Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы для экзамена по Экономическому анализу - файл 1.doc


Ответы для экзамена по Экономическому анализу
скачать (375.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc376kb.14.12.2011 08:57скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1)Эконом анализ как наука.

Экономика в условиях рыночных отношений ориентируется на требования как внутренних так и внешних. Характерной чертой рыночных отношений является прагматизм участников и достижение поставленных целей. Следовательно, рыночная экономика требует перестройки хозяйственного механизма , системы управления, приведение в соответствие всех элементов системы управления с адекватными ей методами хозяйствования, важнейшими из которых выступает коммерческий расчет . Принципы коммерческого расчета реализуются в рамках маркетинговой деятельности предприятия. В условиях рыночных отношений центр тяжести в системе управления национальной экономикой переносится на ее основные звенья- предприятия различных форм собственности. Рыночная экономика требует повышения интенсификации и эффективности производства. Все эти обстоятельства ставят новые задачи перед экономической наукой и перед экономическим анализом. Понятие науки базируется на ее содержании и функциях.

Содержанием науки является:

  1. Теория, как система знаний , является формой общественного сознания;

  2. Общественная роль в использовании рекомендаций для производства благ, является жизненной потребностью людей.

Главной же функцией науки является познание объективного мира.

Наука- это динамическая система знаний, раскрывающих новые явления в обществе и природе с целью применения их в практической деятельности.

Развитие науки подчиняется определенным закономерностям и требует изучения процессов научного исследования, понимания всех основных понятий и положений теории науки. Наука представляется как логически организованная система знаний, она строится закономерным образом в ходе развития знаний, когда четко вырисовывается ее предмет и метод. Развитие науки вызывается потребностью общественной практики и ее развитие идет в результате осуществления следующих этапов:

- формирование проблемы;

- разработка рабочей гипотизы;

- научное исследование;

- получение результатов;

- формирование выводов;

- рекомендации к практике.

Наука- это совокупность знаний о природе обществе и мышлении, накопленных в ходе общественной жизни.

Она отражает достигнутое на каждом этапе общественной истории. Каждая наука имеет свой предмет, который отражается в понятиях, свойствах и отношениях объектов, исследуемых с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Каждой науке характерен и метод, который на основе познания объективных закономерностей требует выработки приемов, способов теоретического и практического изучения объекта.

Все области знаний объединяются в три группы наук:

- естественные (физика, химия и т. д.);

- общественные (экономика, история и т. д.);

- науки о мышлении (логика, психология и т. д.).

Различают такие фундаментальные (теоретические) и прикладные (функциональные) науки. Фундаментальные науки относительно удалены от непосредственного использования их результатов на практике, т. к. они занимаются поиском и открытием новых закономерностей (эк. теория). Прикладные науки связаны с производством, практикой, т. к. их целью является разработка экономически выгодных способов внедрение выводов фундаментальных наук (ЭА).

Экономический анализ – это система специальных знаний, связанных :

  1. с использованием экономических явлений и процессов в их взаимозависимости и взаимообусловленности, складывающихся под воздействием эк. законов;

  2. с научным обоснованием темпов развития;

  3. с объективной оценкой состояния экономики, с выявлением положительных и отрицательных факторов и изменением степени их действия;

  4. с раскрытием тенденций эк. развития;

  5. с определением неиспользованных резервов, обоснованием и принятием управленческих решений.

ЭА как наука сложился и развился в соответствии с общественными положениями и закономерностями развития науки. ЭА сформировался исходя из потребностей практики и является завершающим этапом эк. науки, обеспечивая ей комплексный характер.

ЭА состоит из:

  1. теории ЭА;

  2. ЭА деятельности в отраслях, регионах страны.

Различают ЭА на макро-уровне (регион, государство) и на микро-уровне (предприятие, ассоциации, объединения).

Формирование рыночной экономики обуславливает развитие ЭА в первую очередь на микро-уровне.

Теория в буквальном переводе – исследование, наблюдение. Теория- это обобщение опыта общественной практики, которые отражают объективные закономерности развития природы и общества. Функции теории заключаются не только в приведении систем достигнутых результатов познания, но и направление их к новым понятиям, которые глубже отражают исследованный предмет. Теория ЭА отражает методологию и организацию функционирующих субъектов хозяйствования.

2.Экономический анализ и теория познания.

Одним из фундаментальных методологических основ философии является теория познания, которая изучает возможности и закономерности познания от ощущений, представлений, понятий к объективной действительности. Теория познания всесторонне исследует этапы, ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии, достигая установления достоверности и искренности. Теория познания является методологической основой всех наук, она определяет и сущность, и необходимость, и последовательность ЭА. Так познания определяют понятия объекта и субъекта познания.

Объект- это объективная действительность, деятельность человека , составляющая основу.

Субъект- это человек.

В процессе познания широко используется такие инструменты как анализ и синтез, индукция и дедукция, эксперимент, моделирование. Основным в познании выступает человеческое мышление, которое является наивысшей аналитико-синтетической способностью человеческого мозга. Диалектическое познание нашло свое отражение в формуле: “ от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.” Такой диалектический путь познания истины. В этой формуле отражена структура познания, диалектика любого уровня и форм, внимание акцентируется не просто на созерцании, а на созерцании живом, т. е. чувственно-историческом знании, возникающем при активной материальной деятельности человека. Если рассматривать познание применительно к экономике, то следует выделить три ступени, диалектически связанные между собой и вытекающие друг из друга:

- созерцание;

-абстрактное мышление;

- возврат в обобщенном виде в практику.

Живое созерцание экономики- это ее восприятие через систему эк. информации. Эк. информация построенная на научных основах, позволяет глубоко раскрыть и качественно измерить изучаемые эк. явления. В систему эк. информации обычно закладывают требования, отвечающие второй стадии познания. Информационная система исходит из определенных абстрактных умозаключений. Абстрактное мышление , основанное на объективной эк. информации, прошедшей соответственную обработку, выявляет определенные закономерности, тенденции в развитии эк. явлений, что позволяет придти к обобщенным выводам, формированию предложений, рекомендаций, направленных на совершенствование экономики.

3.Экономический анализ и основные принципы диалектики.

Основные принципы диалектики, на которых базируется ЭА:

  1. все познается в движении;

  2. все познается в определенных связях, взаимозависимости, взаимообусловленности;

  3. все познается в причинно-следственной соподчиненности;

  4. все познается в проявлении необходимости и случайности;

  5. познание осуществляется в использовании закона единства и борьбы противоположностей;

  6. познание осуществляется в законе перехода от количества в качество, и качества в новое количество;

  7. познание осуществляется в законе отрицания отрицаний.

4.Основные принципы Экономического анализа.

ЭА базируется на следующих основных принципах, соблюдение которых обеспечивает всесторонний , глубокий анализ предприятий, объединений , экономики:


  1. принцип госуд подхода – при оценке економических явлений надо учитівать их соответствие економических, гос социал полит.

  2. принцип научности- означает ,что методология ЭА основывается на диалектике, теории познания, эк. теории. ЭА должен проводиться на всестороннем учете эк. законов. Этот принцип реализуется путем совершенствования ЭА и совершенствование конкретных методик анализа отдельных сторон и экономики.

  3. принцип объективности- исследование должно осуществляться посредством реальных эк. явлений, в условиях достоверной информации. Данные анализа должны быть документально обоснованы, точно отражать имущественное состояние, финансовое состояние и финансовые результаты. Объективная оценка- это необходимая предпосылка правильности принимаемых эк. решений.

  4. Действенности -анализ призван активно влиять на кругооборот капитала и его результаті, своевременно віявлять недостатки, просчетіи информировать об єтом руководство.

  5. Комплексности – должен охватівать все звенья деятельности и всесторронне изучить причинноследственные связи

  6. принцип системности(комплексности)- системность требует исследования объекта в качестве единого целого, единой системы, включающей другие находящиеся в определенной зависимости составные элементы. .

  7. принцип оперативности – умение бістро и четко проводить анализ, принимать управ. решения и внедрять их в жизнь

  8. плановости – проведение анализа за конкретными разработанными планами

  9. принцип использования в ЭА основного звена- это означает, что при проведении ЭА важно определить звено, которое наиболее существенно в данный момент времени.

  10. Демократизма – в економ анализе должен участвовать широкий круг сотрудников различных служб

  11. Эфективности – затраты на проведение анализа должны давать многократный ефект.


1.ЭА как функция управления и элемент управленческой системы.

Рыночная экономика требует повышения роли управления и его совершенствования. Посредством управления обеспечивается целенаправленное соц.-ек. воздействие на работающих и координации их деятельности в целях достижения количественных и качественных результатов при минимальных затратах. Эти цели решаются в основных звеньях, решаются на предприятиях. Предприятие- система , которой характерно многоцелевое функционирование и обилие личных, внутренних, внешних связей. Если предприятие рассматривать как совокупность машин, технических процессов, материалов, изделий и товаров, то предприятие представляется как техническая система. Если предприятие рассматривать с точки зрения какие люди на нем работают , их отношения друг с другом, то предприятие- социальная система. Если предприятие изучать с точки зрения выяснения отношения работника к средствам производства, их участия в процессе труда, то предприятие- экономическая система. Отсюда следует , что предприятие есть соц.-эк. система, состоящая из объекта и субъекта управления.

^ Объект управления- производство, обращение, а субъект- органы управления.

Объект анализа есть экономика, которая представляет собой сложную совокупность производственных отношений по взаимосвязи с производительными силами.

В экономике или хозяйственной связи принято выделять такие процессы:

1)Технические или материальные. В ходе этих процессов создается потребительская стоимость, конкретная продукция и услуги для удовлетворения личных и производственных потребностей.

^ 2)Эк. процессы связаны с формированием стоимости продуктивности труда(себестоимости, трудоемкости, материалоемкости). Экономические процессы- это затраты живого и овеществленного труда на производство потребительской стоимости. Материальные и эк. процессы протекают одновременно.

^ 3)Социальные процессы- жизнедеятельность коллективов работающих (условия труда быта).

4)Природоохранительный процесс- сохранение и улучшение окружающей среды.

Отсюда экономика предприятия имеет технические, экономические, социальные стороны и связана с использованием природных условий. Хозяйственная деятельность относится к управленческой системе и есть объект анализа.

Субъект- это управляющая подсистема, которая принимает соответственные решения, которые являются входом для управляемой подсистемы. Подсистемы получают информацию, которую называют обратной связью с управляющей подсистемой.

Прямые и обратные связи в системе управления представляют информационную систему управления. Характер и особенности объекта управления составляют содержание субъекта. Управляющая подсистема разрабатывает цель и эк. программу управляемой подсистемы, контролирует и регулирует активную роль управляющей подсистемы в системе объективного управления. Управляющая подсистема выполняет ведущие функции : прогнозирование и планирование, координацию и контроль, которые включают учет и анализ. Управляемая и управляющая подсистемы функционируют совместно в системе управления и с этих позиций управление- воздействие управляющей системы на управляемый объект для достижения целей.

Управление складывается из 3 основных элементов :

  1. выработка целесообразных действий.

  2. контроль за выполнением установленной программы, при помощи систематизированной информации.

  3. разработка системы последующих действий , направленных на ликвидацию негативных отклонений, закрепление положительных и направленных на улучшение экономики.

В процессе управления принято выделять 3 последовательных этапа :

1.сбор и обработка информации.

2.ЭА состояния объекта и определения возможности его улучшения

3.принятие управленческих решений.

Следовательно, ЭА в системе управления промежное действие между сбором информации и принятием решений.

Цели ЭА:

  1. дать правильную оценку состояния объекта.

  2. выявить возможности и пути перевода управляемого объекта из фактического в требуемое.

  3. выбор оптимальных решений.

ЭА являет собой функцию управления ибо он характерен всем функциям.

Есть ЭА как наука и как функция управления. Различия состоят в том , что задачи функции управления в организации и управлении такой системы ЭА , которая обеспечивала бы научное управление и обеспечивала эффективное хозяйствование.

2)Сущность и содержание ЭА.

Сущность ЭА вытекает из сущности ЭА как науки, как системы специальных знаний и характеризуется содержанием. Содержание представляет собой упорядоченную совокупность частей, элементов целого предмета или явления. А форма- способ его существования, выражающая содержание ЭА , включая такие элементы, которые в упорядоченной совокупности, обеспечивая выполнение анализом своей роли и решение его задач. К числу таких элементов относятся :

1.уяснение конкретной задачи анализа объекта.

2.изучение причинно-следственных связей объекта и построение его факторной системы.

Факторные системы выражаются логическими и математическими моделями.

3.исследование характера причинно-следственных связей и выбор методов или приемов их количественного измерения.

4.установление управления и размера влияния факторов на измерение или образования результативного показателя.

5.выявление условий, порождающих и благоприятствующих действию факторов.

6.выработка вариантов устранения отрицательных и создания условий для положительных факторов.

3)Предмет ЭА.

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Предмет экономических исследований- экономика, производственные отношения. Эк. теория рассматривает объективные эк. законы производства, распределения , обмена , потребления. Отраслевые эк. науки изучают действие общих законов в специфических условиях отрасли, особенности развития производственных отношений тех или иных отраслей, рассматривают экономику в более конкретном разрезе.

ЭА также изучает экономику , как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы. ЭА характерен всем звеньям нац. экономики. ЭА в узком смысле охватывает экономику основного звена.

Предметом ЭА при исследовании основного звена является экономика предприятий , объединений всех форм собственности как определенная совокупность производственных отношений, выраженная в категории эк. расчета и рассматривая во взаимодействии с технической стороной, природными и социальными условиями.

Определение предмета ЭА конкретизируется такими моментами – под предметом понимают хозяйственные процессы предприятий, объединений, соц.- ек. эффективность и конечные финансовые результаты, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему эк. информации.

4)Задачи ЭА в рыночной экономике.

В рыночной экономике основными задачами ЭА являются следующие :

  1. ЭА должен обеспечить повышения научно- эк. обоснованности в бизнес-плане. Эта задача реализуется путем использования ретроспективных и перспективных выводов анализа.

  2. ЭА должен обеспечить разработку обоснованных нормативов. ЭТА задача реализуется таким же способом.

  3. ЭА должен обеспечить всестороннюю оценку выполнения установленных заданий бизнес-плана и оценку соблюдения установленных задач (оперативный + нормативный – перспективный анализ).

  4. ЭА должен обеспечить определение и оценку эк. эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов (оперативный и ретроспективный).

  5. ЭА должен обеспечить контроль и оценку соблюдения принципов коммерческого расчета (оперативный и ретроспективный).

  6. ЭА должен обеспечить оценку финансовых результатов (оперативный и ретроспективный).

  7. ЭА должен обеспечить оценку финансового состояния предприятия, в частности финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия (ретроспективный , перспективный, оперативный).

  8. ЭА должен обеспечить оценку операционной деятельности, финансовой , инвестиционной деятельности (ретроспективный).

  9. ЭА должен обеспечить выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях кругооборота капитала (ретроспективный и оперативный).

  10. Оценка оптимальности управленческих решений (ретроспективный и оперативный).

  11. ЭА должен обеспечить подготовку и обоснование управленческих решений (все виды анализа).


Характеристика метода ЭА.

Каждой науке характерен свой метод исследования. Под методом в широком смысле слова понимают пути , способы и средства познания действительности, совокупность органически взаимосвязанных принципов и приемов исследования явлений в природе и обществе. Метод ЭА как и метод другой науки, определяется содержанием и особенностями изучаемого предмета, теми конкретными целями, требованиями и задачами, которые ставятся перед анализом на каждом этапе эк. развития. Научно основой метода всех наук является диалектический метод, изучающий процессы и явления в движении, изменении, требующих конкретности исследования. В соответствии с требованиями диалектического метода метод ЭА представляет собой системное, комплексное , органически взаимосвязанное изучение экономики на всех уровнях управления с целью объективной оценки ее состояния, выявления и мобилизации резервов, повышения эффективности общественного производства и обеспечение необходимой информацией для принятия оптимальных решений для ее управления.

Метод ЭА исполняет как общенаучные методы исследования объектов анализа, так и специфические , конкретно научные и эмпирические методы исследования.

Общенаучные методы ЭА базируются на диалектическом методе и основными принципами , которых является:

  1. изучение эк. явлений в единстве анализа и синтеза;

  2. исследование эк. явлений осуществляется в единстве индукции и дедукции;

  3. исследование эк. явлений во взаимосвязи и развитии эк. явлений;

  4. выявление противоречий в экономике и выявление способов противоречия.

На ряду с общенаучными принципами имеются и специфические или характерные особенности ЭА. Эти характерные специфические особенности таковы:

  1. ЭА использует систему показателей, всесторонне характеризующих то или иное эк. явление. К системе показателей предъявляются такие требования:

а) в систему должны входить несколько частных показателей один обобщающий, объединяющий частные и обеспечивающий единство системы;

б) в системе должна быть соответственная интегрированность, которая позволяла бы использовать ее при программно целевом управлении экономикой;

в) в системе должно быть достаточное количество показателей для оценки того или иного эк. явления;

г) все показатели в системе должны быть адекватны, т.к. отражают реальные процессы и явления и должны быть динамичными и обеспечивать однозначное понимание изучаемых процессов.

  1. ЭА исследует причины изменения показателей

  2. ЭА выявляет и измеряет взаимосвязи и взаимозависимости между показателями

  3. Для метода ЭА характерен выбор измерителей оценки в зависимости от анализируемых эк. явлений.

Общенаучные и специфические методы исследования позволяют сделать выводы, что методом ЭА является диалектический способ подхода к изучению эк. явлений в их становлении и развитии.

2)Аналитические показатели и их классификация.

Объектами анализа являются стадии движения капитала и их результаты, составляющие в своей совокупности хозяйственную деятельность. Все объекты анализа измеряются показателями , в которых находит свое отражение объем , уровень и эк. эффективность движений капитала. Каждый показатель имеет числовое выражение, характеризующее конкретное измерение изучаемого объекта и его содержание.

Количество и качество изучаемых эк. явлений всегда находятся в динамической взаимозависимости. Поэтому изучение количественного отношения тех или иных явлений не может не способствовать выявлению качественных особенностей раскрытию их сущности. Эк. деятельность предприятий измеряется многими эк. показателями, которые сводятся в определенную систему. Согласно теории принятия решений любой показатель представляет собой меру определения степени достижения цели или набор количественных параметров , отражающих эк. деятельность. Поскольку хозяйственная деятельность характеризуется системой показателей , то и анализ их проводится с применением их комплекса. Система аналитических показателей с одной стороны должна отражать результаты хозяйственной деятельности, эк. эффективность общественного производства, а с другой должна отражать имеющиеся и используемые ресурсы. Показатели характеризуются абсолютными и относительными величинами . Относительные в процентах и коэффициентах. Абсолютные выражаются в стоимостных , натуральных и трудовых измерителях.

Все показатели принято классифицировать по ряду признаков:

  1. по своему содержанию ,. т.е. в зависимости от того какая сторона эк. явлений измеряется. По этому принципу различают количественные и качественные показатели. Количественные отражают размер анализируемых объектов и происходящие в них изменения . Они используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующие объем производства и реализации продукции и услуг, структуру реализации. Качественные отражают существующие особенности отдельных эк. явлений, отражают их эк. эффективность. Они используются для оценки выпущенной и реализованной продукции с точки зрения ее соответствию установленным требованиями стандартам.

  2. в зависимости от применения отдельно взятых показателей или их соотношение. По этому принципу подразделяются показатели на объемные и удельные. Объемные – первичное отражение эк. явлений и процессов , их объема состава(величина собственного и заемного капитала, издержек обращения). Удельные – это вторичные , производные от соотношения объемных(выпуск продукции на один станко\час).

  3. в зависимости от положенных в основу измерителей: стоимостные, натуральные и трудовые. Использование стоимостных вытекает из наличия товарно– денежных и действия закона стоимости. Натуральные обуславливаются химико- физическими свойствами тех или иных эк. явлений. Разновидностью трудовых являются условно- натуральные , которые позволяют объединить относительно однородные явления.

  4. характер отражаемых экономических явлений. Различают общие и частные показатели.

  5. по назначению: обобщающие , факторные, оценки бизнес- плана , степени использования эк. потенциала.

В процессе анализа все показатели должны быть использованы в комплексе и изучены все свойства, присущие тому или иному эк. объекту.

3.Факторы и их классификация.

В ЭА под фактором принято понимать условия , необходимые для совершенствования хоз. процессов и причины , оказывающие влияние на результаты этих явлений. Глубокое изучение комплекса причин и факторов , повлиявших на уровень и динамику дает возможность не только правильно оценить результаты деятельности, но и выявить резервы роста их эк. потенциала.

Каждый фактор, влияющий на результаты может состоять из ряда составляющих, которые в свою очередь выступают как самостоятельные факторы, с большей или меньшей степенью воздействия на результаты. Поэтому факторы могут быть 1 порядка, 2, 3, и т.д.

В задачи анализа входит наибольшая детализация факторов. Чем дельнее изучаемые факторы , тем глубже результаты анализа, тем полнее выявляются и реализуются резервы. Чтобы глубже выяснить воздействие факторов на хоз. деятельность предприятия необходимо их систематизировать и классифицировать.

Классифицируют факторы по ряду признаков:

  1. по характеру действия: внутренние и внешние.

Внутренние в свою очередь делятся на основные и неосновные. Основные – это те, которые определяют деятельность предприятия и ее результаты (производственные факторы : уровень организационно- технического производства, средства труда и внепроизводственные : снабженческая, сбытовая деятельность). Внутренние неосновные хотя и определяют результаты деятельности, но не связаны непосредственно с сущностью рассматриваемых явлений(нарушение хоз. дисциплины).

Внешние факторы – это те, которые не зависят от деятельности коллектива , но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данного предприятия:

- внешние эк. условия- это общеэкономическое состояние национальной экономики, величина ВВП, НД.

- социальные условия- это уровень дохода, обеспеченность здравоохранения.

- природные условия.

  1. по степени количественного измерения совокупного показателя:

- поддающееся количественной оценки;

- неподдающееся.

  1. по времени воздействия:

- постоянные;

- временные.

  1. с точки зрения эк. сущности развития:

- интенсивные;

- экстенсивные.

Интенсивные связаны с наиболее эффективным применением науки и техники. Они связаны с совершенствованием процесса функционирования используемых ресурсов и качественных характеристик используемых ресурсов. Экстенсивные связаны с количественным расширением математико - технической базы , с дополнительным привлечением трудовых ресурсов.

  1. по степени детализации:

- простые факторы

- сложные факторы.

  1. по охвату действия:

- общие, присущие всем предприятиям;

- специфические(на конкретном предприятии).

  1. по действию результата:

- положительные;

- отрицательные.

  1. по эк. содержанию:

- соц.-эк. факторы, отражающие инициативу и активность работающих, уровень руководства .

- производственно- эк. факторы – представляют собой условия для осуществления хоз. деятельности и технические , организационные и др. факторы , которые оказывают непосредственное влияние на стороны и результаты (факторы ресурсы и технико – эк. факторы- уровень автоматизации и механизации);

- физиологические, связанные с санитарно- гигиеническими условиями труда и др.

- соц.-психологические факторы , связанные с внутри коллективными взаимоотношениями.

4)Классификация методов и приемов обработки эк. информации.

От метода ЭА отличается методика его проведения. Методика ЭА - это совокупность методов обработки информации при проведении ЭА отдельных сторон хоз. деятельности. Методика включает также систему правил и требований, гарантирующих эффективность применения метода. Методика служит практическим приложением метода ЭА , его принципов и приемов для рассмотрения управленческих решений , выявления и реализации резервов повышения эффективности хозяйствования. Методика ЭА обуславливается сущностью изучаемых эк. явлений, целями и задачами, стоящими перед ЭА и обуславливаются системой показателей. В процессе аналитической обработки информации используется значительное число различных методов и приемов.

^ Принято все методы и приемы подразделять на:

  1. эк.- логические (традиционные)- метод сравнительных и относительных величин, группировки, сравнения, метод индексов.

  2. эк.- математические методы – эк. статистические , эконометрические, методы оптимальных решений, методы эк. кибернетики.

Все методы обработки информации делятся на формализованные и неформализованные(это методы , основанные на опыте , интуиции, знаниях). В основе этих методов лежит прошлый опыт , эти методы основываются на экспертных оценках.
Тема 4. Эк-логические метоты и приемы ЭА.

Подтема 1. Хар-ка методав общего анализа

1. Классификация эк-логич. методов и их общая хар-ка.

Эк-лог. методы обработки эк.информ. раскрывают специдику ЭА отражают сист комплексный характер. Эк-лог методы (ЭЛМ) принято подразделять на методы общего и факторного анализа.

М. общего анализа:

  1. расчет относит величин

  • показатели динамики

  • структуры

  • интенсивности

  1. средние величины:

  • средн. Арифм. простая, взвешеная

  • ср.геометр.

  • ср. гармоническая

  • ср хронологич.

  1. М. сравнения

  • С планом или нормативом

  • С пред. периодом

  • С ср.значением

  • С эталоном

  1. М.группировки

  • Типологические

  • Структурные

  • аналитические

  1. Балансовый м.

  2. Детализация

  • По подразделениям предпр.

  • За периодами

  1. Индексный

  • Индивидуальн

  • Общие, групповые

  • Агрегатные

  • Ср. арифм

  • Ср.гармонич

  1. Графический

М. факторного анализа объединяются:

  • м. элиминогования

  • цепных подстановок

  • абс.разниц

  • простого прибавления неразкладываемого остатка

  • взвешеных конечных разниц

  • долевого участия

  • логарифм.

  • Цепных индексов

  • Интергальн.

2. Хар-ка метода сравнения

М. сравнения - важнейший метод ЭА обеспечивает широкие возможности для всестороннего изучения эк.предпр., познония причин и следствий, установление закономерностей, выявление факторов оказывающих влияние.

Сравнение росазателей в их динамике позволяет установить качеств. Характ.

Сравнение - прием позволяющий выразить характеристику явлений

Сравнение как прием познония применяется во всех отраслях знаний, присуще каждому эк.расчету, с него начинается ЭА. Пользуясь м. сравнения следует различать виды:

  1. Сравнение плановых показ. текущ. периода с покз. педыдущего /используется с целью оценки напряженности заданий и качества планирования./

  2. Српавнение отчетчетных данных с плановыми использ с целью оценки выполнения заданий.

  3. Сравн. показ. одних структурных подразделений с аналогичн. показат. др. /использ с целью выявления и распостанения положит оыа и развитие сознательности

  4. Сравн достигнутых показат с нормативами /с целью выявл имеющихся резервов.

  5. Сравн отчетных показ с показ за прошлый период с целью выявл. тенденций, закономерн в развит.

  6. Сравн показат данного предпр. с показ предпр конкурентов с целью оценки конкурентоспособн.

  7. Сравн достгнутых показ со среднеотраслевыми с целью оценки уровня развития предпр.

  8. Сравн. с показ стран с развитой рын. эк. с целью оценки достижений и конкурентного положения.

Для того чтобы результаты сравнения обеспечили правильныевыводы, объективно отражаемые сущность эк явл необходимо обеспечить сопоставимость сравн показ. т.е. их однородность и однокачественность. Без соблюдения этого условия нельзя сделать достоверняе выводы по результатам сравн. Для обеспеч. сопоставимости необходимо:

  1. Нейтрализовать ценностный фактор

  2. Привести к однородной структуре, сравниваемые сложные показ.

  3. Сравн показ приведены к однообразной методике их исчесления

  4. Обеспечено единство календарных периодов

  5. Устранены изменения в структуре предпр.

  6. Устранены територ. Различ. И сезонные особености

  7. Заменены абс. показ на относит. Там где не могут быть использ абс показ

Тольк обеспечение сопоставимости и правильно выбраная база дает необходимый результат при исследовании эк показ

3 Хар-ка м. группировки

Группировка - аналит-синтетич процес по отнош к множеству явлений как к разнородному целому. Она выступает как анализ в ходе которого разнородные множества разлагаются на мелкие однородн. части объединенные в группы. В процессе групир применяется м. индукции и дедукции. В процессе группировки проявляется закон больших чисел. При достаточно большом числе явл., объединяемых в группы погашаются случайные и выявл существенные.

Группир. по содерж различапют:

  1. типовые, с помощью которых осуществл., раздемение множества явл., на соц-эк., типы, классы, группы или совокупности; использ., на макроуровне

  2. структурные - дают выявить внутр., структуру совокупности. Для получения выводов о сосоян., эк., предпр., и служат базой для выявл и рачетов резервов.

  3. Аналитические или причинно-следственные - для изучения прич-следств., связи между признаками явлений; выявляют факторы разв., явл.

При групир., важно правильно выпрать групир., признаки (как факторн., так и результ., показ)

В ЭА предпочтительнее факторн.

В процессе групир важно правильно определить интервал групир., признака.

(Макс-мин+1)/кол-во групп

или

(макс-мин).сум(1+3,322ln(n=число единиц совокупности))

с помощью групир., выявляют тенденции и закономерн, взаимосвязь и взаимозависимость показат., можно факторно изучить исследуемый показатель.

Групир., обычно является базой для дальнейшего исслед., эк.,показ., с помощью эк-мат., методов.
4 Хар-ка м. элиминирования

Элиминирование (исключение, отвлечение) - логический прием при котором мысленно отвлекаются от ряда факторов. Принимая его за переменную величину т.е. тот фактор который хотят изучить. Этот м. объединяет несколько методов обработки эк.,иформ.,: разниц, м. корректирующего коэф., м., простого прибавл, м. долевого участия…..

М., элим., требует соблюд., условий:

  1. факторы и исслед., показ., должны быть в функциональн., завис.

  2. факторы и исслед., показ., должны быть колич., выражены и ограничены.

  3. Факторы должны быть скласифицированы на:

  • Колич(1,2..,основного порядка)

  • Качеств

  1. Показатель выражен математически или алгебраич суммой, разницей, произвед., частным. Т.е. кратной моделью

М., элим., использ., для измерения степени влияния факторов на иссред., показ.,/используется при исслед., всех показат/
Подтема 2. М. факторного анализа.

1 Хар-ка м. цепных подстановок и разниц

Одним из методов элим., который позволяет факторно исследовать изучаем., показ., есть м.,цепных подстановок.,(МЦП) которой требует

строгой функциональн. зависимости между факт., показ.,;

колич., выражение и ограничение факторов;

матем выражения показат и факторов.

Классифик., факторов на колич (основной, производный) и качеств.


При этом м., в факторной модели ставят сначала колич(основн) затем колич(произв) затем качеств.

Сущность МЦП заключается в последовательной замене базиса величин факторов на их отчетн., значен., и в сопоставлении полученного рез., с предыдущим.

Алгоритм расчета





МЦП имеет недостатки

  1. Рез., расчетов зависят от последовательности замены факторов т.е. от классификации

  2. Активная роль в измен., обобщающего показ., отдается качеств., факторам т.е. возникающий неразлож., остаток присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора.

  3. Громоздкость в расчетах.

При отклонениях в изучаемых факторах в пределах до 10% достаточно точные рез.

В аналит практике используестя модификатор

МЦК, который называют Метод разниц.(??М.зам. расчета посредством отклонений??)

Различие в технике расчета

МЦП и м. разниц дают одинаковые рез.
^ 2 Хар-ка м. коректир коэфициента.

М. корректир., коэф (МКК) -относится к м. элиминир. Он не трбует классифик., факторов. Использ., когда

отклнение факторов значительны

факторы имеют положительное значение

факторов 4 и более

наиболее часто МКК использ., когда показ., выражен мультипликативн., моделью.

Суть та же что и при МЦП

Методика расчета

  1. Опедел., абс., отклонен., по факторам и обобщ., показ.

  2. Опедел., относ., отклонен., по факторам и обобщ., показ.(отнош абс., отклон к базисному)

  3. Определ., корректир., коэф.,=отношению относ., отклон., по показат., к сулле относит., отклон., по факторам)

  4. Опердел., влияние каждого фактора на показ., без учета неразложимого остатка. Для этого абсол., отклон., по каждому из факоров уможают на басисн., знас др., факторов.

  5. Определ., полное влияние каждого из факторов=влияние без разл., остатка умнож., корект.,коэф.,



^ 3 Хар-ка м. долевого участия

М.долевого участия(МДУ) основан на прорциональном делении с соблюдением алгебр., правила, при котором каждый фактор рассматривается как равнодействующий со всеми остальными. При этом м. часто использ., первоначально метод МЦП(разниц) для определения влияния 2 наиболее ведущих факторов. При этом методе влияние влияние каждого фактора определяют пропорционально его доле в отклонении по изуч показ. т.е. изменен., рез.,показ., иследуется правилам пропорц., деления.

Пример



^ 4 Хар-ка м. дифференцирования

Дифференцирование - теор., основа колич., оценки роли отдельных факторов в измен., рез., показ. в основе диф. Лежит предположение что общее приращение ф-ции (рез.показ.) раскладывается на слагаемые, где значение значение каждого из них определяется произведением соответствующей частной производной на приращение переменной



Недостаток: неразложимый остаток.,кот.образуется в результате применения интерпрет., как логич., ошибка и отбрасывается. Для эк., расчетов применение эторо м., ограничено., он применяется тогда, когда сложная факторн., система с большим кол-вом факторов и отклон по факторам незначит.
5 ^ Хар-ка м. простого прибавления неразложимого остатка и взвешенных конечн., разностей

В аналит., практике для того чтобы расперделить неразлож., остаток между факторами применяют м. простого прибавления нераз., остатка. Это м. рассматривается в 3 вариантах.

  1. нераз. Остаток полностью прибавляется в качеств.фактору.

  2. нераз. Остаток полностью прибавляется в колич. фактору.

  3. Разделяется между факторами.



М. взвешенык конечных разностей

Величина влияния каждого фактора определяется как по 1 так и по 2 порядку подстановки., рез., сумируется и от полученой величины берется средн., величина



^ 6 Хар-ка логарифмич., м.

Логарифмический м. позволяет выяснить влияние многих факторов на величину рез.,показ. Общие приращения рез.,коказ при исп этого метода распределяется по факторам пропорционально отношениям логарифмов, факторных индексов к логарифму рез.,показ. При этом не имеет значения какой лог. принят.

Недостаток: он неприемлем для моделей факторн., сист., со сложением и вычит.,

погрешности и использование кратных моделей




7 Интегральный м.

Интегральный м. - наиболее точный , дает однозначн рез., основывается на сумир., приращ., ф-ции определенной как частное производное умнож на приращ арг., на бесконечно малых промежутках.

Использ., этот метод условия:

  1. непрерывная диф., ф-ция, где в качестве аргум., исп., показ

  2. ф-ция между начальн и конечн точкой элементарного периода измен., по прямой. Элем. Период - малый отрезок времени в течении которого хотя бы один из факторов получит приращ.

  3. Наличие постоянства скорости изменения факторов

В Интегр., м., действует лог., закон перераспр факторных нагрузок. Этот метод объективен поскольку исклю.чает какие либо предположения о роли факторов до проведения анализа. При этом м., соблюдается положение о независимости факторов. Выделяют 2 направл практ., использ., интегр., м., в решении задач факт., анализа

  1. статический тип задач: факторы хар-ся неизмен., положения по отнош к первому фактору, постоянством условий анализа., измер., факторы независ от нахождения их в модели факторн., сист. Соизмер., приращ., факторов происходит по первому выбраному для этой цели фактору. К задачам относятся выполн плана диналики.

  2. Динамич., тип задач: относятся расчеты связанняе с анализом временных рядов эк., показ. здесь имеется информ., об изменении факторов внутри анализир., переода. И участвующие факторы изм., в каждом участке переиода.







Тема 5. Эк.-матем. методы и модели в ЭА

Подтема 1. Общая хар-ка эк.-мат. Методов и моделей в ЭА

. Эк.-мат. Методы и их классификация

Всесторонний ЭА и научный уровень упр-я возможен при условии исп-ния э-м. м-дов и ЭВМ. Э-м. м-дами принято считать м-ды решения эк. Задач с использованием матем-ки и кибернетики.

Применение обуславливается требованиями:

  1. необходим системный подход к использованию эк. объектов, т.е эк. объект должен рассматриваться как система взаимосвязанных составных элементов с их содержанием и качеством.

Сист. подход обуславливает этапы иследования:

  • Постановка задачи, определение объекта, цели, установление критериев

  • Выделение системы, кот. подлежит изучению и ее структуризация

  • Составление матем. модели и изучение системы, т.е установление параметров в зависимости от цели упрощения описания сист. путем выделения подсистем с конечной фиксацией целей и критериев.

  1. создание комплекса э.м моделей отражающих колич. характеристику эк. процесов и задач, решаемых с помощью ЭА

  2. наличие ЭВМ позволяющих хранить, обрабатывать и передавать эк. нформацию в целях анализа

  3. ипрограм. обеспечение и круг специалистов эксплуатирующих эвм

Э-м. м-ды в решении эк. задач содействуют:

  1. совершенствованию сист. эконом. информации

  2. интенсификации и повышению точности точности эк. расчетов

  3. с
    пособствуют углублению колич. анализа показателей, характеризующих эк. пр-тия

  4. содействуют решению новых эк. задач

В ЭА эк.- м. м-ды подразделяются на группы:

  1. +-эк. статистические

  2. +экономические

  3. +м-ды оптимальных решений

  4. +м-ды эк. кибернет.

1 + используются в тех случаях , когда изменение анализ. показателей можно представить как случайный процесс, применяются: связь между анализ. харак-ми не детерминированная, функцион, а стохастическая, вероятностная

Они основа при изучении массовых повторяющ. явлений, важнейшим средством в прогнозир-ии поведения эк. показателей.

Различают

  • методы изучения одномерных стат. совокупностей вариационный ряд з-ны распределения , выборочн. м-д

  • многомерных стат. совокупностей (м-ды корреляционный регрисион. , дисперсионного анализа)

м-ды корел.регр. анализа наиболее распространены

2. +построены на синтезе из 3-х областей знаний: экон., математ.,статистич.. Основой этих методов: экон.-матем. модель, в этиз методах исп-ся матричные модели, кот. стороятся по математ. принципу и позволяют в наиболее компактной форме представить взаимосвязь факторов и результатов

ЫВ основе: сист. линейных уравнений, кот. есть исходной мат. базой построения матричн.. баланс. расчетов

2.1 производет. ф-ции

2.2 м-ды затраты-выпуск

2.3 м-ды нац. счетоводства.

2.1- производ.-технолог. для расчета

  • производ. экон. для технолог. нормативов и расчетов

  • произв. для сбалансирования отдельных видов продукции и пр-ва в целом.

    1. позволяет оптимизировать затраты первичных ресурсов и пр-во готовой продукции

    2. ВВП, НД и др.

Решение задач с помощью этих м-дов , изучение произв. хоз. связей, совершенствовать классификацию товаров и услуг, упорядочить нормативную базу, обосновать необходимую величину ресурсов, внутрихоз. резервы по более эфектив. использованию ресурсов.

3.+ Это м-ды мат. програм. с пом. которого определяются задачи оптимизации произв. хоз. деятельности. широко используются в матем. расчетах.

Различаются:

  • линейного программирования

  • нелинейного програмир.

  • динамич.

В основе: уравнения, неравенства и задачи решаются при ограничениях по заданному критерию оптимальности.

Ценность: позволяют оценивать напряженность заданий, получать оценки дефицита ресурсов, давать оценки сложившихся условий хозяйствования, определить лимитирующие виды оборудования

Различия мат. , но в решении много общего, все позволяют в ЭА решать задачи:

  1. оценка бизнес плана и факт. сложивш. условий хозяйствования

  2. определить эк. эффект от внедрения и совершенствования техники и технологий, организации и управления пр-вом

  3. определять внутрихоз. потери, полученные в результате принятия неоптимальных решений

  4. оптимизировать эк. процессы и рез-ты деят-ти пр-тий

4.+ анализирует эконом. явления и процессы в качестве сложных мет. с точки зрения законов механизмов управления и движения информации в них

Различают:

  • системный анализ

  • методы имитаций

  • м-ды моделирования

  • м-ды распознания образов

Наиболее распростр. 1 и 3. Дают возможность получить четкое представление об используемых объектах, характеризовать кол-во, описать внутреннюю структуру и внешние связи

Отдельно: эвритические м-ды неформализованные м-ды решения эк. задач на основании интуиции, прошлого опыта и зкспертных оценок

Все э-м. м-ды классифицируют по 2-м признакам:

  1. оптимальности

1.1 оптимизационные м-ды

    1. неоптимизационные м-ды

    1. т.е поиск решений задач осуществляется по заданному критерию оптимальности

    2. решаются без критерия оптимальности

  1. точности

2.1 точные- если алгоритм м-да позволяет получить только единственное решение по заданному критерию оптимальности или без него

    1. приближенные – по заданному критерию не гарантируют единств. решения; стохастическая инф-ция решения задачи с любой степенью точности

Все э-м. м-ды подразделяются:

  1. оптимизац. точные(м-ды линейного программирования, исследов. операций)

  2. оптим. приближен. ( нелинейного програм., матем. теории планирования экстремальных экспериментов)

  3. неоптимально- точные ( элемен. мат., класич. м-ды мат. анализа, эконометрич. м-ды)

  4. неоптимально- приближенный ( все м-ды мат. стат.)

2. Задачи факторного анализа и их классификация

ЭА. факторный анализ по своей сущности.

Его применение связано с эк.- м. м-дами и использованием ПК, т.к. они позволяют расширять базу изучаемых факторов и их причин, оптимальные варианты использования ресурсов.

Мат. м-ды опираются на обоснованную классификацию задач факт. анализа (ФА) с мат. точки зрения задачи ФА состоят в использовании ф-ции нескольких переменных. Эк. показатель, фигурирующий как объект, наз. результативным. Показатели- характеристики результат показателя, определяющие его поведение – факторные

В зависимости от цели и задачи один и тот же показатель, как результат. так и фактором.

Под эк. ФА понимают постепенный переход от исходной факторной сист. к конечной фактор. сист. или наоборот. Раскрывает полный набор прямых кол-но измеримых факторов, кот. влияния.

Совокупность факт. и результ. показателей связанных первопричинно-следств. связью наз. факторн. сист. модель. модель фактор. сист. связи между эк. показат.

задачи ФА

  1. прямые 2. обратный ФА

заключается в выявлении осн. факторов влияющих на изменения резул. показателя, в установлении функцион. или стохастической зависимости между резул. показателей и набором факторов, заключается в установлении роли отдельных ф-ров в изменении результ. пок-ля

    1. детерминированные (конкретные числа)

стохастические (задаются выборкой) задачи более трудоемкие, необходим глубокий анализ и выявление факторов, влияющих на результат, подбор вида регрессий, разработка м-да, кот. определяет влияние каждого ф-ра на исследуемый показатель(произв. труда во взаимосвязи с факторами, ее обуславливающими) В задачах 2 требуется увязать ряд эк. хар-к в единый комплекс, построить ф-цию, содержащую осн. качество всех рассматриваемых эк. пок-лей – аргументов (это задачи синтеза)

    1. детерминиров. (задачи комплексной оценки произв. хоз. деят-ти предприятия)

    2. стохастические производственные ф-ции которой устанавливают зависимости между величиной затрат и выпуском продукции

  • одноступенчатый анализ

  • цепной анализ

  • стат (пространст) анализ

  • динамический анализ

  • пространственный анализ

  • временной анализ

  • ретроспективный анализ

  • оперативный анализ

  • перспективный анализ


3. Эк.-мат моделикование как способ улучшения ек-ки.

Эфективное упр-е эк-кой предпр-я требует исследования эк. Объектов, установления их структуры, функций, внутр., и внешн. связей, изучения закономерностей поведения, описание эк. объектов осущ-ся с помощью моделей.

Модельможет быть выполнена различ. средствами:

информационная модель

функциональн. связи- мат. аппарат= мат. модель

процесс разработки и исслед. объекта на их моделях наз. моделированием.

Применение математ. моделей для изуч. экон. закономер наз. экон. математ. моделированием, а использов. этих моделей в практике управления наз. эконом. математ. методами упр-я.

Различают мат. модели с количественными хар-ми в виде формул, числовые модели с конкретными числов. харак-ми, логические модели с помощ. логич. выраж., графическ. моделив графиках.

Модели реализованные с пом ЭВМ наз. электронными или машинными.

Мат. модели эк. задач это совокупность мат. средств : управлений, комплексов мат. зависимостей, знаковые логич. выражения, отражающие выделенные хар-ки объектов, связи и зависимости.

Мат. модели подраздел. на:

1. определенные- такие модели в которых результат решения задачи предопределяется заданным набором исходных данных

  1. неопределенные- описывают процессы для оценки параметров кот. используются вероятностные хар-ки

Эк. мат. модель должна быть адекватна действительности, отражать существеные связи объекта

Анализ практики моделирования показывает типичность этапов моделирования:

  1. постановка цели:

сбор и анализ информации об изуч. объекте

формирование целей и критериев

критерии: наиболь-я прибыль,, наименьш. издержки, мах загрузка оборудования, мах произв-ть труда. Критерии выражаются целевой функцией

  1. построение моделей:

выбор средств имитации

конструирование модели

проведение эксперем. расчетов

проверка моделей на адекватность

  1. всесторонний анализ рез-тов, полученных при изуч. эк. объекта и использование их в практике управл-я

В ЭА различают 3 осн. типа моделей:

  1. Модели описательн. хар-ра ( оценка фин. сост., рентабельность)

  2. Модели предсказательного ( прогнозного) хар-ра - прогноз эк. показателей деят-ти предпр-я (критич. объем продаж, динамич. и ситуацион. анализ)

  3. Нормативные модели - позволяют изучать факт. рез-ты деят-т предпр. с расчитанными по нормам

  4. Методы сравнительного хар-ра

Эк. мат. модели позволяют использовать компл. технологии для иследования эк. явлений и выявления закономерностей.

Подтема 2 Эк. мат регулирования хоз. Деятельности

1. Детерминированое моделирование и анализ факторн. систем хоз. деят-ти

Детерминизм (детерм.) . В основе детерм. лежит положение о существовании причинности т.е такой связи явлений при которой одна причина при определенной причине порождаед др. (следствие) Дет. анализ это разложение исследования по прямым факторам( влияние которых можно количественно измерить, построив модель непрерывной цепи связей.

Моделир-е конеч. факторн. системы осущ. на основе качеств. анализа сущности результативного эк. анализа как формальн. так и неформальн. методами.

В основе моделирования факторной системы положены критерии:

  1. причинность

  2. специфичность

  3. самостоятельность существования

  4. учетная принадлежность

В факторн. системе факторы должны быть количественно измеримы. Построение детерм. моделей придусматривает выяснение кол-ва факторов, их логическ. отбор, определение колич. соотношений путем качественного анализа.

Д.А. имеет особенности:

  1. Факторная модель полностью замыкается на системе факторов, котор. поддаются объединению в данную модель

  2. Д.А. не позволяет разделить рез-ты влияния одновременно действующих факторов, кот. не поддаются объединению

  3. Может выполняться для единичного эк., объекта в отсутствии совокупн., наблюдений.,

ДА имеет жесткую послед., выполн., процедур:

  1. построение эк.,обоснов., модели

  2. выбор приема факторн., анализа и подготовку условий для его выполнения (Приемы - методы элиминиров.)

  3. реализация вычислит, процедур

  4. анализ и формулир., выводов и реклмендаций по его результатам.

В Д.моделир.. факт сист., различают фактор.сист.


  1. адитивные модели

  2. мультипликативные

  3. кратные

в Д.факторной системе применяются прнципы моделирования:

  1. м-д удлиннения факт.системы




  1. м-д расширения ф.с.





  1. м-д сокращения




переход к адитивной модели -- с помощью м-да удлиненения

к мультикативнг - метода расширения

к кратной - м-да сокращения.

Д.- основа колич., оценки роли отдельных факторов в динам. Изменениях показат. Д. факт.сист ограничено длинной факт., поля прямых связей поэтому более углубленные исследования показателей осуществляются с помощью стохастического анализа.

2. ^ Стохастическое моделирование и анализ факторных систем

Стохастический Анализ(греч.- умение угадывать) СА - это метод решения широкого класса задач стат., оценивания. СА предполагает изучение массовых эмпирических данных путем построения моделей изменения показателей за счет факторов не находящихся в прямых связях.

Стох., связь существует между случайными величинами;

проявляется : при изменении 1-й из них меняется закон распределения др. СА направлен на изучение косвенных связей (опосредованных факторов).

Специфика Стох., моделирования факт.сист.,: учет неопределенности в формировании конкретных значений эк., показ.

В основе построения: обобщение закономерностей. Варьирование значений изучаемых показ.

Предпосылкой применяемости стох., моделирования связей служит качественная однородность совокупности. Выявить закономерн., можно только при достаточной размерности совокупности наблюдений, позволяющих установить параметры связей эк., показ., из эмпирич., массовых данных.

Стох., моделиравание можно применять в анализа, если есть возможность составить совокупность наблюдений. Моделир., - методами мат., статистики.

Основн., предпосылки стох., моделир.:

  1. возможность составить совокупность наблюдений, повторно измерить показатель в различных условиях;

  2. совпадение колич., характеристик связей в разрезе всех исходных даблюдений: качеств., однородн., совокупность;

  3. достаточная численность совокупности позволяющая с точностью и достоверностью выявить закономерности;

  4. наличие м-дов, позволяющих выявить колич., параметры эк., показ., из массовых данных варьирования этих показат.

Методы:

  1. оценка связи и корреляции между показат;

  2. оценка стат., значимости связи;

  3. регрессионного анализа;
    выявление параметров периодических колебаний показат;

  4. группировки многомерных наблюдений;

  5. дисперсионного анализа.

Построение стох., модели в этапах:

  1. качествен., анализ:

  • постановка цели анализа

  • определение совокупности

  • определ., рез., и факторн., показателей

  • выбор периода

  • выбор метода

  1. предварительный анализ моделир., совокупности:

  • проверка однородности

  • исключение аномальных наблюдений

  • объем выборки

  • законы распределения

(не менее 20 наблюдений более 6-8 лет; коэф., вариации не более 33%)

  1. построение стох., (регресионной модели

  • уточнение перечня факторов

  • расчет оценок параметров уравнения регресии

  1. оценка адекватности модели:

проверка стат., существенности уравнения в целом и его отдельных параметров; проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования.

  1. эк., интерпритация и практич., использ., модели.

В ЭА классы задач стох., моделир:

  1. изучение наличия и тесноты связей между рез., показ., и факторами;

  2. ранжировка и классификация факторов эк явлений;

  3. выявления аналит., формы свяи между изуч., показателями;

  4. сглаживание динамики изменения уравня показ., (выявление тренда);

  5. выявл., параметров закономерных периодических колебаний уровней показателей;

  6. изучение размерности, сложности эк., показ;

  7. выявление наиболее обобщающих синтетич показ;

  8. узуч., внутр., структуры связей в сист эк показ;

  9. сравнение структуры связей в разных совокупностях

  10. колич., измерение влияние факторов на изменение анализир., показ.

3. Методы компл. деят-ти хоз. фин. деят-ти предпр

комплексная оценка - характеристика хоз., деятельности (ХД), полученная в результате комлексн., исследования. ХД - комплекс взаимосвязаных показателей, которые подлежат одновременному и согласованному изучению в сопоставлении с целью получения выводов в сопоставлении с параметрами.

Сложность ХД не позволяет выделить один показатель. Оценка осуществляется по системе показ., с применением различных приемов качест., и колич., анализа.

Один из методов - м-д сравнительной комплексной оценкипо совокупности показателей. Это метод обратного детерм. Факт., анализа; озволяет использовать любой круг показат., по которому дается комплексная оценка, позволяет учесть значимость и различие показ.

При использ., комплексной оценки выделяют этапы:

  1. конкретизация целей и задач комплексной оценки

  2. выбор исходной сист., показат

  3. организация сбора исходной иформ

  4. расчет и оценка значений каждого из частных показат

  5. обеспечение сравнимости сравниваемых показ

  6. выбор конкретной методики, т.е. разработка алгоритмов и программ расчети комп., сравн., оценок

  7. расчет компл., оценок

  8. экспериментальная проверка компл., обобщающих оценок

  9. анализ и использование компл., оценок в управлении

Для получения копмл., обобщающих оценок применяют методы сведения показателей в единый интегра., показ.

Выделяют методы:

  1. метод сумм: сумир., фактрич зачения показ., по каждому хоз., объекту. Можно пользовать когда пказат., имеют одинаковую направленность (увелич, или уменьш) значение любого частного показат расценивается как улучшение рез., фин., деятельности и соответственно уменьш ухудшает результаты.

НЕДОСТАТОК: высокая оценка результатов по интегал., показ., при значительном отставании по частному показ., за счет высоких значений.

Для смягчения действия недостатка к единому интегральн., показ рассчитывают 2 дополнительных показ., отражающих сумму отриц., отклон частных показ и сумму положительн.

  1. М-д геометрич средней: рассчет коэфиц., для оцениваемых показат. Коэф находится между 0 и 1. За 1 принимают значение, соответствующее наиболее высокому уровню каждого частного показ.,

  2. М-д сумм мест: ранжирование всех эк объектов по отдельным частным показ., каждому частному показ., соответствует параметр определяющий место. Интегр показ=сумме мест по отдельным показ., или сумма балов, если за каждое место определенное кол-во балов.

  3. М-д расстояний до точки эталона (самый точный) - базируется на линейной алгебре и на сравнении всех показат., характеризующих в совокупности условное предприятие - эталон и характеризующих меру их отклонений от наилучших результатов по каждому из них. За эталон принимают предприятие с макс., элементами по всем показ.

Этот м-д основывается на ф-ле Евклидового расстояния от точки эталона конкретных значений.


Pi - расстояние i-го предприятия до эталона

ai1…ain - коорданаты i-го предприятия

целесообразно использовать:



К - весовые коэффициенты

Этапы решения в матричн., форме:

  1. в исходной матрице мах элементы в каждом столбце и значение каждого показат., в каждом столбце делят на мах значение -- получают матрицу координат

  2. все элементы возводят в квадрат и суммируют по строкам

  3. рассчитывают матрицу взвешенных величин

  4. суммируют все элементы элементы мат 3., по строке и по сумме определяют место каждого эк. Объекта в группе.

При использ этого метода необходимо учитывать показат имеющие отриц и положит значения

  1. определяют наибольший положит элемент в столбце, который вычитается из всех элементов данного столбца и получившиеся модели разностей включ в таблицу исходных данных. Т.е расчет по модулю.

В практике используется модифицированный метод расстояний -

ТАКСОМЕТРИЧЕСКИЙ м-д: суть та же что и в расстояний на исходная матрица предварительно стандартизируют с помощью ср.квадр.отклонен., Стандартизация дает возможность исключить неявную значимость показат. Возникающих за счет их разных вариаций.

  1   2



Скачать файл (375.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru