Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Семинар - Сущность и содержание связей с общественностью - файл 1.doc


Семинар - Сущность и содержание связей с общественностью
скачать (89 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc89kb.14.12.2011 09:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Семинар по дисциплине «Введение в специальность «Связи с общественностью»» (04.10.10)

Занятие 1. Сущность и содержание связей с общественностью

Вопрос 1. Определение связей с общественностью, принципы и функции.

Анализ определений "паблик рилейшнз". "Паблик рилейшнз" (ПР) (public relations— "связи с общественностью") — весьма богатое по числу данных ему "имен" и дефиниций понятие. Когда в 1975 г. один из американских фондов (Foundation for Public Relations Research and Education) предпринял глубокое исследование этой темы, было выявлено около 500 определений ПР. Участники исследования не ограничились простыми подсчетами, а тщательно проанализировали собранные материалы и вывели свое, синтезированное определение: «"Паблик рилейшнз"— это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него определяет и делает особый упор на главной задаче руководства — служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; выполняет роль "системы раннего оповещения" об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности».

Просто "паблик рилейшнз" — это постоянно развивающаяся система, а разнообразие ее описаний свидетельствует лишь о возникновении или доминировании каких-либо тенденций в определенные периоды либо у определенных групп исследователей и практиков. Именно с этой точки зрения целесообразно сделать краткий анализ ряда трактовок ПР.

Например, Институт общественных отношений (IPR), созданный в Великобритании в 1948 г., принял следующую трактовку: «"Паблик рилейшнз ", — это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью».

Столь же альтруистическое определение, направленное на достижение абстрактной общественной гармонии, предлагает известный английский ПР- специалист Сэм Блэк: «"Паблик рилейшнз"— это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».

"Альтруистический" подход к ПР закреплен в довольно популярном словаре Уэбстера (Webster New International Dictionary), который дает следующее определение: «"Паблик рилейшнз"' — это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции».

Однако существует и другой акцент (назовем его компромиссным), делающий упор на иных факторах: во-первых, речь идет вовсе не об абстракции, а об удовлетворении конкретных интересов; во-вторых, организация для того учитывает интересы общественности, чтобы и ее интересы были восприняты с пониманием. Такой подход к ПР еще в первые десятилетия XX в. предлагал один из "отцов" связей с общественностью — Эдвард Бернейз, который писал: «"Паблик рилейшнз " — это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот».

Вполне естественно, что количество сторонников и такого, на мой взгляд, более жизненного подхода с течением времени сохранялось и множилось. Скажем, авторитетный форум представителей более чем 30 национальных и региональных ассоциаций ПР, собравшихся в 1978 г. в Мехико на первую Всемирную ассамблею ассоциаций ПР, предложил вот какую трактовку:

«Практика "паблик рилейшнз " — это искусство и социальная наука, позволяющие анализировать тенденции, предсказывать их последствия, консультировать руководство организаций и претворять в жизнь планируемые заранее программы действий, которые служат интересам как организаций, так и общественности».

Стоит, наконец, выделить и сугубо прагматический подход, лишенный какого бы то ни было идеалистического налета. Так, еще Джон Рокфеллер говаривал что умение общаться с людьми — это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И подчеркивал, что готов заплатить за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете. Понятно, что под словом "общаться" американский миллионер имел в виду управление с помощью общения.

На этот же аспект указывали спустя много десятилетий ученые-политологи Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В соответствии с их определением, зафиксированным в изданной в 1997 г. Книге «Связь с общественностью — "паблик рилейшнз" — государственной власти и управления», ПР— это "специализированная, профессионально организованная деятельность управления, но управления особого рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не административно-командными) средствами ".

Прагматиками оказались и авторы подготовленного в 1995 г. в МГУ Словаря новых иностранных слов, где ПР понимается как "организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но прежде всего через СМИ. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими), общественными структурами и гражданами в интересах всего общества ".

Следует добавить что, в изданном в США еще в 1944 г. Словаре социологии

(Dictionary of Sociology) подчеркивается, что теория и методы ПР "предполагают использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т. п. для решения специфических проблем в области связей с общественностью".

^ Принципы и функции связей с общественностью:

· Принципы связей с общественностью — стратегические нормы выстраивания взаимодействия между несколькими участниками коммуникационного процесса. В практической сфере они тесно взаимосвязаны и дают максимальные результаты в том случае, если используются совместно.

· Главным принципом связей с общественностью можно считать принцип социальной ориентации. Конец XX столетия охарактеризовался тем, что любые действия как на макро-, так и на микроуровне рассматриваются с точки зрения общественных интересов. В данном случае в связях с общественностью взаимодействуют три стороны: компания-заказчик, PR-агентство или менеджер по СО, общественность. Работая над реализацией стратегии, PR-агентство или менеджер по СО должны в первую очередь руководствоваться интересами широкой общественности, а также заповедью «не навреди». В случае соблюдения данного принципа репутационный капитал PR-агентства или менеджера по СО очень высок, а осуществляемая им политика позволяет компании создать серьезную репутацию социально ориентированного бизнеса.

· Принцип открытого информирования заключается в том, что компания должна предоставлять информацию не в усеченном, а в полном виде по тому вопросу, который ее максимально интересует. Как отмечалось выше, сейчас коммуникационный процесс отличается двусторонностью. Количество задействованных каналов коммуникации увеличивается, также существенно расширился доступ людей к информации. В том случае, если компания утаивает какие-либо факты или же представляет их вне общего контекста, она серьезно рискует полностью потерять доверие своей общественности. При этом всегда надо помнить, что репутация создается годами, в то время как разрушается за считанные доли секунд.

· Принцип обратной связи. В условиях постоянного возрастания объемов получаемой информации особое значение приобретает интенсификация коммуникационных процессов: четкость и полнота сведений, поступающих по каналам коммуникации, своевременность и непротиворечивость информации, установление каналов обратной связи, получение реакции на наши сообщения.

· Принцип коллегиальности предполагает, что ряд решений принимается только после совместного обсуждения. Коллегиальность в связях с общественностью предполагает личную ответственность и участие каждого конкретного человека в общем процессе. При соблюдении этого принципа необходимо устанавливать линейную зависимость: чем выше степень участия в обсуждении вопроса, тем большая ответственность за судьбу проекта.

· Принцип научной обоснованности позволяет целенаправленно и планомерно действовать на основе познания и использования объективных закономерностей. Зачастую можно услышать мнение, что наука оторвана от практики. Тем не менее, как показывает практика, все большее количество PR-компаний и агентств разрабатывают образовательные программы. Это позволяет вычленить общие закономерности и выработать технологии, применяющиеся в различных ситуациях.

· Дейл Карнеги разработал ряд принципов общения людей между собой, в том числе и принципы, которые позволяют склонить людей к вашей точке зрения:

единственный способ одержать верх в споре — уклониться от него;

проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда не говорите человеку, что он не прав;

если вы не правы, признайте это быстро и решительно;

с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;

заставляйте собеседника сразу же ответить вам «да»;

пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;

искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника;

относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;

подавайте свои идеи эффектно;

бросайте вызов, задевайте за живое;

начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;

указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно;

дайте людям спасти свой престиж;

Добивайтесь того, чтобы люди были рады сделать то, что вы предполагаете.

Функции в СО можно разделить на внешние и внутренние. К внешним функциям будут относиться:

установление и поддержание отношений со средствами массовой информации;

установление и поддержание отношений с партнерами, инвесторами;

работа с институтами власти;

деятельность в кризисных ситуациях, разработка антикризисных программ;

связи с общественностью в международной сфере.

К внутренним функциям относятся:

внутрикорпоративные СО;

создание и продвижение корпоративных СМИ;

разработка фирменного стиля.

^ Вопрос 2. Основные истоки и история развития связей с общественностью. PR в мире: исторический очерк. История PR тесно связана с историей культуры человечества и сама по себе очень увлекательна, так как затрагивает такие аспекты человеческой деятельности, как искусство, политика, экономика, система общественных отношений.

Итак, изучать историю PR нужно для того, чтобы:

  • глубже понять функции PR, их сильные и слабые стороны;

  • с помощью осознания исторических корней увидеть место и назначение PR в современном обществе;

  • уяснить сущность исторического контекста, который чрезвычайно важен для дальнейшей профессионализации современной PR-практики;

  • найти в прошлом интересные примеры креативных ходов, которые могут быть использованы для современных маркетинговых коммуникаций.

Рассматривая PR в исторической ретроспективе, можно говорить о нескольких хронологических этапах их развития, в каждом из которых (протоPR древнейших времен, PR в средние века и в эпоху Возрождения, PR в галантный ХVII век, PR в эпоху Просвещения и великих революций, PR индустриального общества) выделяются в соответствии с особенностями эпохи характерные черты и примеры.

На различных этапах развития человечества исследователи фиксируют четыре содержательные модели PR-деятельности:

«Манипуляция», «пропаганда», «паблисити» (характеристика этапов от протоPR до PR галантного века, а также тоталитарных и авторитарных государств наших дней). Характерные черты: любые средства используются для привлечения внимания общественности, давления на нее; потребитель-жертва; правдивость и объективность информации – необязательные условия, этические аспекты игнорируются;главный проводник – СМИ.

«Информирование», «информирование общественности», «общественная осведомленность». Все это может быть приравнено к понятию «журналистика». Характерные черты: регулярная работа со СМИ, цель – распространение информации информация точна и правдива, только позитивна (негативные факты и события замалчиваются), исследование обратной связи не предполагается; технология «journalists-in-residence» (журналист на фирме).

«Двусторонняя асимметричная коммуникация» (возникает в начале ХХ века, связана с именами А. Ли, Э. Бернэйза, А. Пейджа). Характерные черты: использование исследовательских методов (для определения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности, поэтому «двусторонность», диалог); результат асимметричен – выигрывает только организация, а не общественность; PR носят прагматический характер, организация преследует цель - получение выгоды.

«Двусторонняя симметричная коммуникация» (появляется в ситуации регулируемого бизнеса). Характерные черты: полное осознание субъектом PR-деятельности необходимости взаимопонимания и учета взаимовлияния среды и организации; PR-деятельность направлена на достижение взаимной пользы фирмы и общественности («симметричность»); проведение переговоров, заключение договоров, разрешение конфликтов, что ведет к изменениям во взглядах, мнениях и поведении общественности и организации; переход от журналистских и рекламных функций PR-специалистов к исследовательским и консультативным; законченность, выражающаяся в прямом влиянии PR-технологий на экономические показатели и социальные аспекты («нематериальные активы»); идеологичность (идеальная модель):

а) механизм взаимодействия – партнерство;

б) клиент, потребитель, покупатель – партнеры по бизнесу.

Если говорить о так называемом системном PR, то первой страной, где он появился стали Соединенные Штаты Америки. Считается, что и сам термин «паблик рилейшнз» родился в США, а его автором стал Томас Джефферсон, третий американский президент, который употребил это словосочетание в 1807 году в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу». Под активизацией связей с общественностью он понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе.

Первые PR-акции в Америке носили ярко выраженный политический характер и разрабатывались как технологии давления на правительство Великобритании.

В период борьбы за независимость США отрабатывались простейшие PR-технологии, получившие в дальнейшем широкое распространение.

Если говорить об экономических и социальных связях с общественностью, то они соединялись с рекламой в Европе преимуществ и дешевизны незаселенных американских земель с целью привлечения новых колонистов и средств в Америку и формирования привлекательного имиджа колоний путем манипулирования общественным мнением. PR-технологии были тесно связаны с первыми попытками привлечь благотворителей, спонсоров о потенциальных инвесторов для строительства новых американских учебных заведений.

В ХIX веке в США PR-технологии начинают проникать во все сферы жизни – банковскую, на транспорт, в вооруженные силы, в правительственную и социальную, и даже в шоу-бизнес, где одним из «пионеров PR» стал владелец цирка Пинеас Т. Барнум.

В ХIX веке появляется фигура первого профессионального пресс-секретаря, который стал помощником президента Э. Джексона А. Кендалл: он готовил публичные выступления президента, писал за него речи, памфлеты, разрабатывал PR-стратегии,изучал общественное мнение и формировал имидж.

Начало ХХ века открыло историю прародителей современных PR-агентств и отделов – Publicity Bureaus (бюро паблисити). Они появились в Бостоне в 1900 году и в ближайшее десятилетие стали необходимым инструментом для многих сфер бизнеса, проводили PR-консультирование в разных областях жизни, отрабатывали новейшие PR-технологии и во многом вытеснили юристов из традиционной сферы – лоббирования интересов компаний, показав значимость работы с общественным мнение и общественностью.

В это время появляется «знаковая» фигура в истории PR – Айви Ли, который способствовал проникновению в PR передовых для того времени общественных теорий и концепций. Профессиональный путь в PR он начал в сфере политики, возглавив в 1903 году кампанию по перевыборам мэра Нью-Йорка. Далее его активность переходит из сферы политики в сферу бизнеса: он работал с крупной железнодорожной компанией, с Дж. Рокфеллером, с компаниями «Стандарт ойл», «Крайслер», везде добивался успеха, популяризируя тем самым возможности профессионального PR.

Ли развивал «внутренний PR»: работая на Рокфеллера, он организовал комитет жалоб для работников, заставил мультимиллионера объехать все рудники, встречаться с рабочими. К концу этой компании Рокфеллер стал не только героем в глазах шахтеров, но и популярным человеком для общественности.

Ли первым из PR-специалистов занял место одного из ведущих менеджеров крупной компании. Именно он впервые продемонстрировал возможности PR в Европе, руководя в 1910 году филиалом американского банка в Лондоне. Методы PR, опробованные Ли во время работы в годы Первой мировой войны в Обществе Красного Креста, вызвали большой приток спонсорских средств на счет этой организации и до сих пор копируются современными благотворительными институтами.

Заметное влияние на развитие PR в 20 – 30 годах ХХ века оказал А. Пейдж, бывший эксперт PR и вице-президент АТ&T. Он был автором идеи о социальной ответственности бизнеса, что важно для предпринимателей и общественности. Руководство корпораций должно удовлетворять потребностям общественности и быть ответственным перед ней. В этом отношении PR-подразделения при фирмах должны оказывать реальное влияние на руководство.

Несмотря на период Великой депрессии и его последствия, именно в 30-е годы начинается интенсивная профессионализация и институционализация PR: в 1936 году основывается The National Association of Acredited Publicity Directors, в 1939-м - The American Сouncil on Public Relations. Параллельно перед Второй мировой войной начинается формирование основ теории PR.

Годы Второй мировой войны придали новый импульс развитию PR как профессиональной деятельности. В это время прежде всего активно развивался правительственный PR. Войны вообще, и в первую очередь Вторая мировая война, являются, по мнению некоторых исследователей, главным стимулом быстрого развития PR – причем не только в США, но и в Великобритании, Германии, Франции, других странах.

Первые службы «внешних отношений» появились после войны во французских госструктурах и частных компаниях, несмотря на то что термин «паблик рилейшнз» еще не был введен в оборот.

Хотя развивающаяся в Европе PR-деятельность находилась под сильным влиянием американских подходов, после Второй мировой войны начали постепенно формироваться собственные научные школы «паблик рилейшнз». Так, в период «немецкого экономического чуда» 50-х годов усилилось внимание к PR немецких специалистов. В Германии складывалась особая концепция «паблик рилейшнз», трактовавшая связи с общественностью как инструмент интерпретации и интеграции, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей.

Фактическому распространению PR в международном пространстве в послевоенный период сопутствует и ряд значимых формальных событий в сфере связей с общественностью:

Р. Харлоу основывает Public Relation Journal (1945); в результате слияния региональных PR-ассоциаций образуется Public Relation Society of America (PRSA; 1948); Международная торговая палата учреждает комиссию по PR (1953); PRSA разрабатывает первый этический кодекс PR (1954); В Лондоне создается Международная ассоциация PR (IPRA), официально принимается ее устав, избирается Совет IPRA (1955); IPRA принимает Кодекс профессионального поведения и этики PR (1961). Происходит дальнейшая профессионализация и институционализация PR-деятельности. К 1980 году высшие учебные заведения США выпускали около 4 тысяч дипломированных PR-специалистов. На рубеже ХХ и ХIX столетий сформировался зрелый, насыщенный рынок PR-услуг. Так, в США более 5 тысяч фирм занимаются PR-консультированием. Прибыль некоторых из них достигает сотен миллионов долларов ежегодно. Практически во всех фирмах действуют службы, осуществляющие функции PR. Примером современного развития европейского PR может служить Франция. О самобытности французской школы PR дают представление переведенные и опубликованные в России труды ее представителей. Так, в серии «Современные консалтинговые технологии» в начале 2000-х годов вышло два перевода работ знаковых в этой сфере авторов. Первая книга, «Управление имиджем компании», написана Жаном-Пьером Бодуаном, профессором Сорбонны – генеральным директором одной из крупнейших PR- групп Франции - Information et Entreprise. Это агентство создано в начале 60-х годов легендарной личностью в сфере «паблик рилейшнз», бывшим директором отдела коммуникации в кабинете генерала Де Голля в Лондоне, а затем в Алжире Жаком Ку де Фрежаком, считавшимся одним из основателей «паблик рилейшнз» в Западной Европе. Среди клиентов Information et Entreprise – IBM, Coca-Cola, Nasdaq, McDonalds, Mars, американские, английские, французские финансовые, страховые и патентные компании, немецкие производители одежды «высокой моды». Автором второй книги, «Паблик рилейшнз, или Стратегия доверия» является Филипп Буари, основатель одного из первых PR-агентств Западной Европы и Высшего института «паблик рилейшнз». В конце ХХ – начале ХХI века PR-деятельность во все меньшей степени оставалась некоторым общим и для всех ясным понятием; во все большей степени здесь выделялось и постоянно увеличивалось число направлений, имеющих специальные маркеры-обозначения. Так, работа по связям с государственными учреждениями получила название «government relations» (GR), управление корпоративным имиджем – «corporate affairs», создание благоприятного образа личности – «image making», построение отношений со СМИ – «media relations», закрепление кадров, создание хороших отношений с персоналом – «employee communications», работа с общественными организациями, стратегии вовлечения – «public involvement», взаимоотношения с инвесторами – «investor relations», отношения с потребителями товаров или услуг – «consumer relations», проведение мобилизационных и презентационных мероприятий – «special events», управление кризисными ситуациями – «crisis management»,управление процессом адекватного восприятия аудиторией сообщений – «message management» и т.д.

В то же время фиксировались и обобщающие для всех названных направлений глобальные функции PR. Так, Х. Берсон предлагал следующую периодизацию развития связей с общественностью:

  1. Начало ХХ века – 60-е годы. КАК СКАЗАТЬ. Имелось в виду, что тенденцией периода было предоставление некоторыми руководителями своих «готовых» мыслей PR-специалистам. От последних требовалось выразить их различными способами и разместить в различных коммуникационных каналах.

  2. 60-е годы ХХ века. ЧТО СКАЗАТЬ. В этот период, когда все более интенсивно формировались системы правового и общественного контроля за ведением бизнеса, стали остро востребованы не только «передаточные» действия, но и смыслы посланий. Проблема заключается в том-то, а вот что сказать по этому поводу общественности – задача PR-специалиста.

  3. ХХI век. ЧТО ДЕЛАТЬ. Произошло признание тотальности информационно-коммуникативной функции. Общественное мнение стало значительно быстрее реагировать на происходящие события, чем раньше. Отсюда и PR-специалисты стали полноправными игроками за столом, где определялась большая политика. По данным журнала Fortune, в 100 крупнейших компаниях мира они входили в состав топ-менеджмента. Произошло переосмысление баланса между «исполнительской» и стратегической частями PR в сторону увеличения роли последней. Первый вопрос, который задается PR-специалисту в ХХI веке, - В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРОБЛЕМА И ЧТО С НЕЙ ДЕЛАТЬ? Из этого вытекает второй – ЧТО СКАЗАТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ? И завершает проектный цикл вопрос о том, В КАКОЙ ФОРМЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?

^ Вопрос 3. Квалификационные требования к специалистам по связям с общественностью.

В книге Сэма Блэка представлены «десять заповедей» профессии ПР.
1. ПР имеет дело с фактами, а не с вымыслами. В основе политики организации должны быть планируемые программы, нацеленные на общий интерес.
2. ПР - это служение общественности, а не личности. Это - сервисная профессия, нацеленная на общее благо, а не на обогащение отдельных людей.
3. Специалист ПР должен иметь мужество отказать клиенту или отвергнуть неверную программу на основе критерия общественной полезности.
4. Специалист ПР никогда не должен использовать средства массовой информации для лжи ни по своей, ни по чужой воле. Средства массовой информации - канал связи с общественностью, и он должен быть чистым.
5. Специалист ПР должен быть эффективным посредником, добиваясь взаимопонимания между организацией и общественностью.
6. ПР зависит от научных исследований общественного мнения. Специалист ПР не должен гадать на кофейной гуще.
7. На одной интуиции работать нельзя. Чтобы знать, как говорить с людьми и добиваться успеха, надо опираться на социальные науки - социологию, психологию. Социальную психологию, исследования в области коммуникации и семантики.
8. Многие ведут исследования в области ПР. Специалист ПР должен адаптировать результаты исследований в области теории познания, психологии, социологии, политической культуры, экономики и истории.
9. Специалист ПР должен объяснить проблемы общественности прежде, чем разразится кризис. Он должен проявить бдительность и готовить людей ко всяким неожиданностям.
10. Этическая безупречность - вот главный критерий специалиста ПР. Его профессионализм высок настолько, насколько высока его репутация.
По существу здесь речь идет о нескольких принципах:

общественной полезности,

научности,

честности и этичности.
Такие принципы подходят к любой деятельности как определенный кодекс профессионального поведения. К специфическому принципу можно отнести пункты об эффективном посредничестве (п.5) и о предвидении и прогнозном поведении специалиста ПР (п.9).

^ По должностным инструкциям:

На должность Специалиста по связям с общественностью назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку по специальности "Связи с общественностью", и стаж работы по специальности не менее 1 года.

Специалист по связям с общественностью должен знать:

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам организации связей с общественностью.

Основы законодательства о средствах массовой информации и рекламе; международные и российские кодексы профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью.

Специализацию, особенности деятельности и перспективы развития Компании; основы политологии, социологии, психологии

Основные методы проведения качественных и количественных социологических исследований; методики ведения мониторинга средств массовой информации

Законы композиции и стиля рекламных сообщений, статей, обращений, публичных выступлений; методы анализа статистической информации.

Основы делопроизводства.

методы и средства формирования и использования собственной базы данных Компании.

Методы сбора и обработки информации с применением современных технических средств и компьютерных технологий.

Основы законодательства о труде.

Правила внутреннего трудового распорядка.

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.


Скачать файл (89 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru