Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Диплом - Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления - файл 1.doc


Диплом - Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления
скачать (1620.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1621kb.09.12.2011 06:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет

(УрГЭУ)


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по теме:

Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления

Факультет торгово-экономический

Исполнитель Якупова Л.У.

Специальность экономика и управление на предприятиях торговли и общественного питания

Группа ЭТ-01-2

Кафедра экономики торговли и общественного питания

Научный руководитель

к.э.н., доц. Тарасова В.В.

Дата защиты

Нормоконтроль

Оценка

Рецензент







Екатеринбург 2006

Содержание


Введение

3

1. Конкурентоспособность предприятия торговли

6

1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие

6

1.2. Методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия. Управление конкурентоспособностью предприятия

20

1.3. Конкуренция в розничной продуктовой торговле

29

2. Анализ конкурентоспособности ООО «Универсам №2»

36

2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия

36

2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия

51

2.3. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия

67

3. Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации

91

Заключение

101

Список использованных источников

106

Приложения

112



Введение

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной дви­жущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто спосо­бен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой они существуют. Если розничное предприятие торговли стремится к успеху, он должен знать, чего желают его покупатели, и предо­ставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности. Но процветающая фирма обязана быть сильным конкурентом. Невозможно добиться высоких показате­лей прибыли, просто удовлетворяя потребности людей. Необходимо пристально следить конкурентами, которые пытаются переманить к себе как можно больше покупателей. Наконец, торговые предприятия должны отслеживать возник­новение новых потребностей, появление новых конкурентов и новых техноло­гий.

Тремя «слонами», на которых покоится розничная торговля, являются конку­ренция, тенденции развития внешней среды, включающие в себя изменение демографических показателей, стилей жизни потребителей и технологические открытия, и потребности, желания и покупки потребителей. Немалую роль играют также этические и правовые аспекты.

Следует отметить, что сам термин «конкурентоспособность» незаметно, но дос­таточно органично вошел в наш повседневный и тем более научный лексикон. В на­стоящее время все большее количество исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных компаний, городов, регио­нов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и норма­тивных актов.

В этой связи особую ценность представляет анализ сложившихся подходов и методов в определении и оценке конкурентоспособ­ности торгового предприятия. Более детальная прора­ботка этих вопросов будет способствовать определению и верной расстановке приори­тетов в нелегком деле повышения конкурентоспособности торгового предприятия в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений.

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия на рынке г. Екатеринбург.

Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:

  1. рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;

  2. рассмотреть виды конкурентоспособности

  3. выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;

  4. дать оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Универсам №2»;

  5. определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Объектом исследования является ООО «Универсам №2». Предмет исследования – конкурентоспособность данного торгового предприятия на местном рынке г. Екатеринбург.

Научной основой работы послужили теоретические положения, разработанные отечественными и зарубежными учеными в области экономики, маркетинга, управления качеством и конкурентоспособностью, организации торговли, следующих авторов: Портер М., Котлер Ф., Дэй Дж., Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Фатхутдинов Р.А., Шкардун В.Д., Нагапетьянц Н.А., Багиев Г.Л., Николаева Т.И. и других. Также были отражены данные периодических печатных изданий: «Эксперт-Урал», «Деловой квартал», «Маркетинг в России и за рубежом», «Новости торговли», «Российская торговля». Методологический инструментарий дипломной работы включает графический, статистический материал, математический, экономический, графический анализ, метод опроса.

Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов и заключения, списка используемых источников и приложений.

В первой главе «Конкурентоспособность предприятия торговли» рассмотрены теоретические аспекты, характеризующие понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность», а также рассмотрена конкуренция в розничной продуктовой торговле.

Во второй главе «Анализ конкурентоспособности ООО «Универсам №2» отражены влияние внутренней и внешней среды на конкурентоспособность предприятия, был проведен ее анализ. Для этого использовались различные методики оценки конкурентоспособности предприятия торговли.

В третьей главе «Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации» представлены и разработаны пути укрепления конкурентоспособности, предложены мероприятия, внедрение которых позволит повысить эффективность работы предприятия в целом, а, следовательно, и его конкурентоспособность.

В заключении подведен итог дипломного проектирования

1. Конкурентоспособность предприятия торговли

1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия торговли и факторы, ее определяющие

Новое время диктует новые правила. Осознанное стремление России динамично интегрироваться в мировую экономику предполагает необходимость использования общепризнанных в международном сообществе показателей эффективности участия той или иной страны в глобальном процессе мирового экономического развития, и в первую очередь конкурентоспособности. Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной дви­жущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто спосо­бен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

В последние десятилетия в условиях глобализации экономики отмечает­ся усиление конкуренции фактически во всем мире. С установлением ры­ночных отношений в России российским компаниям приходится выдержи­вать серьезную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутрен­нем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности российских предприятий.

Следует отметить, что сам термин «конкурентоспособность» незаметно, но дос­таточно органично вошел в наш повседневный и тем более научный лексикон. В на­стоящее время все большее количество исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных компаний, городов, регио­нов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и норма­тивных актов.

Конкуренция в переводе с латинского (Concurrence) [19, С. 125] означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыноч­ной экономики. Средство конкуренции — это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей.

Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособ­ный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Суще­ствует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособ­ности — одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.

Разные авторы по-разному трактуют понятие «конкурентоспособность». В таблице 1 приведены некоторые из них.

Таблица 1 – Некоторые определения понятия «конкурентоспособность»

Автор

Содержание определения

Портер М.

[31, C.17]

Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

Макдоналд М., Данбар Я.

[21,C.28]

^ Конкурентоспособность компании – это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка способности компании удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами.

Жан-Жак Ламбен

[16, C. 36]

^ Конкурентоспособность фирмы- ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты.

Кретов И.И.

[14, C. 24]

Конкурентоспособность – характеристика товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента, с одной стороны, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а с другой — по уровню затрат на удовлетворение этой потребности.

Нагапетьянц Н.А.

[27,C.133]

^ Конкурентоспособность товара - рыночная характеристика товара, со­вокупность его преимуществ на рынке, способствующих успешной реа­лизации в условиях конкуренции.

Фурс И.Н.

[38, C.12]

^ Конкурентоспособность товара – т.е. его приобретение должно быть более выгодно и удобно покупателю, чем покупка другого товара, удовлетворяющего те же потребности, или аналогичных изделий у иного продавца.


Лифиц И.М.

[19, C. 13]

^ Конкурентоспособность продукции — это способность про­дукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом.




Продолжение таблицы 1

Магометов Ш.Ш.

[20, C. 18]

Конкурентоспособность - означает быть способным к конку­ренции. Конкурентоспособность фирм в основном опреде­ляется конкурентоспособностью предложенных ими товаров.

Лебедева О.А., Лыгина Н.И.

[17,C. 125]

^ Конкурентоспособность комплексное понятие, предполагаю­щее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обес­печить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важ­ной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, ново­введений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного преимущества.

Фатхутдинов Р.А.

[36, C. 38]

^ Конкурентоспособность объектаэто его способность кон­курировать (управлять своими конкурентными преимущества­ми, соперничать) с аналогичными объектами на данном рынке в данное время.

Юданов А.Ю.

[42, C. 42]

^ Конкурентоспособностью продукта (товара) называется степень притяга­тельности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя.

Дулисова И.Л.

[53]

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке

Чернов В.А.

[41, C. 686]

^ Конкурентоспособность организации – эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.

Азоев Г.Л., Завьялов П.С.и др.

[71]

^ Конкурентоспособность фирмы - это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

Перцовский Н.И.

[25, C. 65]

^ Конкурентоспособность предприятия - возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы.

Хруцкий В.Е., Корнеева И.В.

[40, C. 67]

^ Конкурентоспособность организации - это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.


Таким образом, в настоящее время существует множество определе­ний конкурентоспособности как в нашей стране, так и за рубежом. Применительно к экономической сфере эти определения сводятся к следующему: под конкурентос­пособностью понимают обладание свой­ствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств, то есть конкурентных преимуществ, могут быть различ­ные виды продукции, предприятия и орга­низации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объедине­ния и, наконец, отдельные страны или их объединения (региональные, политичес­кие, этнокультурные), ведущие конкурен­тную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений. В приложении А приведены особенности понятия «конкурентоспособность» применительно к различным объектам.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не ука­зан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что дан­ный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В усло­виях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно не­достаточно.

Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с определенной долей условности подразделить на три уровня [50, C.116]:

- микроуровень (конкретные виды продукции, предприятия);

- мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий);

- макроуровень (народно-хозяй­ственные комплексы, страны).

Их можно представить на рисунке 1.



Рисунок 1. Уровни конкурентоспособности
Соответственно конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на:

- микроуровневые (отражающие собственно качество и цены продукции);

- мезоуровневые (обеспечиваю­щие устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей);

- макроуровневые (отражающие общее состо­яние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, нало­говый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.).

Приведенное структурирование субъектов конкурентной борьбы, а также факторов и характеристик конкурентоспо­собности позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эф­фективные подходы к ее анализу, что открывает дополнительные возможности рас­крытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней.

Распределение по уровню конкурентных отношений можно рассматривать как признак для классификации конкурентоспособности.

Виды конкурентоспособности представлены в таблице 2.

Конкурентоспособность является многомерным свойством, что опре­деляется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что предприятие не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов - они должны учитываться одновремен­но, с учетом взаимной зависимости и времени.

Основными свойствами конкурентоспособности (по всем составляю­щим) являются относительность и динамический характер. Относительность проявляется в том, сто сравне­ние предприятия и конкурентов позволяет говорить о конкурентных преимуществах в отношении той или иной стороны.
Таблица 2 – Виды конкурентоспособности


Признак классификации



Виды конкурентоспособности

По уровню конкурентных отношений

- конкурентоспособность продукции (микроконкурентоспособность). Это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом [19, C. 11];

- конкурентоспособность предприятия (мезоконкурентоспособность). В самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов [73,C. 38]

- макроконкурентоспособность.

^ Конкурентоспособность региона (города) — это его способ­ность создавать требуемые политические, экономические, эко­логические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармо­ничному развитию личности и повышению качества жизни на­селения.

^ Конкурентоспособность государстваэто его способность обеспечивать эффективную интеграцию в мировое хозяйство, эффективное и качественное функционирование всех государ­ственных, коммерческих и других структур по обеспечению комплексной безопасности и высокого качества жизни населе­ния.

В отношении рынка

- на глобальном рынке (мировом)

- национальном рынке;

- региональном рынке;

- местном рынке;

По подходу к управлению предприятием

[35, C. 48]

- стратегическая конкурентоспособность. Она определяет потен­циальную способность данного объекта конкурировать с анало­гичными объектами в будущем на запланированном рынке.

- фактическая конкурентоспособность – сложившаяся конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке.

По объекту

[39, C 12]

- конкурентоспособность нормативных актов;

- научно-методических документов;

- проектно-конструкторской документации

- технологии;

- производства;

- выпускаемой продукции (выполняемой услуги),

- рабочего;

- специалиста;

- менеджера;

- ценных бумаг;

- инфраструктуры (внешней среды);

- информации;

- фирмы (организации, учреждения).


Создание и использование конкурент­ных преимуществ предприятия — тесно связанные процессы, которые в прин­ципе могут вступать в противоречие между собой. Оценочной базой для конкурентных преимуществ являются цели предприятия и связанные с ними задачи, которые способно выполнять предприятие с учетом реальных ус­ловий внешней среды и при заданном качестве их выполнения.

Динамический характер конкурентоспособности определяет ее посто­янную недостаточность. Недостаточность конкурентоспособности - один из основных побуждающих моментов, который отражается и в страте­гических, и в оперативных решениях. Успокоенность относительно конку­рентоспособности часто приводит к отставанию. Любые преимущества рано или поздно будут скопированы или превзойдены конкурентами. Единствен­ным устойчивым конкурентным преимуществом является постоянное дви­жение вперед.

Очевидно, что конкурентоспособность предприятия является интеграль­ной характеристикой. В общем случае целесообразно выделять следующие структурные составляющие [73, C. 41]:

1 - конкурентоспособность предложения на рынке;

2 - конкурен­тоспособность ресурсов предприятия;

3 – конкурентоспособность менеджмен­та;

4 - конкурентоспособность предпринимательской идеи (видения).

Их тесная взаимосвязь очевидна.

Представим их описание наглядно в таблице 3.


Таблица 3 – Общие структурные составляющие конкурентоспособности предприятия

Структурная составляющая

Описание

Конкурентоспособность предложения

Определяет так называемую текущую конкурентоспособность предприятия. Для современ­ных маркетинговых рынков свойственна конкуренция не самого товара, а того, чем он дополнительно снабжен в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финанси­рования, особенностей поставки, услуг по складированию и прочих ценимых людьми вещами. Понятие «предложение товара» существенно рас­ширяет рамки учитываемых при анализе конкурентоспособности факторов, определяющих окончательный выбор покупателя. Предложение, таким образом, включает в себя продукт, цену и сопут­ствующие услуги, т.е. то, что определяет полезность (выгодность) приоб­ретения для клиента.

Конкурентоспособность располагаемых ресурсов: финансовых, природных, материальных, технологических, производственных, кадровых и других.

Ею определяется долгосрочная конкурентоспособность предприятия. В частности, платежеспособный спрос также можно рассматривать как один из видов ресурсов, по поводу доступа к которому существует конкуренция. При этом если рассматривать общий совокупный спрос, то все предприятия, предлагающие товары или услуги на определенной территории, являются конкурентами. Наличие ресурсов позволяет предприятию длительное время обеспечивать (поддерживать) конкурентоспособность предложения.

Конкурентоспособность менеджмента предприятия

В условиях конкуренции необходимо поддерживать ресурсную базу в актуальном для условий рынка состоянии. Этот процесс, а также грамотное использование имеющихся ресурсов с точки зрения конкуренции опреде­ляется, конкурентоспособностью менеджмента предприятия, прежде всего высшего руководства. Способности топ-менеджеров к принятию важ­нейших стратегических решений, генерации новых идей именно в том темпе, который требует рынок, и умение организовать их выполнение, готов­ность идти на разумный риск являются важнейшими факторами конкурен­тоспособности менеджмента. Конкурентоспособность менеджмента — это сравнительная характеристика качества менеджмента на предприятии и у конкурентов. Прежде всего это различия в квалификации, мотивации, орга­низации управления.

Конкурентоспособность предпринимательской идеи.

Является связующим, базовым элементом указанных аспектов конкурентос­пособности. Предпринимательская идея включает основное представление о продукте предприятия, о способе удовлетворения потребности клиентов, о спо­собе поддержания и развития потенциала и о способах управления предпри­ятием. Перечисленные составляющие являются уникальными для каждого предприятия, а их удачное сочетание и определяет конкурентоспособность предпринимательской идеи.


На рис. 2 проиллюстри­рована взаимосвязь различных аспектов конкурентос­пособности, в частности, подчеркивается, что наибо­лее «фундаментальный» ха­рактер имеет конкурентос­пособность менеджмента и предпринимательской идеи, а внешнее восприятие кон­курентоспособности в основном связано с рыноч­ным предложением.



Рисунок 2. Структура конкурентоспособности [73, C. 42]
Для достижения и постоянного поддержания объекта конкурентоспо­собным на рынке необходимо поддер­живать завоеванные конкурентные преимущества, искать и реализовывать новые.

^ Конкурентное преимущество предприятия — превосход­ство, высокая компетентность предприятия в какой-либо области деятельности [16, C. 368]. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Фактор конкурентного преимущества — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирую­щие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими.

^ Устойчивое конкурентное преимущество – это превосходство над компаниями-соперниками, которое торговец сохраняет в течение длительного периода времени [18, C. 122]. В таблице 4 перечислены некоторые подходы, использование которых позволяет торговой фирме получить такие преимущества.

Таблица 4 – Подходы к созданию конкурентного преимущества [18, C. 123]

Тип преимуществ

Подходы к созданию преимуществ

Преимущества, основанные на внешних отношениях

^ Отношения с покупателями

Увеличение числа лояльных покупателей

Правовые аспекты

Наличие местных законов, препятствующих выходу на рынок новых конкурентов

Преимущества в налогообложении

Расположение

Поставщики

^ Прочные взаимосвязи

Преимущества, основанные на внутренних отношениях

Управление товарными запасами

Эксклюзивный товар

^ Низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба

Больше товаров

Широкий ассортимент

Выгодные условия закупка

Низкие цены

Лучшие покупатели

Больший объем продаж

^ Работа магазина

Лучший сервис

Лучшее представление товара

Лучшая реклама

Большая безопасность, низкий уровень хищений

Лучшие торговые работники

Лучшие менеджеры магазина

^ Системы контроля
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (1620.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru