Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по микроэкономике - файл 1.doc


Лекции по микроэкономике
скачать (1001.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1002kb.14.12.2011 08:55скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекции

по

микроэкономике


Москва, 2005

Предмет и метод экономической теории

Вопросы:

  1. Возникновение и развитие экономической теории.

  2. Предмет экономической теории в целом. Микроэкономика и макроэкономика. Функции экономической теории.

  3. Методология экономической теории.




  1. Возникновение и развитие экономической теории.


Экономика - фундамент любого общества. Экономия (термин) и экономика произошли от слияния двух древнегреческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – правило, закон. Тогда экономика - это управление хозяйством, правило его видения, а экономическая теория – наука о законах развития хозяйства.

Первым экономическим учением был меркантилизм. К числу виднейших представителей этого направления можно отнести английского экономиста Томаса Мэна (1571 – 1641), французского экономиста и политика Жана Батиста Кольбера (1619 – 1683), французского экономиста Антуана де Монкретьен (1575 – 1621), российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова (1652 – 1726) и др.

  1. Что изучают меркантилисты.

Абсолютной формой богатства считали меркантилисты серебро и золото, а источником – сферу обращения (это и изучали). Существовала и сфера производства (по логике важнее)

  1. Вмешательство государства в экономику.

Государство полностью контролирует экономику (абсолютизм). Первое стройное учение меркантилистов.
Физиократы – власть природы (гр).

Французские ученые Франсуа Кенэ (1694 – 1774) и Анн Тюрго (1727 – 1781) явились основателями школы физиократов.

  1. Они стали изучать сферу производства, но ограничили ее только с/х, считали ее единственно сильной сферой. «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ (безотходное производство).

  2. Государство должно как можно меньше вмешиваться в экономику, чтоб развивалось предпринимательство.



^ Классическая английская экономическая школа.

В Англии, основоположники – Уильям Пети (1623 – 1687), Адам Смит (1723 – 1790), Давид Рикардо (1772 – 1823).

Единственным источником богатства ранние классики считали труд, поэтому школа носит название «Трудовой теории стоимости»

  1. Они стали исследовать всю сферу материального производства.

  2. Минимум вмешательства государства в экономику.

От классической английской школы берут начало 3 наиболее заметные направления в экономической теории.
Марксизм (Маркс Энгельс Ленин). Продолжали исследования трудовой теории стоимости. Он развивает идеи раннего Адама Смита: вознаграждаться должны те, кто трудятся – политический акцепт превалировал. Они дали свое представление о природе экономических явлений, объясняемое революционной сменой способов производства. Маркс выдвинул гипотезу бесклассового общества, которая является утопией, и не выдержала испытание временем (классовая борьба обостряется).
^ Неоклассическая школа. Последователи классической школы (те же идеи). Карл Менгер (1840 – 1921), Евгений Бем-Баверк (1851 – 1914), Вильфредо Парето (1848 – 1923) и др. Просуществовавшие до 30-х годов 20-го века, т.к. в 1929 -1933 г. разразился мировой экономический кризис, и началась великая депрессия.
Кейнсианство.

Кейнс (1883-1946). В основе лежит классический подход, но в труде «Общая теория занятости, процентов и денег» он впервые обосновал идеи сознательного вмешательства государства в экономику. Активно вмешивалось государство в экономику, но это привело к инфляции (государственный бюджет – дефицит). И в 50-е годы – критика в их адрес.

Монетаризм


В конце 50-х начала 60-х г.г. XX века, основоположником является американский экономист Милтон Фридман (1912г.). Это возрождение идей старых классиков.
Сегодня существуют два направления: неоклассический путь и неокейнсианский путь.


  1. Предмет экономической теории в целом. Микро и макро экономика. Функции экономических теорий.



Предметом экономической теории в целом является поведение людей в процессе производства благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, их рационального распределения и обмена с целью максимального удовлетворения своих безграничных потребностей.

Условно ее предмет делится на 2 части: микроэкономика и макроэкономика

Микроэкономика – изучает поведение отдельных экономических субъектов (домохозяйств и фирм). В основном это теория отдельных фирм.

Макроэкономика – рассматривает национальное хозяйство в целом, как единую систему, которая воздействует с разных сторон на поведение домохозяйств и фирм.
^

Функции экономической теории:


  1. познавательная – глубокое всестороннее изучение закономерностей экономического развития;

  2. критическая – существуют разные экономические школы, которые друг друга критикуют;

  3. методологическая – выработка методов и подходов исследования экономической действительности;

  4. практическая – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, непосредственно обеспечивающих экономическую политику;

  5. прогностическая – знание экономических законов позволяет предвидеть события.

Развитие экономической теории носит системный характер, т.к. располагает совокупностью экономических законов и категорий. Их взаимосвязи дают целостное системное представление, соответствующие реальной экономики.
Экономическая категория – теоретическая абстракция реального экономического явления, выражающая его сущность за счет выявления его основных свойств и абстрагирования (отвлечения) от второстепенных свойств. Пример: товар, деньги, земля, заработная плата.


  1. Методология экономической теории.


Экономическая теория использует методы:

1) анализ - мысленное разделение изучения экономических явлений (цену, спрос и предложение);

2) синтез – мысленное воссоединение целого из его частей;

3) индукция – движение мысли от частного к общему умозаключению;

4) дедукция – противоположно движению индукции;

5) сравнение;

6) гипотеза – соответствует ли действительный вывод гипотезе;

7) доказательство

8) научная абстракция – отвлечение от второстепенных сторон предмета или явлений и рассмотрение их типичных характерных черт;

9) позитивный анализ – исследуют взаимосвязь экономических явлений, как они есть.

10) нормативный анализ – основан на исследование того, как должно быть;

11) графический анализ;

12) табличный анализ;

13) маржинальный анализ – когда применяются предельные величины.


^

Общие проблемы экономического развития


Вопросы:

  1. Потребности и экономические ресурсы. Экономический выбор.

  2. Альте6рнативная стоимость. Три главных экономических вопроса: что, как, для кого производить.

  3. Экономическая система. Трансакционные издержки.

  4. Социально-экономические системы.




  1. Потребности и экономические ресурсы. Экономический выбор.


Разнообразные проблемы экономической организации основаны на 3-х фундаментальных факторах (конечная цель любой экономики – удовлетворение потребностей людей):

  1. Общество должно удовлетворять свои потребности.

  2. Экономические потребности людей многообразны, разнообразны, их невозможно полностью удовлетворить.

  3. Экономические ресурсы ограничены и редки.

Потребность – нужда в чем-либо, требующая своего удовлетворения. Существует закон возвышающихся (растущих) потребностей (по мере развития общества потребности возрастают, а старые могут отмирать, новые появляться). Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни имеются в неограниченном количестве (неэкономические блага), другие, большинство, экономические блага – для их получения нужны ресурсы. Экономические ресурсы – факторы, используемые для производства экономических благ. Они делятся на две части: материальные (земля, капитал) и людские (труд, предпринимательские способность):





^ Земля – все природные ресурсы, используемые в процессе производства (все, что дает природа).

Капитал – (реальный физический, в отличие от капитала денежного) все произведенные средства производства, используемые при создании товаров и услуг (станки, машины, сооружения и т.д.)

Деньги не являются фактором производства.

^ Труд – физические и умственные способности людей, применяемые ими в производстве товаров и услуг.

Предпринимательская способность – способность объединять три фактора производства: земля, капитал, труд.
^ Средства и предметы труда – земля и капитал


Деление товаров по их конечному использованию



  1. Альтернативная стоимость. Три главных экономических вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить?


Экономические ресурсы ограниченны не абсолютно, а относительно спроса на них со стороны производства. В результате этого возникает проблема экономической эффективности. Поскольку потребности безграничны, а ресурсы ограниченны, возникает противоречие, которое разрешается путем выбора: общество выбирает какие блага производить из наличных ресурсов и в каком количестве. Поэтому экономическая эффективность – это связь между затратами ресурсов и результатами производства (Это модель «Затраты – выпуск»).

^ Полная занятость – это полное использование всех пригодных для производства экономических ресурсов.
Таблица производственных альтернатив

Возможности

Потребительские товары

^ Капитальные (инвестиционные) товары

A

0

15

B

1

14

C

2

12

D

3

9

E

4

5

F

5

0



^ Кривая экономических возможностей данного общества или

линия производственных возможностей (ЛПВ)
капитальные

товары

15 A B K

14 C

12 D
9 M


5 E
F
0 1 2 3 4 5 потребительские товары
Если точка находится на ЛПВ, то экономика является эффективной, т.к. полностью используются имеющиеся в обществе ресурсы, а, следовательно, можно заключить, что в точке М экономика не эффективна.

Для того чтобы повысить эффективность, которая находится в точке М, можно использовать следующие действия:

  1. увеличить производство капитальных товаров, а потребительских - оставить без изменений;

  2. увеличить производство потребительских товаров, а капитальных - оставить без изменений;

  3. увеличить производство и капитальных товаров, и потребительских товаров.

Точка К не достижима, т.к. не хватает ресурсов, но можно увеличить ресурсы количественно (экстенсивный рост), или усовершенствовать их качество (интенсивный рост), или использовать и то и другое (смешенный экономический рост). В результате будет создано больше товаров и услуг, и ЛПВ сдвинется вправо вверх по сравнению к первоначальному положению.

^ Вмененные издержки (альтернативные издержки, издержки упущенных возможностей) – это количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения другого на единицу.

График показывает, что экономика, находясь на ЛПВ, не может увеличить производство одного блага, не отказавшись от части другого. По мере продвижения по ЛПВ (верх или вниз) увеличивается количество пожертвованного продукта (отвергнутог7о), приходящегося на каждую дополнительную единицу другого продукта – это закон возрастающих внешних издержек. Издержки упущенных возможностей увеличиваются, т.к. товары абсолютно не взаимозаменяемы. Для абсолютно взаимозаменяемых товаров ЛПВ выглядит в виде прямой наклонной линии:

Существуют три главных основных фундаментальных вопроса при любом типе организации экономики. Они связанны с экономическим выбором.

  1. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве, и в каком количестве.

  2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ – при какой комбинации производственных ресурсов, и при какой технологии должны быть произведены выбранные товары и услуги. Выбор техники обуславливается уровнем развития НТП в каждый данный период. По мере развития НТП доля затрат живого труда уменьшается, а общественного – увеличивается при создании единицы продукции.

  3. ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ – кто будет потреблять эти товары и услуги. (Приоритет за обществом.)




  1. Экономическая система. Трансакционные издержки.


^ Система – это такая совокупность компонентов и элементов, которая обладает свойством целостности.

Экономическая система – взаимосвязь и взаимозависимость отношений хозяйствующих субъектов в производстве, обмене, распределении и потреблении экономических благ и услуг на основе общественного разделения труда.

Экономическая система рассматривает два различных способа координации выбора: спонтанный (стихийный) порядок и иерархию. В спонтанном порядке решение принимается на основании ценовых сигналов, тем самым мы можем утверждать, что спонтанный порядок – это и есть рынок. Иерархия – это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некого Центра к непосредственному исполнителю (производителю).

В реальном рынке существуют оба порядка. Для того чтобы определить более эффективный порядок, надо рассмотреть понятие трансакционные издержки. Этот термин был введен Рональдом Коузом в его работе «Природа фирмы» в 1937 году. Трансакционные издержки – это издержки, не связанные с непосредственным производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами:

  1. издержки поиска информации;

  2. издержки заключения хозяйственных договоров, контрактов;

  3. издержки измерения;

  4. издержки спецификации и защиты прав собственности (связаны с установлением субъекта и объекта собственности, с деятельностью судебных органов, правопорядка);

  5. издержки оппортунистического поведения (нечестность, обман, сокрытие информации и т.д.).

Американский экономист К. Эрроу дал более широкое определение трансакционных издержек, которые пронизывают всю экономику: трансакционные издержки – это издержки эксплуатации экономической системы. Любое общество заинтересованно в минимизации данных издержек, поэтому система будет функционировать как иерархия или спонтанный порядок в зависимости от величины этих издержек. Но для общества в целом наиболее применим смешенный (где большую долю занимает спонтанный), а для фирмы внутри – иерархическая система.

Собственность в юридическом смысле – это отношение человека к вещи, следовательно, можно определить собственность как экономические отношения между людьми по поводу их отношения к вещам. Собственность выражает сущность экономической системы, характер взаимосвязи производства, обмена, распределения и потребления. Отношения собственности возникают там, где есть объект присвоения, но суть отношений собственности не в объекте присвоения, а в субъекте (кто присваивает средства производства).

Экономические отношения собственности реализуются в правовых формах (отношения субъекта к объекту):

  1. владение – фактическое обладание имуществом;

  2. пользование – процесс извлечения полезных свойств из имущества;

  3. распоряжение – действия, связанные с передачей имущества от одного лица (владельца) к другому (купля-продажа, дарение, передача по наследству).

Существуют две основные формы собственности: частная и общественная (государственная), а также различные их модификации.


  1. Социально-экономические системы. Возможные модели организации экономики.

Виды социально-экономических систем:

  1. Традиционная экономика, основанная на обычаях и традициях, которые определяют особенную практику использования ограниченных ресурсов. Вопросы что, как, для кого производить решаются на основе традиций и обычаях. Экономика развивается на общинной собственности.

  2. Командная экономика (тоталитарная и т.п.). Основные материальные ресурсы являются собственностью государства, а поэтому координация осуществляется из единого центра по средствам директивного управления. Вопросы что, как производить решает государство, а для кого производить – государственный комитет по труду и заработной плате, т.е. все три вопроса решает государство, но не жизненная система.

  3. Рыночная экономика. Экономические проблемы решаются по средствам использования рыночных инструментов. Вопрос что производить решает потребительский спрос, как – производитель, для кого – потребитель, у которого есть деньги. Но чисто-рыночной экономики нет ни в одной стране.

  4. Смешенная экономика, когда рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием экономических процессов. Неоклассический тип – меньше вмешательства государства в экономику; неокейнсианский – больше вмешательства государства в экономику.



Рыночный механизм и его элементы

Вопросы:

  1. Сущность рынка, функции, виды рынков, классификация.

  2. Конкуренция. Ее сущность и виды.

  3. Преимущества и недостатки рыночной организации экономики.

  4. Экономические субъекты рыночной экономики. Модель экономического кругооборота.

  5. Сущность и функции денег. Их виды.



1.Сущность рынка, функции, виды рынков, классификация.

Рынок – система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг, а также движения денежных средств.

Условия возникновения рынков:

  1. Общественное разделение труда или специализация производства по различным видам деятельности. Однако уже в первобытной общине было разделение труда, следовательно, этого условия недостаточно для развития рынка.

  2. Экономическое обособление производства, впервые появившееся в форме частной собственности на средства производства (общим благом владеет тот, у кого средства производства).

  3. Свободный обмен ресурсами.

Это в совокупности и привело к возникновению рынка.

Основные функции рынка:

  1. информационная – рынок предоставляет объект информации о соотношении спроса и предложения, о качестве товара и т.д. А на основе этого формируется цена;

  2. посредническая – установление экономических связей между участниками рынка;

  3. ценообразующая – рыночная цена устанавливается в результате колебания рыночной конъюнктуры;

  4. координирующая – по средствам перелива денежного капитала из одних сфер экономики в другие, обеспечивающего сбалансированность общественного производства;

  5. контролирующая – когда в результате конкуренции те производства, которые не отвечают требованиям рынка, разоряются.

Товар – продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и произведенный для обмена.

Существуют различные виды рынков. Условиями существования рынков являются:

  1. наличие и реализация многообразных форм собственности;

  2. наличие рыночной инфраструктуры, включающей в себя три основных вида рынков (элемента):

  1. рынок товаров и услуг (необходимо существование товарных бирж, оптовых и розничных продаж);

  2. рынок факторов производства или ресурсов, который включает в себя рынок труда, земли, капитала;

  3. финансовый или денежный рынок.

Классификация рынков:

  1. По экономическому назначению рыночных объектов:

  1. рынок товаров и услуг

  2. рынок средств производства

  3. рынок ценных бумаг

  4. рынок труда

и т.д.

  1. По географическому положению:

    1. местный

    2. национальный

    3. мировой (международный)

  1. По степени ограничения конкуренции:

  1. совершенной конкуренции

  2. несовершенной конкуренции, выступающей в таких формах:

  • монополистическая

  • олигополия

  • монополия

  • монопсония

  1. По отраслям:

  1. автомобильный

  2. нефтяной

и т.д.

        1. По характеру продаж:

  1. оптовый

  2. розничный


2.Конкуренция. Ее сущность и виды.
Основанием рынка является рыночный механизм, у которого две стороны:

  1. цены – организующая сила

  2. конкуренция – регулирующая и контролирующая сила (это соревнование экономических агентов на рынке.)

Известно, что существуют два типа конкуренции: совершенная и несовершенная.

Теперь разберем каждую в отдельности и критериям:

  • вид товара

  • количество продавцов и покупателей

  • возможность влиять на рыночную цену своего товара

  • наличие или отсутствие входных и выходных барьеров

Совершенная конкуренция.

    • Производит идентичный (гомогенный, одинаковый) товар.

    • Множество производителей и покупателей.

    • Безразлично, у какой фирмы покупается данный товар, следовательно, не может отдельное производство влиять на цену своего товара, т.к. доля этого производителя очень маленькая. Цена устанавливается в результате колебания спроса и предложения.

    • Не существует входных или выходных барьеров.

Если хотя бы один из признаков отсутствует, то эту конкуренцию нельзя назвать совершенной.

Несовершенная конкуренция

Она бывает:

  • монополистическая

  • олигополия

  • монополия

  • монопсония

и различные их модификации.

Монополистическая

  • Производятся схожие, но различные друг от друга товары, следовательно, это рынок дифференцированной продукции.

  • Отдельная фирма может влиять на рыночную цену своего товара, но это влияние ограниченно наличием производственно схожих товаров.

  • В принципе не существует входных и выходных барьеров, но каждая фирма должна завоевать своего покупателя.

Олигополия

  • Несколько крупных фирм (5-8) на рынке данного товара.

  • Отдельная фирма влияет на цену данного товара, но другие производители должны учитывать ту фирму, которая изменила цену.

  • Существуют почти непреодолимые барьеры для вхождения новой фирмы в рынок данного товара.

Монополия (чистая)

  • Единственный производитель (фирма-отрасль).

  • Полностью контролирует цену (может продавать один и тот же товар по разным ценам на различных рынках).

  • Существуют непреодолимые барьеры для вхождения иной фирмы в рынок данного товара.

Монополия

  • Существует единственный покупатель. Эта ситуация характерна для маленьких городов, где существует небольшое предприятие, на котором работают люди этого городка (товар труда).


3.Преимущества и недостатки рыночной организации экономики.
Преимущества:

  • Успешное функционирование при наличии весьма ограниченной информации.

  • Гибкость, высокая приспособляемость к меняющимся условиям рынка.

  • Оптимальное использование резервов НТП и экономических ресурсов (к этому толкает производственная конкуренция).

  • Свобода выбора действий потребителей и производителей.

  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, присущих рынку, увеличение качества товаров и услуг, т.к. рыночная экономика зависит от потребительского спроса.

Недостатки (все вопросы, которые стоят перед рынком и которые он не в состояние сам решит):

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов или ресурсов, которые трудно воспроизводятся.

  • Не учитывает потенциально негативные последствия принимаемых решений.

  • Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (общественные товары).

  • Не гарантирует полной занятости населения, существует безработица, не обеспечивает перераспределение дохода.

  • Не гарантирует стабильного уровня цен.

  • Не обеспечивает функциональных исследований в науку.

  • Не создает стимулов для производства социально-необходимых товаров (общественно-необходимые товары рынок создает – те, которые нужны обществу, а вот социально-необходимые – те, которые необходимы всем социальным слоям, нет).

Решение всех выше перечисленных задач должно взять на себя государство.
4.Экономические субъекты рыночной экономики. Модель экономического кругооборота.
Домохозяйство – экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

  • самостоятельно принимает решения;

  • является собственником какого-либо фактора производства;

  • стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, максимизации полезности.

Фирма - экономическая единица, которая:

    • самостоятельно принимает решения (что производить, как производить);

    • стремится к максимизации прибыли;

    • использует факторы производства для изготовления и продажи другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Государство – все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над домохозяйствами и фирмами и над рынком в целом.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный.

Известно, что существуют три рынка и три субъекта. Они взаимосвязаны между собой и образуют «поток» доходов и расходов. Он отражает общий объем производства, общий доход и общую занятость.
^ Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода.


Теорема Адама Смита о «невидимой руке»

Известно, что цель предпринимателя - получение максимальной прибыли, но эта цель будет достигнута лишь тогда, когда товар будет продан. Получается, что производитель действительно осуществляет производство в интересах общества, хотя он этой цели перед собой не ставил. К реализации этой цели его толкает «невидимая рука», под которой понимается рыночный механизм.
5.Сущность и функции денег. Их виды.

Деньги – это

    • любое общепринятое средство платежа, которое может быть обменено на товары и услуги, и используются для оплаты долгов.

      • особое благо, которое в отличие от других, не имеет непосредственной ценности, но служат всеобщим эквивалентом, позволяющим соизмерять ценности всех остальных благ в экономики, т.е. посредствам денег совершается обмен одних товаров на другие.

Функции денег:

        1. Мера стоимости всех благ; деньги являются средством счета

        2. Средства обращения (Т – Д – Т)

        3. Средства сохранения стоимости или накопления сбережений

        4. Средства платежа

Количество денег в обращении.

Уравнение Фишера: MV=PQ , где

M – денежное предложение

V – скорость оборота денежной единицы

P – средняя цена товаров и услуг

Q – реальный объем национального производства

PQ – сумма товарных цен

денежное предложение обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы и прямо пропорционально сумме товарных цен.
если V и Q – const, тогда цена зависит от того, сколько денег напечатает ЦБ

если Q переменная,V – const, тогда уровень цен зависит от динамики Q и M:

    • Цена уменьшается, если Q растет быстрее, чем M

    • Цена – const, если темп изменения Q и M одинаковый

    • Цена увеличивается, если Q растет медленнее, чем M

, где K – коэффициент пропорциональности.

Отсюда получаем Кембриджское уравнение M=KPQ

Виды денег и их эволюция.

Эволюция форм денег:

  1. Товарные до денежные эквиваленты.

  2. Золотые, серебряные, неполноценные монеты

  3. Бумажные деньги: вексель, депозитные деньги, чек, электронные деньги, банкноты.

Современное денежное обращение – это совокупность денежных средств. выступающих в двух формах: наличные и безналичные.

Виды современных денег:

  1. мелкая разменная монета;

  2. банкнота – денежный знак, выпускаемый эмиссионными банками;

  3. вексель – обязательство заплатить сумму денег в определенный срок;

  4. депозитные деньги – система специальных расчетов между банками на основании банковских вкладов, путем перенесения сумм с одного счета на другой;

  5. чек – требование к банку снять определенную сумму денег с текущего счета лица, выписавшего чек.



Теория спроса и предложение.

Вопросы:

  1. Рыночный спрос и его факторы.

  2. Рыночное предложение и его факторы.

  3. Рыночное равновесие, равновесная цена.

  4. Сущность, функции и виды цен.


1.Рыночный спрос и его факторы.
Спрос(D) – это потребность, подкрепленная покупательной способностью, представленная на рынке в виде денег (этот спрос должен быть подкреплен деньгами).

Некоторые обозначения:

D – спрос

A – количество, величина, объем

QD – величина, количество, объем спроса

P – цена

На спрос влияют многие факторы, но мы от них абстрагируемся, кроме одного – цены товара, тогда объем спроса является функцией от цены: QD = f (P)

Между ценой и объемом спроса существует обратно пропорциональная зависимость. Это закон спроса.

Кривая нисходящая падающая с отрицательным эффектом:

P








Q
Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают по каким ценам, в течение определенного времени, покупатели могли бы приобрести различные количества товара.

Кроме цены на спрос влияют и другие факторы – неценовые:

    • доход;

    • цены на товары заменители (субституты);

    • цены на товары дополняющие друг друга (комплементарные);

    • потребность покупателей;

    • ожидания покупателей.

Неценовые факторы сдвигают кривую спроса вправо или влево, в зависимости от того, как они ведут себя.

Следует различать два понятия:

  1. «Изменение величины спроса» - происходит под влиянием изменения цен, и выражается в движении вдоль кривой спроса;

  2. «Изменение спроса» - происходит под влиянием неценовых факторов; выражается в сдвиге кривой спроса.


2.Рыночное предложение и его факторы.
Предложение (S) – это количество товара, реализуемого производителями на рынке. На предложение товара влияют различные факторы, но мы от них абстрагируемся, кроме одного – цены товара. Тогда величина предложения есть функция от цены: QS = f (P). Между предложением и ценой существует прямая пропорциональная зависимость – это закон предложения.

Кривая восходящая с положительным наклоном:



P

S




Q
Кривая предложения показывает количества товара, которые продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода.

Кроме цены на предложение влияют и другие факторы – неценовые. Они сдвигают кривую предложения вправо и влево.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

    • цены на сырье и материалы;

    • издержки производства;

    • технология производства;

    • налоги и субсидии;

    • число товаропроизводителей…

Следует различать два понятия:

      1. «Изменение величины предложения» - происходит под влиянием изменения цен, и выражается в движении вдоль кривой предложения;

      2. «Изменение предложения» - происходит под влиянием неценовых факторов; выражается в сдвиге кривой предложения.


3.Рыночное равновесие, равновесная цена.
Спрос и предложение взаимодействуют между собой. Их равновесие достигается при равенстве спроса и предложения. Графически – это точка пересечения кривых спроса и предложения:

P S

избыток



E


дефицит D


Q
В точке пересечения (E) объем спроса и объем предложения равны: QD = QS

- равновесный объем производства;

- равновесная цена, одинаково удовлетворяющая продавцов и покупателей.

Если цена () ниже равновесной цены, то спрос больше предложения, в результате возникает дефицит, который толкает цену вверх к равновесному уровню. Если же цена () выше равновесной цены, то спрос меньше предложения, в результате возникает избыток, который толкает цену вниз к равновесному уровню.

Между «изменениями спроса» и «изменениями предложения» с одной стороны и изменением равновесной цены и равновесного количества существует взаимосвязь:







Изменения





1

D увеличивается, S = const

увеличивается

увеличивается

2

D уменьшается, S = const

уменьшается

уменьшается

3

D = const, S увеличивается

уменьшается

увеличивается

4

D = const, S уменьшается

увеличивается

уменьшается

Изобразим графически на примере № 3 (D = const, S увеличивается):

P S

E


D

Q
На самом деле меняется и спрос, и предложение:

если спрос увеличивается, а предложение уменьшается на одну и ту же величину
P D S






E


D

Q


4.Сущность, функции и виды цен.
Сущность цены определяется разными школами по-разному:

  1. одни экономисты определяют ее предельной полезностью;

  2. другие издержками производства;

  3. третьи соотношением спроса и предложения;

  4. четвертые стоимостью.

В современной экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены Маршалла, который предпринял попытку объединить первые три концепции (подходы).

В условии мгновенного равновесия цена полностью зависит от спроса. В условиях краткосрочного равновесия на цену влияют издержки. В условиях долгосрочного равновесия предложение приспосабливается к спросу, и устанавливается постоянная цена.

Существует крест Маршалла, когда цена устанавливается при пересечении спроса и предложения:




P S
E

D
Q


Функции цены:

  1. Ориентирующая – дает информацию о действии покупателей и продавцов.

  2. Стимулирующая – способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса.

  3. Распределительная – способствует распределению доходов между участниками рыночной экономики.

Существует три вида цен:

  1. Государственные цены – устанавливаются на продукцию предприятий монополистов на базовые для данной страны экономики ресурсов на социально-значимые товары. Они состоят из двух элементов:

  • фиксированные цены – жестко устанавливаются правительством,

  • регулируемые цены – учитывающие колебания спроса и предложения.

  1. Договорные цены – устанавливаются соглашением между продавцами и покупателями (учитывают только спрос и предложение). Их удельный вес определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

  2. Мировые цены – применяются в международной торговле, рассчитываются на базе наиболее крупных импортных и экспортных сделок.

  1   2   3   4



Скачать файл (1001.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru