Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Психологическое обеспечение спортивной деятельности - файл 1.doc


Курсовая работа - Психологическое обеспечение спортивной деятельности
скачать (796.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc797kb.04.12.2011 21:03скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
(…) институт

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра психологии


(ФИО)

Студентка группы 31


Психологическое обеспечение спортивной деятельности

Курсовая работа

по специальности 033100 – Физическая культура

квалификация – Педагог по физической культуре

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук, доцент

(ФИО)

(город, год)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА.........................................................................................................................4

1.1. Мотивация спортивной деятельности..................................................................4

1.2. Психологические основы диагностики в спорте.................................................7

1.3. Психологические основы отбора в спорте.........................................................13

1.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований............................17
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ...................................................................................................21

2.1. Психологические особенности спортивного соревнования.............................21

2.2. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям................22

2.3. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.....30

2.4. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям..............................................................................................................35
3. ОСНОВЫ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ И ПСИХОГИГИЕНЫ В СПОРТЕ................46

3.1. Основы психорегуляции в спорте.......................................................................46

3.2. Основы психогигиены в спорте..........................................................................53
ВЫВОДЫ.....................................................................................................................56
Список литературы....................................................................................................59




ВВЕДЕНИЕ

Психология обеспечения спортивной деятельности – на мой взгляд, новая, плохо исследованная, но интересная тема. Возникает вопрос, а почему я выбрала именно эту тему? На мой взгляд, любая деятельность только тогда будет успешной и эффективной, когда человек чётко представляет её цели и задачи, понимает важность и “нужность” предполагаемого результата, его реальную значимость. Спортивный результат зависит не только от времени, проведённого в спортзале и сил, потраченных во время тренировки, но и от позитивного психологического настроя, умения “владеть собой”, вовремя собраться и настроить себя на победу. Реализации этой цели и служит психология спортивной деятельности. Ещё несколько лет назад мы почти ничего не знали об этой науке, а также о роли спортивного психолога в формировании личности спортсмена. А в настоящее время, можно с уверенностью сказать, что спорт высших достижений просто не может обойтись без помощи высококвалифицированного специалиста. Именно поэтому сегодня рядом с олимпийским чемпионом мы видим не только его тренера, но и специалиста-психолога (зачастую и сам тренер выполняет эту роль), грамотная работа которого ведёт спортсмена к победе.

Так какова же мотивация спортивной деятельности? Как грамотно провести диагностику и отобрать наиболее перспективных спортсменов? Как благодаря правильно созданному психологическому микроклимату повысить эффективность тренировки и достичь максимального результата во время соревнований? Как сделать психику спортсмена стабильной и устойчивой к экстремальным нагрузкам? Ответить на эти вопросы поможет моя курсовая работа.

^ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
1.1. Мотивация спортивной деятельности

Особое место в психологическом обеспечении спортивной де­ятельности занимает мотивация, побуждающая человека занимать­ся спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то внешние для игры обстоятельства, как, например, к трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком ра­бота лишь опосредованно служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может исполь­зовать на те или иные свои нужды, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и к спорту че­ловек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворени­ем, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней. Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру.
I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности

1) потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

2) потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью:

3) стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

4) стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;

5) потребность в самовыражении, самоутверждении, стремле­ние к общественному признанию, славе.

II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности

1) стремление стать сильным, здоровым;

2) стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

3) чувство долга;

4) потребность в занятиях спортом через осознание социаль­ной важности спортивной деятельности.

Мотивы спортивной деятельности отличаются динамично­стью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономер­ная смена мотивов. А. Ц. Пуни на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил сле­дующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом.

^ Начальная стадия занятия спортом. В этот период предпринима­ются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы: а) характеризуются диффузностью инте­ресов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта); б) имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила – любовь к физической культуре); в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным ви­дом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес ок­ружающих людей); г) часто включают в себя элементы долга (обя­занность посещать уроки физической культуры, секции).

^ Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами являются: а) развитие интереса к определенному виду спорта; б) стремление развить обнаруженные способности к оп­ределенному виду спорта; в) стремление к закреплению успеха; г) расширение специальных знаний, приобретение более высо­кой степени тренированности (выражается в стремлении к уста­новлению личных рекордов – выполнение третьего разряда, вто­рого, первого и т.д.). Кроме того, спортивная деятельность стано­вится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку).

^ Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выра­жаются в стремлении: а) поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов; б) служить своими спортивными достижениями Родине; в) содействовать раз­витию данного вида спорта, потребности передать свой опыт мо­лодым спортсменам. Мотивы спортивной деятельности характе­ризуются ярко выраженной социальной направленностью и педа­гогическими стремлениями.

1.2. Психологические основы диагностики в спорте

Спортивная психодиагностика – раздел психологии спорта, основной целью которого является измерение и контроль психи­ческих особенностей спортсменов, ориентированные на решение текущих прикладных задач.

Практическое использование психодиагностики позволяет со­кратить время и затраты на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев спортсменов, под­нять уровень и стабильность спортивных результатов.
^ Теория психодиагностических измерений

Тестирование – специфический метод измерения индивиду­ально-психологических различий.

Метод тестов возник в конце XIX в. С самого начала он мыс­лился как разновидность экспериментального подхода к характе­ристике психических процессов и особенностей личности с по­мощью объективных измерений. Эксперимент в этом случае носит испытательный и измерительный характер: направлен на выясне­ние не только наличия, но и уровня того или иного психического свойства. Тесты перед применением на практике необходимо освидетельствовать по степени соответствия, согласно следующим требованиям психометрии: надежность; валидность; стандарти­зация; практичность; прогностическая ценность. Только в этом слу­чае могут быть получены адекватные количественные оценки, от­ражающие психические особенности спортсменов.
Надежность

Результаты психодиагностических измерений всегда содержат ошибки, которые могут быть существенными или ничтожными. В процессе психодиагностики, как при любом измерении, возни­кают три основных класса ошибок:

1) промахи – следствие грубых нарушений процедуры из­мерения; они могут быть легко выявлены и устранены путем от­брасывания значений, резко отклоняющихся от нормы;

2) систематические ошибки могут оставаться посто­янными или закономерно меняться от измерения к измерению; в силу этих особенностей они могут быть предсказаны заранее; к этой группе относятся ошибки, возникающие в связи с исполь­зованием различных методов сбора данных;

3) случайные ошибки встречаются, когда при последо­вательных измерениях постоянной характеристики получаются раз­личные числовые оценки (когда измеряемая характеристика не изменяется во времени, а все отклонения обусловлены неточнос­тью измерений).

В практике при оценке надежности измерений используются три основных метода.
^ 1. Повторное измерение

Один из основных способов измерения надежности – повтор­ное тестирование выборки испытуемых одним и тем же методом через определенный интервал времени и при одинаковых услови­ях. При использовании метода повторного тестирования получа­ют оценку степени устойчивости тестовых результатов во време­ни.
^ 2. Параллельное измерение

В этом случае повторное измерение происходит с помощью параллельных или эквивалентных тестов, т.е. тех, которые изме­ряют одно и то же свойство психики с одинаковой ошибкой (оцен­ки зависят только от степени выраженности исследуемого свой­ства психики у спортсмена, а не от формы параллельного теста).

Высокие значения корреляции между параллельными тестами указывают на надежность этих тестов и на эквивалентность их со­держания.
3. Расщепление

Этот метод является, как бы, развитием метода параллельного тестирования Он основан на допущении параллельности не толь­ко отдельных форм теста, но и отдельных заданий внутри одного теста. При использовании этого метода тест разбивается на от­дельные задания или группы заданий.

В результате можно получить коэффициент внутренней согла­сованности теста. Согласованность теста – обязательное условие для однозначной трактовки результатов измерения: в случае негомогенного (несогласованного) теста одни и те же оценки у разных испытуемых допускают различное объяснение.
Валидность

Валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то психическое качество (свойство, способность, характеристику и т.д.), для оценки которого предназначен. Тесты, не обладающие валидностью, не пригодны для практического использования.

В современной психодиагностике выделяют четыре вида валидности.
^ 1. Содержательная валидность

Тест является валидным по отношению к мнению специалис­тов. Для определения содержательной валидности используются экспертные методы. Объектом экспертизы является содержа­ние теста.
^ 2. Очевидная валидность

Валидность с точки зрения испытуемых, которая означает впе­чатление о предмете измерения, имеет большое значение, так как именно она в первую очередь определяет отношение испыту­емого к обследованию.
^ 3. Эмпирическая валидность

Тест может служить индикатором (или предсказателем) строго определенной психической особенности или формы поведения человека. Для измерения эмпирической валидности теста опреде­ляется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием. Основным является вопрос о выборе критерия. Услов­но выделяют три группы критериев:

1) экспертная производит независимое измерение свойств психики спортсмена и дает ему оценку. Роль экспертов выполня­ет тренеры. Однако, как показали специальные исследования, экспертные оценки тренеров имеют низкую валидность и надеж­ность. В связи с этим экспертные критерии валидности используются редко, преимущественно в тех случаях, когда невозможно; или чрезвычайно трудно использовать в качестве внешнего кри­терия обычные количественные методы измерения;

2) экспериментальная использует в качестве критерия валидности результаты одновременного и независимого тестиро­вания испытуемых другим тестом, измеряющим то же свойство личности, что и первый тест;

3) жизненная – это характеристика реального поведения, которое на основе существующих психологических теорий счита­ется связанным с измеряемым свойством. Например, для тестов психомоторных способностей используются показатели успешно­сти спортивной деятельности.
^ 4. Концептуальная валидность

Она устанавливается путем доказательства правильности тео­ретических концепций, положенных в основу валидизируемого теста. Проверка концептуальной валидности теста проходит три основных этапа:

1) определяется некоторая теоретическая концепция, которая объясняет выполнение валидизируемого теста;

2) из теоретической концепции выводят одну или несколько гипотез, связанных с валидизируемым тестом;

3) проводится эмпирическая проверка выдвинутых гипотез.
Стандартизация

Она представляет собой линейное или нелинейное преобразо­вание тестовых оценок, смысл которого заключается в замене исходных оценок новыми, облегчающими понимание и интер­претацию тестовых результатов. Чаще всего используются два вида преобразования оценок:

1) приведение их к центронормированному виду;

2) дискретизация.

Таким образом, еще перед использованием результаты психодиагностических измерений приводят к стандартной форме (транс­формация в единый масштаб) и дискретизируют (по определен­ной шкале, обычно в 10 баллов), соотнося полученный результат с высоким, средним и низким уровнем выраженности анализи­руемых качеств. Эти два вида преобразований представляют собой последовательность шагов, позволяющих придать результатам из­мерений вид, удобный для осмысления, интерпретации и практического использования.
Практичность

К тестам предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны быть просты, экономичны, эффективны. Для проведения многих тестов не требуется предварительной специальной подго­товки и обучения испытуемых; тесты экономичны соответствен­но со стоимостью аппаратуры и используемых материалов; а для проведения обследования и обработки результатов требуется от­носительно мало времени и ограниченное количество персонала.
Прогностическая ценность

Тесты являются инструментом для прикладного исследования, поэтому важным требованием к ним является высокая практичес­кая валидность.

Каждый тест должен быть пригодным для прогноза хотя бы одного внешнего критерия.
1.3.Психологические основы отбора в спорте

Основу спорта составляют три элемента: отбор, трени­ровка, соревнования (см. схему 1).

Схема 1

Структура спорта

(по А.Ц. Пуни)


Необходимость отбора обусловлена тем, что:

1) период активной спортивной жизни человека невелик (в среднем 5 – 10 лет);

2) индивидуальные особенности психики (психические функ­ции, психомоторика, особенности личности) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки. Например, из 10 000 детей, начавших заниматься плаванием, толь­ко 3 достигают результатов мастера спорта международного клас­са (МСМК).

^ Цель отбора выявление таких спортсменов, у которых про­цесс тренировки дал бы максимальный эффект при минималь­ной затрате времени.

Как утверждает В. М. Мельников, основными методологически­ми принципами психологического отбора в спорте являются следую­щие:

1. Принцип системности. Он требует совместной разработ­ки процедуры отбора, изучения психических особенностей спорт­сменов высокого класса, прогнозирования результатов трениро­вок и спортивных достижений.

2. Принцип научной обоснованности. Правила отбо­ра, сформулированные для конкретного вида спорта или для оп­ределенных соревновательных ситуаций, не могут быть использованы без специальной научной проверки и глубокого теорети­ческого обоснования. Только научная обоснованность методов и критериев отбора позволяет избежать серьезных ошибок.

3. Принцип комплексности. Отбор в спорте – проблема многоплановая: социальная, педагогическая, медицинская, эко­номическая, психологическая. Решение о судьбе спортсмена мо­жет быть вынесено только на основе всего комплекса информа­ции.

4. Принцип пролонгированного динамического отбора. Отбор в спорте должен представлять собой непре­рывный процесс изучения и диагностики важных для спортив­ной деятельности психических свойств и качеств личности. Такое изучение проводится регулярно на протяжении всей спортивной жизни на разных этапах спортивного совершен­ствования.

5. Принцип педагогической ценности. Результаты психодиагностического обследования спортсменов должны исполь­зоваться не только для отбора наиболее одаренных спортсменов, но и для того, чтобы управлять тренировочным процессом, улуч­шать условия для проведения соревнований: целенаправленное по­строение процессов воспитания и тренировки, рационализация программ подготовки, регламентация нагрузок, совершенствования учебно-тренировочных средств.

6. Принцип адаптивности критериев отбора. Кри­терии для принятия решения о пригодности спортсмена должны быть гибкими, меняющимися. Потребность повысить их или по­низить периодически возникает в связи с изменением требований к спортсменам из-за возрастания или снижения спортивной кон­куренции в стране и на международной арене.

7. Принцип гуманизма. Отбор должен защищать спортсме­на от непосильных для его психики нагрузок и разочарований, связанных с неправильным выбором вида спорта или спортивной специализации.

8. Принцип актуальности. Разработка системы психоло­гического отбора необходима и целесообразна, потому что со­ревновательные достижения спортсменов существенно зависят не только от их способностей, но и от индивидуальных качеств психики.

9. Принцип практической полезности. Мероприятия по психологическому отбору должны быть рентабельными по ма­териальным затратам на оборудование и подготовку кадров, обо­снованными по частоте и продолжительности обследований и опе­ративными (своевременная выдача психодиагностического заклю­чения).
^ Система психологического отбора спортсменов

В систему психологического отбора входит четыре этапа.

1. Формирование целевых признаков.

Успешность спортивной деятельности может решить судьбу спортсмена при отборе в качестве целевого признака. Целевые признаки определяют смысл и разумность задач отбора.

Часто в качестве целевых признаков выступают оценки мас­терства спортсменов по какой-либо из квалификационных сис­тем: Единая российская спортивная классификация, Междуна­родная спортивная квалификационная система, конкурсная ква­лификация. Опыт работы в данном направлении указывает, что в значительной мере перспективнее в качестве целевых характерис­тик использовать объективно и однозначно зарегистрированные результаты (секунды, очки, метры, километры или занятое мес­то). В качестве целевых признаков могут быть использованы также экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсменов. При сборе такой информации следует соблюдать тре­бования, обеспечивающие их надежность.

^ 2. Выбор прогностических признаков.

К прогностическим относятся признаки, которые использу­ются для прогноза будущих значений целевых признаков. В спортив­ной психодиагностике в этом качестве выступают результаты пси­ходиагностического обследования спортсменов. По ним следует предсказывать спортивную квалификацию, уровень достижений, соревновательную устойчивость и другие целевые характеристики спортсмена.

3. ^ Построение модели отбора.

Успешность спортивной деятельности нельзя надежно предска­зать только по одному какому-нибудь прогностическому признаку. Достижение высоких результатов в любом виде спорта зависит од­новременно от многих психологических характеристик спортсмена. Они отличаются определенной самостоятельностью и часто специ­ально подбираются так, чтобы показать разносторонний характер требований спортивной деятельности применительно к психичес­ким качествам спортсмена. Чтобы предложить сколько-нибудь стан­дартный способ отбора спортсменов, необходимо множество ха­рактеристик объединить в одну (или, по крайней мере, в небольшое число), обобщенно характеризующую психологическую пригодность спортсмена. Таким образом, создается модель отбора.

4. ^ Практика спортивного отбора.

Проведение спортивного отбора осуществляется с помощью тестов, показатели которых вошли в интегральную оценку психо­логической пригодности спортсмена. В зависимости от условий и используемых тестов форма обследования может быть индивидуальной или групповой. При проведении обследова­ния соблюдаются два обязательных условия: мотивирован­ность и стандартность.

Мотивированность выражается в том, чтобы обеспечить положительное отношение и заинтересованность в результатах у обследуемых: непринужденная обстановка, хороший контакт меж­ду экспериментатором и испытуемым. Стандартность озна­чает, что обстановка, внешние условия и методы проведения обсле­дования должны быть совершенно одинаковыми во всех обследова­ниях. Опыт показывает, что даже небольшие изменения процедуры обследования могут повлиять на получаемые результаты.

После проведения обследования результаты обрабатываются, чтобы получить итоговую оценку психологической пригодности. Затем, в зависимости от показателей пригодности спортсменов, их результаты обычно распределяют на три группы: 1) абсо­лютно пригодные; 2) условно пригодные; 3) не­пригодные. Наличие промежуточной группы связано с тем, что не всегда можно сделать однозначный вывод о пригодности спортсмена. Граничные пороги определяются исходя из требова­ний отбора: отсев малоперспективных или выбор высокоодаренных спортсменов и т.д.

Указанный подход к психологическому отбору не является един­ственным, но он считается достаточно эффективным и позволяет свести к минимуму среднюю ошибку. Известно, что полностью спортивная одаренность может быть оценена только по результа­там соревнований, такой способ психологического отбора носит вероятностный характер.

1.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований

Основу спортивной деятельности составляют две взаимосвя­занные стороны: тренировки и соревнования. Поэтому термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» отно­сится в основном к тем психологическим основам, которые свя­заны с осуществлением тренировок и соревнований.

Спортивная деятельность, как и любая другая, требует психо­логического обеспечения. Суть его состоит в том, чтобы обеспе­чить развитие и совершенствование нервно-психических механиз­мов, регулирующих движения, переживания и поведение. Таким образом, психологическое обеспечение спортивной деятельности – это комплекс мероприятий, направленных на специальное раз­витие, совершенствование и оптимизацию систем, которые регулируют психическую функцию организма и поведение спорт­смена, решая при этом задачи тренировки и соревнований.

Рассмотрим схему психологического обеспечения спортивной тренировки и соревнования, состоящую из четырех блоков (см. схему 2).

Комплекс мероприятий психологического обеспечения трени­ровки и соревнования условно делится на четыре составляющих компонента: психодиагностика, психолого-педагогические и психо­гигиенические рекомендации, психологическая подготовка, управле­ние состоянием и поведением спортсмена.

Следует отметить, что эффективность психологического обес­печения тренировки и соревнования зависит от активного исполь­зования всех этих компонентов как единого целого, другими сло­вами, от суммы данных компонентов:

Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятель­ности. Проводится она для того, чтобы в последующем сформули­ровать психолого-педагогические и психогигиенические рекомен­дации и спланировать более эффективную систему воздействий на спортсмена.

Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют отношение к отбору учеников для занятий тем или иным видом спорта, к определенному тренировочному занятию или цик­лу, к соревнованиям вообще или конкретному соревнованию, к спортивному режиму.

^ Психологическая подготовка делится на психологическую под­готовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спорт­смена выделяют четыре раздела, тесно связанных между собой: психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу; общая психологическая подготовка к соревнованиям; коррекция психических состояний на заключи­тельном этапе подготовки к соревнованиям; специальная подго­товка к конкретному соревнованию.

^ Управление состоянием и поведением спортсмена необходимо при недостатках в психологической подготовке, когда требуется сроч­но повлиять на психическое состояние спортсмена.

Схема 2

^ Психологическое обеспечение спортивной тренировки и соревнования

(по В.М. Мельникову)






^ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ
2.1. Психологические особенности спортивного соревнования

Спортивное соревнование – это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и трени­ровка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны лишь обеспечивать успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы ошибочно рассматривать спортивные со­ревнования только как экзамены. Кроме того, они, оказывая ог­ромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.

Существует значительное разнообразие видов спортивной дея­тельности: поединок, групповая борьба и т.д., однако их объеди­няют общие психологические особенности:

1) спортивное соревнование обладает стимулирующим влия­нием;

2) целью выступления в соревнованиях является достижение победы или лучшего результата. Это основная причина экстре­мальности условий этой деятельности;

3) соревнования всегда социально значимы: их результаты, как правило, получают широкую общественную известность и оценку;

4) результаты выступления в соревнованиях всегда лично зна­чимы для спортсмена;

5) соревнования являются специфичным фактором, создаю­щим экстраординарные эмоционально-волевые состояния.

2.2. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физи­ческие, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психо­логически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тре­нировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в счи­танные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологичес­кая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обя­зательный элемент обучения и тренировки.

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревнователь­ная деятельность – это особый вид деятельности человека, кото­рый может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической подготов­ки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревнователь­ный опыт в спорте – важнейший элемент надежности спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физи­ческих и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании спортивного мастерства спортсмена.

Следовательно, организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятель­ности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревнователь­ным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности.

В спорте существует понятие «классификация соревнований», которая предусматривает их разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, классификационные, отбо­рочные, предварительные и т.п.

Уровень соревнований оказывает значительное влияние на пси­хику спортсмена, что, в свою очередь, требует определенной сте­пени психологической готовности. Поэтому на практике осуще­ствляются два типа психологической подготовки спортсменов к соревнованиям: общая и специальная к конкретному соревнова­нию.

^ Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитатель­ной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть вклю­чены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. Но формируется он в тренировочном процессе.

Основные критерии спортивного характера:

стабильность выступлений на соревнованиях;

улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;

более высокие результаты в период соревнований по сравне­нию с тренировочными;

лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям оп­ределяется:

спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремаль­ных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);

уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как од­ной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий, помехоустойчивость;

боевым духом спортсмена. Как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели, что способ­ствует раскрытию резервных возможностей.

Единство этих черт спортивного характера обусловливает со­стояние спокойной боевой уверенности.
^ Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие, как на сознание, так и на под­сознание. Методы и психопедагогические мероприятия должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и по­ведение человека.

1. ^ Лекции и беседы направлены на психологическое образование спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.

^ 2. Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия – косвенное внушение.

3. Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке).

В состоянии расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы самовнушения.

4. ^ Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тя­жести тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не проти­водействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни.

5. ^ Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприим­чивости спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод – императивное внушение.

6. Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи ис­пользование заранее подготовленных или изученных ранее вну­шений в состоянии глубокого расслабления. Целью является пе­ревод внушений в самовнушения, совершенствование механиз­мов саморегуляции. Метод – самовнушение.

7. ^ Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения, но только методом самоубеждения.

Комплексное использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем (в период со­ревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсоз­нания.
^ Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсменов

Процесс воспитания будет мало эффективным, если спорт­смен не занимается самовоспитанием.

Побуждение к самовоспитанию осуществляется через обуче­ние приемам саморегуляции. Некоторые из приемов очень про­стые. Их необходимо просто запомнить и применять в нужный момент. Эти способы саморегуляции называют отключение и пе­реключение. Регулирующую функцию здесь выполняют образы от­ражаемого и отношение к ним, которые сложились у спортсме­на. Доминантный очаг уменьшается в результате создания ново­го очага возбуждения при сосредоточении на каких-то объектах внешнего мира. Эффективность снижения напряженности будет тем выше, чем привлекательнее объект наблюдения. Цель отклю­чения и переключения состоит в том, чтобы спортсмен осуще­ствлял длительное удержание направленного сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. В данном случае приемы саморегуляции базируются на отражении спортсменом (основной функцией сознания является отражение) окружающего ма­териального мира.

Существуют способы саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в наибольшей мере насыщены специ­альными приемами.

1.Контроль и регуляция тонуса мимических мышц.

Этот прием требует специальной тренировки. Наибольший эф­фект достигается, если в процессе овладения данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в разнообразных жизнен­ных ситуациях. Основным из критериев овладения этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).

2. Контроль и регуляция мышечной системы спорт­сменов.

Психическая напряженность всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способ­ствующих сосредоточенности сознания на определенных груп­пах мышц.

3. Контроль и регуляция темпа движений и речи.

Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скован­ностью, выражается в повышении привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно то­ропиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности, исключить необходимость спешки.

4. Специальные дыхательные упражнения.

Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует сниже­нию напряжения. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается высоко эффективным способом саморегу­ляции эмоционального напряжения.

5. Разрядка.

Этот прием дает «выход» эмоциональному напряжению. Как прием саморегуляции, разрядка реализуется обычно в специфи­ческих формах разминки (выполнение определенного упражне­ния в полную силу).

Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я» (направление сознания на само­го себя). Для них характерны разнообразные приемы.

1.Отвлечение путем сюжетных представлений и воображе­ний.

Уметь воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (свя­занные с ощущением спокойствия и уверенности) очень важно для саморегуляции эмоциональных состояний.

2. Самовнушение.

В процессе спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции лежит принцип использова­ния словесных формул).

3. Самоубеждение.

Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуще­ствляется в разговорах с самим собой или с кем-то другим.

Следует выделить способы саморегуляции, в основе которых лежит отражение спортсменом своего социального «Я». Для них характерны два приема.

1. Регулирование цели.

Это умение вовремя поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, отодвинуть ее в состоянии эмоциональ­ной напряженности, а потом вновь актуализировать ее, когда при­дет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на со­ревнованиях.

2. Ритуал предсоревновательного поведения.

В его основе лежат определенные стереотипы, вследствие чего нарушать его или изменять, особенно на крупных соревновани­ях, нецелесообразно, так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором.
^ Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов

Действенную помощь в осуществлении психологической под­готовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных упраж­нений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.

Действительно, самым эффективным способом психологичес­кой подготовки спортсмена к успешному выступлению в сорев­нованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы ре­шить эту противоречивую задачу, необходимо реализовать сорев­новательные условия в учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения достаточно часто и эффектив­но используются тренерами в ходе подготовки спортсменов: как при осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче специальных знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности: учебные игры в бас­кетболе, футболе и т.д.

Кроме того, необходимо использовать следующие способы пси­хологической подготовки спортсменов к соревнованиям:

1. Контрольные мероприятия.

Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для которых харак­терны следующие элементы психологической напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к по­беде, соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.

Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприя­тия в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы, пра­вила ведения спортивной борьбы.

2. Товарищеские встречи.

Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных кол­лективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспече­ния высокой значимости мероприятия для спортсменов-участни­ков.

3. Психофизические упражнения.

Эти упражнения характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способ­ствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и вос­питанию его волевых и физических качеств.

Использование психофизических упражнений требует: 1) по­становки и решения конкретной тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения психоло­гической задачи). Например, перед легкоатлетом ставится такти­ческая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 – бе­жать в среднем темпе, затем в максимальном), при этом на спорт­смена одевается специальный пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от тренированности спортсмена).

4. Психотехнические упражнения.

В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера.

Осуществление этих упражнений требует: 1) постановки и ре­шения достаточно сложных (в зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2) использования для реше­ния поставленной задачи основных технических соревнователь­ных действий. Например, боксер должен по сигналу тренера вы­полнить определенный удар (или серию ударов), причем оцени­вается и быстрота реакции спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических действий. Или боксер должен за 10 с нанести максимальное количество ударов, а оцениваться при этом будут техническое исполнение, количество и сила ударов.

5. Интеллектуальные з а д а ч и (без физической нагрузки и технических действий).

Этот прием требует: 1) разработки специальных задач, вклю­чающих в себя теоретические описания соревновательных ситуа­ций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за определен­ное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последую­щего обсуждения принятого спортсменом решения (эффектив­ность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий).
2.3. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Основная задача специальной психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию – создание состояния его психической готовности к выступлению в соревнованиях.

Как утверждает А. Ц. Пуни, состояние психической готовности к соревнованию – целостное проявление личности спортсмена. Оно представляет собой динамическую систему, элементы кото­рой даны в табл. 1.

^ Таблица 1

Элементы готовности спортсмена к соревнованиям

(по А. Ц. Пуни)

№ п/п

Элементы готовности

Характеристика

1

Трезвая уверенность в своих силах

Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований

2

Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу

Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели

3

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения

Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований

4

Высокая помехоустойчивость

Выражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию

5

Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением

При любой вариативности соревнова­тельной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам


Система специальной психологической подготовки спортсме­на к конкретному соревнованию включает:

1) сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования (является исходным пунктом для формирования со­стояния готовности к соревновательной борьбе); содержание и характер информации (зависят от вида спорта: в лыжных гонках важно знать место проведения, в некоторых других случаях – ос­новой является информация о соперниках и т.п.);

2) определение и формулировку соревновательной цели (в цели находят выражение объективно существующие возможности дос­тигнуть определенного результата, она является главным регуля­тором деятельности спортсмена);

3) формирование и актуализацию мотивов участия в соревно­вании (побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели, могут быть побуждения только личного значения; мотивы повышают интерес к соревнованию, способствуя созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремле­нию достигнуть цели);

4) вероятностное программирование соревновательной деятельности (осуществляется в ходе разработки тактического плана действий; всегда носит вероятностный характер);

5) саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию спортсмен пользуется эффективны­ми и наиболее приемлемыми для него способами саморегуляции, которыми овладел в процессе общей психологической подготовки; от соревнования к соревнованию использование приемов саморегуляции все более становится своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения);

6) сохранение и восстановление нервно-психической свеже­сти (имеются в виду особенности поведения спортсмена за неко­торое время до соревнований, когда необходимо правильно пост­роить режим дня, уметь отвлекаться от мыслей о соревновании и т.п. – все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала).

^ Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований

Весь процесс психологического обеспечения спортивной дея­тельности можно представить как управление подготовительной деятельностью и соревновательной деятельностью. Особенно выде­ляется своей сложностью управление соревновательной деятельнос­тью спортсмена. Это связано в первую очередь с тем, что в сорев­нованиях часто бывают такие ситуации, в которых определенное вмешательство будет полезным и необходимым.

Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спор­тивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правиль­ного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стре­мится использовать все возможные методы и средства для дости­жения высокого, рекордного результата.

В таких случаях срочное вмешательство в деятельность спорт­смена может помочь. Управление деятельностью спортсмена дос­таточно целесообразно и в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуаци­ям, поэтому в психологии спорта особенное место занимает по­нятие ситуативное управление.

Мероприятия по управлению предсоревновательными и сорев­новательными состояниями спортсмена издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разре­шается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирова­ния обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирова­ния включает в себя несколько этапов.

Первый этап

Решается специальная задача – снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо прове­сти сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в ус­ловиях соревнований это редко возможно, поэтому такое меро­приятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального масса­жа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются зара­нее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).

Второй этап

После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного пред­ставления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет: 1) как можно больше отвлечься от всего окружающего; 2) четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстанов­ку, цвет и т.д.; 3) воспроизвести приятные чувства, которые спорт­смен испытывает обычно в той ситуации.

Третий этап

В заключение спортсмену делаются следующие внушения:

1) он должен быть спокоен и уверен в себе, работать с полной отдачей сил, полностью реализовать все, что заложено в подгото­вительном периоде (учебно-тренировочные занятия), не сомне­ваться, что находится в прекрасной спортивной форме;

2) ему следует напомнить о характере поведения при выходе на старт и на старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверен­ные движения, раскованность и т.д.;

3) ему необходимо поднять боевой дух (он должен неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);

4) ему следует напомнить о содержании деятельности (это за­висит от вида спорта).

Сеанс секундирования проводится исключительно на добро­вольных началах.

Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процес­се секундирования только релаксацию, другие – мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить прак­тически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в го­товности к соревнованию и т.п.

Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед нача­лом следующего этапа соревнований).
2.4. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
В практическом решении проблем психологической подготов­ки спортсменов к соревнованиям очень важным является вопрос о ее планировании.

Речь идет об общем планировании психологической подготов­ки. Конкретный план должен быть составлен только самим трене­ром и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и спортивное мастерство спортсменов, их индивидуальные особен­ности.

Общий план (образец) психологической подготовки спортсме­нов к соревнованию имеет ряд общих требований:

1) необходимо знать возраст спортсменов, для которых пред­назначена разработка;

2) следует учитывать уровень их спортивного мастерства;

3) важно определить цели и задачи психологической подго­товки и включать в план конкретные мероприятия в полном соот­ветствии с ними;

4) средства обучения и воспитания, включенные в план, долж­ны быть распределены на общие (средства общей психологи­ческой подготовки), специальные (средства специальной пси­хологической подготовки) и предназначенные для ситуатив­ного управления (средства секундирования);

5) комплекс мероприятий следует планировать на годичный цикл подготовки;

6) важно определить средства психодиагностики (отбор, пе­реводные мероприятия, средства для определения динамики ро­ста личностного развития и спортивного мастерства), средства психогигиены (контрольные средства слежения за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), сред­ства общего психического развития (средства, предназначенные для развития памяти, интеллекта, волевых качеств и т.п.), сред­ства специального психического развития (мероприятия, спо­собствующие развитию таких психических качеств, способнос­тей и свойств, которые особенно ценны в данном виде спорта);

7) необходимо включить в план методы и средства гетеротренинга;

8) в комплекс следует включить методы и средства, направ­ленные на формирование эмоциональной устойчивости спортсмена к экстремальным ситуациям соревновательного характера;

9) при составлении плана важно использовать условное его разделение на блоки, которые символизируют определенную за­конченность развития, формирования или совершенствования какого-либо качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных на формирование волевых качеств спортсмена и т.п.). Необходимым условием разработки каждого блока является ис­пользование общей схемы построения (см. схему 3).

Схема 3

^ Требования к составлению отдельного блока мероприятий психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

После составления общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо провести конкре­тизацию разработки. Сущность этого процесса определяется адап­тацией общей формы (общего плана для всех членов спортивной группы) к каждому спортсмену в отдельности (индивидуализация плана для каждого члена спортивной группы). Основой механизма реальной конкретизации общего плана становятся результаты психодиагностики, определяющие уровень подготовленности спорт­сменов к участию в соревнованиях, т.е. индивидуальные особенно­сти в психическом развитии, сформированность личностных ка­честв и общих специальных умений каждого из спортсменов.

Важно отметить, что цели и задачи психологической подготовки должны полностью соответствовать целям и задачам физической, технической и тактической подготовки. Сформулировав конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тренер должен иссле­довать (провести диагностирование) уровень подготовленности спорт­сменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы) в психологическом аспекте. Затем следует раз­делить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов). Общий план психологической подготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.

Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменов с низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (или с высокой, или со средней оценкой), а в заключение организовать индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена). Таким образом, процесс конкретизации общего плана психологической подготовки можно представить в виде соотношения 1:3:6 – 24 (на первом этапе работы – общий план): 3 (на втором этапе – общие планы для подгрупп):

6 – 24 (на третьем этапе – конкретные индивидуальные планы для каждого спортсмена).

Целесообразно представить общий план психологической подготовки, который отвечает всем вышеуказанным требованиям и может служить образцом для организации самостоятельной работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта (см. табл. 2 и 3).
^ Примерный план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

(по А. Ц. Пуни)

Раздел 1. Общая психологическая подготовка.

Цели:

1) психодиагностика, определяющая уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях;

2) развитие стремления к достижению наивысших спортивных результатов в условиях соревнования;

3) совершенствование качеств личности, важных для спортсмена;

4) формирование способности адаптироваться к условиям соревнований.
Таблица 2

№ п/п

Содержание подготовки

Задачи

Средства решения

Сроки выполнения

1

Общая диагностика уровня подготовлен­ности

Диагностика

1) волевых качеств;

2) помехоустойчивости;

3) морально-этических качеств;

4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта

Комплекс исследовательских мероприятий




2

Морально-этическое воспитание

1) воспитание идейной направленности;

2) развитие способности произвольно управлять поведением в условиях соревнований

1) проведение бесед;

2) моделирование на тренировках соревновательных условий




3

Волевая подготовка

Преодоление конкретных пробелов в развитии волевых качеств у каждого спортсмена







4

Подготовка к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера

Развитие

1) умения быстро овладевать собой в экстремальных условиях;

2) способностей трезво оценивать ситуацию и принимать рациональные решения

Теоретическое и практическое решение интел­лектуальных задач по методике

Е.Н. Гогунова




5

Диагностика интеллектуальных качеств

Диагностика

1) аналитико-синтетических качеств;

2) уровня развития наблюдательности

Тест «Логичность», тест Векслера, тест с кольцами Ландольдта




6

Совершенствование интеллектуальных качеств

Совершенствование

1) аналитико-синтетических умений;

2) наблюдательности

Разбор соревнова­тельных ситуаций, логическое объяс­нение выполняемых действий, оценка и анализ выполнения другими спортсме­нами и собственного выполнения физи­ческих упражнений




7

Диагностика умения на­страиваться на выпол­нение соревновательных упражнений

Диагностика

1) уровня знаний и умения использовать приемы контрольно-ориентировочной деятельности;

2) уровня знаний и умений использовать приёмы идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;

3) уровня знаний и умения определять момент готовности к выполнению упражнения;

4) индивидуальных особенностей длительности сосредоточения перед началом выполнения упражнения

Опрос на предмет знаний о способах самонастройки на выполнение соревновательного упражнения, приёмах идеомоторной тренировки, практическое выполнение настраивание на выполнение упражнения:

а) с определением спортсменов момента готовности;

б) в различные промежутки времени, с последующей оценкой качества действия спортсмена




8

Совершенствование умений настраиваться на выполнение соревновательных упражнений

Совершенствование

1) Приёмов контрольно-ориентировочной деятельности;

2) Приёмов идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;

3) Умение определять момент готовности к началу действия

Закрепление индивидуальной длительности сосредоточения перед выполнением упражнения

Определение совместно со спортсменом контрольно-ориентировочных элементов деятельности, составление «модели соревновательного упражнения», практическое исполь­зование модели, отработка длитель­ности сосредото­чения, совершенст­вование «чувства готовности»




9

Диагностика умений саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний

Диагностика

1) умений осуществлять самоконтроль за внешними проявлениями эмоциональной напряженности;

2) умений проводить саморегуляцию

Оценка уровня тревожности по шкале Спилберга, опросник «Стресс-симптом-тест», опросник НПТ Т.А.Немчина, методика Ю.А.Цагарелли




10

Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний

Совершенствование

1) самоконтроля за внешними проявлениями эмоциональной напряженности;

2) приемов произвольного расслабления мышц, регуляции дыхания, переключения внимания, мыслей, словесной саморегуляции

Беседы на тему «Внешние проявления эмоциональной напряженности», наблюдение за проявлениями напряженности у других спортсменов, спецкомплекс упражнений




11

Диагностика умений проводить аутогенную тренировку

Диагностика

1) знание об аутогенной тренировке;

2) умений осуществлять аутогенную тренировку

Опрос о существенности, значении аутогенной тренировки, об отношении к аутогенной тренировке, об использовании её на практике




12

Совершенствование умений проводить аутогенную тренировку

1) закрепление знаний об аутогенной тренировке;

2) совершенствование приёмов аутогенной тренировки

Комплекс гетеротренинга




13

Диагностика умений организовывать сохранение и восстановление нервно-психической свежести

Диагностика

1) знаний о приёмах сохранения и восстановления нервно-психической свежести

2) умений практического использования этих знаний

Опрос о сущности, вариативности способов организации сохранения и восстановления нервно-психической свежести, тестирование по методике Ю.А. Цагарелли




14

Совершенствование способов сохранения и восстановления нервно-психической свежести

Совершенствование

1) приемов словесного самовоздействия;

2) приемов отвлечения и переключения;

3) специальных приемов аутогенной тренировки в сочетании с физическими упражнениями

Комплекс специальных упражнений, сеансы специального гетеротренинга




15

Общая диагностика уровня подготовленности

Диагностика

1) волевых качеств;

2) помехоустойчивости;

3) морально-этических качеств;

4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта

Комплекс исследовательских мероприятий





  1   2



Скачать файл (796.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru