Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Детали машин и основы конструирования - файл Лекция 4.doc


Загрузка...
Лекции - Детали машин и основы конструирования
скачать (1015.7 kb.)

Доступные файлы (25):

Лекция 10.doc151kb.01.10.2008 18:07скачать
Лекция 11.doc126kb.08.02.2008 16:35скачать
Лекция 12.doc126kb.04.02.2008 16:04скачать
Лекция 13.doc57kb.08.02.2008 16:37скачать
Лекция 14.doc117kb.08.02.2008 16:38скачать
Лекция 15.doc149kb.08.02.2008 16:40скачать
Лекция 16.doc167kb.08.02.2008 16:40скачать
Лекция 17.doc170kb.08.02.2008 16:41скачать
Лекция 18_19.doc267kb.17.11.2007 14:12скачать
Лекция 18.doc125kb.08.02.2008 16:42скачать
Лекция 19.doc210kb.08.02.2008 15:30скачать
Лекция 1.doc118kb.03.09.2009 16:49скачать
Лекция 20.doc75kb.08.02.2008 16:44скачать
Лекция 21.doc147kb.08.02.2008 16:46скачать
Лекция 22.doc134kb.08.02.2008 16:48скачать
Лекция 23.doc110kb.08.02.2008 16:49скачать
Лекция 2-5.doc116kb.04.09.2009 17:13скачать
Лекция 2.doc127kb.29.08.2007 13:00скачать
Лекция 3.doc229kb.10.09.2008 17:07скачать
Лекция 4.doc100kb.04.02.2008 15:04скачать
Лекция 5.doc105kb.03.09.2009 17:05скачать
Лекция 6.doc126kb.08.02.2008 16:21скачать
ЛЕКЦИЯ 7.doc138kb.17.09.2009 13:29скачать
Лекция 8.doc137kb.08.02.2008 16:25скачать
Лекция 9.doc159kb.08.02.2008 16:26скачать

Лекция 4.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 4


  1. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, СИСТЕМА ДОПУСКОВ И

ПОСАДОК


    1. Понятия о взаимозаменяемости

Взаимозаменяемостью изделий (деталей, агрегатов) называют их свойство равноценно заменять любым другим однотипным экземпляром. Наиболее широко используется полная взаимозаменяемость, которая обеспечивает возможность беспригоночной сборки любых независимо изготовленных однотипных деталей в сборочные единицы.

Выполнение требований к точности деталей и сборочных единиц изделий является важнейшим условием обеспечения взаимозаменяемости. Кроме того, для обеспечения взаимозаменяемости необходимо выполнить и другие условия такие, как требования к материалу деталей, технологии их изготовления и контроля и д. п. Комплекс научно-технических исходных положений, выполнение которых при конструировании, производстве и эксплуатации обеспечивают взаимозаменяемость деталей и сборочных единиц называют принципом взаимозаменяемости.

При полной взаимозаменяемости упрощается процесс сборки, появляется возможность автоматизации процесса, специализации и кооперации предприятий, упрощается ремонт изделий.

Иногда экономически нецелесообразно изготавливать с малыми допусками или технологически трудно выполнимыми допусками. В этом случае требуется селективная сборка или дополнительная подгонка. Такую взаимозаменяемость называют неполной.

Внешняя взаимозаменяемость это взаимозаменяемость покупных и кооперируемых изделий по эксплуатационным показателям, а также по размерам и форме присоединительных размеров. Например в электродвигателях внешнюю взаимозаменяемость обеспечивают по частоте вращения вала и мощности, а также по размерам присоединительных поверхностей, подшипники – по диаметрам внутреннего и наружного кольца.

Внутренняя взаимозаменяемость распространяется на детали и сборочные единицы, входящие в изделие. Например, в подшипнике качения внутреннюю взаимозаменяемость имеют тела качения и кольца.

Уровень взаимозаменяемости характеризуется коэффициентом, равным отношению трудоемкости изготовления взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц к общей трудоемкости трудоемкости изготовления изделия.

Взаимозаменяемое производство в металлообрабатывающей промышленности впервые в мире было осуществлено в 1761 году на Тульском, а затем на Ижевском заводах при массовом изготовлении ружей.


2

^ 5.2. Основные понятия, термины и определения

Номинальный размер служит началом отсчета отклонений. Относительно номинального размера определяют предельные размеры. Номинальный размер обозначают D для отверстия и d для вала.

Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Номинальные размеры находят расчетом их на прочность и жесткость, а также исходя из совершенства форм и обеспечения технологичности конструкций изделий. Номинальные размеры следует округлять в соответствии со значениями в стандартных рядах нормальных линейных размеров (ГОСТ 6636-69).

^ Действительный размер определяют измерением с допускаемой погрешностью.

Предельные размеры детали – два предельно допускаемых размера, между которыми должен находится или которым может быть равен действительный размер годной детали. Наибольший предельный размер отверстия обозначают Dmax, вала - dmax. Наименьший предельный размер отверстия обозначают Dmin, вала - dmin .

Для упрощения чертежей введены предельные отклонения от номинального размера. ^ Верхнее предельное отклонение отверстия - ES и вала - es определяют алгебраической разностью между наибольшим предельным и номинальным размерами. Нижнее предельное отклонение отверстия EI и вала ei представляет алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. Для отверстия ES = Dmax – D, EI = Dmin – D (рис. 5.1, а); для вала es = dmax – d, ei = dmin – d (рис. 5.1, б).


ES

T

T


es





Dmax




EI

D

d

dmax

ei







Dmin

dmin

а) б)

Рис. 5.1. Схема расположения предельных отклонений и допуска
В машиностроительных чертежах номинальные и предельные линейные размеры и их отклонения проставляют в миллиметрах без указания размерности, например , .

Допуском Т называют разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми значениями того или иного параметра. Допуск Т размера – разность

3

между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. Допуски можно изображать графически в виде полей допуска, ограниченных верхним и нижним отклонениями.

Нулевая линия – линия соответствующая номинальному размеру, от которой откладывают отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок (рис. 5.1).

Расположение поля допуска относительно нулевой линии принято обозначать буквой (или двумя буквами) латинского алфавита – прописной для отверстий и строчной для валов (например, Н5, F6, h8, js8 и т. д.). Стандартом (ГОСТ 25346-89) установлено 19 квалитетов (степеней точности). Квалитеты 01, 0, 1, 2, 3 и 4 предназначены для измерительных инструментов; квалитеты 5, …, 13 дают допуски для сопрягаемых размеров деталей; а остальные квалитеты даются для несопрягаемых (свободных) размеров.

^ Две или несколько подвижно или неподвижно соединяемых деталей называют сопрягаемыми. Поверхности, по которым происходит соединение деталей, называют сопрягаемыми.

Посадкой называют характер соединяемых деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов.

В зависимости от взаимного расположения допусков отверстия и вала посадка соединения может быть: с гарантированным зазором (рис. 5.2, а), с гарантированным натягом (рис. 5.2, б) и переходная рис. 5.2, в), при которой возможно получение как зазора, так и натяга.

В соединении с гарантированным зазором размер отверстия больше размера вала (рис. 5.2, а) и зазор S определяется разностью диаметров отверстия и вала. Наибольший, наименьший и средний зазоры определяют по зависимостям

, , . (5.1)

В соединении с гарантированным натягом размер вала больше размера отверстия (рис. 5.2, б) и натяг N выражается разностью диаметров вала и отверстия. Наибольший, наименьший и средний натяги определяют по зависимостям

, , . (5.2)

В переходном соединении размер вала может быть или больше или меньше размера отверстия (рис. 5.2, в). Поэтому в соединении может быть или натяг или зазор, наименьшие значения которых определяют по зависимостям

, . (5.3)
^ 5.3. Допуски и посадки для типовых соединений деталей машин

Системой допусков и посадок называют совокупность рядов допусков и посадок, закономерно построенных на основании опыта, теоретических и экспериментальных исследований и оформленных в виде стандартов.
4

Система предназначена для выбора минимально необходимых, но достаточных для практики вариантов допусков и посадок типовых соединений дета-лей машин. Система допусков и посадок дает возможность стандартизировать режущие инструменты и калибры, облегчает конструирование, производство и достижение взаимозаменяемости изделий и их частей, а также обуславливает повышения их качества.
отверстие отверстие отверстие


Dmax

Smax

Smin

Nmin

Nmax

dmax

Dmax

Nmin

Smin





























dmin

D=d

dmax

Dmin

Dmax

Dmin

dmin

Dmin

dmin

dmax

Вал Вал Вал

а) б) в)

Рис. 5.2. Схема расположения полей допусков для посадок
Предусмотрены посадки типовых деталей машин в системе отверстия и в системе вала (рис. 5.3). Посадки в системе отверстия – посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием (рис. 5.3, а). Посадки в системе вала – посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом (рис. 5.3, б).

Для всех посадок в системе отверстия нижнее отклонение отверстия равно нулю (EI=0), то есть нижняя граница поля допуска основного отверстия всегда совпадает с нулевой линией. Посадки в системе отверстия обозначаются последовательным написанием номинального размера соединения и обозначение полей допусков сначала отверстия, которое обозначается буквой Н и соответствующим квалитетом, а затем вала, например 40H7/s6, 42H8/h6, 50H7/m6.

Для всех посадок в системе вала верхнее отклонение основного вала равно нулю (es=0), то есть верхняя граница поля допуска вала всегда совпадает с нулевой линией. Поле допуска вала обозначается буквой h и соответствующим квалитетом. Обозначение посадок на чертежах выполняется в указанной выше

5

последовательности, например 40Р7/h6, 42H8/h6, 50M7/h6. Преимущественное распространение получила система отверстия, поскольку отверстия обрабатываются дорогостоящим режущим инструментом с определенным полем допуска.
Поле допусков валов Поле допуска основного вала













0 0




Поле допуска основного отверстия

Поле допусков отверстий

а) б)

Рис. 5.3. Расположения полей допусков в системе отверстия и вала


Скачать файл (1015.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru