Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Налоги - файл Модуль 2.doc


Загрузка...
Лекции - Налоги
скачать (95.2 kb.)

Доступные файлы (2):

Модуль 1.doc245kb.26.09.2002 21:32скачать
Модуль 2.doc304kb.26.09.2002 21:35скачать

Модуль 2.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Налоги и налогообложение
Модуль 2.

Система налогов и сборов в РФ; основные виды федеральных налогов, методика их расчета; региональные налоги, специфика их расчета; местные налоги и их роль в местном самоуправлении; налоговый контроль; налоговые правонарушения и виды ответственности за них
Содержание модуля
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ, ФОРМИРОВАНИЕ И УЧЕТ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, МЕСТНЫЕ НАЛОГИ


Введение

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

В 1996 г. структура налоговой системы России по консолидированному бюджету (общему бюджету всех уровней власти) характеризовалась следующими данными: налог на прибыль - 26, косвенные налоги на товары и услуги - 43 (в том числе налог на добавленную стоимость - 30%), подоходный налог с граждан - 10, имущественные налоги - 8, платежи за использование природных ресурсов - 4, местные и региональные налоги - 5%.

^ Задачи в области совершенствования налоговой системы состоят в том, чтобы приблизить структуру налогов к характерной для экономически развитых стран. Их реализация предусмотрена в новом Налоговом кодексе. В первую очередь изменится механизм обложения прибыли предприятий с тем, чтобы уменьшить платежи с нее и оставить им больше возможностей для инвестирования. В то же время повысятся налоги с физических лиц (через подоходный налог и налог с розничных продаж) и возрастет сумма платежей за использование природных ресурсов. Многочисленные местные налоги, не дающие большого дохода, но требующие крупных издержек на контроль за их взиманием, будут отменены.

^ ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И УЧЕТ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ

Еще А.Смит писал, что источниками доходов могут быть либо труд (тогда доход называется заработной платой), либо капитал (прибыль или рента, если капитал ссужается другому лицу), либо земля (рента). Все налоги, уплачиваемые в казну, имеют своим источником один из этих трех доходов. Предприятия уплачивают налоги из прибыли с капитала или ренты с земли, а физические лица - из своих доходов. Других источников для выплат налогов в природе нет.

Поэтому для расчета налогов надо правильно учитывать получаемые доходы от труда, капитала и земли, поскольку верное определение налоговой базы является решающим моментом для полноты исчисления налогов по соответствующим объектам налогообложения.

^ Затраты на производство и реализацию продукции

Правильное определение себестоимости продукции является важным моментом при уплате налога на прибыль. При завышении себестоимости уменьшается налогооблагаемая база и, соответственно, сумма налога на прибыль. Но эта практика карается штрафами со стороны налоговой инспекции. Занижение себестоимости невыгодно предприятиям, так как в итоге у них может оказаться недостаточно средств для воспроизводства основных фондов.

^ Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимост­ную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируют с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов (командировочные расходы, расходы на рекламу, представительские расходы и т.д.). Не включают в себестоимость затраты, не связанные с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказанию помощи сельскому хозяйству, строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятий; по оказанию помощи другим предприятиям и организациям и др.).

Затраты, образующие себестоимость продукции, группируют в соответствии с их экономическим содержанием по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

В материальных затратах выделяют: сырье и основные материалы; покупные изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы; топливо, энергию; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; другие затраты. Их стоимость учитывают по ценам приобретения (без НДС).

В затраты на оплату труда включают: заработную плату, премии, стимулирующие и компенсирующие выплаты, стоимость продукции, выдавае­мой в порядке натуральной оплаты, оплату труда работников по заключенным договорам, прочие выплаты, но только той категории работников, которые заняты уставной деятельностью, т.е. основного производственного персонала.

В элементе “Отчисление на социальные нужды” отражают обязательные страховые взносы, установленные законодательством, в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования. В соответствии с новым Налоговым кодексом их предполагается заменить на единый социальный налог. Однако платежи в Пенсионный фонд будут уплачиваться отдельно.

В элементе “Амортизация основных фондов” отражают сумму амортизаци­онных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов исходя из их балансовой стоимости и утвержденных норм амортизации. Новый Налоговый кодекс предусматривает установление семи групп амортизи­руемого имущества, для каждой из которых разработаны индивидуальные месячные нормы амортизации: общие - для всех и специальные (ускоренные) - для малых предприятий.

В элемент “Прочие затраты” по сложившейся в нашей стране практике включают платежи по кредитам, износ нематериальных активов, командировоч­ные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, на подготовку кадров, другие затраты. Вместе с тем в западной практике бухгалтерского учета платежи по кредитам выплачивают из прибыли, а не относят на себестоимость.

^ Выручка от реализации и прибыль

Источником покрытия произведенных предприятием затрат на производство и реализацию продукции и получения прибыли является выручка от реализации продукции и иного имущества.

Существуют два метода определения выручки от реализации.

^ Первый метод заключается в том, что выручка формируется по мере ее оплаты: при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на счета, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении денежных средств в кассу предприятия. При использовании второго метода выручку от реализации продукции определяют по мере отгрузки товаров либо при предъявлении покупателю расчетных документов. Он основывается на том, что в момент отгрузки продукции предприятие теряет право собственности на нее. Этот метод хорош для системы безналичных расчетов в условиях стабильной экономической ситуации. Недостатком же его в условиях России является то, что выручка от реализации продукции по мере ее отгрузки будет учтена в бухгалтерской отчетности и предприятие обязано заплатить налоги, а реальные денежные средства на его счет могут поступить по различным причинам с большим опозданием или не поступят вовсе, например в связи с банкротством покупателя.

Для целей налогообложения предприятие самостоятельно выбирает метод определения выручки от реализации, исходя из условий хозяйствования, заключаемых договоров, личных вкусов, но он должен быть установлен на длительный срок.

Помимо выручки от реализации продукции (работ, услуг), предприятия могут получать выручку от реализации основных и оборотных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг и т.д.

Несвоевременная оплата покупателями (заказчиками) поставленной продукции приводит к иммобилизации собственных оборотных средств поставщиков и ухудшению их финансового положения, нарастанию просроченных платежей, в том числе и по налогам, что влечет за собой увеличение задолженности бюджету за счет начисления пени.

При определении объема реализации в качестве налогооблагаемой базы необходимо вычесть поступившие от покупателей (заказчиков) суммы налога на добавленную стоимость (списать их по дебету счета реализации 46 и кредиту счета 68/2, где учитываются суммы НДС). В результате этой операции выручка “очищается” от налогов и уже в этом виде выступает самостоятельной базой налогообложения.

Прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, характеризующим эффективность его работы. Получение предприятием большей суммы прибыли означает снижение затрат на производство и повышение уровня его рентабельности. Прибыль выступает важнейшим источником формирования доходов бюджета. На предприятии за счет прибыли осуществляется производственное и социальное развитие. Таким образом, прибыль является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности. Но результатом может быть и убыток.

Конечный финансовый результат определяется как сумма: 1) разницы между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов и затратами на ее производство и реализацию; 2) доходов от реализации основных средств и иного имущества предприятия и 3) доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.
Валовая прибыль выявляется на соответствующем счете бухгалтерского учета (счет 80) в качестве конечного итога - сальдо по этому счету. Прибыль формируется как результат от реализации продукции, основных средств, нематериальных активов, прочих материальных ценностей. Кроме того, на объем валовой прибыли влияют внереализационные доходы и расходы, непосредственно отражаемые на счете прибылей и убытков: штрафы, пени, неустойки, курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранных валютах.

При определении объема прибыли для расчета соответствующего налога на нее валовая прибыль корректируется на суммы предоставляемых льгот по налогу и, наоборот, дополнительных платежей, увеличивающих налогооблагае­мую базу.

Начисление налога на прибыль отражается на счете 81 по использованию прибыли.

^ Учет имущества

Определение базы для исчисления налога на имущество отражает отношения собственности по поводу владения и использования имущества. Налогооблагаемая база состоит из основных средств, нематериальных активов и оборотных средств, отраженных на соответствующих статьях баланса. Значение налога на имущество весьма существенно для создания необходимых условий повышения эффективности использования основных и материальных оборотных средств.

Ведущая роль в формировании налогооблагаемой базы по учету имущества принадлежит основным производственным фондам. Неэффектив­ное использование их (завышенный объем по сравнению с объемом производимой продукции и прибыли) вызывает дополнительное начисление налога и, следовательно, рост платежей в бюджет, которые не обеспечиваются фактическим объемом прибыли.

В производственном процессе основные фонды совершают кругооборот в денежной форме по частям (амортизационные отчисления). Стоимость основных фондов, авансированная в денежной форме, в процессе своего движения возвращается предприятию после реализации продукции по частям в виде амортизации. По мере накопления этой части стоимости она вновь авансируется на новый инвестиционный процесс. Ускорение оборачиваемости означает высвобождение средств на обороты предприятия, т.е. мобилизацию внутренних ресурсов.

^ ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Структура федеральных налогов должна быть существенно изменена с введением нового Налогового кодекса. Так, существовавшие отдельные законы по налогообложению доходов банков, от страховой и биржевой деятельности, от операций с ценными бумагами предполагается объединить с законом о налоге на прибыль предприятий в единый закон о налоге на доходы (прибыль) предприятий, а также ввести налог на доходы от капитала. Платежи во внебюджетные социальные фонды (кроме Пенсионного) планируется заменить единым социальным налогом. Значительно расширяются и упорядочиваются ресурсные платежи. Вместо платежей в дорожные фонды вводятся акцизы, остается лишь налог с владельцев транспортных средств - транспортный налог (на региональном уровне).

Система налогов (федеральных, региональных и местных) изложена на основе Налогового кодекса РФ. Это относится в основном к налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогам на прибыль предприятий и физических лиц.

^ Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он является косвенным налогом на товары и услуги. Это новый для России налог, введенный с 1992 г. Он в наибольшей степени соответствует требованиям рыночной экономики.

Его появлению способствовали: 1) недостатки существующих налогов (чрезмерная тяжесть прямых налогов, широкие масштабы уклонения от их уплаты, необходимость ликвидации таможенных барьеров); 2) стремление к увеличению доходов путем расширения налоговой базы, а также к повышению эффективности налогообложения; 3) попытки создать новую налоговую систему, отвечающую современному уровню экономического развития. НДС прост при взимании и дает бюджету значительные поступления.

Изложение материала по данному налогу приводится преимущественно на основании сложившейся практики его использования в период 1992-1997гг. Положения нового Налогового кодекса, данные по тексту его проекта, могут не совпасть с окончательно принятым вариантом, поэтому полностью изложить этот раздел на основе нового законопроекта не представляется возможным.
^ Плательщиками налога на добавленную стоимость являются предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц и осуществляю­щие производственную и иную коммерческую деятельность; филиалы, имеющие расчетные счета; международные объединения и иностранные юридические лица. Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предприни­мательскую деятельность без образования юридического лица. В соответствии с новым Налоговым кодексом к плательщикам налога причислены лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с новым Налоговым кодексом освобождаются от обязанностей плательщиков НДС на следующий налоговый период предприятия с численностью до 15 человек, если в течение двух предыдущих кварталов их выручка не превышала 2500-кратного размера ММОТ, а также вновь созданные предприятия на первые два квартала своей деятельности.
^ Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне, включая недвижимое имущество, тепло- и электроэнергию, газ, а также обороты внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не включаются в издержки производства и обращения. В соответствии с новым Налоговым кодексом объектом обложения становятся также реализация российских товаров и услуг в страны СНГ и ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
^ Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость включает стоимость реализованной продукции, исчисленную по свободным или регулируемым ценам и тарифам, суммы финансовой помощи, полученных штрафов, неустоек, авансовых платежей в счет предстоящих поставок или выполнения работ. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.

Предприятия и организации розничной торговли, получающие доход в виде наценок, надбавок, вознаграждений, исчисляют налог с суммы этого дохода. При этом размер наценки применяется к стоимости товаров, включающей сумму налога.

Проект Налогового кодекса излагает данное положение следующим образом: налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из: 1) их рыночных цен (тарифов) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога; 2) их государственных регулируемых оптовых цен (тарифов) без включения в них налога; 3) их государственных регулируемых розничных цен (тарифов), включающих в себя налог. Налоговая база при реализации посреднических услуг определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений, сборов и (или) других платежей за эти услуги. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется в общем случае как сумма: 1) их таможенной стоимости; 2) подлежащих уплате таможенной пошлины и таможенных сборов; 3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Действующим (1997 г.) законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также перечень продукции (товаров), работ и услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. Этот перечень - единый для всей территории страны. В него, в частности, включены внутризаводской оборот; средства от реализации военного имущества; товары, экспортируемые непосредственно предприятия­ми-изготовителями; услуги городского и пригородного пассажир­ского транспорта; квартплата; стоимость жилья, выкупаемого в поряд­ке приватиза­ции; операции по страхованию и денежным вкладам; действия, по которым взимается государственная пошлина; патентно-лицензионные опера­ции, связанные с объектами промышленной собственности; услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета; услуги учреждений культуры и искусства; ритуальные услуги; платные медицинские услуги для населения; товары, производимые общественными организациями инвалидов; товары, ввозимые на территорию РФ в качестве гуманитарной помощи; продукция колхозов и совхозов, реализуемая в счет натуральной оплаты; ввозимые на территорию РФ продовольственные товары и товары для детей, научное оборудование, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также сырье для их производства и ряд других позиций.

В проекте Налогового кодекса этот перечень намного короче. Так, из числа не облагаемых налогом оборотов по реализации исключены квартирная плата; действия, за которые взимается госпошлина; патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности; получение авторских прав; НИОКР, выполняемые за счет бюджета; обороты по реализации конфискованных, бесхозных ценностей и кладов; путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, туристско-экскурсионные путевки; продукция собственного производства сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда, а также товары, работы и услуги сельскохозяйственных предприятий, реализуемые пенсионерам из числа бывших работников этих предприятий; регистрационный сбор за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю; средства, получаемые от реализации военного имущества и направляемые на улучшение социально-экономических и жилищных условий военнослужащих; продажа, обмен, безвозмездная передача приобретенных с НДС основных средств и товаров для непроизводственных целей (при реализации по ценам не выше цен приобретения).
В настоящее время (1997г.) ставки НДС установлены в следующих размерах:

а) 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню, утвержденному правительством.

б) 20% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и тарифам, а также при реализации услуг, в стоимость которых включен налог (при торгово-закупочной, посреднической деятельности и т.д.), при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и приобретения товаров вместо ставок 10 и 20% применяются расчетные ставки соответственно 9,09 и 16,67%.

Проектом Налогового кодекса налоговые ставки предусматриваются в следующих размерах - 0 для реализации товаров на экспорт за пределы стран СНГ, 22 % - для реализации всех остальных товаров (включая импорт).
При оформлении расчетных документов сумма НДС выделяется отдельной строкой. Однако при реализации товаров (услуг) населению по ценам, включающим НДС, на ценниках сумма налога не выделяется.

Поскольку НДС исчисляется исходя из размера чистого дохода, созданного на каждой стадии производства и обращения, а установленная ставка налога согласно действующему законодательству применяется к облагаемому обороту, то для окончательного определения суммы налога, уплачиваемой в бюджет, из НДС, полученного от покупателей и заказчиков, необходимо вычесть налог, уплаченный поставщикам и подрядчикам. Таким образом, налоговый оклад данного производителя уменьшается на сумму налога, уплаченного на предыдущей стадии.

Поэтому НДС на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия для производственных целей на издержки производства и обращения не относят. Только, если производимая на их основе продукция освобождена от обложения НДС, тогда суммы НДС включают в затраты на производство и реализацию продукции (такое положение записано в проекте Налогового кодекса).

^ Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относят на издержки производства и обращения.

Предприятия, выпускающие и реализующие товары, облагаемые по разным ставкам НДС, должны вести раздельный учет реализации товаров и сумм налога по ним в разрезе применяемых ставок и указывать в расчетных документах суммы налога по видам товаров в зависимости от применяемых ставок.

Полностью возмещаются из государственного бюджета суммы НДС, уплаченные предприятиями и организациями поставщикам и подрядчикам за материальные ценности и услуги производственного характера, использован­ные при производстве: товаров, экспортируемых непосредственно предпри­ятиями-изготовителями; услуг по транзиту грузов через территорию РФ; товаров и услуг, предназначенных для дипкорпуса; услуг городского и пригородного пассажирского транспорта.

В случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализационным товарам, возникающая разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается из бюджета.
При реализации товаров за иностранную валюту налог взимают также в иностранной валюте по установленным ставкам.
^ Сроки уплаты. НДС уплачивается в доход бюджета, как правило, ежедекадно, ежемесячно или ежеквартально, исходя из фактически облагаемых оборотов в зависимости от суммы налога и особенностей условий хозяйствования. Если в месяц уплачивается более 10 тыс.руб., то платежи осуществляются ежедекадно, если от 3 до 10 тыс.руб. - то ежемесячно, если до 3 тыс.руб., то ежеквартально.

Датой совершения оборота считается день поступления средств за товары на счета в учреждения банков или выручки в кассу при расчетах наличными. Для предприятий, которые определяют срок реализации по отгрузке товаров, датой совершения оборота считается их отгрузка и предъявление покупателям расчетных документов.

По проекту Налогового кодекса установлены только два налоговых периода для уплаты НДС: квартал или месяц. Уплата НДС производится не позднее 20 дней после окончания налогового периода. Если сумма налога превышает 5000-кратный размер ММОТ, то вносятся два авансовых платежа по одной трети суммы налога - в день окончания налогового периода и 10-го числа следующего за ним месяца.
^ Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счет 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” и счет 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет “Расчеты по налогу на добавленную стоимость”. Счет 19 имеет несколько субсчетов по видам ценностей: 19-1 - по приобретенным материальным ценностям; 19-2 по малоценным и быстроизнашивающимся предметам; 19-3 - по нематериальным активам; 19-4 - по основным средствам.
Контроль за полнотой исчисления и своевременностью перечисления НДС в бюджет осуществляется налоговыми органами на основании данных, сообщаемых налогоплательщиками в налоговых расчетах, представляемых в сроки, установленные действующим законодательством.

^ Налог на прибыль предприятий

Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Сложность его в том, что он определяется расчетным путем, а не берется из регистров бухгалтерского учета. Так, выручка для целей обложения налогом на прибыль определяется по рыночным ценам, но не ниже фактической себестоимости, если реализация идет с убытком или нулевым результатом. А в бухгалтерском учете выручка и результат отражаются реально полученные, т.е. выручка для целей налогообложения увеличивается на сумму упущенной выгоды.

^ Плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Проектом Налогового кодекса в их число включено еще и такое понятие, как консолидированная группа налогоплательщиков. В числе предприятий и организаций подразумеваются также и банки, страховые компании, которые по предыдущему законодательству попадали под действие законов о налогообложении финансовой деятельности.

От уплаты налога на доход (прибыль) предприятий (организаций) освобождаются налоговые партнерства, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные предприятия. Не признаются налогоплательщиками данного налога предприятия, не осуществляющие экономическую деятельность.

^ Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль (доход), которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В новом Налоговом кодексе дано следующее определение: “К доходам, подлежащим налогообложению, относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, доходы участников рынка ценных бумаг, от размещения ценных бумаг по поручению эмитентов (кроме Центрального банка Российской Федерации) и внереализационные доходы”.

Проектом Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик вправе уменьшить свои доходы на затраты, принимаемые к вычету (налоговые вычеты), под которыми понимается выраженная в денежной форме оценка расходов (затрат), осуществленных налогоплательщиком непосредственно и исключительно для производства, продвижения на рынок и (или) реализации товаров (работ, услуг), сопровождения, гарантийного надзора и устранения недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, а также расходов (затрат) на подготовку и освоение производства, подготовку кадров и других расходов, связанных с извлечением прибыли. К вычету принимаются только необходимые, обоснованные и документально подтвержденные расходы, осуществляемые в этих целях.

Налоговые вычеты делятся на:

1) расходы на подготовку и освоение производства товаров (работ, услуг);

2) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг);

3) расходы на реализацию основных средств и иного имущества;

4) внереализационные расходы.
Для всех без исключения предприятий в соответствии с действовавшим в 1992-1997 гг. законодательством в состав налогооблагаемой прибыли не включались: внесенные участниками доли в уставный фонд в размерах, предусмотренных уставными документами; объединяемые предприятиями на балансе одного из участников средства для осуществления совместной деятельности без образования юридического лица в пределах размеров, установленных договором о совместной деятельности.

^ Не подлежат обложению налогом на прибыль также средства (по законам 1992-1997 гг.) от добровольных пожертвований и взносов граждан; полученные во временное пользование ссуды, займы, финансовая помощь; ассигнования из бюджета, полученные для финансирования капитальных вложений; доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, от акций, облигаций и других ценных бумаг (они облагаются налогами в соответствии с законами о налогообложении финансовой деятельности).

^ По новому Налоговому кодексу прибыль может быть уменьшена на сумму безнадежных долгов (по которым истек срок исковой давности). Потом из суммы дохода (прибыли) делаются разрешенные скидки (льготы).
В 1992-1997 гг. действовала широкая система налоговых льгот (скидок), позволяющих существенно снизить сумму налога на прибыль. Разре­шалось при исчислении налога на прибыль уменьшать облагаемую прибыль на следующие суммы: направленные на финансирование капитальных вложений по развитию собственной производственной и непроизводственной базы и на природоохранные мероприятия - в размере 30% от капитальных вложений; затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы; взносов на благотворительные цели (не более 5% прибыли). Ставка налога на прибыль понижалась на 50%, если на предприятии не менее 50% работников составляли инвалиды или не менее 70% - инвалиды и/или пенсионеры. Разрешалось освобождать от налога прибыль, направленную на покрытие убытков предыдущих лет. Полностью освобождалась от налогообложения прибыль религиозных организаций от культовой деятельности, общественных организаций инвалидов, образователь­ных учреждений в части, направленной на нужды образовательного процесса. Органам местной власти предоставлено право устанавливать дополнительные льготы в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.

Основная часть этих льгот и скидок сохранена и в новом Налоговом кодексе. Однако есть и существенные изменения. Так, в Налоговом кодексе предусмотрено, что расходы на капиталовложения и НИОКР относятся на производственные затраты (а не вычитаются из прибыли) с предварительной капитализацией на отдельных счетах и последующей амортизацией. Это сделано в целях интенсификации работ по техническому перевооружению, модерниза­ции оборудования, внедрению новых научных разработок и технолгий.

Кроме того, Налоговым кодексом предусматривается применение временных налоговых скидок: до конца 2006 г. - для предприятий, участвующих в работах по Чернобылю; до конца 2000 г. - для предприятий, осуществляющих программы строительства жилья для военнослужащих за счет средств иностранных инвесторов; для предприятий, производящих жизненно важные лекарственные средства по специальному перечню, продукты детского питания, сельскохозяйственную продукцию (кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа) - на сумму прибыли от этой деятельности; для музеев, театров, архивов, зоопарков и других учреждений культуры - на сумму прибыли от основной деятельности; для предприятий - на сумму расходов на содержание объектов социально-культурной сферы и жилого фонда - в пределах установленных нормативов, а также на сумму расходов на содержание мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва. Суммарный размер налоговых скидок не может превышать 30% налоговой базы.

Освобождаются от уплаты налога на прибыль малые предприятия (с числом занятых в промышленности и строительстве - до 100, в научно-технической сфере - 60, в торговле - 50 человек) в первые два года функционирования, на третий и четвертый годы они уплачивают налог по ставке 25 и 50% от основного размера.

^ Ставка налога на прибыль: в федеральный бюджет - 13, в бюджеты субъектов РФ - 22%. В соответствии с проектом Налогового кодекса предусмат­ривается предоставление права местным органам власти увеличивать ставку регионального налога на прибыль на 2% с зачислением дополнительно полученных сумм в местные бюджеты на содержание объектов жилого фонда и социально-культурной сферы, передаваемых от предприятий на баланс местных органов власти после окончания действия временных скидок.

В этом же проекте предусмотрено применение пониженных налоговых ставок: 18% - для предприятий, где более 50% работающих - инвалиды; 23% с первых 100 тыс.руб. налоговой базы - для малых предприятий (кроме торговых, посреднических, финансовых и страховых), для превышающей суммы налоговой базы к ним применяется уже общая ставка.

Сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно.

^ Для банков и страховщиков (в соответствии с Налоговым кодексом) сумма налога определяется как наибольшая из следующих величин: суммы налога, исчисленной в общем порядке, или суммы в размере 1% стоимости активов банков по состоянию на начало отчетного периода (2% общей суммы страховых взносов, полученных в отчетном периоде).

^ Уплата налога (по законодательству 1992-1997 гг.). В течение квартала плательщики производят каждые две недели авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на прибыль нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают в течение года авансовые платежи в размере одной четвертой годовой суммы не позднее 15-го числа последнего месяца каждого квартала, исходя из предполагаемой прибыли и ставки налога. Налог на прибыль, фактически полученную за истекший календарный год, исчисляется на основании годового бухгалтерского отчета не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.

^ По новому Налоговому кодексу сроки уплаты налога устанавли­ваются: ежемесячно - для налогоплательщиков, не являющихся малыми предприятия­ми, ежеквартально - для малых предприятий.

Помимо налога на прибыль, предприятия и организации в соответствии с законодательством 1992-1997 гг. уплачивали налоги с дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам (по ставке 15%); с доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ (15%); доходов казино, видеосалонов, игровых автоматов (90%); с прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий (70%). Такие же ставки сохранены и в новом Налоговом кодексе.

В нем выделяются, кроме основной, ставки на доходы иностранных предприятий от международных перевозок - 15%, на доходы иностранных предприятий, осуществляющих свою деятельность не через постоянное представительство, - 20%.

Операции по начислению и уплате налога на прибыль отражаются в бухгалтерском учете на счете по использованию прибыли (счет 81) и счете 68 “Расчеты с бюджетом”. Начисление налога: Д-т 81; К-т 68. Уплата налога: Д-т 68; К-т 51.

^ Акцизы

Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливает государство в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями и, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.

^ Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

^ Объектом обложения акцизами являются обороты по реализации подакцизных товаров собственного производства. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен реализации без учета НДС.

В проекте Налогового кодекса налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров ставок акцизов определяется:

1) как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из рыночных цен без учета акциза и налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ, поскольку с помощью акцизов изымается избыточный доход, полученный в экономической зоне России, а в случае экспорта используется механизм таможенных пошлин.

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются прави­тельством, перечень этот постоянно изменяется. К таким товарам, в частности, относятся ( в скобках приведены ставки акцизов, через тире - ставки по Налоговому кодексу): спирт питьевой (70-90% - 15 руб./л), водка и ликеро-водочные изделия (85% - 55 руб./л), вина виноградные (46,5% - 30 руб./л), коньяк (55% - 55 руб./л), шампанское (47,5% - 6 руб./л), пиво (40% - 0,07 руб./л), табачные изделия (20% - от 1руб. за 1 сигару до 110 руб./кг трубочного табака), ювелирные изделия (30% - 45%), легковые автомобили (10% - 10%).

В 1996-1997гг. к подакцизным товарам были отнесены также грузовые автомобили (до 35%), катера и яхты (30%), меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента) (10-35%), ковры и ковровые изделия (10%), одежда из натуральной кожи (35%), охотничьи ружья (20%), нефть и нефтепродукты (10%), икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов (30%).

В связи с планируемой отменой налогов на реализацию горюче-смазочных материалов новым Налоговым кодексом вводятся ставки акцизов на соответствующие виды продукции: бензин автомобильный - 70, автомобильные масла - 35, дизельное топливо - 30%. Уплаченные суммы этих акцизов относятся на производственные затраты.
Нефть, включая газовый конденсат, и природный газ являются объектами обложения акцизами по новому специально созданному в Налоговом кодексе разделу об акцизах на отдельные виды минерального сырья. Им облагаются предприятия и предприниматели, добывающие или транспортирующие указанное минеральное сырье посредникам или потребителям. Ставка акциза на газ - 30% стоимости реализованной продукции (без НДС), на нефть и газовый конденсат - в рублях за тонну добытой и перекачанной нефти дифференци­рованно по отдельным месторождениям. Суммы уплаченного акциза относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).
Сумма акцизов рассчитывается следующим образом. Если оптовая цена изделия (Цопт), включающая издержки производства и прибыль, составляет, например, 10 руб., а ставка акциза (Ст) - 80% к отпускной цене (Ц), то

отпускная цена (Ц) =

сумма акциза (А) = Ц – Цопт  = 50 – 10 = 40.

Сумму акцизов плательщики определяют самостоятельно исходя из стоимости реализованных на сторону товаров и установленных ставок. При этом дата совершения оборота считается по принятой для каждого предприятия методике (либо по отгрузке, либо по оплате).

В зависимости от объема облагаемого оборота акцизы уплачиваются в бюджет исходя из фактического оборота либо ежедневно (на третий день по совершении оборота), либо ежедекадно. По новому Налоговому кодексу уплата акцизов по алкогольной продукции и ГСМ предусмотрена ежедекадная (в течение 5 дней по окончании декады), по другим видам подакцизной продукции - ежемесячная (до 20-го числа следующего месяца).

^ Учет расчетов с бюджетом по акцизам ведут на счете 68 “Расчеты с бюджетом” по отдельному субсчету “Расчеты по акцизам”. Сумма акциза, учтенная по счету реализации в составе выручки, отражается по дебету счета 46 “Реализация продукции” и кредиту счета 68. Перечисление акциза в бюджет показывается по дебету счета 68 в корреспонденции со счетом 51 “Расчетный счет”.

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты акцизов в бюджет возлагается на плательщиков.

^ Налог на доходы от капитала

Налогоплательщиками налога на доходы от капитала являются предприятия, организации и физические лица, получающие доходы и подлежащие налогообложению.

^ Объектом налогообложения налогом на доходы от капитала являются доходы от экономической деятельности на территории РФ в виде: 1) дивидендов (доходов акционера пропорционально его доле в уставном фонде предприятия); 2) процентов (доходов по денежным вкладам и долговым обязательствам), если такие проценты не являются доходами, получаемыми в рамках финансовой деятельности, страховыми премиями или премиями по перестрахованию, штрафами или пенями за нарушение договорных или долговых обязательств, вознаграждениями комиссионерам или посредникам либо иными подобными вознаграждениями; 3) условных дивидендов (доходов, репатриируемых иностранными предприятиями, от деятельности в РФ).

Не являются объектом обложения данным налогом доходы, получаемые налогоплательщиками от операций с ценными бумагами, а также дополнитель­ный капитал эмитента, привлеченный при размещении им акций; прирост номинальной стоимости принадлежащих налогоплательщику акций с правом голоса или доли (пая) в уставном капитале; распределяемая прибыль налогового партнерства, а также доходы от участия в паевых инвестиционных фондах. Эти доходы облагаются другими налогами (на прибыль, подоходным).

Налоговые ставки по дивидендам установлены в размере 15% дохода, в отношении процентов по государственным ценным бумагам и процентов по счетам физических лиц в банках - 12% дохода. Если дивиденды уплачиваются из прибыли, с которой уплачен налог на нее, то они не облагаются данным налогом.

Налог удерживается источником дохода (предприятием, банком) при каждой выплате налогоплательщику (предприятию или физическому лицу) такого дохода и в течение 10 дней перечисляется в бюджет.

Источник доходов, на который возложена обязанность удерживать из доходов налогоплательщиков и уплачивать налог, должен вести учет выплачен­ных налогоплательщикам доходов, а также учет удержанных и уплаченных налогов. Такой учет ведется отдельно по каждому налогоплательщику. Соответствующая декларация подается в налоговые органы в установленные законодательством сроки.

При получении налогоплательщиком доходов от источников, находящихся за пределами территории Российской Федерации, либо если получатель доходов приравнивается к источнику доходов, обязанность представления декларации возлагается на налогоплательщика.

Налогоплательщик, получивший доход, подлежащий налогообложению, представляет в налоговый орган по месту своей деятельности (для предприятий) либо по месту пребывания (для физических лиц) декларацию о начисленных и уплаченных суммах налога на доходы от капитала.

^ Федеральный подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог занимает основное место в системе налогообложе­ния физических лиц, причем по мере роста личных доходов граждан его удельный вес в структуре доходов государственного бюджета возрастает. Сейчас он занимает третье место в консолидированном бюджете РФ после НДС и налога на прибыль, но дальнейшее возрастание его роли - одно из направлений совершенствования налоговой системы России.
^ Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане РФ, граждане государств, входивших в состав бывшего СССР, граждане других государств и лица без гражданства) как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в РФ (проживающие в РФ менее 183 дней в календарном году).

^ Объектом налогообложения подоходным налогом признается доход, полученный налогопла­тельщиком в налоговом периоде от источников в Российской Федерации и (или) за ее пределами (для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации) либо только от источников в Российской Федерации (для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации).

Не включаются в состав доходов, облагаемых подоходным налогом, дивиденды и проценты, подлежащие обложению налогом на доходы от капитала, а также доходы, получаемые физическими лицами от осуществления предпринимательской деятельности на основании патента, приобретенного в установленном порядке.

^ Налоговая база определяется как доход налогоплательщика, уменьшенный на налоговые вычеты и скидки.

В сумму доходов включаются, кроме заработной платы и других денежных выплат, доходы в натуральной форме и в виде дополнительной материальной выгоды, учтенные по рыночным ценам (с НДС и акцизами), прибыль от личного предпринимательства (оставшаяся после уплаты налогов), от реализации имущества и сдачи его в аренду.

Не включают в состав доходов суммы страховых выплат по обязательному страхованию и договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни, в том числе добровольного пенсионного страхования.

В состав доходов иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, дополнительно включают суммы надбавок, выплачиваемых этим лицам в связи с проживанием в Российской Федерации; суммы, выплачиваемые в качестве компенсации расходов на обучение детей в школе, питание, поездки членов семьи налогоплательщика в отпуск или на иные аналогичные цели. Не включают доходы лиц, имеющих дипломатический или консульский статус, и членов их семей, доходы персонала представительств иностранных государств и международ­ных организаций в части, связанной с работой в этих организациях и исполнением обязанностей дипломатической службы.
В доходы, не подлежащие налогообложению, включаются государст­венные пособия, пенсии, денежные компенсации, суммы материальной помощи, выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям; вознаграждения за сданную кровь, алименты, суммы, получаемые от продажи квартир и иного недвижимого имущества; доходы от подсобного хозяйства; страховые выплаты по обязательному государственному страхованию; студенческие стипендии и доходы студентов от работы в период каникул; стоимость подарков, полученных от предприятий (не более 12-кратного размера ММОТ в год); выплачиваемые предприятием физическим лицам дивиденды, инвестируемые внутри предприятия; суммы в порядке компенсации стоимости путевок для детей, стоимость медицинского обслуживания работников за счет средств предприятий; суммы денежного довольствия, выплат военнослужащим и др.
Вычетам из суммы доходов подлежат: суммы, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации (пенсионные вычеты); суммы, равные однократному установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда за каждый месяц, в котором или за который получен доход (стандартные вычеты), а также на каждого ребенка и (или) иждивенца (вычеты на детей и иждивенцев); суммы, перечисляемые на благотвори­тельные цели (вычеты на благотворительные цели); суммы расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (прибыли) от осущест­вления экономической или иной деятельности (производственные затраты); суммы расходов, непос­редственно связанных с приобретением реализуемого налогоплательщиком имущества (имущественные вычеты). Эти вычеты не применяются для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основании патента.

Пенсионные и стандартные вычеты из дохода производятся источником выплаты дохода автоматически по мере выплаты доходов. Если налогоплатель­щик имеет несколько источников доходов, пенсионные вычеты производятся из его доходов от соответствующих источников каждым таким источником доходов самостоятельно и без взаимного зачета. Стандартные вычеты производятся только из доходов от одного источника (обычно основного места работы или доходов от личного предприятия, находящегося в собственности налогоплательщика). С доходов от этого источника производятся и остальные вычеты и скидки.

Имущественные вычеты налогоплательщик производит при уплате налога по окончании налогового периода и применяет их только в отношении доходов, полученных им от реализации принадлежащего ему на праве собственности имущества (в пределах 5000-кратного размера ММОТ - для дома, квартиры, дачи и 200-кратного размера ММОТ - для другого имущества).

^ Налоговые скидки устанавливаются в сумме 2-, 4-, 9- и 14-кратных размеров ММОТ. Они применяются к сумме дохода после разрешенных стандартных вычетов.

Двухкратные налоговые скидки применяются для родителей и супру­гов военнослужащих и госслужащих, погибших при исполнении воинского долга и служебных обязанностей; граждан, воевавших в Афганистане и других стра­нах, где велись боевые действия; для одного из родителей, супруга, опекуна или попечителя, на содержании которого находится требующий постоянного ухода инвалид с детства или инвалид I группы; для инвалидов III группы, имею­щих на иждивении престарелых родителей или несовершенно­летних детей.

^ Четырехкратные налоговые скидки применяются для Героев Совет­ского Союза и РФ, полных кавалеров ордена Славы, участников гражданской и Великой Отечественной войн, инвалидов, лиц, подвергшихся радиационному воздействию, жителей блокадного Ленинграда, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

^ Девятикратные налоговые скидки применяются для физических лиц, ставших инвалидами и получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с аварией на ПО “Маяк” в 1957 г.; для лиц, принимав­ших участие в ликвидации ее последствий или проживавших в той зоне, а также принимавших участие в ядерных испытаниях в период до 1963 г. и производстве ядерных зарядов до конца 1961 г.

^ Четырнадцатикратные налоговые скидки применяются для лиц, ставших инвалидами, получивших или перенесших лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие черно­быльской катастрофы или с работами по ликвидации ее последствий, а также для лиц, выехавших или переселенных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС; лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986-1987 гг.

^ Ставки подоходного налога.

В 1995-1997 гг. подоходный налог в РФ взимался по следующим ставкам: при размере совокупного облагаемого дохода до 12 млн. руб. - 12% с суммы облагаемого дохода; свыше 12 до 24 млн.руб. - 1,44 млн.руб. + 20% с суммы свыше 12 млн.руб.; свыше 24 до 36 млн.руб. - 3,84 млн.руб. + 25% с суммы свыше 24 млн.руб.; свыше 36 до 48 млн.руб. - 6,84 млн.руб. + 30% с суммы свыше 36 млн.руб.; свыше 48 млн.руб. - 10,44 млн.руб. + 35% с суммы свыше 48 млн.руб.

В 1998 г. структура ставок подоходного налога вновь изменилась. В связи с проведенной деноминацией размер облагаемого совокупного дохода, к которому применяются ставки подоходного налога, выражается уже не в миллионах, а в тысячах рублей.

Но наибольшие изменения коснулись исчисления налоговой базы для обложения подоходным налогом. Раньше у каждого налогоплательщика из суммы месячного дохода вычитался 1%, уплачиваемый в Пенсионный фонд, и, как минимум, однократный размер минимальной месячной оплаты труда (или 3-х и 5-кратный размер при наличии необходимых оснований), а также по одному минимуму зарплаты на каждого ребенка и иждивенца. Эти вычеты делались каждый месяц независимо от величины получаемого дохода.

Теперь эти вычеты зависят не только от самого человека (т.е. его прав на уменьшение дохода в размере 3-х или 5-кратного размера минимальной месячной оплаты труда) и числа детей и иждивенцев, но и от суммарных начислений дохода с начала календарного года. Теперь только лица, имеющие право на уменьшение доходов в размере 3 и 5 минимальных зарплат, приме­няют эту льготу к каждому своему ежемесячному доходу в течение года. Для остальных лиц до тех пор, пока доход не превысил суммарно 5 тыс. руб., применяется льгота в размере 2 минимальных месячных размеров оплаты труда на каждого человека и на его детей и иждивенцев, но как только суммарный начисленный доход с начала года превысит 5 тыс. руб., то из его дохода будут делаться вычеты в размере только 1 минимальной зарплаты на самого человека и на каждого из его детей и иждивенцев. А как только суммарный начисленный доход с начала года превысит 20 тыс. руб., то никакие вычеты не делаются и ставка налога применяется ко всей сумме дохода (за исключением 1%*, перечисляемого в Пенсионный фонд). Такой же порядок существует и для применения вычетов на детей и иждивенцев для лиц, имеющих право на 3-х и 5-кратное уменьшение дохода для целей налого­обложения (только их личная индивидуальная льгота применяется при любой величине дохода).

Доходы, получаемые не по месту основной работы (службы, учебы), облагаются налогом по соответствующей ставке без применения налоговых вычетов и налоговых скидок.

В течение года налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по подоходному налогу. Налог удерживается ежемесячно источниками доходов (предприятиями, организациями, работодателями) с начисленного дохода (с учетом вычетов и скидок для основного источника дохода) и перечисляется в бюджет не позднее дня получения в банке средств на эти цели.

При самостоятельной экономической деятельности налогоплательщика на основании свидетельства уплата авансовых платежей по налогу производит­ся по извещениям налоговой инспекции в сроки не позднее 15 июля, 15 августа и 15 ноября.

Уплата налога по окончании налогового периода производится непосредст­венно налогоплательщиком в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплаченных им в течение налогового периода и (или) удержанных из его доходов источниками таких доходов, оказалась меньше подлежащей уплате суммы налога.

Налогоплательщик обязан уплатить сумму задолженности по налогу до представления налоговой декларации в налоговый орган. Сумма налога, уплаченная по окончании налогового периода, и день уплаты вносятся в налоговую декларацию со ссылкой на соответствующий платежный документ или приложением его копии. Подлинник платежного документа сохраняется у налогоплательщика.

Если сумма авансовых платежей по налогу, уплаченных налогоплатель­щиком в течение налогового периода и (или) удержанных из его доходов источниками таких доходов, превысила подлежащую уплате сумму налога, разницу между указанными суммами налогоплательщику возвращают до 1 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом. По заявлению налогоплательщика указанная разница может быть зачтена в счет предстоящих платежей по налогу.

Если налогоплательщик имеет часть доходов от источников за пределами Российской Федерации, то при расчете налоговой базы эти доходы учитываются в полном объеме без учета уплаченных за рубежом налогов. Но при определении суммы налога, подлежащей уплате, из нее вычитаются уплаченные в другой стране налоги в случае, если Россия имеет с этой страной соглашение об устранении двойного налогообложения.

Поступающие в бюджет суммы подоходного налога распределяются между федеральным и региональными бюджетами, причем в федеральный бюджет поступает сумма в размере 2% налоговой базы, а в региональный - 10% (для ставки 12%).
Граждане, доходы которых подлежат налогообложению на основании декларации о доходах и расходах, обязаны: вести учет своих доходов и расходов; представлять налоговым органам необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных и права на вычеты из доходов; своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.

Предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистриро­ванные в качестве предпринимателей и заключившие договоры на использование труда граждан, обязаны: своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов граждан; своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими гражданам доходах в порядке, установленном инструкцией; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.

^ Социальный налог

Социальный налог - новый для российской налоговой системы налог, призванный заменить платежи во внебюджетные социальные фонды, которые раньше формально не входили в налоговую систему, хотя по сути были именно налогами. Когда он будет введен в действие, вместо перечислений в четыре фонда предприятиям надо будет делать отдельные перечисления только в Пенсионный фонд, а остальные объединены в социальный налог.

^ Налогоплательщиками социального налога признаются: работодатели (предприятия и организации, в том числе органы государственной власти и управления; предприниматели, выплачивающие вознаграждения физическим лицам); предприниматели и физические лица творческих профессий, не являющиеся членами творческих объединений.

^ Объектом налогообложения социальным налогом признаются вознаграждения (в том числе в неденежной форме), начисленные в течение налогового периода в пользу работников (постоянных и временных) по всем основаниям независимо от источников финансирования, а также доходы, полученные в течение налогового периода от экономической либо творческой деятельности, уменьшенные на сумму расходов.

^ Налоговая база для работодателей определяется как сумма вознагражде­ний и выплат каждому из постоянных и временных работников в течение налогового периода.

^ Налоговая база для налогоплательщиков, занимающихся индивиду­альной предпринимательской или творческой деятельностью, определя­ется как сумма доходов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода.

Применяются следующие налоговые ставки:

1) для налоговой базы в размере до 60 тыс.руб. в течение налогового периода:

а) 3,5% - в Фонд социального страхования Российской Федерации;

б) 1% - в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;

в) 3,9% - в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

2) для налоговой базы в размере свыше 60 тыс.руб. в течение налогового периода:

а) 1,5% - в Фонд социального страхования Российской Федерации;

б) 2,5% - в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В 1997 г. действовали следующие ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд - 28% фонда оплаты труда, Фонд социального страхования - 5,4, Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6, Фонд занятости - 1%.
Сумма налога определяется отдельно в части, подлежащей уплате в каждый государственный внебюджетный фонд как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Для налогоплательщиков-работодателей налоговые ставки применяются отдельно в отношении налоговых баз для каждого постоянного или временного работника.

Налогоплательщики-предприятия (работодатели) уплачивают налог один раз в месяц - в срок, установленный для получения средств на оплату труда за истекший месяц. Они представляют в банк платежное поручение на перечисление налога одновременно с истребованием средств на оплату труда. При этом в платежном поручении должны указываться суммы, подлежащие зачислению в каждый конкретный фонд. Без представления налогопла­тельщиком в банк платежного поручения на перечисление налога средства на оплату труда ему не выдаются.

Налогоплательщики-предприниматели (“индивидуалы”) уплачивают социальный налог в порядке и сроки, установленные для уплаты подоходного налога с физических лиц.

Суммы налога, уплаченные налогоплательщиками, относятся:

1) предприятиями (организациями) - на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг);

2) предпринимателями - на затраты по осуществлению соответствующей деятельности.

^ Государственная пошлина

Под государственной пошлиной понимается установленный законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий или выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

^ Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Государственная пошлина взимается по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах, Конституционном суде РФ; за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных государствен­ных учреждениях; за регистрацию актов гражданского состояния; за оформле­ние документов на право выезда за границу; за выдачу или продление вида на жительство; за выдачу визы к паспортам иностранных граждан на право выезда из РФ и въезда в РФ; с заявлений о приеме в гражданство РФ и выходе из гражданства РФ; за патентование изобретения, промышленного образца, за регистрацию товарного знака; за государственную регистрацию предприятий, предпринимателей, общественных объединений, средств массовой информации, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Как правило, госпошлины с исковых заявлений имущественного характера устанавливаются в одинаковых размерах для физических и юридических лиц, но в ряде случаев они могут различаться от 2,5 до 100 раз.

Размеры государственной пошлины с исковых заявлений имущественного характера зависят от цены иска, определяемой истцом, причем здесь применяется регрессивный налог; с заявлений неимущественного характера они установлены в долях от базовой ставки, под которой понимается размер минимальной месячной оплаты труда (ММОТ).

Особенности взимания госпошлины нотариусами государственных нотариальных контор определяются объектами, в отношении которых соверша­ются нотариальные действия. За удостоверение различного рода договоров, в том числе на отчуждение недвижимого имущества и транспортных средств, детям, супругу, родителям - 0,5% от суммы договора, но не менее базовой ставки (0,5 базовой ставки - для транспортных средств), другим лицам - 1,5% от суммы договора, но не менее 2 базовых ставок (1 базовая ставка - для транспортных средств), за удостоверение завещаний - базовая ставка, доверенностей - от 0,5 до 1 базовой ставки. За совершение исполнительной надписи устанавливается пошлина в размере 1% от взыскиваемой суммы, за принятие на депозит денежной суммы - 0,5% от принятой суммы; за опротес­тование векселя, удостоверение неоплаты чека - 1% от неоплаченной суммы. За выдачу свидетельств о праве на наследство: наследникам первой очереди - 1% от стоимости наследуемого имущества, другим наследникам - 2% от стоимости этого имущества. За составление проектов сделок - 1% от суммы, на которую заключается сделка, но не менее 50% размера базовой ставки.

С остальных видов нотариальных действий, включая патентование изобретений, регистрацию предприятий и предпринимателей, регистрацию актов гражданского состояния и действий, связанных с гражданством, взимается пошлина применительно к ММОТ - от 1% до 5-кратного ее размера (до 15-кратного размера - при регистрации средств массовой информации).

Законом предусмотрено, что за нотариальные действия, совершаемые вне помещения нотариальной конторы, госпошлина взимается в полуто­ракратном размере.

От уплаты государственной пошлины освобождаются Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, лица, подвергшиеся воздействию радиации. Кроме того, Конституционный суд РФ, равно как и арбитражный, своим решением может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от государственной пошлины или уменьшить ее размер.

Помимо того, установлены дополнительно льготы тем или иным категори­ям физических и юридических лиц по уплате госпошлины при совершении тех или иных конкретных действий. Так, от уплаты госпошлины в судах общей юрисдикции освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы, алиментов, о возмещении вреда, нанесенного увечьем, о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; потребители по искам, связанным с нарушением их прав; вынужденные переселенцы и беженцы по жалобам на отказ от регистрации ходатайств о признании их вынужденными переселенцами и некоторые другие категории граждан.

От уплаты госпошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются инвалиды I и II групп - на 50% по всем видам нотариальных действий, за исключением сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества и автотранспортных средств; граждане за удостоверение завещаний и договоров дарения имущества в пользу государства; граждане за выдачу свидетельств о праве на наследство, если они проживали совместно с наследователем, и др. Освобождается от уплаты госпошлины государственная регистрация рождения, смерти, усыновления и установления отцовства и ряд других действий. От уплаты госпошлины за регистрацию граждан по месту их жительства освобождаются физические лица, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учащиеся учреждений для детей-сирот, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в общежитии.

От уплаты госпошлины освобождаются также и юридические лица по искам о возмещении ущерба, причиненного нарушением законодательства в тех сферах, которые находятся в их компетенции (например, органы рыбоохраны - за ущерб рыбному хозяйству, управление охотничьего хозяйства и заповедников - за ущерб государственному охотничьему фонду, министерство внутренних дел - по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, финансовые органы - за подачу в суд заявлений по делам особого производства, налоговые органы - по искам о взыскании платежей в бюджет, министерство экологии и природных ресурсов - по искам о взыскании в доход государства средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и т.п.).

Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами, пошлинны­ми марками, а также путем перечисления сумм пошлины со счета плательщика через банковские учреждения до подачи соответствующих заявлений, исков, жалоб или получения документов. Если исковое заявление не принимается к рассмотрению, а также в ряде других случаев уплаченная сумма госпошлины возвращается в течение месяца после принятия решения о ее возврате.

Государственная пошлина уплачивается в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами или Конституционным судом Российской Федерации, а также за государственную регистрацию предприятий, предприни­мателей, общественных объединений, средств массовой информации, за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, за регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованием товаров. В остальных случаях государст­венная пошлина уплачивается в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Ответственность за правильность, своевременность и полноту взимания пошлины несут руководители учреждений, взимающих её.

^ Ресурсные платежи

В новом Налоговом кодексе эта группа платежей проработана достаточно подробно с тем, чтобы роль их в доходах бюджетов возрастала.

^ Налог на пользование недрами взимается с предприятий и организаций, ведущих поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений.

^ При поиске и разведке месторождений полезных ископаемых налог устанавливается в размере 1-5% от объема инвестиций или договорной стоимости работ.

Налогообложение добычи полезных ископаемых проводится по диффе­ренцированным ставкам в зависимости от вида добытого сырья и его стоимос­ти, рассчитанной исходя из объемов добычи и цен реализации, действующих в отчетном месяце. Для нефти и газа минимальные и максимальные ставки составляют соответственно 6 и 16%, для угля и торфа - 1 и 3%, железных руд - 1 и 5%, полиметаллов и радиоактивного сырья - 2 и 6%, драгоценных металлов - 2 и 4%, алмазов и драгоценных камней - 4 и 8%, нерудных строительных материалов - 2 и 4% и т.д.

^ При строительстве и эксплуатации подземных сооружений ставки налогов составляют от 0,5% до 1% фактической стоимости строительства или от 1 до 3% расходов на эксплуатацию этих сооружений.

^ Уплата налога осуществляется ежемесячно, а для малых предприятий - ежеквартально.
Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы представ­ляет собой целевой налог, обеспечивающий государственное регулирование при переходе к рыночным механизмам природопользования. Он будет применяться в течение пяти лет со дня введения в действие, причем ставки его ежегодно будут уменьшаться на 16%.

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы используется строго по целевому назначению бюджетами разных уровней, а также предприятиями, самостоятельно финансирующими геолого-разведочные работы за счет оставляемых им сумм такого налога.

^ Налогоплательщиками налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы признаются пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств.

Если налог на пользователей недр устанавливается в зависимости от объема добычи, то налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливается исходя из объема реализации полезных ископаемых (необработанных нефти, газа, угля, сланцев, асбеста, подземных вод и других) и продуктов их передела, являющихся первым товарным продуктом (концентратов руд и химически чистых благородных металлов, отсортирован­ных необработанных алмазов и драгоценных камней, другого минерального сырья, прошедшего первичную обработку). За налоговую базу принимается здесь стоимость добытых и реализованных полезных ископаемых или продуктов их передела, являющихся первым товарным продуктом, без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке их до покупателя.

Для каждого вида реализуемого минерального сырья установлены свои ставки: нефть, газ, газовый концентрат - 16%, уголь - 5, торф - 3, железные и хромовые руды - 3,7, цветные металлы - 8,2, калийные соли - 1,7% и т.д.

Уплата налога происходит в те же сроки, что и налога на пользователей недр.
^ Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов применя­ется к предприятиям и предпринимателям, приобретшим в установленном порядке лицензии на право поиска, разведки и (или) добычи углеводородов на территории Российской Федерации. Если налогоплательщик выбирает данную форму налогообложения, то он освобождается от уплаты акцизов на отдельные виды минерального сырья. Однако после перехода на данную форму налогообложения он не вправе от нее отказаться и обязан вести учет в соответствии с установленными для данного налога требованиями.
^ Налог на пользование объектами животного мира взимается с предприятий, организаций, предпринимателей и физических лиц, осуществляющих пользование объектами животного мира, подлежащее лицензированию.
^ Ставки налога устанавливаются региональными органами власти с учетом минимальных и максимальных ставок, разработанных правительством, и зависят от стоимости добытых объектов животного мира или стоимости продукции, полученной в результате пользования объектами животного мира и исчисленной исходя из рыночных цен, количества объектов животного мира (охотничьих животных или водных биоресурсов), подлежащего изъятию; количества дней, в течение которых производится изъятие определенной группы объектов животного мира (охоты или рыболовства).

При сверхлимитном и нерациональном использовании объектов животного мира ставки увеличиваются в 10 раз, а при деятельности без лицензии - в 20 раз.

Налог взимается при получении лицензии на кратковременное пользование объектами животного мира или уплачивается ежеквартально (ежемесячно) при долговременном пользовании.
^ Водный налог взимается с предприятий, организаций и предпринима­телей, непосредственно использующих поверхностные водные объекты с применением сооружений, технических средств или устройств. Этот вид деятельности подлежит лицензированию в порядке, установленном Водным кодексом Российской Федерации.

К лицензируемым видам деятельности относится использование водных объектов в следующих целях: для забора и накопления воды; для гидроэнергетики; водного транспорта, лесосплава, добычи полезных ископаемых, строительства, размещения или эксплуатации коммуникаций и других объектов и установок; рекреационных целей; сброса сточных вод.

^ Не признается объектом налогообложения пользование водными объектами в следующих целях: забора воды для ликвидации стихийных бедствий; наблюдения за водными объектами в рамках государственного мониторинга; проведения работ или мероприятий в водном объекте, связанных с водоохранной деятельностью или защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод; создания или эксплуатации в водном объекте зданий или сооружений, связанных с охраной водных или биологических ресурсов водного объекта или защитой от вредного воздействия вод; проведения картографических работ; неорганизованной рекреации без применения сооружений; проведения научных исследований.

^ Налоговая база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как объем воды, забранной из водного объекта; объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды; площадь используемой водной поверхности; объем сброшенных сточных вод. Ставки налога устанавливаются в рублях за 1 м3 забранной воды, а при использовании водных ресурсов для других целей - в рублях за соответствующую единицу: киловатт-час выработанной электроэнергии, кубометр сплавленной древесины, тонна-километр грузооборота водного транспорта, гектар площади используемой водной поверхности и т.д. При превышении установленных лимитов забора воды или при осуществлении деятельности без лицензии ставки возрастают в 5 раз.

Налоговые льготы устанавливаются региональными органами власти. ^ Уплата налога - ежемесячная.

Экологический налог

Налогоплательщиками экологического налога признаются пред­приятия, организации и предприниматели, производящие на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны вредное воздействие на окружающую природную среду.

Под вредным воздействием понимается выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных или передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты; размещение отходов (токсичных и нетоксичных); шум, вибрация, электромагнит­ные, радиационные и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду, определяемые правительством.

Перечни загрязняющих веществ и отходов (токсичных и нетоксичных), а также иных видов вредного воздействия на окружающую природную среду определяются уполномоченным государственным органом охраны окружающей природной среды.

^ Налоговая база в зависимости от вида вредного воздействия на окружающую природную среду определяется как масса (объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, масса (объем) размещаемых отходов либо фактический уровень вредного воздействия на окружающую природную среду.

^ Ставки налога разрабатываются правительством дифференцированно по каждому виду воздействия и загрязняющему веществу. При превышении временно согласованных объемов выбросов и сбросов ставки увеличиваются в 5 раз, а при превышении предельно допустимых нормативов - в 25 раз.

^ Общая сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком по результатам каждого отчетного или налогового периода, определяется как сумма всех подлежащих уплате сумм налога, исчисленных в отношении каждого вида вредного воздействия на окружающую природную среду

^ Федеральные лицензионные сборы

Налогоплательщиками федеральных лицензионных сборов признаются предприятия и физические лица, приобретающие в уполномочен­ных федеральных органах специальное разрешение (лицензию), предусмотрен­ное законодательством Российской Федерации, на ведение на территории Российской Федерации лицензируемых видов деятельности или на осущест­вление определенных прав (например, на экспортно-импортные операции).

^ Лицензионный сбор взимается в размере, не превышающем 100-кратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, до получения испрашиваемой лицензии.

Для получения лицензии, дающей право на осуществление нескольких видов деятельности или определенных прав, налогоплательщик уплачивает федеральный лицензионный сбор отдельно за право на осуществление каждого вида деятельности или определенных прав, указанных в лицензии.

^ Сумма федерального лицензионного сбора уплачивается в тот бюд­жет, за счет которого содержится уполномоченный на выдачу такой лицензии орган.

Суммы уплаченных налогоплательщиком федеральных лицензионных сборов относят на затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг).

^ Налог на использование государственной символики

Налогоплательщиками налога на использование государственной символики Российской Федерации признаются предприятия и предприни­матели (кроме Центробанка и его учреждений), производящие на территории Российской Федерации и реализующие на ее территории и (или) за ее пределами товары с изображением государственной символики Российской Федерации; реализующие на ее территории товары, страной происхождения которых является не Российская Федерация, с изображением государственной символики Российской Федерации.

Под таким использованием признается любое изображение на товаре, его упаковке либо этикетке:

1) государственного герба Российской Федерации или его основных элементов в виде двуглавого орла (с коронами, державой, скипетром и другими элементами или без них);

2) государственного флага Российской Федерации или его цветов в установленной для государственного флага Российской Федерации последовательности.

^ Объектом налогообложения признаются операции по реализации на территории Российской Федерации и (или) за ее пределами таких товаров, за исключением изготовленных для органов государственной власти и управления, а также бюджетных организаций с целью обеспечения возложенных на них функций.

В отличие от прежнего аналогичного сбора не признается объектом обложения использование наименований “Россия” и “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний.

^ Налоговая база определяется как выручка от реализации товаров с государственной символикой, рассчитанная исходя из рыночных цен. Ставка налога - 1% от налоговой базы. Уплата налога - ежеквартальная.
  1   2



Скачать файл (95.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru