Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа по правовому обеспечению профессиональной деятельности - файл 1.doc


Контрольная работа по правовому обеспечению профессиональной деятельности
скачать (228.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc229kb.04.12.2011 21:23скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ГОУ СПО « Архангельский Аграрный Техникум»

Контрольная работа№1.

Вариант 8.

По предмету: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Студентки 4 курса заочного отделения.

По специальности « Экономика и бухгалтерский учет».

Андреевой Веры Александровны.

Шифр 06-БО-28
ВХ№ ___________________ домашний адрес:

Работа сдана:____________ п. Катунино ул. Катунина

Работа проверена:________ д. 6 кв. 46

Преподаватель: Акулова С.И. тел: 45-63-00


Содержание:


  1. Вопрос №26: Понятие, значение, формы хозяйственного договора.

  2. Вопрос №29: Транспортные договоры.

  3. Вопрос №38: Дисциплинарные взыскания и порядок их применения.

  4. Вопрос №48: Урегулирование экономических споров на основе предъявления претензий.

  5. Задание Б: Оформить трудовой договор с бухгалтером.


  1. Вопрос №26: Понятие, значение, формы хозяйственного договора.


Определение понятия “договор” содержится в ст. 420 Гражданского Кодекса РФ.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Данное определение полностью корреспондирует нормам о двух или многосторонних сделках (ст. 153, 154 ГК РФ), следовательно, договор - это сделка, так как всякая гражданско-правовая сделка либо устанавливает, либо изменяет, либо прекращает гражданские права и обязанности. Поэтому пунктом 2 ст. 420 ГК РФ установлено, что к договорам применяются правила о сделках, предусмотренные гл. 9 ГК.

Совокупность прав и обязанностей составляет содержание договора.

Права и обязанности сторон, выраженные в условиях гражданско-правового договора, должны отвечать принципам гражданско-правового регулирования, и прежде всего принципам равенства, автономии воли и имущественной ответственности , самостоятельности участникам договорных отношений. Только в этом случае можно вести речь о гражданских правах и обязанностях (п.1. ст. 2 ГК) или о гражданско-правовом обязательстве.

Содержание гражданско-правового обязательства, возникающего из договора раскрывается с помощью формулы, применяемой к любому гражданско-правовому обязательству: в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора (определенное действие, как - то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенных действий, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанностей (п.1 ст.307 ГК РФ)

Предметом договора являются вещи, включая ценные бумаги, недвижимость, имущественные права и другие объекты гражданских прав.

Сторонами договора могут выступать дееспособные физические лица, граждане, имеющие статус предпринимателя или юридические лица.

Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Стороны вправе также заключить так называемый смешанный договор, то есть договор, в котором содержатся элементы различных договоров (п. 3 ст. 421 ГК).

Стороны свободны в определении условий договора, которые формулируются по их усмотрению. Исключение составляют лишь случаи, когда содержание соответствующего условия договора прямо предписано законом или иными правовыми актами.

Законодательство может включать в себя императивные нормы, определяющие условия некоторых договоров. Существование императивных норм может диктоваться необходимостью обеспечения защиты либо публичных интересов, либо прав слабой стороны в гражданско-правовых, отношениях, например прав потребителей.

Условия договора должны соответствовать императивным нормам. В противном случае они будут признаны недействительными. Речь идет об обязательных для сторон правилах, установленных законами и иными правовыми актами, которые являлись действующими в момент заключения договора.

Все гражданско-правовые договоры могут быть разделены на две неравноценные категории: возмездные и безвозмездные договоры. Преобладающий характер, конечно же, носят возмездные договоры.

Характерной чертой возмездного договора является то, что сторона, исполняющая свои обязанности, должна получить за это от другой стороны плату или иное встречное предоставление, то есть суть обязательства, возникающая из возмездного договора, заключается в том, что каждая из сторон по договору имеет право требования к другой стороне, но одновременно несет перед ней и определенные обязанности.

В обязательстве, возникающем из безвозмездного договора, одна из сторон, на которой лежит обязанность предоставить какой-либо другой стороне, является исключительно должником, а другая сторона- кредитором. К числу безвозмездных договоров относится, например, договор дарения, договор безвозмездного пользования имуществом и некоторое другие.

Существенным условием всякого возмездного договора является цена, поэтому чрезвычайно важное значение будут иметь положения, регулирующие условие договора о цене (см. ст. 424 ГК).

Общим правилом для возмездных договоров является оплата товаров, работ, услуг по ценам (тарифам, расценкам, ставкам), установленным договором или иным соглашением сторон. Стороны сами устанавливают цену или включают в договор условия, позволяющие определить цену товаров, работ, услуг в момент их оплаты.

Вместе с тем в некоторых случаях, предусмотренных законом, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. л.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Государственное регулирование цен сохраняется в отношении некоторых товаров, работ и услуг (например, цены на электрическую и тепловую энергию, тарифы за перевозки грузов транспортом общего пользования). В связи с этим необходимо обратить внимание на два принципиальных положения: во-первых, сфера действия государственного регулирования цен ограничивается лишь случаями, когда это прямо предусмотрено законом; во-вторых, если в соответствии с законом допускается государственное регулирование цены, то соответствующее условие договора не может быть определено по соглашению сторон.

В этом случае товары, работы, услуги должны оплачиваться по ценам, устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами. (Под “устанавливаемыми” ценами разумеются цены и тарифы, установленные соответствующими государственными органами в твердой сумме. Что касается “регулируемых цен”, то имеются в виду ситуации, когда уполномоченные государственные органы, не устанавливая твердый размер цен и тарифов, определяют их предельный размер или коэффициенты, применяемые к ценам и тарифам, либо регулируют их иным образом.)

Обязанность оплаты полученных товаров, работ, услуг сохраняется и при отсутствии условия о цене в тексте договора. Предусмотрено правило, которое, во всех случаях позволяет определить размер подлежащей уплате суммы за переданные товары, выполненную работу, оказанные услуги в тех случаях, когда из содержания договора невозможно определить, по какой цене должен быть осуществлен расчет.

Гражданский кодекс выделяет несколько видов договоров, в том числе: обычный договор, публичный договор, договор присоединения, предварительный договор, договор в пользу третьего лица

В ст.426 содержится следующее определение публичного договора “Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)”.

Так же как и публичный договор, отдельным типом гражданско-правового договора является договор присоединения. Это понятие объединяет в единый тип те договоры, которые были заключены путем присоединения одной из сторон к условиям договора, определенным другой стороной в формулярах или иных стандартных формах.

Следующий вид договора, это договор в пользу третьего лица (ст.430), который представляет собой особую конструкцию договорного обязательства. Ранее нормы о договоре в пользу третьего лица содержались как ГК 1964 года (ст.167), так и в Основах 1991 года (ст.61). Конструкция договора в пользу третьего лица нашла широкое практическое применение в отношениях по страхованию (особенно по страхованию ответственности заемщика за не возврат кредита), перевозке грузов и некоторых других.

  • Во-первых, в таком договоре должно быть предусмотрено, что должник обязан исполнить свое обязательство не кредитору, а третьему лицу (указанному либо не указанному);

  • Во-вторых, третье лицо, в пользу которого должно быть произведено исполнение, наделяется самостоятельным правом требования в отношении должника по договорному обязательству.

Далее приводится сравнительная таблица видов договоров, составленная с учетом признаков договора.





^ Обычный договор

публичный договор

договор присоединения

Предварительный договор

^ Договор в пользу третьих лиц

требование к форме договора

устная или письменная (простая или нотариальная)

устная или письменная

устная или письменная

устная или письменная

(несоблюдение формы влечет недействительность договора)

устная или письменная

стороны договора

граждане или юридические лица

1.Коммерческая организация

2.Любое физическое или юридическое лицо

граждане и ли юридические лица

граждане или юридические лица

граждане или юридические лица

Способ вступления в договорные отношения

1.Составление документа

2.Совершение сделки

выполнение работ или оказание услуг всем обратившимся потребителям

1.Условия договора должны быть определенны одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах.

2.Условия договора принимаются другой стороной не иначе как путем присоединения к эти условиям

основной договор должен быть заключен на условиях, предусмотренным предварительным договором

заключение договора между должником и кредитором в пользу третьих лиц

Предмет договора

вещи, ценные бумаги, недвижимость имущественные права

выполнение работ или оказание услуг, составляющие содержание именно той деятельности, которая по сути своей должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого к ней обратившегося

гражданским кодексом не установлен (предполагается либо жесткое законодательное регулирование, когда условия содержащиеся в стандартных формах непосредственно вытекают из императивных норм, либо рассчитаны на отношения с массовыми потребителями )

обязательство по заключению в будущем основного договора на условиях и в сроки, предусмотренные в предварительном договоре

обязательство должника произвести исполнение договора не кредитору, а третьему лицу

Юридические последствия




не вправе выбирать партера. Отказ в заключении договора не допускается

невправе отказывать предпочтение кому-либо из партнеров

условия договора обязательны для всех потребителей

право присоединившейся стороны требовать расторжения или расторжения договора по основаниям, которые не признаются таковыми в отношении иных гражданско-правовых договорах

При несоблюдении формы сделка признается ничтожной.

Необоснованное уклонение одной из сторон, заключившей предварительный договор может повлечь требование другой стороны о понуждении заключить договор и возместить убытки

запрещение изменения, расторжения договора без согласия третьего лица с момента выражения третьим лицом намерения воспользоваться своим правом.

Отличительные признаки договоры




характер деятельности и обязательность для коммерческой организации вступить в договорные отношения с любым лицом

Способ заключения договора

Жесткие требования к форме договора

Обязательство по заключению основного договора

наличие у третьего лица самостоятельного права требования исполнения обязательств



Детальное же регулирование договорных отношений должно осуществляться применительно к отдельным видам договорных обязательств (купля-продажа, аренда, подряд, перевозка и т.д.)
2. Вопрос №29: Транспортные договоры.

2.1. Источники правового регулирования

Правовое регулирование транспортной системы имеет особое значение для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной сетью. В транспортную систему России входят железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт. Централизованное государственное регулирование всех видов транспорта осуществляет Минтранс России.

В обширном российском законодательстве о транспорте выделяется та его часть, которая регулирует гражданско-правовые отношения. Ядром, образующим систему таких отношений, является договор перевозки. Перевозка — это вид предпринимательской деятельности, направленный на перемещение грузов, пассажиров и их багажа по договору между транспортными организациями — перевозчиками и их клиентурой — пассажирами, грузоотправителями.

Однако процесс перемещения не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. К числу транспортных договоров в широком смысле должны быть отнесены и обязательства, имеющие иную юридическую природу, но опосредующие организацию и обеспечение перевозок, всего транспортного процесса. Среди них — обязательства по подаче транспортных средств, договоры об организации перевозок, фрахтования, соглашения между организациями различных видов транспорта при перевозках в прямом смешанном сообщении, договоры транспортной экспедиции и др.

В сферу перевозочных отношений не входят магистральные трубопроводы. Согласно п. 2 ст. 548 ГК к отношениям, связанным с поставкой газа, нефти, воды, применяются правила о договоре энергоснабжения.

Важнейшие нормы российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозочных отношений на всех видах транспорта, содержатся в Общей части обязательственного права ГК и части второй ГК, где имеется особая гл. 40 «Перевозка» и гл. 41 «Транспортная экспедиция». Положения этих глав ГК конкретизируются и развиваются специальными актами транспортного законодательства — прежде всего это транспортные уставы и кодексы. Из существа ст. 71 Конституции РФ и п. 2 ст. 784 ГК следует, что все они должны иметь статус федеральных законов.

В Российской Федерации действуют УЖТ, КТМ, КВВТ, Воздушный кодекс. Сохраняет свою силу в части, не противоречащей гл. 40 ГК, УАТ.

Транспортные кодексы носят комплексный характер, поскольку, регулируя деятельность определенного вида транспорта в целом, наряду с гражданско-правовыми нормами содержат и нормы публичного права.

Что же касается железнодорожного транспорта, то публично-правовые нормы, регулирующие его организацию и условия функционирования, содержатся в отдельном Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Несмотря на специфику каждого вида транспорта, многие положения транспортных уставов и кодексов близки по содержанию, что значительно облегчает осуществление транспортного процесса, особенно когда в нем участвуют несколько видов транспорта.

Для перевозок пассажиров и багажа особое значение имеет Закон о защите прав потребителей, а для перевозок грузов — Федеральный закон от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности». Нормы, относящиеся к перевозкам, содержатся в иных законах РФ.

По отдельным вопросам транспортной деятельности принимаются акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Проведение этой реформы, в частности, потребовало разработки Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703.

Важнейшей составляющей транспортного законодательства являются правила перевозок, которые на основании и в развитие транспортных уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных транспортных операций, особенности различных видов перевозок, в том числе в смешанном сообщении.

Некоторые наиболее важные условия перевозок, в частности, касающиеся прав граждан — потребителей транспортных услуг или деятельности естественных монополий на транспорте, устанавливаются актами Правительства РФ. Среди них Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111.

В большинстве остальных случаев правила перевозок утверждаются Минтрансом России. Согласно Воздушному кодексу перевозчики вправе также устанавливать свои правила перевозок при условии, что они не будут ухудшать положение клиентуры по сравнению с общими правилами. На отдельных видах транспорта правила перевозок приняты в период, предшествовавший обновлению российского транспортного законодательства, и поэтому применяются в части, не противоречащей ему.

Кроме правил перевозок на транспорте издаются тарифные руководства — сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления транспортных операций, и др.

Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер. Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности. По этим же причинам большое распространение на транспорте имеет «формулярное право», а договор перевозки, как правило, является договором присоединения. Хотя принцип свободы договора закреплен п. 2 ст. 784 ГК и во многих случаях применяется на практике, роль соглашения сторон договора перевозки как источника их прав и обязанностей фактически серьезно ограничена.

Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ. Так, Пленумом ВАС РФ принято постановление от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Перевозки, осуществляемые российскими транспортными предприятиями в международном сообщении, как правило, регулируются международными конвенциями и соглашениями. Положения внутреннего транспортного законодательства РФ к таким перевозкам применяются только в том случае, если международным договором РФ это предусмотрено или необходимо в силу имеющихся в нем пробелов.

^ 2.2. Транспортные организации. Управление транспортом

Перевозчиком может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять перевозки. Уставы наиболее крупных транспортных организаций утверждаются Правительством РФ. В настоящее время на морском транспорте действует около 10 крупных судовладельческих акционерных компаний, на воздушном — примерно столько же авиапредприятий, среди которых ведущее положение занимает ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии». Масса мелких перевозчиков, образовавшихся еще в 90-х годах прошлого века на этих видах транспорта, как, впрочем, и на автомобильном и речном транспорте, постепенно, по мере наведения элементарного порядка и в результате конкурентной борьбы сокращается.

На железнодорожном транспорте с целью создания условий для развития рыночных отношений и привлечения инвестиций происходит структурная реформа, направленная на разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, перевозочной деятельности и инфраструктуры железных дорог, создание независимых и дочерних акционерных обществ-перевозчиков на базе имущества, которым сейчас наделены самостоятельные подразделения ОАО «Российские железные дороги», с последующей их приватизацией. Правовые основы создания и деятельности ОАО «Российские железные дороги» определены Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

В большинстве крупных обществ контрольные пакеты акций принадлежат государству, которое осуществляет свои полномочия собственника через федеральные агентства, находящиеся в ведении Минтранса России.

Транспортные организации выполняют перевозки только при наличии у них лицензий на соответствующий вид деятельности, а владельцы воздушных судов, кроме того, должны получить сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Лицензирование — важнейший метод государственного регулирования транспорта. Основы лицензирования транспортной деятельности определены Законом о лицензировании отдельных видов деятельности. Главные задачи лицензирования — обеспечить безопасность движения и эксплуатацию транспортных средств, защитить права и интересы потребителей транспортных услуг. Цель — исключить возможность доступа на рынок перевозок лиц, которые не обладают необходимым парком транспортных средств, технической базой, профессионально подготовленным персоналом и не способны обеспечить безопасность транспортных операций. В процессе выдачи лицензии проводится проверка сведений и документов, представляемых заявителем, а при необходимости — независимая экспертиза.

Выдача лицензий и сертификатов транспортным организациям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая находится в ведении Минтранса России. Срок действия лицензии не может быть менее 5 лет. В Законе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче или продлении лицензии. Отказ может быть обжалован заявителем в арбитражном суде.

В силу п. 1 ст. 789 ГК перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Таким образом, у транспортных организаций возникает не только право, но и обязанность осуществлять перевозки.

Законом о естественных монополиях железнодорожные перевозки отнесены к регулируемой им сфере. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. № 787 утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте. Соответствующая функция возложена на Федеральную службу по тарифам, а в части международных транзитных перевозок по территории Российской Федерации — на Минтранс России. Действует Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами». Для отдельных видов перевозок и категорий грузов допускается дифференциация и снижение тарифных ставок. Вышеназванным актом Правительства РФ утверждены Правила предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте. Эти тарифы устанавливаются в рамках единой системы тарифов с учетом условий рынка товаров и услуг, особых условий перевозок. Они должны стимулировать развитие новых технологий в сфере железнодорожных перевозок и обеспечивать возможность пользоваться услугами транспорта всем потребителям на равных условиях. Предоставление исключительных тарифов в индивидуальном порядке не допускается.

Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки грузов морским, внутренним водным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на перевозки пассажиров в местном (пригородном) сообщении.

Помимо транспортных предприятий в практическом осуществлении перевозок важную роль играют иные предприятия и организации каждой из отраслей транспорта. На железнодорожном транспорте в ходе структурной реформы появляется новый участник транспортного процесса — владелец инфраструктуры. Им, согласно ст. 2 УЖТ, может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующий технологический комплекс (железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением, здания, сооружения и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса).

Пограничные станции организуют коммерческие операции по перегрузке экспортно-импортных грузов, таможенное оформление грузов и переоформление при необходимости транспортной документации, предоставление транспортно-экспедиторских услуг.

Широкий круг транспортных операций выполняют морские, речные порты, а также аэропорты. Они обеспечивают управление движением судов в своей зоне, обслуживание судов, включая погрузочно-разгрузочные работы, проведение складских операций, обслуживание пассажиров, местные перевозки. Кроме того, порты, выполняя комплекс операций по перевалке грузов при перевозке их с участием разных видов транспорта, обеспечивая исполнение узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов между транспортными организациями, являются важным связующим звеном смешанного сообщения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 705 морскими портами управляют их администрации, которые являются федеральными государственными учреждениями. Капитаны морских и речных судов наделены широкими полномочиями и осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и охраны порядка в порту. Для осуществления транспортно-хозяйственных функций морских портов создано федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт», находящееся в ведении Минтранса России.

Для воздушного транспорта кроме аэропортов значение имеет деятельность федерального государственной унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (Госкорпорация по ОВД).

Организации — владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортные терминалы, порты, аэропорты, органы управления движением и др. — выполняют на основе договоров, заключаемых с транспортными компаниями-перевозчиками, важные технические и коммерческие функции. На праве оперативного управления или хозяйственного ведения за этими организациями закреплены элементы технологического комплекса (инфраструктуры) соответствующего вида транспорта. Хотя в этой области не исключено наличие других форм собственности, указанные организации в своем большинстве являются государственными унитарными предприятиями или федеральными учреждениями, их услуги отнесены к сфере деятельности естественных монополий и предоставляются в установленном законом порядке. Деятельность этих организаций лицензируется, правила и цены (тарифы), по которым они оказывают большинство своих услуг, а также различные сборы регулируются Правительством РФ и устанавливаются Федеральной службой по тарифам.

^ 2.3. Договор перевозки груза в системе договоров транспортного права

1. Понятие, особенности и виды договора перевозки груза. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК). Договор перевозки груза относится к числу возмездных и реальных. Статья 115 КТМ, определяя договор морской перевозки груза, допускает возможность его квалификации в качестве консенсуального (т.е. возникающего до передачи груза перевозчику в момент заключения соглашения).

Договор перевозки груза является двусторонним. Упомянутый в определении получатель груза стороной договора не является, поскольку в заключении договора перевозки не участвует (кроме случаев, когда он является одновременно и отправителем). Поэтому перевозку груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Право получателя (т.е. третьего лица) требовать выдачи груза основывается на другом договоре, по которому он является контрагентом отправителя (купля-продажа, лизинг и др.) и который предусматривает процедуру перехода к нему права владения или собственности на товар посредством отгрузки в адрес приобретателя (ст. 224 ГК). В договоре перевозки этот товар предстает в качестве груза, но права и обязанности, связанные с его приемкой, возникают у получателя не из договора перевозки, а в силу соответствующих указаний норм транспортного законодательства при условии признания получателем своего вещного права на доставленный перевозчиком груз с намерением им воспользоваться.

Договор перевозки транспортом общего пользования в соответствии с п. 2 ст. 789 ГК является публичным (ст. 426 ГК). Поэтому, согласно ГК, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, должен публиковаться. Отсутствие или неполнота таких публикаций не может влиять на права пользователей транспортных услуг.

Договор перевозки относится к числу сделок, для которых необходима письменная форма их совершения. В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Различают договоры перевозки во внутреннем и международном сообщении. Особенности международных перевозок обусловлены тем, что они, как правило, выполняются с пересечением государственной границы и регулируются положениями международных договоров в области транспорта. Перевозки между портами внутри страны на морском транспорте называются каботажем (ст. 4 КТМ).

Специфика организации производственной деятельности каждого вида транспорта порождает не только особенности договора перевозки, связанные с его условиями, заключением и исполнением, но и его разновидности.

В частности, на железнодорожном транспорте различаются перевозки грузовой и большой скоростью (ст. 14 УЖТ). В пассажирских, почтово-багажных или грузопассажирских поездах перевозится грузобагаж (ст. 2 УЖТ). Крупные партии груза и грузобагажа перевозятся с предоставлением целого вагона — повагонная отправка, массовые грузы — маршрутными отправками.

Перевозка автомобильным транспортом согласно ст. 5 УАТ может быть городской, пригородной (на расстояние до 50 км от города), междугородней, межреспубликанской (по территории двух и более субъектов РФ), международной.

Договор перевозки транспортом общего пользования в соответствии с п. 2 ст. 789 ГК является публичным (ст. 426 ГК). Поэтому, согласно ГК, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, должен публиковаться. Отсутствие или неполнота таких публикаций не может влиять на права пользователей транспортных услуг.

Договор перевозки относится к числу сделок, для которых необходима письменная форма их совершения. В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Различают договоры перевозки во внутреннем и международном сообщении. Особенности международных перевозок обусловлены тем, что они, как правило, выполняются с пересечением государственной границы и регулируются положениями международных договоров в области транспорта. Перевозки между портами внутри страны на морском транспорте называются каботажем (ст. 4 КТМ).

Специфика организации производственной деятельности каждого вида транспорта порождает не только особенности договора перевозки, связанные с его условиями, заключением и исполнением, но и его разновидности.

В частности, на железнодорожном транспорте различаются перевозки грузовой и большой скоростью (ст. 14 УЖТ). В пассажирских, почтово-багажных или грузопассажирских поездах перевозится грузобагаж (ст. 2 УЖТ). Крупные партии груза и грузобагажа перевозятся с предоставлением целого вагона — повагонная отправка, массовые грузы — маршрутными отправками.

Перевозка автомобильным транспортом согласно ст. 5 УАТ может быть городской, пригородной (на расстояние до 50 км от города), междугородней, межреспубликанской (по территории двух и более субъектов РФ), международной. Перевозки автомобильным транспортом принято разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортное предприятие традиционно заключает договор с отправителем, по указанию которого груз доставляется получателю. При децентрализованных перевозках, перевозчик заключает договор с получателем, по указанию которого забирает груз в порту или на станции и доставляет его к месту назначения — получателю.

Как правило, перевозки — независимо от количества участвующих в них последовательных перевозчиков — осуществляются по одному договору перевозки с выдачей одного транспортного документа на весь маршрут следования. При этом договор заключается только с одним перевозчиком в пункте отправления. Первый перевозчик действует (как представитель) от имени всех последующих. Каждый из соперевозчиков несет ответственность за выполнение перевозки в целом; правда, требования по перевозке могут предъявляться, как правило, только перевозчикам, заключившим договор перевозки или выдавшим груз в месте назначения. В последующем транспортные организации производят между собой взаиморасчеты, связанные с перевозкой.

На воздушном транспорте отношения последовательных перевозчиков оформляются договорами, предусматривающими взаимное признание перевозочных документов, выданных каждым из них, и потому носят характер комиссии. Авиакомпания, заключившая договор перевозки по всему маршруту, выступает по отношению к своему партнеру, выполнившему часть этой перевозки, как комиссионер. На железнодорожном транспорте перевозки пассажиров, грузов между железнодорожными станциями в РФ с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу именуются перевозками в прямом железнодорожном сообщении (ст. 2 УЖТ).

Если перевозка осуществляется по единому транспортному документу (транспортной накладной), по нескольким видам транспорта она именуется прямым смешанным сообщением, или комбинированной перевозкой. Статья 788 ГК предусматривает принятие закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Порядок организации таких перевозок и взаимоотношения соперевозчиков определяются соглашениями между ними.

Нашла применение новая юридическая договорная конструкция смешанного сообщения, где организацию перевозок берет на себя оператор — как правило, крупная транспортная организация или экспедитор. Оператор смешанной перевозки (ОСП) заключает договор перевозки с грузовладельцем и несет перед ним ответственность за всю транспортировку. В случае несохранности груза или просрочки его доставки ОСП возмещает грузовладельцу причиненный ущерб, а затем в порядке регресса привлекает к ответственности перевозчика, на участке которого возникли убытки.

^ 2. Иные транспортные договоры. По формам эксплуатации транспорта различают перевозки, которые осуществляются в регулярном (линейном) сообщении и рассчитаны на сравнительно небольшие отправки. Они подчинены условиям (правилам) перевозок транспортных организаций и удостоверяются коносаментом или грузовой накладной. Однако перевозки больших партий грузов, массовых или в количестве, достаточном для загрузки всего транспортного средства или его части, могут выполняться без твердого расписания (на нерегулярной основе) с предварительным заключением особого договора. Он предусматривает предоставление для перевозки всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов и специальные условия организации такой перевозки. Такой договор называется договором фрахтования или чартером. Сторонами его являются фрахтовщик (транспортная организация) и фрахтователь (как правило, грузовладелец, туристическая фирма и т.п.). Чартерные перевозки как грузов, так и пассажиров выполняются на речном и воздушном транспорте. Чартер на морском транспорте применяется только при перевозках грузов.

Статья 787 ГК, выделяя договору фрахтования в системе транспортных обязательств особое место, предусматривает, что его форма и порядок заключения устанавливаются транспортными уставами и кодексами. При перевозках на зафрахтованных судах за транспортной организацией, как правило, сохраняется обязанность выдать отправителю накладную или коносамент, а пассажиру билет, т.е. заключить договор перевозки. При этом условия чартера обязательны для получателя груза и пассажира только в том случае, если в перевозочном документе (коносаменте, накладной, билете) имеется соответствующая оговорка. Правила перевозок транспортных организаций применяются к чартерным перевозкам, если не оговорены договором фрахтования иные условия. Условия чартера содержатся в типовых проформах, разрабатываемых фрахтовщиками, однако в отличие от условий перевозочных документов являются предметом обсуждения и согласования сторон чартера. Чартер не относится к числу публичных договоров.

Тем не менее, согласно КТМ (ст. 115) и КВВТ (ст. 67) чартер является разновидностью договора перевозки груза, который заключается с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных помещений. Воздушный кодекс (ст. 104) воспроизводит лишь определение договора фрахтования, содержащееся в ГК, однако не относит воздушный чартер к числу документов, удостоверяющих договор перевозки (ст. 105). Поэтому при необходимости к отношениям, возникающим из этого договора, могут применяться положения ГК об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 632-641).

Видом аренды является тайм-чартер — договор фрахтования судна на время, который распространен на морском транспорте и которому в КТМ посвящена гл. Х. По этому договору судовладелец обязуется предоставить фрахтователю за вознаграждение на определенный срок судно и услуги экипажа как для перевозки грузов, так и для перевозки пассажиров, а также иных целей. Транспортные средства могут арендоваться и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Такая аренда на всех видах транспорта также регулируется § 3 гл. 34 ГК, а на морском — специальной гл. ХI КТМ, где именуется бербоутчартером. (Подробнее об этих договорах см. гл. 31 Учебника.)

Крупные грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов заключают с транспортными организациями долгосрочные договоры об организации перевозок, которые предусматривают обязательства сторон по приемке и предъявлению грузов к перевозке в установленные сроки (период навигации) и обусловленном объеме (ст. 798 ГК). В договорах предусматриваются условия подачи транспортных средств и предъявления грузов, порядок расчетов и иные условия организации перевозки. Договорами перевозки они по своей природе не являются, но без них осуществление транспортного процесса во многих случаях невозможно.

В связи со структурной реформой на железнодорожном транспорте появился новый важный договор транспортного права — договор об оказании услуг по использованию перевозчиком инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ст. 50 УЖТ). Он заключается с владельцами инфраструктуры железных дорог и является публичным. Договор определяет объемы и сроки перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов, а также ответственность сторон при нарушении ими своих обязательств. Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования содержат примерные формы таких договоров и запросов об оказании услуг.

Более двух третей всего объема погрузочно-разгрузочных операций на железнодорожном транспорте происходит на подъездных путях необщего пользования, но связанных с общей сетью железных дорог. Часть подъездных путей принадлежит владельцам инфраструктуры, а часть — крупным грузоотправителям. Основные принципы эксплуатационной работы на подъездных путях определены в гл. IV УЖТ. Грузовладельцы, имеющие собственные подъездные пути, заключают с перевозчиком договоры на их эксплуатацию в полном объеме, включая порядок содержания и ремонта. Грузовладельцы, имеющие склады и погрузочно-разгрузочные площадки на подъездных путях, принадлежащих владельцу инфраструктуры, заключают договоры только на подачу и уборку вагонов. Указанными договорами устанавливаются порядок работы локомотивов, подачи вагонов к местам погрузки или выгрузки, а также уборки вагонов с этих мест, технологические сроки оборота вагонов, контейнеров и нормы погрузки и выгрузки грузов из вагонов. Типовые формы указанных договоров предусмотрены в правилах перевозок.

В целях рациональной организации работ по обеспечению смешанных перевозок грузов, в особенности операций по передаче грузов в пунктах перевалки, их централизованном завозе и вывозе со станций и портов, ст. 799 ГК предусмотрено заключение соответствующих договоров, а также узловых соглашений между предприятиями различных видов транспорта (транспортными организациями, портами и иными владельцами инфраструктуры транспорта). Эти договоры могут быть охарактеризованы как договоры об оказании услуг, однако нормы об этом договоре в ГК весьма кратки. В силу ст. 783 ГК к договорам на централизованный завоз (вывоз) грузов и узловым соглашениям субсидиарно должны применяться общие положения о договоре подряда (§ 1 гл. 37 ГК) в части, не урегулированной гл. 40 ГК и транспортным законодательством.

Особым видом транспортных обязательств является буксировка. Договор буксировки весьма распространен на морском и речном транспорте. По этому договору владелец одного судна (буксировщик) обязуется за вознаграждение буксировать (посредством тяги или толкания) другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние, либо в течение определенного времени, либо для выполнения маневров на акватории порта. На морском транспорте буксировка осуществляется в соответствии с гл. ХII КТМ, а на внутреннем вод-ном — в соответствии с гл. XII КВВТ. Договор буксировки предусматривает обязанности владельца буксируемого объекта по его укомплектовке экипажем и приведению в состояние, годное для буксировки, распределение обязанностей по управлению буксировкой и ответственность сторон за ущерб, причиненный в ходе буксировки. На внутреннем водном транспорте к отношениям по буксировке субсидиарно применяются положения КВВТ о перевозке груза (п. 6. ст. 88).

Особое место в системе транспортных обязательств занимает договор транспортной экспедиции, которому посвящена гл. 41 ГК (§ 8 настоящей главы Учебника).

^ 2.4. Договор перевозки пассажира

По этому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за его провоз (ст. 786 ГК). Договор перевозки пассажира, имея ту же природу, что и договор перевозки груза, существенно отличается от него своим содержанием и условиями.

Прежде всего, договор перевозки пассажира является консенсуальным. Он заключен в момент выдачи пассажирского билета, которым и удостоверяется. В билете указываются все существенные условия договора, включая условия бесплатной перевозки детей и ручной клади пассажира. В части перевозки багажа договор носит реальный характер, поскольку оформляется багажной квитанцией при его сдаче перевозчику.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются Минтрансом России, правилами перевозок. Часто они объединены в один документ. На отдельных видах транспорта (например, воздушном, железнодорожном) пассажирский билет является именным и не подлежит передаче другим лицам. Допускается выдача групповых билетов. Утерянные билеты не возобновляются, если у перевозчика отсутствует возможность подтвердить факт заключения договора и выдачи билета.

Поскольку договор перевозки пассажира является публичным, перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только при отсутствии свободных мест или по состоянию здоровья самого пассажира. Договор является двусторонним и возмездным. Стоимость перевозки пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд, компенсируется за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 ГК).

На железнодорожном, внутреннем водном транспорте пассажир имеет право перевезти бесплатно (без предоставления отдельного места) одного ребенка до 5 лет, а на льготных условиях — детей до 10 лет (ст. 83 УЖТ, ст. 100 КВВТ). В соответствии с Воздушным кодексом и КТМ пассажир вправе бесплатно перевезти одного ребенка в возрасте не старше 2 лет (без предоставления ему отдельного места). Других детей до 2 лет, а также детей от 2 до 12 лет — в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса, п. 2 ст. 181 КТМ).

Пассажир вправе сдавать к перевозке вещи и предметы в качестве багажа, с оплатой по установленному тарифу, для доставки их к месту назначения в специальных багажных помещениях под ответственность перевозчика. Пассажир вправе объявлять ценность сданного багажа с уплатой установленного сбора. Как правило, багаж доставляется тем же рейсом или транспортным средством, что и пассажир. На воздушном транспорте устанавливаются нормы бесплатного провоза багажа по весу, минимальная норма составляет 10 кг.

Несданные в багаж и оставленные при себе вещи пассажир может провозить при условии, что они по своим размерам и весу могут быть размещены на специально отведенных местах транспортного средства (в пассажирском вагоне, салоне, каюте и т.п.) и будут находиться под наблюдением пассажира. Такие вещи именуются «ручная кладь», а на морском транспорте — «каютный багаж».

Перевозчик обязан предоставить пассажиру место согласно купленному билету, а при невозможности этого — другое место. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница, однако пассажир вправе отказаться от предложенной замены. Это — «вынужденный отказ», при котором перевозчик полностью возвращает стоимость проезда (п. 2 ст. 795 ГК). Такая ситуация возникает и при задержке отправления транспортного средства по расписанию и в случае болезни пассажира. В последнем случае пассажир вправе (вместо отказа от договора) продлить годность уже купленного билета.

Пассажир может расторгнуть договор в любой момент до начала перевозки или в пути, получив стоимость билета за вычетом установленного сбора и части тарифа, соответствующей пройденному расстоянию («добровольный отказ»). Вместе с тем остановки в пути следования пассажир вправе делать и без расторжения договора перевозки.

Многие из указанных правил не применяются при чартерных перевозках пассажиров на зафрахтованных судах. Такие перевозки осуществляются на нерегулярной основе, по сниженным ценам (групповым тарифам). Правила перевозок применяются к ним в части, не противоречащей договору фрахтования, а также специальным правилам и тарифам перевозчика (см. § 3 настоящей главы).

^ 2.5. Транспортная экспедиция

Организация и осуществление перевозок грузов является сложным процессом и требует профессиональных знаний и навыков не только от перевозчиков, но и отправителей грузов. Договор транспортной экспедиции дает возможность предпринимателям, имеющим потребность в перевозках своей продукции, более экономично и рационально их организовать, переложив эти заботы на плечи специализированных хозяйствующих субъектов — экспедиторов. Договор транспортной экспедиции получил законодательное урегулирование в специально посвященной ему гл. 41 ГК (ст. 801-806). Это отражает возрастающее значение договора экспедиции в условиях рынка и наличие у него ряда особенностей, требующих правового урегулирования.

Более полно условия договора транспортной экспедиции, имущественная ответственность его сторон, а также порядок предъявления претензий и исков определяются предусмотренным ст. 801 ГК Федеральным законом от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности»1 (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). В соответствии со ст. 2 этого акта Правительством РФ должны утверждаться правила такой деятельности, содержащие подробные указания о порядке оформления и осуществления экспедиционных услуг, требования к их качеству.

В части, не противоречащей ГК, сохраняют свое действие положения УАТ, где имеется краткий раздел о транспортно-экспедиционных услугах автомобильного транспорта, содержащий отсылку к общим правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотранспортом РСФСР 30 июля 1971 г.), разд. 27 которых посвящен правилам транспортно-экспедиционного обслуживания.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузовладельца) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК). Таким образом, предметом договора транспортной экспедиции являются исключительно услуги, связанные с перевозкой, кроме самой перевозки, что отличает этот договор от схожих с ним (договоры возмездного оказания услуг, поручения, комиссии, агентирования и др.) и объясняет его самостоятельное место в системе обязательств.

Перечень услуг, предоставляемых экспедитором (см. далее), говорит о том, что они могут быть не только юридическими, но и носить характер фактических действий. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всего комплекса операций по обслуживанию груза «от склада до склада», а при частичном — функции экспедитора ограничиваются определенными этапами транспортировки или видами операций.

Возможны также длящиеся договоры. Договор транспортной экспедиции широко применяется при организации централизованного завоза и вывоза грузов с железнодорожных станций и портов. Выполнение отдельных разовых операций часто оформляется путем подачи клиентом заявки и принятием ее к исполнению экспедитором.

В качестве клиентов по договору могут выступать как предприниматели, так и граждане; в последнем случае к отношениям применяются нормы Закона о защите прав потребителей.

Экспедитором может быть только предприниматель. Часто в этом качестве выступают специализированные экспедиторские фирмы, порты, консолидирующие небольшие отправки в крупные партии грузов в интересах транспортных организаций. Так, условиями договора морского агентирования (ст. 237 КТМ) привлечение грузов для линейных перевозок, сбор фрахта и экспедирование грузов может возлагаться судовладельцем на морского агента, который заключает договоры транспортной экспедиции непосредственно с отправителями или получателями грузов.

Согласно п. 2 ст. 801 ГК обязанности экспедитора может исполнять и сам перевозчик груза — ситуация наиболее распространенная при автомобильных перевозках. В этом случае одно и то же лицо будет выполнять функции, составляющие содержание разных договоров с несовпадающими правами и обязанностями.

Экспедитор без согласования с клиентом вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если тому не препятствуют условия договора транспортной экспедиции. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом (ст. 805 ГК).

Договор транспортной экспедиции, как правило, является консенсуальным, но может быть и реальным, особенно когда в качестве экспедитора выступает сам перевозчик. Договор транспортной экспедиции заключается в простой письменной форме. Принимая груз, экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ (расписку). При необходимости клиент выдает экспедитору доверенность (ст. 802 ГК). Тот, в свою очередь, обязан представить клиенту оригиналы договоров, заключенных от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

3. Вопрос №38: Дисциплинарные взыскания и порядок их применения.
Дисциплинарное взыскание – это установленные трудовым законодательством меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям трудовой дисциплины за совершение дисциплинарного проступка.

Дисциплинарный проступок представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Привлечение к дисциплинарной ответственности возможно при наличии следующих условий: 1) совершение дисциплинарного проступка; 2) противоправность деяния; 3) наличие вины работника.

В соответствии со статьёй 192 ТК РФ за нарушении трудовой дисциплины администрация предприятий, учреждений и организаций может применять следующие виды дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.
^ Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
При наложении взысканий учитываются тяжесть совершенного проступка, обстоятельства его совершения, форма вины, предшествующая работа и поведение работника. Необходимым условием привлечения к дисциплинарной ответственности является письменное объяснение работника.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Взыскание может быть применено не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается производство по уголовному делу, начатое в связи с разбирательством о совершении проступка.

За каждый проступок может быть применено только одно взыскание, запрещено одновременное применение двух взысканий.

Законодательством установлены гарантии работника при наложении взысканий: 1) обязанность администрации объявить под расписку работнику, подверженному взысканию, приказ или постановление о применении взыскания; 2) представление работнику права обжаловать дисциплинарное взыскание в государственной инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течении одного года со дня применения взыскания работник не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не подвергавшимся взысканию. Взыскание может быть снято и до истечения одного года. (ст.194 ТК РФ)
4. Вопрос №48: Урегулирование экономических споров на основе предъявления претензий.
Экономические споры – это разногласия между субъектами экономических отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений.

По некоторым категориям споров заинтересованное лицо, прежде чем обратиться в суд, должно принять меры к урегулированию разногласий путем непосредственных переговоров с другой стороной, или, иными словами, соблюсти досудебный порядок урегулирования спора.

Одной из разновидностей досудебного порядка является претензионный порядок, предусмотренный законом для некоторых категорий экономических споров. Так, например, до предъявления к перевозчику (железной дороге, морскому или речному пароходству, авиа- или автотранспортному предприятию) иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии – письменного требования уплатить неустойку, возместить убытки и другое. И лишь в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок грузоотправитель или грузополучатель вправе обратиться с иском в суд. Претензионный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен и самими сторонами в договоре, хотя по закону он и не требовался.

Если для конкретного спора законом или договором установлен досудебный порядок, в том числе претензионный, к исковому заявлению, подаваемому в суд, обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом этого порядка. В случае, если будет установлено, что досудебный порядок истцом не соблюден, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
5. Задание Б: Оформить трудовой договор с бухгалтером

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР No. 4

с бухгалтером

(срочный; без испытания)
г. Архангельск «15»января 2009г.


ООО «Ваден», именуемая в дальнейшем "Организация", в лице Денисова В.П., действующего на основании устава, с одной стороны, и Пономарева Ольга Васильевна, именуемая в дальнейшем "Работник", с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
^ 1. ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
1.1. Работник принимается в Организацию для выполнения работы по должности бухгалтера с окладом 10000-00 рублей в месяц.

1.2. Работник обязан приступить к работе с "16"января 2009 г.

1.3. Настоящий трудовой договор заключен на срок три года и вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами.
Примечание. Организация является субъектом малого предпринимательства (свидетельство о внесении в реестр ^ No. 1125682154 от "13"мая 2003 г.). В связи с чем, на основании абз. 5 ст. 59 ТК РФ, Организацией могут заключаться срочные трудовые договоры по ее инициативе либо по желанию Работника.

1.4. Работа в Организации является для Работника основным местом работы.
^ 2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Работник подчиняется непосредственно главному бухгалтеру Злобину Николаю Нколаевичу.

2.2. Работник обязан:

2.2.1. Выполнять следующие должностные обязанности:

- вести бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности по вопросам учета ОС и материалов ;

- проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности в области учета ОС и материалов ;

- осуществлять прием, контроль, учет и обработку бухгалтерской документации, подготавливать необходимые документы для проведения банковских операций отдела бухгалтерии;

- производить начисление и перечисление платежей в бюджет по налогам , а также по заработной плате;

- обеспечивать составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;

- следить за сохранностью вверенных ему бухгалтерских документов;

- соблюдать при исполнении своих должностных обязанностей Налоговый кодекс РФ, другие законы, нормативные акты Правительства РФ, Минфина РФ, Центробанка РФ и Госналогслужбы РФ по вопросам финансово - хозяйственной деятельности Организации;

- в рамках своей компетенции выполнять качественно и своевременно поручения, задания и указания главного бухгалтера, руководящих должностных лиц Организации, в том числе поручения по вопросам деятельности Организации;

- осуществлять иные функции по заданию главного бухгалтера и руководителя Организации.

2.2.2. Соблюдать установленные в Организации Правила внутреннего трудового распорядка, производственную и финансовую дисциплину, добросовестно относиться к исполнению своих должностных обязанностей, указанных в подп. 2.2.1 настоящего трудового договора.

2.2.3. Беречь имущество Организации, не разглашать информацию и сведения, являющиеся коммерческой тайной Организации.

2.2.4. Не давать интервью, не проводить встречи и переговоры, касающиеся деятельности Организации, без разрешения ее руководства.

2.2.5. Соблюдать требования охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

2.2.6. Способствовать созданию благоприятного делового и морального климата в Организации.

2.3. Организация обязуется:

2.3.1. Предоставить Работнику работу в соответствии с условиями настоящего трудового договора. Организация вправе требовать от Работника выполнения обязанностей (работ), не обусловленных настоящим трудовым договором, только в случаях, предусмотренных законодательством о труде РФ.

2.3.2. Обеспечить безопасные условия работы в соответствии с требованиями Правил техники безопасности и законодательства о труде РФ.

2.3.3. Выплачивать премии, вознаграждения в порядке и на условиях, установленных в Организации, оказывать материальную помощь с учетом оценки личного трудового участия Работника в работе Организации в порядке, установленном Положением об оплате труда в Организации и иными локальными актами Организации.

2.3.4. Осуществлять социальное страхование Работника от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.3.5. Оплачивать в случае производственной необходимости в целях повышения квалификации Работника его обучение.

2.3.6. Ознакомить Работника с требованиями охраны труда и Правилами внутреннего трудового распорядка.
^ 3. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
3.1. Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 (сорок) часов. Выходными днями являются суббота и воскресенье.

Работа в Организации не производится в следующие праздничные дни:

- 1 и 2 января - Новый год;

- 7 января - Рождество Христово;

- 23 февраля - День защитника Отечества;

- 8 марта - Международный женский день;

- 1 и 2 мая - Праздник Весны и Труда;

- 9 мая - День Победы;

- 12 июня - День России;

- 7 ноября - годовщина Октябрьской революции, День согласия и примирения;

- 12 декабря - День Конституции Российской Федерации.

3.2. Труд Работника по должности, указанной в п. 1.1 договора, осуществляется в нормальных условиях.

3.3. Работнику ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Отпуск за первый год работы предоставляется по истечении шести месяцев непрерывной работы в Организации.

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, по просьбе Работника отпуск может быть предоставлен до истечения шести месяцев непрерывной работы в Организации.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной Организации.

3.4. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам Работнику по его заявлению может быть предоставлен кратковременный отпуск без сохранения заработной платы.

3.5. При выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др. Работнику производятся соответствующие доплаты:

3.5.1. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в двойном размере.

3.5.2. Работнику, выполняющему у одного и того же Работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере -4000 рублей.

3.5.3. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. По желанию Работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

3.6. Время простоя по вине Работодателя, если Работник в письменной форме предупредил Работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада) Работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от Работодателя и Работника, если Работник в письменной форме предупредил Работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада).

Время простоя по вине Работника не оплачивается.

3.7. Условия и размеры выплаты Организацией Работнику поощрений устанавливаются в размере 2500-00 рублей.
^ 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником своих обязанностей, указанных в настоящем договоре, нарушения трудового законодательства, Правил внутреннего трудового распорядка Организации, а также причинения Организации материального ущерба он несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ.

4.2. Организация несет материальную и иную ответственность, согласно действующему законодательству, в случаях:

а) незаконного лишения Работника возможности трудиться;

б) причинения Работнику ущерба в результате увечья или иного повреждения здоровья, связанного с исполнением им своих трудовых обязанностей;

в) причинения ущерба имуществу Работника;

г) задержки заработной платы;

д) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В случаях, предусмотренных в законе, Организация обязана компенсировать Работнику моральный вред, причиненный неправомерными действиями Организации.

4.3. Работник несет полную материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им Организации, так и за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
^ 5. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
5.1. Основанием для прекращения настоящего трудового договора является:

1) соглашение сторон (статья 78 ТК РФ);

2) истечение срока трудового договора (пункт 2 статьи 58 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

3) расторжение трудового договора по инициативе Работника (статья 80 ТК РФ);

4) расторжение трудового договора по инициативе Работодателя (статья 81 ТК РФ);

5) перевод Работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

6) отказ Работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества Организации, изменением подведомственности (подчиненности) Организации либо ее реорганизацией (статья 75 ТК РФ);

7) отказ Работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора (статья 73 ТК РФ);

8) отказ Работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением (часть вторая статьи 72 ТК РФ);

9) отказ Работника от перевода в связи с перемещением Работодателя в другую местность (часть первая статьи 72 ТК РФ);

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 ТК РФ);

11) нарушение установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ);

12) иные основания, предусмотренные законодательством РФ.

5.2. Во всех случаях днем увольнения Работника является последний день его работы.
^ 6. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
6.1. На период действия настоящего трудового договора на Работника распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым законодательством РФ.

6.2. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией Организации (пункт 1 статьи 81 ТК РФ) или сокращением численности или штата работников Организации (пункт 2 статьи 81 ТК РФ) увольняемому Работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным Работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения Работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

6.3. При расторжении трудового договора по причине:

- несоответствия Работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (подпункт "а" пункта 3 статьи 81 ТК РФ);

- призыва Работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 статьи 83 ТК РФ);

- восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 статьи 83 ТК РФ);

- отказа Работника от перевода в связи с перемещением Работодателя в другую местность (пункт 9 статьи 77 ТК РФ) Работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка.

Соглашением сторон или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
^ 7. ВИДЫ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
7.1. Организация гарантирует обеспечение страхования Работника в системе обязательного социального страхования, страховым обеспечением по которому является:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
^ 8. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
8.1. Условия настоящего трудового договора носят конфиденциальный характер и разглашению не подлежат.

8.2. Условия настоящего трудового договора имеют обязательную юридическую силу для сторон. Все изменения и дополнения к настоящему трудовому договору оформляются двусторонним письменным соглашением.

8.3. Споры между сторонами, возникающие при исполнении трудового договора, рассматриваются в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

8.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим трудовым договором, стороны руководствуются законодательством РФ, регулирующим трудовые отношения.

8.5. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых хранится в Организации, а другой - у Работника.
^ 9. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Организация: ООО «Ваден» Архангельская область, п. Сельменьга, ул.Двинская дом 11.
Работник: Пономарева Ольга Васильевна,

паспорт: серия 1103, No. 926589,

выдан Приморским РОВД Архангельской области «02» августа 2003 г.,

зарегистрирован по адресу: Архангельская обл. п. Катунино. Ул. Катунина дом 6 кв.46 .
^ 10. ПОДПИСИ СТОРОН
Организация: _____________________
Работник: ________________________

Использованная литература:


    1. Абдулаев М.И. Правоведение: Учебник для вузов М.: Финансовый контроль 2004

    2. Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. Учебное пособие – М.: Эксмо, 2007.

    3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник/под ред. Д.О. Тузова, В.С. Аракчеева – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006.

    4. Садиков О.Н. Гражданское право: Учебник. Том I М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М» 2006

    5. Садиков О.Н. Гражданское право. Учебник. Том 2 М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М» 2006



Скачать файл (228.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru