Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Партии и выборы - файл 1.doc


Реферат - Партии и выборы
скачать (158.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc159kb.04.12.2011 22:27скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Содержание:


1. Истоки и факторы формирования партий. 2

2. Понятие политической партии. 4

3.Типология партий. 7

4. Функции партий. 9

5. Сущность и разновидности партийных систем. 11

6. Избирательная кампания. 13

7. Основные типы избирательной системы. 15

8. Становление многопартийной системы в России. 17

Схемы №1, 2. 19

Список использованной литературы. 21

1. Истоки и факторы формирования партий.


Партиями называли соперничавшие между собой группировки в Древнем Риме конца II – начала I века до н.э. Они называли себя «оптиматы» (от латинского optimum, сто значит «наилучший»). Такую группировку образовали, в частности, представители римской знати – нобилитета, объединившиеся вокруг своего вождя – аристократа Луция Корнелия Суллы (с 82 по 79 г. до н.э. – римский диктатор). Оптиматы отстаивали в первую очередь интересы аристократии, права и привилегии сенаторского сословия, в частности, на владение землями. Оптиматам противостояли популяры (от латинского populus – народ). Таким названием они были обязаны тому, что отстаивали, хотя бы на словах, интересы народа. Их вождем стал другой римский полководец и государственный деятель Гай Марий (I в. до н.э.). Но и эти группы людей, объединенные вокруг своих лидеров, не были еще политическими партиями в современном смысле слова. Они не имели оформленной программы действий, четкой внутренней структуры; их деятельность не регламентировалась никакими законами. Все, что их связывало, – это общность интересов в конкретный момент времени и личность вождя.

Зачатки партий существовали в Средние века и в эпоху Возрождения, особенно там, где существовали сильные города-республики с довольно развитыми традициями самоуправления, гражданской ответственности и активности. Население таких городов, помимо всего прочего, отличал высокий уровень образованности, культуры, свободолюбия. К их числу относились Венеция, Флоренция, Гения, Новгород, Псков. Назовем, к примеру, антимосковскую партию в Новгороде Великом, которую в середине XV в. возглавляла представительница знатного боярского рода Марфа Борецкая. Эта партия отстаивала независимость Новгорода от Москвы, сохранение вольностей, традиций, места и роли в экономической и политической жизни стран балтийского региона.

В XV–XVI вв. активно формировались политические группировки в итальянских государствах. Широко использовать слово «партия» для обозначения подобных группировок стал итальянский мыслитель и дипломат Н. Макиавелли, подробно рассказавший в своей книге «История Флоренции» о перипетиях политической борьбы, междоусобицах, раздиравших это государство на рубеже веков.

Формирование политических партий в современном значении этого слова относится к гораздо более поздним временам. Их истоки прослеживаются в Англии в середине XVII в. Во время Английской революции выделились индепенденты, пресвитериане и левеллеры, а к концу века оформились две группировки в английском парламенте – тори (первоначально это была презрительная кличка ирландских католиков) и виги («виггаморы») – так называли шотландских протестантов. В течение XVIII в. партии тори и вигов оформились, создали свои программы. Первая из них стала консервативной, вторая – либеральной. В 1831 г. тори основали «Чарлтон Клуб», а в 1836 г. виги – «Реформ Клуб». В 1832 г. обе партии были конституированы, то есть их деятельность была законодательно оформлена.

XIX в. с полным основанием можно назвать веком формирования и развития партий в странах Европы, в Соединенных Штатах Америки.

В России активный процесс образования политических парламентских партий начался в ходе революции 1905-1907 гг. Сформировались правые, монархические партии: Совет объединенного дворянства, Союз русского народа, Союз Михаила Архангела; партии политического центра: Конституционно-демократическая партия («кадеты») или Партия народной свободы, партия «Союз 17 октября» («октябристы»), отстаивавшие интересы российских предпринимательских кругов, торгово-промышленная партия и целый ряд других, менее влиятельных. Леворадикальными, революционными партиями были: Российская социал-демократическая рабочая партия, в которой выделилось два крыла – более умеренное («меньшевики») и более радикальное («большевики»); партия социалистов-революционеров («эсеры»); партия народных социалистов.

Массовые политические партии в Европе начали формироваться во второй половине XIX в. Первой массовой политической партией (1861) явилась либеральная партия Англии; в 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия – Всеобщий Германский Рабочий Союз, основанный Лассалем. К концу XIX в. массовые партии (в основном – социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы. Можно назвать две основные причины возникновения массовых политических партий:

  1. распространение всеобщего избирательного права, существенно расширившего сферу участия в политике;

  2. организационное развитие рабочего класса, что проявилось двояко: организующийся пролетариат создавал массовые партии, защищавшие его интересы в парламенте и вне его; конкурентная необходимость традиционных политических группировок противопоставить растущей численности пролетарских партий, соответствующим образом трансформированные собственные организационные структуры.

Так, в Великобритании избирательным правом в 1830 г. пользовалось 200 тыс. человек, в 1832 г. – 600 тыс., а в 1883 г. уже 9 млн. граждан. К началу XX в. некоторые партии достигли высокого, даже по современным меркам, уровня массовости: социал-демократическая партия Германии насчитывала в 1913 г. около одного миллиона членов, а на выборах в рейхстаг в 1912 г. получила 35 % голосов – ее поддержало более 4,5 млн. человек.

В XX в. появились массовые партии, по сути сливавшиеся с государством и монополизировавшие всю политическую деятельность в стране. Такими партиями стали: фашистская партия Б. Муссолини в Италии, национал-социалистская партия А. Гитлера. В Советском Союзе массовой партией стала Всесоюзная коммунистическая пария (большевиков), позже переименованная в Коммунистическую партию Советского Союза. Многомиллионный отряд коммунистов представляла и представляет Коммунистическая партия Китая.

В странах Азии, Африки и Латинской Америки партии вырастали из национально-освободительных движений, отличались тесной связью с общинными, племенными и религиозными структурами, нередко являли собой своеобразные партии-фронты. Широкое распространение получили национально-демократические организации и партии.

В целом можно говорить в двух исторических направлениях формирования и становления партий.

Одно связано с тем, что партии формируются и создаются из парламентских объединений и фракций и соотносятся в своем становлении и развитии с электоральным полем и процедурами реализации гражданского избирательного права. Сначала Великобритания, Франция и особенно соединенные Штаты Америки, а сегодня это все страны Европы и особенно Россия демонстрируют парламентско-избирательный механизм создания и утверждения гражданской целесообразности политических партий. Это историческое направление можно определить как электорально-парламентское.

Другое направление формирования партий связано с внешними, негосударственными и неполитическими факторами, когда партии образуются из различных общественных объединений, союзов и организаций. Таким путём политическую партию могут создать весьма многочисленные объединения и движения.
^

2. Понятие политической партии.


Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.

Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, представляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, конечно, обусловлены либо многопартийным, либо однопартийным характером политической системы, обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. «Для политической борьбы, – отмечал известный российский политик А.И.Лебедь, – ничего лучше партий в мире не придумано».

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX в. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по всем иным культурным регионам современного мира.

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей, придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном процессе – одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Однако характеристика парий как «машин для выборов» справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования, сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров как на общенациональном, так и на местном уровнях на «вхождение» во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой «народной поддержки».

Партии – это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими политическими убеждениями лиц. Основные цели партий так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне-, и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

1) долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

2) существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

3) нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее;

4) поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

^ Первый критерий (долговременности организации) позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.

^ Второй критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) отличает партию от простой парламентской группы, которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.

^ Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет установить разницу между политически партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий – овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.

^ Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение.

Политические партии – это такие политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они предстают в роли институтов-посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.

Политические партии как самодеятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыть, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.

Социальная база политической партии – лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете, выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие «вывески» использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.
^

3. Типология партий.


В классификации партий политологи применяют самые разные подходы. С конца XIX в. и до середины XX в. преобладал метод деления партий по критериям организационного строения партий, характера членства. С учётом первого критерия партии делятся на три группы: 1) децентрализованные, или не имеющие четкой организационной структуры. К этой группе относятся многие партии (например, Демократическая и Республиканская партии США, экологические движения) западного полушария; 2) массовые централизованные партии; прежде всего это партии Социнтерна; 3) строго централизованные, с жесткой структурой и дисциплиной партии; к ним относятся коммунистические, национально-демократические и другие партии.

Ортодоксальные последователи марксистской традиции подразделяют партии по классовому принципу. Ими выделяются соответственно пролетарские, мелкобуржуазные, буржуазные и монархические партии.

Представители реформистского направления (Ю.О.Мартов, М.Вебер) не связывали типологию партий с интересами того или иного класса. Мартов выделял четыре типа партий: реакционно-консервативные, умеренно-консервативные, либерально-демократические, революционные – по их отношению к существующей государственной системе, методам и средствам реформирования общества.

Марксистский принцип классификации партий сегодня нуждается в соответствующей корректировке. Чисто классовых партий сегодня не существует. Ныне все (коммунистические в том числе) партии стремятся стать массовыми, привлечь на свою сторону как можно больше представителей различных социальных и национальных групп населения. В этой связи социальная и национальная база современных партий достаточно разнородна. Хотя, например, Компартия Российской Федерации стремится к тому, чтобы ядром ее социальной базы оставался современный рабочий класс, именно к нему она обращается со своими идеями, однако она привлекает в свои ряды и другие слои населения.

Западные политологи, отмежевываясь от марксистского подхода к партиям, предложили в середине 50-х годов свою типологию. Так, французский политолог М. Дюверже в книге «Политические партии» (1954) разработал бинарную (двухполисную) классификацию партий: кадровые и массовые партии. В его изложении партии различаются между собой по типу связей с избирателями, членами партии и активистами, а также по своей внутренней структуре.

^ Кадровые партии ограничиваются объединением влиятельных общественных деятелей и их сторонников. Эти партии не стремятся к увеличению численности своих рядов. Основу таких партий составляют территориальные низовые комитеты лидеров. По численности они, как правило, незначительны. Вокруг комитета формируется постоянный состав активистов, пополняющих в случае необходимости эти комитеты. Члены комитета подбирают из своих сторонников кандидатов для выборов в органы власти, изучают настроение избирателей. Такую партию идеологические вопросы волнуют лишь постольку, поскольку могут помочь ее лидеру.

В кадровых партиях отсутствует всякая система членства с регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Кадровые партии доминировали в XIX в., когда избирательное право было ограниченным. Переход к всеобщему избирательному праву потребовал внести в деятельность кадровых партий определенные коррективы. В большей степени это коснулось классических партий Европы, в меньшей – американских: партии становятся по преимуществу массовыми.

^ Массовые партии формируют свои первичные организации по территориальному принципу. Такого рода организации всегда заинтересованы в пополнении своих рядов. Причина этого заключается в том. Что такие партии существуют за счет членских взносов. В западных странах первичные организации массовых партий получили название секций. Все партии Социнтерна строятся и ныне на основе секций. Для привлечения новых членов секции вынуждены вести постоянную пропагандистскую работу, разъяснять свою идеологическую платформу.

Дюверже обратил внимание и еще на одно отличие массовых партий от кадровых. Массовые партии более сплочены, обладают большей взаимосвязанностью своих организаций по вертикали и горизонтали.

Исторически сложилось так, что большинство кадровых партий – это либеральные и консервативные формирования, а массовые – это социал-демократические, коммунистические и национал-социалистические. Различие между кадровыми и массовыми партиями наложилось на деление партий на правые (буржуазные), левые (радикальные) и центристские. В этой связи необходимо заметить, что рядом обществоведов современной России (Г.Х.Попов, А.Н.Яковлев, В.П.Пугачев и др.) западная типология партий рассматривается в обратном направлении: «левыми» они называют партии либеральной идеологии, отстаивающие приватизацию, либерализацию, свободу предпринимательства и рынка, примат частной собственности и т.д. Антиподы этого типа партий ими классифицируются как «правые».

В конце 60-х годов некоторые авторитетные политологи Франции и США, не отвергая схему Дюверже, дополнили его бинарную классификацию. Ж. Шарло и Дж. Саторри предложили ныне действующую на Западе трехсоставную типологию партий: кадровые, массовые и партии избирателей (электоральные) (см. схему №1.). Принцип выборности порождает потребность во временных объединениях лидеров партий, парламентских фракции, поддерживающих их групп населения (клубов единомышленников) для проведения на предстоящих выборах в государственные органы своих представителей. Эти «интерклассовые» организации стремятся объединить вокруг себя максимальное количество избирателей самой разной социальной, этнической и прочей принадлежности для решения вопросов текущего момента. В отличие от массовых партий электоральные партии больше внимания уделяют своим избирателям, они менее идеологизированы. Они считают вторичным и рост своих рядов. К новому типу универсализма тяготеют социал-демократические организации романских стран Европы, республиканцы США, консерваторы Великобритании.

Среди политологов есть и другие точки зрения на типологию партий: 1) в зависимости стратегии партии; 2) от идеологического и другого интереса партии; 3) по способам связи партии с ее парламентской фракцией (мягкие и слабые, жесткие и сильные). Первые, например, Республиканская партия США, не требуют от депутата обязательного согласования с партией своей позиции, обязательного исполнения партийных директив. Вторые (партии коммунистической ориентации, а также ХДС Германии и ЛДПР России) предписывают парламентариям – членам своей партии – обсуждать свои действия с руководством партии.
^

4. Функции политических партий.


В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции.

1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных или иных действий.

2. Выражают и агрегируют общественные интересы. Выражать интересы могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения центральных государственных органов.

3. Мобилизуют и социализируют граждан. Создают долгосрочную социальную и идейно-психологическую основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ.

4. Формируют правящую элиту, местные органы власти, вначале теневой, а затем и реальный состав правительства, других центральных органов власти; обеспечивают связи между представительными органами власти и обществом; формируют вместе с другими политическими институтами механизм государственного и общественного управления; обеспечивают стабильность правительственных структур и механизмов.

Среди основных направлений деятельности политических партий следует особо выделить выработку программных установок, социально-экономической и политической стратегии. К разработке современной стратегии привлекаются квалифицированные идеологические кадры.

Идеологическая функция партий выражается в политической деятельности, направленной, с одной стороны, на производство идей, а с другой – на «производство людей». Партии выступают инициаторами и являются штабами по разработке стратегических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных общностей. Существенными компонентами этих концепций являются модели развития и функционирования общества в целом. Помимо разработки концепций идеологическая деятельность партий направлена на широкое распространение, пропаганду этих концепций и иных идей, отвечающих их целям.

Функция партий «по производству людей» проявляется в их деятельности по политической социализации. Партии стремятся:

а) воспитать своих сторонников и население в целом в духе разделяемых ею традиций, ценностей, идеалов;

б) выработать чувство причастности к формированию и проведению в жизни определенной политической линии партии;

в) привлечь к себе широкий круг сторонников и сочувствующих;

г) приобщить население, и, прежде всего молодежь, к активной политической деятельности под своими лозунгами.

В случае, когда руководству партии удается разработать идеологически привлекательную и подтверждаемую практикой политическую доктрину, расширяется социальная база партии, что в решающей степени способствует достижению положительных результатов на выборах.

Весьма важным для любой партии является представительство интересов соответствующих социальных общностей. Содержание этой функции составляет деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов, формулирование их в форме целей и идеалов, реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъектами политики.

Партия играет существенную роль в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции зависит от положения партии в политической системе. Наибольшими возможностями обладают в этой сфере правящие партии. Они вырабатывают и формируют политику, которая определяет направленность движения всей социальной системы.

Организаторская функция партии выражается в определенной кадровой политике, т.е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях. Эту организаторскую подфункцию партий политологи называют функцией политического рекрутирования – подбора кадров политических руководителей.
^

5. Сущность и разновидности партийных систем.


Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Проходя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя:

  1. число партий;

  2. наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;

  3. уровень соревновательности между партиями (см. схему №2).

В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

Для характеристики партийной системы в СССР до 1990 г. применялся термин «однопартийная система». Хотя многие политологи считают, что в тех странах, где действует только одна партия, партийная система отсутствует как таковая. Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов. При однопартийности происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий. Такого рода система существует в настоящее время в странах Африки (Заир, Того, Габон). Предназначение одной единственной легальной партии заключается в демонстрации «всенародной» поддержки существующему режиму.

В политической науке выделяются:

1) однопартийные системы в строгом смысле этого слова, при которых исключается даже номинальное существование других партий; на деле такие партии являются частью государственного аппарата;

2) фактически однопартийные системы («искусственная многопартийность»), замаскированные под многопартийность; в них осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной парии; деятельность партий-сателлитов, интегрированных, как правило, в такие организации, как национальный и народный фронты, жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989-1990 гг. Деятельность партий здесь регламентировалась лояльностью к режиму и государственной партии. Указанная партийная система существует в настоящее время в Китае, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще несколько партий (Революционный комитет Гоминьдана, Крестьянско-демократическая партия и др.), входящих в единый «народно-демократический фронт», демонстрируя некое «политическое единство».

Двухпартийная система – это система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а, следовательно, парламентских мест. Использование понятия «двухпартийная система» (или «бипартизм») вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. Дело в том, что при наличии большего количества партий реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно.

Существуют следующие разновидности двухпартийной системы:

  1. классический вариант (США, Великобритания), клее две главные партии собирают до 90 % голосов избирателей, в связи, с чем остальные парии лишены доступа к власти;

  2. система «двух с половиной партий» или «две плюс одна партия», при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть. Поддерживая одну их двух главных партий, эта третья партия влияет на конечный успех одной из сильных партий и, таким образом, определяет контуры правительственной коалиции. Такие системы существуют в Канаде, Австрии, Австралии, ряде других стран, где ведущие партии собирают 75-80 % голосов избирателей, ввиду чего должны учитывать влияние на электорат «третьей партии».

Под многопартийной системой в политологии понимается такая, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем отмечаются трех-, четырех- и пятипартийные системы, атомизированные и т.п. Общим критерием для такой классификации является число влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.

Многопартийные системы подразделяются на следующие:

  1. партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерно наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя; двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева, и справа); центральное положение одной или крупы партий; поляризация как результат значительного идеологического размежевания; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;

  2. партийные системы «умеренного плюрализма», где борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них может самостоятельно находиться у власти, в результате формируются коалиционные правительства; в такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции; идеологическое различие между партиями невелико; ведется центростремительная конкуренция; партии ориентированы на участие в правительстве.

В многопартийных системах доминирует одна партия, служащая стержнем коалиционных правительств, либо доминирующая партия отсутствует.

Тип партийной системы зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие:

– форма государственного правления. В условиях президентской формы правления партии главным образом сосредоточены на борьбе за победу на президентских выборах. Поскольку в данном случае идет речь лишь об одном победителе, то постепенно избиратели приходят к пониманию необходимости поддерживать только серьезных участников борьбы, в связи с чем уменьшается число конкурирующих партий. При парламентской форме правления, когда борьба идет не за единственную должность, наблюдается большее количество партий, надеющихся одержать победу на выборах;

– избирательная система. Система пропорционального представительства, используемая в больших избирательных округах, позволяет даже небольшим партиям получить место в парламенте и открывает возможности существования многопартийной системы. Однако в условиях малых избирательных округов та же система приводит, как правило, к поддержке избирателями больших, хорошо организованных партий. Наличие определенного барьера, который должны преодолеть партии, претендующие на участие в выборах, также исключает из борьбы часть партий, оставляя наиболее сильные;

– наличие постоянного раскола в обществе. Деление общества по этническому, религиозному или иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества.
^

6. Избирательная кампания.


Институт всеобщих выборов является одним из важных элементов современной политической системы. Именно роль института выборов как инструмента легитимизации и стабилизации существующей системы и обусловила то, что в настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право.

Успех на выборах является непременным условием выживания партии и мерой ее эффективности и жизнеспособности. Поэтому естественно, что конкурентную политическую партию отличает от всех других форм политической организации то, что в центре ее внимания стоит вопрос о выборах. В глазах избирателей мерилом положительной или отрицательной оценки деятельности партий опять же является успех последних на выборах. В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам и т.д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и программы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют их позициям и интересам.

В свою очередь партия, претендующая на успех во время предвыборной кампании, должна убедить как можно более широкий круг избирателей в том, что именно она лучше всех других партий способна решить стоящие перед обществом проблемы, защитить интересы большинства населения.

Успех на выборах обеспечивает приток финансовых средств в партийную кассу и фонд избирательной кампании.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируется установленными законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации. Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общих период времени, отводимого на СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа:

1. обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов;

2. принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать какие бы то ни было фальсификации, оскорбления противника;

3. нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы.

Важное место в избирательной системе занимает институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избирателей составляются местными органами власти. В США регистрация для участия в выборах является сугубо личным делом самого голосующего.

Для проведения выборов в зависимости от их характера (всеобщие, региональные, местные) вся территория страны, области, провинции, района разбивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Как правило, избирательные округа создаются так, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами.

Организация и проведение избирательных кампаний в различных странах осуществляются по-разному. В зависимости от сложившихся в стране традиций глава государства или правительства, или же парламент назначают официальную дату выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультант по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени.

В этом плане большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX в. так называемого «австралийского» бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возможность для фальсификации результатов выборов. Официальный австралийский бюллетень внес существенные изменения в процедуру голосования: бюллетени имеют одинаковый цвет и включают имена всех кандидатов на выборные должности. К настоящему времени в США специальные машины, которые начали вводить в 90-х годах, почти полностью вытеснили бумажные бюллетени. Избирательные машины, на панели которых список кандидатов расположен в том же порядке, что и в австралийском бюллетене, устанавливаются в специальных зашторенных помещениях, что обеспечивает тайну голосования. Избиратель, удостоверив свою личность, входит в это помещение и нажимает на соответствующий рычаг, указывающий на список кандидатов той или иной партии, либо на рычажки, указывающие на предпочитаемых им кандидатов из той и другой партии.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандидата. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов.

В большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор. Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от 2 до 6 лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определенные конституцией строк и порядок избрания должностных лиц достаточны для того, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.
^

7. Основные типы избирательной системы.


Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы. Существуют два основных типа: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов. Показательно, что не раз консервативная партия Великобритании одерживала победу, получив лишь около 40 % голосов избирателей, поскольку остальной электорат делился между лейбористской партией и либерально-социал-демократическим альянсом. Почти во всех англоязычных странах в соответствии с господствовавшей там мажоритарной системой депутаты в законодательные собрания избираются от округов, от которых избирается единственный кандидат. В данном округе партия должна завоевать большинство голосов, чтобы одержать победу. Меньшинство здесь оказывается непредставленным в законодательном собрании.

При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов – абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе относительного большинства победу одерживает кандидат, получивший больше голосов, чем все остальные кандидаты, каждый в отдельности. Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Многие континентальноевропейские страны практикуют пропорциональную систему, в соответствии с которой от каждого округа избираются несколько кандидатов, число которых распределяется пропорционально количеству завоеванных партиями голосов. Здесь избирательные округа создаются достаточно крупные, чтобы включить, скажем, пять представителей и разделить между партиями пропорционально завоеванным ими голосам. Если, например, одна партия получает около 40 % всех голосов, она соответственно получает 40 % из 5 мест, то есть 2. если три другие партии получают от 16 до 24 % голосов каждая, каждой из них предоставляется по одному месту. Однако. Если бы такой большой дистрикт был расчленен на пять маленьких дистриктов, имеющих по одному месту, все пять мест получила бы партия, завоевавшая40 % голосов всех избирателей (т.е. большинство), если бы ее сила распределялась примерно равномерно по первоначальному большому дистрикту. Другими словами, пропорциональная система представительства склонна предоставлять сравнительно мелким партиям место в законодательном собрании.

Перспектива завоевания своей доли участия во власти, хотя и малой, поощряет партии меньшинств и способствует сохранению многопартийной системы. В Америке же, если кандидат не завоевывает большинство, то он не получает ничего. Американская система выборщиков построена так, что кандидат получает или все, или ничего. В каждом штате, если один кандидат получает 50 % +1 голос избирателей, он получает все 100 % голосов выборщиков. Господство мажоритарной системы предполагает, что для получения голосов выборщиков третьи партии должны завоевать не просто определенное количество голосов по всей стране, а географически концентрированную в каком-либо округе поддержку большинства избирателей. А это означает, что если третья партия и одержит победу в том или ином округе или штате, она все же остается местным явлением.

В ряде стран существует смешанная, мажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая – на основе пропорциональной системе. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат – по системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропорциональная система, наоборот, – многопартийности, а мажоритарная в два тура – объединению партий в коалиции.
^

8. Становление многопартийной системы в России.


Первые политические партии в России появились в конце XIX в. (социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров). Однако возникновение партийной системы в стране относится к началу XX в., когда Манифест 17 октября 1905г. Даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов (что подразумевало и свободу создания политических партий). До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. – однопартийная, в конце 80-х гг. страна вернулась к многопартийной системе.

Основные положения правового статуса политических партий, общественно-политических движений и иных общественных объединений России закреплены в Конституции Российской Федерации 1993г. и в Федеральном законе «Об общественных объединениях» (апрель 1995г.).

В качестве одной из основ конституционного строя в Конституции закреплена многопартийность (ч.2, ст.13), что означает не только возможность существования ряда партий с различными программами (идеологический плюрализм, ч.1, ст.13), но и равноправие всех созданных и действующих в соответствии с законом партий.

Согласно ст.30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии добровольно и никто не может быть принужден к вступлению в нее или лишен возможности выхода из нее. Запрещены создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной, религиозной розни.

В 1993 и в 1995 гг. проходили многопартийные выборы в российский парламент. В результате выборов 1993 г. по партийным спискам в парламент прошли восемь партий и блоков (ЛДПР, «Выбор России», КПРФ, Аграрная партия, «Женщины России», «Яблоко», ПРЕС, ДПР). В ходе выборов 1995г. победившими партиями стали КПРФ, ЛДПР, движение «Наш Дом – Россия» и блок «Яблоко».

Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и столь же быстрым исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключается как в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности исторической ситуации, в которой партиям приходится действовать.

Прежде всего, следует отметить взрывной характер формирования многопартийности в России. За несколько лет в стране возникло большое количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные слои общества. Особенности формирования партий в России связаны также с их социальной базой, электоратом. На выбор российских избирателей (как показывают итоги выборов в Государственную Думу в 1993 ив 1995 гг. и выборов в субъектах Федерации в конце 1996 – начале 1997 гг.) основное влияние оказывают следующие мотивы: условно-рациональный (оценка собственных условий существования и их перспектив, сравнение с прежними условиями существования, с условиями существования других социальных групп и т.д.), эмоциональный (степень недовольства прошлым и настоящим; вера в тех или иных лидеров, обладающих харизматическыми и псевдохаризматическыми качествами и т.д.), традиционалистский (специфика первичной и вторичной социализации; особенности жизненного опыта; естественный консерватизм и т.д.).

В основе процесса образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие рассматривают партию как трамплин для проникновения в высшие этажи государственной службы со всеми вытекающими последствиями.

Трудности процесса становления многопартийности в стране связаны и со сложностью конкретной исторической ситуации, когда перед обществом стоит проблема поиска и выбора нового пути развития, который соответствовал бы как культурным, историческим и иным особенностям России, так и стандартам, выработанным мировым сообществом. В условиях поиска нового пути развития партии обращаются не к отдельным слоям и группам населения, а к обществу в целом, отстаивая свою модель развития страны. Зачастую эти обращения носят общий и неопределенный характер.

Список использованной литературы:

  1. Гаджиев К.С. Политология; учебник для вузов 2001

  2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология; учеб. пособие для вузов 2000

  3. Гаджиев К.С. Политическая наука

  4. Мухаев Р.Т. Политология; учеб. для вузов 2001

  5. Василик М.А. Политология; учеб для вузов 2001

  6. Шилобод «Основы политологии»

  7. Политология; учеб для вузов под ред. Решетникова С.В. 2001






Скачать файл (158.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru