Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Детали машин и основы конструирования - файл Лекция 1.doc


Загрузка...
Лекции - Детали машин и основы конструирования
скачать (1015.7 kb.)

Доступные файлы (25):

Лекция 10.doc151kb.01.10.2008 18:07скачать
Лекция 11.doc126kb.08.02.2008 16:35скачать
Лекция 12.doc126kb.04.02.2008 16:04скачать
Лекция 13.doc57kb.08.02.2008 16:37скачать
Лекция 14.doc117kb.08.02.2008 16:38скачать
Лекция 15.doc149kb.08.02.2008 16:40скачать
Лекция 16.doc167kb.08.02.2008 16:40скачать
Лекция 17.doc170kb.08.02.2008 16:41скачать
Лекция 18_19.doc267kb.17.11.2007 14:12скачать
Лекция 18.doc125kb.08.02.2008 16:42скачать
Лекция 19.doc210kb.08.02.2008 15:30скачать
Лекция 1.doc118kb.03.09.2009 16:49скачать
Лекция 20.doc75kb.08.02.2008 16:44скачать
Лекция 21.doc147kb.08.02.2008 16:46скачать
Лекция 22.doc134kb.08.02.2008 16:48скачать
Лекция 23.doc110kb.08.02.2008 16:49скачать
Лекция 2-5.doc116kb.04.09.2009 17:13скачать
Лекция 2.doc127kb.29.08.2007 13:00скачать
Лекция 3.doc229kb.10.09.2008 17:07скачать
Лекция 4.doc100kb.04.02.2008 15:04скачать
Лекция 5.doc105kb.03.09.2009 17:05скачать
Лекция 6.doc126kb.08.02.2008 16:21скачать
ЛЕКЦИЯ 7.doc138kb.17.09.2009 13:29скачать
Лекция 8.doc137kb.08.02.2008 16:25скачать
Лекция 9.doc159kb.08.02.2008 16:26скачать

Лекция 1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 1

Введение учебную дисциплину «ДЕТАЛИ МАШИН И ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ»
Курс «Детали машин и основы конструирования» охватывает изучение, расчеты и конструирования деталей машин, сборочных единиц и передаточных механизмов общего применения.

Курс «Детали машин и основы конструирования» включает 48 часов лекций, 30 часов для группы 05-М-ТФ1 и 39 часов для группы 05-М-ХТ1, лабораторных и практических занятий, курсовой проект, экзамен и выполняется в 5-м семестре.

Конструирование – это творческий процесс создания оптимального варианта машины в документах на основе теоретических расчетов, конструкторского, технологического и эксплуатационного опыта.

История использования деталей машин общего назначения начинается с глубокой древности. Известно применение пружин в луках для метания стрел, катков для перемещения тяжестей.

Такие простые детали машин, как металлические цапфы, примитивные зубчатые колеса, винты, кривошипы были известны до Архимеда (3-й век до новой эры). В эпоху возрождения Леонардо да Винчи (в15-веке) создал новые механизмы: зубчатые колеса с перекрещивающимися осями, шарнирные цепи, подшипники качения. Уже тогда применялись канатные и ременные передачи, грузовые винты, шарнирные муфты.

В середине 18 века Л. Эйлер, член Российской академии наук, предложил эвольвентное зубчатое зацепление, разработал теорию трения гибкой нити о шкив.

Развитие теории и расчета деталей машин связаны с многими именами русских ученных. П.Л.Чебышев, математик и механик, изобретатель более 40 различных механизмов, в том числе и арифмометра. Н.Е. Жуковский, автор исследований по механике твердого тела, гидро- и аэродинамике. Л.В. Ассур, создатель рациональной классификации плоских шарнирных механизмов. В.Л. Кирпичев, автор первого учебника по деталям машин.

Литература: Детали машин: Учебник для вузов / Под Редакцией О.А. Ряховского. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. – 544 с.

Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для технических специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1998. – 447 с.

Проектирование механических передач: учебно-справочное пособие для втузов / С.А. Чернавский, Г.А. Снесарев, Б.С. Козинцев и др. – М: «Альянс», 2008. 590 с.

1

Атлас конструкций узлов и детали машин: Учебное пособие / Б.А. Байков, А.В. Клыпин и др.; Под редакцией О.А. Ряховского. – М: Изд.-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 384 с.
1. Общая методология и логика решения проектных задач


    1. Классификация деталей машин

Машины, механизмы, приборы, аппараты, приспособления, инструменты и другие изделия изготавливают из деталей.

Деталью принято называть элемент конструкции, изготовленной из материала одной марки без применения сборочных операций. Совокупность деталей, соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями и предназначенных для совместной работы, называют сборочной единицей (узлом).

Простейший узел является составной частью более сложного узла, который в свою очередь является узлом изделия, комплекса и т.п. Характерными примерами узлов по мере нарастания сложности являются подшипник, узел вала, коробка перемены передач автомобиля.

Изготовление конструкций и узлов из деталей позволяет использовать различные материалы, облегчает их изготовление, эксплуатацию и ремонт, обеспечивает возможность их нормализации и стандартизации, изготовления на специализированных участках, цехах, заводах.

В каждой машине число деталей исчисляется тысячами, миллионами. В общем случае детали подразделяются на специального и общего назначения.

Несмотря на различное конструкторское оформление и назначение машин, большинство их деталей и узлов являются типовыми. К типовым деталям и узлам относят: соединения (такие как резьбовые, шпоночные и шлицевые, заклепочные и др.), передачи (зубчатые, червячные, цепные, ременные и др.), валы, опоры, муфты, устройства для смазывания и др.
^ 1.2. Требования, предъявляемые к деталям машин

К деталям машин, механизмам предъявляют требования по надежности, технологичности, экономичности и эргономичности. Рассмотрим требования по надежности.

Надежность. Надежностью называют свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.

2

Надежность является сложным свойством, которое состоит из сочетаний следующих частных свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Каждое из частных свойств количественно оценивается показателями надежности. Одним из основных показателей надежности является

вероятность безотказной работы в течение заданного периода времени.

Статистическая оценка вероятности безотказной работы представляет собой соотношение

, (1.1)

где Nи(Т) - количество исправных изделий к моменту времени Т;

N0 - исходное количество эксплуатируемых изделий.

Статистическая вероятность отказа находится по зависимости

. (1.2)

Вероятность безотказной работы механизма равна произведению показателей надежности деталей механизма, работающих последовательно,

. (1.3)

Поэтому надежность систем с большим количеством входящих в нее элементов получается низкой. Так при числе элементов n = 10 с одинаковой вероятностью безотказной работы Pi (Т) = 0,9 вероятность системы составит

.

Особенностью проблемы надежности является ее связь со всеми жизненными циклами машины и их деталей, начиная с момента формирования заявки на разработку и заканчивая ее списанием. Каждый из жизненных циклов вносит свою лепту в решение надежности передачи. Обеспечение надежности на стадии проектирования и изготовления непосредственно сказывается на эксплуатационных и технико-экономических показателях машин.

Надежность изделия закладывается на стадии их проектирования. Она зависит от применения современных методов расчета и проектирования, основанных на теории вероятности и математической статистики с применением ЭВМ и САПР, конструкции составных частей передачи, материалов деталей и методов их упрочнения, способов защиты от внешней среды, системы смазки, приспособленности к сохранности и проведению ТО.

Надежность обеспечивают в процессе изготовления деталей и их сборки за счет достижения необходимой точности размеров, примене-

3

ния прогрессивных упрочняющих технологий и технологических мероприятий, направленных на обеспечения технических требований.

Надежность реализуется в процессе эксплуатации и зависит от скоростных и нагрузочных режимов работы, системы технического обслуживания и других эксплуатационных факторов.

Вероятность безотказной работы изделия по критерию износостойкости (рис. 1,1) за период наработки Ти определяют по функции


Р(Т)
. (1.4)

1




Т


Рис. 1.1. График вероятности безотказной работы при постепенных

(износных) отказах изделия
В период нормальной эксплуатации изделия постепенные отказы еще не проявляются и надежность характеризуется внезапными отказами. Эти отказы вызываются неблагоприятным стечением обстоятельств. Вероятность в этом случае (рис. 1.2) определяет показательное распределение отказов

, (1.5)

где (Т) – интенсивность отказов (рис. 1.3).


Р(Т)


1



0


Т


Рис. 1.2. График надежности

4




Период приработки

Период нормальной эксплуатации

Период повшенной интенсивности отказов












Т

Тп

Тр


Рис.1.3. Зависимость интенсивности отказов от времени
Интенсивность отказов представляет отношение функции плотности распределения к вероятности безотказной работы

. (1.6)

Функция плотности распределения представляется отношением приращения вероятности отказов ΔQ(T) за время ΔT

. (1.7)

Надежность характеризуется следующими состояниями: работоспособное, исправное и неисправное.

Работоспособным состоянием (работоспособностью) называют состояние объекта, при котором значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Работоспособное состояние оценивается критериями: прочностью, жесткостью, износостойкостью, теплостойкостью и вибростойкостью.

Прочность. Прочность - это свойство детали воспринимать те или иные воздействия, в определенных условий и пределах, не разрушаясь.

Наиболее распространенным методом оценки прочности деталей машин является сравнение расчетных с допускаемыми напряжениями [], []. Объемная прочность по напряжениям растяжения р, изгиба и и кручения кр определяют следующие условия:

; ; ; (1.8)

где F, Mи, Мкр – сила, изгибающий и крутящий моменты;

А, Wz, Wкр – площадь сечения, осевой и полярный моменты сопротивления.

Контактную Н прочность определяет условие

5

. (1.9)

qn, Eпр, Rпр – нормальная распределенная нагрузка, приведенные модуль упругости и радиусы кривизны поверхностей.

Распространенным методом оценки прочности является сравнение расчетного коэффициента запаса s прочности с допускаемым [s]

. (1.10)

пр – предельное напряжение, для пластичных материалов пр = Т, для хрупких материалов пр = В.

Жесткость. Жесткостью называют способность детали сопротивляться изменению ее формы под действием приложенных нагрузок.

При соблюдении достаточной жесткости деталей, например, валов, обеспечивается удовлетворительная работа механизма. В расчетах на жесткость ограничивают либо перемещения L, y, либо угол, обусловленного деформациями, в пределах допускаемых значений:

L [L], y [y], []. (1.11)

Износостойкость. Износостойкостью называют свойство материала детали оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения. Износостойкость оценивают величиной, обратной скорости или интенсивности изнашивания.

Износостойкость является важнейшим критерием работоспособности подвижно сопряженных деталей, поскольку до 90 % таких деталей выходят из строя из-за износа. В результате износа снижается КПД, точность сопряжения, надежность и экономичность машин. Износ деталей значительно повышает стоимость эксплуатации машин в связи с необходимостью периодического их ремонта. Так стоимость ТО и ремонта превышает стоимость изготовления автомобиля за весь период его эксплуатации до 6 раз.

Расчеты деталей на износ заключается либо в определении условий, обеспечивающих их жидкостное трение, либо в определении достаточной долговечности их путем назначения для трущихся поверхностей давлений р не более допускаемых [р]

. (1.12)

Вибростойкость. Под вибростойкостью понимают способность конструкций работать в требуемом диапазоне режимов при допустимых колебаниях.

Вибрации вызывают дополнительные переменные напряжения, обуславливающие усталостные разрушение деталей. Особенно опасными являются резонансные колебания, когда собственная частота fС

6

совпадает или близка к частоте fВ вынужденных колебаний. Поэтому расчет на вибростойкость ведут по условию несовпадения частот собственных и вынужденных колебаний:

fС fВ . (1.13)

Теплостойкость. Под теплостойкостью понимают способность деталей сохранять работоспособность в допускаемых пределах температурного режима.

Нагрев деталей свыше допускаемых пределов может вызвать следующие недопустимые последствия для нормальной эксплуатации:

- появление остаточной деформации,

- понижение защищающих свойств масляных пленок,

- заклинивание сопрягаемых подвижных деталей.

При расчетах на теплостойкость сопоставляют расчетную Тр температуру с допускаемой [T]:

. (1.14)
^ 1.3. Стадии конструирования машин
Конструирование машин - творческий процесс со свойственными ему закономерностями построения и развития. Особенности этого процесса состоят в многовариантности решения, необходимости согласования применяемых решений с общими и специфическими требованиями, предъявляемыми к конструкциям, а также требованиями соответствующих ГОСТов, регламентирующих термины, определения, условные обозначения, систему измерений, методы расчета и т.п.

Детали, узлы, машины изготавливают по чертежам, выполненным на основе проектов - совокупности расчетов, графических материалов и пояснений к ним, предназначенных для обоснования и определения параметров конструкции, ее производительности, экономической эффективности.

Стадии разработки конструкторской документации и этапы работ установлены стандартом (ГОСТ 2.103-68).

1-я стадия - разработка технического задания - документа, содержащего наименование, основное назначение, технические требования, показатели качества, экономические показатели и специальные требования заказчика к изделию.

2-я стадия - разработка технического предложения - совокупности конструкторских документов, обосновывающих техническую и технико-экономическую целесообразность разработки изделия на основе технического задания, рассмотрения вариантов возможных решений с учетом достижения науки и техники, патентных материалов.
7

3-я стадия - разработка эскизного проекта - совокупности конструкторских документов, содержащих принципиальные конструкторские решения и разработки общих видов чертежей, дающих общие представления об устройстве разрабатываемого изделия, принципе его действия, габаритных и основных параметров. В эскизный проект входит пояснительная записка с необходимыми расчетами.

4-я стадия - разработка технического проекта - совокупность конструкторских документов, содержащих окончательное решение и дающих полное представление об устройстве изделия. Чертежи проекта состоят из чертежей общего вида и рабочих чертежей. На этой стадии рассматриваются вопросы надежности узлов, соответствие требованиям техники безопасности, условиям хранения и транспортирования и т.д. В технический проект входит пояснительная записка.

5-я стадия - разработка рабочей документации - совокупности документов, содержащих сборочные чертежи и чертежи деталей оформленных так, чтобы по ним можно было изготовить изделие и контролировать их производство и эксплуатацию.
8


Скачать файл (1015.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru