Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Аудит кассовых операций - файл 1.doc


Аудит кассовых операций
скачать (149.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc150kb.15.12.2011 09:35скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

представительство в городе тобольске

Международный институт финансов , управления и бизнеса
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине « АУДИТ »

ПО ТЕМЕ

« аудит кассовых операций »
Преподаватель :.

Отделение : Курс : третий

Группа :

Зачетная книжка : ФИО :
г.Тюмень 2010 год.

Оглавление
Введение стр.3

Глава 1.Цели и задачи аудиторской проверки , отражение в бухгалтерском учете кассовых операций

1.1.Сущность , принципы , задачи аудиторских проверок стр.5 1.2.Порядок учета кассовых операций в бухгалтерском учете

стр.11

Глава 2.Организация и проведение аудиторской проверки кассовых операций .

2.1.Организация аудиторской проверки кассы стр. 17

2.2.Проверка расходования наличных денег из кассы и составления заключения стр.22

Заключение стр.30

Список использованной литературы стр.31
Введение
Рыночные отношения выдвинули объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации контроля (внутреннего контроля, внутрихозяйственного контроля) на промышленных предприятиях. Именно на уровне предприятия, где создается нужная обществу продукция, сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологий. На предприятии с целью снижения до минимума издержек производства и реализации продукции разрабатываются бизнес - планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент. Предприятие теперь выступает в роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Таким образом, контроль должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия, его собственников, а также непосредственно работников.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют администрация предприятия, бухгалтерия, на крупных предприятиях - специально созданные службы внутреннего аудита, контрольно - ревизионного отдела, отдела управления затратами и другие подразделения. Этого контроля не достаточно для инвесторов , кредиторов , поставщиков и прочих заинтересованных пользователей .

Пользователи бухгалтерской информации прежде всего, ставят себе задачу провести анализ финансового состояния предприятия на базе его бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать вывод о направлениях своей деятельности . Одним из оставляющих финансовой ( бухгалтерской отчетности является аудиторское заключение (для предприятий подлежащих обязательному аудиту). Аудит является независимым контролем , который обеспечивает пользователей бухгалтерской отчетности , информацией о ее достоверности . Предмет аудита – это информация , сосредоточенная в бухгалтерской отчетности экономического субъекта . Каждый документ бухгалтерской отчетности несет свою информационную нагрузку , завершая процесс обработки первичной документации . Весь процесс аудиторской проверки делится по сегментам . Проверка каждого сегмента должна сопровождаться необходимыми рабочими процедурами , планированием , сбором информации , документированием и т.д.

Одним из сегментов аудиторской проверки является аудит кассовых операций . В данной работе будет рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете кассовых операций , нормативное регулирование , цели и задачи аудита кассовых операций ,порядок проведения проверки , типичные ошибки и отражение выводов в заключении . Объектом изучения в данной работе является порядок проведения аудита кассовых операций . Основанием для написания данной работы послужили труды Ю.Ю.Кочинева , И.В.Барсукова , В Бородина и др.

Глава 1.Цели и задачи аудиторской проверки , отражение в бухгалтерском учете кассовых операций.

^ 1.2.Сущность , принципы , задачи аудиторских проверок .
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями) и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Федеральному закону об аудиторской деятельности.

Аудиторская проверка, как правило, ограничена определенным сроком. По статистике аудит длится в среднем две недели. Если пред­приятие крупное, то провести сплошную проверку его финансово-хо­зяйственной деятельности практически нереально, так как требуются колоссальные затраты времени и сил. Даже на среднем предприятии сделать сплошную проверку не всегда удается, в первую очередь из-за ограничений по времени. Поэтому аудитору следует определить страте­гию проверки с учетом индивидуальных особенностей конкретного эко­номического субъекта.

Стратегия аудиторской проверки базируется на:

• рассмотрении собранной информации о деятельности клиента;

• предварительной оценке риска и эффективности внутреннего кон­троля;

• определении сущности, глубины и продолжительности проверок

отдельных групп операции.

Стратегия аудиторской проверки строится на выборе наиболее ра­циональных путей достижения целей аудиторской проверки. Характер стратегии зависит от опыта и квалификации аудитора, от длительнос­ти сотрудничества между аудиторской фирмой и клиентом, т.е. от степе­ни знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов.

Стратегия аудиторской проверки формулируется как план аудитор­ской проверки: План составляется аудитором в письменном виде.

Планирование аудиторской проверки необходимо для того, чтобы:

1) предварительно определить объем и тип необходимых тестов;

2) оценить издержки по их проведению;

3) достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным воп­росам до начала проверки;

4) иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и его качества у данного клиента.

Многие аудиторские фирмы разрабатывают свои внутренние стан­дарты плана проверки, приспособленные к отраслевой специфике клиента.

Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» предусмотрено:

• описание предварительного этапа планирования аудита;

•формулирование принципов подготовки общего плана и програм­мы аудита;

• описание порядка подготовки и составления общего плана и про­граммы аудита.

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до

написания письма-обязательства и до заключения договора с эконо­мическим субъектом о проведении аудита.

Планирование, будучи начальным этапом, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидае­мого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разра­ботке аудиторской программы, определяющей объем, виды и после­довательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснован­ного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

При планировании кроме общих принципов должны также соблю­даться частные принципы:

•комплексности;

• непрерывности;

• оптимальности.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предвари­тельного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделени­ям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно кор­ректировать планы и программы проведения аудита с учетом измене­ний финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе плани­рования аудиторская организация должна обеспечить вариантность планирования, чтобы можно было выбрать оптимальный вариант общего Плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией. Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторс­кая организация должна, основываясь на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных анали­тических процедур, выявить области, значимые для аудита.

Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки введения аудита и составить график его проведения, подготовки учета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

  • реальные трудозатраты;

  • расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

  • уровень существенности;

проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

Основные источники информации о предприятии:

1. Обсуждения с работниками управления, встречи с высшим руководством и с исполнительным персоналом, беседы с менеджерами и персоналом, не связанным с ведением учета, позволяют получить информацию «из первых рук».

2. Посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов, что позволяет воочию убедиться в наличии и сохранности активов, иметь представление об условиях производства.

3. Внешние и внутренние отчеты и публикации.

К внешним относятся: общая и профессиональная периодическая печать; аналитические отчеты по отрасли; показатели основных конкурентов и среднеотраслевые показатели; государственное и налоговое законодательство и регулирование; официальные заявления. К внутренним относятся: финансовые отчеты; ежемесячная финансовая информация; протоколы заседаний совета директоров, правления, дирекции, акционеров; отчеты управляющих, в том числе бюджеты, прогнозы, проекты; внутренние отчеты аудиторов, консультантов; инструкции по процедурам, политике внутри фирмы.

Кроме того аудитором создается программа аудитора. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одно­временно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по сче­там. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора, необходимых для таких детальных конк­ретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и резуль­татов аудиторских процедур программа аудита может пересматривать­ся. Причины и результаты изменении следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, до­кументально отраженные в рабочих документах, являются фактичес­ким материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Понятие уровня существенности в аудите и порядок его расчет» определяются в РФ правилом (стандартом) «Существенность и аудиторский риск».

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Аудиторские организации в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить достоверность во всех существенных отношениях.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерс­кой отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Существенность информации - это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Аудиторская организация может знакомить заинтересованных лиц по их требованию с принятые аудиторской организацией порядком на­хождения уровня существенности.

Уровень существенности должен быть выражен в той валюте, в ко­торой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность.

Значение уровня существенности, полученное по окончании этап; планирования аудита, а также любые корректировки значения уровня существенности в ходе проверки, должны быть утверждены руководи­телем данной проверки, что должно найти отражение в рабочей доку­ментации проверки.

Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности:

• па этапе планирования при определении содержания, затрат вре­мени и объема применяемых аудиторских процедур;

• в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур;

• на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности. Исходя из выше перечисленных принципов аудиторская проверка проводится непосредственно на предприятии по планируемым сегментам . Одним из обязательных сегментов является аудит кассовых операций .Далее будет рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете и организации и проведения аудита конкретного сегмента – кассовых операций .
^ 1.2.Порядок учета кассовых операций в бухгалтерском учете
Каждое хозяйствующее предприятие имеет наличные денежные расчеты , а следовательно обязано правильно отражать кассовые операции . Работа организаций с наличными деньгами регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров Банка России (Протокол от 19 декабря 1997 г. N 47), Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (с изменениями и дополнениями). Следует так же учитывать положения федерального закона « О бухгалтерском учете « № 129-ФЗ от 21.11.96г., Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ( Приказ МФ РФ № 94н от 31.10.00г.) и др. нормативных актов .

Порядок ведения кассовых операций, в частности, предусматривает:

  • наличие кассы и ведение кассовой книги;

  • хранение свободных денежных средств в учреждениях банков;

  • расходование наличных денег, полученных из банков, на цели, указанные в чеке;

  • хранение наличных денег в кассах организаций в пределах лимитов, установленных обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций.

Исключение составляют денежные средства, взятые в банке на оплату труда работников, выплату пособий по социальному страхованию и стипендий. Денежные средства, предназначенные на эти цели, могут храниться в кассе организации в течение трех рабочих дней, включая день получения их в банке.

Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно – кассовой техники .

Кассовые операции оформляются с использованием следующих унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 (с изменениями и дополнениями) и согласованных с Минфином России и Минэкономики России:

  • приходный кассовый ордер - форма N КО-1;

  • расходный кассовый ордер - форма N КО-2;

  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов - форма N КО-3;

  • кассовая книга - форма N КО-4;

  • книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств - форма N КО-5.

Организация получает наличные деньги из банка через кассира по чеку, выписанному на его имя. Факт получения денежных средств регистрируется при оформлении приходного ордера за подписью главного бухгалтера и кассира.

При поступлении в кассу денежных средств из других источников лицу, внесшему деньги в кассу, выдается квитанция от приходного кассового ордера, заверенная подписями главного бухгалтера и кассира, печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Наличные деньги из кассы организации выдаются по расходным кассовым ордерам или по надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с последующим наложением на эти документы по их закрытии штампа (заменяющего расходный кассовый ордер) с реквизитами расходного кассового ордера.

Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениях, счетах и др.) имеется разрешительная подпись руководителя, его подпись на расходном кассовом ордере необязательна.

По истечении установленного срока выдачи средств на оплату труда, пособий по социальному страхованию и стипендий кассир должен:

  • в платежной ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: "Депонировано";

  • составить реестр депонированных сумм;

  • в конце платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: "Деньги по ведомости выдавал (подпись)". Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;

  • записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: "Расходный кассовый ордер N...".

Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.

Приходные и расходные кассовые ордера до передачи их в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на оплату труда и другие приравненные к ней платежи, регистрируются после их выдачи.

Все поступления и выдачи наличных денег организации учитывают в кассовой книге. Каждая организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Кассир при поступлении на работу должен ознакомиться с правилами ведения кассовых операций и заключить с администрацией организации договор о полной индивидуальной материальной ответственности за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный организации в результате как умышленных действий, так и небрежного либо недобросовестного отношения к своим обязанностям, в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию.

Руководители организаций обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в ее помещении, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций закрыты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Учет наличных денежных средств в кассе ведется на основании кассовых документов на счете 50 "Касса". Приход средств в кассу показывается по дебету счета, а расход - по кредиту. При необходимости (применении в расчетах иностранной валюты; наличии структурных подразделений и т.п., а также денежных документов) на счете 50 организация может открыть специальные субсчета для учета:

  • наличных денежных средств в кассе организации (аппарате управления), в том числе для учета наличия и движения российской валюты, а также для каждой используемой иностранной валюты, - 50-1;

  • наличных денежных средств в операционных кассах (кассах, открываемых в подразделениях организации) - 50-2;

  • денежных документов - 50-3.

Учет денежных документов (марок, путевок в дома отдыха, акций акционерных обществ и т.п.) ведется на счете 50, субсчет 3 "Денежные документы", по дебету которого отражаются купленные документы по фактической стоимости приобретения в корреспонденции со счетами учета денежных средств или расчетов. По выдаче документов их учетная стоимость списывается с кредита субсчета "Денежные документы" счета 50.

Источниками информации при проведении аудита кассовых операций служит :

  • журнал ордер № 1

  • карточка и анализ счета 50( при автоматическом учете)

  • кассовая книга

  • книга кассира операциониста

  • приходные и расходные кассовые ордера

  • иные платежно-расчетные документы и т. д.

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. Изучить применяемые программные продукты , должностные обязанности , приказы на право подписи , утвержденный график документооборота и т.д. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.


Глава 2.Организация и проведение аудиторской проверки кассовых операций .

^ 2.1.Организация аудиторской проверки кассы
Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом.

Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой последовательности:

  • инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

  • проверка правильности документального оформления операций;

  • проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

  • аудиторская проверка правильности списания денег в расход;

  • проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;

  • проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

  • оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

  • отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;

  • наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);

  • отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;

  • отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;

  • отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

  • предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.

Прибыв на место проверки, аудитор может сразу провести инвентаризацию денежных средств, хранящихся в кассе. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой аудитору необходимо выяснить:

  • обеспечена ли сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы;

  • имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф;

  • застрахована ли касса организации;

  • соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа). Так, в Порядке ведения кассовых операций установлено, что ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей предприятий. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем предприятия, результаты ее фиксируются в акте;

  • соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам.

Если штатным расписанием организации не предусмотрена должность кассира, его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия и при обязательном заключении с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности.

Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями организации. Лимит остатка кассы для организаций с 01.01.1998 устанавливается в соответствии с Положением ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".

Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. По организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной .

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера - 5 дней).

Если отсутствует справка банка об установлении лимита остатка кассы или выявлены случаи превышения лимита, аудитор предупреждает клиента о возможных штрафных санкциях .

Денежные средства могут поступать в кассу из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, как остатки неиспользованных авансов и др.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью "аннулировано" и хранятся подклеенными к корешкам чеков.

Направления использования денежных средств и их целевое назначение организация определяет по своему усмотрению. Владельцы счета на обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных сумм. Согласно действующему законодательству меры ответственности к организациям, допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, не предусмотрены. Однако коммерческие банки могут проверять целевое использование организациями полученных в банках денежных средств и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования (инструктивное Письмо ЦБ РФ от 16.03.1995 N 14-4/95).

Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных и обслуживающих производств, жилищно - коммунального хозяйства. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами - фактурами) по реализации продукции (работ, услуг).

В ходе проверки полноты и своевременности отражения выручки, сданной в кассу, особое внимание нужно уделить правильности расчета налога с продаж ( по итогу 2003 года ), введенного федеральным законом от 27.11.2001г № 48-ФЗ (глава 27 НК РФ ), утратившего силу с 01.01.2004 г в соответствии с законом № 182-ФЗ от 27.12.2002 г.

Аудитору следует проверить правильность определения облагаемого оборота по этому налогу. Как правило, для налога с продаж установлен ежемесячный порядок уплаты, поэтому облагаемый оборот можно определить путем сложения за месяц оборотов по дебету счета 50 "Касса" в корреспонденции со счетом 62.1 "Расчеты с покупателями " минус необлагаемые обороты плюс реализация в порядке обмена с населением.

Правила осуществления расчетов в России устанавливает ЦБ РФ Руководствуясь этой нормой, ЦБ РФ устанавливает предельные размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами . Так, согласно указанию ЦБ РФ от 14.11.2001г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу составляет:

  • между юридическими лицами - 60 тыс. руб. по одной сделке .

В ходе проверки аудитор выявляет случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информирует руководителя о возможных санкциях.
^ 2.2.Проверка расходования наличных денег из кассы и составление заключения .
Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчетными суммами.

Заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдаются из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно - платежным ведомостям, которые подписывают руководитель организации и главный бухгалтер. Все выплаты должны быть персонифицированы и содержать подпись получателя денег. Возможна выдача денег по доверенности, в этом случае кассир делает запись "по доверенности", а саму доверенность прикрепляет к ведомости.

При проверке правильности выплаты денег по платежным ведомостям следует установить, все ли внесенные в них лица являются работниками данной организации.

Для предупреждения подобных нарушений отдел кадров должен визировать платежные ведомости до выплаты денег по ним.

Остановимся подробнее на проверке операций по выдаче денег из кассы в подотчет.

Подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом наличные суммы денежных средств из кассы на предстоящие командировочные, представительские расходы, а также для оплаты хозяйственных (канцелярских, почтово - телеграфных) расходов, а также расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле, и других хозяйственных расходов. В бухгалтерском учете подотчетные суммы отражаются на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Порядок ведения кассовых операций (п.11) регламентирует, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Аудитор проводит соответствующие процедуры, чтобы выяснить, своевременно ли в организации закрывают подотчетные суммы. Если проверкой будет выявлено, что подотчетные суммы числятся за получившим их работниками дольше установленного срока, то аудитору нужно получить письменные объяснения от соответствующих должностных лиц. Следует также предупредить и работников бухгалтерии, и подотчетное лицо о необходимости включить непогашенную подотчетную сумму в совокупный налогооблагаемый доход гражданина.

Все случаи неполного набора документов по расходным кассовым операциям должны быть зафиксированы аудитором. По ним подсчитывают итог, который соизмеряют с кредитовым оборотом по счету 50 "Касса" для определения уровня существенности ошибок.

Практика аудита расчетов наличными денежными средствами свидетельствует о том, что в этой области бывает множество нарушений, в частности в оформлении кассовых документов. Типичными ошибками при заполнении кассовых документов являются:

  • заполнение кассовых документов по старым формам - образцам;

  • заполнение строк новых форм осуществляется небрежно: не всегда проставляются номера приходных и расходных ордеров, авансовых отчетов; в приходных и расходных кассовых ордерах иногда не проставляются корреспондирующие счета и субсчета; в строке "Приложение" к приходно - кассовым и расходно - кассовым ордерам не проставляются все реквизиты соответствующих прилагаемых документов (накладных, счетов - фактур, доверенностей и т.д.); даты квитанций к приходно - кассовым ордерам не всегда совпадают; суммы НДС выделяются неверно; фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих кассовые документы, указываются неразборчиво, а в некоторых случаях просто отсутствуют те или иные подписи; много случаев подчисток, помарок, исправлений.

Причем бухгалтеры и кассиры делают исправления не по установленным правилам.

Анализ записей в кассовых документах показывает , что большое число ошибок возникает при оформлении авансовых отчетов и кассовых книг. Например, при проверке авансовых отчетов обнаруживается, что ссылки на даты прилагаемых документов не совпадают с фактическими датами. При большом количестве прилагаемых документов встречаются ошибки в подсчете сумм.

Нарушения и злоупотребления возникают при отражении в авансовых отчетах остатков или перерасхода предыдущего аванса. Все авансовые отчеты следует регистрировать в отдельном журнале. Это позволит не нарушать последовательность в оформлении, и при проверках все необходимые данные авансовых отчетов будут понятны.

Каждая подпись в авансовых отчетах должна находиться на определенном месте, подтверждая соответствующие бухгалтерские записи и управленческие решения.

Иногда после составления и утверждения авансового отчета в тексте на оборотной стороне делают дополнительные записи. Это недопустимо. Необходимо приложить другой авансовый отчет, сделав пометку "приложение" или "дополнение", с другой датой, текстом и подписями. При этом делают записи с бухгалтерскими проводками по дополнительным суммам. Важно, чтобы при этом в документах не возникало разночтений. Дело в том, что бывают случаи утери некоторых первичных документов, а когда по истечении времени они находятся, бухгалтеры (кассиры) делают существенные (порой плохо понятные) исправления в авансовых отчетах и в других кассовых документах.

В конце перечня оправдательных документов во избежание приписок необходимо поставить знак "Z".

Рассмотрим ошибки, допускаемые при заполнении кассовых книг. Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации установлено, что "подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются". Однако такие нарушения встречаются.

Некоторые бухгалтеры - кассиры отражают операции с денежной наличностью в кассовой книге не каждый день, а один раз в 5, 7, 10 дней и указывают, например, в кассовой книге: "Касса за 8 - 15 июля 1999 г.". Такое отражение кассовых операций недопустимо, т.к. это вызывает сомнения по поводу соответствия остатков установленному банком лимита. Существуют общеустановленные правила: ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Иногда в кассовых книгах исправляют остатки на конец рабочего дня, количество приходно - кассовых и расходно - кассовых ордеров. Это бывает в тех случаях, когда не ведется учет этих ордеров, т.е. отсутствует журнал приходных и расходных кассовых документов. Практика аудита показывает, что такие журналы отсутствуют на малых предприятиях, где кассовые операции проводятся в небольшом количестве и бухгалтеры - кассиры не регистрируют приходно - кассовые и расходно - кассовые ордера, делая затем ошибки и исправления в кассовой книге. И наоборот, на некоторых торговых предприятиях с большим количеством кассовых операций имеют место нарушения, связанные с искусственной путаницей в номерах этих ордеров и их несоответствием с кассовой книгой.

Бухгалтерам и кассирам, осуществляющим кассовые операции, необходимо напомнить, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н и введенным в действие с 1 января 1999 г., "внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими или подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений".

Общее нарушение ведения кассовых операций заключается в том, что некоторые предприятия продолжают оформлять кассовые операции по старым формам, ссылаясь на то, что у них имеется большой запас этих устаревших форм. Однако в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п.2 ст.9 гл.II) "первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации". В соответствии с этим же Законом и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждает Госкомстат России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России. По учету кассовых операций унифицированные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Кроме того, Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 был введен Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, в соответствии с которым в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций) организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты унифицированных форм остаются без изменения и удаление отдельных реквизитов не допускается.

Таким образом, все бухгалтеры и кассиры не имеют права вести учетные бухгалтерские записи в кассовых документах старых образцов. По окончанию аудита составляется аудиторское заключение .

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и предоставлять адресату письменную информацию (отчет) аудитора руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. Аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде по ходу осуществления аудита промежуточную информацию.
Данные, содержащиеся в письменной информации аудитора, приводятся с целью доведения до руководства проверяемого экономического субъекта сведений о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. Аудиторская организация обязана указать в письменной информации аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности. Письменная информация аудитора должна быть адресована руководителям и (или) собственникам экономического субъекта , должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит , должна содержать в обязательном порядке следующие сведения:

  • реквизиты аудиторской организации,

  • реквизиты проверяемого экономического субъекта

  • указание на период времени, к которому относится документация экономического субъекта, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной информации аудитора;

  • выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность;

  • результаты проверки организации и ведения бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния системы внутреннего контроля экономического субъекта.


В дополнение к обязательным сведениям, указанным выше, в зависимости от объема, масштабов и специфики аудиторской проверки, а также размеров и особенностей аудиторской фирмы (того, проводится ли проверка аудитором, работающим самостоятельно), размеров и особенностей экономического субъекта, подлежащего проверке, можно включать в письменную информацию аудитора иные сведения .

Сведения, содержащиеся в письменной информации аудитора, должны быть четкими, краткими, содержательными, без фактических неточностей. В необходимых случаях в письменной информации аудитора должны иметься обоснования количественных расчетов и оценок, ссылки на документы действующего законодательства.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке должно быть указано, какие из сделанных замечаний являются существенными, а какие - нет, влияют или не влияют (или могут влиять) перечисленные замечания и недостатки на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. В случае подготовки аудиторской организацией условно-положительного заключения, отрицательного заключения или отказа от выражения мнения в письменной информации аудитора должна содержаться развернутая аргументация причин, приведших к такому мнению аудитора.

Заключение
Аудиторская проверка является целым комплексом мер по проверки соблюдения законодательства как в сфере бухгалтерского учета , так и в сфере налогообложения . Предприятия подлежащие обязательному аудиту обязаны в составе годовой отчетности представлять заключение аудиторской компании , выражающей мнение независимого аудита о достоверности бухгалтерской отчетности . Предприятия не подлежащие обязательному аудиту могут проводить инициативный аудит и представлять заключения аудиторов с целью привлечения инвесторов , кредиторов , деловых партнеров и т.д.

Одним из обязательных сегментов аудиторской проверки является – проведение аудита кассовых операций . До начала проверки аудитор разрабатывает план , определяет критерии существенности , собирает информации о самом предприятии и порядке отражения в бухгалтерском учете кассовых операций . Основными критериями проверки служат :

  • соблюдение порядка оприходования и выдачи денежных средств

  • Соблюдение лимита расчетов между юридическими лицами

  • Соблюдение лимита остатка в кассе предприятия

  • Применение закона о ККТ

  • Правильность заполнения первичных документов и т. д.

По окончанию проверки аудиторов составляется аудиторское заключение с обязательным указанием всей необходимой информации . В обязательном порядке информируется руководство , аудируемого субъекта , о ходе проверки , замечаниях в порядку ведения кассовых операций или об отсутствии таковых . В данной работе подробно рассмотрен порядок проведения аудита кассовых операций , освещены наиболее часто встречающиеся нарушения , определена законодательная база .

Список использованной литературы


  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г № 119-ФЗ ( с изменениями и дополнениями);

  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ ( с изменениями и дополнениями) ;

  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ ( Приказ МФ РФ № 34н от 29.07.98г.)

  4. Приказ Министерства Финансов РФ № 49 от от 13.06.95 г «Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

  5. Аудит , Кочинев Ю.Ю.,Спб.:Питер,2003г.

  6. Практикум по аудиту , учебное пособие ,Ларионов А.Д.,Мосвка:Проспект,2004г.

  7. Барсукова И.В. , «Аудит учета денежных средств в кассах организации» // «Аудиторские ведомости» ,№7,2001г., стр.32.

  8. Бородина В., «Оформление кассовых операций» // «Финансовая газета . Региональный выпуск» № 1,2000 г. ,Стр.6.

  9. Иванова Н.Г. , « Аудиторская проверка кассовых операций» // «Бухгалтерский учет» ,№ 2 ,2001г.,стр.46.

  10. Волков Н.Г. , « Практическое пособие по бухгалтерскому учету» , Москва : Инфа ,2002 г.



Скачать файл (149.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru