Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Анализ финансовой отчетности - файл 1.doc


Контрольная работа - Анализ финансовой отчетности
скачать (430.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc431kb.15.12.2011 09:03скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание
Введение

1. АНАЛИЗ СВОДНОЙ И КОНОСОЛИДИРОВАННОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1.1 Особенности составления сводной отчетности

1.2. Особенности составления консолидированной отчетности в России

1.3. Принципы и процедуры консолидации финансовой отчетности

1.4. Методы поглощения, слияния

1.5 Особенности методологии и методики анализа консолидированной отчетности

1.6 Оценка результатов деятельности группы и ее структурных подразделений

2. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРИМА»

^ 2.1. Анализ движения денежных средств прямым методом

2.2. Анализ движения денежных средств косвенным методом
Заключение

Список использованной литературы

Введение
Одним из перспективных направле­ний развития бизнеса в настоящее время является создание групп предприятий, связанных между со­бой экономически, но одновремен­но остающихся самостоятельными юридическими лицами, - концер­нов или холдинговых фирм, в кото­рых одна компания, называемая головной или материнской, контро­лирует одну или несколько других.

Балансы отдельных предприя­тий не могут дать адекватной ин­формации для анализа функциони­рования группы предприятий - они могут быть использованы лишь при анализе отдельно взятого предпри­ятия. Для выявления результатов анализа состояния и деятельности таких объединений, как концерны и холдинги, необходима особая бух­галтерская отчетность - так назы­ваемая сводная бухгалтерская отчетность. Необходимо отметить то, что сводную бухгалтерскую отчетность нужно отличать от сводной отчетно­сти, которую составляли прежде союзные министерства. Министер­ская сводная отчетность составля­лась простым суммированием од­ноименных статей отчетности под­ведомственных предприятий, в ре­зультате чего формировался отчет треста, главного управления, свод­ный отчет министерства.

При таком методе обобщения большинство показателей сводной отчетности - показатели выпуска продукции, численности работаю­щих, фонда оплаты труда, затрат на производство, полученных прибы­лей и убытков, состояния основных и оборотных средств и многие дру­гие - получали сложением показа­телей отчетов предприятий. В ито­ге при суммировании одноименных статей без учета внутренних опера­ций появлялся двойной счет, завы­шалась стоимостная оценка хозяйственных средств, величина отчет­ной прибыли.

В отличие от сводной мини­стерской отчетности сводная бух­галтерская отчетность или, как мы ее называем, используя термин, принятый за рубежом, - консоли­дированная отчетность, подразу­мевает нечто другое. Исходным моментом тут является то, что с образованием концерна возникает новая самостоятельная экономи­ческая единица, в которой дочер­ние, зависимые и совместные (совместно контролируемые) пред­приятия занимают положение эко­номически не самостоятельных подразделений. Именно поэтому простого сложения статей баланса и отчета о финансовых результатах недостаточно для получения реаль­ной картины функционирования группы предприятий. Для этого требуется консолидированная от­четность, составленная с использо­ванием специальных методов, уст­раняющих общие статьи и двойной счет.

В России этот вид отчетности еще мало известен и правила ее составления пока не вполне отре­гулированы, несмотря на то, что требование составления сводной бухгалтерской отчетности включено в "Положение о бухгалтерском уче­те и отчетности" начиная с 1992 года. В последнее время были предприняты определенные попытки урегулирования бухгалтерского учета в этой области. Так, были из­даны "Указания о бухгалтерском учете отдельных операций", утвер­жденные приказом Минфина Рос­сии от 28 июля 1995 г. № 81, свя­занные с введением в действие первой части ГК РФ. В разделе 1 Указаний в общих чертах раскрыты порядок и правила консолидации отчетности зависимых и дочерних предприятий в отчетности мате­ринской компании. Позже порядок составления и предоставления сводной отчетности был установлен «Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности», утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112 (ред. от 12.05.99). Но, во-первых, эти правила и рекомендации описаны в общем ви­де, а, во-вторых, они содержат се­рьезные недоработки и некоторые различия с международными стан­дартами бухгалтерского учета.

Поэтому проблема формирования сводной (консолидированной) отчетности в России является столь актуальной и на сегодняшний день.
^ 1. Анализ сводной и консолидированной отчетности
1.1 Особенности составления сводной отчетности
При формировании сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности Группы взаимосвязанных организаций большое значение имеет качество исходной информации, имеющейся в распоряжении для проведения процедур консолидации. Для составления достоверной сводной отчетности, отвечающей требованиям всех заинтересованных пользователей и в соответствии с международными стандартами исходная информация о финансовом положении и хозяйственной деятельности организаций, входящих в состав Группы, должна быть построена на определенных принципах и методах (отвечать определенным требованиям).

1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме, независимо от доли материнской компании. Доля меньшинства показывается в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

2.Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий и резервов.

3. Принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.

4. Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.

5. Принцип существенности. Этот принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.

6. Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрет и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидации активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при составлении консолидированной отчетности.

7. Единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.

Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность, в соответствии с международными стандартами нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.

В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ путем построчного суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

При составлении сводной бухгалтерской отчетности головной организацией и дочерними обществами должна быть использована единая учетная политика в отношении оценки аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов и т. д.

Если учетная политика какого-либо дочернего общества отлична от используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской отчетности с бухгалтерской отчетностью головной организации она приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности.

В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

Организация должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.

Типовые формы бухгалтерской отчетности могут дополняться данными, необходимыми пользователям сводной бухгалтерской отчетности;

Статьи (строки) типовых форм бухгалтерской отчетности, по которым у группы отсутствуют показатели, могут не приводиться, кроме случаев, когда соответствующие показатели имели место в периоде предшествующем отчетному;

Числовые показатели об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них для пользователей невозможна оценка финансового положения группы или финансового результата ее деятельности. Числовые показатели по отдельным видам активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки пользователями финансового положения группы или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах.

Головная организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о финансовых результатах и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах с указанием причин, вызвавших это изменение.

Достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель головной организации.

Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числа дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация.

До составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.

В случае наличия у головной организации дочерних и зависимых обществ одновременно сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ и включения данных об участии в зависимых обществах.

Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом.

Данные о зависимом обществе включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций или доли в уставном капитале зависимого общества.

Наименование каждой составляющей сводной бухгалтерской отчетности должно содержать слово «сводный» и название группы.

Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям сводная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации.

Головной организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации.

Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации.

По решению участников группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации.
^ 1.2. Особенности составления консолидированной отчетности в России.

Порядок составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) имеет ряд особенностей. Перед началом составления консолидированной отчетности головное предприятие должно получить от всех организаций группы следующие данные:

- о финансовых вложениях организаций группы в уставные капиталы других организаций;

- о номинальной стоимости акций (долей капитала) организаций группы;

- о полученном организациями группы эмиссионном доходе;

- об остатках кредиторской и дебиторской задолженности организаций группы друг другу;

- о кредитах и ссудах, выданных организациями группы друг другу;

- о начисленных и выплаченных дивидендах организациям группы;

- о внутригрупповых доходах и прибыли;

- о приобретенных у организаций группы основных средствах;

- о приобретенных у организаций группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции.

Консолидирование должно обеспечивать исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.

При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом:

  • затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным капиталом инвестируемых предприятий;

  • остатки непогашенной задолженности по внутрифирменным операциям, таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются полностью;

  • нереализованная прибыль по внутрифирменным операциям в остатках товаров и в основных средствах элиминируется в полном объеме;

  • нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в остатках активов также элиминируются;

  • чистая прибыль, принадлежащая сторонним акционерам дочернего предприятия, указывается отдельно от прибыли, принадлежащей материнской компании;

  • в консолидированной отчетности следует также выделить долю меньшинства в нетто-активах.

При составлении консолидированного баланса особое значение имеет порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается прежде всего следующих статей баланса:

  • задолженности по взносам в уставный капитал;

  • расчетов по коммерческим операциям;

  • кредитов, выданных предприятиям группы;

  • долгосрочных финансовых вложений;

  • векселей;

  • прочей задолженности;

  • краткосрочных финансовых вложений.

Элиминируются инвестиции материнской компании в дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в капитале дочерних предприятий.

Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:

  • уставный капитал;

  • резервный капитал;

  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от наличия или

отсутствия взаимных операций:

- первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной отчетности группы, ранее независимых предприятий) связана с приобретением инвестируемого предприятия;

- последующая консолидация (при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции).

^ 1.3. Принципы и процедуры консолидации финансовой отчетности

Составление консолидированной отчетности базируется на следующих принципах:

— принцип полноты, в соответствии с которым все активы, обязательства, расходы и доходы будущих периодов консолидированной группы принимают в полном объеме независимо от доли материнского предприятия. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком;

— принцип собственного капитала. Поскольку материнское и дочерние предприятия рассматривают как единую экономическую единицу, собственный капитал определяют по балансовой стоимости акций (голосов) консолидированных предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий и резервов;

— принцип справедливой и достоверной оценки предполагает, что консолидированную отчетность представляют в доступной и удобной для понимания форме. Такая отчетность должна давать правдивую и достоверную информацию об активах, обязательствах, финансовом положении, прибылях и убытках предприятий, входящих в группу;

— принцип постоянства использования методов консолидации и оценки, а также принцип действующего предприятия. Методы консолидации должны применяться в течение длительного времени при условии, что предприятие является действующим, то есть не имеет намерений прекращать свою деятельность в недалеком будущем. Отклонения допускаются в исключительных случаях. Причем информация об этих отклонениях должна быть раскрыта в примечаниях к отчетности. Этот принцип распространяют как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности;

— принцип существенности предполагает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или изменение решений о финансово-хозяйственной деятельности группы;

— принцип применения единых методов оценки. При консолидации активы и пассивы материнского и дочерних предприятий оценивают по единой методологии, применяемой материнским предприятием. Методы оценки согласно законодательству страны, которых придерживается материнская компания, должны применяться при составлении консолидированной отчетности;

— принцип единства учетной политики материнского и дочерних предприятий. Консолидированная финансовая отчетность состоит из финансовой отчетности предприятий группы. При этом должна быть использована единая учетная политика для подобных операций (других событий при сходных обстоятельствах), осуществляемых предприятиями группы. Если учетная политика одного из дочерних предприятий отличается от политики, используемой для составления консолидированной отчетности, то до объединения такой отчетности с отчетностью материнского предприятия ее приводят в соответствие с учетной политикой, применяемой для составления консолидированной финансовой отчетности. Если при подготовке консолидированной финансовой отчетности невозможно использовать единую учетную политику, об этом указывают в примечаниях к такой отчетности.

Кроме того, результаты хозяйственной деятельности дочернего предприятия включают в консолидированные финансовые отчеты, начиная с даты приобретения, то есть даты, когда контроль над приобретенным дочерним предприятием фактически передается покупателю.

Результаты хозяйственной деятельности выбывшего дочернего предприятия включают в консолидированные отчеты до даты выбытия, то есть даты, когда материнское предприятие перестает осуществлять контроль над дочерним. Разницу между выручкой от выбытия дочернего предприятия и балансовой стоимостью его активов и обязательств на дату выбытия определяют в консолидированном отчете о финансовых результатах как прибыль (убыток) от выбытия дочернего предприятия.

Начиная с даты, когда предприятие нельзя больше называть дочерним, инвестиции в предприятие учитывают в соответствии с ПБУ-12, поскольку оно больше не является частью группы.

С методологической точки зрения, консолидированную отчетность можно определить как систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение группы предприятий на отчетную дату и финансовые результаты ее деятельности в отчетном периоде. При этом под системой показателей понимают не только числовые данные бухгалтерского баланса и других отчетов, но и другую информацию, раскрывающую отдельные стороны деятельности группы.

При консолидации показатели отчетов материнского и дочерних предприятий объединяют таким образом, чтобы их деятельность была представлена как деятельность одной хозяйственной единицы. С этой целью балансы и отчеты о финансовых результатах сначала объединяют постатейно путем сложения показателей, после чего осуществляют процедуры консолидации.

Процедуры консолидации отчетности проводят по следующим основным направлениям:

— консолидация капитала;

— консолидация сальдо внутригрупповых операций и расчетов;

— консолидация финансовых результатов от внутригрупповой реализации готовой продукции, товаров, работ и услуг.

Кроме того, если материнское предприятие приобрело дочернее по стоимости, превышающей справедливую стоимость его чистых активов, то в консолидированном балансе показывают гудвилл, возникающий при приобретении. Гудвилл — это превышение стоимости приобретения над справедливой стоимостью приобретенных идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения. Если сумма инвестиций материнского предприятия меньше справедливой стоимости приобретенных чистых активов, то имеет место отрицательный гудвилл. Стоимость гудвилла или отрицательного гудвилла, возникающих при консолидации финансовой отчетности материнского предприятия и финансовой отчетности дочерних предприятий, определяют согласно ПБУ-19 (п.16 ПБУ-20). Стоимость гудвилла отражают во вписываемой строке 075 «Гудвилл при консолидации», а стоимость отрицательного гудвилла приводят в скобках и вычитают при определении итога раздела баланса «Необоротные активы».

Приобретенные покупателем идентифицированные активы и обязательства признают отдельно на дату приобретения и отражают по их справедливой стоимости, которую определяют в порядке, приведенном в приложении к ПБУ-19.

Первоначальную (балансовую) стоимость гудвилла уменьшают путем ежемесячного равномерного начисления амортизации в течение срока его полезного использования, но не более 20 лет. Такой срок определяют с учетом прогнозируемого срока деятельности предприятия, нормативно-правовых актов или контрактов, влияющих на срок полезного использования, изменения спроса на продукцию (работы, услуги) предприятия и т.п. Если гудвилл на конец года не соответствует признакам актива, то его списывают с включением остаточной стоимости в состав расходов.
^ 1.4. Методы поглощения, слияния.
Сделки по слиянию и поглощению относятся к числу интеграционных сделок. Интеграционные сделки можно классифицировать по нескольким видовым признакам:

– в соответствии с правовой нормой, в рамках которой проводится сделка;

– по целям участников сделки;

– по степени изменения корпоративного контроля в результате сделки;

– по методам проведения сделки;

– по согласованности сделки и т.д.

Слияние в трактовке законодателя – это образование в результате интеграционного процесса нового юридического лица из двух и более лиц, прекращающих свое существование. Присоединение – это создание единого юридического лица на базе одного из участников процесса с прекращением деятельности всех остальных и передачей всех прав и обязанностей укрупненной компании. Разделение – это прекращение деятельности общества с передачей прав и обязанностей вновь создаваемым компаниям. Выделение – выделение части имущества, части прав и обязанностей из реорганизуемой компании с передачей их вновь образуемым юридическим лицам. Под преобразованием законодатель понимает смену организационно-правовой формы предприятия.

Классификация сделок по целям участников предполагает установление целей всех участников сделки, как компании-инициатора сделки, так и компании-цели. С позиций компании инициатора сделки выделяются следующие виды сделок:

– сделки промежуточного характера – с целью получения промежуточного уровня контроля над компанией-целью;

– сделки финальные – по своей сути это сделки по слияниям и поглощениям – с целью расширения масштабов бизнеса, получения синергетического эффекта, устранения конкурента, диверсификации видов деятельности и хозяйственных рисков.

Цели, которые преследует поглощаемая компания, не столь разнообразны. Как правило, целью такой сделки является продажа бизнеса с премией.

На рынке корпоративного контроля происходят процессы приобретения, разъединения и продаж прав контроля над компанией. По степени изменения корпоративного контроля, выделяют следующие виды сделок:

– консолидация;

– полное приобретение;

– участие;

– влияние;

– партнерство;

– покупка;

– поглощение;

– присоединение;

– слияние активов;

– слияние фирм.

Интеграционные процессы в своей совокупности могут быть разделены на две большие группы: сделки по слиянию и сделки по приобретению.

Если при интеграции происходит приобретение прав корпоративного контроля в рамках существующих хозяйствующих субъектов, то такие сделки относятся к сделкам по приобретению. Семейство сделок по приобретению неоднородно. Выделяются сделки по частичному или полному приобретению.

При полном приобретении происходит установление полного корпоративного контроля над компанией с сохранением юридической самостоятельности всех участников сделки. В данном случае уместно говорить о поглощении, если компания-цель приобретена новым акционером компании.

Сделки по частичному приобретению обычно являются промежуточным этапом более крупного процесса по установлению уровня приобретаемого контроля. Их основная особенность состоит в непостоянстве уровня установленного контроля. Изменения в уровне контроля могут происходить под влиянием сделок по продаже компании, изменения величины уставного капитала, проведения IPO и других причин. Различия в сделках подобного рода заключаются в уровне приобретаемого пакета акций. К разновидности сделок по частичному приобретению относится участие. Участие предполагает приобретение доли в акционерном капитале, достаточной для вхождения в совет директоров. Участие в акционерном капитале, предполагающее установление блокирующего частичного контроля называется влиянием. В случае достижения уровня равноправного контроля (50% на 50%) речь идет о партнерстве. Под покупкой понимается приобретение преобладающего корпоративного контроля, а под поглощением – доминирующего.

Если же при интеграции происходит передача прав корпоративного контроля вновь создаваемому предприятию, то такие сделки относятся к процессам слияния. Слияние происходит в форме слияния активов или слияния фирм. При слиянии активов происходит передача части корпоративного контроля над участниками сделки вновь создаваемой компании при сохранении деятельности инициирующих предприятий. По типу такая сделка напоминает процедуру выделения, предусмотренную ГК РФ. При слиянии фирм деятельность участников сделки прекращается и на их основе образуется новое юридическое лицо, права контроля над которым принадлежат, либо компании-покупателю, либо в какой-то определенной пропорции всем участникам сделки.

Консолидация представляет собой укрупнение пакета акций одним из акционеров, участников корпорации, иначе говоря, происходит принятие прав на дополнительное участие в акционерном капитале. Выделяют простую и ступенчатую консолидацию. При простой консолидации происходит увеличение в рамках имеющейся доли. Например, при дополнительной эмиссии акций. При ступенчатой консолидации происходит приобретение корпоративного контроля более высокого уровня. При приобретении 100% акций таким акционером речь идет о полном приобретении. Особенностью сделок по консолидации является тот факт, что они в отличие от большинства других напрямую не приводят к росту корпорации, а служат способом установления или усиления контроля за ее деятельностью. Обычно сделки по консолидации проводятся менеджментом корпорации, уже владеющим определенной долей, или самой корпорацией.

По методам проведения или стратегиям выделяют следующие виды сделок:

– горизонтальная интеграция;

– вертикальная интеграция;

– круговая интеграция;

– параллельная интеграция.

При горизонтальной стратегии происходит сделка между компаниями одного сектора экономики, производящими одну номенклатуру продукции и близкими по производственному циклу. При расширении ассортимента выпускаемой продукции в результате сделки говорят о горизонтальной ассортиментной интеграции. В ситуации, когда компания – цель является прямым конкурентом, происходит увеличение объема производимой продукции. В этом случае имеет место объемная горизонтальная интеграция. В случае, если целью сделки со стороны инициатора было устранение конкурента возможно приостановление его деятельности, перепрофилирование активов конкурента с их последующей распродажей.

При реализации стратегии вертикальной интеграции происходит сделка между предприятиями одной отрасли, находящимися на разных стадиях технологического передела. В зависимости от нахождения компании-цели выше или ниже по технологической цепочке по отношению к инициатору сделки говорят о восходящей или нисходящей интеграции.

Параллельная интеграция – это интеграционные процессы, затрагивающие предприятия с разными производственными цепочками, которые имеют некое организационное или продуктовое родство.

Круговая интеграция подразумевает сделки между компаниями, принадлежащими к разным секторам экономики. Как правило, такая сделка приводит к созданию конгломерата и называется диверсифицируемой круговой интеграцией.
^ 1.5 Особенности методологии и методики анализа консолидированной отчетности

Схема составления одного из вариантов консолиди­рованного баланса:

1. Определяется балансовая стоимость собственного капита­ла дочернего предприятия на дату приобретения акций материнской анализируемой организацией:

уставный капитал + добавочный капитал + резервный ка­питал + нераспределенная прибыль прошлых лет

2. Рассчитывается балансовая стоимость доли собственного капитала дочернего общества

3. Сравнивается величина инвестиций материнской анали­зируемой организации в дочернее предприятие и балансовая сто­имость приобретенной доли собственного капитала дочернего предприятия; рассчитывается денежная оценка деловой репута­ции, возникающей при консолидации. Эта величина отражается в активе консолидированного ба­ланса.

4. Из консолидированного баланса группы полностью ис­ключаются показатели по статье «Инвестиции в дочерние об­щества».

5. Определяется доля меньшинства.

6. Определяется нераспределенная прибыль отчетного года материнской организации. В консолидированном балансе чистая прибыль отчетного периода суммируется с чистой прибылью самой материнской организации.

7. Все остальные статьи балансов и материнской анализиру­емой организации, и дочерней, суммируются.

Консолидированный баланс по своей структуре практически ничем не отличается от исходных балансов "материнской организации и дочернего предприятия. А это значит, что последовательность и методика анализа кон­солидированного баланса такая же, как анализ обычного ба­ланса. Особенностью анализа консолидированной отчетности яв­ляется то, что добавляется аналитический этап, в ходе которого нужно пояснить, какой вид консолидации отчетности исполь­зовался, на каких условиях произошло объединение предприя­тий в группу, охарактеризовать экономическую взаимосвязь и взаимодействие членов группы. Ну и, конечно же, необходим финансовый анализ не только консолидированной отчетности, но и исходных форм финансовых отчетов материнской организации и дочерних предприятий.
^ 1.6 Оценка результатов деятельности группы и ее структурных подразделений

Для начала необходимо проанализировать отчетность. Результаты работы каждого из объектов анализа (структурное подразделение, бригада, смена, рабочее место и т. п.) характеризуются не одним, а несколькими показателями, не всегда совместимыми по единицам измерения. Даже на уровне рабочего места обычно оцениваются объем продукции, ее качество и дисциплина труда. Конечно, возможны варианты, но эти показатели встречаются чаще всего. Объединение разнородных показателей в общий результат — процесс непростой. Кроме того, показатели отличаются по значимости, то есть по степени влияния на общий результат. Не каждый из них можно измерить или рассчитать, зачастую приходится прибегать к косвенным методам (например, применяя качественные оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Использование же только экономических, количественных показателей не всегда отражает достижение тех целей и задач, которые поставлены перед конкретным структурным подразделением в данный момент. К примеру, цех, осваивающий новую продукцию, и тот же цех, но в условиях стабильного производства, имеют разные задачи. Соответственно, отличаются и показатели их выполнения.

При анализе результатов приходится сравнивать несколько объектов, характеризующихся различными комплексами показателей. Для сравнения объекты (подразделения) обычно группируют по принципу однотипности показателей. Отдельно сравнивают, например, цеха основного производства, цеха вспомогательного производства, службы и пр. Это существенно ограничивает возможности анализа, объективность и точность результата. Кроме того, роль подразделений в общем экономическом результате предприятия или бригад (участков, смен, работников) в общем результате цеха/отдела отличается, даже если эти подразделения относятся к одной производственной группе. Здесь следует учитывать не только сам результат работы, описанный группой показателей, но и численность персонала в данном структурном подразделении (бригаде, участке и т. п.), а также сложность и ответственность выполняемой им работы.

Один из наиболее удачных способов решения описанных выше задач — использование матричного метода измерения результативности (ММР), который известен также под названием «многокритериальный метод измерения результативности».

ММР достаточно легко поддается автоматизации, что позволяет применять его как на небольших, так и на крупных предприятиях.

Как следует из названия метода, в его основу положена матрица результативности, общая форма которой приведена в таблице 1. Матрица включает в себя:

оценочные показатели с указанием единицы измерения и фактического результата;

шкалу оценки;

саму оценку;

значимость (удельный вес) каждого из показателей оценки;

результаты — по каждому из показателей в отдельности и итоговый.

Табл. 1. Матрица результативности структурного подразделения (общий вид)



Перечень оценочных показателей, их вес (значимость) и шкала оценки для каждого из объектов анализа достаточно постоянны. Изменяют их в том случае, если меняются цели и задачи, стоящие перед данным подразделением (работником), или выявляются ошибки, ранее допущенные при составлении матрицы. Фактические значения показателей, оценки и результативность — величины переменные, они изменяются при каждом измерении.

Показатели, по которым производится оценка результатов труда, являются базовым элементом матрицы результативности. Они должны:

соответствовать целям и задачам, стоящим перед объектом анализа, причем именно перед конкретным объектом в отчетный период, а не тем, которые типичны для данных объектов;

быть подконтрольными, то есть поддаваться влиянию или изменению со стороны объекта анализа (использование показателей, на которые подразделение или работник не могут реально повлиять, существенно снижает эффективность разработанной на их основе системы мотивации);

быть исчерпывающими, то есть всесторонне характеризовать объект, и при этом не повторять друг друга;

быть ясными, понятными и максимально объективными;

быть мобилизующими, то есть не слишком простыми в достижении, но и не слишком сложными;

быть измеряемыми: должен существовать ясный и понятный способ описания результата в числах. Если это невозможно и приходится прибегать к описательным оценкам («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т. п.), то следует дать понятный и однозначный подход к их определению.

В процессе выбора показателей не всегда возможно применять экономические и технические показатели (например, выполнение плана выпуска по объемам и номенклатуре, соблюдение норм по себестоимости или качеству и т. п.). В этих случаях прибегают к использованию так называемых суррогатных показателей, например:

сумма по расчетным ценам / численность сметчиков x 100,

численность секретарей / численность персонала x 100,

оплаченные счета / выставленные счета x 100.

Суррогатные показатели обычно характеризуют конкретное подразделение или другой объект на конкретном предприятии и в иной ситуации могут быть неприменимы.

^ 2. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРИМА»
Компания: Медиа-холдинг «Прима». Организационно – правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности: частная и иностранная. Вид деятельности: издательское дело.

Компания «Прима» была основана в 1991 году. В настоящее время компания «Прима» является лидером на российском рынке рекламно-справочных изданий и представляет комплекс высокотехнологичных справочно-информационных услуг.

Проекты компании:

  • Специализированные рекламно-информационные издания;

  • Интернет – проекты;

  • Собственный центр телефонного обслуживания;

  • Сеть дополнительных офисов по Москве.

Предприятие действует на основании Устава и учетной политики. Общество является юридическим лицом по российскому законодательству. Согласно учетной политике предприятие имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом. Общество вправе в установленном законодательством порядке создавать филиалы, иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, как на территории РФ, так и за ее пределами, с правом открытия текущих и расчетных счетов.

^ 2.1. Анализ движения денежных средств прямым методом

Прямой метод основан на движении денежных средств по счетам предприятия. Анализ проводится по данным формы №4 «Отчет о движении денежных средств» ООО «Прима».
^

Таблица 2.1

Поступление и выбытие денежных средств


Показатели

Всего, тыс. руб.

В том числе по видам деятельности

текущая

инвестиционная

финансовая

1

2

3

4

5

1. Приток денежных средств:

- за отчетный год

7331126

6264148

1061648

5330

- за предыдущий год

3621796

3437215

148880

35701

2. Отток денежных средств:

- за отчетный год

7313019

6404287

908732

-

- за предыдущий год

3835158

3639395

195293

470

3. Изменение денежных средств (стр. 1 – стр.2)

- за отчетный год

18107

- 140139

152916

5330

- за предыдущий год

- 213362

- 202180

- 46413

35231


За отчетный период увеличился объем денежной массы в части как поступления денежных средств, так и их оттока.

Общая масса поступления денежных средств в отчетном году составила 7331126 тыс. руб., а в предыдущем году сумма поступления средств была меньше - 3621796 тыс. руб.

В отчетном периоде отток денежных средств составил 7313019 тыс. руб., а в предыдущем году 3835158 тыс. руб.

Увеличение объема денежной массы на предприятии, как ввиду поступления денежных средств, так и их оттока можно позитивно оценить, поскольку оно является следствием роста масштабов производства и реализации продукции.

В предыдущем году отток денежных средств (3835158 тыс. руб.) был больше их притока (3621796 тыс. руб.), что обусловило отрицательную величину денежного потока –213362 тыс. руб. В отчетном же году имеется позитивный момент – превышение потока денежных средств по сравнению с оттоком. В связи с этим чистый денежный поток составил 18107 тыс. руб.
Таблица 2.2
^

Структура притока и оттока денежных средств по видам деятельности


Показатели

Всего, тыс. руб.

В том числе по видам деятельности

текущая

инвестиционная

финансовая

1

2

3

4

5

1. Приток денежных средств:

 

 

 

- за отчетный год

7331126

6264148

1061648

5330

- за предыдущий год

3621796

3437215

148880

35701

2. Удельный вес, %:










 

- за отчетный год

100

85,45

14,48

0,07

- за предыдущий год

100

94,90

4,11

0,99

3. Отток денежных средств:







 

- за отчетный год

7313019

6404287

908732

-

- за предыдущий год

3835158

3639395

195293

470

4. Удельный вес(%):













- за отчетный год

100

87,57

12,43

-

- за предыдущий год

100

94,90

5,09

0,01
  1   2   3



Скачать файл (430.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru