Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Демократия - файл 1.doc


Демократия
скачать (97.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc98kb.15.12.2011 10:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Содержание





Содержание 2

Введение 3

1. Сущность и основные принципы демократии 4

1.1. Сущность демократии 4

1.2. Основные принципы демократии 4

2. Основные концепции демократии 7

2.1. Либеральные концепции демократии 7

2.2. Плюралистические концепции демократии 8

2.3. Коллективистские концепции демократии 9

3. Достоинства и недостатки современной демократии 11

Заключение 13

Литература 14

Введение



Понятие демократии существует уже две с половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. По мере многовекового изменения и усложнения политической картины и наслоения на нее политических доктрин, апеллирующих к демократии, последняя приобретала самые различные интерпретации.

Классическое определение демократии неразрывно связано с его этимологическим происхождением. Термин происходит от греческого слова, состоящего в свою очередь из двух слов: demos – народ и kratos – власть, правление. Зародившись еще в античности, демократия дословно обозначает «власть народа» или «народовластие». Однако не протяжении уже не одного столетия в истории политической мысли в понятия «народ» различными авторами, научными школами и концепциями вкладывается неодинаковый смысл. То же можно сказать и о различных трактовках механизма народовластия. Сопоставление демократической практики с концепциями демократии показывает, что последние, с одной стороны, нередко шли за эмпирическим материалом, а с другой – стремились выработать идеальную модель демократического устройства, которая учитывала бы как уже накопленный опыт исторического развития с его отрицательными и положительными последствиями.

Любые современные теории так или иначе воспринимают в качестве отправного пункта теоретического понимания демократии определения ее как народовластия. Разнообразие толкований понятия демократии и ее принципов (основных положений) связано в первую очередь с исторически альтернативными направлениями формирования демократии как идеи и практики, однако определяется реальной неоднозначностью практической реализации демократических принципов в настоящее время в разных общественных системах.

Проблемы демократии на ее современном уровне — одни из главнейших в политологии. Их многоаспектность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в различных странах, определяет разнообразие, да и противоречивость, как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций. Отсутствие в литературе единого определения демократии отмечается в политических словарях и учебных пособиях зарубежных и отечественных авторов. «До настоящего времени, — пишет немецкий политолог Б. Гуггенбергер, — ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было бы сформулировать единое определение демократии» [9, 137].
^

1. Сущность и основные принципы демократии




1.1. Сущность демократии



Понятие «демократии» восходит своими истоками к античному полису - прообразу гражданского общества, где впервые зарожда­ются основные символы демократии — идеи верховенства права, равенства, свободы, спра­ведливости и республиканизма.

В настоящее время остается актуальным определение демократии, данное американским президентом А. Линкольном, который рассматривал демократию как «правление народа, избранное народом и для народа». Исходя из этого определения, можно сказать, что демократия – это такая форма государства, при которой каждый человек может непосредствен­но или через своих представителей участвовать в управлении обществом и оказывать свое оп­ределяющее влияние на процесс принятия го­сударственных решений.

Термин «демократия» имеет несколько толкований. Приведем их по учебнику Бобкова:

«1) как форма, разновидность организации государ­ства, когда властью обладает не одно лицо, а все гражда­не, пользующиеся равными правами на управление госу­дарством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

2) как форма устройства любой организации, осно­ванной на равноправии ее членов, периодической выбор­ности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;

3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.

4) социальные и политические движения, целью кото­рых является реализация демократического идеала» [2, 123].

Р.А. Хомелева отмечает следующие отличительные признаки демократии:

«1. Власть народа.

2. Власть, выражающая волю народа.

3. Власть большинства или право большин­ства принимать решения.

4. Общественный или государственный строй, в котором все равноправны.

5. Власть права, демократических норм и законов, над хаосом постоянно кипящих чело­веческих страстей» [6, 379].

Таким образом, возможно следующее определение демократии. Демократия — это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

^

1.2. Основные принципы демократии



Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может.

Принципы демократии представляют собой аб­страктные правила по отношению к любому сообщес­тву людей, к человеку вообще как к члену полити­ческого союза и гражданского общества.

Суверенитет народа. Данная идея сфор­мировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обществе. Верховенство власти на­рода и его независимость включает соединение в су­веренитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.

Принцип суверенитета на­рода заключается в реализации народом своей поли­тической функции источника власти:

— народу принадлежит учредительная и консти­туционная власть в государстве;

— народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

— народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народ­ных инициатив и референдумов;

— признание народом власти и ценностей, на ос­нове которых она стоит — в чем заключается сущест­во легитимности этой власти.

Отношение к данному принципу неоднозначно. Умелый политик, воздейст-вуя на массы, может использовать народовластие в своих целях. В качестве примера можно привести приход к власти Гитлера путем пяти референдумов. А.Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны пра-вильные суждения и реше­ния» [3, 193]. Кроме того, власть народа в целом, то есть власть толпы приводит к тому, что в этой массе забывают о конкретном чело-веке. Это отмечал Н. Бердяев: «Народовластие так же может лишить личность ее неотъемлемых прав, как и единовластие» [8, 25].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что принцип суверенитета народа при определенных усло­виях может превратиться в свою противоположность — орудие авторитаризма, его оправдание.

Принцип подчинения меньшинства большинству. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его приня­тия справедливо признается воля большинства.

Принцип большинства признается всеми: либе­ралами, консерваторами, коммунистами, социалис­тами. Однако в различных течениях он имеет разную трактовку. Тем не менее, в любой интерпретации, принцип большинства – один из краеугольных элементов современ­ной демократии.

Однако принцип большинства тоже реализуется на практике не вполне соответствуя теории. В системах, где господствуют отдельные экономичес­ки сильные классы, демократическое большинство этих классов является в сущности меньшинством по сравнению со всеми народными массами, значитель­ная часть которых не включена в правила полити­ческой игры. Только в тех системах, где ни одна со­циальная группа не отстранена от общественно-по­литической активности, принцип большинства может реализовываться адекватно

Принцип большинства имеет и другую сторону – право меньшинства на оппозицию и выражение своих интересов. Пробле­ма заключается в том, что большинство может ущем­лять интересы меньшинства. Отсюда необходимость допол­нения принципа большинства соответствующей гарантией прав меньшинства или, по крайней мере, учета их в политико-правовом процессе. В частности, «признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращения в суд по поводу их незаконных (выглядящих таковыми) действий» [14, 472]. Демократия есть власть большинства, уважающего право мень­шинства.

Принцип представительства. Представительная форма осуществления полити­ческой власти и правления имеет целый ряд пре­имуществ перед прямым властвованием народа, т.е. непосредственной демократией. Она сужает возмож­ности утверждения тоталитаризма как диктатуры большинства; обеспечивает компетентность и ответственность субъектов, непосредственно осуществля­ющих власть и управление; является системообразу­ющим звеном в политической организации общест­ва.

Политическая теория фиксирует наряду с силь­ными сторонами принципа представительства его ограниченность. Она проявляется в следующих мо­ментах. Представительное правительство предполага­ет значительную долю вероятности искажения инте­ресов и воли народа соответствующими института­ми; ограничи-вает рамки участия для большинства населения в принятии политических решений; создает условия для узурпации власти бюрократией и другие.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Его содержание со­ставляет совокупность прав, обеспечивающих каж­дому возможность избирать, быть избранным в структуры власти и управления, участвовать вместе с другими в контроле за деятельностью власть имущих, смещать их при необходимости путем голосования и т.д. Политическое равенство реально, если оно бази­руется на достаточной для всех слоев населения со­циальной базе. В отсутствии реальных социальных условий, обеспечивающих возможность демократи­ческого равенства, формальные права мало чего сто­ят для миллиона простых людей, у которых не будет ни времени, ни средств для реализации своих прав.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, изби­раются, причем избираются на определенный, ограничен­ный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Не­редки случаи подтасовки, фальсификации результатов го­лосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым ре­зультатом.

Принцип свободы. В политическом контекс­те свобода означает прежде всего личную свободу, а также свободу для социальных групп от господства над ними любых политических сил. Это реальная возможность выбора политического самоопределения личности или группы, их активного участия в уп­равлении общественными делами. Разумеется, демок­ратия не есть свобода индивида или иного субъекта от власти вообще. Проблема ограничения свободы — тоже проблема демократии.

Изложенные принципы демократии являются универ­сальными, на их основе выстраивается само ее здание.
^

2. Основные концепции демократии



Анализ современных теоретических концепций демократии выяв­ляет многообразие подходов к определению и характерис­тике демократии. B зависимости от того, кто имеет приоритет среди ис­точников власти (индивид, социальная группа или в це­лом народ) теории и реальные модели демократии делятся на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

^

2.1. Либеральные концепции демократии



Теории демократии, принимающие за основу политической власти индивида, личность, и рассматривающие подлинным субъектом демократии отдельных граждан, составляют группу индивидуалистических концепций. Таковы либеральные теории.

Идейно-политический либерализм предшествовал либеральной демократии. Его основоположники Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье сформулировали такие основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, отделение государства от гражданского общества, разделение властей. На основе этих принципов идеи демократии (как народовластия) наполнялись либеральным содержанием. Стержневыми идеями в теориях либерализма являются политическое равенство и представительное правление.

Представительное правление – существенная черта либеральной демократии. Конституционность и ограничение политического господства — основные элементы понимания представительной демократии. Воля народа выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. Им она делегируется под ответственность в пределах конституции. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. В такой интерпретации демократия представляет собой конкуренцию равноправных по отношению к власти политических сил с неопределенными заранее результатами, поэтому либеральную концепцию относят к конкурентной демократии.

Главная идея либеральной демократии — приоритет личности, индивида над обществом, над государством. Личность, с точки зрения данной концепции, первична, она составляет основу гражданского общества и государства, является в конечном счете источником власти.

Еще одна главная идея данной концепции — разделение властей, создание сдержек и противовесов как условие эффективно­го контроля граждан над государством, способ исключения злоупотреблений власти. Особое место в либеральной де­мократии отведено ограничению власти большинства над меньшинством, которое вправе иметь свое мнение и отстаи­вать его в рамках закона.

«В ряде исследований по теории демократии выделяются протективная (“protective”) и развивающаяся (“developmental”) модели либеральной демократии. Общим для обеих моделей является приоритет гражданского общества перед государством, народный суверенитет через представительное правление, защита прав и свобод личности. Вместе с тем сторонники второй модели либеральной демократии выступают за всеобщее избирательное право без какого-либо имущественного ценза, политическую эмансипацию женщин, разграничение функций выборных представительных органов власти и государственной бюрократии» [11, 55].

^

2.2. Плюралистические концепции демократии



Исходная идея плюралистической концепции – главная движущая сила политики в современном демократическом государстве – группа. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Плюралистическая концепция предполагает установление в демократическом процессе известного равновесия сил, исключающего политическое действие в особых интересах лишь какой-то одной группы, стоящей у власти. Многими политологами она рассматривается как современная либеральная демократия [3, 179].

Одной из разновидностей модели плюралистической демократии является концепция полиархии. На основании детального анализа теории и практики демократии Р. Даль в итоге выделил 7 признаков полиархии:

1) выборность органов власти, гарантированная конституцией: с помощью выборов осуществляется контроль над правительственными решениями.

2) регулярное и периодическое проведение свободных и справедливых выборов, при которых исключен механизм принуждения.

3) всеобщее избирательное право, когда практически все взрослое население наделено правом участвовать в выборах.

4) право быть избранным в органы власти: практически все взрослое население наделяется данным правом, хотя возрастной ценз для права быть избранным может быть выше, чем для права участвовать в выборах.

5) свобода самовыражения: граждане без страха подвергнуться наказанию имеют право на свободу высказывать свое мнение по широкому кругу проблем, включая сюда критику органов власти, правительства, режима, социально-экономического строя и господствующей идеологии.

6) альтернативная информация: граждане имеют право добиваться альтернативных источников информации. более того, эти альтернативные источники реально существуют и охраняются законами.

7) автономия ассоциаций: для реализации своих многообразных прав, включая и вышеперечисленные, граждане имеют также право создавать относительно независимые ассоциации и организации, включая независимые политические партии и группы по интересам [10].

В международной политической культуре и теории имеются разнообразные варианты концепции плюралистической демократии и ее практической реализации. В частности, американский политолог А. Лейпхарт обосновывает тип демократии, названный им сообщественной демократией. Это, по определению автора, «особая форма демократии», позволяющая достичь и поддерживать стабильное демократическое правление в условиях многосоставных (плюральных) обществ — полиэтнических, многонациональных.

^ Элитарная теория демократии. Сторонники данной теории выступают против переоценки традиционных либеральных идеалов (в частности, И. Шумпетер). Они исходят из того, что в реальности, даже в условиях достижения господства демократического большинства, политические решения принимаются преимущественно меньшинством, - демократической элитой. Концепция элитарной демократии по сути своей утверждает, что в действительности идеал народовластия в современную эпоху (как и прежде) не реализуется в полной мере. Народ представляет в системе политической власти господствующая или господствующие элиты. Демократия же в таком случае состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по осуществлению власти и управления.

Модель партиципаторной демократии (Н. Пулантзас, К. Пэйтман, Б. Барбер) связана с обоснованием необходимости широкой демократизации современной западной демократии, формированием нового типа гражданина, созданием разветвленной сети ячеек местного самоуправления и реорганизацией политических партий в массовые движения. В конечном счете эта модель направлена на установление режима прямой, или непосредственной демократии.

Плюралистическая демократия весьма популярна в мире, но и она имеет ряд недостатков, мешающих ей вплотную приблизиться к идеалу прямого народовластия. Скажем, в западных странах с плюралистической демок­ратией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше — от парламентов и партий.

^

2.3. Коллективистские концепции демократии



Коллективистские концепции основой власти считают народ как единое целое. Они относятся к идентитарному типу демократии. Идентитарная (идентичность, тождество) демократия строится на основе социально-гомогенной модели структуры общества, иначе говоря, на признании социального единства, о котором так много говорили и писали ученые и политики в советское время. Идентитарная демократия характеризуется господством единой, общенародной государственной воли над волей отдельных граждан. Здесь исключается соревновательность интересов и ценностей, отвергается легитимность конфликта интересов.

Ярким примером идентитарной демократии является социалистическая (марксистско-ленинская) модель демократии. Одним из главных элементов марксистско-ленинской концепции является признание идеи демократии как составной части учения о социализме. Отсюда ее коллективистский характер, примат общего над индивидуальным, личным, отрицание мировоззренческих и социальных различий, с необходимостью обусловливающих постоянно обновляющееся соглашение, в чем суть современной политической демократии

Другое принципиальное положение социалистической концепции заключается в понимании демократии как государства, где управляет сам народ. Действительное поголовное участие масс в управлении государством, самоуправление народа — вот что означает социалистическая демократия. Отождествление демократии с государством получило логическое развитие в тезисе Ленина об отмирании демократии вместе с отмиранием государства.

Социалистическая концепция, обосновывая классовую природу демократии, увязывает политическую демократию с социальной; более того, последняя рассматривается в качестве условия и гарантии политической демократии.

Социалистическая теория демократии в основе своей оказалась противоположной политической практике авторитарного режима, апеллирующего к этой теории. Тем самым она потеряла свое признание среди значительной части ее бывших сторонников.
В современной политической науке идет поиск новых форм демократии. Американский политолог Дж. Сартори — один из известных зарубежных теоретиков демократии — предлагает идею «вертикальной демократии». Ее смысл — анализ «меньшинства» как понятия теории демократии, обозначающее политическую контролирующую группу [13].

Французский политик и политолог М. Рокар считает реальность взаимосвязей между выборными лицами, средствами массовой информации и избирателями сердцевиной современной демократии. В этом направлении, по его мнению, происходит становление «новой формы демократии», свидетелями чего мы являемся. Ее составляющими выступают всеобщее избирательное право и свободная информация. Новую форму демократии М. Рокар называет «информационной демократией».

Канадский философ проф. М. Бунге, развивая идею «третьего пути» общественного устройства (в противоположность капитализму и социализму), предлагает концепцию «интегральной технодемократии». Этот строй основан на науке; он должен расширить существующую политическую демократию (народное представительство и соучастие), экономическую (кооперативная собственность и самоуправление), культурную (культурная автономия вместе с универсальным доступом к культуре и образованию на протяжении всей жизни) [3, 187].

Анализ современных теоретических концепций демократии показывает многообразие подходов к определению и характеристике демократии, что, безусловно, связано с реальным многообразием ее практических, форм существования, а также идеолого-мировоззренческими позициями исследователей.

^

3. Достоинства и недостатки современной демократии



Проанализируем достоинства и недостатки современной демократии с позиции разделения форм демократии в зависи­мости от того, каким образом народ – непосредственно или через своих представителей – осуществляет властные полно­мочия. В соответствии с этим выделяют прямые, представи­тельные и партиципационные демократии.

Прямые, или плебисцитарные (от лат. plebiscitum - реше­ние народа), демократии исходят из того, что сам народ дол­жен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

К достоинствам прямой демократии можно отнести то, что она позволяет развивать политическую ак­тивность граждан, обеспечивать прочную легитимность вла­сти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц. Однако очевид­но, что плебисцитарная демократия малопригодна как фор­ма решения всего сложнейшего комплекса вопросов полити­ческой жизни общества. Она вполне была приемлема для не­больших городов-государств античности, но не может удов­летворять потребностям управления современных сложноорганизованных обществ [4, 144].

Представительные, или репрезентативные (от фр. герresentation - представительство), демократии, напротив, ис­ходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе де­мократия понимается как компетентное и ответственное пе­ред народом представительное управление.

Репрезентативные теории демокра­тии имеют как сильные, так и слабые стороны. В качестве главных достоинств этой модели правления обычно отмечают ее способ­ность гарантировать свободный общественный строй и высокую эффективность в выполнении общественных задач. Репрезентативная демократия гарантирует порядок и политическую стабильность, оберегает общество от преходящих массовых настроений и временных увлечений. Высокая эффектив­ность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы: четким разделением труда, более высокой по сравнению с прямой и плебисцитарной демок­ратиями компетентностью и ответственностью лиц, принимаю­щих решения.

К недостаткам данных теорий относят «фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как наро­довластия; неизбежную (вследствие сложной иерархической сис­темы управления) бюрократизацию и олигархизацию власти, от­рыв депутатов и чиновничества от простых граждан; приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа долж­ностных лиц; нарастание в государстве авторитарных тенденций Вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнитель­ной властью; слабую легитимацию власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан, их массовой политической апа­тии; ущемление политического равенства, возможностей всех граж­дан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно боль­ших полномочий представительных органов; широкие возможнос­ти политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной многоступенчатой си­стемы власти» [5, 227-228]

Недостатки представительной демократии призвана пре­одолеть уже рассмотренная выше партиципационная (англ. participation – участие) форма демократии или, иными словами, демократия учас­тия. Позитивный смысл партиципации состоит в обеспечении всесторонней демократизации общества, пря­мого участия народных масс в управлении социальными процессами, в создании предпосылок для социальной эман­сипации и самореализации личности. Демократия участия способствует также повышению уровня легитимности влас­ти и стабильности политической жизни. Однако партиципа­ционная демократия не свободна и от недостатков. К основ­ным из них относятся: низкая эффективность принимаемых решений по причине недостаточной компетенции широких слоев населения; снижение ответственности должностных лиц, так как важнейшие решения принимаются не ими, а широким кругом лиц; сложность и дороговизна самой про­цедуры принятия и реализации политических решений та­ким способом; невозможность ее применения ко всем много­численным вопросам политической жизни.

Как видно из приведенного выше анализа демократических теорий и форм, каждая из них имеет как достоинства, так и недо­статки. В настоящее время общество осознает, что совре­менные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Чер­чиллем: «Демократия — очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего» [1, 82].

Заключение




Демократия сопровождает всю человеческую историю — от первобытного общества и до наших дней, так как имеет корни в самой природе чело­века, в его прирожденных и приобретаемых в процессе соци­ализации позитивных (конструктивных) и негативных (де­структивных) свойствах. Главное заключается в том, что она отвечает стремлению человека к самореализации, стимулирует инициативу самим простором для ее проявления, обеспечи­вает свободу творчества во всех сферах человеческой жиз­ни. Но с другой стороны, демократия откры­вает возможности для реализации эгоистических и эгоцен­тристских стремлений человека, используется сильными и лов­кими, способными увлекать массу, для оттеснения от власти скромных и более разумных. «Демократия способствует при­ходу к власти людей альтруистического склада, которым в идеале только и можно доверять власть, но отнюдь не гаран­тирует от нашествия на позиции власти людей своекорыст­ных, с низкой нравственностью, но изощренным умом» [14, 470].

Но каковы бы ни были недостатки демократии, лучшей организационной формы в распоряжении человече­ства нет. Не доведенная до крайности (анархии), демократия лучшим образом обеспечивает социальное разви­тие, сглаживает и разрешает неизбежные в общественной жизни напряжения и расхождения, создает атмосферу взаимного доверия и терпимости. Демократия — единственно нормальный способ жизнедеятельности общества и человека.

Закончить свою работу мне хотелось бы словами С.А. Наумовой: «Конечно, было бы неправильно утверждать, что демократическое раз­витие а том виде, в котором оно известно нам, — это единственно возможный ра­зумный вариант развития. Но верно и то, что на сегодняшний день — это лучшая из известных человечеству моделей по­литического прогресса» [12, 43].

Литература



  1. Политология: Учеб. для вузов /Под ред. С.В. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 448 с.

  2. Политология: Курс лекций /Под ред. В.А. Бобкова, И.Н. Браима. - Мн.: «Экоперспектива», 2000. - 348 с.

  3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. - Ростов н/ Д, 1996. -544 с

  4. Мельник В.А. Политология. -Мн.: Высш. школа, 1996. - 478 с.

  5. Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1996. - 320 с.

  6. Хомелева Р.А. Политология. – СПб.: Издательский дом «Нева». – 2005. – 448 с.

  7. Политология: Энциклопедический словарь. - М: Изд-во Московского коммерческого ун-та, 199.1. - 432 с.

  8. Бердяев Н. Демократия и личность //Беларуская думка. – 2005. - № 9. – с. 24-27.

  9. Гуггенбергер Б. Теория демократии //Политические исследования. - 1991. - № 4. – С. 137.

  10. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. - 1994. - № 3. - С. 37— 48.

  11. Мадатов А.С. Концепции и модели демократии: проблемы и дилеммы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Cерия: Политология. – 1999. – № 1. – С. 53–62.

  12. Наумова С.А Демократия: идеал и реальность. // Беларуская думка. - 1992, - № 3 – с 37-43.

  13. Сартори Дж. Вертикальная демократия. // Политические исследования. - 1993. - № 2. - С. 80-89.

  14. 50/50: Опыт словаря нового мышления /Под общ. Ред, М.Ферро и Ю. Афанасьева. - М: Прогресс, 1989. - 560 с.



Скачать файл (97.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru