Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспекты по Мировой Экономике - файл 1.doc


Конспекты по Мировой Экономике
скачать (160.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc161kb.16.11.2011 14:02скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Мировая экономика

Конспекты

Тема 1: Теории международной торговли.

Влияние научно-технического прогресса на цикл жизни продукта и структуру внешней торговли. Изменение структуры факторов.

Экономический рост и развитие международной торговли во многом обуславливает изменение технологий производства и качества товаров в связи с НТП.

Осуществляется переход к машинному производству(1я промышленная революция произошла в Великобритании в 18веке), что способствовало дальнейшему развитию мировой торговли. Постепенно создаются возможности массового индустриального производства. Развитие производства обеспечивает возможность развития сферы услуг, которая, которая постепенно становится ведущим сектором экономики, что позволяет говорить о переходе в стадию постиндустриального развития. Комплексы инновационных нововведений, предлагаемые предпринимателями рынку в поиске сверх прибыли, являются «движущей силой современного экономического развития». Сверхприбыли получают предприниматели и предприятия, предлагающие рынку радикальные нововведения, которые способствуют формированию и обеспечивают удовлетворение новых потребностей.

Источниками как раз и является наука, обеспечивающая своими открытиями удовлетворения потребностей покупателей. НТП открывает неизвестные ранее явления и закономерности, позволяющие создавать новшества.

Таким образом улучшается качество производимых товаров и услуг.

В связи с развитием транспорта и информационных технологий происходит сокращение транспортных расходов, что сопровождается уменьшением издержек производства, падение цен на товары и значительно облегчает международный обмен.

Существует несколько теорий развития международной торговли:

Данные теории пытаются объяснить, почему страны обмениваются товарами между собой.

1. Теория сравнительных преимуществ:

Экономист Давид Рикардо в своей книге «Принципы политической экономии и налогового обложения»(1817г.) рассмотрел теорию сравнительных преимуществ. Согласно которой страны, импортирующие тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару получают большую выгоду. Главным достоинством теории сравнительных преимуществ является убедительное доказательство того, что международная торговля выгодна всем ее участникам.

2. .Теория Хекшера-Олина:

Теория соотношения факторов производства(точнее труд и капитал) разработана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином. Согласно данной теории страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.

3. А.Смит считал, что страна может участвовать в торговле, лишь тогда, когда она производит хотя бы один товар дешевле, чем все другие страны-понятие «абсолютного преимущества».

4.Парадокс Леонтьева:

Американский экономист Василий Леонтьев считает, что для объяснения причин международной торговли теми или иными товарами недостаточно только разной наделенности стран факторами производства. Важно и то, насколько эффективно используются эти факторы в той или иной стране.

В различных теориях, представленных авторами можно выделить теорию об «технологии, жизненном цикле товара и международной торговле», американского экономиста Р.Вернона в 1966г. , который использовал все лучшие идеи. Р.Вернон сделал основой анализа международной торговли новизну товара и его жизненный цикл. Товар проходит четыре стадии, или этапа жизненного цикла: 1) возникновение и выведение на рынок -1я стадия не приводит к международной торговле, товар производится и потребляется в стране, где он был изобретен. 2) рост-2я стадия приводит к экспорту товара из страны-инноватора в другие страны . 3) зрелость-привыкание к товару и снижение спроса на товар. 4) спад направлений обмена: страна-инноватор становится импортером, а развитые страны-имитаторы-экспортерами.

Тема 2: Глобализация и глобальные проблемы в мировой экономике в начале 21века. Глобальное экономическое сотрудничество и роль международных организаций.

Глобализация экономики-это процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Это новый этап интернационализации производства, который связан с НТП. Глобализация объективный закон и не обратимый процесс, который надо постоянно учитывать. У глобализации есть два главных последствия. Во-первых, это ускорение экономического роста, потому что они активно используют свои преимущества на мировых рынках товаров, услуг, капитала и т.д. Во-вторых она усиливает зависимость всех участников мирового хозяйства от этого хозяйства. Это ведет к разным последствиям, которые с точки зрения национальных экономик можно разделить на позитивные и негативные. К негативным последствиям можно отнести рост зависимости национальных экономик от конъюнктуры мирового хозяйства. Кризисы, возникшие в одних странах, поражают другие, ранее слабо связанные с ними страны.

К позитивным эффектам глобализации нужно отнести рост доступности внешних рынков и внешних ресурсов (природных и умственных). А также применение совместных усилий для решения глобальных проблем. В современных условиях к глобальным проблемам относятся:

1)Проблема бедности-является одной из главных в мире. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но для мирового устойчивого развития. В настоящее время по оценкам Всемирного банка, общее количество бедных по международным стандартам, т.е. живущих менее чем на 2 долл. в день, составляет в мире 2,-3 млрд. человек, а общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности(менее чем на 1 долл. в день), 1-1,2 млрд. Таким образом 40%-48% населения мира -бедные, а 16%-19%-сверх бедные. Две трети бедных проживает в Восточной и Южной Азии и одна четверть в Африке южнее Сахары.

2)Глобальная энергетическая проблема-это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения данной проблемы следует считать очень быстрый рост потребления минерального топлива, что повлекло за собой ряд негативных последствий. Произошло ухудшение горно-геологических условий залегания добываемого топлива, в следствие чего произошло удорожание добычи. Другое негативное последствие заключается в воздействии горнодобывающей промышленности на ухудшение экологической ситуации(расширение открытой добычи полезных ископаемых, добыча на шельфе).

3)Экологическая проблема-одна из глобальных проблем современности. Она связана с вопросами ресурсодефицитности, экологической безопасности и экологического кризиса.

4)Глобальная демографическая проблема в настоящее время имеет два аспекта. Во-первых, быстрый рост населения в ряде стран и регионов развивающегося мира, «обесценивая» накопление, препятствует экономическому росту и увеличивает хозяйственную, социальную, культурную отсталость этих стран. Во-вторых, низкое воспроизводство населения в развитых странах и естественная убыль во многих странах с переходной экономикой ведут к демографическому старению их населения и в перспективе могут тормозить экономический рост этих стран.

5)Проблема развития человеческого потенциала-это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

6)Проблема человеческой безопасности свидетельствует о формировании нового взгляда на развитие человеческого общества и о поиске новых форм защиты человека,которые будут адекватны новым условиям, порождаемым НТП и глобальной интеграцией.

7)Проблема Север-Юг-это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в условиях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок.

В решении данных проблем немаловажную роль играют Международные Экономические Организации (МЭО). Они выступают в качестве центров исследования глобальных экономических проблем, равно как разработки мер по их решению. Среди них можно выделить несколько наиболее влиятельных:

^ Система ООН была образована в 1945г. Экономическая деятельность осуществляется в четырех направлениях: решение глобальных международных экономических проблем (отсталости, продовольствия); содействие экономическому сотрудничеству стран с разными уровнями экономического развития; содействие хозяйственному росту развивающихся стран (разработка экономических стратегий); информационная деятельность.

В системе ООН действует :1)Генеральная Ассамблея ООН – следит за исполнением функций организаций; 2)Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) – является одним из шести основных органов ООН. В его обязанности входит организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому перечню международных экономических, социальных, культурных и прочих вопросов. Совет готовит проекты конвенций для представления Генеральной Ассамблее ООН, может созывать международные конференции по этим вопросам. 3)Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Играет важную роль в структуре организации ООН. В 1987г. ЮНИДО претерпела серьезную реорганизацию с целью повышения эффективности ее работы на местах. Так, учрежден Консультативный комитет представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования руководящих принципов в области отбора, классификации найма, назначения, размещения, предоставления отчетности , управления и оценки старших советников по промышленному развитию регионах (СИДФА). Значительно повышена оперативная гибкость ЮНИДО, чему способствовало создание Секции комплексных промышленных проектов. Главная функция этого нового подразделения состоит в разработке, координации и контроле за осуществлением отдельных крупномасштабных технических проектов, которыми занимаются несколько отделений ЮНИДО. В течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальных проектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров. 4) Специальные программы в структуре ООН. Это прежде всего: Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Университет ООН (ЮНЮ) и Учебный и научно – исследовательский институт ООН (ЮНИТАР). 5) Международная организация труда (МОТ). Начала активно функционировать с 1946г., когда ей был предоставлен статус специализированного учреждения ООН. Ее деятельность основана на принципе трехстороннего представительства: правительства, трудящихся и предпринимателей. Этот принцип находится в основе формирования руководящих органов МОТ, а также формирования делегаций стран – членов. Главное направление деятельности МОТ – разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам труда и прав профсоюзов.

6) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – создана в 1948г. Она представляет собой одно из крупнейших по масштабам своих операций специализированных учреждений ООН. Программы ВОЗ и ее органов включают все наиболее важные области здравоохранения, в том числе подготовку медицинских кадров, координацию медицинских и биологических исследований, обмен медицинскими знаниями , сотрудничество в области фармакологии. С помощью этой организации ликвидирована такая болезнь, как оспа, важное значение имеют разрабатываемые ВОЗ медико – санитарные правила и рекомендации.

7) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Представители 42 стран подписали в мае 1990г. в елисейском дворце в Париже официальный акт об учреждении ЕБРР. Цель Банка – осуществлять финансовую помощь новым государствам Евразии и Восточной Европы в проведении экономических реформ , в частности в финансировании «программ приватизации» и поощрения частной «частной инициативы» и «духа предпринимательства. 8) ЮНЕСКО – вопросы культуры и образования, в основном деятельность специалистов направлена на стимулирование образования в развивающихся странах и сохранение культурных ценностей в этих странах.

В систему ООН входят также региональные экономические организации, деятельность которых направлена на оказание помощи правительствам государств – членов, нахождении путей и методов регионального развития (ЭСКАДА, ОЭСР, ).

^ Всемирная торговая организация (ВТО) – международная автономная организация, связанная с ООН и созданная в 1995г. на базе действовавшего еще с 1948г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995г., являются ГАТТ, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран – членов. Место пребывания ВТО – Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 150 государств; еще около 30 стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

Структура органов ВТО: конференция министров (принимает основные решения), генеральный совет ВТО (исполнительный орган), вспомогательные органы. В результате осуществляется многосторонний контроль над национальным законодательством в области внешней торговли.

Деятельность ВТО основывается на следующих основных принципах: 1) осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима. 2) защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от не тарифных ограничений. 3) сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их не согласованного с партнерами повышения в дальнейшем. 4) предоставление консультаций странам – участницам с целью урегулирования проблем торговли. 5) предоставление льготного режима для развивающихся стран. 6) заключение региональных торговых соглашений.

Таким образом основной задачей ВТО является обеспечение свободной торговли между странами на основе основных положений ГАТТ.

Главная цель ВТО заключается в обеспечении безопасности и предсказанности международных торговых сделок путем дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил.

Группа всемирного банка - состоит из пяти тесно связанных между собой международных организаций , входящих в систему ООН. Их общей целью является оказание помощи странам, испытывающим трудности в обеспечении экономического развития, и прежде всего, развивающимся государствам.

В группу всемирного банка входят: 1) Всемирный банк (World Bank)- был создан в 1945г.. Основной задачей Всемирного банка является стимулирование экономического роста государств – членов, содействие социальному развитию, росту международной торговли. Реализация этих задач обеспечивается через предоставление ВБ займов государственным членам. Всемирный банк предоставляет низкопроцентные займы на срок до 20 лет с льготным периодом от 3 до 5 лет. в течение которого по займу уплачиваются только проценты. Основными заемщиками банка являются развивающиеся страны со средним уровнем дохода. Различаются два вида займов Банка – инвестиционные займы и займы структурной адаптации. Первые предоставляются для финансирования конкретных проектов в экономической и социальной сферах. Займы структурной адаптации предназначены государственным членам в рамках согласованных с Банком программ экономических реформ. 2) Международная ассоциация развития – МАР (International Development Assotiation), созданная в 1960г. в целях предоставления беспроцентных займов беднейшим развивающимся странам на срок 20, 35, 40 лет и с льготным периодом в 10 лет. Источниками финансовых ресурсов МАР являются прибыль Всемирного Банка, взносы развитых государств, входящих в ее состав, и возвращенные займы. Основными задачами МАР являются ускорение экономического роста странах заемщиках, помощь в развитии социальной сферы, расширение организационно - технических возможностей для повышения эффективности управления, в том числе государственного и для борьбы с коррупцией, содействие в преодолении последствий вооруженных конфликтов, содействие торговле и региональной интеграции развивающихся стран. 3) Международная финансовая корпорация – МФК (International Finance Corporation), созданная в 1956г. для оказания поддержки частному сектору в развивающихся странах. МФК содействует развитию частного сектора посредством займов, технической помощи и временного партнерства в частных компаниях этих стран. Так МФК, предоставляе6т займы на срок от 5-15 лет частным предприятиям без гарантий правительств, но на обычных коммерческих условиях. По коммерческим ставкам также оплачиваются консультационные услуги, техническая помощь МФК и услуги по привлечению дополнительных инвесторов. Финансовые ресурсы Корпорации образуются за счет собственного капитала МФК, который состоит из суммы взносов стран – членов в соответствии с их подпиской на акции МФК и нераспеделенной прибыли, а также заемн6ых средств. 4)Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям – МАИГ (Multilaterial Investment Guarantee Agency), основанная в 1988г. в целях поощрения иностранных инвестиций в развивающихся и странах с переходной экономикой через страхование иностранных инвесторов от потерь, вызванных некоммерческими рисками в виде экспроприации, неконвертируемости национальных валют, ограничений на перевод средств за границу , а также военных действий и гражданских беспорядков. 5) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – МЦУИС (International Centre for Settlement for Investment Disputes), созданный в 1966г. для предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. Центр также занимается исследовательской работой и публикацией материалов по вопросам арбитражного законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.

Тема3:Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства. Специфика стран и регионов в обладании и использовании природных ресурсов.

Природно-ресурсный потенциал (природные ресурсы) мирового хозяйства многообразен. Он включает минеральные (полезные ископаемые), земельные, водные, лесные, биологические (растительный и животный мир), климатические и рекреационные ресурсы.

1.Ресурсы минерального и рудного сырья:

1.1.Топливное минеральное сырье

Геологические запасы оцениваются примерно в 14 трлн. тонн, т.е обеспеченность человечества минеральным топливом составляет порядка 1000лет. Причем на уголь приходится 65% запасов, а на нефть и газ-27%, остальные 8% приходятся на ядерное топливо, гидроэнергоресурсы и другие источники. Наиболее богатыми углем оказываются развитые страны-США (25%), ЮАР, Австралия, ФРГ (по 6%). Из остальных стран значительными запасами обладают Китай(17%), Россия (13%), Индия (5%).

Запасы нефти расположены в Азии (75%), прежде всего в бассейне Персидского залива (65%); на Россию приходится около 6% мировых запасов. Обеспеченность нефтью сегодня составляет от 40 до 609 лет, причем в развитых странах эта цифра падает до 10-15 лет, а в развивающихся возрастает до 100-150 лет. По объемам добычи нефти лидирующее место занимает Саудовская Аравия (ежегодная добыча-450 млн. тонн, идущая преимущественно на экспорт), сосредоточивающая более 35% мировых запасов, Россия (около 470 млн. тонн, более 200 млн. тонн из которых идут на экспорт) и США (350 млн. тонн.). Крупнейшими разработчиками являются также Иран, Мексика, Венесуэла, КНР, Норвегия. Лишь 45% добывается в развитых странах. Особо необходимо отметить роль стран-членов ОПЕК, которые сосредоточивают более 75% достоверных запасов нефти, хотя их доля за последнее десятилетие снизилась до чуть более 40%.

Достоверные запасы природного газа также растут весьма большими темпами. В развитых странах находится 40% запасов газа, 1/3 сосредоточена в России, в Иране ¼ мировых запасов. Обеспеченность добычи природного газа составляет-70 лет.

Что касается рудного минерального сырья его запасы распределились между странами следующим образом:

Достоверные запасы урановой руды составляют 2,4 млн. тонн и сосредоточены в 44 государствах мира. Первое место принадлежит Австралии, второе- Казахстану, третье-Канаде; далее идут ЮАР, Бразилия, Намибия, США, Нигерия, Россия, Узбекистане. Добычей руд и производством концентратов производится в 25 странах мира (Канада, Австралия-50%; Нигерия, Намибия,Россия-7%).

Железные руды имеют широкое распространение в земной коре. По разведанным запасам железных руд безраздельно господствует Россия-более 35% мировых запасов. Далее идут Украина, Бразилия, Австралия, США-примерно по 10% запасов на каждую страну. Крупнейшие разработчики-Китай (225 млн. тонн), Бразилия и Австралия, далее идут Россия (90 млн. тонн),Украина, Индия, США-всего железные руды добываются в 43 странах.

2. Земельные, водные и лесные ресурсы.

2.1.Земельные: В настоящий момент наблюдается уменьшение земельных ресурсов. Это является общемировой тенденцией и происходит за счет отторжения продуктивных земель под предприятия, города и другие населенные пункты, развитие транспортной сети. Огромные площади возделываемых земель утрачиваются в результате эрозии, засоления,заболачивания, физической и химической деградации. Наибольшие массивы обрабатываемых земель сконцентрированы в Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, в Северной Америке, а самые обширные пастбища находятся в Латинской Америке и Австралии.

2.2. Водные : Распределение пресной воды по земному шару крайне неравномерно. В Европе и Азии, где проживает 70% населения мира, сосредоточено лишь 39; речных вод. Многие страны находятся на грани кризиса обеспеченности водными ресурсами- например страны Африки, Багамские, Мальдивские острова. Одновременно выделяются страны с высоким уровнем обеспеченности-Россия,США,Канада,Китай,Индия,Бразилия,Скандинавские страны.

2.3. Лесные: Запасы древесины на корню составляют примерно 330 млрд. м3. Россия занимает первое место в мире по запасам древесины-25%. Затем следует Китай и Канада.

Распределение и потребление природных ресурсов между странами.

По степени обеспеченности природными ресурсами стран мира можно разделить на три большие группы: 1) ресурсонедостаточные (Япония, Тайвань, Ирландия); 2) ресурсообеспеченные (США,Китай, Индия); 3) ресурсоизбыточные (Россия, Канада, Австралия).

В современном мире сложились значительные различия между имеющимся в отельных странах природными ресурсами и объемами их потребления в различных странах. Несмотря на растущий спрос на нефть и природный газ, черные и цветные металлы Китая, Индии и стран НИС за счет интенсивно проходящей индустриализации на основе развития ресурсоемких отраслей. А также снижение в развитых странах потребности в минеральных ресурсах из-за растущей доли услуг в их экономике,проводимой политики ресурсосбережения и постепенного переноса ресурсоемких производств в развивающиеся страны. Развитые страны, располагающие примерно 40% минеральных ресурсов, потребляют до 70% этих ресурсов. В то же время развивающиеся страны(включая Китай и Вьетнам), где проживает более 60% населения мира и сосредоточено до 35% минеральных ресурсов, потребляют примерно 16% этих ресурсов. Природные ресурсы являются необходимым условием развития экономики. Наличие разнообразных и богатых природных ресурсов дает странам-их обладателям дополнительные преимущества.

Тема 4: Региональное объединение стран в мировой экономике.

Международная экономическая интеграция является одной из главных тенденций в мировой экономике. Интеграционные процессы являются результатом глобализации и ступенью к созданию единого рыночного пространства. Интеграция, как правило, проходит через несколько основных этапов развития:преференциальные(льготные) торговые соглашения и зоны свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз.

Наибольшее развитие экономическая интеграция получила в Европе. В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов:

1й этап(первая половина 50х г.г.) является своего рода вступлением в последующее развитие.

2й этап(конец 50х-начало 70х г.г.) особое значение имело создание ЕС. Римский договор преследовал цель создания общего рынка, в рамках которого должно было быть обеспечено «свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов». 275 статей Договора определяли содержание и последовательность мероприятий. Цели ЕЭС реализовывались постепенно По мере его эволюции. Первоначально была создана зона свободной торговли, затем таможенный союз. Были ликвидированы ограничения во взаимной торговле промышленными товарами и установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Крупным завоеванием этого периода стела единая сельскохозяйственная политика.

3й этап интеграции в Европе(с начала и до середины 70х г.г.) ознаменовался противоречиями и существенными трудностями в деятельности Сообщества. Вместе с этим ЕС и в это время продолжал совершенствовать свою структуру и механизмы. Сферой национального регулирования стали валютные отношения.

4й этап(с середины 70х до начала 90х г.г.) стал периодом коренной реформы ЕС на базе Единого европейского акта, вступившего в силу с середины 1987г. Понятие единого внутреннего рынка заменило собой прежнее понятие общего рынка фигурировавшего в Римском договоре и других документах ЕС в 50-60х г.г. и, согласно Единому Европейскому акту , «пространство без внутренних границ», т.е свободное передвижение не только товаров, но также услуг и капиталов, граждан и предпринимателей.(«Белая книга» 1985г.). Однородное экономическое пространство было создано.

5й этап-развитие единой хозяйственной системы.

Сегодняшний этап развития ЕС включает в себя три принципиально новых момента: 1) введение в ЕС с 1993г. единого гражданства ЕС, которое существует параллельно с национальным гражданством стран-членов ЕС. 2) формирование политического союза 3) формирование экономического и валютного союза и введение единой валюты.

За время существования ЕС в нем сложился развитый механизм интеграции. В организационной структуре ЕС нашел отражение принцип разделения законодательной, судебной и исполнительной функций. Основными институтами ЕС являются: Европейский совет-совещание глав государств и правительств стран ЕС, принимающий решения по ключевым вопросам интеграционной стратегии ЕС; Совет министров-орган по вопросам текущей экономической политики ; Европейская комиссия-главный исполнительный орган(правительство), управляющий финансами; Европейский парламент-представительный орган, избираемый с 1979г. прямым всеобщим голосованием граждан всех государств раз в пять лет; Европейский суд-обеспечивает единообразное толкование законодательства ЕС; Палата аудиторов-создана в целях проверки доходов и расходов ЕС; общий бюджет ЕС и общие банки и фонды, особенно Европейский центральный банк.

Таким образом, в общеевропейские процессы экономической интеграции оказываются вовлеченными 15 стран ЕС с населением более 350 млн. человек 3 страны ЕАСТ,население которых превышает 40 млн. жителей.

Интеграционные процессы развиваются и в других регионах мира, в том числе на Американском континенте. Наиболее важным объединением здесь является Североамериканская зона свободной торговли-НАФТА, существующая с1994г. В течении прошедших после создания НАФТА лет ее члены осуществляли программу по устранению тарифных барьеров. По данным 2004г. США отменили 84% тарифов на мексиканский экспорт, за исключением нефтяного экспорта. В свою очередь Мексика ликвидировала 43% тарифных ограничений на американские товары и 41% на канадские товары, из которых 80% представляют собой основной капитал(машины, оборудование). Создана институциональная структуру НАФТА, включающая Комиссию по свободной торговле, а также Секретариат и несколько рабочих групп.

Крупнейшим интеграционным союзом в Латинской Америке является Общий рынок стран Южного конуса в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая , Уругвая и Венесуэлы(с 2005г.)-МЕРКОСУР. Он был создан в 1991г. В настоящее время это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45%(более 200млн. человек), 50% совокупного ВВП(около 2 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций и треть объема внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось введение в субрегионе зоны свободной торговли. В последующем предполагалось обеспечение свободного движения капиталов и рабочей силы, введение единого таможенного тарифа и образование таможенного союза, а также координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон. В январе 1994г. страны-участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения к таможенному союзу. С 1 января 1995г. на внешних границах МЕРКОСУР стали действовать общие таможенные тарифы на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Были созданы органы управления интеграцией МЕРКОСУР, в частности Совет общего рынка(в составе министров иностранных дел), Группа общего рынка-исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео. Кроме того, образовано 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, а также Совместная парламентская комиссия, Комиссия по вопросам торговли. Стал также функционировать Консультативно-общественный форум. Развитие интеграции в рамках МЕРКОСУР имеет свои сложности. Постоянно возникают противоречия между странами участниками.

Африканские страны. В условиях усиления протекционистской политики промышленно развитых государств и валютной зависимости от них развивающихся стран африканские страны так же, как и более богатые соседи, стремятся использовать преимущества международного разделения труда в рамках континента и выгоды создания интеграционных экономических объединений. При этом определяющими факторами экономической интеграции в странах Африки являются исторические взаимосвязи освободившихся колоний с метрополиями, их тяготение к установлению англофонных и франкофонных политических союзов, а также близость арабских стран континента к исламским, азиатским соседям. Основной формой интеграции на меж африканском уровне выступают клиринговые платежные взаимоотношения. Бурунди, Габон, Заир, Камерун, Конго, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, а также Центрально-Африканская-Республика, Чад и Экваториальная Гвинея учредили одновременно Экономическое сообщество стран Центральной Африки, а его три участника-Бурунди,Заир и Руанда еще и локальное Экономическое сообщество стран Великих Озер. В рамках Экономического сообщества стран Центральной Африки действуют четыре специализированные комиссии: по торговле, таможенному обложению, иммиграции и валютным фондам, по промышленности и с/х, природным ресурсам, по транспорту, связи и энергетике, а также по социальным и культурным вопросам. Сообщество учредило Фонд сотрудничества, компенсации и развития с местопребыванием в Ломе, а также Западно-Африканскую клиринговую палату. С 1966г. функционирует Африканский банк развития, в настоящий момент его членами являются 50 африканских государств. Также в Африке существуют валютные союзы: Таможенный и экономический союз Центральной Африки(ЮДЕАК) образован в 1964г. Габоном, Камеруном, Конго, ЦАР и Экваториальной Гвинеей; В 1962г. был создан Центральный банк государств Западной Африки. Целью данных союзов является выпуск единой валюты, имеющей единое хождение на территории стран-участниц союза, осуществляющего при этом единую валютно-финансовую политику.(с.23-24).

На страны Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР)приходится 60% мирового ВВП, 40% населения и почти 50% мировой торговли. Наиболее важной из региональных группировок, существующих здесь является, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии-АСЕАН. Ассоциация была создана в 1967г. в составе пяти стран-Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин. В 1984г. к группировке присоединился Бруней, в 1995г.-Вьетнам, в 1997г.-Лаос и Мьянма, в 1999г.-Камбоджа. Главной целью АСЕАН является ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран-членов. Высшим органом организации является Совещание министров иностранных дел, в промежутках между которыми текущей работой руководит Секретариат с местопребыванием в Джакарте и 11 постоянных отраслевых комитетов. Кроме АСЕАН в АТР действует и другая экономическая организация-Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество-АТЭС, которая объединяет более 20 стан и территорий . В ее состав входят: США, Канада,Япония,Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бруней, КНР, Гонконг и Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Кирибати, Маршалловы о-ва, Чили, Вьетнам, Перу, Россия. Это совещательная организация, и поэтому ее часто называют межправительственным форумом региона. Цели деятельности АТЭС были определены в Сеульской декларации 1991г. :содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепление многосторонней торговой системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО.

Интеграционные процессы в рамках СНГ. Решение о создании Содружества Независимых Государств(СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической, гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. За время существования СНГ сформировалась разветвленная организационная структура Содружества на региональном и субрегиональном уровнях. Помимо общей организации СНГ, возник ряд субрегиональных организаций, регулирующих отдельные области сотрудничества между заинтересованными странами СНГ. Эффективность деятельности СНГ остается пока невысокой. что определяется трудностями налаживания сотрудничества. противоречивостью интересов участников и дефицитом политической воли у руководства части стран-членов СНГ.

Структура содружества: Совет глав государств, в функции которого входит принятие основополагающих принципиальных решений на уровне президентов. Совет глав правительств координирует интеграционную политику на уровне правительств в соответствии с указаниями президентов. Совет министров иностранных дел согласовывает позиции стран СНГ в отношениях с третьими странами. Министры иностранных дел также обсуждают вопросы налаживания механизма дипломатических отношений в рамках Содружества. Совет министров обороны решает вопросы о взаимоотношении стран СНГ в военной сфере, в том числе об общих операциях по поддержанию мира, о помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных отношениях в военной области, реализации соглашений о поставках вооружений и материалов. Совет командующих погранвойсками согласовывает и реализовывает мероприятия по совместной охране внешних границ Содружества. Межпарламентская Ассамблея состоит из представителей парламентов стран СНГ. На своих сессиях она вырабатывает рекомендации по гармонизации законов стран-членов по вопросам, затрагивающим взаимные связи. Экономический суд призван разрешать споры между компаниями стран-членов СНГ, возникающих в процессе хозяйственных отношений. В качестве главного исполнительного и координирующего органа действует Экономический совет. Организационные функции выполняет Секретариат. Деятельность органов СНГ базируется на принципе единогласия, каждая страна вправе отказаться от какого-либо решения , тогда его действие на нее не распространяется. Помимо уставных главных органов СНГ создана разветвленная система более низкого уровня(около 60). Аппарат сотрудников всех структур более 2тыс. человек. В итоге был создан сложный неповоротливый бюрократический механизм с не очень высоким коэффициентом полезного действия.(с. 365-369).

Тема 5. Место России в современном мировом хозяйстве.

Переходный характер российской экономики: для российской социально-экономической модели характерны сильная связь власти и бизнеса на всех уровнях, ощутимая власть олигархов над отраслями, высокий уровень образования и науки, хотя это сочетается с низкой трудовой моралью многих работников и низкой этикой в целом, что ведет к большому развитию теневой экономики и высокому уровню криминализации страны. Россия обладает большим экономическим потенциалом, который используется недостаточно эффективно. Основные фонды велики, но слабо загружены и сильно изношены. Для этого в стране недостаточны инвестиции, хотя норма валового сбережения велика. Трансформации сбережений в инвестиции мешает ряд проблем, а в результате ВВП растет темпами недостаточными для страны догоняющего развития. В реальном секторе экономики наиболее благополучная ситуация наблюдается в экспортно-ориентированных отраслях. В отраслях, ориентированных на внутренний рынок, она хуже, особенно в машиностроении и легкой промышленности, сельском хозяйстве, науке. Во внешней торговле главными проблемами являются проблема отраслевой структуры экспорта и проблема малых размеров торговли с другими бывшими советскими республиками. В международном движении частного капитала Россия выступает как нетто-экспортер капитала из-за больших размеров «бегства» капитала из страны и малых размеров притока иностранного капитала. Для платежного баланса России характерно положительное сальдо счета текущих операций, которое достигло больших размеров из-за роста цен на энергоносители. В результате Россия может успешно решать проблему государственного внешнего долга. Наука и образование: Наука испытывает большие финансовые и кадровые проблемы(в 2005г. расходы на НИОКР составляли всего 1,45%), также снижается численность работников и повышается их средний возраст. Количество организаций составляет в области НИОКР составляет 3,6 тыс., и сосредоточены они большей частью в Москве и Санкт-Петербурге. Образование: В этой сфере ситуация более благополучна. Доля работающих, которые имеют высшее и среднее образование, достигла 53%, что является одним из лучших показателей в мире. Национальная валютная система Р.Ф.(В. 47):Обладает след. характерными чертами: Курс валюты страны обеспечивается преимущественно государственными(официальными) золотовалютными резервами в отличие от нынешних ведущих стран, у которых курс национальной валюты обеспечивается преимущественно экономической мощью страны. Отсюда зависимость российской валютной системы не столько от положения дел в экономике страны, сколько от государственных золотовалютных резервов. Размеры же последних зависят от мировых цен на российское экспортное сыре.; Слабость рубля в 1990-е г.г из-за высокой инфляции , большой зависимости от неустойчивой внешнеэкономической конъюнктуры , ненадежности банковской системы привела к долларизации российской экономики. Доллар (и все больше евро) превратился во вторую национальную валюту России вследствие слабости первой в условиях ее свободного обмена на иностранную по всей стране . Там не менее Правительство России даже в условиях укрепления рубля не предпринимает активных попыток вытеснения иностранной валюты из внутри хозяйственного и внешнеэкономического оборота, полагаясь в силу своей либеральной ориентации на стихийный ход событий. В последние годы обострилась проблема оптимального курса рубля в связи с тем, что его стихийное укрепление по-разному сказывается на интересах различных хозяйствующих субъектов . (831-833). Россия в мировой торговле.: Доля России в мировой торговле не велика -1,8% в мировой торговле товарами и еще меньше в мировой торговле услугами. По отдельным товарам она входи т в группу мировых лидеров-прежде в экспорте энергоносителей, ряда металлов, алмазов, лесоматериалов, рыбы, удобрений, военной техники, заметна ее роль в мировом импорте мяса, сахара, лекарственных средств. Экспортная квота в 2005г. составила в России 18%. Большая экспортная квота в России формируется небольшим кругом отраслей -топливной, металлургической, химической и нефтехимической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленностью. Несмотря на то что в последние годы российская внешняя торговля бурно растет (более чем в два раза по стоимости за 2000-2005г.г. и в основном из-за роста мировых цен на основные товары российского экспорта), у нее существуют серьезные проблемы- это прежде всего проблема отсталой товарной структуры и проблема малых размеров торговли с другим постсоветскими странами. Структура товарного экспорта России состоит преимущественно из энергоносителей, сырья и материалов (80%-90%) и лишь в небольшой степени из готовых изделий , в том числе машин, оборудования и транспортных средств. В целом можно сделать вывод, что российский экспорт слабо диверсифицирован и прежде всего из-за невысокой конкурентоспособности очень большой части производимой в стране готовой продукции, особенно сложной . В конечном счете это следствие недостаточно высокого уровня экономического развития страны. География внешней торговли по сравнению с постсоветским временем изменилась радикально. Торговля с другими постсоветскими странами резко снизилась. Если в рамках СССР на другие республики приходилась основная часть вывоза и ввоза товаров из РСФСР (почти 60%), то после сокращения объема торговли Р.Ф. с другими странами СНГ более чем в шесть раз эта упала до 15% в 2005г. , а результате весь объем вывоза и ввоза товаров из России сейчас в четыре с лишним раза ниже по сравнению с 1990г. Главными причинами сворачивания экспорта России в страны ближнего зарубежья является резкое сжатие их внутреннего рынка в результате прошедшей «шоковой терапии», а также усиление на их рынках конкуренции товаров из дальнего зарубежья. Постепенный выход большинства постсоветских стран из экономического кризиса увеличивает их потребности в импорте, что благоприятно сказывается на взаимной торговле. В первую очередь это стимулирует вывоз машиностроительной продукции, так ка ее доля в российском экспорте в сатаны СНГ в два-три раза выше, чем в экспорте страны дальнего зарубежья.

Тема 6. Перспективы развития мировой экономики.

Ведущей тенденцией развития мирового хозяйства в начале 21в. можно считать глобализацию, т.е. процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Глобализация сопровождается интернационализацией т.е. процессом усиления участия страны в мировом хозяйстве. Уровень участия страны в мировом хозяйстве измеряется целым рядом показателей , в том числе экспортной квотой, долей импорта в розничном товарообороте, объемом накопленных за рубежом отечественных и объемом наколенных в стране иностранных инвестиций, долей иностранного капитала в ежегодных внутренних инвестициях страны , объемом внешнего долга страны по отношению к ее ВВП , а также долей иностранной рабочей силы в общей численности занятых или численностью занятой за рубежом отечественной рабочей силы, долей иностранных патентов и лицензий, а также размерами экспорта и импорта технологий и современных услуг.

Внешнеэкономические связи национальных экономик тяготеют к соседним странам. Подобная ориентация внешнеэкономических связей страны на свой и соседние регионы называется регионализацией. Однако многие развивающие страны и государства с переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, а не на своих соседей по региону.

Регионализация является базой для международной экономической интеграции , т.е. процесса срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на базе глубоких и устойчивых связей между их компаниями. Интеграционным объединением называют хозяйственную. группировку созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами.

Главным двигателем глобализации и интеграции в мире являются транснациональные корпорации ,т.е. хозяйственные структуры, которые включают родительские компании и их зарубежные филиалы. Процесс усиления роли транснациональных корпораций в мировой экономике называется транснационализацией.

Важной тенденцией мирового хозяйства является либерализация (дерегулирование) ,т.е процесс уменьшения государственного регулирования экономики. В ходе этого процесса государство отказывается от прямого владения и регулирования отраслей национальной экономики, их массового кредитования и субсидирования, установления цен и заработной платы. Оно сосредотачивается на разработке и особенно осуществлении рыночного законодательства, борьбе с экономической преступностью собирании налогов, борьбе с дефицитом госбюджета и инфляцией, поддержании курса национальной валюты и разумного уровня внутренней и внешней задолженности, т.е. активно занимается не прямым , но косвенным экономическим регулированием. Ослабление занимающихся этим государственных институтов может обернуться слабой рыночной инфраструктурой, большой теневой экономикой, слабым порядком в целом, что и показывает пример России.

Положение стран с точки зрения центро - периферического строения мирового хозяйства:

В структуре мирового хозяйства отчетливо обозначаются центр и периферия, границы которых довольно подвижны и изменчивы. Центр – это, главным образом, промышленно развитые страны с эффективным, в большей или в меньшей степени регулируемым рыночным хозяйством , способным быстро адаптироваться к мирохозяйственной конъюнктуре и осваивать достижения НТП , экспортирующие высоко-технологичную продукцию. Периферия - прежде всего развивающиеся страны, кака правило, имеющие сырьевую специализацию , недостаточно эффективный механизм саморазвития, относительно низкий уровень интегрированности мировой экономики. Если развитые страны, достигнув стабильно высокого уровня благосостояния, формируют качественно новую структуру потребления, где важнейшее место занимают сфера услуг и индустрия досуга, то для ряда развивающихся стран еще не решена проблема обеспечения населения продовольствием и работой. При этом разрыв в уровнях жизни центра и периферии мирового хозяйства все углубляется.


Скачать файл (160.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru