Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по торговому делу - файл 1.doc


Контрольная работа по торговому делу
скачать (144 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc144kb.04.12.2011 20:38скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации


ФГОУ ВПО

«Вологодская государственная молочнохозяйственная

академия им. Н. В. Верещагина»
Экономический факультет

Специальность: Маркетинг 080111



Кафедра маркетинга



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



по торговому делу

Выполнила:

студентка 4 курса заочного отделения Красильникова Н.А.

Шифр 0512039

Проверил:


Вологда - Молочное


2008
План:

  1. Товародвижение, его формы, принципы. 3 стр.

  2. Факторы, влияющие на организацию товародвижения. 7 стр.

  3. Планировка и принципы закупок товаров в магазине. 9 стр.

  4. Торгово-посреднические операции. 11 стр.

  5. Методы и маршруты доставки товаров. 16 стр.

Литература 22 стр.
1. Товародвижение, его формы и принципы.

Товародвижение — это процесс реального доведения това­ров до потребителя.

^ Процесс доведения товаров от предприятий-изготовите­лей через предприятия оптовой и розничной торговли до по­требителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на торговых предпри­ятиях.[4.6]

Основу процесса товародвижения состав­ляют:

транспортирование товаров;

погрузочно-разгрузочные операции;

хранение товаров;

комплектование торгового ассортимента;

сортировка, фасовка, подготовка к продаже.

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборо­та средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денеж­ную и создается экономическая основа для возобновления про­изводства товаров. Поэтому рациональная организация процес­са товародвижения одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные по­токи и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также создаваться соответствующая сеть скла­дов и баз. От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торго­вого обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполага­ет создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребите­лей в необходимом количестве, широком ассортименте, высоко­го качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, ма­газины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, това­ры могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусма­тривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

^ Принципы рационализации товародвижения: [1.187.]

использование кратчайших путей движения товаров;

установление оптимальной звенности товародвижения;

правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование;

применение прогрессивной системы товароснабжения с использованием тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

^ Стоимость доставки товаров зависит от:

методов доставки, их форм;

маршрутов доставки;

технологии доставки;

видов транспортных средств;

организации доставки.

^ Частота завоза товара зависит от:

физико-химических свойств товаров;

предельных сроков и реализации;

среднедневного объема продажи;

размера установленных неснижаемых товарных запасов;

емкости подсобных помещений;

оборудования в торговом зале;

минимальной нормы доставки;

грузоподъемности машины;

уровня расходов по доставке.

^ Количество заказываемых товаров зависит от:

частоты завоза;

среднедневной реализации;

неснижаемых запасов и остатков товаров на день завоза;

емкости холодильного оборудования (для быстропортящих­ся товаров).

^ График завоза — расписание времени отборки и доставки товаров в магазины, в котором указывают номер маршрута, дни завоза, наименование торгового предприятия, его адрес, вид транспорта, часы доставки.

В основу рациональной организации процесса товародвиже­ния должно быть положено соблюдение следующих основ­ных принципов:

применение кратчайших путей движения товаров;

установление оптимальной формы и звенности движения то­варов с широким применением централизованной доставки то­варов в розничную торговую сеть;

выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;

широкое применение тары-оборудования и средств механиза­ции погрузочно-разгрузочных и складских работ;

постоянное совершенствование и оптимизация технологиче­ской цепи товародвижения.

Движение товаров из районов производства в районы потре­бления должно осуществляться кратчайшими путями, что обес­печивает прохождение ими наименьшего пути от производителя до потребителя, ускорение процесса воспроизводства и наимень­шие расходы по перемещению товаров. В этом должны быть заинтересованы как товаропроизводители, так и торговые пред­приятия.

В практике организации товародвижения находят примене­ние две его формы: транзитная и складская.

Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимен­та, которые не требуют подсортировки.

Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного пред­приятия) при следующих обстоятельствах

количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

потребителей немного, и они расположены на относитель­но небольшой территории (наличие концентрации рынка по­требителей);

товар требует высокоспециализированного сервиса;

объем каждой поставляемой партии достаточен для запол­нения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);

у покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений,

происходит быстрое колебание цены, что требует немедлен­ного согласования с покупателем.

Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через склад­ские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отно­шения оптово-складского товарооборота к розничному.

При организации товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их ис­пользование; учитываются также расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, ис­ключены порожние пробеги.

Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, существенно повысить производительность труда и культуру торговли, но и добиться значительного экономическо­го эффекта от ее внедрения.

Во всех звеньях технологической цепи товародвижения долж­ны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффектив­но использовать транспортные средства и рабочую силу, суще­ственно ускорить процесс товародвижения.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает по­стоянное совершенствование и оптимизация всей его технологи­ческой цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ас­сортимента и т. д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.[4. 9]

Организация технологической цепи товародвижения с соблю­дением названных выше основных принципов позволяет обеспе­чить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

Товароснабжение — это комплекс коммерческих и техноло­гических операций по доведению товаров до предприятий роз­ничной торговли, включающий в себя закупку, доставку, при­емку, хранение, подготовку и продажу товаров

^ Существуют следующие формы товароснабжения

транзитная — поступление закупленных товаров в магази­ны непосредственно от поставщиков,

складская — поступление закупленных товаров через скла­ды оптовых посредников

Товары, имеющие высокую скорость оборачиваемости и короткий срок хранения, доставляются в магазин в контейне­рах на роликах (тара-оборудование)

Кроме контейнеров на роликах в процессе доставки исполь­зуют поддоны.

Принципами товароснабжения являются.

- планомерность — завоз товаров на основе плановых гра­фиков завоза;

- ритмичность — завоз товара через относительно одинако­вые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы магазинов, складов, транспорта;

- оперативность — осуществление процесса товароснабже­ния в зависимости от изменения спроса;

- экономичность — минимальные затраты рабочего време­ни, материальных и денежных средств на доставку товаров. До­стигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установ­ления рациональной звенности товародвижения;

- централизация — товароснабжение розничной сети сила­ми и средствами предприятий-поставщиков;

- технологичность — использование индустриальной систе­мы товароснабжения с использованием контейнеров.


^ 2. Факторы, влияющие на организацию товародвижения.

На организацию товароснабжения оказывают влияние сле­дующие факторы:

- производственные (размещение производства, специализа­ция производственных предприятий, сезонность производства);

- транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта);

- социальные (расселение населения, уровень денежных до­ходов);

- торговые (размеры, специализация и размещение пред­приятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства).

К числу производственных факторов относятся: размеще­ние производства, специализация производственных предприя­тий, сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение про­изводственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, услож­няет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет доведение их от производства до потребителей.

Не меньшее влияние на организацию товародвижения оказы­вает специализация производственных предприя­тий на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предваритель­ной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это при­водит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их из­готовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участ­вующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, что вызывает необходимость внесения соот­ветствующих коррективов в организацию технологического про­цесса товародвижения.

К транспортным факторам относятся: состояние транс­портных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.

В настоящее время еще не все регионы имеют хорошо раз­витую транспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (но­сит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональ­ные виды транспорта и т. д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной ор­ганизации процесса товародвижения, для чего необходимо нали­чие соответствующего специализированного транспорта, транс­портных средств различной грузовместимости и т. д.

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов и т. д. Так, при невысокой плотности населения организовать доставку товаров потребите­лям сложнее, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интен­сивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свой­ства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассорти­мента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, прохо­дят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты. По-разному будет протекать процесс товародвижения в зави­симости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами. На характер процесса товародвижения большое влияние ока­зывают его форма и звенность.[4. 6]
^ 3. Планировка и принципы закупок товаров в магазине.

Закупка товаров — составная часть коммерческой деятель­ности торгового предприятия, включающая в себя:

изучение и прогнозирование покупательского спроса;

выявление и изучение источников поступления и постав­щиков товаров;

организацию хозяйственных связей с поставщиками това­ров, включая разработку и заключение договоров поставки;

организацию учета и контроля за ходом выполнения дого­ворных обязательств.

Уровень обслуживания в системе товароснабжения зависит от следующих факторов:

скорость выполнения заказа (времени от отправки заказа до получения товара);

возможность срочной доставки товара по специальному за­казу;

готовность принять обратно поставленный товар, если в нем обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок доброкаче­ственным (а в известных случаях — принять обратно товар без выяснения причин отказа от него);

обеспечение различной партийности отгрузки по желанию покупателя; умение воспользоваться наиболее подходящим ви­дом транспорта;

высокоэффективная служба сервиса;

хорошо поставленная складская сеть;

достаточный уровень товарных запасов;

уровень цен, по которым оказываются услуги.

^ Планировка закупок состоит из следующих этапов:

- сбор информации;

- анализ потребности и возможностей (поставщика и поку­пателя),

- выбор стратегии закупки (форм товароснабжения);

- определение метода закупок;

- оперативные решения, связанные с процессом товаропродвижения;

- контроль;

- анализ хода выполнения плана;

- корректировка плана.

^ Принципы закупки товаров в магазине:

- на ранних этапах формирования ассортимента закупать и продавать лишь ограниченное количество наименований това­ров, чтобы коммерческие службы могли сосредоточить свои усилия на повышении качества и установлении стандартов на качество основных товаров. Только после этого можно дальше расширять ассортимент;

- установить тесное сотрудничество на всех уровнях между товароведами коммерческих служб и технологами производст­ва, между поставщиками и оптовыми покупателями. Привет­ствовать совместную работу по формированию ассортимента, формированию качества, разработке новых товаров.

Рациональная организация закупки означает приобретение товаров:

нужного качества;

в нужном количестве;

в нужное время;

у надежного поставщика;

по приемлемой цене.

^ Объем закупки (оптимальный размер заказа — ОРЗ) — ее уровень, при котором достигается максимальное использова­ние складских помещений, минимизируются издержки хране­ния запасов.

Определение ОРЗ не имеет смысла, если время выполнения заказа весьма продолжительно при значительном колебании спроса и нестабильных ценах. Во всех других случаях опреде­ление ОРЗ приведет к уменьшению издержек хранения запа­сов без потери качества обслуживания.

ОРЗ = i(2VxP)/(CxS),

где V— годовой объем товарооборота; Р — стоимость подачи одного заказа, С — стоимость единицы продукции; S — издержки хранения единицы продукции на складе.

Существуют следующие методы закупки товаров:

- прямой, предполагающий установление прямых связей с розничными предприятиями;

- косвенный, предполагающий покупку и продажу товаров че­рез торгово-посреднические операции, на основе специально­го договора с торговым посредником.

Основные правила составления контракта (договора постав­ки) при осуществлении закупочной работы:

- перед подписанием контракта согласовать все условия с вашим контрагентом, чтобы быть в курсе его намерений и целей;

- заключить контракт в письменной форме;

- предусмотреть гарантию отличного качества поставляемых товаров;

- оговорить процедуру проверки соответствия поставляемых изделий техническим условиям (спецификациям);

- поскольку сроки являются важнейшим условием контрак­та, поставка должна осуществляться вовремя и в оговоренных количествах;

- включить в контракт пункт, снимающий всю ответствен­ность за срыв поставок из-за аварий, забастовок и т.п.

- оговорить условия оплаты.

  1. ^ Торгово-посреднические операции.

Торгово-посреднические операции (косвенный метод закупки товаров) — это операции, связанные с куплей-продажей това­ров и выполняемые по поручению производителя независи­мым от него торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения или отдельного поручения.

Посреднические услуги — подыскание покупателя (контр­агента), подготовка к совершению сделки, кредитование, предо­ставление гарантий оплаты товара покупателем, организация транспортно-экспедиторских операций и страхование товаров, выполнение таможенных формальностей, проведение реклам­ных мероприятий, финансирование торговых операций, сбор и предоставление информации о рынке. [3, 125]

^ Виды посредников:

агент — лицо, уполномоченное другим лицом действовать от его имени.

генеральный агент — лицо, которому даны пол­номочия вести дела своего патрона, относящиеся к определен­ной сфере деятельности.

специальный агент — лицо, которое выполняет действия по поручению патрона, которые не входят в его обычные профессиональные обязанности;

брокер — агент, который сводит две стороны и дает воз­можность заключить контракт. Его вознаграждение представ­ляет собой комиссию (куртаж), которая рассчитывается как процент от суммы, фигурирующей в контракте;

дилер — лицо, которое заключает от своего имени сделки, выступая в роли принципала на фондовой бирже, товарный коммерсант в отличие от брокера или агента;

джоббер — дилер, который на свой страх и риск самостоя­тельно покупает и продает товары;

дистрибьютор — независимый посредник или один из це­почки посредников, который специализируется на доведении товаров или услуг, предлагаемых производителями, до потре­бителей;

маклер — работник биржи, ведущий торги на бирже.

Закупка в порядке прямых связей (прямой метод закупки то­варов) состоит из следующих этапов: подготовка к заключению контрактов; заключение контрактов; исполнение контрактов.

Оферта — письменное предложение продавца, направлен­ное возможному покупателю, о продаже партии товара на оп­ределенных продавцом условиях.

Содержит все основные ус­ловия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, цену, условия поставки, срок поставки, условия пла­тежа, характер тары и упаковки, порядок приемки-сдачи, об­щие условия поставки.

Твердая оферта — это письменное предложение на продажу определенной партии товара с указанием срока, в течение ко­торого продавец является связанным своим предложением.

Свободная оферта — это письменное предложение на про­дажу определенной партии товара нескольким возможным по­купателям.

Типовой контракт — это примерный договор или ряд уни­фицированных условий, изложенных в письменной форме, сформированных заранее с учетом торговой практики. Исполь­зуется при заключении сделок на стандартное оборудование, машины, потребительские товары, промышленное сырье, при заключении сделок на биржах на массовые сырьевые и продо­вольственные товары. Периодически пересматривается и час­тично изменяется.

Договор купли-продажи — это коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товаров, сопутствую­щих услуг, согласованный и подписанный поставщиком и по­купателем. Непременное его условие — переход права собст­венности на товар от продавца к покупателю.

Договор купли-продажи включает в себя предмет и объем поставки (наименование и количество товара), способы опре­деления качества товара, срок и место поставки, базисные ус­ловия поставки, цену и общую стоимость поставки, условия платежа, порядок сдачи-приемки товара, условия о гарантиях и санкциях, об арбитраже, обстоятельствах непреодолимой силы, транспортные условия, юридические адреса сторон, подписи продавца и покупателя.

Базисные условия — это специальные условия, которые оп­ределяют обязанности продавца и покупателя по доставке то­вара и устанавливают момент перехода риска случайной гибе­ли или повреждения товара с продавца на покупателя, опреде­ляют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой това­ра от продавца до покупателя.

Виды цен в зависимости от способа фиксации:

твердая — устанавливается в момент подписания договора;

подвижная — цена, зафиксированная при заключении до­говора, которая может быть пересмотрена в дальнейшем (вно­сится в договор оговорка о повышении и понижении цены);

скользящая — цена, исчисленная в момент исполнения до­говора, путем пересмотра договорной цены с учетом измене­ний в издержках производства. Рассчитывается на каждую по­ставку;

фиксируемая — в процессе исполнения договора.
^
Документация, оформляющая исполнение коммерческой сделки.

Данная документация разделена на следующие группы:

по подготовке товара к отгрузке;

коммерческие документы;

документы по платежно-банковским операциям;

страховые документы;

транспортные документы;

транспортно-экспедиторские документы;

таможенные документы.

Документы по подготовке товара к отгрузке:

- заявка на фрахтование (поставщик резервирует место для отправки, указывает транспортное средство, время отправки);

- инструкция по отправке — сведения о грузе и требования поставщика;

- поручение на отгрузку — при воздушных перевозках, где указываются подробные данные о партии товара;

- ордер на перевозку — при местной перевозке, содержа­щий инструкции в отношении перевозки;

- извещение о готовности к отправке — уведомление поку­пателя о том, что заказанные товары готовы к отправке;

- извещение об отправке — продавец информирует грузопо­лучателя об отправке товара.

Коммерческие документы дают стоимостную, качественную и количественную характеристику товара:

- коммерческий счет — требование продавца к покупателю об уплате суммы за поставленный товар. Указываются цена за единицу товара, общая сумма счета, базисные условия постав­ки, способ платежа и форма расчета, наименование банка, све­дения об оплате стоимости перевозки, сведения о страхова­нии;

- счет-фактура — выписывается после окончательной при­емки товара покупателем. Может быть использован в качестве накладной, направляемой вместе с товаром;

- счет-спецификация — указываются цена за единицу това­ра по видам и сортам, а также общая стоимость всей партии товара. Выписывается, когда партия содержит разные по ас­сортименту товары;

- проформа-счет — содержит сведения о цене и стоимости партии товара, но не содержит требования об уплате. Может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар. Выписывается при поставках товара на консигнацию, выстав­ки, ярмарки и аукционы;

- спецификация — содержит перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию;

- техническая документация — при поставках технически сложных товаров длительного пользования. Содержит инструк­ции по монтажу и эксплуатации;

- упаковочный лист — содержит перечень всех видов и сор­тов товара, находящихся в каждом товарном месте;

- сертификат о качестве — свидетельство, удостоверяющее качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям контракта.

Документы по платежно-банковским операциям:

инструкция по банковскому переводу;

заявка на банковскую тратту;

извещение об инкассовом платеже;

извещение о платеже по товарному аккредитиву;

извещение о принятии товарного аккредитива;

извещение о принятии документов к оплате по товарному аккредитиву;

заявка на банковскую гарантию;

банковская гарантия;

гарантийное письмо по товарному аккредитиву;

инкассовое поручение;

заявка на товарный аккредитив;

товарный аккредитив;

переводный вексель;

простой вексель;

долговое обязательство.

Страховые документы отражают взаимоотношения между страховщиком и страхователем. К ним относятся:

страховой полис;

страховой сертификат;

страховое объявление;

счет страховщика;

ковернот.

Транспортные документы выписываются грузоперевозчиком.

К ним относятся:

коносамент, морская накладная, штурманская расписка, доковая расписка (при морских перевозках);

железнодорожная накладная, дорожная ведомость (при же­лезнодорожных перевозках);

авиагрузовая накладная (при авиаперевозках);

товарно-транспортная накладная (при автодорожных пере­возках).

Транспортно -экспедиторские документы:

отгрузочное поручение (перечень операций поручаемых экспедитору);

экспедиторские инструкции, счет экспедитора, экспедитор­ское свидетельство о получении груза; складская расписка экс­педитора, складская квитанция, ордер на выдачу товара, ордер на обработку грузов.

Таможенные документы:

таможенная декларация;

экспортные и импортные лицензии;

декларация валютного контроля;

заявка на выдачу валютной лицензии;

валютная лицензия;

налоговая декларация;

грузовая декларация;

ветеринарные, санитарные, фитосанитарные и карантинные свидетельства.

^ Устав железных дорог — основной документ, регламенти­рующий порядок перевозки грузов на железнодорожном транс­порте.

Накладная — основной перевозочный документ, в котором содержатся сведения об отправителе, получателе, скорости пере­возки, наименование, количество мест и масса груза, объяв­ленная отправителем ценность груза, время приемки груза к перевозке.

^ Тарифы на железнодорожные перевозки — плата, взимаемая за железнодорожные перевозки, а также сборы за дополнитель­ные операции, связанные с перевозкой груза.

^ Коммерческий акт — основной документ, по которому по­лучатель может взыскать убытки за ненадлежащее выполнение условий договора. В нем указывают номер и дату составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность средств перевозки, причины порчи или повреждения груза.

Виды тарифов за перевозку и услуги автомобильным транс­портом:

сдельные тарифы на перевозку грузов;

тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

тарифы за повременное пользование грузовыми автомоби­лями и из покилометрового расчета;

тарифы за перегон подвижного состава;

надбавки и скидки;

сборы за услуги, связанные с перевозками;

договорные тарифы.

^ Кодекс торгового мореплавания — документ, регламентирую­щий перевозки грузов водным морским транспортом.

Виды морских перевозок:

межпортовое;

прямое водное;

прямое смешанное.

Коносамент — перевозочный документ, используемый в мор­ских перевозках.

Воздушный кодекс — документ, регламентирующий перевоз­ки воздушным транспортом.

^ 5. Методы и маршруты доставки товаров.

Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки това­ров в розничную торговую сеть. На практике получили распрос­транение два основных метода товароснабжения: децентрализо­ванный завоз и централизованная доставка.

[5. 75]

При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспе-диционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредо­точивается по торговым организациям и предприятиям или за­казывается в специализированных транспортных предприяти­ях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наем­ного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, сов­хозов и т.п.).

Основной недостаток этого метода заключается в неэффек­тивном использовании транспортных средств. Технико-эконо­мические показатели автомобилей, используемых для самовы­воза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.

Самовывоз заставляет работников розничной торговли вы­полнять не свойственные им функции по транспортировке това­ров, что влечет снижение объема товарооборота и уровня куль­туры обслуживания в магазинах.

Большие потери труда и времени при самовывозе имеют мес­то также при отборке товаров, оформлении документов, осущес­твлении погрузочно-разгрузочных работ и т.п. В связи с этим са­мовывоз может применяться в розничной торговле в исключи­тельных случаях.

^ Централизованная доставка товаров — это система дос­тавки товаров объектам розничной торговли транспортом пос­тавщика по предварительно разработанным рациональным мар­шрутам и графикам завоза.

В основу централизованной доставки положен принцип цен­трализации всех транспортно-экспедиционных работ по достав­ке реализованных товаров или поступающих на станцию желез­ной дороги или пристань всем или большинству грузополучате­лей, независимо от их ведомственной подчиненности.

Централизация транспортно-экспедиционных операций поз­воляет обеспечить:

устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокра­щение потребности в нем и более эффективное его использование;

уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, за­нятого перевозкой грузов;

освобождение руководящих работников магазина от органи­зации транспортно-экспедиционных работ и связанное с этим улучшение работы магазинов;

регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласо­ванным графикам;

устранение излишних складских звеньев в движении това­ров и ускорение их оборачиваемости;

высвобождение складской площади и сокращение числен­ности складского персонала;

сокращение документооборота и упрощение расчетов с пос­тавщиками товаров.

При организации централизованной доставки необходимо проведение ряда подготовительных операций, для чего состав­ляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей.

1. Аналитическая часть включает первичные данные о состо­янии розничной торговой сети, ее типизации, ассортиментном профиле, объеме товарооборота, расстоянии до магазинов.

2. Расчетная часть содержит расчеты грузооборота (в тон­нах), интенсивности грузопотока, оптимальных размеров пос­тавки, частоты и маршрутов завоза, необходимого количества транспортных средств и многооборотной тары.

3. Технологическая часть предусматривает подготовку средств транспорта, экспедиций по отправке и приемке товаров и сос­тавление технологических карт товароснабжения.

4. Организационная часть определяет формы и методы управ­ления процессом товароснабжения (обеспечение сохранности то­варов, назначение материально ответственных лиц и заключение договоров с ними, обработка информации, разработка планов контроля за ходом отборки, отгрузки и приемки товаров).

5. Экономическая часть включает расчеты эффективности внедрения централизованной доставки и резервов ее повышения.

Разработка плана мероприятий по внедрению централизован­ной доставки начинается с определения объема грузооборота об­служиваемых магазинов. Он рассчитывается на основании ана­лиза данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учетом массы тары. После этого определяются периодичность, или частота, завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются маршруты и графики завоза.

^ Периодичность, или частота, завоза по многим товарам устанавливается методом прямого расчета. Так, по многим про­довольственным товарам устанавливается ежедневный завоз (хлебобулочные и колбасные изделия, молочные товары, моро­женое и т.п.). Некоторые товары могут завозиться один раз в 2— 3 дня (напитки, пиво, кондитерские изделия и т.п.).

Периодичность завоза по большинству скоропортящихся то­варов определяется исходя из однодневного или часового объема реализации.

По продовольственным товарам с длительными сроками хра­нения (мука, крупа, сахар, алкогольные напитки, табачные изде­лия) и большинству непродовольственных товаров периодичность завоза может определяться на основе общей теории управления то­варными запасами, согласно которой зависимость между объемом товарных запасов и периодичностью их пополнения может быть выражена графической зависимостью между динамикой сниже­ния транспортных расходов за 1 т перевозимой продукции и роста затрат на хранение и реализацию определенного запаса товаров.

На практике при составлении плана централизованной дос­тавки могут применяться несколько методов расчета размера партий и частоты доставки исходя из установленных нормати­вов товарных запасов в магазинах, затрат на содержание запа­сов в единицу времени и др.

При равномерной реализации товаров простого ассортимен­та периодичность можно определить по формуле

П = 2(З - Зии„),

а по товарам сложного ассортимента по формуле

П = 2Я(З - Змин),

где П — периодичность завоза, дней; К — коэффициент комплектнос­ти, определяемый как отношение среднего числа разновидностей то­варов в одной партии к количеству разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем; 3 — средний запас товаров, дней; Змин — минимальный запас товаров, дней.

Эти формулы не учитывают множества факторов, поэтому на практике обычно делают примерные расчеты, а затем по мере необходимости вносятся изменения и уточнения.

Важным вопросом при организации централизованной дос­тавки является определение количества заказываемых товаров, которое может быть определено по формуле

О, = Тодн • Ч + Т,мя • Н - 3,

где О, — размер партии завоза, р.; Тодн — однодневный товарооборот, р.; Ч — частота завоза, дней; Н — неснижаемый товарный запас, дней; 3 — запасы товаров на день завоза, р.

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по графику, который представляет собой расписание времени от­борки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. Разработка графиков способствует четкости и ритмичности в рабо­те по организации централизованной доставки. Графики завоза составляются розничными торговыми организациями, фирмами и предприятиями совместно с поставщиками товаров по дням неде­ли или числам месяца.

При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.п.

Разработанные на месяц или квартал графики завоза прове­ряются на практике, согласовываются с покупателями и полу­чателями товаров и контролируются покупателем, поставщи­ком и транспортной организацией.

Одновременно с составлением графиков должны разрабаты­ваться и маршруты завоза.

централизованный завоз — доставка товаров силами и сред­ствами поставщика на основе заявок розничных предприятий;

децентрализованный завоз — доставка товаров розничными предприятиями собственным или привлеченным транспортом.

^ Маршруты доставки:

линейные (маятниковые) маршруты доставки товаров за один рейс в один магазин;

кольцевой — маршрут доставки товаров одним рейсом не­скольким розничным предприятиям.

^ Маршрут завоза — это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия.

Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить картосхему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесени­ем дислокации розничных предприятий, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.

Разработка оптимальных маршрутов централизованной дос­тавки способствует более эффективному использованию тран­спортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками.

Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъем­ности используемых автомобилей вначале для магазинов, объем завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомо­биля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют од­ним или несколькими полностью загруженными автомобиля­ми. Такие маршруты называются маятниковыми.

Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузо­подъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются два и более близ­ко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем пос­тавки в них обеспечил полное использование грузоподъемности.

Время, необходимое для выполнения каждого маршрута (В), может определяться по формуле

В = (Р/С) + Впр33- 1),

где Р — расстояние маршрута, км; С — средняя техническая ско­рость, км/ч; Впр— время на погрузочно-разгрузочные операции, ч; В3 — время на каждый заезд, ч; Ч3 — число заездов.

При разработке маршрутов наряду с графоаналитическими могут использоваться и экономико-математические методы (ре­шение транспортной задачи). Разработанные и согласованные с покупателями и транспортными организациями маршруты до­водятся до исполнителей.

Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары.

Необходимое количество транспортных средств определяет­ся следующим образом. Вначале определяется суточная произ­водительность автомобиля по формуле

П„ = (Тпр * ^ К • Г„) / (Р/С+71,,),

где Тпр — полезное время работы автомашины, мин; Кл — коэффици­ент использования грузоподъемности автомобиля; Га — грузоподъем­ность автомобиля, т; Р — расстояние рейса, км; С — техническая ско­рость движения автомобиля с грузом и без него, км/ч. Тп — время про­стоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, ч.
Централизованная доставка может осуществляться с приме­нением различных форм экспедиционных операций:

доставка товаров производится автохозяйством с выполне­нием всех экспедиционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материаль­ная ответственность, сдача ценностей);

экспедиционные функции выполняет поставщик, автохо­зяйство по договору предоставляет транспорт;

экспедиционные функции выполняет розничная организа­ция, которой по договору предоставляется транспорт.

Централизованный завоз в корне перестроил систему снаб­жения розничной сети товарами, оказал большое влияние на эф­фективную работу магазинов, поставщиков и транспортных ор­ганизаций.

В организации ритмичной системы товароснабжения роз­ничной сети и особенно централизованной доставки товаров важную роль могут играть информационно-диспетчерские службы (ИДС), которые несут ответственность за регулярную доставку товаров по оперативным заказам магазина. Такие ИДС могут создаваться в масштабах города, области, отдельных роз­ничных и оптовых предприятий и поставщиков.

Функции ИДС:

оперативное управление товароснабжением (сбор информа­ции, ее обобщение и передача поставщикам);

обеспечение постоянного наличия в продаже розничных пред­приятий товаров в соответствии с ассортиментным перечнем;

оперативный контроль за состояниями торговли товарами повседневного спроса;

обеспечение ритмичности завоза товаров с оптовых баз и предприятий промышленности;

контроль за подсортировкой.

^ Стоимость доставки товаров зависит от:

методов доставки, их форм;

маршрутов доставки;

технологии доставки;

видов транспортных средств;

организации доставки.

^ Частота завоза товара зависит от:

физико-химических свойств товаров;

предельных сроков и реализации;

среднедневного объема продажи;

размера установленных неснижаемых товарных запасов;

емкости подсобных помещений;

оборудования в торговом зале;

минимальной нормы доставки;

грузоподъемности машины;

уровня расходов по доставке.
^ Количество заказываемых товаров зависит от:

частоты завоза;

среднедневной реализации;

неснижаемых запасов и остатков товаров на день завоза;

емкости холодильного оборудования (для быстропортящих­ся товаров).

^ График завоза — расписание времени отборки и доставки товаров в магазины, в котором указывают номер маршрута, дни завоза, наименование торгового предприятия, его адрес, вид транспорта, часы доставки.
Литература:

1. ред. Л.А. Брагин и Т.П. Данько «Торговое дело: экономика и организацияУчебник/— М.: ИНФРА-М, 1997.

2. ред. Л.А.Брагин и Т.П. Данько «Торговое дело: экономика, маркетинг, организация» Учебник - М ИНФРА-М, 2000

3. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и техно­логия торговли — 2-е изд.— М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2000

4. Памбухчиянц В. К. «Организация, технология и проектирование торговых предприятий» Москва —1998

5. Платонов В.Н. «Организация торговли»: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ, 2002.


Скачать файл (144 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации