Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Защита населения в чрезвычайных ситуациях - файл Контрольная по ЧС.doc


Реферат - Защита населения в чрезвычайных ситуациях
скачать (84.2 kb.)

Доступные файлы (1):

Контрольная по ЧС.doc228kb.18.09.2007 13:02скачать

содержание
Загрузка...

Контрольная по ЧС.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНЕВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ ГР. 50 З. К. Э.

ИВАНОВ П. С.

ШИФР: 405033

ПРОВЕРИЛ: _______________________

ДАТА _________________

МИНСК 2007

1. Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций.
Длительный опыт человечества свидетельствует: ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности для че­ловека или других живых компонентов природной среды. Иначе гово­ря, любая деятельность потенциально опасна. Какие бы причины (вне­шние или внутренние) не лежали в основе возникновения чрезвычай­ных ситуаций, последние всегда негативно воздействуют на природу и человека.

Внешними причинами ЧС являются, например, стихийные бедствия, внезапное прекращение подачи энергоносителей, терроризм, войны и др.

Внутренние — это недостаточная квалификация персонала, ошиб­ки в проектах, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина работников, неоправданная экономия средств на профилактических мероприятиях.

Согласно закону «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихий­ного или иного бедствия, которые могут повлечь или уже повлекли за со­бой человеческие жертвы, причинили ущерб здоровью людей или окружа­ющей природной среде (ОПС), сопровождались значительными матери­альными потерями и нарушением условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайной ситуации предшествует возникновение источника чрезвычайной ситуации (фактора риска) — опасного природного явле­ния, аварии или опасного техногенного происшествия, широко рас­пространенной инфекционной болезни людей, сельскохозяйственных растений и животных, а также применения современных средств по­ражения и т.д.

Рассмотрим более конкретно вышеупомянутые термины.

^ Опасное природное явление — стихийное событие природного про­исхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распростра­нения и продолжительности может вызвать или вызвало отрицатель­ные последствия для жизнедеятельности людей и природной среды.

^ Стихийное бедствие — это явление или процесс геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхож­дения, причем в таких масштабах, когда возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятель­ности людей, могущие в конечном итоге вызвать человеческие жерт­вы, разрушение и уничтожение материальных ценностей.

^ Экологическое бедствие — чрезвычайное событие особо крупных мас­штабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных фак­торов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы в целом и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, животных и растений, их генофонд и среду обитания, а также экономику.

Очень часто употребляется термин чрезвычайное происшествие (ЧП). Под ним понимают неожиданное, непредвиденное событие (аварию, катастрофу), которое способствовало уничтожению либо повреждению материальных объектов, гибели людей или возникновению других тя­желых последствий.

Авария — это опасное происшествие техногенного характера, созда­ющее на объекте (определенной территории или акватории) угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, соору­жений, оборудования и транспортных средств, нарушению производ­ственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб ок­ружающей природной среде (ОПС).

Катастрофа отличается от аварии наличием значительного числа человеческих жертв, а также более крупными масштабами последствий.

В принципе катастрофа для любой системы (экологической, соци­ально-экономической, т.е. человеческого общества, вплоть до биосфе­ры) есть ее скачкообразный переход в неустойчивое состояние, при котором возникшие поражающие факторы наносят ущерб (часто не­поправимый) указанной системе.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), под катастрофой следует понимать явление природы или ре­зультат непродуманной хозяйственной деятельности человека, «пред­ставляющие или несущие угрозу для жизни людей в такой степени, что вынуждают их обратиться за помощью извне». Иначе говоря, катаст­рофа — это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пост­радавшее население или обслуживающий персонал, например завода, не способны справиться самостоятельно.

Территории, где в результате происшедших аварий, катастроф, во­енных действий или стихийных бедствий происходят негативные из­менения в окружающей среде (ОС), которые угрожают здоровью чело­века, состоянию естественных экологических систем, генетическому фонду растений и животных (диких или домашних), объявляют зона­ми чрезвычайной экологической ситуации, на них вводится особый ре­жим управления.

С целью введения правового регулирования территорий, где воз­никла чрезвычайная ситуация, более эффективной организации ме­роприятий по ликвидации ее последствий важно определиться с отне­сением ЧС к тому или иному виду.

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

  • по природе возникновения — природные, техногенные, экологиче­ские, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;

  • по масштабам распространения последствий — локальные, или объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные (национальные), трансграничные, глобальные;

  • по причине возникновения — преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);

  • по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плав­ные;

  • по возможности предотвращения ЧС — неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные, антропогенные).

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др. К ним следует отнести и ЧС, обусловленные космическими явлениями.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с тех­ническими объектами: пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения населения.

К экологическим ЧС относятся: аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, опустынивание земель, кислотные дожди, засоление почв и др.

К биологическим ЧС относятся: эпидемия (массовое распростране­ние инфекционного или паразитарного заболевания среди населения), эпизоотия (массовое распространение какого-либо заболевания, как правило, инфекционного, среди животных) и эпифитотия (массовое распространение какого-либо заболевания среди растений).

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий лю­дей, например, диспетчеров поездов, самолетов и т.п.

К комбинированным можно отнести те ЧС, которые стали следстви­ем, например, схода снежной лавины, в результате неосторожного взрыва боеприпаса.

Для удобства далее представлена сводная классификация чрез­вычайных ситуаций.



В соответствии с положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по тяжести (масштабности) последствий ЧС классифицируются в зави­симости от следующих признаков: 1) числа людей, пострадавших в этих ситуациях; 2) числа людей, у которых оказались нарушены условия жиз­недеятельности; 3) размера материального ущерба; 4) границы зон рас­пространения поражающих факторов ЧС. С учетом именно этих при­знаков чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные (или объектовые), местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Локальная — это такая ЧС, при возникновении которой пострадало более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. ми­нимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС и зона ее распростра­нения не выходит за пределы территории объекта.

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свы­ше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ на день возникновения ЧС и ее зона не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедея­тельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн МРОТ на день воз­никновения ЧС и зона ее не выходит за пределы субъекта Республики Беларусь (РБ).

К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свы­ше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятель­ности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн МРОТ на день Возникно­вения ЧС и зона ее охватывает территорию двух субъектов РБ.

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свы­ше 500, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 чело­век, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн МРОТ на день возникновения ЧС и зона ее выходит за пределы более чем двух субъек­тов РБ.

К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РБ, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь.

Ниже приводится базовая классификация, построенная по группам, типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС.

^ 1 группа. Чрезвычайные ситуации природного характера

Геофизические опасные явления: землетрясения; извержения вулканов.

Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления): оползни; сели; обвалы; осыпи; лавины; склоновый смыв; просадка лессовых пород; просадка (провал) земной поверхности в результате карста; абразия; эрозия; курумы; пыльные бури.

Морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны); цунами; сильное волнение (5 баллов и более); сильное ко­лебание уровня моря; сильный тягун в портах; ранний ледяной покров и припай; напор льдов, интенсивный дрейф льдов; непроходимый (труднопроходимый) лед; обледенение судов и портовых сооружений; отрыв прибрежных льдов.

Гидрологические опасные явления: высокие уровни воды (наводне­ния); половодье; дождевые паводки; заторы и зажоры; ветровые наго­ны; низкие уровни воды; ранней ледостав и появление льда на судо­ходных водоемах и реках.

Гидрогеологические опасные явления: низкие уровни грунтовых вод; высокие уровни грунтовых вод.

Природные пожары: лесные пожары; пожары степных и хлебных массивов; торфяные пожары; подземные пожары горючих ископаемых.

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури (9—11 баллов); ураганы (12—15 баллов); смерчи; торнадо; шквалы; вер­тикальные вихри; крупный град; сильный дождь (ливень); сильный снегопад; сильный гололед; сильный мороз; сильная метель; сильная жара; сильный туман; засуха; суховей; заморозки.

Инфекционная заболеваемость людей: единичные случаи экзотиче­ских и особо опасных инфекционных заболеваний; групповые случаи опасных инфекционных заболеваний; эпидемическая вспышка опас­ных инфекционных заболеваний; эпидемия; пандемия; инфекцион­ные заболевания людей невыявленной этиологии.

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: еди­ничные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболе­ваний; энзоотии; эпизоотии; панзоотии; инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных не выявленной этиологии.

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: прогрессирующая эпифитотия; панфитотия; болезни сельскохозяйственных растений не выявленной этиологии; массовое распростране­ние вредителей растений.

^ 2 группа. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Транспортные аварии (катастрофы): аварии товарных поездов; ава­рии пассажирских поездов, поездов метрополитенов; аварии речных и морских грузовых судов; аварии (катастрофы) речных и морских пас­сажирских судов; авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах; авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов; аварии (катас­трофы) на автодорогах (крупные автомобильные катастрофы); аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях; ава­рии на магистральных трубопроводах.

Пожары, взрывы, угроза взрывов: пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов; пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хране­ния легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ; пожа­ры (взрывы) на транспорте; пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах; пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения; пожары (взрывы) на химически опасных объектах; пожары (взрывы) на радиационно -опасных объектах; обнаружение неразорвавшихся боеприпасов; утрата взрывчатых веществ (боеприпасов).

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ: ава­рии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, перера­ботке или хранении (захоронении); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ; образование и распространение ХОВ в процес­се химических реакций, начавшихся в результате аварии; аварии с хи­мическими боеприпасами; утрата источников ХОВ.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ: ава­рии на АС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ; ава­рии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топ­ливного цикла; аварии транспортных средств и космических аппара­тов с ядерными установками или грузом РВ на борту; аварии при про­мышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ; аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки; утрата радиоактивных источников.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ: аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях); аварии на транс­порте с выбросом (угрозой выброса) БОВ; утрата БОВ.

Внезапное обрушение зданий, сооружений: обрушение элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных зданий и сооружений; обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бы­тового и культурного назначения.

Аварии на электроэнергетических системах: аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей; аварии на электроэнергетических системах (сетях) с дол­говременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электрокон­тактных сетей.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения: аварии на ка­нализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холод­ное время года; аварии в системах снабжения населения питьевой во­дой; аварии на коммунальных газопроводах.

Аварии на очистных сооружениях: аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом заг­рязняющих веществ; аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Гидродинамические аварии: прорывы плотин (дамб, шлюзов, пере­мычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоп­лений; прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образова­нием прорывного паводка; прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемы­чек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.

^ 3 группа. Чрезвычайные ситуации экологического характера

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (по­чвы, недр, ландшафта): катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных иско­паемых и другой деятельности человека; наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций; интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоле­ния, заболочивания почв и др.; кризисные ситуации, связанные с ис­тощением невозобновляемых природных ископаемых; критические ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышлен­ными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды.

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств ат­мосферы (воздушной среды): резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности; превышение предельно допу­стимых концентраций вредных примесей в атмосфере; температурные инверсии над городами; «кислородный» голод в городах; значитель­ное превышение предельно допустимого уровня городского шума; об­разование обширной зоны кислотных осадков; разрушение озонного слоя атмосферы; значительное изменение прозрачности атмосферы.

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросфе­ры (водной среды): резкая нехватка питьевой воды вследствие истоще­ния водоисточников или их загрязнения; истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов; нарушение хозяйственной (вокационной) деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и Мирового океана.

Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния биосферы: исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменению условий среды обитания; гибель растительности на обширной террито­рии; резкое изменение способности биосферы к воспроизводству во­зобновляемых ресурсов.

Указанные группы, типы и виды чрезвычайных ситуаций не исчер­пывают всех возможных ЧС. Потому предложено выделить в отдель­ную, четвертую, группу ЧС социально и военно-политического характе­ра. К ним могут быть отнесены: волнения, антиобщественные выступления; падения носителя ядер­ного оружия с повреждением боеприпаса; одиночный ядерный взрыв; диверсия на военном объекте.

Дискутируется и вопрос о выделении в отдельную группу т.н. кос­мических катастроф. Они могут быть двух типов: ударно-столкновенные, когда не разрушенные в атмосфере час­ти космического объекта сталкиваются с поверхностью Земли, обра­зуя на ней кратеры; воздушно-взрывные, при которых космические объекты полностью разрушаются в атмосфере (без падения фрагмен­тов на поверхность Земли), но способствуют созданию мощной взрыв­ной волны в атмосфере.

^ 25. Классификация отравляющих веществ.
По физиологическому действию на организм ОВ делятся:

1.ОВ нервно – паралитического действия: зарин, зоман, V – газы.

2.ОВ кожно – нарывного действия: сернистый иприт, азотистый иприт, люизит.

3.ОВ общеядовитого действия: синильная кислота, хлорциан, окись углерода.

4.ОВ удушающего действия: фосген, дифосген.

5.ОВ раздражающего действия: хлорацетофенон, адамсит, CS и CR.

6.ОВ психотомиметического действия: би – зет (BZ), ДЛК (диэтиламид лизергиновой кислоты).
Отравляющие вещества нервно-паралитического действия. По химическому строению все вещества данной группы являются органическими соединениями, производными кислот фосфора. ФОС вызывают поражения, попадая в организм различными путями: через кожу, рану, слизистые глаз, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта. Основные боевые ОВ – зарин, зоман, V-газы – хорошо растворяются в жирах, органических растворителях (дихлорэтане, бензине, спирте), легко резорбируются через кожу.

Зарин – бесцветная летучая жидкость, с температурой кипения около 150˚ С, легко растворяется в воде и органических растворителях. Стойкость на местности летом от нескольких минут до 4-х часов, зимой – от нескольких часов до нескольких суток.

Зоман – прозрачная жидкость с температурой кипения 85˚ С, пары в шесть раз тяжелее воздуха, с камфорным запахом, плохо растворяется в воде, хорошо – во всех органических растворителях, остальные характеристики те же, что и зарина.

V –газы (фосфорилхолины) – бесцветные жидкости с температурой кипения выше 300˚ С, плохо растворимы в воде, хорошо – в органических растворителях, по токсичности превосходят зарин и зоман, особенно при попадании на кожу. Стойкость на местности летом от нескольких часов до нескольких недель, зимой – от 1 до 16 недель.

Механизм действия ФОС сложен и недостаточно изучен. Они угнетают многие ферменты (холинэстеразы) организма, способствуют накоплению в тканях ацетилхолина, который вызывает возбуждение, глубокое нарушение функций многих органов и систем.

Для легкой степени поражения характерны нарушения со стороны нервной системы в виде неадекватности поведения, беспокойства, страха с легко возникающей паникой и неуправляемостью, особенно при массовых поражениях. Со стороны органов зрения: сужение зрачка и спазм аккомодации, сопровождающиеся ухудшением зрения, болью в глазах, слезотечением, головной болью. Со стороны сердечно-сосудистой системы: боль в области сердца различного характера и интенсивности, ослабление сердечной деятельности, нарушение коронарного кровообращения. Со стороны дыхательной системы: выраженный бронхоспазм, затруднение и ослабление дыхания, остановка дыхания. Со стороны желудочно-кишечного тракта - преобладание диспептических явлений: тошнота, рвота, понос.

При средней степени тяжести на первый план выступает клиника тяжелого бронхоспазма с нарушениями тонуса дыхательной и поперечно-полосатой мускулатуры и ЦНС.

При тяжелой форме поражения к вышеуказанным симптомам присоединяются клонико-тонические судороги с развитием в последствии парезов и параличей. Причиной смерти является острая дыхательная недостаточность, развивающаяся в результате бронхоспазма, пареза дыхательной мускулатуры, судорожного синдрома, возбуждения с последующим параличом дыхательного центра.

^ Отравляющие вещества кожно-нарывного действия. К отравляющим веществам кожно-нарывного действия относятся люизит и иприты: чистый, сернистый, азотистый, кислородный. Характерной особенностью воздействия на организм является способность вызывать местные воспалительно-некротические изменения кожи и слизистых оболочек в сочетании с выраженным резорбтивным действием (после всасывания), поэтому часто их называют ОВ кожно-резорбтивного действия.

Иприт (как технический продукт) – темно-бурая маслянистая жидкость с запахом горчицы или чеснока, тяжелее воды, пары тяжелее воздуха, температура кипения 217˚ С; хорошо растворяется в органических растворителях, жирах, маслах, разрушается щелочами и хлорсодержащими препаратами; токсичен в парообразном, аэрозольном и капельном состоянии. Стойкость на местности летом до 1,5 суток, зимой – более недели. В организм способен проникать любым путем: через органы дыхания, неповрежденную кожу, раневую и ожоговую поверхность, ЖКТ.

Иприт поражает все органы и ткани, с которыми вступает в контакт, вызывая местные воспалительно-некротические поражения, и при любых путях поступления в организм оказывает общетоксическое действие в виде поражения ЦНС, угнетения кроветворения, нарушения кровообращения, пищеварения, терморегуляции всех видов обмена веществ, иммунитета и т.п.

Поражения кожи возникают при действии иприта в парообразном или капельножидком состоянии и зависят от температуры и влажности воздуха, площади зараженной поверхности кожи и ее влажности, времени воздействия. Наиболее чувствительны места с нежной кожей, большим содержанием потовых протоков (пах, подмышки, внутренняя поверхность бедер) и плотного прилегания одежды (пояс, воротник). Продолжительность скрытого периода в случае действия парообразного иприта от 5 до 15 часов, жидкого – до 2 - 4 часов.

При поражении парообразным ипритом может наблюдаться

развитие только эритемы (покраснения), возникающей на чувствительных участках кожи. Такая эритема безболезненна, может сопровождаться зудом, особенно при согревании и в ночное время. Прогноз благоприятный - к 7-10 дню все явления проходят, длительно может сохраняться пигментация.

Поражение капельножидким ипритом протекает в более тяжелой форме. На фоне ипритной эритемы спустя 8 - 12 часов появляются небольшие пузыри, часто расположенные по границе покраснения («ипритное ожерелье»). Затем они увеличиваются в размерах, сливаются, что сопровождается зудом, жжением и болью. После 4-го дня пузыри спадаются с образованием медленно заживающей язвы и частым присоединением вторичной гнойной инфекции.

Симптомы поражения глаз появляются через 30 минут – 3 часа в виде светобоязни, рези, слезотечения, покраснения слизистой и незначительной отечности. Явления неосложненного конъюнктивита проходят бесследно через 1 - 2 недели.

При более высокой концентрации паров иприта возникают поражения средней тяжести, характеризующиеся более выраженной симптоматикой с распространением процесса на кожу век (блефарит). Длительность поражения 20 - 30 дней, прогноз благоприятный.

При поражении капельножидким ипритом в процесс вовлекается роговица – развивается кератит с образованием язв, помутнением роговицы и снижением остроты зрения, возможна гибель глаза. Течение длительное – 4 - 6 месяцев.

Поражение органов дыхания происходит при ингаляции паров иприта и степень тяжести зависит от концентрации ОВ и длительности нахождения в зараженной зоне.

При легких поражениях скрытый период более 12 часов. Затем появляются признаки воспаления верхних дыхательных путей: насморк, боль за грудиной, осиплость голоса или его потеря. Симптомы проходят через 10 - 12 дней.

Поражение средней тяжести характеризуется более ранним появлением (через 6 часов) и более быстрым развитием вышеописанных симптомов. На 2-е сутки наступает ухудшение, усиливаются боль за грудиной и кашель, появляется гнойная мокрота, хрипы, повышается температура до 38-39 ºС – развивается трахеобронхит. Омертвевшая слизистая трахеи и бронхов может отторгаться и служить причиной различных осложнений. Выздоровление наступает через 30 - 40 дней.

При тяжелом поражении скрытый период укорачивается до 2 часов. Состояние пораженных резко ухудшается, нарастает одышка, появляется цианоз кожи и слизистых, усиливается кашель и на третьи сутки развивается ипритная пневмония с затяжным течением, что объясняется снижением иммунитета. При ингаляции особо высоких концентраций паров иприта или аспирации капельножидкого иприта уже в первые сутки развивается некротическая пневмония с кровохарканьем, дыхательной недостаточностью, крайне тяжелым состоянием и неблагоприятным прогнозом (при распространенном некрозе – летальный исход).

Поражение желудочно-кишечного тракта наблюдается при употреблении зараженных ипритом продуктов или воды. Смерть наступает при попадании внутрь 50 мг иприта. Скрытый период короткий - от 30 минут до 1 часа. Появляются сильные боли в области желудка, тошнота, рвота, жидкий стул. К ним присоединяются признаки общетоксического действия, которые наряду с глубиной местных изменений определяют дальнейшее течение.

Резорбтивное действие проявляется в повышении температуры тела, появлении адинамии, тошноты, рвоты, поноса, нарушении частоты пульса, снижении АД, развитии сердечно-сосудистой недостаточности, изменении крови.

Люизит – маслянистая жидкость с запахом листьев герани, температурой кипения 190º С, малорастворимая в воде, хорошо – в органических растворителях, жирах, маслах; попадает в организм любыми путями. Стойкость летом – часы, зимой – до 3-х суток. По кожно- резорбтивной токсичности втрое превосходит иприт; смешивается со многими ОВ и сам растворяет их. Нейтрализуется растворами едких щелочей, хлорной известью и другими окислителями.

Обладая значительным сходством с ипритными поражениями, поражения люизитом имеют некоторые особенности (выраженные болевые ощущения при контакте; бурное развитие воспалительной реакции; скрытый период почти отсутствует (2-5 минут); более выраженный синдром общей интоксикации).

^ Отравляющие вещества удушающего действия. Удушающими называются вещества, вызывающие поражение

органов дыхания вплоть до развития токсического шока. К ним относятся фосген, дифосген.

Фосген – бесцветный газ с запахом прелого сена, температурой кипения около 8º С, в 2,5 раза тяжелее воздуха, плохо растворяется в воде, хорошо – в органических растворителях. При взаимодействии с водой образует соляную и угольную кислоты. Нейтрализуется аммиаком. Фосген действует только ингаляционно, оказывая специфическое действие на органы дыхания, а в момент контакта – слабое раздражающее действие на глаза и слизистые оболочки. Обладает кумулятивным действием.

Дифосген –бесцветная жидкость с запахом гнилых яблок, температура кипения 128º С, применяется в виде паров и по токсичности приближается к фосгену.

Стойкость фосгена и дифосгена при положительных температурах на открытой местности не превышает одного часа, в лесу, оврагах, подвалах - возрастает до 2 - 3 часов, зимой – увеличивается многократно.

В клинике отравлений выделяют следующие периоды: рефлекторный, скрытых явлений (мнимого благополучия), развития основных симптомов заболевания (отека легких), разрешение отека, отдаленных последствий.

Рефлекторный период равен времени контакта с ядом. Характеризуется чувством стеснения в груди, поверхностным учащенным дыханием, кашлем, тошнотой.

Период мнимого благополучия по продолжительности варьирует от 1 до 24 часов. Чем он короче, тем тяжелее интоксикация. Самочувствие пораженных удовлетворительное, возможны неопределенные жалобы на слабость, головную боль. Важным диагностическим признаком развития отека легких в скрытом периоде является учащение дыхания по отношению к пульсу (в норме 1 : 4, при поражении 1 : 3 – 1 : 2).

Период развития основных симптомов заболевания характеризуется усугублением гипоксии (кислородное голодание), сгущением крови, накоплением недоокисленных продуктов обмена (запах ацетона в выдыхаемом воздухе). Кожные покровы и видимые слизистые оболочки приобретают сине - багровую окраску, лицо одутловато. Усиливается одышка, дыхание шумное с многочисленными влажными хрипами; положение вынужденное, полусидя. Сознание сохранено. Уменьшается количество мочи, возможно увеличение печени и селезенки. Развивается токсический отек легких. В дальнейшем больные впадают в бессознательное состояние. Кожные покровы бледные, сине – серого цвета, черты лица заострены. Резкая одышка, дыхание поверхностное. Пульс нитевидный, очень частый, аритмичный, слабого наполнения, АД резко понижено. Снижается температура тела. Достигнув максимума к исходу первых суток, явления отека легких держатся на высоте процесса в течение 2 суток. На этот период приходится 70 – 80 % летальности.

Период разрешения. При благоприятном течении процесса на третьи сутки наступает улучшение состояния больного и в течение последующих 4 – 6 суток наступает разрешение отека легких. При присоединении бактериальной пневмонии на 9 – 10 сутки регистрируется второй пик летальности.

^ Отравляющие вещества общеядовитого действия. ОВ общеядовитого (общетоксического) действия вызывают общее отравление организма, поражая его жизненно важные системы. При этом они не оказывают ярко выраженного местного действия на те органы и системы, через которые проникают в организм. К ОВ общеядовитого действия относятся синильная кислота, хлорциан, бромциан.

Синильная кислота – бесцветная, прозрачная, легко подвижная жидкость с запахом горького миндаля, температура кипения около 25 ˚С; хорошо растворяется в воде, спирте и этиловом эфире, пары синильной кислоты плохо поглощаются активированным углем; нестойкая. Основной путь проникновения ингаляционный, возможно отравление при приеме с водой или с пищей и через незащищенные кожные покровы.

Хлорциан – бесцветная прозрачная жидкость с запахом хлора и температурой кипения около 12˚ С.

Бромциан – бесцветная или желтое кристаллическое вещество с резким запахом, температурой кипения около 61 ºС, очень летучее. По токсичности близок к хлорциану.

Механизм действия синильной кислоты основан на параличе тканевого дыхания (резкое понижение потребления кислорода тканями и образование в них углекислоты в результате разрушения дыхательного фермента цитохромоксидазы) при высоком содержании кислорода в артериальной крови. В ответ на гипоксию резко увеличивается частота и глубина дыхания с последующим угнетением дыхательной функции вплоть до остановки дыхания. Отравление цианидами характеризуется следующими чертами: ранним появлением признаков интоксикации, бурным течением с быстрым развитием кислородного голодания, преимущественным поражением ЦНС, вероятным летальным исходом в ранние сроки.

Различают молниеносную и замедленную формы отравления. При молниеносной форме смерть наступает почти мгновенно. Отмечается потеря сознания, дыхание становится частым и поверхностным, пульс учащается, возникают судороги, остановка дыхания.

При замедленной форме выделяют три степени отравления: легкую, среднюю и тяжелую. Легкая степень характеризуется слабостью, одышкой при физических нагрузках, тошнотой, горечью во рту, слюнотечением. После прекращения действия яда могут отмечаться головная боль, разбитость, тошнота в течение одного трех дней. Прогноз благоприятный.

При отравлении средней степени к выше описанным расстройствам присоединяются возбуждение и чувство страха смерти. Слизистые и кожа приобретают алую окраску, дыхание становится поверхностным, пульс редким, повышается артериальное давление, могут возникать судороги и потеря сознания.

При тяжелых отравлениях появляются признаки кислородного голодания ткани: слабость, усиление боли в области сердца, расширение зрачков, рвота. Пульс становится частым, ритмичным, появляется одышка с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Приступообразные судорги. Сознание отсутствует. Смерть наступает от остановки дыхания и сердечной деятельности.

Отравления хлорцианом имеют некоторые особенности:

более выраженное действие на дыхательные пути и слизистые глаз, с возможным развитием токсического отека легких.

^ Отравляющие вещества раздражающего действия. Раздражающими называются химические вещества, избирательно действующие на нервные окончания слизистых глаз и дыхательных путей.

Большинство ОВ раздражающего действия не растворимы в воде, не летучи при обычной температуре окружающего воздуха, являются кристаллическими веществами различной окраски. Основной формой их применения является сжигание с целью получения ядовитого раздражающего дыма. В безветренную погоду радиус ядовитого облака составляет 5 – 7 м и сохраняется в течение 6 – 10 минут. Для создания обширных зон с глубиной заражения до 10 км применяются ядовито – дымовые шашки.

К ОВ раздражающего и слезоточивого действия относятся хлорацетофенон (поражает глаза), адамсит (раздражает дыхательные пути), CS и CR (раздражает глаза, дыхательные пути и кожу).

Хлорацетофенон – кристаллическое вещество с температурой плавления около 60 ºС, пары в 5 раз тяжелее воздуха, плохо растворяется в воде, хорошо – в органических растворителях. Применяется в виде аэрозолей. Преимущественно поражает глаза.

Адамсит – твердое вещество с температурой плавления 195 ºС, в воде практически не растворяется, хорошо - в органических растворителях. Раздражает дыхательные пути, на кожные покровы не действует.

Хлорацетофенон, CR, CS действуют на слизистые почти мгновенно, через несколько секунд, поражение адамситом проявляется через 5 – 10 минут. Общая продолжительность поражения практически равна времени пребывания в зараженной атмосфере. По выходу из очага восстановление работоспособности происходит через 5 – 10 минут, светобоязнь сохраняется 25 – 30 минут.

При воздействии ОВ на глаза появляется чувство рези в глазах, обильное слезотечение, светобоязнь. Проникновение ОВ в дыхательные пути вызывает чувство жжения в носу и зеве, стеснение в груди, боль за грудиной, в зубах, челюстях, в области ушей. Отмечается насморк, кашель и чихание, слюнотечение, тошнота, рвота, боли в животе. Рефлекторно возникают замедление частоты сердечных сокращений, повышение давления, замедление и внезапная остановка дыхания. Продолжительность симптомов от нескольких часов до нескольких дней.

При поражении CS и CR на коже в местах контакта возникают жжение и краснота.

При вдыхании высоких концентраций возникают носовые кровотечения, судорожно – спастическое дыхание, одышка, спазм бронхов, может развиться токсический отек легких.

^ Отравляющие вещества психотомиметического действия. Психотомиметическими ОВ называют большую группу химически разнородных веществ, способных в незначительных дозах вызывать заметные изменения психики по типу острых психозов. Изменения психики после однократного воздействия психотомиметических средств могут длиться от нескольких минут до нескольких суток и варьировать от потери координации до полного умственного расстройства.

К ОВ психотомиметического действия относятся диэтиламид лизергиновой кислоты (ДЛК, LSD - 25), амфетамин, экстази, BZ (би – зет).

BZ - бесцветное кристаллическое вещество с температурой кипения больше 300º С, используется в виде аэрозолей. Поражающее действие проявляется при проникновении через органы дыхания, через желудочно – кишечный тракт и непосредственно в кровь. Продолжительность действия колеблется в зависимости от дозы в течение 1 – 5 суток.

LSD – 25 (ДЛК) - белое кристаллическое вещество с температурой кипения около 85º С. По своей токсичности превосходит все вещества данной группы. Нарушения психики наблюдаются при любом способе введения вещества, либо тотчас (внутривенно), либо через 30 – 40 минут. Максимальный эффект приходится на период 1,5 – 3 часа, продолжительность 4 – 8 часов, иногда больше.

В клинике поражений психотомиметическими веществами различают 3 вида нарушений: а) вегетативные нарушения; б) психические нарушения; в) соматические нарушения.

При поражении BZ:

- фаза вегетативных нарушений чрезвычайно выражена: зрачки расширены, сухость кожи и слизистых, покраснение лица, тахикардия до 140 –150 в минуту, экстрасистолия, тремор;

- фаза психических нарушений связана с резким психомоторным возбуждением, агрессией, неуправляемостью, бредом и галлюцинациями устрашающего характера с последующим развитием амнезии на эти события;

- фаза соматических расстройств представлена тяжелыми изменениями в виде почечно – печеночной недостаточности, парезов и параличей конечностей, полной глухотой, слепотой, потерей обоняния, которые могут держаться от нескольких суток до нескольких недель.

С увеличением дозы индивидуальные различия в характере психозов от различных психотомиметиков стираются.
^ 49. Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям; другие республиканские органы государственного управления; местные исполнительные и распорядительные органы; предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм (далее -организации), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Республики Беларусь.

Функционирование государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обеспечивает республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям. Государственное управление и координация деятельности республиканских органов государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям. Республиканские органы государственного управления организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Руководители республиканских органов государственного управления несут предусмотренную законодательством ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Республиканские органы государственного управления принимают решения об образовании подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности.

Республиканские органы государственного управления, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются: заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий позащите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президент Республики Беларусь в области защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций: определяет основные направления государственной политики; издает декреты, указы, распоряжения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принимает решение о введении чрезвычайного положения на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; принимает в случае необходимости решение об участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований.

Совет Министров Республики Беларусь в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций: издает на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь акты законодательства и обеспечивает их исполнение; организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ; обеспечивает создание государственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок их использования; устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности; принимает решение о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения; определяет порядок участия частей гражданской обороны в ликвидации чрезвычайных ситуаций; определяет порядок сбора информации и порядок обмена информацией между республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями.

Республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям является специально уполномоченным государственным органом в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: координирует работу республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций; утверждает или согласовывает нормативы, стандарты и правила, ведет государственный учет, готовит на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь доклады о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; руководит силами гражданской обороны при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другими силами, находящимися в его ведении; руководит государственной экспертизой и в случае необходимости организует независимую экспертизу с привлечением международных экспертных организаций; обеспечивает открытость и гласность информации; осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций из средств республиканского бюджета в пределах выделенных ассигнований, вносит предложения в Совет Министров Республики Беларусь об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также об использовании средств из резервного фонда Совета Министров Республики Беларусь для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов; осуществляет государственный контроль и руководит государственной инспекцией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; проводит аттестацию и выдачу лицензий субъектам на право осуществления деятельности по проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; выдает республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, организациям и гражданам предписания, имеющие обязательную силу, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организует расследование аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, передает материалы в установленном порядке для привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством; осуществляет по решению Совета Министров Республики Беларусь непосредственное руководство ликвидацией республиканских (государственных) и трансграничных чрезвычайных ситуаций; мобилизует материально-технические ресурсы организаций при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством; осуществляет международное сотрудничество, обеспечивает деятельность иностранных граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Беларусь, организует проведение гуманитарных акций.

Республиканские органы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: принимают в соответствии с законодательством нормативные акты; обеспечивают готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучают население способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью в Совет Министров Республики Беларусь; осуществляют финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области

защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: обеспечивают готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучают население способам защиты и действиям в этих ситуациях; принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий по предупреждению и

ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; оказывают содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

^ 79. Ведение СНАВР при завалах защитных сооружений, авариях на коммунально – энергетических и технологических сетях.

Спасательные неотложные аварийно - восстановительные работы (СНАВР) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, в очагах массового поражения являются одной из главнейших задач ГО.

Цель проведения спасательных работ - спасение людей и оказание медицинской помощи пострадавшим, ликвидация аварий.

В современном мире с его высоким уровнем технического развития человечество не только научилось избегать бедствий, изобретая всё новые и новые средства защиты от негативных факторов, но и получило из-за этого ЧС нового типа - техногенные.

Ещё 100-200 лет назад среди ЧС на первое место по наносимому вреду ставили землетрясения, наводнения, цунами, торнадо и т.п., то теперь изменился сам характер чрезвычайных ситуаций.

Вместе с характером ЧС изменился и способ их ликвидации, проведения спасательных работ. С техническим прогрессом в мир пришли такие беды, как авиакатастрофы, аварии на АЭС, последствия применения современных средств поражения. Вместе с тем чрезвычайные ситуации природного характера всё ещё уносят человеческие жизни, что в большинстве случаев является следствием неправильной организации спасательных работ.

Нередко из-за неправильного проведения, неправильной организации СНАВР гибнут люди, поэтому необходимо уяснить себе основы, сферы действий спасательных работ.

Что касается приёмов и способов выполнения СНАВР, то они зависят от характера разрушения сооружений, аварий коммунально - энергетических и технологических сетей и степени радиоактивного и химического заражения территорий.

Прежде всего устраивают проезды и проходы к разрушенным сооружениям, где могут находиться люди и в местах аварий, затрудняющих проведение спасательных работ.

Нормативные рамки для проездов следующие: для одностороннего движения – дороги шириной 3 - 3,5 метра, для двухстороннего – 6 - 6,5 метра. При одностороннем движении через каждые 150-200 метров делаются разъезды, протяжённостью 15 – 20 метров. При устройстве проездов используются механизированные формирования с автокранами и бульдозерами. При этом одновременно с ними выступают пожарные формирования для тушения и локализации пожаров в местах прокладки путей.

К спасению людей в завалах и в повреждённых горящих зданиях привлекаются, как правило, воинские части и формирования ГО, но к этой работе привлекается также и население. Сразу после ввода спасательных групп на участок работ начинается спасение людей. Силы ГО разыскивают укрытия, устанавливают связь с находящимися в защитных сооружениях, используя воздухозаборные отверстия, другие сохранившиеся средства связи, перестукивания через стены. При обнаружении убежищ с находящимися в них людьми туда в первую очередь подают воздух, расчищая воздухозаборные каналы или проделывая отверстий в стенах и перекрытиях.

Надо уделить особое внимание моменту непосредственного вскрытия убежища обрушившегося здания, так как неправильное выполнение этого действия подчас приводит к трагическому исходу. Способы бывают различными: откапывание лаза или люка аварийного выхода; разборка завала над основным входом, чтобы открыть дверь или вырезать в ней отверстие; разборка завала, чтобы пробить проём в перекрытии убежища и вывести через него людей; пробивка стены убежища из соседнего помещения, которое не завалено.

В очаге поражения также ищут людей в различных местах, неприспособленных для укрытия (в кюветах, трубах, дорожных сооружениях). Все действия при разборке завала производятся осторожно. Через устроенный проход вынос поражённых производится волоком, с помощью носилок, на руках, плащах, одеялах и т.д. Причём, в первую очередь стараются освободить голову и грудь. Пострадавших после оказания им первой медицинской помощи доставляют в безопасные районы.
При землетрясениях для разборки завалов из техники требуются: большие экскаваторы, передвижные электростанции и прожекторы для работы ночью, мощные подъёмные краны.

При ликвидации последствий землетрясений основной проблемой является быстрый и осторожный разбор завалов, так как по статистике из 1000 человек в завалах каждый час умирают 50 человек. В целом же люди под развалинами могут жить до 2-3 недель, если они не ранены.

При разборке завалов также используется инструктор со специально обученными собаками, которые чувствуют нахождение людей на большой глубине. Также используется современная аппаратура: инфракрасные камеры, виброфоны, устройство для направленного прослушивания завалов.

После обнаружения живых людей спасатели пробивают узкий колодец, через который передают медикаменты, воду, продукт .Как правило, бетонную плиту поднимают краном на несколько сантиметров, потом начинают сверлить бетон по краям, чтобы сдвинуть плиту как можно аккуратней.

Спасательные работы в разрушенных городах не могут проводиться при пожаре, поэтому надо максимально уменьшить риск возникновения пожаров, поскольку огонь отнимет последнюю надежду у заживо погребённых.

При проведении спасательных работ также необходимо локализовать аварии и повреждения на коммунально-технических и технологических сетях (основной способ - отключение разрушенных участков и стояков в зданиях, используя задвижки в смотровых колодцах, запорные вентили в подвалах. Если повредилась система теплоснабжения внутри зданий и появилась угроза поражения людей горячей водой (паром), систему отключают от внешней сети на вводах в здание или ремонтируют трубопровод.

При авариях на газовых сетях отдельные участки на газораспределительных и газгольдерных станциях отключаю с помощью запорных устройств, специальных клиновых задвижек или гидрозатворов. Повреждённые газовые трубы низкого давления заделывают пробками и замазывают сырой глиной или обматывают листовой резиной .Если газ воспламеняется, то пламя гасится песком, землёй и глиной. Работы по устранению газовых аварий ведутся в изолирующих противогазах и без использования взрывоопасных ламп.

Устранение аварий на электросетях начинается после их обесточивания. Участок электроработ на сети заземляется с двух сторон.

На канализационных сетях аварии устраняются отключением повреждённых участков и отводом сточных вод.

Задача 4:

На трубопроводе с жидким хлором, находящимся под давлением, произошла авария. В технологической системе содержалось 4 тонны сжиженного хлора. Количество вытекающей из трубопровода жидкости не установлено. Определить глубину зоны возможного заражения хлором, если с момента начала аварии прошло 4 часа, а продолжительность действия источника заражения – это время испарения хлора. Разлив хлора на поверхности – свободный, толщина слоя жидкого хлора 0,55 м. Метеоусловия на момент аварии: скорость ветра 3 м/с, температура воздуха 0º С, инверсия.
Решение:

1. Так как количество разлившегося жидкого хлора неизвестно, то принимаем его равным максимальному – 4 т.

2. По формуле определяем эквивалентное количество вещества в первичном облаке:

3. По формуле определяем время испарения хлора:



4. По формуле определяем эквивалентное количество вещества во вторичном облаке:

5. По таблице находим глубину зоны заражения от первичного облака:

Г1=1,53 км

6. Находим глубину зоны заражения от вторичного облака:

1 т – 2,17

3 т – 3,99

Г2=2,17+[(3,99-2,17)/(3-1)]·(2,08-1)=3,33 км

7. Находим полную глубину зоны заражения:



8. По формуле находим предельно возможную глубину переноса воздушных масс: км.

Вывод: Глубина зоны заражения хлором в результате аварии может составить 4 км. Продолжительность действия источника заражения – около 9,5 часов.


Скачать файл (84.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru