Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Языковая картина мира и ее национальное своеобразие - файл 1.doc


Реферат - Языковая картина мира и ее национальное своеобразие
скачать (42.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc43kb.04.12.2011 21:20скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Минский государственный лингвистический университет

Реферат статьи И.И. Токаревой

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
Минск 2008

ВВЕДЕНИЕ
По различным оценкам ученых в мире существует от двух до десяти тысяч языков. Тысячелетиями люди осваивали новые пространства, мигрировали с места на место, создавая предметы материальной и духовной культуры. Взаимодействие различных племен и своеобразие их деятельности не могли не оставить отпечаток на языках их общения. В результате мы имеем дело с огромным количеством языков, которые, с одной стороны, совершенно не похожи друг на друга, но в которых, с другой стороны, просматривается ряд общих закономерностей.

С течением времени образовалось большое количество народов с самостоятельными языками и своеобразными культурами. Долгое время они находились в относительной изоляции друг от друга, за отсутствием возможностей межкультурной коммуникации. Но если посмотреть на современное развитие человеческого общества, то возникает вопрос: насколько возрастает взаимовлияние культур и языков в эпоху глобализации?

Уровень миграции растет с каждым годом, современные технологии сближают нации, внутри культур образуются самостоятельные субкультуры иммигрантов, что приводит к образованию «новых» языков (напр., языки пиджин). Могут ли эти процессы привести к исчезновению национального своеобразия языков? Насколько далеко зайдут процессы взаимовлияния? Эти вопросы кажутся весьма актуальными в настоящее время и требуют отдельного рассмотрения развития языка и культуры в контексте глобализации.

Однако сначала необходимо раскрыть факторы, влияющие на язык и его национальное своеобразие вообще. Этому вопросу и посвящена статья И.И. Токаревой, которая анализирует различные точки зрения на данную проблему, пытается определить понятие языковой картины мира и раскрыть суть связи языка и мышления.

Токарева, И.И. Языковая картина мира и ее национальное своеобразие / И.И. Токарева. Язык. Знание. Коммуникация. Культура. - Минск: МГЛУ, 2006.- С. 192-204.
В центре данной статьи стоит понятие национального своеобразия языков. Установлено, что, несмотря на единство логики и познания мира, народы обладают определенным национально специфическим «видением мира». Как писал Гумбольдт, в языке запечатлен весь национальный характер. Подобной точки зрения придерживался и Звегинцев, утверждая, что своеобразие языка обусловливается его связью с народом, с его образом мышления и что, таким образом, языки всегда имеют национальную форму. Особенности видения мира каждым народом можно выявить только в процессе сравнения этноязыков, при чем выводы о специфике языкового мировосприятия носят относительный характер: они значимы в виде оппозиций, выявленных на данной паре или группе языков.

Автор концентрирует свое внимание и на вопросе о воздействии языка на поведение человека и народа в целом и приходит к выводу, что языки, фиксирующие разный опыт и мировидение народов, тем самым должны инспирировать различное поведение этих народов.

Важную роль для раскрытия проблематики данной статьи играет вопрос взаимоотношения языка и мышления в аспекте их национальной специфики. Серьезное развитие проблема соотношения языка и мышления на собственно лингвистической основе получила в работах С.Д. Кацнельсона. Человеческое мышление – это многоступенчатый процесс, в котором стадии порождения речи предшествует доречевая стадия формирования смысла. Эти стадии порождения речи Кацнельсон описал в виде трех ступеней:

  1. речемыслительная (или семантическая): в функции дискретных единиц выступают представления и понятия, а в функции порождающих механизмов – структуры содержательной валентности;

  2. лексикоморфологическая: лексемы и механизмы формальной валентности;

  3. фонологическая: единицы построения – звуки речи и фонемы, порождающие механизмы – глобальные произносительные схемы.

Автор отмечает, что в типологическом отношении первый этап универсален. Его универсальность обусловлена представлением о единстве законов человеческого мышления. Человек способен мыслить образами, ничего не имеющими общего с национальным языком. Многие ученые различают, таким образом, сферу мышления и сферу языка и указывают на их неразрывное единство как двух сторон единого процесса организации мысли.

Соответственно можно выделить следующие понятия для описания способов отображения действительности человеком: концептуальная (логическая) картина и языковая (лингвистическая) картина или модель мира, которые находятся между собой в сложном взаимодействии. Концептуальная картина мира строится по универсальным общечеловеческим логическим законам, но в то же время каждая социальная система характеризуется своим особым способом восприятия мира, как отмечает А.Я. Гуревич. Универсальная сторона концептуальной картины мира проявляется в наличии общих понятий, например, времени, пространства, причины, следствия, части и целого. А переменная концептуальной картины мира проявляется в различных социокультурных вариантах отношений к этим понятиям. В своей социокультурной деятельности человек опирается на образ мира. Картина мира, по мнению автора и ряда других ученых, – это стержень интеграции людей, средство гармонизации разных сфер человеческой жизнедеятельности, их связи между собой.

Автор статьи, проанализировав сущность концептуальной картины мира, считает необходимым дополнить это понятие понятием перцептивной картины мира, которое представляет собой деятельностный исторический опыт народа и на основе которого происходит концептуализация деятельности и формирование поведения человека в социуме. Автор подчеркивает при этом, что исторический опыт должен проявлять себя параллельно: в содержании концептов, в языке, посредством которого этот опыт передается, и в поведении.

Рассмотрев вышеизложенные понятия, автор обращается к понятию языковой картины мира, которое в данной статье определяется как феномен отображения концептуальной картины мира с помощью языка. Существование языковой картины мира приводит к тому, что понятие «реальность» является уже не природной реальностью, а лишь тем, что человек может выразить через язык. Выражая через язык понятия окружающего мира, человек преломляет их через свое сознание. Таким образом, картина мира – это не зеркальное отображение мира, а его интерпретация. Эта интерпретация, несмотря на единство законов строения человеческого языка, так же многообразна, как многообразны человеческие общества, имеющие разный социокультурный опыт.

В связи с понятием языковой картины мира автор рассматривает в заключение средства языка, которыми она создается. Язык объясняет содержание концептуальной картины мира, связывая в речи между собой слова. Поэтому к средствам создания языковой картины мира часто относят слова, формативы и средства связи между предложениями, а также синтаксические конструкции. Задействованность всех этих средств в отображении мира универсальна, в то время как национальные особенности придают картине некий национальный образ действительности. Особенно активно в создании этого образа участвуют метафорические образования.

Проведя ряд исследований и проанализировав научную литературу, автор приходит к выводу, что вопрос о природе национальной специфики языков – это вопрос о соотношении языка и мышления. Языковая картина мира как вербальное отображение концептуальной и перцептивной картин представляет собой реальность, способную оказывать вторичное влияние на формирование концептуальной картины мира каждого народа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая любую проблему, важно подходить к ней с научной точки зрения, поэтому сопоставление позиций различных ученых по исследуемой проблематике является важным и необходимым шагом на пути решения данного вопроса. Были проанализированы связь языка с мышлением и национальным характером народа, затронут вопрос влияния языка на поведение человека и народа в целом, изучены понятия концептуальной и языковой картины мира. Рассмотрев понятие картины мира, автор указала на необходимость введения нового понятия, а именно понятия перцептивной картины мира. Все названные картины мира взаимодействуют в процессе познавательной и коммуникативной деятельности, создавая особое национальное своеобразие каждого языка.

Несмотря на одинаковое строение головного мозга и на, казалось бы, одинаковую окружающую человека действительность, мы наблюдаем великое разнообразие языков в мире. Человек познает окружающую его реальность и преломляет ее не только через свое мышление, но и через усвоенную им материальную и духовную культуру данного человеческого сообщества. Результат этой мыслительной деятельности предстает в форме языка, который впитывает в себя индивидуальное восприятие окружающего мира данным народом.

Однако актуальным и открытым остается вопрос развития языковой картины на современном этапе. Ничто не статично в мире, все подвержено постоянным изменениям. Меняется реальность, с ней меняется и концептуальная картина мира, что в свою очередь влечет изменения языковой модели мира. Поэтому следующим шагом должно быть исследование языковой картины мира и ее национального своеобразия в развитии, что позволит спрогнозировать развитие и взаимовлияние языка и культуры в целом.


Скачать файл (42.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации