Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Налоги - файл Модуль 1.doc


Загрузка...
Лекции - Налоги
скачать (95.2 kb.)

Доступные файлы (2):

Модуль 1.doc245kb.26.09.2002 21:32скачать
Модуль 2.doc304kb.26.09.2002 21:35скачать

Модуль 1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Налоги и налогообложение
Модуль 1.

Налоговый кодекс РФ; нормативные акты, регулирующие отношения организаций и государства в области налогообложения; налоги как инструмент бюджетного регулирования, их экономическая сущность; значение и функции налогообложения; принципы построения налоговой системы, ее элементы; виды налогов;
Содержание модуля
Налоговая система, развитие системы налогообложения, исходные принципы налоговой системы. Налоговая система, ее задачи, функции и структура. Экономическая сущность и функции налога. Классификация налогов. Организация налоговой службы.


Введение

Налоговая система - свод законодательных актов государства, устанавливающих совокупность существующих налогов, механизмы их исчисления и методы контроля за их взиманием.

Налог - одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежей, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и общества в целом. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы, которая зависит от степени развития демократических форм государства.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства. У государства нет других приемлемых методов обеспечить себе доход в условиях рынка: если брать займы, то их надо возвращать, да еще с процентами, а денежная эмиссия чревата инфляцией.

В общественном производстве участвуют хозяйствующие субъекты (предприятия, фирмы и пр.), наемные работники и государство. Их первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране валового внутреннего продукта (ВВП). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль, включая предпринимательский доход и амортизационные отчисления, налоги на продукты (НДС, спецналог, акцизы) и импорт, другие налоги на производство (земельный налог, плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, и др.).

Оплата труда образует первичные доходы наемных работников; валовая прибыль составляет первичные доходы хозяйствующих субъектов; остальное формирует доходы государства как собственника природных ресурсов, регулятора национальной экономики и условий хозяйствования. Они аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах - пенсионном, социального страхования, государственном фонде занятости населения и фондах обязательного медицинского страхования.

В результате дальнейшего перераспределения - через налогообложение первичных доходов - формируются вторичные доходы хозяйствующих субъектов: чистая заработная плата наемных работников, чистая прибыль хозяйствующих субъектов, бюджет государства. В итоге в пользу государства изымается от 29% (США) до 55% (Швеция) объема ВВП. Такой большой разброс аккумулируемой государством доли ВВП по странам зависит от количества и объема выполняемых государством функций. Так, незначительная величина ее в США объясняется тем, что государство там не финансирует здравоохранение, образование, сельское хозяйство, а напротив, Швеция, Дания, Нидерланды проводят широкомасштабную социальную политику.

Вообще оптимальность налоговой емкости ВВП определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики.

Налогообложение имеет свои пределы. Под налоговым пределом обычно понимают достижение такой доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, при которой ее дальнейшее увеличение влечет за собой резкое обострение экономических и социальных противоречий. Оно может проявляться в открытых политических конфликтах и волнениях, вызванных налоговой реформой, неподчинении налоговым властям, в бегстве от уплаты налоговых обязательств, переливе капитала из национальной экономики за границу, переселении населения в другие районы по налоговым соображениям и т.п. Однако в условиях чрезвычайных обстоятельств (войны) уровень налогового предела значительно повышается.

^ ГЛАВА 1. Развитие системы налогообложения

В развитии налоговой системы можно выделить три периода. Первый период, отличающийся несовершенством и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. Второй период (16-18 вв.) характеризуется многочисленностью и случайностью налогов, особенно косвенных. Так, по словам историка де Витта, в Голландии 17 в. на порцию рыбы, поданную в гостинице, приходилось 34 различных акциза.

Третий период в истории налогов (19 в.) отличается гораздо меньшим их количеством и большим однообразием. В начале века налоговая система состояла из прямых налогов, с одной стороны, и множества налогов на потребление, с другой. В конце века фундаментом налоговой системы становится подоходный налог, реальные налоги отступают на задний план, но сохраняется небольшое число наиболее доходных налогов на потребление, вводится налог на наследство.

Налоговая система видоизменялась и совершенствовалась под влиянием борьбы классов. Регрессивный характер ее, обусловленный преобладанием косвенных налогов, в 20 в. начал трансформироваться в пропорциональный в связи с переходом к прогрессивному подоходному обложению. Налоговая система конца 20 в. в результате усилий финансовой науки и практики более равномерно распределяет налоговое бремя, чем когда-либо в истории налогообложения.

Реформа системы налогообложения, осуществляемая с 80-х гг. в различных капиталистических странах на основе теории экономики предложения, характеризуется следующими чертами: резкое снижение прогрессивности налогообложения; снижение ставок налога на прибыль корпораций; расширение налоговой базы путем включения в нее ранее не подлежавших обложению источников дохода (отказ от налоговых льгот, ужесточение налоговых законов в отношении плательщиков); увеличение косвенного обложения (акцизы, НДС, налоги на алкоголь, табак, бензин).

В целом налоговая система - сложный и эффективный механизм регулирования хозяйственной конъюнктуры, гибкий инструмент, воздействую­щий на уровень доходности различных видов собственности и эффективности национальных экономик в условиях современной НТР и интернационализации хозяйственной жизни. Однако для налоговой политики государства (которая заключается в манипулировании видами и ставками налогов) характерен эффект запаздывания в отличие, например, от кредитно-денежной политики, в частности - операций Центрального банка на открытом рынке. Дело в том, что любое изменение налоговых ставок должно принимать форму законодательного акта, что связано с потерями времени при прохождении через парламентское обсуждение и утверждение.
^ ГЛАВА 2. ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Принципы налогообложения

Поскольку налог - одна из наиболее древних экономических категорий, постольку и принципы налогообложения разрабатывались достаточно давно и подробно. Их насчитывается более десятка. Некоторые из них сегодня не имеют такого значения, как раньше; другие - остаются “в силе” и в современную эпоху.

Многовековой налоговый опыт человечества подсказал главный принцип налогообложения: “нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Облагать следует только доход, не покушаясь на основное имущество, которое необходимо для получения этого дохода. Кроме того, налоговая система должна по возможности вносить как можно меньше расстройства в процесс общественного воспроизводства.

Впервые основные принципы налогообложения систематизированно изложил А.Смит, они и сегодня являются основой налоговой системы любой развитой страны - это принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности (см. цитату в разделе 1.3). Считая налоги покрытием непроизводительных затрат государства, А.Смит этими принципами защищал права налогоплательщиков. Со временем они были дополнены принципами обеспечения достаточности и эластичности (подвижности) налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта обложения, однократности обложения (защиты от двойного обложения).

Немецкий экономист А.Вагнер (1835-1917 гг.), стоя на позициях теории коллективных потребностей, сформулировал требования, которым должна отвечать правильно построенная налоговая система, учитывавшие интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего, делятся на четыре группы. Первая группа требований - финансовые принципы организации обложения: 1) достаточность обложения для покрытия финансо­вых потребностей государства и 2) эластичность (подвижность) обложения. Вторая группа -  народнохо­зяйственные принципы: 3) надлежащий выбор источников налогов (доход или капитал) в смысле возможно меньшего стеснения народного производства и в смысле лучшего осуществления социально-политических целей налога; 4) комбинация совокупности налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и с условиями их переложения (переложение налогов приводит к несовпадению субъекта налога и фактического плательщика, т.е. носителя налога). К третьей группе относятся этические принципы обложения: 5) всеобщность налогов; 6) неприкосно­венность личной свободы при обложении и взимании налогов; 7) равномер­ность, или соразмерность обложения с платежной способностью. Четвертая группа - принципы управления налогами: 8) определенность обложения; 9) удобства обложения и взимания для плательщиков; 10) максимальное уменьшение издержек взимания (принцип дешевизны обложения).

А.Вагнер впервые поставил на первое место финансовые принципы достаточности поступлений и эластичности на случай всяких чрезвычайных государственных нужд. Именно эти принципы позволяют налоговой системе выполнять свою главную функцию - фискальную: обеспечивать поступления в казну как в нормальной, так и в чрезвычайной обстановке.

Эти научные принципы обложения были впервые наиболее полно учтены на практике при реформах налоговых систем, проведенных после первой мировой войны.

А.Вагнер впервые высказал идею о необходимости обложения налогом не только дохода, но и капитала. Главный вопрос заключался в определении степени обложения. Позднее это вылилось еще в один принцип налогообложения - принцип ограничения бремени налога: налоги не должны мешать развитию производства, ограничивать экономическую активность плательщика налогов. Нарушение этого условия ведет к сокращению фонда, из которого берутся средства, нужные для уплаты налогов. Так, если в 1902 г. в США налоги на собственность (капитал) составляли 41,8% общей суммы налогов, то в 1986г. - только 8,5%, т.е. налогообложение капитала постепенно уменьшалось, чтобы не подрывать воспроизводство, а росла доля налогов на доходы.

Еще один принцип состоит в том, что налоги должны быть уменьшаемы или вообще отменяемы, если они сокращают потребление.

Принцип равномерности обложения подразумевает сегодня прогрессив­ное обложение доходов и установление необлагаемого минимума (т.е. освобождение от налогообложения малых доходов). Пределы свободного от обложения минимума определяются потребностями государства и уровнем экономического развития страны.

В основу реформы налоговой системы в США в 80-х гг. были положены следующие принципы, разработанные в начале 20 в. Ф.Нитти:

справедливость по вертикали (когда налог соответствует материальным возможностям налогоплательщика);

справедливость по горизонтали (применение единой налоговой ставки для одних и тех же доходов);

эффективность (наличие инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность индивидуумов и предприятий);

нейтральность (равновеликость налоговых изъятий независимо от сфер инвестиционного вложения);

простота (легкость и доступность для плательщиков техники подсчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности).

К этим принципам можно добавить следующие. Налогообложение должно быть таким, чтобы затраты налогоплательщика, связанные со всей процедурой выплаты налога, были настолько низки, насколько это возможно (принцип дешевизны уплаты налога). Процесс получения налогов надлежит организовать так, чтобы он в наибольшей степени способствовал (через накапливаемые финансовые ресурсы) реализации политики конъюнктуры и занятости. Налогообложение призвано влиять на распределение доходов в направлении обеспечения большей справедливости (выравнивания уровней доходов). При определении “налоговой платежеспособности” частных лиц следует требовать предъявления лишь минимума сведений, затрагивающих личную жизнь граждан. Важно добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель, система налогов должна быть гибкой и адаптироваться к изменяющимся потребностям общества.

В целом принципы налогообложения, которые кладутся в основу конкретной системы налогообложения той или иной страны, зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, отношения государственного аппарата и населения к отдельным его группам.

^ Основные принципы налоговой системы Российской Федерации

В Налоговом кодексе Российской Федерации впервые сформулированы принципы организации налоговой системы в стране (статья 3 Кодекса). Они носят в основном правовой характер в отличие от рассмотренных выше принципов налогообложения, являющихся предметом исследования финансово-экономических наук.

В Налоговом кодексе записано, что налоги и сборы в РФ уплачиваются на основе добровольного волеизъявления граждан о возложении на каждого из них исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, закрепленной в Конституции РФ. Налогоплательщики (физические и юридические лица) уплачивают только те федеральные, региональные и местные налоги и сборы, которые установлены в соответствии с Кодексом. Налоги и сборы не могут устанавливаться либо различно применяться, исходя из политических, идеологических, этнических и иных подобных критериев. Не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ (экспорт налогов); налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах таможенной территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств. Не допускается установление дополнительных налогов или повышенных либо дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия либо гражданства физического лица, а также географического места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Допускается лишь установление дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Впервые вводится положение о ежеквартальном официальном опублико­вании сведений о поступлении средств от федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

^ Налоговое планирование

Налоговое планирование - это использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государствен­ными регулирующими органами.

Следует различать налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. Последнее происходит в результате незаконного использования компанией или лицом налоговых льгот, представления налоговым органам неправильной отчетности, злостной неуплаты налогов, незарегистрированной хозяйственной деятельности, т.е. во всех случаях, когда хозяйственный субъект запрещенным законом образом уменьшает свои налоговые обяза­тельства, нарушает сроки уплаты налогов или вообще не выплачивает их.

Минимизация налоговых платежей может быть проведена по нескольким направлениям.

Первое направление - это выбор оптимальной организационно-правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения.

Во всем мире компании, несущие неограниченную ответственность по своим обязательствам, платят меньше налогов, чем фирмы с ограниченной ответственностью. Регистрация фирмы в виде полного товарищества избавляет от двойного налогообложения прибыли и дает ряд льгот по местным налогам, налогу на имущество и НДС.

В ряде стран налоговые льготы предоставляются на дивиденды, получаемые фирмой от ее участия в капитале других компаний; это стимули­рует формальное разукрупнение фирм и образование финансовых групп.

В нашей стране есть возможность получать налоговые льготы, пользуясь статусом малых и средних предприятий, недавно созданных компаний, предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйст­венной продукции. В ряде случаев целесообразно оформить предпринима­тельскую деятельность не на юридическое лицо, а на гражданина, так как ставка налога на доходы физического лица меньше, чем на прибыль компании.

Второе направление - это выбор места для размещения и/или регистрации фирмы с точки зрения уровня налогообложения. Во многих странах в отдельных провинциях, штатах, областях существуют значительные постоянные налоговые льготы. Такие льготы являются широко распространен­ным средством государственного регулирования экономики в целях сглаживания региональных хозяйственных диспропорций.

Все большее развитие во всем мире получают различного рода свободные экономические зоны, где иностранные и отечественные фирмы пользуются значительными налоговыми льготами, а также оффшорные центры, где очень низкие налоговые ставки и нет жесткого валютного контроля и где могут быть созданы иностранными резидентами оффшорные компании, которые не имеют права осуществлять какую-либо производственную деятельность на территории той страны, где они зарегистрированы. В этом случае взаимоотно­шения между оффшорными и материнскими компаниями строят так, чтобы у первых оставалась основная масса прибыли, а максимум затрат приходился на компании, находящиеся в странах с высоким уровнем налогообложения.

Созданием компаний в оффшорных зонах в первую очередь, занимаются финансовые группы, активно участвующие в торговле, транспорте, движении капитала в мировом масштабе.

Третье направление - тщательное исследование и использование действующих налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью фирмы. Это могут быть правила ускоренной амортизации основного капитала, льготы за использование новейшей техники и технологии, производственное обучение молодежи и пр. Особые возможности экономии на налогах имеются у фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Государства предоставляют своим экспортерам различные налоговые льготы, например, возвращают НДС, стимулируют участие в международных торгах, выставках, ярмарках.

В России также существуют возможности использования льгот по уменьшению базы налогообложения и налоговых ставок. Сюда относятся льготы по ускоренной амортизации основного капитала, за внедрение новой техники и включение в штат представителей некоторых категорий населения (например, инвалидов).

Четвертое направление - это оптимальное использование прибыли и свободного капитала, выбор инвестиционной политики, которая может обеспечить дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных ранее налогов.

В государственной экономической политике западных стран широко распространены инвестиционные премии, дотации, льготы на финансирование НИОКР, социальных, экологических мероприятий, повышения квалификации. В основном эти льготы предоставляются в рамках государственных отраслевых, региональных, чрезвычайных и среднесрочных общенациональных программ. Если инвестиционная политика компании соответствует целям и условиям государственных программ, то фирма может рассчитывать на снижение налогов (вплоть до освобождения) с инвестируемых средств, налоговые каникулы (отсрочку уплаты налогов), льготные государственные кредиты, субсидии, поручительства. Так, в Нидерландах в конце 80-х гг. при вложении капиталов в соответствии с государственной среднесрочной программой фирма в виде различных льгот могла получить от государства от 25 до 30% инвестируемых средств. В Бразилии такие льготы составляют более 1/3 капиталовложений.

По российским законам при реинвестировании прибыли на техническое перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования доходы предприятий освобождаются от налогов. Государство всегда приветствует вложения в свои ценные бумаги, доход от которых освобождается от налогов. Хотя есть предложения по введению в Российской Федерации налога и на этот вид операций.

Кроме того, налоговое планирование подразумевает использование всех возможностей хозяйственных договоров, безупречное ведение бухгалтерского учета, использование законных способов защиты нарушенных прав.
^ ГЛАВА 3. понятие налога и налоговой системы

Налоговая система, ее задачи, функции и структура

В Налоговом кодексе Российской Федерации записано: “^ Налоговая система Российской Федерации  представляет собой совокуп­ность предусмотренных настоящим Кодексом налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства”.

^ Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; проти­водействие спаду производства ( в качестве “встроенных амортизаторов”); создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

^ Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции - ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.

^ Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый - полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй - минимизация расходов по взиманию налогов. Эффектив­ность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.

Приведенное выше определение раскрывает и структуру налоговой системы.

В большинстве стран мира с федеральным государственным устройством принята трехуровневая система налогообложения. С начала 90-х гг. она введена и в России. Налоги подразделяются на федеральные, республиканс­кие (или налоги штатов - например, в США) и местные. Это деление вызвано необходимостью обеспечить каждому уровню управления свои собственные постоянные источники формирования бюджетов в соответствии с принципом бюджетного федерализма.

Раньше в СССР была фактически одноуровневая система налогов: все платежи поступали в единый государственный бюджет и потом волевым порядком перераспределялись сверху вниз бюджетам нижестоящих органов управления.

Структура налоговой системы предусматривает определенный перечень принципов, форм и методов налогообложения, которые подробно будут рассмотрены в следующих разделах. Здесь же отметим, что степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов. Так, доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными (в % к итогу):
Налоги на личные доходы 40

Налоги на прибыль корпораций (фирм) 10

Социальные взносы 30

Налог на добавленную стоимость 10

Таможенные пошлины 5

Прочие налоги и налоговые поступления 5
В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики (около 10% в доходах федерального бюджета в 1995-1996гг.); вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и таможенные пошлины.

Структура налоговой системы включает и органы, обеспечивающие ее функционирование. Общее управление налоговой системой осуществляют Федеральное собрание и Президент страны как законодательный орган власти, утверждающий основные акты налогового законодательства; правительство страны (в лице преимущественно Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Государственного таможенного комитета) как исполнитель­ный орган, разрабатывающий и принимающий подзаконные акты по налоговым вопросам.

^ Налоговыми органами признаются органы Государственной налоговой службы, федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета.

^ Государственная налоговая служба осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов (кроме тех, контроль за которыми возложен на Государственный таможенный комитет). Она построена по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

^ Органы Государственного таможенного комитета  осуществляют контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу страны, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов, таможенной пошлины и других таможенных платежей.

^ Органы налоговой полиции  выполняют функции по предупреждению, выявлению и (или) пресечению налоговых правонарушений, коррупции и других правонарушений в налоговых органах.

Современная налоговая система регулируется высшим законом страны - Конституцией РФ, в соответствии с которой к компетенции Федерального собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие функции налогообложения. Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются федеральным законом. Президент страны обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу. После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы и с этого момента подлежат исполнению.

^ Экономическая сущность и функции налога

Налог - одно из основных понятий финансовой науки; это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление реальной жизни.

Современное определение налога дано в популярном учебнике К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю “Экономикс”: “Налог - принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия”.

В новом Налоговом кодексе Российской Федерации дано такое определение налога: “Налогом признается обязательный взнос, имеющий безэквивалентный характер и не связанный с совершением уполномоченным органом (учреждением или должностным лицом) определенных и конкретных действий для или в отношении уплатившего этот взнос налогоплательщика”. [Статья 6, часть 2]. Здесь подчеркивается именно отсутствие получения плательщиком ответной услуги в обмен на отчуждаемые в виде налога денежные средства, а также принудительный характер этого отчуждения. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Движение денежной стоимости носит здесь односторонний характер - от плательщика к государству.

Источник налога - национальный доход, новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом, природными ресурсами. Налоги служат инструментом аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства.

Итак, особенности налогов, вытекающие из их определения:

тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

принудительный характер платежей, осуществляемый на основе законодательства;

участие в экономических процессах общества.

Налоги и сборы являются одними из источников формирования федерального, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов.

^ Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государства, с другой, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения последним соответствующих функций.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и народное хозяйство как единое целое.

Экономическая сущность налогов проявляется в их функциях. ^ Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форми–рование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательст­вом налоги. (В действительности в России более половины налогоплатель­щиков допускают те или иные нарушения налогового законодательства).

^ Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявля­ется лишь в условиях действия распределительной функции, которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распредели­тельных отношений. Проявления этой функции многогранны. Она отражает использование налогов как средства государственного регулирования экономики, т.е. имеет регулирующее свойство, которое заключается в установлении и изменении системы налогообложения, в определении налоговых ставок, их дифференциации, в предоставлении налоговых льгот в соответствии с задачами государственной экономической политики - поощрение деловой активности, межотраслевое переливание капитала и пр., т.е. в виде целого комплекса экономических стимулов.

В распределительной функции выделяются стимулирующая подфункция и подфункция воспроизводственного назначения. ^ Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и другом в целях поощрения процессов, которые необходимы и выгодны обществу, и в “душении налогами” деятельности в нежелательных сферах.

^ Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

^ Социальная функция налогов проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Эта функция получает наибольшее развитие в последнее время.

Принципу социальной справедливости в наибольшей степени отвечает прогрессивное налогообложение личных доходов, когда с повышением дохода непропорционально большая его часть изымается в виде налога. Косвенные налоги наименее справедливы, так как перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачи­ваемых слоев населения. По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства. Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют льготы начинающим мелким предпринимателям и фермерам, скидки с личных доходов, направляемых в жилищное строительство.

^ Элементы налога

Выделяются следующие элементы налога - субъект налога, носитель налога, объект налога, источник обложения, ставка налога.

Субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог. (В российском Налоговом кодексе этот элемент рассматривается под понятием налогоплательщик). Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог. Субъект (или плательщик) налога не всегда является действительным носителем его, ибо часто он перекладывает налог на других - это относится к косвенным налогам.

^ Объект (или предмет) налога - доход или имущество, с которого начисляется налог: доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. Источник обложения - чистый доход как разность между валовым доходом и издержками производства.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой; в случае налогов на доходы ее можно назвать налогообла­гае­мым доходом (прибылью) - это та сумма дохода, к которой применяется налоговая ставка после совершения всех вычетов, учета потерь и личных льгот. По Налоговому кодексу РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную xарактеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются к каждому налогу и сбору.

^ Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога (в процентах, в твердой величине и др.). Налоговые ставки и порядок их применения также устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

^ Масштабом обложения называется та единица, которая кладется в основу измерения налога. Например, в промысловом налоге, который включен в налоговую систему ряда западных стран, масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения и т.д.

^ Единицей обложения называется сама мера, с которой исчисляется налог. Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица измерения берется как принцип (в промысловом налоге, например, сбор со станка, а не с рабочего, не с дохода, не с капитала, в налоге на владельцев автомобилей - с мощности двигателя, а не с пробега машины), а единица обложения берется как мера (с каждого станка - столько-то, с каждой лошадиной силы мощности двигателя - столько-то).

^ Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта обложения.

Кроме того, при установлении налога или сбора определяются порядок и сроки уплаты, т.е. непосредственный механизм налогообложения.

В Российской Федерации налогоплательщиком признается каждое физическое лицо, предприятие или организация, удовлетворяющие хотя бы одному из перечисленных признаков:

физическое лицо признается плательщиком, если такое лицо: 1) является налоговым резидентом РФ; 2) осуществляет экономическую деятельность в РФ или получает доходы от источника в РФ; 3) является собственником имущества, подлежащего налогообложению в РФ; 4) совершает на территории РФ операции или действия, подлежащие налогообложению; становится участником отношений, одним из условий которых является уплата государственной пошлины или иного сбора;

предприятие или организация признается налогоплательщиком, если такое организационно-правовое образование является российским предприятием или организацией (т.е.находится или управляется в РФ) либо удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных выше признаков для физического лица кроме первого.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц, численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Законодательством РФ установлено, что объектами налогообложения являются:

имущество (движимое или недвижимое);

доход (прибыль) от экономической деятельности;

операции по реализации товаров (работ, услуг);

ввоз (вывоз) товаров на или с таможенной территории РФ;

отдельные виды экономической деятельности;

другие объекты, установленные законом (Налоговым кодексом).

Ставка любого налога строго индивидуальна. Именно вокруг этого элемента налога и ведутся основные споры в законодательных и исполнительных органах. Установлением и изменением ставок налогов государство осуществляет свою налоговую политику, оказывает воздействие на те или иные стороны процесса общественного воспроизводства.

Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов оказывают разное воздействие на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам. Еще А.Смит указывал, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством.

Налоговая ставка является эффективным средством осуществления фискальной политики государства: изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое маневрирование. Таким образом, ставка налога обеспечивает мобильность финансового законода­тельства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществлять смену приоритетов в экономической политике, реагировать на разнообразные изменения внешнего характера.

Выделяются минимальная, максимальная и средняя налоговые ставки. Эти понятия применимы к прогрессивным налогам. Так, в России в 1996г. минимальная ставка равнялась 12% (при размере облагаемого совокупного дохода до 12 млн. руб. в год), максимальная - 35% (при размере свыше 48 млн. руб. в год). Средняя ставка получается при делении суммы уплаченного налога на общую сумму налогооблагаемого дохода. Например, при доходе в 30 млн.руб. сумма уплаченного налога равняется 5,34 млн.руб. (12 млн.руб х 12% + 12 млн.руб х 20% + 6 млн.руб. х 25%), а средняя ставка налога будет 17,8% (5,34 млн.руб. : 30 млн.руб). В ряде стран используется термин налоговая квота - если налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика.

^ Механизм налогообложения и уплаты налогов и сборов 

Налоговый механизм  - совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Механизм налогообложения подразумевает принципы, формы и методы установления, изменения и отмены налогов и сборов, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты.

Можно выделить некоторые общие принципы механизма налого­обложения.

1. Налоги, имеющие первостепенную важность для стабилизации экономической ситуации, осуществления антиинфляционной политики и эффективного перераспределения доходов (подоходный налог с населения, налог на доходы корпораций), устанавливаются, как правило, центральным правительством, взимаются им и направляются в его распоряжение.

2. Акцизы на некоторые массовые виды продукции обычно устанавливают­ся в интересах центрального правительства. Местные органы при этом могут устанавливать так называемые локальные надбавки к учреждаемым в централизованном порядке акцизам.

3. Налоги на продажу (налог с оборота и налог на добавленную стоимость) могут устанавливаться как центральным правительством, так и региональной администрацией. Поступления от этих налогов направляются либо полностью в центральный бюджет, либо частично идут в доход региональных и местных органов.

4. Землепользование и землевладение, имущество, наследство облагаются налогом местными органами, однако размеры налоговых ставок регулируются центральным правительством.

5. Местные налоги и сборы, как правило, устанавливаются местными властями и поступают в их распоряжение.

6. Основным принципом, определяющим временные рамки действия налогового закона, является запрещение его обратной силы.

При установлении того или иного налога сначала выявляется круг плательщиков данного налога и источник обложения (себестоимость или прибыль). Потом определяются конкретный объект обложения (доход, имущество, реализация товаров и пр., причем один и тот же объект не может быть объектом налогообложения для нескольких налогов или сборов, если иное не установлено налоговым законодательством) и база расчета налога. В зависимости от той суммы, которая должна быть собрана по данному налогу, и количества плательщиков, рассчитывается налоговая ставка. Далее устанавливается порядок сбора налога (или способ налогообложения).

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки и сроки уплаты устанавливаются к каждому налогу и сбору: для федеральных налогов - законом о соответствующим федеральном налоге, а для региональных и местных - уполномоченными региональными и местными органами на основе принципов, указанных федеральным законом о соответствующем региональном или местном налоге (сборе). Разрабатываются и налоговые льготы, особые для каждого налога.

Способы, или методы, налогообложения - кадастровый, декларацион­ный и безналичный.

Кадастровый способ применяется при взимании прямых реальных налогов (например, земельного, подомового, промыслового); основывается на оценке имущества специальными налоговыми оценщиками. В этом случае уплата производится после получения соответствующего извещения.

^ Декларационный способ обложения предполагает подачу налогопла­тельщиком в налоговые органы официального заявления о полученных доходах за истекший период (как правило, год). Налоговые органы в соответствии с указанным в декларации размером объекта обложения, действующей ставкой налога, распространяемыми на плательщика льготами устанавливают налоговый оклад. Этот способ используется при взимании личных налогов с доходов от торгово-производственной деятельности, а также с доходов лиц свободных профессий. При нем большая роль отводится осуществлению эффективного налогового контроля с целью воспрепятст­вовать занижению размера фактически полученного дохода.

При этом способе возможны варианты: 1) предварительная оплата налогоплательщиком в течение налогового периода, когда государству переводится приблизительная сумма налога, оцененная на основе дохода за предыдущий период, или налога, уплаченного за предыдущий период; 2) уплата плательщиком налога в надлежащий день на основании самообложения налогом одновременно или после представления декларации о доходах. Плательщик самостоятельно вычисляет величину налога и переводит налог государству; 3) дополнительные платежи на основании решения налогового органа, принятого после изучения или контроля поданной декларации.

При безналичном способе (автоматическое удержание) налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход. Такие налоги называют авансовыми, поскольку они взимаются методом  “удержания у источника”, т.е. непосредственно из суммы выплачиваемых доходов в каждом случае их выплаты, и вносятся в казну плательщиком дохода, но от имени получателя этого дохода (налогоплатель­щика). “У источника” удерживаются налоги с таких доходов, как заработная плата, проценты, дивиденды, прирост капитала (доход от перепродажи ценных бумаг, земельных участков и другого имущества), арендные поступления, выплаты по авторским правам, лицензиям, гонорары артистов и т.д. Здесь предполагается участие в налоговых отношениях, кроме казны и налогоплательщика, специального посредника - сборщика (налогового агента). Такими агентами могут быть предприятия, удерживающие налоги с заработной платы, банки - при уплате налогов с процентов, дивидендов, рентных платежей, инвестиционные компании - с выплачиваемых вознаграждений и дивидендов, различные государственные ведомства.

В качестве примера рассмотрим механизм налогообложения для дорожного налога, средства от которого направляются в федеральный и территориальные (местные) дорожные фонды, т.е. он является целевым налогом, средства от которого компенсируют расходы государства на содержание дорог.

Это - косвенный налог, взимаемый по принципу налогообложения пользователей благ, т.е. тех, кто пользуется автомобильными дорогами. Значит плательщиками его должны выступать владельцы личных автомобилей и предприятия, имеющие транспортные средства. Владелец личного автомобиля будет уплачивать свой налог из доходов, а предприятие отнесет уплаченные суммы к расходам, т.е. на себестоимость производимой продукции. Дорожный налог должен быть определен исходя их двух принципов: справедливости налогообложения и простоты сбора налога. В этих рамках объект обложения дорожным налогом может характеризоваться количеством тонно-километров, или километров, пройденных по дороге (пробегом), или числом автомобилей. Первые два - наиболее справедливы, но сложны в учете, третий - менее справедлив, но самый простой. Этот налог - невелик по объему, поэтому приоритетным для него является принцип простоты сбора, чтобы издержки учета и расчетов не перекрыли суммы взимаемого налога. Для сглаживания несправедливости можно ввести группы: неиспользуемые автомобили, легковые автомобили, грузовые автомобили.

Установив объект обложения - автомобиль, следует определить и базу для расчета налога (единицу обложения). При выборе базы обложения обычно опираются на приципы простоты системы сбора налога, справедливости налогообложения и распределения налогового бремени (кто получает больше от потребления того или иного блага -в частности, автомобильных дорог, тот и платит больше). Самое простое - с автомобилей (но они сильно различаются по своей потребительной стоимости). Более справедливым представляется - по величине израсходованного бензина (ведь если машина не ездит, то и дороги она не использует) - тогда налог надо взимать с каждой покупки бензина, но бензоколонок - огромное количество, и организация взимания налога будет очень дорогостоящей. Можно также - по доходу автомобилевладельца - но как его учесть? Можно - по мощности мотора - от этого также зависит степень получаемого удовольствия от потребления машины. Сравнивая число платежей и расходы на одну финансовую операцию, можно выбрать предпочтительную базу.

Сумма необходимых налоговых сборов определяется планом дорожных работ, включающих контроль и осмотр, профилактические работы, ремонт (малый и средний), строительство.

Значение ставки налога устанавливается делением требуемых дорожных расходов на суммарное значение базы налогообложения.

Далее - организация системы сбора налога. Для обеспечения минимума затрат на сбор и контроль можно использовать специальные пункты сбора платежей, принадлежащие строительным дорожным фирмам; систему государственной почты, систему госавтоинспекции; систему бензоколонок.

В итоге мы имеет следующий комплекс сборов, образующих дорожный налог:

Уплата налогов - это обязанность каждого налогоплательщика. Финансовые взаимоотношения государства и плательщика налога находят отражение в налоговом обязательстве. Налоговым обязательством признается такое, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить определенный налог или сбор, а налоговые или иные уполномоченные органы вправе требовать от налогоплательщика исполнения этой обязанности.

^ Исполнением налогового обязательства признается уплата в установленный срок причитающихся сумм налога или сбора. Исполнение налогового обязательства является обязанностью налогоплательщика и осуществляется независимо от других имеющихся у налогоплательщика обязательств. Он отвечает за исполнение обязательства всем своим имуществом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства является основанием для выставления налоговым органом требования об уплате налога или сбора, а в случае наличия при этом состава налогового нарушения или преступления - основанием для привлечения к ответственности (обычно в виде наложения штрафа).

Большая роль в осуществлении регулирующего воздействия государства на экономику принадлежит практике применения разнообразных налоговых льгот.

^ Налоговой льготой признается предоставляемая налогоплательщику при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом налогового законодательства, возможность уменьшить подлежащую уплате сумму налога или сбора.

^ Формы налоговых льгот, применяемых в развитых странах, разнообразны: снижение ставок налога на прибыль, вычитание из облагаемой прибыли расходов, непосредственно не относящихся к производству (представи­тельские расходы, безнадежные долги и др.), установление скидок при образовании разнообразных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, отсрочка платежей налога, налоговый кредит, инвестиционные премии, которые засчитываются как налог на прибыль фирм.

В России сегодня действуют следующие льготы: установление необлагаемого минимума объекта, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, целевые и прочие налоговые льготы, включая налоговые кредиты. Налоговый кредит - это льгота в виде зачета или уменьшения причитающегося налога, обычно - твердая сумма. В отличие от целевых стандартные налоговые льготы не связаны с фактическими расходами налогоплательщика, но предоставляются в зависимости от его личных обстоятельств (семейный статус, иждивенцы, возраст, здоровье, источник дохода). Стандартная налоговая льгота имеет вид вычета или налогового кредита. Налоговые вычеты производятся из налогооблагаемого дохода и уменьшают налоговую базу, а налоговые скидки (кредиты) - сумму налога.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий стимулируют финансирование затрат на развитие производства и жилищное строительство, малые формы предпринимательства, занятость инвалидов и пенсионеров, благотворительную деятельность в социально-культурной и природоохранной сферах. Налоговые льготы разрабатываются таким образом, чтобы ими мог воспользоваться не один плательщик, а целая группа, причем каждый должен сам подтверждать документально свое право на ту или иную налоговую льготу.

В соответствии с проектом Налогового кодекса в России к налоговым льготам отнесены пониженные налоговые ставки, налоговые вычеты и налоговые скидки.

Налоги и сборы уплачиваются авансовыми платежами в установленные сроки в течение налогового периода с окончательным расчетом суммы налога (сбора) и ее уплатой по окончании налогового периода, разовой уплатой всей суммы сбора или в ином порядке. Налоговый период представляет собой отрезок времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика в отношении того или иного налога и сбора (ведение учета доходов и расходов, представление отчетов и деклараций, необходимых для осуществления налогового контроля, уплата причитающихся сумм по тому или иному налогу и сбору и др.). Налоговый период может быть разделен на несколько отчетных периодов, по каждому из них на налогоплательщиков возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по налогу. Налоговым периодом признается календарный год, а для разового сбора - промежуток времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить этот сбор.

Уплата производится в наличном или безналичном порядке через банк, кредитное учреждение или учреждение связи в национальной валюте (если иное не установлено налоговым или таможенным законодательством). Излишне уплаченные или взысканные суммы могут быть направлены в счет оплаты предстоящих платежей. Допускается взаимозачет налогов и обязательств государства перед конкретным налогоплательщиком. При уплате налога после установленного срока уплачивается пеня.

^ Методы оплаты налога - наличный, безналичный (перечислением средств со счета в банке), гербовыми марками (с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклейки их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу).

Срок исполнения налогового обязательства может быть изменен путем предоставления следующих налоговых льгот: отсрочки (на срок от одного до шести месяцев с единовременной уплатой), рассрочки (на срок от одного до шести месяцев с поэтапной уплатой суммы задолженности), налогового кредита на срок от трех месяцев до одного года, инвестиционного налогового кредита на срок от одного года до пяти лет. Эти изменения срока исполнения налогового обязательства входят в компетенцию Минис­терства финансов РФ по федеральным налогам и сборам и региональных и местных финансовых органов - по соответствующим налогам и сборам.

Налоговый кредит (а также рассрочка или отсрочка уплаты налога) предоставляется по одному или нескольким налогам (сборам) в случае нанесения плательщику материального ущерба, задержек финансирования из бюджета, угрозы банкротства в результате единовременной выплаты всех налогов. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется только по федеральному или региональному налогу на прибыль предприятиям малого бизнеса, если они осуществляют собственные НИОКР, создают рабочие места для инвалидов, ведут природоохранную или инновационную деятельность, выполняют особо важные заказы по государственным и региональным программам. Последнее условие является основанием предоставления инвестиционного налогового кредита и всем остальным предприятиям (не малого бизнеса).

Исполнение налогового обязательства обеспечивается мерами, направ­ленными на создание гарантий по исполнению обязанным лицом возложенного на него налогового обязательства: на компенсацию потерь бюджета от несвоевременной уплаты налогов и на принудительное исполнение налогового обязательства обязанного лица. Исполнение налогового обязательства обеспечивается залогом имущества, поручительством банка или кредитного учреждения, законной неустойкой, а также взиманием налога или сбора. Неустойкой признается денежная сумма, которую обязанное лицо должно уплатить в виде пеней при уплате этим лицом причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроками.

Если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа по уплате налога или сбора, то последний может приостановить операции обязанного лица по счетам в банке или кредитном учреждении или наложить арест на его имущество и осуществить взимание налога в безусловном порядке из денежных средств, имеющихся на счете, или полученных от реализации арестованного имущества.

  1   2   3



Скачать файл (95.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru