Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Детали машин и основы конструирования - файл Лекция 6.doc


Загрузка...
Лекции - Детали машин и основы конструирования
скачать (1015.7 kb.)

Доступные файлы (25):

Лекция 10.doc151kb.01.10.2008 18:07скачать
Лекция 11.doc126kb.08.02.2008 16:35скачать
Лекция 12.doc126kb.04.02.2008 16:04скачать
Лекция 13.doc57kb.08.02.2008 16:37скачать
Лекция 14.doc117kb.08.02.2008 16:38скачать
Лекция 15.doc149kb.08.02.2008 16:40скачать
Лекция 16.doc167kb.08.02.2008 16:40скачать
Лекция 17.doc170kb.08.02.2008 16:41скачать
Лекция 18_19.doc267kb.17.11.2007 14:12скачать
Лекция 18.doc125kb.08.02.2008 16:42скачать
Лекция 19.doc210kb.08.02.2008 15:30скачать
Лекция 1.doc118kb.03.09.2009 16:49скачать
Лекция 20.doc75kb.08.02.2008 16:44скачать
Лекция 21.doc147kb.08.02.2008 16:46скачать
Лекция 22.doc134kb.08.02.2008 16:48скачать
Лекция 23.doc110kb.08.02.2008 16:49скачать
Лекция 2-5.doc116kb.04.09.2009 17:13скачать
Лекция 2.doc127kb.29.08.2007 13:00скачать
Лекция 3.doc229kb.10.09.2008 17:07скачать
Лекция 4.doc100kb.04.02.2008 15:04скачать
Лекция 5.doc105kb.03.09.2009 17:05скачать
Лекция 6.doc126kb.08.02.2008 16:21скачать
ЛЕКЦИЯ 7.doc138kb.17.09.2009 13:29скачать
Лекция 8.doc137kb.08.02.2008 16:25скачать
Лекция 9.doc159kb.08.02.2008 16:26скачать

Лекция 6.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 6
6.5. Основные геометрические параметры прямозубых

цилиндрических передач
В зубчатых передачах принято называть меньшее зубчатое колесо шестерней.

В качестве основного параметра зубчатого зацепления принят модуль m - величина , пропорциональная шагу Р по делительному диаметру, .

К основным геометрическим параметрам относят делительный диаметр d, диаметры вершин dа и впадин df зубьев, межосевое расстояние и ширина зубьев (рис.6.6)



Рис. 6.6. Геометрические параметры цилиндрических зубчатых колес
Для прямозубых цилиндрических колес, изготовленных без смещения, делительный диаметр равен произведению

, . (6.12)

Диаметр вершин зубчатых колес определяется суммой

, . (6.13)

Диаметр впадин вычисляют разностью

2

, . (6.14)

Межосевое расстояние определяют полусуммой диаметров зубчатых колес

. (6.15)

Ширина зубчатого колеса равна

. (6.16)

где a - коэффициент ширины, который выбирают в зависимости от расположения зубчатых колес относительно опор и твердости рабочих поверхностей зубьев.

Ширину шестерни принимают в 1,12 раз больше, чем ширина колеса

. (6.17)
^ 6.6. Особенности геометрии косозубых передач

У косозубых колес зубья наклонены под углом з к образующей делительного цилиндра. Нарезание косозубых колес может производиться прямозубой рейкой, как и при нарезании прямозубых колес. Наклон зуба получают поворотом инструмента относительно образующей заготовки на угол . Расчет геометрических параметров косозубых колес проводят по тем же формулам, что и для прямозубых цилиндрических колес, подставляя вместо нормального m торцовый mt модуль. Торцовый модуль с нормальным связан следующим соотношением:

. (6.18)

Тогда диаметр косозубого колеса можно представить в следующем виде

. (6.19)

Сечение делительного цилиндра, нормального к линии зуба, является эллипс (рис.6.7) с полуосями с = 0,5d и е = 0,5d / cos. Радиус и диаметр кривизны этого эллипса в полюсе зацепления составляют

, . (6.20)

3

Таким образом, цилиндрическое косозубое колесо можно заменить прямозубым с эквивалентным диаметром dv. Число зубьев в таком эквивалентном колесе находят из соотношения

. (6.21)


Рис.6.7. Схема к определению параметров

эквивалентного колеса
Угол наклона линии зуба к образующей назначают в пределах 8...20 град.
^ 6.7. Силы в зацеплении прямозубых цилиндрических передач

Знание сил, действующих в зацеплении, необходимо для расчета зубьев колес, валов и их опор. Выбираем систему координат с началом в полюсе зацепления по середине ширины венца: ось ОХ направлена вдоль окружной скорости по касательной к делительной окружности и ось ОУ - перпендикулярно касательной и направлена от полюса к оси вращения зубчатого колеса ох (рис. 6.8).

4

Нормальная сила в зацеплении Fn направлена по линии зацепления так, чтобы момент ее относительно оси колеса уравновешивал действующий момент Т. Разложим нормальную силу по осям координат на окружную Ft по оси OX и радиальную Fr по оси OY:

, , , (6.22)

где  - угол профиля зуба,  = 200 при нарезании зубьевбес смещения инструмента.



Рис.6.8. Схема сил в зацеплении прямозубых

цилиндрических колес
^ 6.8. Силы в зацеплении косозубых передач

Выбираем систему координат с началом в полюсе зацепления по середине ширины венца: ось ОХ направлена вдоль окружной скорости по касательной к делительной окружности, ось ОУ - перпендикулярно касательной и направлена от полюса к оси

вращения зубчатого колеса, ось OZ - вдоль оси вращения колеса (рис. 6.9).
5

Окружное усилие, направленное вдоль оси ОХ, как и для прямозубых цилиндрических передач, будет определяться соотношением

. (6.23)

Осевая сила, направленная по оси, составляет OZ

. (6.24)





Рис.6.9. Схема усилий в зацеплении косозубых колес
Геометрическая сумма окружной Ft и осевой Fa сил представляет собой силу Fta, направленную вдоль нормали к зубу под углом к образующей цилиндра , может быть вычислена по зависимости

. (6.25)

Тогда радиальная сила, направленная по оси OY, имеет вид

. (6.26)

Нормальная к поверхности зуба сила составляет

. (6.27)
6

^ 6.9. Расчетная нагрузка
Расчет зубчатых передач на прочность начинается с определения расчетной нагрузки

, . (6.28)

На прочность зубьев влияют факторы, которые учитываются коэффициентами. Коэффициент нагрузки К удобно представить в виде произведения частных коэффициентов, учитывающие отдельные факторы

. (6.29)

Коэффициент распределения нагрузки между зубьями К учитывает погрешности изготовления зубчатых колес двухпарного зацепления. Физический смысл заключается в следующем: в процессе зацепления без нагрузки только одна пара зубьев контактирует, вторая пара зубьев вследствие погрешностей изготовления не соприкасаются. При нагружении происходит упругая деформация первой пары зубьев и вторая пара также входит в контакт, но она воспринимает меньшую нагрузку. Коэффициент распределения нагрузки между зубьями для косозубых передач, имеющих двухпарное зацепление, определяют в зависимости от степени точности изготовления, а для прямозубых передач, имеющих однопарное зацепление, К = 1.

Коэффициент концентрации К учитывает распределение нагрузки вдоль зуба. Вследствие деформации валов зубья колес без нагрузки контактируют не по линии, а в точке. Под нагрузкой контакт, вследствие упругой деформации зубьев, происходит по линии вдоль зуба, но в точке первоначального контакта напряжение будет выше. Коэффициент концентрации нагрузки зависит от расположения зубчатых колес относительно опор, ширины венца относительно диаметра колеса и твердости рабочих поверхностей зубьев.

Погрешности нарезания зубьев приводит к непостоянству мгновенного передаточного отношения, что обуславливает появление угловых ускорений звездочки, следовательно - динамических нагрузок. Такая дополнительная нагрузка и учитывается

7

коэффициентом динамичности КV, который определяют в зависимости от степени точности изготовления колес, твердости поверхности и окружной скорости колес.


Скачать файл (1015.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru