Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Программа - Программа семинарских занятии для молодых учителей - файл 1.doc


Программа - Программа семинарских занятии для молодых учителей
скачать (409.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc410kb.15.12.2011 09:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Министерство образования и науки Херсонская специализированная І-ІІІ ступеней школа № 30 с углубленным изучением предметов естественно - математического цикла
Программа

семинарских занятии

для молодых учителей
Подготовила практический психолог „

Комаристая Ольга Ивановна

Херсон 2006

Содержание
Семинар № 1. Тема Создание позитивных взаимоотношений между учащимися и учителями.

Семинар № 2. Тема. Учитель - ученик. Стили взаимоотношений. Семинар № 3. Тема. Психологические проблемы обучения в профильных классах.

Семинар № 4. Тема. Как сохранить свое психическое здоровье?

Семинар № 5. Тема. Рефлексия и саморефлексия.

Семинар № 6. Тема. Работа с родителями.

Семинар № 7. Тема. Психологическая поддержка учащихся.

Обучение родителей.

Семинар № 8. Тема. Общение учителя с учащимися.

Семинар № 9. Тема. Обучение учащихся принятию решений.

Семинар № 10. Тема. Творчество учителя - пример для творческого решения заданий учениками.

Практика требует хорошо подготовленных специалистов, свободно владеющих теорией, имеющих навыки работы. Рынок труда педагогических работников сейчас достаточно велик. Как быть, если работать хочется, знаний накоплено немало, а приходит молодой специалист в школу и ... ребята не слушаются, шумят на уроке, домашнее задание выполняют без охоты или вообще этого не делают. Ведь все это проходили в университете, сдавали экзамены, эти вопросы рассматривали на семинарских занятиях, да еще и на практике.

На рабочем месте молодой специалист внезапно становится перед фактом - хорошие оценки в университете не отражают степень умений и навыков, это только оценка за выученный теоретический материал. А практика требует мгновенных решений создавшихся ситуаций. И как подсказывает опыт - возникшую проблему на уроке необходимо решать на этом же уроке, иначе авторитет учителя таит на глазах. Молодой специалист становится перед фактом - не хватает опыта. Как быть? Что делать? К кому обратиться? С кем посоветоваться?

Вопросов очень много, а времени 45 минут, иногда и меньше.

В нашей школе на фоне многолетнего опыта сформировалась система работы с молодыми учителями. Приходя в наш педагогический коллектив, молодой специалист с первых дней попадает под опеку опытного, закрепленного только за этим учителем наставника. Старший коллега не только советчик и помощник, к нему всегда можно прийти на урок, заглянуть «в мастерскую мэтра», посмотреть как это делает он - мастер своего дела. С ним можно обсудить планирование уроков, рациональность демонстрационного материала, отшлифовать плотность и насыщенность информации, сделать интересные вкрапления «изюминок», чтобы ученики шли на урок с удовольствием и с радостью встречались с учителем. А иногда и обсудить житейские проблемы, они ведь тоже часто возникают.

Наряду с системой наставничества у нас работает постоянный семинар в рамках ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ. На заседаниях используются разнообразные формы и методы работы: мини-лекции, обсуждение педагогических ситуаций, упражнения по отработке педагогических навыков, выработка рекомендаций для учителей, родителей, учеников, мозговой штурм, работа в группах, ролевые игры, сюжетные игры, экспресс-тестирования и многое другое. Очень эффективным методом являются выступления учителей - наставников по конкретным вопросам. В конце каждого занятия участники получают «памятку», в которой освещены все вопросы семинара, где молодые учителя могут отметить то, что наиболее понравилось, что получилось или над чем нужно еще поработать.

Семинар, как правило, состоит из 4-6 вопросов и обязательно включает шеринг - обсуждение какого-либо задания или всего заседания. На каждом занятии решаются свои задачи, но развитие рефлексии и саморефлексии, как одного из важнейших факторов формирования педагогического мастерства, происходит постоянно. Каждый семинар заканчивается обменом мнениями, благодарностью за работу и приглашением к сотрудничеству на следующем заседании.

Университетские стены позади? Да здравствуют стены школы жизни!
Семинар №1

Тема: «Создание позитивных взаимоотношений между учениками и учителем»
Цель. Показать в игре важность невербального общения, развивать педагогическую интуицию; дать понятие «социальное мышление», отработать правила поведения молодого учителя, направленные на создание позитивной атмосферы в классе; учить рефлексировать ярлыки и состояния, которые учитель может навязывать ученикам; учить высказывать свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из опыта.
Оборудование. Листы 4-А для рисования, открытки, разрезанные на две части «замочком», цветные карандаши, памятки с правилами для учителя, шапочки с ярлыками, звоночек.
План семинара.

  1. Сообщение темы семинара. Разминка. Игра «Рисунок вдвоем».

  2. Мини-лекция «6 правил, помогающих учителю создать позитивную атмосферу в ученическом коллективе».

  3. Игра «Ярлыки».

4. Шеринг.

Ход семинара.

1. Сообщение темы семинара ее актуальности.

Игра «Рисунок вдвоем»

Цель. Развитие интуиции, умения без слов понимать партнера, чувствовать его желание и настроение.

Раздаются разрезанные «замочком» на две части открытки. Участники семинара, не произнося не слова должны взять себе по 1 части, а затем, общаясь мимикой и жестами, найти свою пару. Все участники разбиваются на случайные пары. Каждой паре предложен на столах лист бумаги и один карандаш. Они, не договариваясь, должны взять карандаш в две руки одновременно и начать рисовать какой-либо рисунок. Это должна быть совместная деятельность, рисунок должен иметь содержание и эмоциональную окрашенность. ??? Обсуждение.

  • Получилось ли что-либо?

  • Получилось то, что вы хотели или с чем то не согласны?

  • Что ощущали, когда рисовали?

  • Чем довольны или недовольны?

-Как можно прокомментировать эту игру? Что она развивает?
2. Мини-лекция.«6 правил, помогающих учителю создать позитивную атмосферу в ученическом коллективе»

Правила, помогающие молодому педагогу развить социальное мышление (направленное на сотрудничество). Каждое правило обсуждается с участниками семинара.

1 правило. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Часто при анализе оказывается, что причиной неправильного поведения ученика послужило недоразумение в общении.

  1. правило. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

  2. правило. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжение учителей при опосредованном способе воздействия. Выбирать не давление на учащихся, а повышение интереса, потребности и мотивов. Использовать примеры из жизни популярных личностей.

  3. правило. Отношения школьников к учителю можно формировать или изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки их личности:

  • положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;

  • неприемлемой является глобальная положительная или отрицательная оценки;

  • глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего самосовершенствования;

  • глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе, учителю.


^ Наиболее целесообразны:

  • парциальная положительная оценка, так что в итоге ученик гордится своими достижениями в конкретном деле и понимает, что успех не дает основания для самоуспокоения во всех других отношениях;

  • парциальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить, так как для этого он имеет достаточно сил и возможностей;


^ Прямая (с называнием фамилии) и косвенная (без указания имени) оценки эффективны, если:

  • ученик добился больших успехов в социально ценной деятельности благодаря личной инициативе, способностям, усилиям и творчеству. Можно объявить об этом на общешкольной линейке, по школьному радио и т. д.

  • ученик допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей вине, а в силу сложившихся объективных условий, то надо указывать сам факт нарушения, не называя фамилии школьника

И в первом и во втором случаях ученики будут благодарны вам за справедливую оценку.
5 правило. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет

(если она хорошо организована). Это может быть задание; которое потребует объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности. При этом нужно соблюдать следующие условия:

  • сама учебная задача должна быть серьезной, возбуждать интерес всего коллектива и входящих в него микрогрупп;

  • нужен специальный дидактический и учебный материал, с которым школьники могли бы работать самостоятельно.

Рекомендуемые формы работы: конкурс - выставка «Мир моих увлечений», «Мой характер в рисунках»; конкурс сочинений «Мой лучший друг», «На кого я хочу быть похож», «Я и мой идеал»; ералаш «Один день из жизни класса»; беседа «Что значит интересный человек»; разговор в кругу «Если бы я был директором школы»;

терминологический ликбез (новые экономические ... термины); защита будущей профессии...
6 правило. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении. Более эффективным является способ воздействия на ученика через возбуждение интересов, потребностей и мотивов.
^ 3. Игра «Ярлыки».

Цель. Дать возможность участникам семинара прочувствовать состояние учеников, на которых «вешают» учителя ярлыки, развивать рефлексию участников семинара, педагогическую интуицию.

Все участники садятся за парты, как школьники. Принимают позу расслабления, слушают с закрытыми глазами рассказ психолога о том, какой сегодня замечательный день, как плодотворно он прошел для каждого и сколько еще можно сделать дел. В этот момент психолог каждому на голову одевает шапочку, на которой написаны слова «отличник», «двоечник», «ябеда», «плакса», «задавака»,. Слушатели семинара не могут открывать глаза, пока им одеваются шапочки. Когда психолог разрешает открыть глаза, участники, не видя своего ярлыка, могут прочитать соседский, но комментировать не могут. Звенит звоночек - сигнал начала урока. Психолог сообщает, что сейчас все присутствующие - ученики и в их классе начинается контрольная работа. Далее, обращаясь к каждому с характеристикой по ярлыку, просит быть внимательным на аттестации и, учитывая свои особенности, максимально хорошо написать работу.

Игра проводится в течении 4-5 минут.

4. Шеринг. Обсудить вопросы:

  • Что чувствовали во время игры?

  • Что хотелось сделать, сказать?

  • Почему это не сделали или сделали?

  • Чему нас учит эта игра?

Вывод. Любой ярлык нарушает баланс в отношениях. Позитивные взаимоотношения становятся невозможными.

Поблагодарить участников за работу. Попросить сделать заявки на следующий семинар.


Семинар №2

Тема. Учитель - ученик. Стили взаимоотношений.
Цель. Научить решать возникающие проблемы с поведением учащихся, снижения успеваемости на уроках; Учить стабилизировать настроение; донести информацию

0 стилях взаимоотношений учителя с учащимися, о роли оценки в жизни учащихся; ознакомить с видами стрессов и способами выхода из него.

План семинара.

  1. Разминка. Игра «Знакомство».

  2. Экология учительского труда. Стили взаимоотношений учителя и ученика.

  3. Речь учителя. Сленг. Жаргон.

  4. Оценки и оценивание.

  5. Стресс и их профилактика.


Ход семинара.
1 .Разминка. Игра «Знакомство».

Цель. Познакомить участников семинара в неофициальной обстановке, снять напряжение, помочь осознать себя частью учительского коллектива.

Психолог предлагает начать занятие со знакомства с помощью стандартной фразы :»Меня зовут . Я преподаю . Для меня эта четверть была — Я люблю себя за —.» Начиная с психолога все по порядку произносят стандартные фразы, заканчивая их по-своему.

Психолог сообщает план семинара, отмечая важность данных вопросов.
^ 2.Экология учительского труда. Стили взаимоотношений. Основной девиз «Не навреди!» Стили взаимоотношений:

  • АВТОРИТАРНЫЙ - роль ведущего, контроль за учителем, в речи часто используются глаголы повелительного наклонения, фразы командного характера.

  • ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ - принятие решений всем коллективом, фразы типа «Кто может решить эту задачу другим способом?» и т. д. Предлагать задания на выбор учащимся.

  • ЛИБЕРАЛЬНЫЙ - когда учитель подстраивается под ученический коллектив. Часто возникают манипуляции учителем, нарушения дисциплины на уроке, вольное ненормативное поведение. Уроки проходят неэффективно, основное время уходит на наведение порядка в поведении учащихся.


3. Речь учителя. Сленг. Жаргон.

Отношение учащихся к предмету всегда пропорционально отношению к учителю. Отношения осуществляются вербально, а проявляются в поведении.

Очень важно обращаться к ученикам по имени и в доброжелательном тоне, на уроках использовать юмор.

Сленг - слова и выражения, употребляемые людьми определенной и возрастной или профессиональной группы (молодежный с, музыкальный с.и т. д.)

Жаргон - речь социально или профессионально замкнутой группы, отличающего от общеупотребительного языка специфичными словами и выражениями.

Часто для молодого учителя является сложным переход из студенческой среды общения в ученический коллекив и речевые привычки какое-то время сохраняются. Существует прямая зависимость между употреблением жаргона, сленга и снижением рейтинга учителя. Определенная группа учащихся может демонстрировать принятие такого общения, но уважение к учителю будет неуклонно падать, т. к. использование таких слов в ученической среде является признаком непрофессионализма или заигрывания с учениками.
4. Оценка и оценивание.

Самооценка в младшей школе формируется под влиянием оценок учителя. Детям важно, чтобы позитивная оценка была общепризнанна. Преобладание неуспеха в учебе, выражающейся в низкой оценке, влечет за собой неуверенность и чувство неполноценности.

Очень важно!!! Отмечать любой, даже минимальный успех ученика (словесно или оценкой).

В подростковом возрасте положительная оценка - это заявление о своих интеллектуальных способностях и претензии на значимое место в коллективе. Если такое же место можно занять с помощью других качеств - оценка неважна.

Младшие подростки иногда идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое или демонстрируемое одобрение одноклассников не испытывают никаких переживаний.

У старших учащихся отношение к оценкам дифференцированное. Профессионально незначимые предметы не сильно волнуют учащихся, они низкие оценки переносят спокойно.

Очень важно!!! Личный контакт с каждым учеником, повышение мотивации изучения вашего предмета.

Позитивные оценки подбадривают школьника, стимулируют его учебную деятельность. Допустимо авансовое оценивание, но похвала за низкий уровень ответа может рушить доверие к учителю и подчеркнуть неподготовленность ученика к уроку.

??? Ученик, отвечая на вопрос, дает неправильный ответ. Как оценить его ответ не произнося негативных значимых слов? Докажите свою точку зрения.
5. Стрессы и их профилактика.

Гане Селье в первой половине XX века назвал так себе состояние термином «СТРЕСС».

Стрессы - важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повысить сопротивляемость организма, активизирует защитные механизмы. Английские ученные проранжировали зависимость стрессов от профессии по 10-ти бальной шкале лидируют шахтеры и полицейские, а учителя на 8-й позиции.

Стрессы бывают позитивные и негативные. ДИСТРЕСС - вредоносный стресс, который может привести к социально опасным последствиям и неадекватному поведению, суициду.

??? Что вы делаете, когда у вас стрессовое состояние? Предложить записать несколько эффективных способов выхода из данного состояния. Затем каждый участник зачитывает свои записи, поясняя их. Поблагодарить всех за подарок,

который они сделали всем присутствующим, рассказав о своих механизмах защиты и выхода из стрессового состояния. 6. Шерииг.

  • Зачем нам знать типы отношений учителя к ученикам?

  • По чему мы можем определить тип своих взаимоотношений?

  • Чем отличается оценка и оценивание?

  • Какими бывают стрессы? Могут ли они быть полезными?

  • Чему вы научились на этом семинаре?

Поблагодарить участников за работу. Попросить сделать заявки на следующий семинар.
Семинар №3

Тема. Психологические проблемы обучения в профильных классах.
Цель.Предоставить методическую помощь учителям. Расширить знания и навыки о

взаимоотношениях учителя с учащимися и их родителями из профильных классов.

Учить снимать напряжение и волнение с помощью психологических методов.
Оборудование. Листы 4-А, фломастеры, скотч.
План семинара.

  1. Сообщение темы семинара, ее актуальности.

  2. Выступление учителей-наставников Мороз В. А. и Исай Е. А. о формах и методах работы в спецклассах, о планировании и анализе уроков.

3. Составление списка психологических проблем, возникающих в спецклассах. Методы работы и коррекции заявленных проблем.

  1. Игровые методы снятия напряжения.

  2. Рекомендации по работе с родителями.

  3. Шеринг.


Ход семинара.
1. Сообщение темы семинара, ее актуальности. Сообщить и обсудить важность данной проблемы.
2. Выступление учителей-наставников о формах и методах работы в спецклассах. Как планировать урок, распределять разные виды заданий, осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Какой материал должен быть в методической копилке.
3. Составление списка психологических проблем, возникающих при работе в спецклассах. Методы работы и коррекции заявленных проблем. Предложить учителям из опыта составить список проблем, возникавших в их опыте при работе с учащимися. Каждый по очереди зачитывает записанные идеи, выделяя наиболее частоупотребляемые. Все участники подключаются к обсуждению методов их решения, делясь опытом решения таких же или аналогичных вопросов. Совместно разработанные способы записываются на лист. Обсуждение их эффективности.
4. Игровые методы снятия напряжения.

А) Раздать каждому участнику по листу белой бумаги. Предложить сложить пополам. Со стороны сгибана лист положить ладонь и обвести ее фломастером. Затем по линиям осторожно оборвать всю лишнюю бумагу. Когда все липшее удалено, развернуть ладошки и написать на каждом пальчике себе пожелания, касающееся повышения эффективности работы. Предложить по желанию зачитать свои пожелания. Шеринг.

Б) На листе 4-А написать свое имя, придумать и нарисовать свой символ вверху листа. К средине верхнего края приклеить скотч, прикрепить его себе на спину и, двигаясь хаотично по аудитории, писать пожелания всем, кого встречаете, учитывая индивидуальные особенности участника. А всем желающим позволять писать пожелания на своем листе. Когда упражнение выполнено - все садятся зачитывают и при неоюходимости обсуждают прочитанное. Шеринг.
5. Рекомендации по работе с родителями. НЕЛЬЗЯ:

  • начинать разговор с приказа «Сейчас же ...»;

  • с угрозы «Я вас к директору ...»;

  • с пророчества «Ваш сын окончит ...»;

  • с указаний и поручений «Сначала надо воспитать,..»;

  • с критики «Если бы ты был умный ...»;

  • с обобщений «Вы такой же невоспитанный, как и ...»;

  • с негативных слов или слов с частицей НЕ-.; НЕОБХОДИМО:

  • в общении с родителями употреблять слово «Дети», & общении с учащимися слово «Дети» - до 10 лет, с учащимися постарше - «Ребята», «Друзья» и др.;

  • использовать нейтральные фразы «Ребята в силу своего возраста не понимают, как это может отразиться в будущем ...»;

  • на группу давать только позитивную информацию, а негативную исключительно индивидуально;

  • начинать и заканчивать разговор на положительной ноте;

  • в конце беседы высказать свое желание повторить, через какое-то время, общение с этим родителем ненавязчивой фразой «Было бы очень хорошо, если бы мы с вами встретились ...», «Мне было бы интересно узнать, как продвигается решение этого вопроса.» и. т. д.


^ ЕСЛИ НАПРЯЖЕНИЕ В РАЗГОВОРЕ ЙАРОСТАЕТ: 5 ШАГОВ:

  1. Не реагировать, «выйти на балкон». Постарайтесь посмотреть на все происходящее из кинобудки. Дайте высказаться родителю. Пока он говорит -снимается его напряжение, он раскрывает свои карты. Будьте внимательны - в запале родитель может проговорить то, что вам знать не помешает.

  2. Обезоружить оппонента, перейти на его сторону. Слушайте активно, «Да, теперь я понимаю ...». Слушайте переспрашивая.

3. Называйте родителя по имени, отчеству и как можно чаще произносите его имя.

  1. Признайте чувства вашего оппонента. Пока присутствуют эмоции - вы не услышите голоса разума. «Если бы я была на вашем месте, я бы тоже ...».

  2. Держитесь уверенно, спокойно. Чаще соглашайтесь и формулируйте свои вопросы так, чтобы родитель ответил «Да».

«То, что начато в гневе, кончается в стыде.»

Л. Н. Толстой.

6. Шеринг.

  • Чем мы сегодня занимались на семинаре?

  • Как эти правила могут вам помочь в работе?

Всех поблагодарить за работу. Предложить сделать заявки на следующий семинар.
Семинар №4

Тема. Как сохранить своё психическое здоровье.
Цель. Донести важность сохранения психического здоровья учителя; научить новым играм, позволяющим поднять свое настроение и настроение окружающих; предложить упражнение на повышение самооценки учителя.
План семинара.

  1. Разминка. Сообщение темы, ее актуальности.

  2. Игра «Досчитайте до 10».

  3. Упражнение «Подарок».

  4. Упражнение «Ода себе».

5. Шеринг.

Ход семинара.
1. Разминка. Упражнение «Моё настроение»

Цель. Учить определять свое настроение и его причину, высказывать свое мнение

по этому поводу, развивать рефлексию, снимать напряжение.

Каждый участник, начиная с психолога произносит фиксированную фразу

«Сейчас моё настроение , потому, что . Я отношусь к этому ,

потому, что (знаю, надеюсь, стремлюсь ... и т. д.)».

Сообщить тему семинара. Беседа о проявлениях расстроенного психического здоровья учителя. Предложить участникам семинара из лично опыта и наблюдений составить этот перечень. При отсутствии добавить: повышенный тон, раздражительность, неприятие сотрудничества, ограниченное общение, нестабильное настроение, вплоть до плаксивости и т. д. Подвести участников семинара к выводу о невысокой эффективности работы учителя в таком состоянии на уроке при очень больших затратах сил и здоровья. Поэтому необходимо иметь знания, позволяющие сохранить и укрепить свое здоровье. Дети интуитивно снимают напряжение с помощью игры.
^ 2. Игра «Досчитайте до 10».

Цель. Учить игровым методам работы с учащимися разного возраста, снятию

напряжения, развивать интуицию, дух коллектива.

Все участники становятся в круг, ведущий делает шаг в средину и считает «Один», кто-то другой, не договариваясь делает такое же движение и считает «Два», так в хаотичном порядке каждый должен выйти в круг и посчитать следующий порядковый номер. Если одновременно выходят два или несколько участников и заявляют один и тот же номер - игра останавливается и начинается сначала.
^ 3. Упражнение «Подарок».

Цель. Учить высказывать вое мнение об отдыхе, расслаблении, формировать хорошие профессиональные отношения, методах снятия напряжения.

Участникам предлагается в течении 2 -3 минут подумать и записать все пришедшие на ум занятия, ситуации, условия, моменты, при которых или в результате которых вы отдыхаете, получаете удовольствие, снимаете напряжение. Когда работа окончена, под последней записью сделать черту. Предложить всем

по очереди зачитать свои варианты, а слушающим - дописать из зачитываемого другими то, что им интересно, но они не практикуют.

- То, что сейчас прозвучало, это подарок каждого всем присутствующим.

Во-первых, каждый задумался над этим вопросом и нашел такие моменты. Во-вторых, каждый услышал варианты новые, может быть пока еще не практикуемые. Это ваш резерв.

К этому списку можно добавить участие в конкурсах (по интересам и профессиональных), написание авторских программ и другие. Эти мероприятия содействуют творческой самореализации.

4. Упражнение «Ода себе».

Цель. Повышать самооценку молодых учителей, учить игровым методам, формировать коллектив, развивать рефлексию.

Участникам раздаются схемы написания стихотворения. По данному шаблону, методом дополнения, необходимо окончить предложения, составляя стихотворение о себе.

После выполнения каждый по очереди зачитывает свое творение. Каждому, прочитавшему все участники аплодируют.
5.Шеринг.

-Что вы чувствовали, когда писали оду? -На что направленно это упражнение? -Какие трудности были при выполнении? -Чем мы сегодня занимались? Зачем?

Всех поблагодарить за работу. Предложить сделать заявки на следующий семинар.
Семинар №5

Тема. Рефлексия и саморефлексия учителя.
Цель. Познакомить участников семинара с понятиями «рефлексия» и «саморефлексия»; показать важность умения рефлексировать; учить ассоциировать себя с чем-либо, объективно оценивать события и свое участие в них. Оборудование. Мешочек с мелкими канцелярскими товарами (маркер, корректор, ластик, блокнотик, карандаш и др.), листы 4-А на каждого участника, фломастеры.
План семинара.

  1. Упражнение «Знакомство».

  2. Мини-лекция о рефлексии, саморефлексии и методах ее развития.

  3. Упражнение «Волшебный мешочек».

  4. Упражнение «Я сейчас и в будущем».

  5. Шеринг.


Ход семинара.

/. Упражнение «Знакомство». Предложить всем участникам семинара по очереди познакомиться с помощью фиксированной фразы. Начинать нужно «Меня зовут .... Я люблю ...». Все произносят эти фразы, дополняя их.
2. Мини-лекция о рефлексии.

  1. Рефлексия как метод самопознания. Б) Развитие рефлексии учащихся.

  2. Повышение самооценки учителя и ученика. ППатогенное и саногенное мышление.

Д) Практические рекомендации для учителей.
3. Упражнение «Волшебный мешочек».

Цель. Учить ассоциативному мышлению, повышать самооценку, показать важность учительской работы в обществе, учить рефлексии.

Психолог достает мешочек, в котором лежат различные канцелярские товары. Все участники по кругу достают из мешочка по 1 вещи и от имени этой вещи рассказывают о себе: «Я степлер. Меня люди любят и ценят за то, что я им помогаю соединять важную информацию на лис rax, чтобы она не терялась. Я ценен своей надежностью, важностью и др.» Все отвечают по кругу.

Шеринг.

  • Что вы чувствовали, когда работали? -Что получилось?

  • Довольны ли вы своей работой?

Вывод. Сейчас вы вербализовали свои ценности от имени той вещи, которая вам попала. Этот рассказ очень индивидуален. Любому другому по поводу этой же вещи пришлось бы сказать совсем другие слова. О себе сказать так часто мы стесняемся, а говорить о вещи было довольно легко.
4. Упражнение «Я сейчас и в будущем».

Цель. Учить рефлексии, видеть и планировать на перспективу, повышать чувство уверенности в себе и своих профессиональных силах.

Участникам семинара раздаются листы бумаги, которые им нужно согнуть пополам. На сложенном листе написать свое имя, и нарисовать себя как учителя сейчас и через 10 лет. Участники прорисовывают и рассказывают «Я -.... Сейчас я себя чувствую .... Через 10 лет я буду ....»

Шеринг.

  • Легко или тяжело было работать?

  • Довольны ли вы своей работой? -Хотели бы сейчас что-либо добавить?

Вывод. Сейчас вы нарисовали и говорили о себе только в позитиве. Это очень важно, что вы все нацелены на профессиональный рост и в будущем на более высокий профессиональный уровень.
5. Шеринг.

  • Почему мы выполняли именно эти упражнения?

  • Как вы себя чувствовали во время семинара?

  • Какой вид работы вам был наиболее интересным?

  • О чем бы вы хотели поговорить на следующем семинаре?

Всех поблагодарить за работу. Попросить сделать заявки на следующий семинар.
Семинар №6

Тема. Работа с родителями.
Цель. Проанализировать формы, методы, виды работы с родителями. Повысить психолого-педагогические знания участников семинара. Совместно разработать рекомендации для родителей по созданию благоприятного психологического климата в семье и школе.
Оборудование. Флип-чарт, маркеры, на стенах - коллаж из фотографий жизни какого-либо класса, портреты учителей-участников семинара, родителей учеников, рисованные учащимися, рисунки интересных ситуаций из жизни класса.
План семинара.

1. Актуальности заявленной темы.

  1. Формы работы учителя с родителями.

  2. Виды работы по данной теме.

  3. Выработка рекомендаций для родителей.

5. Шринг.
Ход семинара.

  1. Сообщение темы семинара, ее актуальности. Предложить участникам семинара рассмотреть и узнать портреты, нарисованные учащимися.

  2. Формы работы учителя с родителями.

  • МАССОВЫЕ: конференции, совет школы, «круглые столы» (родители из разных классов одной параллели или из разных параллелей) и т. д.

  • ГРУППОВЫЕ (группа родителей одного класса): собрания, консилиумы, «круглые столы», педсоветы и т. д.

  • РШДИВИДУАЛЬНЫЕ: беседы, консультации, «семейные советы», посещение на дому и т. д.


3. Виды работы по данной теме.

Конференции и совет школы проводят администрация совместно с председателем совета школы. Учитель должен обеспечить посещаемость родителей и учащихся, если нужно, выступающего по какому-либо вопросу.

«Круглый стол» организуется с целью повышения психолого-педагогических знаний родителей, путем обсуждения ситуаций, вопросов, проблем, возникающих между родителями и детьми, обмена опытом родителей, вопросов родителей к родителям.

Роль учителя - четко спланировать заседание, вести его, корректировать настроение участников, отклонения от заданного плана, стараться не делать выводов, а подводить к этому родителей-участников заседания.

Оформление аудитории. Лучше всего проводить заседание «круглого стола» в классной комнате, чтобы родители побывали там, где учатся их дети. При этом изменить привычное оформление: столы поставить кругом, а стульчики за ним или столы убрать вообще, используя только стулья. Оформление доски и стен должны выполнять ученики под руководством учителя. Можно сделать коллаж из фотографий жизни класса, специально к этому заседанию подготовить и повесить рисованные учениками портреты учителей, родителей (обратить внимание на тот

интерес, с которым они рассматривали в начале семинара свои портреты). Можно развесить рисунки интересных семейных или классных ситуаций.
^ Родительские собрания должны просвещать, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

Цель заседания - настроить родителей на плодотворную совместную работу, нацеленную на улучшение состояния взаимоотношений между родителями и их детьми, между сверстниками, улучшение учебно-воспитательного процесса.

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей, быть актуальной, а значит интересной родителям.

Собрания должны иметь как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, дискуссии, тренинги и др.

Помните!!! Собрание не место для обсуждения и осуждения учащихся.

Родительские собрания должны стать школой просвещения родителей, должны расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошим родителем.

На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Это возможность демонстрации достигнутых ребенком и классом успехов. Разговор на собрании должен идти не о баллах, а о качестве знаний и о уровне интеллектуальных усилий, что соответствует моральной и познавательной мотивации.

Готовясь к родительскому собранию нужно провести предварительную диагностику среди учащихся. Это может быть анкетирование по конкретной теме, или метод неоконченных предложений. В содержание должна быть заложена конкретная тематика и вопросы индивидуального характера. Например.
Анкета

  1. Интересно ли тебе учиться?

  2. Какие учебные предметы тебе даются без особых проблем?

  3. По каким предметам ты хотел бы получить помощь учителя?

  4. Какой предмет ты не хотел бы изучать вообще? И др.

При обработке анкет необходимо по каждому вопросу выписать все неповторяющиеся ответы, а однотипные посчитать и в анализе указать - таких ответов 4 ...

Если для диагностики вы выбрали метод неоконченных предложений, вопросы могут быть такими:

a. Утром в понедельник у меня обычно настроение ...

b. При встрече моих одноклассников я ...

c. Я считаю, что мало уделяю внимания ...

d. Я бы не отказался от помощи по ... предмету.

e. В семье я чувствую себя ...

f. Больше всего мне нравится, когда мои близкие ...

g. Дома меня тревожит ...

h. Если бы у меня была возможность, я бы ... (Я мечтаю ...)
Анализируются результаты аналогично анкетированию. На собрании будет

интересным дать сводные результаты психологических исследований, не называя фамилий учащихся. Это всегда интересует и активизирует родителей. А для получения индивидуальной информации по результатам тестирования - пригласить родителей на индивидуальные консультации к психологу.

В конце собрания нужно назначить индивидуальные консультации. Тематика консультаций определяется проблемами детей. Консультации лучше фиксировать в отдельной тетради учета индивидуальных консультаций. Хорошо, когда родители уходят с собрания с «Памятками», «Рекомендациями» и т. д.

К нетрадиционным формам работы относятся тематические консультации - работа с небольшой подгруппой родителей, имеющих одинаковую проблему. Например.

-Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

-Один ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

-Наказание детей. Каким оно должно быть? И другие.

На тематическую консультацию необходимо приглашать различных специалистов: социального педагога, психолога, сексолога, представителя правоохранительных органов и др.

^ Родительские чтения - по интересам родителей (из предварительной диагностики), учитель подбирает литературу, родители ее изучают и, затем, на заседании доносят до всех в своей интерпретации.

^ Родительские вечера — проводятся 2-3 раза в год без присутствия учеников. Тема родительских вечеров: «Будущее моего ребенка. Как я его вижу?»,»Праздники моей семьи.», «Можно» и «нельзя» в моей семье.» и другие.

Форма вечеров дает возможность не только высказать свое мнение по предложенным вопросам, а и услышать что-то полезное для себя от других родителей.

В программу вечера хорошо вставить 1-2 игры.

^ Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. Остальные в полемику не вступают, а только поддерживают одну из сторон.

И традиционные и нетрадиционные методы имеют одну общую цель -счастье юной индивидуальности, которая выходит в большую жизнь.
4. Выработка рекомендаций для родителей.

Психолог предлагает методом неоконченных предложений доработать начатые советы. Все предложенные варианты записываются на Флип-чарте, а в результате обсуждения выбирается единственный.

a. Если ребенка постоянно критиковать, он учится ... ненавидеть.

b. Ребенка высмеивают, он становится ... замкнутым.

c. ребенка хвалят, он учится быть ... благородным.

d. Ребенка поддерживают, он учится ... ценить себя.

e. Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством ... вины.

f. Ребенок растет в терпимости, он учится ... понимать других.

g. Ребенок растет в честности, он учится ... быть справедливым.

h. Ребенок растет в безопасности, он учится верить ... в людей.

i. Ребенок живет во враждебности, он учится быть ... агрессивным.

j. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на фоне жизненных практических наблюдений. Предложенные советы могут быть использованы в практической работе с родителями, а так же как темы собраний и бесед. Такие памятки можно приготовить каждому родителю. Предложить сделать заявки на следующий семинар.

5. Шеринг.

  • Какие-либо из предложенных видов использовались вами на практике?

  • Какие виды вы считаете наиболее приемлемыми?

Всех поблагодарить за работу. Попросить сделать заявки на следующий семинар.
Семинар №7

Тема Психологическая поддержка учащихся. Обучение родителей.
Цель. Проанализировать понятие «психологическая поддержка», показать способы ее осуществления. Проанализировать факторы, приводящие к разочарованию учащихся.
План семинара.

  1. Сообщение темы семинара, ее актуальности.

  2. Психологическая поддержка учащихся.

  3. Факторы, приводящие детей к разочарованию.

  4. Рекомендации по осуществлению поддержки взрослыми ребенка.

5. Шеринг.

Ход семинара.
I.Сообщение темы семинара, ее актуальности.

Предложить подумать и ответить на вопрос. Когда не знаешь как выйти из какой-либо ситуации, не знаешь путей решения какой то проблемы - что делаешь? (Просишь совет, спрашиваешь, ищешь поддержку).
2. Психологическая поддержка - один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование. Вместо того, чтобы обращать внимание, прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддержать ребенка - значит верить в него. Люди нуждаются в поддержке не только тогда, когда им плохо, но и когда им хорошо.

Психологическая поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его особенностей, возможностей - его положительных сторон. Для этого нужно пользоваться такими словами, которые работают на развитие Я -концепции и чувства адекватности ребенка. Один путь - продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений и усилий. Другой путь - научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку; «Ты можешь это сделать.». Если такая установка не создана, может в случае неуспеха, наступить разочарование.
3. Факторы, приводящие детей к разочарованию.

  1. Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех.

  2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов). Противопоставление детей друг другу, сравнение блестящих успехов одного с бледными достижениями другого приводят к разрушению взаимоотношений в семье.

  3. На поведение ребенка влияет чрезмерные амбиции. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращаться в «камень на шее» всего класса.

4. ^ Неумение адекватно проанализировать ситуацию и спланировать свои действия, в результате чего получается не тот результат, который

ожидался.
4. Рекомендации по осуществлению взрослым психологической поддержки ребенка.

Можно пользоваться такими фразами;

  • Мне было бы так приятно наблюдать за тем, как ты это делаешь.

  • Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

-Все мы люди. И если кто-то что-то делает - совершает ошибки. В конце концов, исправляя ошибки, мы учимся.

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый может сделать следующее:

- забыть о прошлых неудачах ребенка;

-помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной проблемой; -позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

-помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам; -позаботится о том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха, гарантию победы;

Взрослые часто путают поддержку с похвалой или наградой. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность.

Поддержать можно посредством:

  • отдельных слов или выражений («красиво», «аккуратно», «здорово», «вперед», «продолжай», «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал.»);

  • прикосновений (постучать слегка по плечу,, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, обнять его);

  • совместных действий, физического соучастия (находиться рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать);

- выражение лица (улыбка, подмигивание кивок, смех).

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.

  2. Избегать подчеркивание промахов ребенка.

  3. Показывать, что вы удовлетворены им.

  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение.

  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с какими он может справиться.

  6. Проводить больше времени с ребенком.

  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

11.Знать обо всех попытках справиться с заданием.

12.Уметь взаимодействовать с ребенком.

13.Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 14. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 15.Принимать индивидуальность ребенка. 16.Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему. 17. Демонстрировать оптимизм. Предложить участникам семинара дополнить список рекомендаций.
5. Шеринг. Обсудить вопросы:

  • Чем мы занимались на нашем семинаре?

  • Действительно ли эта тема является актуальной?

  • Чем это занятие может вам помочь в работе?

Всех поблагодарить за работу. Попросить сделать заявки на следующий семинар.
Семинар №8

Тема. Общение учителя сучащимися.
Цель. Показать участникам семинара трудности, возникающие в общении с учащимися и причины их возникновения. Дать понятие целостного общения, его формы. Разработать заповеди педагогического общения с учащимися. Обучать участников семинара саморефлексии.
План семинара.

  1. Актуальность данной темы.

  2. Трудности, возникающие у молодых учителей в общении со школьниками.

  3. Целостное общение.

  4. Заповеди педагогического общения.

5. Шеринг.

Ход семинара.

/. Сообщение темы семинара, ее актуальности.

2. Трудности, возникающие у молодых учителей в общении со школьниками.

A. Неумение наладить контакт.

Б. Непонимание внутренней психологической позиции ученика.

B. Неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости
от педагогических задач.

Г. Трудности в речевом общении и передаче соответственного эмоционального отношения к материалу.

Д. Сложности в управлении собственным психологическим состоянием в общении.

Предложить участникам дополнить данный перечень.

3. Целостное общение. Общение должно осуществляться целостно, это

  • контактность - умение вступить в общение с детьми различных психических складов;

  • демократический стиль общения, сочетающий уважение учеников с необходимой требовательностью;




  • понимание, терпение, разнообразие интересов, юмор, эрудиция. Очень важно!!!

  • преодолеть негативные установки на класс или отдельных учащихся;

  • формирование чувства «МЫ»;

  • мотивация учащихся темой, предметом, обучением, образованием;

- уметь управлять вниманием детей, если кто-то отвлекся, использовать приемы;
A.РЕЧЕВОЙ - вербальное обращение к классу.
Б.ПАУЗА - с активным внутренним общением - требованием внимания, желательно, в начале или средине предложения.
B. ДВИГАТЕЛЬНО - ЗНАКОВЫЙ вариант - проход по классу.

Г. СМЕШАННЫЙ вариант включает элементы всех остальных.

Пример с ровно и красиво начерченным кругом на доске.

Очень важны первые минуты общения.

  1. Вход в класс с улыбкой, поза открытости.

  2. Приветствие. 1 - 5 классы говорить «дети», с 6 по 11 - «ребята», «ученики».

  3. С первых минут создается «коммуникативное зеркало».

  4. Существует прямая зависимость между отношением к учителю и отношением к предмету.

  5. Информацию ученик может прочесть в книге, а качество восприятия зависит только от учителя.

  6. Отношение учителя к материалу передается учащимся. Прим. с фил - ей.


4. Заповеди педагогического общения.

  1. Педагогический процесс строится на фундаменте ваших отношений с детьми.

  2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, а из чаяний учащихся.

  3. При общении нужно ориентировать свою речь на конкретную группу или учащегося.

  4. Если общение ограничено только передачей информации - вы обречены на неудачу.

  5. Не стройте общение с позиции «сверху - вниз», общение должно быть на равных.

  6. Стремитесь осознать психологическую атмосферу в классе: чаще анализируйте свою деятельность, смотрите на себя глазами детей, не стесняйтесь осознать свои ошибки.

  7. Умейте слушать детей, не оценивайте их негативно.

  8. Общаясь с детьми, улавливайте их настроение. Для этого можно посещать уроки коллег и изучить класс.

  9. В процессе общения могут возникать конфликты, которые нужно нейтрализовать на этом же уроке. Помните, что мы не имеем права обижаться на детей.

  1. Если нужно показать учащемуся на его ошибочное суждение, это надо делать аргументировано. Хорошо попросить ребят высказать свое мнение по этому вопросу или задавать такие вопросы, чтобы ошибившийся нашел ошибку сам.

  2. Вопросы «Почему?», «Как?», «Для чего?», предполагают открытые ответы.

12.Будьте инициативны в общении с детьми.

13.Общайтесь с учетом индивидуальных особенностей: девочки более
эмоциональны, ребята - рациональны.

  1. Избегайте штампов в общении с детьми, типовых фраз.

  2. Преодолевайте негативные установки на некоторых детей.

  3. Исключайте «голую» критику.

  4. Чаще улыбайтесь.

  5. В общении чаще должны звучать одобрение, похвала, поощрение.

19.Помните, что учащегося всегда волнует отношение к его личности. Он
стремится к тому, что бы его воспринимали как личность.
5. Шеринг.

Задать вопросы: - Что нового узнали участники семинара на этом занятии? - Что знали или применяли раньше?

Всех поблагодарить за работу. Попросить сделать заявки на следующий семинар.
Семинар №9

Тема. Обучение учащихся принятию решений.
Цель. Дать учителям понятия и навыки работы с деликатными темами, учить предвидеть последствия каких-либо поступков, учить говорить «НЕТ» в случае необходимости, учить мудрости планирования жизненных событий, развивать ответственность за свои решения.
Оборудование. На каждого участника семинара листочки бумаги и ручка, листочки с нарисованными 10-тью кружочками.
План семинара.

1. Актуальность темы. Правила работы. .

2. Игра «Встреча».

3.Игра «Как распорядиться своей жизнью»

4.Шеринг.

Ход семинара.
1. Сообщить слушателям семинара тему, обсудить ее актуальность. Предложить выработать правила работы в группе. ~ правило конфидициальности.

  • правило руки.

  • правило добровольности.

-Какие еще правила вы считаете необходимыми для работы по такой теме? Дополнить список правил и добиться согласия на их принятие.
2. Игра «Встреча».

Цель. Показать быстроту распространения инфекционных заболеваний при беспорядочных половых связях.

Психолог предлагает участникам семинара взять листочки и ручки и двигаясь хаотично по аудитории, обмениваться росписями со всеми теми, с кем вы встретитесь, если какие то встречи повторяются - росписи столько же раз ставятся. Ограничений в количестве росписей нет.

Игра длится 3 минуты. Дается команда остановиться и сесть на свои места.

Психолог предлагает рассмотреть каждому свой листочек, посчитать сколько подписей он собрал.

-Давайте проанализируем. У кого встречается имя ... (например Маша)? Все, у кого встречается имя Маша, поднимают руки. Вопрос повторяется с другими именами.

Вывод. За период игры каждый из вас повстречался с каждым из участников группы, все это подтверждается вашими листочками, где ставились подписи.

А теперь скажите, в процессе игры какое эмоциональное состояние у вас было? Что вы чувствовали? Идет обсуждение.

Я предлагаю использовать эту игру в работе с детьми, когда речь идет о здоровом образе жизни, профилактике ранних половых связей, об инфекционных заболеваниях, передающихся половым путем. Когда мы рассказываем о том, что «НЕЛЬЗЯ», мы морализируем, а мораль никто не слушает, она не воспринимается, либо достигается противоположный результат - протест, сопровождающийся обратными действиями. Если вы с учащимися поиграете в эту игру и совместно сделаете вывод о том, что беспорядочная половая жизнь оставляет вот такой

список. А каждое имя, каждый половой акт оставляет в организме женщины чужеродную информацию и иммунитет борется с ней, а соответственно ослабевает. В результате такое занятие без морали, избитых фраз и длинных речей будет воспринято учениками с благодарностью. В конце занятия хорошо раздать ребятам листочки-памятки с пропорционально увеличенными сперматозоидом и возбудителями различных заболеваний, передающихся половым путем, где указаны и сами заболевания.
3. Игра «Как распорядиться своей жизнью»

Цель. Учить мудрости планирования жизненных событий, развивать ответственность за свои решения, умению предвидеть результат деятельности, понимать ценность каждого момента и возможности чего-либо в жизни.

Инструкция. Сообщить участникам, что это только игра, но игры являются отражением нашей жизни. Раздать участникам листочки с нарисованными кружочками, ручки.

- Сейчас вы получите листочки с нарисованными кружочками, это ваши деньги. За них вы сможете купить себе те ценности, которые я буду вам предлагать. Я буду их зачитывать по парно, а вам придется выбирать только одну или, в случае отсутствия необходимости в ней вообще отказаться. Те ценности, которые вы выбираете, имеют стоимость в кружочках. Я называю сколько кружочков стоит каждая, а вы зачеркиваете столько, сколько стоит то, что вы выбрали. Вопросы в ходе игры задавать нельзя, будьте мудры в выборе, правильно распорядитесь своим состоянием.

Итак, внимание, я вам предлагаю:

  • новый дом (2 кружочка) или новую машину (2 кр.);

  • полностью оплаченный отпуск для вас и вашей семьи (для ваших друзей) (1 кр.) или гарантия, что человек, которого вы любите всю жизнь будет рядом (2 кр.);

  • вы имеете популярность в своем окружении (1 кр.) или один настоящий друг (2 кр.);

  • прибыльный бизнес (2 кр.) или хорошее образование (2 кр.);

  • счастливая семья (3 кр.) или мировое признание (3 кр.);

  • возможность сменить какую-то одну черту своей внешности (1 кр.) или чувство удовлетворения на протяжении всей жизни (2 кр.);

  • на протяжении 5 лет возможность делать все, что вздумается (2 кр.) или уважение и любовь дорогих вам людей (2 кр.);

  • чистая совесть (2 кр.) или возможность достичь успеха там, где вы этого более всего хотите (2 кр.);

  • чудо для того, кого вы любите (2 кр.) или 7 дополнительных лет жизни (3 кр.);

  • возможность повторить или снова пережить любое событие вашей жизни (2 кр.) или безболезненная смерть, когда придет время (3 кр.)

Вой вы и накопили свои ценности. Каждый выбрал те, какие считал необходимыми. Вопросы для обсуждения:

  • Жалеете ли вы по поводу какой-либо покупки?

  • Что расстроило вас во время игры?

  • Хотели бы вы изменить правила игры? Как?

Идет обсуждение. Участники игры высказываются, обсуждают выдвинутые

проблемы.

Выводы.

  • Нельзя повторить уже сделанный выбор в жизни или отменить решения, принятые в прошлом.

  • Нельзя сделать абсолютно все, полностью использовав каждую возможность.

  • Нельзя предвидеть те ситуации, какие жизнь предложит вам в будущем.

  • Всегда не будет хватать ресурсов, времени, вариантов выбора, денег и интереса.

  • Все всегда расплачиваются за свой выбор и эта плата часто превышает ваши чаяния.

Эту игру можно использовать когда речь идет о выборе (любом), планировании действий, каких-либо жизненных событий. Например, со старшеклассниками при выборе учебного заведения и др.
4. Шеринг.

  • Как в работе с учащимися можно применять эти игры?

  • Какие правила должны соблюдаться при их проведении?

  • Какие задачи решают эти игры?

Поблагодарить всех за работу. Предложить участникам сделать заявки на следующий семинар.
Семинар №10

Тема. Творчество учителя - пример творческого решения заданий учениками.
Цель. Дать понятие творчества. Определить уровень творческого потенциала учителей.
Оборудование. Тест творческого потенциала, листочки, ручки.
План семинара.

  1. Творчество - это нестандартный процесс созидания.

  2. Диагностика творческого потенциала молодых учителей.

  3. Этапы развития творчества учащихся.

  4. Как развивать у детей фантазию и воображение.

  5. Шеринг. Ход семинара.


1. Творчество - это нестандартный пронесе созидания.

С. И. Ожегов в Словаре русского языка определил «творчество» как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.» А «творческий» - самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное, созидательный.» Творчество - это процесс создания чего - либо, доселе несуществующего. Творить или создавать можно на базе каких-либо знаний и умений, синтезируя или анализируя полученные ранее, а можно, вопреки всем полученным ранее знаниям и умениям создать «из ничего» то чего пока еще не придумал никто.

Творчеством в школе можно и нужно заниматься как учителю, так и учащимся. Но в любом случае этим процессом должен руководить учитель. Проблемные задания, исследовательская работа, творческие задания, дивергентные задачи ..., перечень таких заданий очень велик. Но, может ли учитель, не умеющий творчески подходить к решению заданий, научить ребят творческому подходу?

Психолог предлагает учителям выполнить диагностический тест на определение уровня творческого потенциала.

2- Диагностика творческого потенииала молодых учителей. Инструкция. Перед вами лежит текст теста. В нем 18 вопросов и на каждый вопрос три варианта ответа. Вам необходимо, прочитав вопрос, выбрать из предложенных вариантов один, тот который вам более всего подходит и под соответствующим номером записать его букву - а., б., или в.. Будьте внимательны, не торопитесь. Приступайте к работе.

Тест «Ваш творческий потенциал»

1.Считаете ли вы, что окружающий мир можно улучшить?

а) конечно;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но частично.

2. Уверены ли вы, что можете брать участие в существенных изменениях
окружающей среды?

а) конечно, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Уверены ли вы, что некоторые ваши идеи могут эффективно продвинуть
развитие той сферы, в которой вы работаете?

а) конечно;

б) да, при соответствующих обстоятельствах;

в) только в некоторой степени.

4. Уверены ли вы, что в будущем станете таким влиятельным, что сможете
что-либо принципиально изменить?

а) конечно;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы беретесь за дело, уверены ли вы, что удастся воплотить свое
начинание?

а) конечно;

б) иногда я в этом сомневаюсь;

в) не могу ответить.

6. Хотите ли вы заняться делом, которого совсем не знаете?

а) конечно, неизвестное притягивает;

б) неизвестное не интересует;

в) все зависит от особенностей этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы
желание достичь в ней совершенства?

а) конечно;

б) меня устраивает то, что я уже достиг;

в) да, если это интересно.

8. Возникает ли у вас желание знать все про то дело, которого вы не знаете,
но оно вам очень нравится?

а) конечно;

б) нет, стараюсь научиться самому главному;

в) нет, стремлюсь удовлетворить свое любопытство.

9. Если вас настигла неудача, то вы :

а) еще некоторое время настаиваете на своем, вопреки здравому смыслу;

б) отказываюсь от дела (поняв, что оно нереально);

в) продолжаю дальше работать, не обращая внимания на неприятности.

10. На ваш взгляд, профессию необходимо выбирать, основываясь на;

а) свои возможности, ближайшие перспективы для себя;

б) стабильность, значение, важность профессии, необходимость в ней;

в) преимущества, которые она предполагает.

11. Могли бы вы, путешествуя, легко ориентироваться на маршруте, по
которому вы прошли?

а) конечно;

б) нет, боюсь сбиться с дороги;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

12. Можете ли вы сразу же после какой-либо беседы припомнить все, о чем
говорилось?

а) конечно;

б) все вспомнить не смогу;

в) запомню только то, что интересно.

13. Если вы слышите слова незнакомым для вас языком, то сможете
повторить их по слогам, без ошибок, даже не зная о чем идет речь?

а) конечно;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы любите:

а) остаться в одиночестве, поразмыслить;

б) погулять в компании;

в) мне все равно: быть одному или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-либо делом. Решаете остановиться тогда, когда:

а) дело сделано и оно хорошо вышло;

б) более-менее доволен работой;

в) еще не все удалось сделать.

16. Когда вы сам(а);

а) люблю мечтать о каких-нибудь даже абстрактных вещах;

б) любой ценой стремлюсь найти себе конкретное задание;

в) иногда мечтаю, но о вещах связанных с работой.

17.Когда какая-либо идея увлекает вас, то вы начинаете думать о ней;

а) независимо от того, где и с кем я нахожусь;

б) могу делать это только наедине;

в)только там, где будет не очень шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-либо идею, то:

а)могу отказаться от нее, если мне докажут ее несостоятельность;

б) останусь при своем мнении, какие бы аргументы небыли бы наведены;

в) изменю свое мнение, если аргументы будут весомыми.

По окончании работы предложить участникам семинара посчитать результат, для этого возле всех ответов «а» поставить 3 балла, возле «б» - 2, а возле «в» -1 балл. Подсчитать сумму.

Если сумма получалась 49 и больше баллов - вы имеете высокий творческий потенциал, который предоставляет большой выбор творческих возможностей. Если сможете применить на практике свои возможности, то будете иметь успех в любом деле, за какое бы не взялись.

Если сумма от 21 до 48 - у вас нормальный творческий потенциал. Вы имеете способности, которые содействуют творчеству, но есть проблемы, которые тормозят этот процесс. По крайней мере ваши способности дают возможность проявить творчество там, где вы этого захотите.
Если у вас сумма 20 и ниже - ваш творческий потенциал, к сожалению, невысок. Но, возможно вы просто недооцениваете себя, свои способности? Неверие в свои собственные силы, может навести на мысль, что вы вообще неспособны к творчеству. Распрощайтесь с этим комплексом и решите проблему.

Итак вы определили свой творческий уровень, убедились в том, что ваши возможности позволяют развивать свой и ученический потенциал.

Эффективным средством развития является проблемное обучение. Его суть - даются не знания в готовом виде, а формируют проблему, которая разрешается с помощью эвристических приемов, это побуждает к самостоятельности. Главное - последовательность решения творческих задач.

Развития творчества имеет 3 уровня: допроблемный, проблемная ситуация, сверхпроблемная ситуация.

Допроблемная уровень - перед учеником не возникает трудностей в решении задач. Это ситуация в которой интуитивно угадывается еще не выявленная потребность.

Проблемная ситуация - перед учеником возникает субъективно неразрешимая задача, которая требует интеллектуальной деятельности. В основной проблемной ситуации лежат противоречия между новыми факторами и имеющимися знаниями.

В сверхпроблемной ситуации возникает особое психологическое состояние, в котором учащийся переживает интеллектуальные трудности, которые обуславливают потребность к поиску.

Творчество - результат внутренней потребности личности, но эта потребность пробуждается в результате соответствующего воспитания, что способствует развитию природных способностей. Учитель должен знать, какие индивидуально-психологические качества нужно формировать.

4. Как развивать у детей фантазию и воображение.

  1. Сформировать мотивацию.

  2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Лучше это показать на собственном примере.

  3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

  4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.

  5. Собственным примером. В детстве все копируют взрослых и этим грех не воспользоваться. Ведь вы авторитет для ребенка.

  6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике.

  • в нежном возрасте (2-6л.) - сказки, фантастические рассказы;

  • в отрочестве (7-14) - приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева. Конан Дойля, Уэллса ...);

  • в юности и в зрелые годы - добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов, Р. Шекли, Ф. Дик, Лем, Г. Альтов

... )Научите детей восхищаться хорошей фантастикой.

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если
у тебя вырастут крылья? Куда бы ты полетел?»

  1. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот например, классическая ситуация: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

  2. «Подбрасывать» им интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

10. Обучить различным приемам развития воображения и фантазирования:
уменьшить или увеличить что-либо и придумать что произойдет дальше;
усложнить игру, сюжет, рассказ; Добавить одно или несколько
фантастических свойств кому-либо и рассказать, что произойдет; придумать
другой финал сказке или рассказу и многое другое.

5. Шеринг.

Обсудить вопросы:

Чем мы сегодня занимались?

Действительно ли это так важно?

Каким должен быть учитель, чтобы он мог развивать фантазию и воображение у учащихся?

Какие методы вы применяли на практике для развития этих свойств?
Поблагодарить всех за работу. Предложить участникам сделать заявки на
следующий семинар.







Скачать файл (409.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru