Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Детский психотерапевтический театр (программа для дополнительного образования) - файл 1.doc


Загрузка...
Детский психотерапевтический театр (программа для дополнительного образования)
скачать (53 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc53kb.04.12.2011 21:17скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Автор О. Д. Никитин

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

(возраст детей — 15—17 лет)

Пояснительная записка

      Театр спонтанности (Плейбек — Playback), или психотерапевтический театр представляет собой форму групповой работы, которая включает в себя вычленение, детализацию и психодраматическую постановку проблемы или интенции участников группы. Интенция — любой сигнал, исходящий от участника: слово, жест, звук, предлог, незаконченное предложение и т. д. Каждое из этих проявлений может быть развернуто и представлено в виде истории, имеющей определенную структуру, несущей ту или иную информацию и обладающей зарядом энергии. Любая история может быть поставлена с помощью группы лиц, называемых актерами и имеющих специальное психологическое образование. Также возможно спонтанное формирование актерской группы из участников группы, проходящих обучение под руководством специалиста, освоившего технологию работы Театра спонтанности. Возможно формирование текущей группы актеров из числа зрителей, пришедших для того, чтобы получить представление о работе театра и решить свои проблемы с помощью психодраматической постановки.
      Постоянная группа Театра спонтанности состоит из директора, актеров (4—12 человек) и музыканта. Директор выполняет функции руководителя группы, ведущего и связующего звена (посредника) между участниками группы и актерами. Человек, который предъявляет свой рассказ для психодраматической постановки, называется протагонистом. Директор помогает протагонисту рассказать и структурировать историю, а также донести эту структуру до актеров Плейбека и помочь им структурировать действие. Актеры в соответствии с указаниями директора проигрывают историю, рассказанную протагонистом (возвращают ее назад, что по-английски звучит как playback), преломляя ее через свое видение и опыт своей жизни, своих отношений. В этом случае история является подобием формы или трафарета, который с помощью актеров заполняется жизненными красками. Роль музыканта заключается в инструментальном сопровождении истории, проигрываемой актерами. Музыка и действия актеров образуют единую ткань спонтанного психодраматического действа.
      Позитивное влияние Плейбека заключается в возможности увидеть свою проблему со стороны и проиграть различные варианты действия, а также завершения ситуации, актуальной для ребенка на данный момент его существования. К числу позитивных моментов следует также отнести наличие поддержки со стороны группы, возможность получения обратной связи, моделирование различных вариантов решения проблемы, актуализацию чувства ответственности за свою жизнь, возможность экспериментирования в безопасной ситуации, обеспечивающей контакт и поддержку со стороны участников группы и директора.
      При использовании технологии работы Театра спонтанности с детьми в летних лагерях отдыха постоянная рабочая группа из актеров может не создаваться, а каждый раз формироваться заново, в зависимости от истории, рассказанной членом группы, и количества ролей в ней.
      Необходимым условием для такой формы работы является высокий уровень внутригрупповой сплоченности, который может быть частично сформирован в процессе разминочных упражнений.
      Поскольку тема каждого отдельного действия определяется самим участником, выступающим в роли рассказчика, определять заранее тему, актуальную для всех присутствующих, нет необходимости. Обычно в процессе проигрывания ряда историй на одном занятии общая для всех тема формируется сама.

^ Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

Разминочные упражнения

1

Отзеркаливание

2

2

Невербальное взаимодействие

2

3

Озвучивание

2

4

Управление

2

5

Кукловод

2

6

Скульптура

2

7

Комплименты

2

8

Джунгли

2

 

Итого

16

^ Содержание учебных тем

      Разминочные упражнения
      1. Отзеркаливание. 2 ч
      Участники разбиваются на пары, становятся друг напротив друга на удобной для них дистанции. Один из участников начинает медленные движения сначала руками, а затем постепенно подключает все тело. Второй участник зеркально повторяет движения партнера. Затем они меняются ролями.
      ^ 2. Невербальное взаимодействие. 2 ч
      Участники разбиваются на пары. Один из участников делает медленное движение или жест в сторону своего партнера, который делает ответное движение. Постепенно между ними возникает молчаливое общение на невербальном уровне.
      3. Озвучивание. 2 ч
      Двое участников выходят на сцену и начинают невербальное взаимодействие. Двое других участников сидят в зале и озвучивают взаимодействие, выбрав перед этим, кого именно каждый будет озвучивать. Затем пары меняются местами.
      4. Управление. 2 ч
      Один из участников выходит из группы, остальные поворачиваются лицом к нему. Участник представляет, что группа связана с пальцами его рук невидимыми нитями, и начинает медленные движения руками. Участники группы следуют за его движениями.
      5. Кукловод. 2 ч
      Участники разбиваются на пары. Один из них играет роль кукловода, а второй — марионетки. Затем участники меняются местами.
      6. Скульптура. 2 ч
      Один из участников произносит слово или фразу, выражающие определенное эмоциональное состояние (например, радость, непонимание, грусть, удивление). Затем он выбирает нескольких участников из группы и выстраивает из них скульптуру, отражающую это состояние.
      7. Комплименты. 2 ч
      Участники разбиваются на четверки и садятся друг напротив друга в форме креста. Каждый из них по очереди некоторое время говорит о себе только хорошее, делает себе комплименты, остальные трое участников слушают, не перебивая. После этого каждый из участников говорит другим участникам о том, что ему нравится в своих партнерах, т. е. говорит комплименты другим.
      8. Джунгли. 2 ч
      Каждый из участников выбирает себе роль определенного животного, затем участники представляют себе, что они находятся в джунглях, и общаются друг с другом в соответствии с выбранными ролями.

^ Методическое обеспечение

      Работа Театра спонтанности состоит из ряда этапов. Первый этап — разогрев (разминка) состава Плейбека и директора с помощью специально подобранных разминочных упражнений, обеспечивающих более тесный контакт между членами группы и протагонистом.
      После этого, в случае если работа проводится с большим количеством участников, необходимо провести разогрев зала. Разминка проводится директором с помощью участников Плейбека. В процессе разогрева зала происходит выбор протагониста. После того как протагонист выбран, начинается второй этап работы. Его можно обозначить как действие.
      Действие состоит из ряда этапов:
      1) рассказ истории протагонистом;
      2) структурирование истории протагонистом с помощью директора (обозначение начала, середины и конца истории);
      3) выбор персонажей (протагонист назначает на роли членов группы Плейбека);
      4) дополнительная характеристика персонажей протагонистом;
      5) пересказ истории протагониста директором;
      6) психодраматическая постановка, спонтанно отыгрываемая членами группы;
      7) внесение изменений (по желанию протагониста) и повторное проигрывание истории с учетом внесенных изменений;
      8) обмен мнениями (шерринг) между протагонистом и участниками группы.
      Шерринг представляет собой контакт протагониста, директора и участников группы, в процессе которого участники группы рассказывают об ощущениях, возникавших у них в процессе проигрывания истории, рассказанной протагонистом. Участники группы, директор и протагонист могут обмениваться жизненным опытом, рассказывая о подобных ситуациях из их личной жизни, а также способах, с помощью которых они смогли справиться с ними. При обсуждении следует избегать навязывания своего мнения протагонисту, так как принимать решение он должен сам.
      Следующие формы разогрева можно использовать в работе группы Плейбек с аудиторией.
      1. Присутствующие в аудитории по очереди произносят свое имя, добавляя к нему какую-то фразу, характеризующую свое состояние на данный момент. Участники группы отыгрывают имя и фразу на сцене. Отыгрывание представляет собой короткое динамическое взаимодействие со словами или без слов и завершается групповой скульптурой. Обычно время отыгрывания не превышает 30—60 сек.
      Еще одна форма отыгрывания заключается в том, что участники повторяют имя и фразу с различными эмоциональными оттенками, сопровождая данную фразу спонтанными движениями, характеризующими соответствующую эмоцию.
      2. Участники из зала называют любую тему или эмоцию. Участники группы в парах по очереди представляют эту тему в форме взаимодействия друг с другом.
      3. Участник из зала произносит незавершенную фразу. Участники группы завершают эту фразу в форме мини-действия (30—60 сек).
      4. Присутствующие в зале по очереди произносят фразу из актуального состояния. После того как все зрители произнесли по фразе, участники Плейбека отыгрывают сумму всех фраз в одном действии.

^ Рекомендуемая литература

      Айхингер А. Психодрама в детской групповой терапии / А. Айхингер, В. Холл. — М., 2003.
      Блатнер А. Г. Психодрама, ролевая игра, методы действия / А. Г. Блатнер. — Пермь, 1993.
      Драматерапия: практические исследования. — М., 2002.
      Кадыров И. М. Психодрама и психоанализ: два театра для психической драмы / Московский психотерапевтический журнал. — 1996. — № 1.
      Келлерман П. Ф. Психодрама крупным планом / П. Ф. Келлерман. — М., 1998.
      Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама / Д. Киппер. — М., 1993.
      Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Г. Лейтц. — М., 1994.
      Лэнгрет Г. Л. Игровая терапия, искусство отношений / Г. Л. Лэнгрет. — М., 1994.
      Морено З. Обзор психодраматических техник // Московский психотерапевтический журнал. — 1993. — № 1.
      Морено Дж. Театр спонтанности / Дж. Морено. — Красноярск, 1993.
      Сидоренко Е. В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми / Е. В. Сидоренко. — СПб., 1992.
      Холмс П. Внутренний мир снаружи: теория объективных отношений и психодрама / П. Холмс. — М., 1999.



1 В список вошли книги как для младшего школьного, так и для дошкольного и среднего школьного возраста, отвечающие читательским потребностям детей 7—10 лет.


Скачать файл (53 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru