Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекция - Международная финансовая система - файл 1.doc


Лекция - Международная финансовая система
скачать (122 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc122kb.15.12.2011 09:06скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
По материалам: В.М. Шумилов. Международное финансовое право М.-2005.

Лекция 1. Вводная (Международная финансовая система)

Международная финансовая система – это общественное пространство, в котором происходит круговращение денег.

Как мы можем себе это представить

Как люди получают деньги за свою работу – в качестве заработной платы, в виде дохода и дивидендов (предприниматели).

На что люди тратят деньги – на покупку вещей необходимых для жизни и на обслуживание торговли. Остается резервная часть, которая служит для накопления в качестве инвестиционного потенциала лица, семьи.

^ Куда население несет эти деньги, где хранит – «под подушкой» или в банке.

Что же происходит в игре между предприятиями – они постоянно находятся в борьбе между собой за деньги населения, продавая товары и услуги. Так деньги концентрируются у юридических лиц.

^ Куда предприятия распределяют полученные деньги – часть денег на приобретение необходимых в производстве вещей, часть – на заработную плату работникам, часть – в качестве дохода предпринимателям, дивидендов собственникам, а часть – может служить резервом предприятия, юридического лица. Деньги предприятий лежат на банковских счетах.

Банки, являясь также предприятиями, аккумулируют деньги и производят финансовые услуги – ведут счета, осуществляют платежи, дают кредиты. Поэтому деньги предприятий скорее не лежат, а скачут со счета на счет.

Кроме того, в денежный круговорот добавляются заменители денег – ценные бумаги – векселя, чеки, акции, облигации и др. появляются предприятия, осуществляющие организацию рынка ценных бумаг – фондовые биржи.

Если юридические лица ведут хозяйственные дела с партнерами за рубежом, возникают международные экономические отношения.

Для покупки товаров за рубежом необходима иностранная валюта, которую можно приобрести, продавая свои товары и услуги, а можно купить в банке или на валютной бирже.

С другой стороны в финансовой системе большую роль играет государство, облагая налогами, таможенными платежами физических и юридических лиц, получая свою часть денег от заработной платы, доходов населения и предприятий.

Деньги концентрируются в государственном бюджете, деньги которого государство использует в своей внутренней и внешней деятельности. Во внутренней – на содержание аппарата и социальные, экономические программы. Часть денег откладывается в резерв.

Государство отслеживает движение вещей и услуг за границу и обратно, следит за балансом между национальной и иностранными валютами.

Иностранная валюта помещается в банки на валютные счета экспортеров, которые используют эту валюту для того, чтобы купить нужные товары за рубежом, либо продают валюту банкам, государству. Складывается внутренний валютный рынок. Если на внутреннем валютном рынке иностранной валюты не хватает, банки покупают ее на международном валютном рынке.

Кроме того, иностранная валюта приходит в страну и в виде инвестиций.

Государство следит за поступлением иностранной валюты в страну и формирует собственные резервы в иностранной валюте, покупая валюту на внутреннем валютном рынке или принуждая экспортеров продавать иностранную валюту государству. Резервы в иностранной валюте также служат, среди прочего, инвестиционным потенциалом.

Если случится, что предприятия импортеры не могут приобрести валюту на внутреннем рынке и у государства нет резервов в иностранной валюте, происходит смена курсового соотношения между национальной и иностранной валютами на валютном рынке, возникают проблемы с платежным балансом страны. Государство ищет выход, заимствуя иностранную валюту за рубежом, в форме займов в иностранной валюте.

Проблемным является и слишком большой приток иностранной валюты в страну, и государство заинтересовано в том, чтобы вложить иностранную валюту в резервы, инвестиционные проекты, предоставить кредиты зарубежным партнерам.

Изменение валютного курса, проблема с платежным балансом – это вопросы, которые касаются всех задействованных стран и мира в целом. Поэтому эта сфера взаимоотношений относится к публично-правовому уровню МЭО.

Государства помогают друг другу, когда налицо проблемы с валютными курсами, например, предоставляя кредиты или создавая общие резервы. На универсальном уровне для решения данных проблем создан Международный валютный фонд.

Вывод – из приведенной выше картины видно, что денежное пространство многогранно и связывает воедино физических, юридических лиц, государства и прямо касается международной торговли, инвестиций и экономики в целом.

^ Что же такое деньги (экономич.) это особый, универсальный товар, выполняющий функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа и накопления.

Средство обращения – деньги участвуют в торговле по схеме «товар – деньги – товар».

Средство платежа – деньги функционируют, когда получение товара и его оплата значительно разделены во времени (товары в кредит, авансовые платежи).

Мера стоимости – деньги помогают соизмерить и сопоставить товары и услуги. Благодаря чему можно, продав один товар, приобрести другой – эквивалентный. Это важно в международной торговле.

Средство накопления – деньги становятся запасом, активом, источником инвестиций.

Формой денег являются монеты, банкноты, казначейские билеты.

Деньги существуют как в наличной, так и в безналичной форме (чеки, кредитные карточки). Очевидна мировая тенденция к постепенной замене наличных денег безналичными.

Также существует понятие электронных денег, движение которых регулируется посредством компьютерных программ и команд.

Срочные и сберегательные вклады, нацеленные на получение процентного денежного дохода, можно считать «почти деньгами», так как они являются лишь потенциальными платежными средствами.

Денежная эмиссия – это суверенное право государства, включая определение наименования денежной единицы.

Мировые деньги – используются в качестве общего средства платежа и предпочитаются экспортерами как средство платежа и государствами в качестве резервных денег. В истории в качестве мировых денег выступало золото. В 1944 г. В Бреттон-Вудсе на международной конференции был создан Международный валютный фонд, и было решено признать резервной валютой доллар США. В результате доллару были приданы функции золота.

К 70-м гг. сложилась ситуация кризиса из-за расхождения между официальной долларовой ценой на золото и его рыночной ценой.

В 1975г. На конференции в Кингстонтоне (Ямайка) было решено отказаться от золота как средства обращения. Однако оно сохранило функцию стоимости и средства накопления в резервах государств. Мировыми деньгами стали искусственные деньги – специальные права заимствования (special drawing rights).

^ Какая денежная единица несет функцию мировых денег на данный момент - евро.

Что такое валюта – денежные знаки иностранных государств, применяемые в международных расчетах.

В зависимости от режима использования валюты подразделяются на

  1. конвертируемые – обратимые в другие валюты

  2. неконвертируемые – необратимые, замкнутые.

^ Откуда берутся первые – в государствах, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую, например, доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и другие.

Некоторая валюта может быть признана частично конвертируемой. Это связано с введением государственного ограничения на все или на некоторые валютные операции, особенно для резидентов. Соответственно, речь может идти о конвертируемости, например, по текущим операциям или по операциям с капиталом.

Многие государства ввели жесткие ограничения на ввоз и вывоз, обмен национальной и иностранной валюты, как для резидентов, так и нерезидентов, делая собственную валюту неконвертируемой.

Также валюту делят на

  1. твердую – с устойчивым валютным курсом, основанной на фундаментальной стабильности экономики

  2. мягкую – с неустойчивым валютным курсом.

Валюты, в которых государства держат свои финансовые резервы, называются резервными.

^ Что такое финансы – это совокупность распределительных отношений. Само понятие «финансы» является производным от понятия «деньги», где деньги – воплощение товаров, а финансы – денег.

^ Финансы = деньги + денежные отношения.

Содержание финансовых отношений составляют – выделение ассигнований организациям из государственного бюджета, внесение физическими и юридическими лицами налогов, расчеты между частными лицами при купле-продаже, выплата зарплаты.

Финансовую систему развитых государств составляют – государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды и финансы государственных предприятия. Частью финансовой системы государства являются денежная, кредитная, банковская, валютная системы, система финансовых услуг и другие.

Финансовые ресурсы всех стран, международных организаций и финансовых центров взаимодействуют между собой, образуя мировые финансы (финансовые ресурсы мира).

Понятие и структура международной финансовой системы (МФС).

Международная финансовая система, как и любая система, состоит из подсистем и компонентов. (omne majus continent in se minus – каждое большое содержит в себе меньшее)

Компоненты МФС

  1. объективно-предметная сфера – это сами отношения, складывающиеся на частноправовом и публично-правовом уровнях – по поводу трансграничного движения финансовых ресурсов, по поводу лиц, являющихся поставщиками/получателями финансовых ресурсов, по поводу режимов для указанных вещей и лиц. Эта группа отношений является международно-финансовыми отношениями и объектом регулирования в международной финансовой системе.

  2. институционально-субъектная сфера – к ней относятся все участники (агенты, акторы, субъекты, операторы и др. назв) МФО, частные и публичные лица, которые являются поставщиками или получателями финансовых ресурсов. В качестве операторов МФО могут выступать государства, государственные органы, субъекты федераций и административно-территориальные образования, органы местного самоуправления, международные организации, предприятия, транснациональные корпорации, банки, биржи, физические лица.

  3. регулятивная сфера – к ней относятся все нормы, регулирующие МФО – нормы внутреннего права, международно-правовые нормы, нормы мягкого права, внеправовые нормы.

  4. функциональная сфера – способы, приемы, методы, задействованы в управлении ею, в обеспечении порядка и эффективности данной системы, прежде всего методы правового и политического регулирования.

  5. идеологическая сфера – внешнеполитические, внешнеэкономические, религиозные, научные доктрины, международное правосознание и др. например установки на роль золота и мировых валют, обоснования конвертируемости и др.

Подсистемы МФС

  1. отношения, связанные с платежно-расчетными операциями

  2. межбанковские отношения, имеющие сложное содержание (по оказанию финансовых услуг)

  3. отношения участников международного валютного рынка

  4. отношения на международном рынке ценных бумаг

  5. кредитные отношения

  6. отношения, возникающие по вопросу долга

  7. отношения в сфере финансовой помощи и др.

Правовое регулирование финансовых отношений (регулятивный компонент)

Международные финансовые отношения регулируются

  1. внутренним правом

  2. международным правом

  3. мягким правом

  4. внеправовыми нормами морали, религиозными нормами и др.

Внутреннее право может либо облегчать, либо затруднить транснациональное движение вещей и лиц в МФС. Оно может превратиться в барьер для сотрудничества частных лиц и государств в финансовой сфере. Поэтому государства вынуждены многие вопросы финансовой жизни своих стран выносить на совместное – международно-правовое регулирование. Часто объектом такого регулирования становятся внутренние правовые режимы.

Внутригосударственное право регулирует три основные группы финансовых отношений

  1. отношения, между национальными операторами, например между национальными банками и гражданами.

  2. отношения внутри страны с участием иностранного элемента, например иностранные вещи или лица – иностранная валюта, иностранный банк, иностранные граждане и др.

  3. отношения, выходящие за пределы государственной территории, но если в таких отношениях задействованы национальные вещи и лица (открытие банковского счета национальным лицом за рубежом). – экстерриториальное действие национального права.

Так мы коснулись проблемы, как называть субъектов во внутренних финансовых отношениях. ^ С этими названиями уже знакомы – резиденты и нерезиденты.

По российскому законодательству резидентами являются

  1. ф/л, имеющие постоянное место жительство в РФ, в том числе временно находящиеся за рубежом

  2. ю/л, созданные по российскому законодательству, с местонахождением в РФ

  3. дипломатические и консульские представительства России за рубежом

  4. филиалы и представительства российских резидентов

Нерезидентами по российскому законодательству являются

  1. ф/л, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ

  2. ю/л, созданные в соответствии с законодательством иностр. Государств, с местонахождением за пределами РФ

  3. организации, предприятия, не являющиеся ю/л, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением в РФ

  4. находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства

  5. находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов

При реализации норм внутреннего права возникает и функционирует соответствующий общий правовой режим – это право в действии, совокупность находящихся в стадии реализации правоотношений, когда соответствующие юридические факты ввели в действие права и обязанности сторон.

В МФО обычно используется несколько международных принципов, обеспечивающих равноправие режимов для национальных и иностранных вещей и лиц

  1. принцип взаимности – иностранным лицам и вещам предоставляется национальный режим, при условии, что национальные лица и вещи пользуются аналогичным режимом в соответствующем иностранном государстве.

  2. принцип предоставления национального режима – на иностранные лица и вещи распространяется тот же правовой режим в соответствующих вопросах, какой распространяется на национальные лица и вещи.

  3. принцип недискриминации – иностранным лицам и вещам предоставляется в соответствующих вопросах общий правовой режим, предоставляемый в данном государстве по данным вопросам лицам и вещам из любого третьего государства.

  4. принцип наибольшего благоприятствования – иностранным лицам и вещам предоставляется наилучший правовой режим по вопросам, которые предоставляются в данном государстве лицам и вещам из любого третьего государства.

^ Лекция 2. Международное финансовое право как подотрасль международного экономического права.

МФП – совокупность международно-правовых норм, регулирующих международные финансовые отношения.

Признаки:

Во-первых, МФП - это только часть нормативного компонента международной финансовой системы.

Во-вторых, МФП - это лишь часть международного права, а именно подотрасль международного экономического права. МФП рассматривается как право публичное.

В-третьих, МФП имеет свой предмет регулирования и свои особенности.

В-четвертых, МФП тесно взаимодействует с другими нормативными комплексами, задействованными в регулировании внутригосударственных и международных финансовых отношений, и более того - переплетается с ними. В данном смысле МФП - часть международной нормативной системы и часть формирующегося глобального права.

^ Объектом регулирования при помощи МФП являются международные финансовые отношения, но не вся совокупность таких отношений, а только часть их.

Предмет МФП:

  1. отношения между государствами, международными организациями по поводу трансграничного движения финансовых ресурсов;

  2. отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в рамках которых вращаются финансовые ресурсы и взаимодействуют между собой частные операторы.

Например, правоотношения бюджетных дефицитов, профицитов, форм международных расчетов, состояния платежного баланса, соотношения валют и принципов формирования валютного курс, предоставления кредитов, условий погашения ли реструктуризации государственного долга, условий оказания финансовой помощи и др.

Публичный уровень международно-финансовых отношений достаточно плотно переплетается с частноправовым уровнем – финансовыми отношениями международного характера.

Примерами конкретных правоотношений, которые находятся в сфере регулирования при помощи МФП, могут быть правоотношения, касающиеся:
- бюджетных дефицитов/профицитов;

- форм международных расчетов; состояния платежного баланса;

- соотношения валют и принципов формирования валютного курса;

- предоставления кредитов;

- условия погашения или реструктуризации государственного долга;

- условия оказания финансовой помощи;

- надзора за деятельностью коммерческих банков;

- общих подходов борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем;
- изменения или унификации внутреннего законодательства по вопросам финансовой проблематики.

В международной финансовой системе (в отличие от любой другой) наиболее заметно переплетение "публичного" уровня отношений с уровнем "частным". Международные правоотношения, начинающиеся на "публичном" уровне, зачастую реализуются через частноправовые отношения, и наоборот, частноправовые финансовые отношения могут своими проблемами или масштабами так или иначе "выходить" на "публичный" уровень.

В рамках каждого уровня решаются свои задачи и проблемы. Так, например, международные платежно-расчетные отношения на частноправовом уровне осуществляются в целях обеспечения платежей между отдельными лицами на основе внутреннего права, а также при помощи транснационального права, обычаев делового оборота.
Платежно-расчетные отношения на межгосударственном уровне возникают, как правило, для обеспечения потребностей внешнеторгового оборота, в связи с платежными балансами государств или когда требуется унифицировать внутренние правовые платежно-расчетные режимы. Соответственно осуществляются такие отношения на основе, главным образом, международно-правовых норм - норм МФП.

Таким образом, МФО можно представить в качестве отношений на микроуровне (между частными операторами и/или по отдельным вопросам) и на макроуровне (между публичными лицами и/или по общесистемным вопросам).

Возможно, полезным было бы введение специальной терминологии, которая позволяла отделять публичный уровень международной финансовой системы от уровня частноправового. Так, частноправовой уровень международных финансовых отношений можно было бы обозначить термином "финансовые отношения международного характера".

Внутренние правовые режимы как предмет МФП
В международных финансовых отношениях одним из главных препятствий в процессе установления и развития сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств может стать внутреннее право, а так же внутренние правовые режимы.

Как показывает практика, на состояние правопорядка в МФС, в частности, влияют:

- степень открытости внутренних (национальных) финансовых систем, отражаемая внутренним правом; другими словами, высота "административно-финансовых границ", препятствующих проникновению "иностранного элемента";

- правовой статус банков, бирж, других "операторов", который установлен в государствах;

- правовой статус национальных и иностранных валют, прочих финансовых инструментов.

^ Задача МФП – создать международно-правовой режим трансграничного движения финансов, совмещения национальных финансовых систем, в том числе путем унификации внутренних правовых режимов.

Методы МФП:

  1. централизованного и децентрализованного регулирования;

  2. координации и субординации целей и интересов сторон;

  3. жесткого и мягкого регулирования;

  4. регулирование посредством транснационального наднационального права;

  5. договорного и обычно-правового регулирования.

Проблематика метода регулирования в российской международно-правовой литературе, как представляется, недостаточно разработана.

МФП осуществляет целенаправленное воздействие на поведение государств и международных организаций в международной финансовой системе. Каким образом происходит такое целенаправленное воздействие? Если под таким углом зрения посмотреть на проблематику метода МФП, то обнаружится, что методов - много, набор методов - широк.

Можно говорить о методах централизованного и децентрализованного регулирования; методах координации и субординации целей и интересов сторон; методах жесткого и мягкого регулирования; методах регулирования при помощи транснационального и наднационального права.

Выделяются методы односторонних действий государств и методы двустороннего, многостороннего и универсального регулирования отношений в международной финансовой системе.

Уже из этой неполной картины методов видно, что в современной международной финансовой системе прослеживается тенденция переключения, например, с мягкого на все более жесткое регулирование многих вопросов, с обычно правового - на договорное, с односторонних действий - на многостороннее и универсальное регулирование.

При этом государства по мере развития осуществляют дерегулирование внутренних финансовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики и в то же время реструктурируют государственные функции, переключаясь на более активную защиту национальных интересов на макроуровне МФО.

О термине "международное финансовое право"
Выбор термина "международное финансовое право", который используется для обозначения данной международно-правовой подотрасли, требует пояснений.

Строго говоря, данный термин с экономической точки зрения, может показаться не вполне точным. Более точным названием было бы: "Международное валютно-финансовое и международное кредитное право", однако оно весьма громоздко. В связи с этим термин "международное финансовое право" можно считать условным и наиболее удобным.
Кроме того, название "международное финансовое право" представляется более правильным, чем используемый зачастую в научной и учебной литературе термин "международное валютное право".

Несмотря на то, что термины "финансы" и "валюта" можно считать в некоторых случаях синонимами, тем не менее, это не всегда совпадающие по смыслу и содержанию понятия. Название "международное валютное право" было бы оправдано, если бы речь шла о правовом регулировании исключительно международного валютного рынка. Однако подотрасль "МФП" направлена на регулирование всего комплекса вопросов финансовой проблематики, и в данном смысле "международное валютное право" - только часть МФП.

^ Система МФП


Международное финансовое право обладает признаками системности. Оно представляет собой комплекс международно-правовых норм, объединенных единством и взаимосвязями, внутренней организацией, состоящей из различных компонентов, - норм, институтов и субинститутов.

Взаимосвязанность структурных элементов превращает МФП в целостное правовое явление, в часть международного права, а точнее - в подотрасль международного права (далее - МП).

Вместе с некоторыми другими подотраслями (международным торговым правом, международным инвестиционным правом и т.п.) и институтами/субинститутами МФП входит в международно-правовую отрасль - международное экономическое право (МЭП).

Система МФП - явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается "под давлением" экономических, культурных, национальных, глобальных и иных факторов.

В то же время объективная природа МФП не означает, что государства не могут управлять развитием данной системы. Государства (каждое государство - в определенной степени) вносят свой вклад в становление и эволюцию МФП. Многие институты и субинституты МФП возникли под осознанным влиянием или "с подачи" крупных развитых государств западного цивилизационного типа, отдельных групп государств.

Более того, управляемое воздействие на развитие МФП со стороны государств вообще и развитых государств в особенности - усиливается.
В структуру МФП входят все виды институтов и субинститутов.

В составе МФП имеются институты/субинституты материальные и процессуальные; простые и сложные; в полной мере относящиеся к МФП как подотрасли и смешанные (т.е. состоящие из норм двух и более отраслей, подотраслей МП); регулятивные, охранительные и учредительные.

Ядро МФП составляет право МВФ, которое, по сути, в значительной своей части универсально и императивно. МВФ представляет собой механизм, сопоставимый с функциями мирового министерства финансов. В то же время система и право МВФ требуют корректировки.
В увязке с правом МВФ создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних соглашений, касающихся финансовой проблематики и охватывающих различное количество государств.
Кроме того, в МФП существуют нормативные комплексы, задействованные в регулировании МФО на региональном уровне (например, в ЕС). Наконец, в состав МФП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние МФО.

МФП тесно переплетается с подотраслями, институтами/субинститутами международного процессуального права, международного административного права и некоторых других отраслей МП.
При систематизации МФП его нормы, по образцу МП в целом, вполне можно подразделить на общую и особенную (или специальную) части. В общую часть входят нормы, институты и субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все МФО, а в особенную - нормы, институты и субинституты, которые регулируют лишь отдельные вопросы, "срезы", группы МФО.

Следовательно, в общую часть МФП можно включить нормы и институты, касающиеся "лиц и вещей", т.е. закрепляющие:

- правовое положение субъектов МФП;

- статус операторов МФО (например, "международное банковское право"; имеется в виду "международное публичное банковское право");

- правовой режим финансовых ресурсов (и некоторые другие).

В особенную часть МФП входят следующие институты:

- "международное платежное право" (или: "международное платежно-расчетное право");

- "международное валютное право"; "международное кредитное право";

- право международной финансовой помощи;

- институт международных финансовых услуг;

- "международное долговое право";

- институт, регулирующий борьбу с отмыванием "грязных денег" (и другие).

В международной финансовой системе прослеживается тенденция создания региональных платежных, валютных союзов. Соответственно в составе МФП можно выделить институт, регулирующий интеграционные процессы и связи в финансовой сфере.

МФП очень тесно переплетается с международным инвестиционным правом. Между этими двумя подотраслями МЭП имеются общие институты/субинституты, например институт, регулирующий транснациональное движение инвестиций в финансовой форме.

^ Принципы МФП


"Структуродержащим" компонентом системы МФП являются его принципы. Специальные ("подотраслевые") принципы МФП - это наиболее общие нормы, обладающие всеобщим признанием и высокой юридической силой. Принципы МФП вытекают из общих принципов МП и специальных принципов МЭП.

Принципы МФП закрепляют основные права и обязанности субъектов МП в международной финансовой системе, служат основой для создания других норм, обеспечивают единство системы МФП, помогают восполнять пробелы и т.п. По сути, каждый принцип является одновременно своеобразным международно-правовым институтом/субинститутом, поскольку содержит в себе (в свернутом виде) нормы, раскрывающие, детализирующие принцип.

В российской правовой литературе нет единства подходов к составу и содержанию принципов МФП. Думается, что можно говорить о существовании в МФП (аналогично в МП в целом и, соответственно, в МЭП в частности) двух категорий принципов:

- принципов, имеющих материальное или процессуальное содержание (наполнение);

- принципов, выполняющих роль метода сопоставления и уравнивания условий, предоставляемых одним субъектом МП другому субъекту МП, его "лицам и вещам".

К первой категории относятся следующие принципы МФП, имеющие конвенционную или обычно-правовую природу:

- принцип государственного суверенитета в отношении национальных финансов и финансовой системы;

- принцип свободы участия частных лиц на международном валютном рынке в соответствии с национальным законодательством;

- принцип равновесия платежных балансов;

- принцип свободы выбора валютного курса под контролем МВФ;

- принцип запрета на использование девальвации (смены валютного курса) в качестве средства конкурентной борьбы на товарных рынках;

- принцип свободы выбора платежно-расчетных систем в двусторонних отношениях при ненанесении ущерба международной финансовой системе;

- принцип возврата (погашения) государственных внешних долгов;

- принцип льготного кредитования развивающихся стран;

- принцип совместных действий по недопущению финансовых кризисов (в том числе путем взаимодействия с МВФ);

- принцип оказания финансовой помощи в случае финансового кризиса;

- принцип гарантирования в отношении финансовых рисков и др.

Набор указанных принципов представляется достаточно произвольным. Он может быть скорректирован или расширен. Безусловно, в содержании каждого из таких принципов возникают и будут возникать (и легализовываться) определенные исключения, которые сами по себе могут быть принципами.

Ко второй категории принципов относятся так называемые принципы-стандарты, которые помогают, в частности, уравнивать внутригосударственные правовые режимы или условия "вхождения" иностранных лиц и вещей в "чужую правовую среду". Тем самым все эти принципы "служат" одному "богу" - равноправию, недискриминации.

Данные принципы не имеют собственного содержательного наполнения. Они могут быть применены ("приложимы") к любой сфере международного сотрудничества. Субъекты МП в силу обычая или международного договора используют указанные принципы в разных сочетаниях применительно к различным (широким или узким) сферам правоотношений.

В круг таких принципов включаются:

- принцип недискриминации (в МФП он приобретает форму принципа недискриминации в МФО; например, недискриминации при предоставлении кредитов, недискриминации при освобождении от двойного налогообложения);

- принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации;

- принцип предоставления национального режима;

- принцип преференций; принцип взаимности.

^ Лекция 3. Субъекты МФП.

Участниками МФП являются публичные и частные лица. К первым относятся суверенные государства и международные организации.

Государство как субъект:

К "естественным правам" государств в сфере МФО можно отнести право:
- вводить национальные деньги - металлические и бумажные, давать им название, устанавливать порядок и объемы их выпуска (эмиссии);

- вводить или не вводить конвертируемость национальной валюты;

- устанавливать и изменять курсовое соотношение национальных денег по отношению к иностранным валютам, определять пределы курсовых колебаний;

- проводить деноминацию национальной валюты, денежные реформы;

- вводить ограничения на вывоз/ввоз национальной и иностранной валюты;

- вводить валютную монополию;

- создавать валютные союзы, вступать или не вступать в них;

- вводить/применять любые финансовые инструменты, в том числе ценные бумаги, разрешать/запрещать их хождение, применение;

- определять структуру банковской системы, правовой режим функционирования банков, бирж, фондов;

- ограничивать иностранное присутствие в банковской сфере;

- использовать или устанавливать различные формы кредитования, процентные ставки по кредитам;

- определять структуру платежного баланса, его дефицитность, объем и состав резервов;

- определять размеры и структуру государственного долга (внешнего и внутреннего);
- проводить удобную финансовую политику внутри страны и вовне;

- регулировать цены, уровень инфляции и другие важные финансово-экономические показатели, а также пределы их колебаний и др.

В процессе правового обеспечения функционирования международной финансовой системы государства при помощи, в частности, международно-правовых норм ограничивают, конкретизируют, изменяют свои права, передают часть своей суверенной компетенции международным организациям.

Более того, некоторые ограничения суверенных прав, свободы действий государств приобретают - опять же через механизмы международного права - наднациональный (надгосударственный) характер.

Так, например, во второй половине ХХ века государства-участники Международного валютного фонда (МВФ) на несколько десятилетий привязали свои валюты к доллару США, утратили право самостоятельно, по своему усмотрению, производить девальвацию/ревальвацию национальной валюты и т.п.

В условиях глобализации в международной финансовой системе особенно рельефно проявляется тенденция на противостояние между односторонними действиями ("правом") наиболее экономически сильного государства (группы государств) и международно-правовым принципом государственного суверенитета.

Сильные государства "продавливают" при помощи международно-правовых механизмов нормы, которые так или иначе сужают сферу суверенной компетенции государств (по сути, ограничивают суверенитет). За этим могут стоять как корыстные государственные интересы, так и объективная необходимость, общий интерес мирового сообщества.
Например, в настоящий момент через механизм МВФ ограничена свобода государств осуществлять полномасштабное валютное регулирование на своей территории.

Объективно глобализация в МФС означает "снижение административных границ" для трансграничного движения валют, финансовых ресурсов и операторов. И такое снижение - благо для государств с рыночной экономикой и экономическим потенциалом.

Главная проблема современности заключается в том, чтобы соотнести суверенитет с требованием снижения административных границ в условиях, когда глобализация осуществляется при господстве финансово-экономической силы узкой группы государств западного цивилизационного типа.

В таких условиях суверенитет и глобализация представляют собой в МФС сущностное противоречие, которое будет разрешаться по мере вызревания необходимых предпосылок. Известно, что любое противоречие - это лишь этап развития.

Банки - основные операторы МФО
Фигура менялы, ростовщика в конечном итоге привела к появлению банкирских домов и банков. Со временем расширялись их функции, шла специализация и универсализация банков. В XIX веке возникли государственные банки: Банк Франции, Австрийский банк, Русский государственный банк.

Всего в мире насчитывается несколько десятков тысяч банков (только в США их - около 14 тыс., в том числе свыше 800 иностранных банковских учреждений из более 60 стран с активами, превышающими 1 трлн. долл., в Швейцарии - более 800 банков). Устанавливая между собой межбанковские отношения, банки в своей совокупности превращаются в глобальную систему.

Банки - не просто хранилища денег и кассы для их выдачи, или кредитования; они представляют собой главный регулятор денежного обращения, а через него - и всей хозяйственной деятельности.
Роль банков - специфична. Они являются своего рода финансовыми посредниками: привлекают свободные денежные средства у одних лиц (населения, предприятий) в форме банковских вкладов, депозитов и предоставляют их во временное пользование другим лицам в форме кредитов - на условиях срочности, возвратности, возмездности.

Аккумулируя свободные денежные средства в наличной и безналичной формах, выдавая кредиты, банки тем самым служат инструментом перераспределения капитала в стране и в мире.
По своему правовому статусу банки являются юридическими лицами, коммерческими предприятиями (организациями). Только эти предприятия производят "особый" продукт - разнообразные финансовые услуги, а именно:

- предоставление кредитов;

- платежно-расчетное обслуживание;

- размещение вкладов;

- выдача гарантий, поручительств;

- оказание консультационных услуг;

- осуществление доверительных операций, т.е. управление капиталами своих клиентов, и т.п.

^ Специфика деятельности банков состоит еще и в том, что, предоставляя кредит, банк как бы "вступает в зону риска": должен контролировать заемщика, чтобы обеспечить возврат кредита. При обычной коммерческой сделке стороны могут разойтись в разные стороны. Банковская сделка предполагает поддержание контакта, устойчивость отношений.
При этом банк самостоятельно оценивает степень рисков при осуществлении банковских операций. Недооценка рисков может привести к краху банка, к банкротству. А степень взаимозависимости в банковской сфере такая, что банкротство одного банка может привести к кризису всей банковской системы страны. Аналогичный банковский кризис может "передаться" на другие страны.

Вопрос банковских рисков перестает быть односторонним делом одного государства и постепенно выносится на многостороннее международное регулирование (например, в рамках Банка международных расчетов - БМР).
На многостороннее регулирование выносятся также (в праве ВТО) вопросы внутренних правовых режимов оказания финансовых услуг.

Центральные (государственные) банки стали осуществлять контроль в отношении коммерческих банков. На коммерческие банки была возложена обязанность в качестве гарантии выполнения своих обязательств создавать и хранить резервные фонды в виде драгоценных металлов, а позднее - в виде вкладов в центральном банке.

Современные государства, кроме того, владеют крупными коммерческими банками. Зачастую государствами создаются специализированные государственные банки, например банки для внешней торговли.

^ Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

   Международные организации в МФС


Важную роль в обеспечении правопорядка в мировой финансовой (и экономической) системе играют международные финансовые организации.
Можно даже утверждать, что метод регулирования при помощи международных организаций, метод многостороннего регулирования в международной финансовой системе оказался наиболее востребованным.
Международные (межправительственные/межгосударственные) финансовые организации являются субъектами МП и, соответственно, международного финансового права (МФП).

Следует сразу же подчеркнуть: международные финансовые организации - понятие условное. Под международной финансовой организацией понимается такая организация, которая наделена ее участниками компетенцией осуществлять деятельность в валютно-финансовой сфере, в той или иной степени задействована в функционировании международной финансовой системы.

Другими словами, международной финансовой организацией можно считать практически любую международную организацию, присутствие которой в международной финансовой системе заметно. Существует множество классификаций МФО - в зависимости от различных критериев.
По критерию "углубленности в финансовую проблематику" можно разделить международные организации на две категории:

а) организации, у которых финансовая сторона деятельности не является главной, преобладающей, а является технической, вспомогательной; финансовая сторона лишь обслуживает основную деятельность такой международной организации (ООН);

б) организации, у которых финансовая сторона деятельности является главной (МВФ) или преобладающей. Именно такие организации можно отнести к разряду МФО.

По критерию количественного состава МФО можно подразделить на:

- универсальные (МВФ, МБРР);

- многосторонние (или условно универсальные);

- региональные (ограниченного состава) или межрегиональные;

- двусторонние.

По компетенции МФО делятся на:

- МФО специальной финансовой компетенции; МФО с компетенцией в сфере валютных, или долговых, или расчетных, или "противоотмывочных" отношений и т.п. Отдельные подгруппы составляют международные банки, фонды;

- широкой (или смешанной) компетенции, в том числе общефинансовые; сюда можно отнести МФО, которые действуют по двум или более направлениям, несут две (и более) функции в международной финансовой системе.

По степени участия государств в МФО все такого рода организации можно подразделить на:

- межгосударственные/межправительственные (публичные);

- неправительственные.

По степени участия в процессах интеграции и сотрудничества МФО подразделяются на:

- МФО интеграционного характера (являющиеся основой/опорой финансовой стороны интеграции). Такие МФО являются основой платежных и валютных союзов;

- МФО координационного характера (нацеленные, главным образом, на координацию различных аспектов сотрудничества).

По организационному (институциональному) началу МФО делятся на:

- собственно организации;

- параорганизации.

Можно было бы также выделить такое явление, которое условно обозначается как "группы интересов". Как правило, это неоформленные образования, носящие политический характер. "Группы интересов" могут быть глобальными ("Большая восьмерка"), локальными и др. Они могут быть автономными, а могут существовать в рамках международных организаций. Словом, "группы интересов" - это, если использовать известный термин, "мягкие организации".

Приведенные классификации помогают понять природу той или иной международной финансовой организации, ее роль и место в международной финансовой системе.

Наиболее заметной и значимой международной финансовой организацией в настоящее время является, конечно же, Международный валютный фонд (МВФ).

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

    Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.


Скачать файл (122 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru