Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Детали машин и основы конструирования - файл Лекция 21.doc


Загрузка...
Лекции - Детали машин и основы конструирования
скачать (1015.7 kb.)

Доступные файлы (25):

Лекция 10.doc151kb.01.10.2008 18:07скачать
Лекция 11.doc126kb.08.02.2008 16:35скачать
Лекция 12.doc126kb.04.02.2008 16:04скачать
Лекция 13.doc57kb.08.02.2008 16:37скачать
Лекция 14.doc117kb.08.02.2008 16:38скачать
Лекция 15.doc149kb.08.02.2008 16:40скачать
Лекция 16.doc167kb.08.02.2008 16:40скачать
Лекция 17.doc170kb.08.02.2008 16:41скачать
Лекция 18_19.doc267kb.17.11.2007 14:12скачать
Лекция 18.doc125kb.08.02.2008 16:42скачать
Лекция 19.doc210kb.08.02.2008 15:30скачать
Лекция 1.doc118kb.03.09.2009 16:49скачать
Лекция 20.doc75kb.08.02.2008 16:44скачать
Лекция 21.doc147kb.08.02.2008 16:46скачать
Лекция 22.doc134kb.08.02.2008 16:48скачать
Лекция 23.doc110kb.08.02.2008 16:49скачать
Лекция 2-5.doc116kb.04.09.2009 17:13скачать
Лекция 2.doc127kb.29.08.2007 13:00скачать
Лекция 3.doc229kb.10.09.2008 17:07скачать
Лекция 4.doc100kb.04.02.2008 15:04скачать
Лекция 5.doc105kb.03.09.2009 17:05скачать
Лекция 6.doc126kb.08.02.2008 16:21скачать
ЛЕКЦИЯ 7.doc138kb.17.09.2009 13:29скачать
Лекция 8.doc137kb.08.02.2008 16:25скачать
Лекция 9.doc159kb.08.02.2008 16:26скачать

Лекция 21.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Лекция 21


21. МУФТЫ
21.1. Характеристика и классификация муфт

Муфты осуществляют передачу вращающего момента от одного вала к другому соосному валу без изменения частоты и направления вращения.

Механические муфты классифицируются по способу управления на неуправляемые, управляемые и самоуправляемые.

Неуправляемые муфты относятся к постоянно замкнутым и подразделяются на глухие и компенсирующие.

Управляемые муфты могут работать как в режимах передачи вращающего момента между валами, так и в режиме прекращения такой передачи момента между валами.

Самоуправляемые муфты подразделяются на муфты предохранительные - самоуправляемые по передачи вращающего момента, на муфты обгонные или муфты свободного хода - самоуправляемые по направлению движения и на муфты центробежные - самоуправляемые по скорости.

Основной нагрузкой для муфт является вращающий момент. В связи с этим их нагрузочную способность оценивают значением табличного вращающего момента Тт соответствующего стандарта (нормали). В расчетах принимают длительно действующий вращающий момент Т из соотношения

, (10.1)

где К - коэффициент режима работы, К = 1,5...2,0.

Муфты должны обладать определенной компенсирующей способностью, то есть компенсировать в той или иной степени отклонения от соосного положения соединяемых валов, а также деформации валов от эксплуатационных нагрузок, тепловых воздействий и т.п. В противном случае детали муфт, соединяемые валы и их опоры окажутся под действием дополнительных изгибающих и перерезающих нагрузок. Эти нагрузки можно снизить за счет уменьшения погрешностей монтажа, увеличением компенсирующей способности за счет применения компенсирующих и упругих муфт.

Выбор муфт производят в соответствии с конструктивными особенностями и требованиями, предъявляемыми к приводу в целом.

^ 21.2. Глухие муфты

Глухие муфты применяют в основном для соединения валов, которые можно выставлять с наименьшей погрешностью монтажа. Они просты по конструкции, но обладают рядом недостатков: детали муфты, соединяемые валы и их опоры подвергаются воздействию дополнительных изгибающих моментов и поперечных перерезающих сил, что ограничивает их применение.

Для относительно небольших диаметров (до 70 мм) применяют втулочные муфты на сегментных шпонках (рис.13.1, а) и на штифтах (рис.13.1, б). Втулочные муфты стандартизированы (ГОСТ 24246-80).


2

d11







dш

Dб

1

dв


Рис.13.1. Глухие муфты
Шпонки втулочных муфт проверяют на смятие, а штифты – на срез

, , (13.2)

где Ft – окружная сила, ;

А – площадь среза штифта, .

Наиболее распространение получила фланцевая муфта (рис. 13.1, в), которая состоит из двух полумуфт ^ 1, соединенных болтами 2. Болты устанавливают через один: с зазором и без зазора. Центрирование полумуфты в этом случае осуществляют болты, поставленные без зазора. В этом случае болты рассчитывают на срез по зависимости

. (13.3)

2


Фланцевые муфты стандартизированы (ГОСТ 20761-80). Они просты по конструкции и надежны в работе.

^ 21.3. Компенсирующие муфты

Компенсирующие муфты для соединения валов с незначительными взаимными смещениями осей, связанными с неточностями изготовления, монтажа и упругими деформациями. Смещения валов могут быть осевыми , радиальными r, угловыми и комбинированными , r, (рис.13,2).



Рис. 13.2. Схемы смещения валов: а) осевое, б) радиальное,

в) угловое, г) комбинированное
Жесткие компенсирующие муфты. Рассмотрим в качестве примера зубчатую муфту. Она допускает угловое смещение  1,50, радиальное r = 0,2…0,6 мм и осевое - = 1…8 мм. Муфта состоит из двух зубчатых обойм 1 и двух зубчатых втулок 2 с фланцами (рис.10.3). Зубчатые обоймы соединяются с валами шпонками, а фланцы втулок - болтовыми соединениями.



Компенсация радиального зазора осущес-

твляется за счет зазора между зубьями

обоймы и втулки, а угловое смещение –

за счет выполнения ширины зуба по ра-

радиусу.

Зубчатые муфты стандартизированы

(ГОСТ 5006-83). Их применяют в вы-

соко нагруженных конструкциях для ва-

лов с диаметрами 40…200 мм. Передача

вращающего момента в этих муфтах осу-

ществляется большим числом одновре-

Рис. 13.3. Компенсирующая зубчатая муфта

3

менно работающих зубьев, что обеспечивает высокую нагрузочную способность и малые габариты муфты.

При вращении валов, установленных с перекосом, происходит циклическое нагружение зубьев муфты, их относительное перемещение, что обуславливает их износ. Для ограничения интенсивности изнашивания в муфту заливают вязкое масло и ограничивают давление

, (13.4)

где Кк – коэффициент концентрации нагрузки, Кк = 1,1…1,3;

h – рабочая высота зуба, ;

b, d – длина зуба и делительный диаметр окружности;

z – число зубьев полумуфты;

[p] – допускаемое давление, [p] = 12…15 МПа.

Шарнирные (карданные) муфты могут соединять валы, имеющие угловые перекосы до 45 град. Вращение с такими большими углами может передаваться потому, что они имеют два шарнира с двумя взаимно пересекающимися осями. Такая муфта состоит из двух вилок 1 и 2 и крестовины 3 (рис. 13.4).



Рис. 13.4. Шарнирная муфта
Недостатком шарнирной муфты (рис. 13.4, а) является неравномерность вращения ведомого вала. Указанный недостаток лишена сдвоенная шарнирная муфта (рис. 13.4, б).

Применяя телескопический промежуточный вал спаренных муфт можно передавать движения между валами с изменяющимися расстояниями и углами. Такие устройства называют карданными передачами, которые применяются в трансмиссиях автомобилей, сельскохозяйственных и дорожных машин.

^ Упругие компенсирующие муфт. Такие муфты применяют не только для компенсации смещения валов, но и для снижения дина-

4

мичности награузки и амортизации колебаний, возникающих при работе машины. В качестве материала для упругих элементов используют специальную эластическую резину, обладающую хорошими амортизирующими и электроизоляционными свойствами.

В качестве примера упругой компенсирующей муфты рассмотрим муфту упругую втулочно-пальцевую (МУВП). МУВП состоит из двух полумуфт 1, соединенных пальцами 2, на которые для смягчения ударов надеты гофрированные резиновые втулки 3 (рис. 13.5). Такие муфты в силу простоты конструкции получили широкое применение в приводах от электродвигателей. Для валов с диаметрами 9…160 муфты стандартизированы (ГОСТ 21424-75).


3


Рис. 13.5. Муфта упругая втулочно-пальцевая
МУВП допускают радиальное смещение валов до 0,6 мм, угловые – до 10, осевое – до 5 мм.

Расчет МУВП состоит из проверочного расчета пальца на изгиб по формуле

, (13.5)

где l – длина втулки; dп, Dm диаметр пальца и диаметр окружности, на которых расположены пальцы; z – количество пальцев; [и] – допускаемое напряжение в пальцах при изгибе, [и] = 80…90 МПа.

Кроме расчета пальцев на изгиб, рассчитывают резиновую втулку по напряжениям смятия

, (13.6)

где [см] – допускаемое напряжение смятия, [см] = 1,8…2,0 МПа.

5

Муфта упругая со звездочкой (рис. 13.6) имеет меньший диаметр, чем МУВП. Она состоит их двух полумуфт 1 с торцовыми кулачками, между которыми расположен упругий элемент – резиновая звездочка 2. Допускаемое муфтой радиальное смещение валов до 0,2 мм, угловое – до 1030’.



Рис. 13.6. Муфта упругая со звездочкой
Муфту выбирают по ГОСТ 14084-76 в зависимости от вращающего момента. Зубья звездочки проверяют на смятие, принимая допускаемое напряжение на смятие 2…10 Мпа.

6


Скачать файл (1015.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru