Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по истории педагогики - файл 1.doc


Лекции по истории педагогики
скачать (731 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc731kb.16.11.2011 14:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Курс лекций по дисциплине «История педагогики»


Содержание


Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах. 7

Литература 12

Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века 13

Литература 16

Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в. 17

Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век. 21

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв. 26

Дидактика Я.А. Коменского 28

Основные работы 32

Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв. 43

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли. Родился в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе в Петербурге, окончил Лейпцигский университет юридический факультет. Большое влияние на его мировоззрение оказали французы Дидро, Руссо и русские просветители Ломоносов, Новиков. Работал чиновником в сенате, работал юридическим советником, управляющим Петербургской таможни. В 1783г написал оду "Вольность" первое произведение русской поэзии. По приказу Екатерины 2 был арестован и заключен в Петербургскую крепость. За издание "пагубной книги" "Путешествие из Петербурга в Москву" его приговорили к смертной казни, заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением чинов и дворянства. При Павле 1 было разрешено поселится в имении отца, а при Александре 1 он вернулся в Петербург. Работал в законодательной комиссии. Он выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой. 44

Подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм. 44

44

Тема 7. Классики западноевропейской педагогики. 46

Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века. 52

Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в. 55

Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX в. 57

Тема 11. Педагогические течения начала XX века. 61

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Крупный ученый в области биологии, сочетал научно-теоретические занятия анатомией с плодотворной общественно- педагогической деятельность. В двухтомном труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания. Он был организатором широкого педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. Деятельность Лесгафта и его последователей выразилась в открытии в центральных и провинциальных городах детских спортивных площадок, спортивных залов и комнат гимнастики в учебных заведениях. Лесгафтом была написана большая работа " Семейное воспитание ребенка и его значение", в которой он вскрыл типичные для его времени недостатки семейного воспитания закармливание, заласкивание, детское тщеславие, честолюбие). Лесгафт считал, что в семье следует с уважением относится к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Считал важным сформировать у детей навыки спокойного и дисциплинированного поведения, развивать сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. Говорил о необходимости чередования умственных занятий с физическими упражнениями и подвижными играми. Педагогические произведения Лесгафта богаты психологическим материалом, характеризующим особенности внутреннего мира и поведения детей дошкольного и школьного возраста. 61

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924). Известный деятель народного образования, педагог и методист, обогативший различные отрасли педагогической науки, особенно начального обучения и воспитания. 61

Особое значение Вахтеров уделял проблеме развития ребенка, эта проблема являлась и является важнейшей для педагогики. В книге "Основы новой педагогики"(1913) изложил понимание идеи Развития, сформулировал подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая получила название "эволюционная педагогика", представил обучение и воспитание как единый процесс. Педагогические обобщения, по его мнению, должны базироваться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений смежных наук о человеке. Вахтеров был широко известен как методист начальной школы, много внимания уделял разработке проблем соотношения общего и профессионального образования. 61

Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 63

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933). Выдающийся советский государственный деятель, первый народный комиссар по просвещению. Сыграл большую роль в развитии дела народного образования в молодой советской стране. Вместе с Н.К. Крупской, Лепешинским разрабатывал основные вопросы теории и практики строительства социалистической школы, организации народного образования. Он один из составителей программных документов о школе "Положения о единой трудовой школе.", Основных принципов единой трудовой школы" Большое внимание уделял эстетическому воспитанию. Ставил перед учителями задачу учить детей находить красоту в самой жизни, в учении, в труде, в поступках человека, с малых лет приобщать детей к истинно прекрасном, учить их создавать, творить прекрасное. Высоко ценил профессию учителя, его роль в строительстве нового общества. "Для нас важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве. Он источник радостного перерождения для маленьких. Много ценных высказываний в работах Луначарского о нравственном и физическом воспитании. Большой заслугой Луначарского было сплочение лучших представителей науки и искусства на созидание новой школы и культуры. 65

Труды А. В.Луначарского: "Что такое образование", "О связи обучения с воспитанием", "О воспитании нового человека", "Социологические предпосылки советской педагогики" и др. 65

Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 г. 66

Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX века. 68

Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 72

План. 72

1.Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь. 72

2. Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республики Беларусь. 72

3."Белорусская модель развития" как социальная основа организации воспитания учащихся, государственная молодежная политика в Республике Беларусь. 72

1.Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь. 72

В ходе распада СССР в начале 90-х школа в Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза школа, образование приходило во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. В образовательной системе "детский сад - школа - вуз", несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках: 72

невостребованность в практической жизни знаний, навыков и умений, получаемых в школе; 72

отсутствие у выпускников школы умений и готовности к быстрой адаптации к изменяющимся социально- экономическим условиям развития общества; 72

завышенные требования учебных программ, отсутствие учета индивидуальных запросов и возможностей личности; 72

чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников; 72

устаревшие технологии обучения школьников, построенные на принципах авторитарной педагогики; 72

неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности. 72

Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы. В 1991г. РБ принимается Закон " Об образовании в Республике Беларусь" В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования. (В 2002г Закон уточняется и дополняется в связи с новыми реалиями и потребностями национальной системы образования). В соответствии с Законом разрабатывается концепция реформы общеобразовательной средней школы. В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной средней школы (1996г.) разработана программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы: перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень, личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта. Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования: 72

сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования; 72

интеграция системы образования с наукой и культурой; 72

формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества; 72

разработка принципов совершенствования системы образования в РБ. 72

Реализация реформы обусловлена так же необходимостью решения следующих практических задач: 72

переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы; 72

разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников; 72

трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала; 72

обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей; 72

обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы; 73

разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся; 73

создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности. 73

Принципы национальной системы образования: 73

гуманизация и демократизация образования; 73

доступность 73

равенство прав граждан на получение образования; 73

единство образовательных и воспитательных задач; 73

обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей; 73

преемственность между уровнями и ступенями образования; 73

опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования. 73

См. схему Структура образования в Республике Беларусь. 73

В программе выделены 12 основных этапов реформирования общеобразовательной школы. Двенадцатый этап приходится на 2008/09 уч. год. Разделим 12 этапов на 3 объемных этапа: 73

- нормативно-законодательный(1996-2000г.) (научно-методическое обеспечение реформы, законы, концепции, программы, планы) 73

организационно-внедренческий (2001-2005) (новые программы, новые учебники, методики, технологии) 73

завершающий этап (2005-2009) (диагностика, корректировка, доработка, оценка результатов реформы, преобразование всей системы образования) 73

73

2.Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь. 73

Белорусская школа 90-х, современная образовательная система руководствуется в учебно-воспитательном процессе следующими основополагающими документами: Закон "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках в Белорусской ССР" (1990), "Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь" ( Программа), Закон " О правах ребенка", "Концепция развития детского движения в Республике Беларусь", "Рекомендации по организации воспитательной работы", "Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь", " Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь", "Конституция Республики Беларусь". 73

Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь была одобрена постановлением Коллегии Министерства образования РБ №24 от 30 ноября 1999г. В соответствии с данной Концепцией, была разработана программа ее реализации. Программа воспитания детей и учащейся молодежи вРеспублике Беларусь состоит из семи разделов "Методологические основы разработки программы", «Духовная сфера жизнедеятельности личности», «Гуманитарная сфера жизнедеятельности», «Организационная сфера жизнедеятельности», «Материальная сфера жизнедеятельности», «Ресурсное обеспечение процесса воспитания», «Основные направления реализации концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». 73

3."Белорусская модель развития " как социальная основа организации воспитания учащихся, государственная молодежная политика в Республике Беларусь. 75

Белорусское общество идет по пути социально-экономических преобразований. В основных направлениях развития народного хозяйства Республики Беларусь обозначены главные приоритеты: экспорт, жилье, продовольствие. 75

Каждое государство ищет свой путь развития, который бы учитывал и политическое расположение, и ресурсы, и уровень образованности и культуры населения. Совокупность представлений о направлениях и формах такого развития составляет цель государственной идеологии, которая призвана определять важнейшие идеалы общества, цели и перспективы страны, мобилизовать людей, прежде всего молодежь, на их достижение. По существу, у нас сложилась " Белорусская модель развития", которая во многом определяет сегодняшнюю идеологическую и воспитательную работу с молодежью. Идеологию оправданно сравнивать с иммунитетом человека, который позволяет противостоять болезням, обеспечивая нормальное развитие и функционирование всего организма. Государственная идеология – основа стабильного государства. 75

Основные характеристики "Белорусской модели развития" вполне соотносятся с целью, задачами, принципами и содержанием государственной молодежной политики, ее гуманистической и культурологической направленностью. Базовыми характеристиками "Белорусской модели развития" являются: 75

сильная и эффективная государственная власть, которая предполагает у молодежи уважение к белорусской государственности, законам и другим атрибутам гражданского общества; 75

становление в равной мере частного и государственного секторов в экономике, формирование эффективного собственника; 75

интеграционные процессы с Россией и другими странами СНГ; 75

сильная социальная политика государства, основанная на доступности и равенстве прав в получении образования, предоставлении первого рабочего места, медицинской помощи и пенсионном обеспечении. 75

Литература 75

1.Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. 75

2.Закон "Об образовании в Республике Беларусь". – Мн., 1991. 75

3.Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь. – Мн., 1996. 75

4.Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Мн., 1999. 76

5.Закон Республики Беларусь "О правах ребенка". – Мн., 1993. 76



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



Скачать файл (731 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации