Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Государственное регулирование экономикой - файл 1.doc


Государственное регулирование экономикой
скачать (142.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc143kb.15.12.2011 09:16скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановская государственная текстильная академия» (ИГТА)

Филиал ИГТА в г. Рязани
Кафедра _____________________


Контрольная работа
по дисциплине
Государственное и муниципальное управление


На тему: «Государственное регулирование экономики»
Выполнил: студент группы Э-8426

специальность 080502

номер зачетной книжки 089052

Петрова Елена Александровна

фамилия, имя, отчество студента
Проверил: Серебрякова Наталья Николаевна

фамилия, имя, отчество преподавателя

Рязань 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….………… 3

1 Понятие и необходимость государственного регулирования ……………… 5

2 Цели государственного регулирования ……………………………………...10

3 Функции государственного регулирования ………………………………... 12

4 Формы государственного регулирования …………………………………...15

5 Методы государственного регулирования …………………………………..19

Заключение ………………………………………………………………………23

Список использованной литературы …………………………………………. 26

Приложение А Дерево целей государственного регулирования экономики

Приложение Б Схема государственного регулирования экономики

Приложение В Перечень и взаимодействие плановых документов

Приложение Г Процесс общественного производства

Приложение Д Структура органов, отвечающих за экономическое развитие и его регулирование

ВВЕДЕНИЕ



Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовле­творить.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономи­ческой системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государс­твенных органов на экономические процессы. Оно применяется в ус­ловиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Данная тема для написания контрольной работы, связанная с государственным регулированием экономики, является очень интересной для меня и актуальной.

Целью работы является изучение государственного регулирования экономики.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. определить необходимость государственного регулирования экономики, выявить основные цели, объекты, функции государственного регулирования;

2. установить основные задачи государственного регулирования экономики;

3. изучить формы и методы государственного регулирования экономики;

Цель и задача контрольной работы – определили ее структуру. Она состоит из введения, пяти вопросов, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении раскрывается актуальность, цель и задача исследования.

В вопросах рассмотрены теоретические аспекты и сделаны выводы по данным вопросам в заключении.

При выполнении контрольной работы использовалась литература экономического характера, Интернет – ресурсы и периодическая печать.
5
^ 1 Понятие государственного регулирования
Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны[4].

Современная экономика не может эффективно функционировать без государства. Одна из основных функций государства – экономическая, заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе для  создания общих правил деятельности основных участников этих отношений.

Размер государственного регулирования экономики зависит от конкретной реальной ситуации на рынке, востребованности государства на данном этапе развития рыночных отношений. Каково же место предпринимательства во взаимоотношениях государства и экономики? Предпринимательство, будучи самостоятельной категорией и предметом исследования, является сферой взаимодействия государства и экономики. По существу государство с помощью права регулирует отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, и именно в рамках предпринимательской деятельности использует специфические средства, формы, в том числе правовые, воздействия на рыночную экономику[7].

Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования.

К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др.

Государственное правовое регулирование осуществляется на основе

6

гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими.

Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции и субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.     

    Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.   

Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудноосуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие

7

отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных

предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например, в сфере экологии).

     Все большее значение приобретает ныне гуманитарная функция государственного регулирования, состоящая в формировании социальной направленности развития экономки. На рубеже 1990-х гг. в индустриально развитых странах государство, перераспределяя доходы, тратило от одной трети до половины валового внутреннего продукта (ВВП), тратило на социальные нужды половину и более всех бюджетных расходов[2].

^ Субъекты государственного регулирования экономики – это носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - социальные группы людей, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: по имуществу, по доходам, по видам деятельности, по профессии, по отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие, ИП, учителя, адвокаты, пенсионеры. У каждого из этих групп есть свои интересы, которые выражаются как правило представителями этих групп путем выступления на митингах, СМИ и т.п.

Выразители - это объединения, союзы, ассоциации, профсоюзы, которые объединяют этих носителей, а также общественные политические партии.

Исполнители хозяйственных интересов - органы трех ветвей власти.
А к объектам ГРЭ относятся сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

В соответствии с задачами государственного регулирования экономики, его основными объектами являются:

  • экономический цикл;

  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

8

  • условия накопления капитала;

  • занятость;

  • денежное обращение;

  • платежный баланс, цены;

  • условия конкуренции;

  • социальные отношения;

  • подготовка и переподготовка кадров;

  • окружающая среда;

  • внешнеэкономические связи[4].

По аналогии с общим государственным управлением, центральными органами государственного управления в сфере экономики являются:

  • парламент,

  • глава государства,

  • правительство,

  • определенная группа министерств,

  • не имеющие ранга министерств ведомства, например, министерства экономики, финансов, торговли, сельского хозяйства,

  • комиссия по импорту и экспорту,

  • государственный комитет по стандартизации и другие органы,

  • центральный, государственный банк

Главным способом управления является принятие законов (гораздо реже по экономическим вопросам принимаются постановления). Законы за редчайшими исключениями имеют общенормативный характер.

Управляя экономикой, парламент принимает множество законов: гражданский, бюджетный, земельный, водный, налоговый кодексы и другие. В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера.

Правительство РФ:

  • решает проблемы государственной экономической политики,

9

  • осуществляет структурные преобразования в экономике, организует

реализацию государственной политики в экономической и иных отраслях,

  • решает общие вопросы управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности,

  • разрабатывает системы управления государственными предприятиями,

  • решает вопросы конверсии предприятий,

  • учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует руководство ими.

Средствами государственного регулирования являются:

  • государственный заказ на производство товаров, продуктов, услуг,

  • природные ресурсы и государственные фонды, предоставляемые предприятиям в пользование (земля, полезные ископаемые, водные ресурсы, лесные угодья, энергетические ресурсы),

  • государственные кредиты и займы, предоставляемые под производство общественно-значимых благ,

  • денежная кредитная политика, проводимая государством в среднесрочной и долгосрочной перспективах,

  • налоговые льготы для определенных видов деятельности,

  • государственные цены и тарифы,

  • государственная собственность на имущество, которое используется  в государственных учреждениях для производства продукции общественного сектора экономики, государственные дотации и трансферты[7].

10

^ 2 Цели государственного регулирования
Цели государственного регулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов государственной власти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.

Главными целями социально-экономического развития являются:

  • повышение благосостояния населения страны,

  • решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,

  • соблюдение социальной справедливости, включая помощь бедным и социально обездоленным,

  • создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.

Эти цели реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:

  • создание условий для сбалансированного роста и повышения производительности труда,

  • содействие научно-техническому прогрессу,

  • поддержание разумно-стабильных цен,

  • достижение положительного торгового баланса.

Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

^ Дерево целе - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-

11

экономического строя.

^ Глобальная цел государственного регулирования - сохранение и упрочение социально-экономического строя.

Цели I уровня:

  1. Повышение уровня жизни населения страны.

  2. Поддержание социальной стабильности в обществе.

  3. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем.

  4. Экологическая безопасность страны.

Цели II уровня:

I. Повышение уровня жизни населения страны:

а. рост доходов на душу населения,

б. товарное обеспечение денежных доходов,

в. обеспечение населения социальными благами.

II. Поддержание социальной стабильности в обществе:

а. соблюдение границ целесообразной дифференциации доходов на душу населения (коэффициент Джини, децильный коэффициент и пр.)

б. выполнение обязательств государства перед населением, перед занятыми, перед несамодеятельным населением и пр.

в. контроль за исполнением обязательств работодателями перед работниками.

III. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем:

а. финансирование научно-технического прогресса,

б. обеспечение минимального уровня инвестиций, как гарантия заботы о будущих поколениях,

в. рациональное размещение производства по территории страны, забота о развитии депрессивных регионов.

IV. Экологическая безопасность страны

а. уровень загрязнения водных ресурсов,

б. уровень загрязнения воздушного бассейна,

в. нарушения в использовании земельных ресурсов.

12

^ Цели III уровня:

I. Повышение уровня жизни населения страны:

а. рост доходов на душу населения,

б. обеспечение рационального уровня занятости,

в. обеспечение роста средней заработной платы,

г. формирование нормальных условий труда.

II. Товарное обеспечение денежных доходов,

а. развитие комплекса отраслей по производству товаров народного потребления,

б. импорт потребительских товаров,

III. обеспечение населения социальными благами.

а. здравоохранение,

б. образование и наука,

в. культура и спорт.

Все эти цели в совокупности с генеральной образуют дерево целей [Приложение А][3].
^ 3 Функции государственного регулирования экономики
В любой современной стране государство, правительство играет серьёзную роль в функционировании и развитии национальной экономики.

С учётом сложившегося многовекового опыта можно выделить достаточно пространный ряд функций в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом современном рыночном хозяйстве исключительно на уровне политики государства как целого.

Вот основные из них:

1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области – поддержка права собственности.

2. Организация денежного обращения, регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений.

13

3. Фискальная политика и регулирование бюджетного сектора.

4. перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости). В частности, государство обязано позаботиться, чтобы было обеспечено разумное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями лиц в обществе возникают острые социальные противоречия. Опыт даже самых рыночных капиталистических стран свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные предпочитают быть наемными работниками.

5 Производство общественных товаров и услуг, призванных удовлетворять коллективные потребности. Это продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры.

6. Минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными издержками понимают издержки эксплуатации экономической системы.

7. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса.

8. Оптимизация влияния экстерналий. Известно, что в экономике возникают некие внешние эффекты ( externalities ), которые не выражаются в денежной форме и рынок на них в целом не реагирует. Речь обычно идёт о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться. Это может касаться случаев распространения результатов целевых благотворительных программ не только на тех, для кого они непосредственно предназначаются, а на общество в целом.

9. Поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее.

10. Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения её территорий.

14

11. Реализация национальных интересов в мировой экономике. Поддержка конкурентоспособности отечественной экономики.

Приведённый выше перечень функций может быть расширен как за счёт их расчленения и конкретизации, так и путём добавления вновь возникающих устойчивых задач. Конкретизация функций государства осуществляется каждой страной в зависимости от национальных особенностей, этапа её развития и в соответствии с избранной политикой.

Особенно специфичен набор государственных функций в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия.

Характерные для переходного периода функции государства сгруппированы в три группы функций – системоформирующие, и системовоспроизводящие. Имелось в виду, что они решают задачи создания, утверждения и воспроизводства в стране рыночной системы. Эти функции актуальны в значительной мере и сегодня. Но сегодня центр тяжести экономической политики объективно сосредоточивается на её результативности, на параметрах экономического роста и социального развития. В этих условиях специфику действий российского государства лучше выражать не в наборе особенных функций, а через конкретизацию задач и мероприятий государственной экономической политики.

В результате информационных и технологических сдвигов и под воздействием глобализации в мировой экономике, изменений в социальных пропорциях мира государственные институты в каждой отдельной стране становится менее свободными при реализации регулирующих и управленческих воздействий на экономику. Они должны все более соразмерять их с влиянием на все экономические отношений различных международных институтов, многообразных общественных организаций, транснационального капитала и д.р. Сообразно этому периодически происходит переосмысление действующих в обществе концепций роли и функций государства в экономике[1].

Одна пятая часть российской экономики находится в тени, ситуация ухудшается с конца третьего квартала 2009 года, когда начались кризисные

15

явления и ухудшилась ситуация на рынке труда, заявил глава Федеральной службы государственной статистики России Александр Суринов.

«Есть пять так называемых проблемных областей ненаблюдаемой экономики. Первая — это производство товаров и услуг, которые запрещены к производству и реализации на территории страны. Условно говоря, если у нас проституция запрещена, значит, это теневая экономика. Вторая проблемная область — это так называемое скрытое производство, при котором скрываются его размеры, чтобы уйти или от налогов, или от исполнения, например, трудового законодательства. Еще есть так называемая неформальная деятельность. Это когда создаются предприятия, которые не регистрируются, но они и не должны регистрироваться. Например, репетиторство. Четвертая зона — это личные подсобные хозяйства населения, плюс все, что производится внутри семьи для себя. Это не только производство продукции сельхозназначения, строительство для себя. И пятая зона связана со слабостью статистических наблюдений. То есть мы не охватываем все предприятия, которые должны быть охвачены»,— рассказал Суринов в интервью »Российской газете». Он добавил, что учитывая уровень теневого бизнеса, сложно давать объективную экономическую статистику, причем это проблема не только российская, а всех статистиков мира[8].
4 Формы государственного регулирования
Правительства используют различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы в целях проведения одобренной соответствующими демократическими процедурами государственной политики. Профессор Б.А.Райзберг указывает на целесообразность применения в рыночных условиях следующих форм регулирования экономики со стороны государства:

  • непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов;

16

  • налоговое регулирование; денежное – кредитное регулирование – воздействие на денежное обращение;

  • бюджетное регулирование – распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования;

  • регулирование посредством формирования государственных программ и государственных заказов; ценовое регулирование;

  • регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда;

  • социальное регулирование (включая государственное социальное страхование);

  • государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды;

  • регулирование посредством ограничения и запросов (государственное лицензирование и др.).

Понятно, что формы государственного влияния на экономику не есть нечто застывшее и универсально пригодное везде и во все времена. Они определяются конкретными потребностями страны, на основе изучения которых формируется экономическая политика и выстраивается механизм её реализации. Сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии – одно из самых общих, но и самых необходимых требований к государственному регулированию экономики. Роль государства в экономике не может быть раз и навсегда заданной. Она изменяется под влиянием очень большого числа факторов в контексте конкретных условий истории страны. При отработке механизмов государственного регулирования экономики на современном этапе необходимо учитывать выделяемые аналитиками тенденции и принципы.

Определяющий фактор – эффективность государства. Эффективное государство жизненно необходимо для производства товаров и услуг, создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям – вести более здоровую и счастливую жизнь. Возрастающее влияние государства перемещает акцент с количественного влияния на аспект качественный. Сегодня главное не объем власти государства как такового и не широта его вмешательства в

17

экономику. Главным стали результативность регулирования и степень отражения нужд населения. Государство находится в центре экономического и социального развития страны, но не в качестве непосредственного источника роста, а как партнёр, катализатор и помощник. Особенно обращается внимание на потенциал государства, определяемый как способность эффективно проводить и пропагандировать коллективные мероприятия. Поэтому, стремясь более чутко реагировать на нужды людей, государство призвано расширять участие населения в управлении, предоставлять больше власти местным органам.

Для повышения эффективности государственных институтов во многих случаях полезно, как говорит опыт Великобритании и некоторых других стран, создавать в сферах их функционирования условия конкуренции. Имеется в виду особая конкуренция – за лучшее удовлетворение потребностей населения. Она предоставляет потребителю возможность выбора между частным и государственным поставщиком услуг.

Улучшение деятельности государственных институтов во многом зависит от совершенствования систем оплаты и стимулирования государственных служащих.

В российской практике преобразований экономической системы и модернизации государственного управления необходимо учитывать как ряд особенности самой страны, так и условия управления её преобразованиями.

Первое и самое важное обстоятельство – это уникальный масштаб радикальных преобразований, проводимых в нашей стране за короткое по историческим меркам время. Вытекающие от сюда сложности умножаются территориальными масштабами России.

Второе. Следует с большей чёткостью, чем это было до сих пор, сформулировать главные цели экономической политики и стратегии, расположив и ранжировав их в пространстве и времени. Эти цели должны быть выражены в понятных большинству людей терминах, фиксирующих ступени их уровня жизни.

18

Третье. Одна из важных задач государственного управление – отработать механизмы постоянного соответствия содержания экономических

преобразований интересам народа и страны. Только таким путём можно включить в число активных участников реформ не только элиту, но и подавляющее большинство населения. Из мировой практики реформ известно, что преобразования не оказываются привлекательными, если выигравшие не ставят задачу сполна компенсировать потери проигравшим.

В этом ключе новое звучание и новое дыхание должны быть приданы – и в теоретическом, и в прикладном смысле – проблеме эффективности государственного управления. Особенно для России важны регулирующие влияния в области активной промышленной политики.

Четвёртое. Государства, рассчитывающие на достаточно весомое место в мировой политике и экономике, должны активно участвовать в разнообразных международных акциях по поддержанию равновесия в экономическом пространстве мира.

В свете происходящих качественных изменений в мировом экономическом организме (новая роль транснационального капитала, отдельных государств и их блоков, мегаполисов, оффшорных зон, международных организаций и др.) в значительной мере оказываются утраченными и искажёнными законы и закономерности, с помощью которых учёные объясняли хозяйственные тенденции и отношения.

Для такой страны с переходной экономикой, как Россия, особенно важно не соблазняться в ходе реформ простыми решениями, даже если они были когда-то и где-то оправданными. Ответы на потребности нашего общества могут быть найдены с учётом мирового опыта, но только изнутри страны и на базе активных творческих поисков нации. Это поисково– творческая работа должна опираться на стабильность государственных институтов, на устойчивость административно – правового порядка демократического типа. Демократические процедуры совершенствования государственных институтов – залог сочетания динамизма и творчества в ходе дальнейших экономических и

19

социальных реформ.

Само государство должно задавать тон и показывать примеры законопослушания. Важно постоянно демонстрировать, что государство не только устанавливает правила, но и, будучи элементом системы, само неукоснительно подчиняется правовым нормам[1].
^ 5 Методы государственного регулирования
Государственное регулирование рыночной экономики нацелено не только на обеспечение рыночной экономики в настоящий период, но и на её развитие в будущем. При выборе стратегических и тактических приоритетов используются следующие инструменты: прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально – экономического развития страны и составляющих её регионов. Государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически инновационную функцию, определяющую направление структурных сдвигов и инновационного развития с учётом перспектив развития страны и её места в мировом хозяйстве.

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдёт о государственном прогнозировании – предвидении будущего, которым занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления.

Прогнозирование выполняет три основные функции в государственном регулировании рыночной экономики:

1) предвидение возможных тенденций социально – экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации общества;

2)предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых

стратегических и тактических решений в области социально – экономического,

20

экологического, внешнеэкономического развития;

3) своевременное внесение корректив или отмена решений, если этого потребует обстановка, изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.

Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен, что особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы.

Прогнозы нужны государственным органам для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования.

Выделяют три основные функции стратегического планирования в рыночной экономике:

1) определение перспективных целей социально – экономического развития страны с учётом как внутренних потребностей, этапов развития и трансформации, так и её места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике;

2) выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально – экономического, научно – технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учётом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства;

3) выработка социально – экономического механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально – экономического развития.

Индикативное планирование носит преимущественно тактическое значение, направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано с государственным бюджетом. Оно отличается от директивного планирования не только меньшим числом и укрупнённым характером

21

показателей и нормативов, но и тем, что включаемые в него индикаторы не носят обязательного, принудительного характера для частных и смешанных предприятий, а служат для них ориентиром. Для предприятий же государственного сектора и государственных органов управления эти показатели носят обязательный характер.

Индикативное планирование в рыночной экономике:

  • позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов, характеризующих основные параметры социально – экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизирует и реализует приоритеты стратегических планов;

  • увязывает указанных индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, что делает реализацию этих индикаторов и воздействие на них государства более конкретными и реальными;

  • приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана; создает условие для повышения заинтересованности предприятий любой формы собственности в подключении к реализации индикативного плана.

Программирование социально – экономического развития, как метод государственного регулирования, носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование; используется для концентрации сил и средств на реализации выбранных стратегических приоритетов.

Целевая программа – это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом.

Целевое программирование – сердцевина стратегического управления – выполняет в рыночной экономике следующие функции: выявление узловых

22

точек (приоритетов) социально – экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и остальной экономикой. Последнее необходимо, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение экологической обстановки, сближение уровней территориального развития.

Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в деятельности объединений – холдингов, консорциумов, финансово – промышленных групп, крупных предприятий.

Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально – экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании её развития[1].
Заключение
В нашей контрольной работе мы определили, что такое государственное регулирование экономики – это одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, и благосостояние населения страны.

Так же были рассмотрены цели, функции, формы и методы государственного регулирования экономики.

Важнейшей проблемой экономической науки во все времена являлась проблема воздействия государства на экономическую деятельность. Все экономические реформы в той или иной степени были направлены либо на усилие, либо на ослабление роли государства в регулировании деятельности экономических агентов.

Все эти колебания свидетельствуют о необыкновенной сложности этой проблемы. Единственным выводом из истории экономических реформ может быть вывод о том, что различная степень участия государства в экономической деятельности в разных странах, на разных этапах их исторического развития способствовала (или затрудняла) достижению тех или иных стратегических целей, обусловленных состоянием национальной экономике.

Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам. Этот период получил название переходного периода, а состояние экономической деятельности – переходной экономики.

В последние годы всё чаще предлагается усиление вертикали государственной власти вообще и вертикали государственного воздействия на экономическую деятельность в частности. Само по себе такое усилие необходимо, особенно в периоды кризисного состояния экономики. Вместе с тем нужна определённость в самом определении «вертикаль власти». Если под этим понимается жестокое управление из единого центра всеми аспектами экономической деятельности, лишающее хозяйствующих субъектов самостоятельности в выборе целей и средств их достижения, то такая «вертикаль» способна только нанести ущерб. Если же «вертикаль» создаётся для координации многогранной экономической деятельности на основе жесткого государственного ее регулирования, регламентируемого взаимоувязанными пакетами законодательных актов, если при этом допускаются одновременно и «горизонтали», обеспечивающие гармонизацию интересов экономических агентов, то такая «вертикаль» заслуживает всяческой поддержки[5].

Природа государства внутренне противоречива. Как особый институт оно является носителем общенациональных интересов, но его функции выполняют государственные чиновники, руководствующиеся, прежде всего своими личными экономическими интересами, далеко не всегда совпадающими с общенациональными. Переходный период характеризуется крайним обострением противоречий, обусловленных природой государства, что наглядно проявляется в коррупции, масштабы которой в России всё ещё продолжают расти. Этому способствуют такие обстоятельства, как присущий всякой переходной экономике правовой вакуум, развязывающий руки участникам коррупционных преступлений; особое положение государственных служащих, оказавшихся в постсоциалистической экономике в уникальной роли «раздатчиков» и «продавцов» государственного имущества; стремление не просто к личному обогащению, но к накоплению денежного капитала путём использования административного ресурса в целях обретения социального статуса собственника наиболее экономически привлекательных объектов[6].

Люди по всему миру уверены в необходимости государственного вмешательства в экономику.

Об этом свидетельствует новый опрос, проведённый американской компанией GlobeScan и её партнерами в 20 странах. 67% респондентов уверены в необходимости усиления «правительственного регулирования и надзора» в экономике, а 60% выступают за «существенное увеличение правительственных расходов для стимулирования экономики».

В России за госрегулирование экономики высказались 85% опрошенных, в Китае – 93%. В Америке, как передаёт «ИТАР-ТАСС», идея госвмешательства в экономику получила поддержку половины респондентов - при 45% голосов против. В Великобритании, Канаде, Германии, Франции за него высказались от 56% до 67% опрошенных.

Исследователей также интересовала проблема социально-экономического неравенства. В этом плане больше всего недовольных оказалось в России – только 8% считают, что «экономические выгоды и тяготы» распространены в стране вполне справедливо. В таких странах, как Бразилия, Индия, Китай соответствующий показатель - более 40%. Во Франции сознание экономической справедливости посетило лишь 13% респондентов, в Японии – 16%[9].

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-312с. – стр. 224 – 236;

2 .Архипова А.И. – Экономический словарь, ТК «Велби», издательство «Проспект», 2004 год;

3. Булатов А.С. – Экономика: «Экономическая теория» – перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002 г., 3-е изд., 894 стр;

4. Википедия – свободная энциклопедия – Государственное регулирование экономики – http:// ru.wikipedia;

5. Градов А.П. - Национальная экономика. 2-е изд.- СПб.:Питер, 2007.-24-с.:ил.- (Серия «Учебное пособие»). – стр.198 – 226;

6. Красникова Е.В. - Экономика переходного периода: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и др. экон. специальностям – 3-е изд., стер. – Москва: Омега – Л, 2008.-341с. – (Высшее экономическое образование). – стр.238 – 291.

7. Помощь бизнесу – статья Государственное регулирование экономики –http://www.bishelp.ru/economica/macro/gos.regulirovanie;

8. Суринов Александр – Доля теневой экономики в России достигла одной пятой – интервью Российской газете 10.01.2010г – http:// www.gzt.ru/topnews/economics/282413.html

9. Экономика и жизнь//Народ поддерживает госрегулирование экономики/15.09.2009г – рубрика: кризис – e-support@eg – online.ru
Реклама:





Скачать файл (142.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru