинативной, номинальной шкале).
Тема: Первичные описательные статистики

Задание №4. Для следующих рядов вычислить среднее, моду, медиану, стандартное отклонение:

1) {3, 4, 5, 4, 4, 4, 6, 2}.

Решение:

упорядочим данный массив по возрастанию{3, 2, 4, 4, 4, 4, 5, 6};

модой (наиболее часто встречающееся значение в ряду данных) будет являться значение 4 Mo = 4;

медианой (значение признака, делящее выборку на две равные части) будет является среднее значение между 4 и 4 Me = 4;



Ответ: Mo = 4; Me = 4; Ϭ 1,195.

4.2 {10, 40, 30, 30, 30, 50, 60, 20}

Ответ: Mo = 30; Me = 30; Ϭ 14,948.

4.3 {15, 15, 15, 15, 10, 10, 20, 5, 15}

Ответ: Mo = 15; Me = 15; Ϭ ≈ 4,086.
Тема: Уровни значимости

Задание №5. Сравнивали две группы школьников по уровню тревожности. Достоверны ли различия, если вероятность ошибки.

5.1 (р) = 0,003

Ответ: результаты на уровне высокой статистической значимости, различия двух групп школьников по уровню тревожности достоверны.

5.2 (р) = 0,60

Ответ: результаты статистически незначимы, различия двух групп школьников по уровню тревожности нельзя считать достоверными.

5.3 (р) = 0,02

Ответ: результаты статистически значимы, различия двух групп школьников по уровню тревожности достоверны, однако имеется 2% вероятности, что найденные различия между двумя выборками являются случайными.

Тема: Статистические гипотезы

Задание №6. Сформулируйте Н0 и Н1, если вы изучаете:

6.1 Изменение состояния студентов при экзаменационном стрессе.

Ответ:

H0: Изменение состояния студентов при экзаменационном стрессе не значимо.

H1: Изменение состояния студентов при экзаменационном стрессе значимо.


6.2 Связь учебной мотивации старшеклассников с уровнем образования их родителей.

Ответ:

H0: Взаимосвязь учебной мотивации старшеклассников с уровнем образования их родителей не значима.

H1: Взаимосвязь учебной мотивации старшеклассников с уровнем образования их родителей значима.


6.3 Влияние личностной тревожности на скорость решения экспериментальной задачи.

Ответ:

H0: Личная тревожность не увеличивает скорость решения экспериментальной задачи.

H1: Личная тревожность увеличивает скорость решения экспериментальной задачи.


Задание №7. Являются ли следующие экспериментальные гипотезы направленными или ненаправленными:

1) После освоения мнемотехник объем памяти увеличивается.

Решение: гипотеза является направленной, так указано направление изменения признака (« ...объем памяти увеличивается»). Также можно сказать, что данная гипотеза является альтернативной, так как в ней указывается наличие каких-либо изменений (при этом нулевой гипотезой будет — «После освоения мнемотехник объем памяти не увеличивается»).

^ 2) После проведения релаксации уровень тревожности участников тренинга значительно уменьшился.

Решение: данная гипотеза является направленной, так в гипотезе указано направление изменения признака (« ...уровень тревожности значительно уменьшился»). Также можно сказать, что данная гипотеза является альтернативной, так как в ней указывается наличие каких-либо изменений.

3) Скорость решения задач у испытуемых первой и второй группы была различной.

Решение: данная гипотеза является ненаправленной, так в гипотезе указано только наличие изменений значения признака, но не направление (больше, меньше) этого изменения. Также можно сказать, что данная гипотеза является альтернативной, так как в ней указывается наличие каких-либо изменений (при этом нулевой гипотезой будет — «Скорость решения задач у испытуемых первой и второй группы не была различной»).
Тема: «t-критерий Стьюдента»

Задание №8. Что является ограничением для применения t-критерия Стьюдента:

а) неравенство средних значений,

б) значительные различия среднеквадратичных отклонений,

в) большие объемы выборок,

г) несоответствие эмпирического распределения нормальному,

д) неравенство медиан в выборках.
Решение:

Ограничением для применения t-критерия Стьюдента является несоответствие эмпирического распределения нормальному (г).
Задание №9. Студент-дипломник занимался развитием памяти детей подготовительной группы в детском саду в течение года. Он замерил показатели памяти у детей, с которыми проводил занятие, до и после развивающей программы. Затем применил t-критерий Стьюдента для зависимых групп и доказал, что показатели объема памяти достоверно увеличились. Однако, на защите дипломной работы рецензент указал, что эффективность программы нельзя считать доказанной, так как память могла улучшиться естественным образом, поскольку дети за год выросли. В чем ошибка студента?

Ответ: ошибка студента в том, что он, набрав некую выборку, до начала исследования (воздействия) должен был разделить (случайным способом) её на контрольную и экспериментальную. Учитывая, что начальные показатели объемов памяти у детей были одинаковыми, надо было по окончании эксперимента сравнить показатели объемов памяти между контрольной и экспериментальной группами с помощью t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Если бы показатели объема памяти экспериментальной группы достоверно увеличились по отношению к контрольной, то только тогда эффективность программы можно было считать доказанной.

Тема: Разделение выборки на подгруппы
Задание №10. При выполнении дипломной работы студенту необходимо было сравнить уровень креативности успешных и неуспешных менеджеров. Как показатель успешности было выбрано среднее число сделок, заключенных в течении месяца (количество сделок за год поделенное на 12 месяцев). Этот показатель у разных менеджеров составил от 10 до 30. К группе успешных студент отнес менеджеров, имевших от 20 до 30 сделок, неуспешных – 10-20 сделок. Все ли сделано правильно? Какие возможны варианты?

Ответ: при наборе экспериментальных выборок были допущены серьезные нарушения, которые ставят результаты исследования под сомнение. Из общего коллектива необходимо было выделить группу успешных и неуспешных менеджеров, для этого были определены верхние и нижние границы успешности (за показатель успешности было принято среднее число сделок, заключенных в течении месяца). Но при делении выборки на части (к группе успешных студент отнес менеджеров, имевших от 20 до 30 сделок, неуспешных – 10-20 сделок) в группу успешных и неупешных попали «середнячки», то есть менеджеры, которых нельзя отнести к той или иной группе. Чтобы, корректно разбить выборку на группы и выделить успешных и не успешных менеджеров необходимо рассмотреть распределение сделок, выполненных данной группой менеджеров.

Если предположить, что полученное распределение является нормальным, то к нему можно применить закон нормального распределения, согласно которому «середнячки-менеджеры» будут в среднем заключать 20 ± 34,13 % сделок в месяц. А так как в данном исследовании нам интересны только успешные или неуспешные менеджеры, то в первую группу (успешные менеджеры) мы будем отбирать менеджеров с среднемесячным кол-вом сделок 27-30, а во вторую группу (неуспешные менеджеры) мы будем отбирать менеджеров с среднемесячным кол-вом сделок 10-13, остальная часть первоначально исследуемой выборки нас не будет интересовать. Также (на основании закона нормального распределения) для дополнительного исследования можно выделить группу крайне успешных (29-30 сделок с месяц) менеджеров и группу крайне неуспешных (10-11 сделок в месяц) менеджеров.


Тема: Корреляционный анализ

Задание № 11. Ниже представлены графики двух индивидуальных показателей испытуемых, измеренных и отложенных в системе координат (оси Х и У отражают выраженность индивидуальных показателей). Какой из графиков соответствует положительной (r > 0) отрицательной (r < 0) корреляционной связи, где значение коэффициента корреляции будет примерно равно (r 0)?


Решение:

1.




2.




3.




r < 0 , отрицательная (обратная взаимосвязь) корреляционная связь, где x↑~ y↓(то есть увеличение одного признака (x) соответствует уменьшению другого признака (y)).

r > 0, положительная (прямая взаимосвязь) корреляционная связь, где x↑~ y↑ (то есть увеличение одного признака (x) соответствует увеличению другого признака (y)).

r ≈ 0, нулевое значение коэффициента корреляции отражает отсутствие закономерной взаимосвязи между переменными x и y.






Скачать файл (99 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru