Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - История Отечества - файл УТП.doc


Лекции - История Отечества
скачать (103.7 kb.)

Доступные файлы (1):

УТП.doc523kb.28.10.2009 21:25скачать

содержание
Загрузка...

УТП.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный

архитектурно-строительный университет»
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Курс лекций

для студентов всех специальностей
Иваново, 2009

Автор: Лепетухин Н.В.
УДК 947(470)(076)

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА: курс лекций для студентов всех специальностей. / Иван. гос. архит.-строит. ун-т; Н.В. Лепетухин – Иваново, 2009. – С. 119.

Представлен краткий конспект лекций для подготовки студентов к занятиям по отечественной истории.

Для студентов всех специальностей.


Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент ^ Н.Г. Юркин

(Филиал Северо-Западной академии государственной службы

в г. Иваново)

кандидат исторических наук, ст. преподаватель кафедры

истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета ^ Н.А. Рыжкова

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие автора………………………………………...

5

Ведение в дисциплину………………………………………

7

  1. Древний мир: локальные цивилизации и динамика исторического процесса ………………………………….

14

  1. Европа в эпоху Средневековья (V-1/2 XVII вв.) ..………

22

  1. Киевская Русь……………………………………………….

32

  1. Русские земли в середине XIII – XV вв…………………..

40

  1. Россия в XVI – XVII вв……………………………………

47

  1. Россия в XVIII в.: первые попытки модернизации страны…..................................................................................

54

  1. Эволюция общественной мысли России XVIII – первой половины XIX вв. Кризис российского абсолютизма в первой половине XIX в………………………………….

61

  1. Россия на путях буржуазных преобразований. Начало гражданского раскрепощения страны…………………..

69

  1. Особенности пореформенного развития России…...........

73

  1. Первая российская революция 1905 – 1907 гг……………

76

  1. Аграрные реформы П.А. Столыпина……………………

79

  1. Россия в Первой мировой войне. Нарастание общеполитического кризиса в стране. Начало революции в феврале 1917 г……………………………….

81

  1. Россия в 1917 г……………………………………………..

84

  1. Формирование большевистского режима. Гражданская война. Политика «военного коммунизма»…….………….

87

  1. Новая экономическая политика…………………………

90

  1. Советское общество в 30-е годы…………………………

92

  1. Вторая мировая и Великая Отечественная война (1939 – 1945гг.)………………………………………………………

95

  1. Послевоенный мир. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы в СССР……………………...

97

  1. Либерализация тоталитарной системы (50-е-сер.– 60-х гг.). Хрущёвская «оттепель» ………………………………

99

  1. Годы брежневского «застоя» (70-е – первая пол. 80-х гг.)........................................................................................

103

  1. Попытка перестройки социалистической системы (1985 – 1991 гг.)…………..………………………………………

106

  1. Распад СССР………………………………………………..

109

  1. Россия в 90-е гг. ХХ в. и в начале нового тысячелетия…

112

Заключение …………………………………………………..

115

Основная литература и электронные ресурсы……………

117


^ Предисловие автора
Обычно достигая возраста морального созревания человек задаётся вопросами, отвечая на которые он упорядочивает окружающую действительность, придавая ей определённый смысл. Частичку этого смысла думающий и взрослеющий человек переносит на себя, определяя своё положение в обществе, свою ответственность или безответственность перед ним. «Кто Я?», «Как Я могу приспособиться жить в этом мире?», «Что ожидает меня в будущем?» – три вопроса, наполняющие тревогой многие молодые головы. Ответить на два крайних вопроса ему так и не удастся, но они придадут его жизни глубину.

Историческая наука пытается измерить глубину жизни человечества, применяя для этого свои специфические методы и стремясь донести до людей добытые знания в доступной, как ей кажется, форме. Один немецкий философ назвал историков оракулами, провозглашающими прогноз на прошлое. В этом есть смысл, если иметь в виду, что мы вряд ли узнаем «как оно всё на самом деле было». Задача науки не в этом. История пытается показать, что жизнь закономерна и что даже случайность подчиняется определённым правилам. Это сложная задача, т.к. большинство людей убеждено, что история – это набор ярких картинок о прошлом, которые приятно рассматривать в минуты досуга. И пользуясь природой человека – стремиться к удовольствию – историческая наука предоставляет ему особое интеллектуальное наслаждение – покопаться в пыли прошлого, поучаствовать в открытии миров, протянуть ниточку родства от живших к живущим.

Те, кто жил до нас своим героизмом и подлостью, ошибками и успехами определили во многом нашу сегодняшнюю жизнь. Наши сегодняшние поступки проявятся в жизни будущих поколений. Людям важно осознавать это, тянуть и беречь нить времени. Историческая наука помогает людям осознавать и беречь память о прошлом в надежде на будущее.

Уважаемые читатели, перед Вами краткий конспект лекций по всемирной и отечественной истории. Автор не ставил перед собой цель охватить и подробно рассмотреть все периоды всемирной и отечественной истории, иначе этот труд отпугивал бы студентов своей многотомностью. В ваших руках – сжатый очерк, посвящённый наиболее важным, узловым событиям и проблемам истории. Он не заменяет академических учебников, но дополняет их, обозначая в объёмных темах ориентиры, связанные с экзаменационными вопросами. Только комплексное изучение обязательной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы поможет Вам успешно подготовиться к экзамену.

В учебно-методическом пособии по отечественной истории, подготовленным преподавателями кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин нашего вуза в 2007 г. акцент сделан на методическую составляющую (требования к минимуму содержания основной общеобразовательной программы по отечественной истории, тематический план лекций и семинарских занятий, терминологический словарь, словарь персоналий, хронологическая таблица, тесты, вопросы к зачету и экзамену, список рекомендуемой литературы). Краткий конспект лекций, лежащий перед Вами, повторюсь, дополнит лекционный курс и другие учебные и учебно-методические пособия. Двадцать три главы, вопросы для самопроверки, список учебной литературы соответствуют требованиям современного государственного образовательного стандарта по отечественной истории.

«Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».

Н.Г. Чернышевский
Введение в дисциплину
Предмет исторической науки и её место в системе гуманитарного знания

Изучение социально-гуманитарных дисциплин важно для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

^ История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества в его значимых конкретных проявлениях и с его закономерностями.

Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках.

История – наука комплексная и складывается из ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории политической, экономической, социальной, военной, религии и пр. К специальным историческим наукам относятся также этнография и археология. Существуют и вспомогательные исторические дисциплины, например, хронология, изучающая системы отсчёта времени, палеография, изучающая рукописные памятники и старинное письмо, дипломатика – исторические акты, нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, геральдика – гербы, стран городов, отдельных семей, сфрагистика – печати, топонимика – происхождение географических названий, краеведение – историю местности, региона, края и т.д. К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относят источниковедение, исследующее исторические источники, и историографию, задача которой – описание и анализ взглядов, идей, концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих современных наук, но и одна из древнейших. История тесно связана с другими науками, в частности, с социологией, психологией, лингвистикой, юридическими науками, экономикой, математикой, математической статистикой и др.
^ Функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в изучении исторического пути стран и народов, в отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция – практически-политическая. История как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.

Одна из главных функций – функция социальной памяти. История есть память человечества, без знания прошлого оно не способно к самопознанию и нормальной деятельности.

История обладает огромной воспитательной силой. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует важные гражданские качества – патриотизм и интернационализм. История показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества, позволяет оценить моральные и нравственные качества человечества в развитии, понять такие категории, как честь, долг, любовь, видеть пороки общества и отдельных людей, их влияние на человеческие судьбы.
^ Методология науки

Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

Методология истории – главная теоретическая дисциплина в семье исторических наук, изучающая в единстве теории исторического знания и познания, то есть теорию предмета истории и теорию методов исторического исследования.

Теории предмета и его методов родственны, но не тождественны: теория предмета отвечает на вопрос, что собой представляет изучаемый предмет, а теория метода – на вопрос, как ведётся изучения предмета.

Существуют специально-исторические методы исследования:

Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

Синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе;

Дихронный – метод периодизации;

Историческое моделирование;

Статистический метод и др.

Существуют твёрдые установки, которыми историк должен руководствоваться в своей исследовательской работе для её оптимальной эффективности. Эти установки называются исследовательские принципы.

Принцип историзма – принцип мышления и исследования, предусматривающий рассмотрение всех предметов и явлений в их развитии, или в их истории, т.е. выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под какую-либо идеологическую схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.

Принцип причинности предполагает выяснение причинно-следственных связей явления или процесса. Вообще, наука пытается дать ответ в понятной, точной и доступной проверке форме на пять видов вопросов, содержащие что, где, когда, откуда и почему. Из этих вопросов самым сложным является «почему?», и он связан с выяснением причин.
^ Проблема периодизации истории

Одной из важной проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Историками разработано множество различных вариантов периодизаций. Так, древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов: божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут всё хуже. Пифагор (VI в. до н.э.) представлял историю как круговое движение: от зарождения к расцвету и к гибели.

Вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий учёный Бруно Гильдебранд (1812-1878), который поделил историю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

Отечественный учёный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века) и океанский (новое и новейшее время)

Карл Маркс (1818-1883), исходя из принципа материалистического понимания истории, разработал периодизацию, положив в её основу развитие способов производства или формационную концепцию: история представляется как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая).

В ХХ веке отечественные и западные мыслители рассматривали историю как круговорот локальных цивилизаций, проходящие одни и те же циклы. Крупнейшие представители этого подхода Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

Цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Выделяются три основных типа цивилизации: 1) Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относятся первобытное общество, для которого характерно адаптация человека к природе, повторение традиций и запрещение их нарушать, выраженное в табу. 2) Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов, отсутствие ярко выраженной частной собственности, наличие кастовых общин, сильная централизованная власть. Прогресс в таком обществе идёт циклами, замедленно. 3) Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Этот тип становится общим для европейских стан с распространением христианства. Для него характерны рационализм, престиж высоко результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие политических партий и гражданского общества. Все эти типы равны в истории.

Американский учёный Уолт Ростоу в 60-е гг. ХХ века разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять стадий экономического роста: традиционное общество, период предпосылок или переходного общества, период «взлёта» или сдвига, период зрелости и эра высокого массового потребления. Ростоу считал, что выдвинул теорию истории альтернативную марксистской. В 70-е гг. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – поиск путей качественного улучшения жизненных условий человека.

В отечественной исторической науке наиболее известной является следующая периодизация: Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье, Новое время и Новейшее время.
^ Историография отечественной исторической науки

В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686-1756), «История Российская» М.М. Щербатова (1733-1799) в 20 книгах.

Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин (1766-1826). Его главный труд – «История государства Российского». За работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времён» С.М. Соловьёва (1820-1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841-1911).

Среди наиболее известных историков ХХ в. Ф. Платонов (1860-1933), М.Н. Покровский (1868-1932), Е.В. Тарле (1876-1955), В.В. Струве (1889-1965), С.Д. Сказкин (1890-1973), Е.А. Косминский (1886-1959), М.В. Нечкина (1901-1985), И.Д. Ковальченко (1928-1995), М.Н. Тихомиров (1893-1965), С.В. Бахрушин (1882-1950), И.Я. Биск (1921-2009) и др.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие функции выполняет историческая наука?

  2. Какими методами и принципами историческая наука пользуется для изучения исторических фактов?

  3. Какие виды исторических источников Вы можете назвать?

  4. Какие варианты периодизаций исторического развития Вы можете назвать?

  5. Выделите этапы становления отечественной исторической науки?

  6. Зачем студенту технического вуза изучать историю?


^ Глава 1

Древний мир: локальные цивилизации и динамика

исторического прогресса
Современная наука пришла к выводу, что наша вселенная образовалась около 20 млрд. лет назад. Солнце возникло 10 млрд. лет назад. Земля – третья планета от Солнца – имеет возраст 4,6 млрд. лет. Сейчас принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 5 млн. лет назад.

Первый этап в развитии человечества – первобытно-общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства до образования первых государств. Периодизация истории человечества довольно сложна. Только для стадии первобытно-общинного строя существует несколько периодизаций. Наиболее известна археологическая схема. В соответствии с нею история этого периода делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись орудия труда (каменный век: 3 млн. лет назад - конец III тыс. до н.э.; бронзовый век : конец III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.; железный век: с I тыс. до н.э.).

Ряд учёных подразделяют историю первобытного общества на пять этапов:

Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до 1млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось животного состояния. Существует несколько гипотез прародины человека: Африка или Центральная Азия.

Второй этап – примитивно присваивающее хозяйство: приблизительно 1 млн. лет назад - XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.

Третий этап – развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки определить трудно, т.к. в ряде местностей этот период закончился в ХХ тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до сих пор.

Четвёртый этап – зарождение производящего хозяйства. В хозяйственно развитых районах земли – IX- VIII тыс. до н.э.

Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII-V тыс. до н.э.

Сегодня ученые выделяют определенные критерии человека (гоменидная триада): 1) ортоградность (прямохождение); 2) наличие свободной верхней конечности с противопоставленным большим пальцем; 3) мозг сложной структуры и большого объема.

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе это тип человеко-обезьяны получил название Homo Habilis (человек умелый). Дальнейшая эволюция хабилисов привела примерно 1.5 млн. лет назад к появлению питекантропов, или архантропов. 300-200 тыс. лет назад архантропы сменились более развитым типом человека – палеоантропами, или неандертальцами. Это время возникновения мышления и речи. Уже у неандертальцев зародились начальные формы религии (они хоронили своих предков).

Завершение процесса антропогенеза – это появление Homo Sapiens’а (человека разумного). Началу этого вида положил кроманьонец (около 400 тыс. лет назад). Тогда же, очевидно, в процессе приспособления к среде с разными климатами сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная, монголоидная).

В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая форма организации общества – родовая община. Родовая община – это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.

В родовой общине существовало уравнительное распределение, отсутствовала частная собственность, был распространён реципрокный обмен (когда в «общий котёл» вкладывается столько, сколько может внести каждый член общины, а берётся из «общего котла» по физиологическим потребностям).

При появлении вождества развивается редистрибуция (перераспределение) – появившийся избыточный продукт делится в зависимости от занимаемого положения в общине.

В эпоху неолита (последнего периода каменного века, VII-V тыс. лет назад) возникает производящее хозяйство, земледелие отделяется от скотоводства, а затем от сельского хозяйства выделяется ремесло. Происходят значительные изменения в технике и формах производства: появление шлифования, сверления, ткацкого станка, гончарного круга и пр. Изобретается колесо, стала использоваться тягловая сила животных, накапливаются начальные медицинские знания. Сейчас это период называют в науке «неолитической революцией». Самым важным итогом «неолитической революции» был переход от собирательства и присваивающего хозяйства к производящему. Человек стал активно расселяться по планете в поиске лучших условий, осваивая новые земли. В это время очень резко увеличивается население, и это связывается с улучшением условий жизни, с развитием сельского хозяйства.

Начинается эпоха распада первобытнообщинного строя. Разложение первобытнообщинного строя сопровождается разделением скотоводства и земледелия, выделением ремесла и отделением торговли от ремесла. Появляется купечество, выделяются управленцы, творческие работники, зарождается частная собственность.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские, и мужчина – земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причём каждая семья стремилась передать накопленное по наследству. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны вели к возникновению имущественного расслоения среди племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, ведавшая всеми делами в роде и племени. Постепенно складывались условия для появления классового общества и государства.

Самая ранняя форма государства – это города-государства, на основе сельскохозяйственной общины. В городе жили вожди, жрецы, совет старейшин, дружина. В городе существовало имущественное расслоение. Возникают дворцы, храмы. Храм – не только религиозный центр, но и хозяйственный и информационный. Город-государство выполнял функцию управление над прилегающими районами. Цель городов-государств – обеспечение функционирования национальной экономики.

Признаки государства: (по работе Ф. Энгельса «Зарождение семьи, частной собственности и государства»): 1) общность территории; 2) наличие института публичной власти (аппарата управления и принуждения); 3) монополия на принудительную власть; 4) суверенитет власти; 5) взимание налогов; 6) издание законов, обязательных для всего народа.

Параллельно с образованием государства образуются классы.

Первые рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли в эпоху бронзового века (середина 3-го тыс. до н.э.) в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая. Деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия, Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая форма организации жизни до 3-5 вв. н.э.

Выделяют следующие типы государств: 1) город-государство (древнейший тип); 2) территориальное царство (Египет, Вавилон и пр.): большие по территории, имеют естественные границы, с завоеванных земель осуществляется только сбор налогов. 3) империя (Ассирия, Персия, Индия, Китай): большая территория, «пёстрый» расовый, этнический, лингвистический, социально-экономический, культурный состав населения, на завоеванных территориях создавалась единая система административно-земельного деления, единая система управления из центра.

Формы государственной власти: 1) деспотия (полная централизация власти в одних руках, которая опирается на мощный бюрократический аппарат, обожествление власти и личности правителя); 2) республиканские формы правления.

Первая форма власти (деспотия) превалировала на Древнем Востоке, вторая форма – в античном мире.

Понятие ^ Древний Восток включает в себя несколько аспектов: 1) географический, 2) хронологический: (4 тыс. до н.э. - до 1 в.н.э. завоевания Ал. Македонского востока - для Египта и Месопотамии; до 4-5 веков н.э. - Китай, Индия); 3) формационный – азиатский способ производства – жесткая централизация, отсутствие частной собственности, преобладание мелких свободных производителей и пр.

^ Общие черты Древнего Востока: 1) общие особенности климата (субтропики и тропики); 2) чередование рельефа (великие реки – нагорья – естественные границы государств, т.е., плодородные земли в долинах рек; полезные ископаемые на нагорьях). Рельеф стимулировал ранние международные торговые связи; 3) развитие земледелия и скотоводства, ранняя специализация ремесел; 4) преобладание внешней торговли над внутренней; 5) два или три вида собственности (государственная, общинная и отчасти частная); 6) общая социальная структура (три основных класса: господствующий класс, мелкие свободные производители (ремесленники, крестьяне, торговцы), подневольные работники).

Античная цивилизация, являясь органической частью культуры Древнего Востока, всё же существенно отличается от неё. Эллада и Древний Рим – регион, в котором сложилось классическое рабство, где рабы являлись основной производительной силой. Труд рабов использовался во всех ведущих отраслях экономики. Несмотря на однотипность рабовладения структура экономики Греции и Рима отличалась своеобразием, обусловленным природно-географическими особенностями. Если в экономике Эллады ведущую роль играли ремесло и торговля, то в Древнем Риме – сельское хозяйство и строительство. Причём в отличие от Греции в Риме, когда он на рубеже нашей эры стал империей, победило крупное рабовладельческое землевладение.

Темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю античные государства продемонстрировали превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы. В период расцвета, античные государства обеспечили демократизацию политического строя и высочайший подъём культуры, создав недосягаемые и поныне образцы искусства.

Понятие «цивилизация» является многозначным. Древние римляне называли гражданином (civis) жителя полиса, города, имевшего гражданские (civilis) обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения и нормы вежливости.

Американский культуролог ХХ в. С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность высшего ранга. Он предлагает выделить несколько значений понятия «цивилизация»:

  1. стадия всемирно-исторического процесса, наступающая вслед за состоянием дикости и варварства и характеризующаяся высоким уровнем развития материального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизнью человека;

  2. материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей;

  3. идеал общественного развития, под которым понимается общество, основанное на принципах разума и справедливости;

  4. прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировую цивилизацию;

  5. синоним культуры определённого народа в конкретный период времени (локальные цивилизации);

  6. наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой высший уровень культурной идентичности людей;

  7. период деградации и упадка человеческого общества.


В мировой истории выделяют следующие типы цивилизаций: локальные (Шумерская, Эгейская, Египетская и др.), особенные (индийская, русская и др.) и всемирная цивилизация. И два вида: 1) традиционная и 2) техногенная.

Для традиционной цивилизации характерны устойчивые, консервативные основы. Общество меняется, но медленно. В культуре первенство отдается традициям, а инновации не считаются высокой ценностью (Древняя Индия, Египет и др.). Для личности в традиционной цивилизации важен вопрос выбора пути в жизни. Появляются так называемые учителя жизни, которые дают советы: активность человека должна быть направлена внутрь самого себя (Древние Греция, Индия, Рим).

Техногенная цивилизация характеризуется быстрыми темпами социальных изменений. Возникает новая система ценностей (ценится оригинальность, инновации), в которой большую роль играет наука и техника как базис всевозможных изменений. Техногенная цивилизация возникает в Западной Европе в XVII в.
Государства Древнего Востока внесли значительный вклад в историю человечества. Они научились обрабатывать железо, получать сталь, стекло и изделия из него, были изобретены компас, бумага, порох, почти все виды письменности и многое другое. Достижения древневосточных государств стали основой дальнейшего развития стран востока и оказали сильное влияние на колыбель европейской цивилизации – Древнюю Грецию и Рим. [подробно см.: 3. С. 21-96]
Вопросы для самопроверки:

  1. Воспроизведите наиболее распространённую схему археологической периодизации древнейшей истории?

  2. Что такое «неолитическая революция»? Выделите её характерные черты?

  3. Какие формы организации древнейшего общества Вы можете назвать?

  4. Раскройте различные аспекты понятия «Древний Восток»?

  5. Чем отличается античная цивилизация от других цивилизация Древнего Востока?

  6. Назовите различные значения понятия «цивилизация»?

  1   2   3   4   5



Скачать файл (103.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru