Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

География мировой пищевой промышленности - файл 1.doc


География мировой пищевой промышленности
скачать (365 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc365kb.15.12.2011 10:34скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра экологии и природопользования


Контрольная работа, вариант № 9


«География мировой пищевой промышленности»

Выполнила студентка

заочного факультета

группы ИС 3

Трофимова Е.А.

шифр 09199

(г. Южно-Сахалинск,

бульвар Анкудинова, д. 15, кв. 72)


г. Новосибирск

2010 г.

Введение.

Пищевая промышленность – одна из значительных отраслей современного индустриального производства. По валовой продукции она занимает второе место после машиностроения.

Роль пищевой промышленности в развитии производительных сил определяется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет преобладающую часть потребностей населения в продовольствии. Пищевая промышленность обеспечивает более рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.
^ География мировой пищевой промышленности.
Общая характеристика
Пищевая промышленность призвана удовлетворять основные потребности населения в важнейших продуктах питания. Она теснейшим образом связана с сельским хозяйством, которое является основным источником сырья отрасли. Переработка сельскохозяйственного сырья в продукцию длительного хранения, большие мощности холодильников пищевых предприятий обеспечивают постоянное равномерное снабжение рынка продовольствием, в частности скоропортящимися продуктами. Отходы производства отрасли используются как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях промышленности (легкой, фармацевтической и т.д.).

Параллельно с пищевой функционирует пищевкусовая промышленность, использующая пищевое сырье для изготовления алкогольных напитков, соков, а также поставляющая различные пряности и специи как для пищевой промышленности, так и для непосредственного потребления населением. Важную роль в отрасли играет переработка табака, чая, кофе, какао и других видов продукции сельского хозяйства в готовые изделия после прохождения соответствующих технологических операций (например, ферментация чайного, табачного сырья и т.д.).

Пищевая и пищевкусовая промышленность имеют сложную структуру включающую десятки различных по использованию сырья и технологии процессов. В настоящее время сложилось несколько их групп. (Таблица 1)

Среди них особо выделяются базовые производства, продукция которых требует дальнейшей глубокой переработки (например, мукомольная, получение сахара-сырца, пастеризация молока с последующим изготовлением из них соответственно хлебобулочных, кондитерских и кисломолочных изделий). К базовым производствам относятся и первичные процессы убоя скота, улова рыбы, продукция которых может направляться непосредственно на рынок. Однако все чаще такая продукция подвергается облагораживанию для получения более квалифицированных полупродуктов (полуфабрикатов для быстрого приготовления в домашних условиях) или готовых конечных продуктов отрасли (колбасные, рыбные изделия, консервы, пресервы, деликатесные продукты и т.д.). Эти процессы повышения потребительских качеств продукции базовых производств становятся основными в отрасли, так как дают наиболее высокую по стоимости товарную продукцию.

Пищевая и пищевкусовая промышленность удовлетворяют ежедневные потребности населения в очень разнообразном ассортименте продукции (например, только сортов сыра или пива — сотни). Это обусловило формирование множества предприятий отрасли (в мире производством только кондитерской продукции занято около 50 тыс. фирм), специализирующихся на получении тех или иных пищевых или пищевкусовых продуктов. При этом ассортимент продукции постоянно обновляется, ему придаются новые потребительские качества.

Особенность пищевой и пищевкусовой промышленности, вырабатывающей сотни миллионов тонн изделий, — необходимость их расфасовки в мелкую тару, соответствующую физическим свойствам продукта. Отсюда эта отрасль стала крупным потребителем стеклянной, бумажной, металлической, полимерной тары. Это обусловило связи отрасли с соответствующими производствами: стекольной, бумажной, металлургической, химической и др. Расфасовка продукции отрасли потребовала разработки упаковочных машин-автоматов для предприятий разных производств. Велики затраты на высококачественную полиграфическую продукцию для оформления тары.

В пищевой и пищевкусовой промышленности сложились мощные национальные фирмы и международные корпорации в сфере производства разной продукции, например, всем известные «Нестле» «Кока-Кола», «Юнилевер» и многие другие. Каждая владеет сотнями предприятий в разных странах мира, их обороты одни из самых высоких в индустрии. Они контролируют практически все рынки сбыта аналогичной продукции.

Научные исследования в области питания способствовали изменению его структуры. Особое внимание уделено повышению доли овощей и фруктов, снижению калорийности пищи (использование обезжиренного молока, употребление растительных масел вместо животных жиров, сокращение потребления сахара и кондитерских изделий с ним, отказ от алкогольных напитков в пользу безалкогольных: минеральных вод, соков и т.д.), безусловный отказ от курения и т.д. Все это призвано сохранить здоровье человека. Однако возникают и проблемы развития соответствующих отраслей промышленности, где ТНК сопротивляются этим тенденциям введения здорового образа жизни (особенно табачные компании). Вместе с тем проблемы питания — это и социально-экономические, и национальные, решение которых индивидуально для разных стран и регионов.

О тенденциях и традициях в потреблении продуктов питания в мире можно судить по производству пшеничной муки и потреблению хлебобулочных изделий. Получение муки за период 1960—1988 гг. увеличилось более чем вдвое и достигло 205 млн. т. Однако в конце 80-х гг. началось сокращение ее выпуска и к середине 90-х гг. оно составляло около 130 млн. т. Потребление изделий из нее также сократилось, но еще сильно различалось по странам: от 6—10 кг на человека в год в Японии и Республике Корея, до 100—150 кг в государствах бывшего СССР и Болгарии (США — 30 кг в 2004 г.).
^ Отраслевая и территориальная структура.
Мясная промышленность. Роль отрасли определяется значением мясных продуктов — основного источника высокоценных животных белков и других важных компонентов. Рост потребления мясных продуктов в мире — один из показателей повышения жизненного уровня населения. Подавляющая часть населения земного шара употребляет мясо, и производство его растет быстрее, чем численность жителей планеты. За 1950-2000 гг. население планеты выросло в 2,3 раза, а производство мяса — в 5 раз. Соответственно производство мяса на душу населения в среднем в мире увеличилось с 16 до 36 кг, но различия по странам очень велики: от 365 кг в год в Дании до 4,6 кг в Индии (за счет мусульманского населения, ибо индусы мясо не употребляют).

Проблемы рационального питания существенно отразились на производстве и потреблении отдельных видов мяса, хотя еще сохраняются национальные, религиозные традиции, а также экономические возможности использования мяса у разных народов мира. Общая тенденция — увеличение потребления диетических видов мяса (в первую очередь птицы). Это отразилось на структуре производства мяса в мире. (Таблица 2)

В отдельных странах структура производимой мясной продукции претерпела еще большие изменения. Так, в США за 1960-2000 гг. производство свинины в расчете на душу населения уменьшилось с 37 до 31 кг, а мяса птицы возросло с 21 до 53 кг (в 2005 г. показатели в мире составляли по свинине 15 кг, по птице — 9 кг).

Растущие потребности в получении мясной продукции в отдельных странах и регионах мира определили основные территориальные сдвиги в производстве мяса. (Таблица 3)

Этому способствовали достижения в растениеводстве, обеспечивающем снабжение животноводства кормами.

Основные сдвиги в размещении производства мяса в мире в 1960-2005 гг. следующие:

  1. развивающиеся страны впервые обеспечили более половины
    мирового получения мяса;

  2. более чем двукратно увеличилась доля Азии, ставшей главным
    регионом получения мяса:

  3. почти вдвое уменьшилась доля Восточной Европы. В большинстве стран этого региона производство снизилось, особенно в государствах СНГ и прежде всего в России и Казахстане.

Многие страны и даже регионы специализируются на производстве и экспорте разных видов мяса, однако на экспорт идет сравнительно небольшое количество (в 1950 г. — 3,3 млн.. т, в 2004 г. — 15,3 млн.. т), т.е. экспортная квота соответственно составляла 5-7,4%. В структуре экспорта на мясо приходится около 70%, живого скота — до 20%, а остальное — мясопродукты глубокой переработки и в небольших количествах сушеное, соленое и копченое мясо.

Ведущим экспортером остается Западная Европа: до 47% поставок мяса в мире (наиболее крупные — Нидерланды, Франция и Дания). Северная Америка — вторая по значению в торговле мясом (20% мирового экспорта), а Океания (12%) - третья. Внешнеторговый обмен идет по разным видам мяса, потоки которых пересекаются. Кроме того, они различаются по своим потребительским свойствам (парное, охлажденное, мороженое мясо). Мясопродукты глубокой переработки имеют еще более сложную географию экспорта и импорта. В числе главных импортеров мяса — ФРГ, Япония и Италия. Россия вследствие сильного упадка всего животноводства по импорту мяса также стала одной из ведущих стран мира.

Рыбная промышленность добывает, перерабатывает и все в большей степени воспроизводит рыбу и нерыбные продукты промысла морей и пресных вод, формируя рыбопромышленный комплекс. В его состав входят рыболовный флот, порты (нередко специализирующиеся на морепродуктах), рыбокомбинаты, холодильники, консервные заводы, рыбоводные заводы, другие предприятия по выращиванию моллюсков, ракообразных, водорослей (марикультура). В состав рыбопромышленного комплекса входят также научно-исследовательские учреждения и организации по контролю и охране рыбопромысловых акваторий государства.

Научно-технический прогресс оказал мощное воздействие на развитие всего рыбопромышленного комплекса. В послевоенные годы были сконструированы и построены крупные морозильные траулеры, рыбопромысловые базы — суда для обработки и транспортировки объектов промысла, рыбоконсервные плавучие базы. Средства и методы поиска объектов промысла (воздушная разведка, приборы по обнаружению косяков рыбы и т.д.) позволили повысить эффективность работы рыбопромышленного комплекса. В результате возросла роль глубоководного промысла в открытом океане вместо традиционного шельфового, широко освоены ресурсы Тихого океана вдали от портов базирования рыбопромысловых судов. Появились новые методы обработки морепродуктов (охлаждение вместо заморозки и соления, создание пресервов — нестерилизованных рыбных консервов и т.д.).

Разнообразная продукция рыбопромышленного комплекса увеличивает области ее использования: уже освоенные направления — пищевое, кормовое, медицинское, техническое — дополняется в каждом из них за счет инноваций. Так, очень перспективны биотехнологические разработки для создания эффективных фармацевтических препаратов. Все же основное направление потребления продукции комплекса — пищевое: рыбные продукты составляют около 90%. Очень различается по странам мира использование других продуктов рыбной промышленности.

За 1960-2005 гг. менялась структура морского и пресноводных промыслов: доля последнего увеличилась и достигла 18% (1980 г. — 11%). Уменьшение доли морских промыслов в улове (за 1980—2005 гг. с 77 до 66%) сохранило основные пропорции в структуре вылавливаемой рыбы, основную часть которой (48%) составляют сельдь и треска.

Индустриализация рыбного промысла оказала большое влияние на роль отдельных стран и акваторий в рыбной промышленности мира. Особенно изменилось значение отдельных стран и регионов. (Таблица 4)

Основной результат пространственных сдвигов отрасли — ее рост в Азии и Южной Америке: на эти два региона приходится почти 3/4 добываемых в мире морепродуктов. Примечательно, что государства, имеющие выход в Тихий океан, дают более 70% продукции отрасли. Среди 10 ведущих государств по добыче рыбы и морепродуктов в мире 9 расположены в Тихоокеанском бассейне. (Таблица 5) Среди них нет ни одной западноевропейской страны, хотя они ведут активный лов в этом отдаленном океане. Беспрецедентным стало лидерство КНР в этой отрасли, давшей более 1/5 её продукции в мире. Происшедшие сдвиги в отрасли отражают и роль государств Азии, где проживает большая часть населения планеты, и значение Тихого океана как важнейшей рыбопромысловой акватории.

Резко упала доля государств Восточной Европы, которая оказалась вдвое ниже уровня 1950 г., когда только шел процесс формирования комплекса. Наибольший удар в развале отрасли в регионе пришелся на Россию, которая давала основную часть продукции. В настоящее время Россия отброшена на уровень улова в РСФСР в 1966 г., т.е. на 30 лет назад.

Маслосыродельная промышленность дает наиболее ценные продукты питания, обеспечивающие глубокую переработку исходного сырья — молока, а также, в отличие от кисломолочных, выдерживающих хранение и дальние перевозки. В 60-е гг. начались глубокие структурные изменения в соотношениях получения двух самых массовых продуктов — животного масла и сыра. В 1950 г. мировое производство масла в 1,5 раза превысило получение сыра, а в 1980 г. сыра делали в 1,6 раза больше, чем масла (в 2005 г. более чем вдвое). Сыр стал ведущим продуктом отрасли, его изготовление и потребление имеет тысячелетние традиции.

География производства сыра характеризуется постоянно высокой долей Западной Европы, где он всегда был одним из самых важных и любимых продуктов питания. Роль этого региона как продуцента сыра меняется, но он остается лидером мирового сыроварения: в 1950 г. регион давал более половины продукции в мире, в 2005 г. — 44%. Северная Америка —второй по значению регион (2005 г. — 26%). Таким образом, на оба региона приходится 70% получения сыра в мире. Доля Восточной Европы снижается (1990 г. — 16%, 2005 г. 12%). Сыр — преимущественно продукт потребления населения развитых стран мира в северном полушарии. Его высокая калорийность обеспечивает достижение рационального питания в условиях умеренного климатического пояса.

Уровень производства и потребления сыра на душу населения сильно отличается по странам. При среднем в мире производстве на душу населения 2,6 кг в 2005 г. в отдельных странах оно гораздо выше: во Франции — 27 кг, а в Греции, Дании, Новой Зеландии — более 50 кг. Это обусловливает экспортную специализацию последних, как и ряда других стран. Крупнейший продуцент сыра — США (около 25% мирового производства), вдвое меньше доля Франции (11%), ФРГ — третья (9%). Россия вырабатывает около 5 кг сыра надушу населения в год, уступая даже Египту (6 кг).

Разнообразие сортов сыра (более 700) обусловило широкое участие этой продукции во внешней торговле. Поэтому многие страны даже в Западной Европе традиционно ввозят сыры из целого ряда государств региона и даже других регионов (Новая Зеландия). Некоторые сорта приобрели мировые стандарты (например, голландский сыр), они вырабатываются во многих странах мира.

Продуктом отрасли является и масло коровье (животное). Его производство претерпело во второй половине XX в. сильные колебания. За послевоенным ростом изготовления в 80-е гг. последовала стабилизация, обусловленная резким сокращением его потребления в целом ряде стран, особенно в США. Это отразилось и на сдвигах в размещении производства масла по регионам и странам мира. (Таблица 6)

Региональные сдвиги в размещении производства масла приняли после Второй мировой войны и в 90-е гг. большой размах. В первый период они ознаменовались мощным ростом отрасли в Восточной Европе, а затем — в Азии, которая стала лидером в получении этого продукта. Причины происшедших сдвигов заключаются в изменении структуры питания в США, резком уменьшении как производства, так и потребления масла. В прошлом, вплоть до Второй мировой войны, США были крупнейшим в мире его продуцентом. В Западной Европе традиции питания сохранили роль масла до настоящего времени, но его производство практически не растет. Бурный рост производства и потребления масла в Восточной Европе обусловлен, как и в северных странах Западной Европы, необходимостью восполнения энергетических затрат человека в условиях сурового климата. Поэтому вплоть до 90-х гг. СССР был лидером в изготовлении животного масла. Превращение Азии (особенно Индии и Пакистана, дающих 1/4 масла в мире) в лидера по производству обусловлено необходимостью переработки молока (Индия — третий в мире его производитель) в более ценные продукты питания. Технология изготовления масла проще, чем сыра. Однако уровень потребления масла в Индии (1,4 кг на человека) остается все еще на среднемировом уровне (1,2 кг). (Таблица 8)

Самым важным результатом развития масложировой промышленности был рост маргаринового производства. Маргарин — пищевой продукт, смесь животных жиров, растительных масел, молока, ароматических веществ. Сырьевая база для его получения очень широкая, а технология переработки сырья позволила изготовлять продукт, равноценный по всем показателям животному маслу, и разных сортов и областей применения. Небольшие затраты на его производство сделали маргарин конкурентом животного масла. (Таблица 7)

Структурные изменения в производстве этих продуктов отразились и на географии изготовления маргарина в разных регионах мира: в 1950 г. главными продуцентами были Западная Европа — 61%, Северная Америка — 21 и Восточная Европа —-15%. Смена структуры потребления масел в этих регионах проходила неодинаково, и к 2005 г. Северная Америка стала лидером производства маргарина (36% мирового). Западная Европа заметно сократила его выпуск (22%). Существенный сдвиг в получении этого продукта вывел Азию на второе место в мире (28%). Доля же Восточной Европы за 1950—2005 гг. сократилась более чем вдвое.

Еще более высоки различия по странам даже в пределах одного региона, где проявляется влияние экономических причин, национальных традиций в производстве и потреблении масла и маргарина. Так, в Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах с их развитым молочным хозяйством масла животного вырабатывается меньше, чем маргарина (в Нидерландах в 3 раза), а во Франции, наоборот, масла больше, чем маргарина в 3 раза. В США и Канаде получение маргарина также опережает изготовление масла. Примечателен сдвиг маргариновой промышленности в Индию, ставшую после США вторым продуцентом (7% мировой продукции).

Сахарная промышленность. Сахар — один из важнейших продуктов питания, производство которого продолжает устойчиво возрастать, несмотря на рекомендуемые диетические ограничения в его потреблении. Средний показатель получения в мире в 2005 г. составлял 21 кг на душу населения, но потребление сахара по странам мира сильно различается: от нескольких килограммов (КНР) до 40-50 кг (Великобритания, Австралия, Канада, Куба). В ряде стран на потребление сахара все больше влияет конкуренция подслащивающих веществ.

Производство сахара основано на использовании двух видов сырья: сахарного тростника и сахарной свеклы. Развитие сырьевой базы оказало дальнейшее воздействие в 1950-2005 гг. на размещение сахарной отрасли. В 1950 г. из сахарной свеклы получили 47% сахара и 53% — из сахарного тростника. В 2005 г. сахарный тростник стал главным видом сырья — на его основе произвели 71% сахара в мире. Таким образом, характер сырьевой базы изменил и размещение всей сахарной промышленности мира. (Таблица 9)

Важнейший результат сдвигов в размещении производства сахара в 1950-2005 гг. — лидирующая роль Азии, дающей более 1/3 продукции в мире. В целом два региона — Азия и Южная Америка — суммарно дают около 60% сахара, а Индия и Бразилия заняли ведущие места в отрасли. (Таблица 10) Следствием распада СССР и СЭВ явилось резкое падение производства сахара на Кубе, которая до 1991 г. была одним из лидеров мировой сахарной промышленности. В 2005 г. она не вошла даже в десятку ведущих продуцентов сахара, потому что потеряла рынки сбыта в Восточной Европе, а США сохраняют эмбарго на торговлю с Кубой.

Внешняя торговля продукцией пищевой промышленности имеет преимущественно характер ассортиментного обмена разными ее видами. Исключение составляет сахар, экспорт и импорт которого определяется балансами потребления и производства в каждой стране. Это обусловило специализацию отдельных государств на производстве и внешнеторговых поставках тех или иных видов продукции, например, Новая Зеландия — крупнейший экспортер (20% мирового экспорта) животного масла — вывозит 83% этого продукта, а Нидерланды — даже 136% (включая реэкспорт масла).

В пищевкусовой промышленности большинство ее продуктов (чай, кофе, какао, различные специи) имеют свои потребительские достоинства. Их производство растет, и оно обычно привязано к определенным природным зонам планеты, где сельское хозяйство многих стран специализируется на их получении.

Экологические, социальные и экономические проблемы обусловлены в данной отрасли только изготовлением алкогольных напитков и табачной продукции. Их влияние на здоровье людей вызывает все большее беспокойство медицинской науки, общественных движений (например, «зеленых»); принимаются административные меры по регулированию этой продукции в рекламе, продажах и т.д.

Тенденция сокращения потребления алкогольных напитков затронула не только крепкие, но и слабоалкогольные — виноградные вина. Их производство после Второй мировой войны росло, а затем стало снижаться (1960 г. — 24 млрд л, 1980 г. — 35 и 2005 г. — 25 млрд л). География виноделия за эти десятилетия не изменилась: Италия, Франция и Испания стабильно дают более 1/2 виноградных вин в мире.

Производство пива, наоборот, быстро росло (1960 г. — 40 млрд л, 2005 г. — 126 млрд л). География отрасли также мало изменилась: основное количество пива вырабатывают США и многие западноевропейские государства (суммарно до 1/4 мировой продукции). Очень быстро развивалось пивоварение в КНР, которая вышла на второе место среди продуцентов напитка после США.

Особенно быстро увеличивается потребление минеральной и родниковой воды, различных соков и тонизирующих напитков типа «Кока-Кола». В наиболее развитых государствах их потребление на душу населения уже превышает традиционные алкогольные напитки, включая пиво (в США — до 100 л пива и более 200 л вод и соков).

Вопреки задачам экологии, охране здоровья людей продолжается быстрое увеличение выпуска табачных изделий, за 1950—2005 гг. производство сигарет в мире выросло с 1267 до 5410 млрд шт., т.е. около 1 тыс. шт. на каждого жителя планеты (а в некоторых странах с экспортным значением продукции — до 8 тыс. шт.). Эта продукция относится к одной из самых доходных в экономике: ее выпуск растет как в странах с невысоким уровнем жизни (КНР — лидер производства сигарет в мире), так и в США. Однако в этой стране ведется энергичная борьба с курением, а 30% сигарет идет на экспорт. Та же ситуация в ФРГ, где очень мощное движение «зеленых». Крупнейшим импортером сигарет стала Россия: в 2005 г. она «поглотила» около 12% мирового импорта этой продукции.

^ Глобализация мирового рынка пищевой продукции.
Наличие у самых разных компаний стремления к концентрации обусловлено конкурентными преимуществами крупных бизнес-структур перед мелкими и средними хозяйствующими субъектами:

несравнимыми возможностями в финансировании разработки новых видов продукции и внедрения их в сжатые сроки в массовое производство; относительно большей легкостью получения кредитов, доступностью облигационного финансирования, а в критических обстоятельствах и государственной поддержки; определением производственной программы в расчете на пространственно больший рынок сбыта, на котором всегда проявляется эффект усреднения колебаний конъюнктуры; возможностью диверсификации производства; экономией благодаря эффекту масштаба на издержках производства и сбыта; более высоким экспортным потенциалом не только за счет низкой себестоимости, но и за счет развитых сбытовых сетей за пределами национальной экономики; возможностью возведения стратегического планирования на высший уровень менеджмента корпорации без ущерба для эффективности ее функционирования, при сохранении за управляющими звеньями более низкого уровня оперативного контроля и руководства; способностью дольше противостоять воздействиям извне.
Все эти факторы и приводят к тому, что процессы концентрации усиливаются, одновременно переходя на новый качественный уровень.
Пережив с начала ХХ в. уже четыре волны слияний и поглощений, мировая экономика в конце второго тысячелетия подошла к новому этапу - глобализации. Сделки среди авиапроизводителей Boeing и McDonnell Douglas, автомобилестроительных концернов BMW и Ro-ver Group, Daimler-Benz и Chrysler, нефтяных компаний British Petroleum и Amoco, Mobil и Texaco, финансовых институтов Morgan Stanley и Dean Whitter Discovery, аудиторских фирм Coopers&Lybrand и Pricewater-house и компаний многих других отраслей подтверждают этот тезис.
Тенденции концентрации и глобализации не обошли стороной и компании пищевой промышленности. Уже несколько лет Западную Европу и Северную Америку потрясают сделки слияний и поглощений (M&A) в этой отрасли, при этом объемы совершаемых сделок исчисляются все более громадными суммами.
Крупнейшей за последние годы сделкой M&A в пищевой промышленности признается слияние Guinness и Grand Metropolitan в компанию Diageo. Сделка, оцениваемая в 24 млрд ф. ст., вывела объединенную компанию с годовым объемом продаж в 12 млрд долл. на один уровень с лидером отрасли - корпорацией Allied Domecq. Такие всемирно известные марки, как Gordon's Gin, Smirnoff Vodka, Guinness, Bailey's, Pillsbury и Haagen-Dazs, - только небольшая часть продукции, выпускаемой новой компанией.
Первое место по объему сделок M&A, заключенных между компаниями пищевой промышленности, принадлежит рынку США. За последние несколько лет здесь совершено более 40 сделок общей стоимостью свыше 100 млрд долл.
Наиболее заметным приобретением является поглощение гигантом хлебобулочной промышленности Grocery компании Kroger Co. за 13 млрд долл. Среди остальных сделок M&A можно выделить покупку инвестиционной компанией Hicks, Muse, Tate & Furst за 1,2 млрд долл. отделения компании American Home Products с такими широко зарекомендовавшими себя торговыми марками, как Jiffy Pop и Chef Boyardee; продолжение экспансии компании IBP Inc. на рынок мясных продуктов посредством приобретения Russer Foods - лидера США по производству мясных полуфабрикатов с ежегодным объемом продаж 150 млн. долл.; поглощение в 1997 г. крупнейшим производителем куриного мяса в США - компанией Tyson Foods корпорации Hudson Foods за 700 млн. долл. В ресторанном бизнесе отличилась General Mills Inc., купившая в 1997 г. сеть закусочных Ralcorp Holdings Inc. за 570 млн. долл.
Европейский рынок по числу и объемам сделок пока уступает рынку США.
В качестве примера расширения и диверсификации деятельности посредством слияний и поглощений в Европе можно назвать объединение ирландских Avonmore Foods и Waterfood Foods. Объединенная Avonmore Waterfood Foods стала лидером по производству сыра и заняла четвертое место в Европе по продажам молока и молочнокислой продукции. Одна из последних сделок в странах Европейского союза (март 1999 г.) состоялась между датской компанией Danisco и финским производителем пищевых добавок - корпорацией Cultor. Поглощение последнего обошлось Danisco в 1,4 млрд долл.
Среди транснациональных сделок можно отметить покупку компанией Sainsbury (Великобритания) - крупнейшим оператором на рынке пищевых супермаркетов - американской Star Markets (60 супермаркетов в Бостоне) за 500 млн. долл. и приобретение Coca-Cola Bottling (США) прав на торговые марки британской корпорации Cadbury Schweppes - третьего игрока на мировом рынке безалкогольных напитков - за 1,871 млрд долл.
На развивающихся рынках наиболее агрессивно ведет себя мировой лидер пищевой промышленности - голландско-британский гигант Unilever. За последние несколько лет компания поглотила монополистов по производству мороженого в Бразилии, Аргентине, Колумбии и Мексике.
Процессы слияний и поглощений в пищевой отрасли не ограничиваются сделками между компаниями, уже присутствующими на данном рынке. Так, после завершения одной из сделок, оцениваемой в 7,7 млрд долл., единственным владельцем крупнейшего в мире производителя семян зерновых культур Pioneer Hi-Breed International Inc. станет мировой химический концерн DuPont Co.
Представленные выше и другие сделки M&A (Таблица 10), на наш взгляд, неплохо демонстрируют масштабность и активность процессов концентрации, наблюдаемых в пищевой отрасли развитых стран.
^ География пищевой промышленности в России.
Россия по выпуску многих пищевых продуктов в расчете на душу населения значительно отстает от ряда развитых стран. Это подчеркивает остроту и актуальность продовольственной проблемы в нашей стране. Продукции сельского хозяйства не хватает. Поэтому приходится импортировать значительное количество зерна, мяса, плодов, овощей, сахара, растительного масла и некоторых других продуктов.

Пищевая промышленность характеризуется сложной структурой. В ее состав входит свыше двух десятков отраслей с их многочисленными специализированными производствами, общий признак которых при всех различиях (используемое сырье, характер технологии и т.д.) - назначение выпускаемой продукции. Однако если одни отрасли заняты производством готовых пищевых продуктов, непосредственно потребляемых населением, то другие, например, мукомольная, масложировая и т.п., дают изделия, которые подвергаются дальнейшей переработке и одновременно могут служить предметами личного потребления.

Используя сырье растительного и животного происхождения, пищевая промышленность теснейшим образом взаимодействует с сельским хозяйством, рыбным, китобойным и другими промыслами. Особое значение имеет связь с сельским хозяйством, обеспечивающим пищевую промышленность наиболее массовыми видами сырья (зерно, картофель, сахарная свекла, масличные культуры, мясо, молоко и т.п.). Достаточно упомянуть, что свеклосеющие районы страны одновременно являются и районами сосредоточения сахарной промышленности. В свою очередь пищевая промышленность влияет на сельское хозяйство, стимулируя развитие новых сырьевых баз, расширение сферы применения земледельческой и животноводческой продукции, рост товарности сельскохозяйственного производства.

Продовольствие, поступающее населению, в основной своей массе подвергается промышленной обработке и переработке. Так, перерабатывается около 3/4 мяса и молока, практически все зерно. В дальнейшем спрос на продукцию сельского хозяйства, которая прошла глубокую технологическую переработку в промышленности, будет возрастать. Поэтому очевидны сдвиги в структуре пищевой промышленности, направленные на расширение производства полуфабрикатов и готовых к употреблению продуктов.

Для улучшения снабжения населения высококачественными продуктами питания при сокращении их потерь в процессе хранения, транспортировки, переработки и доведения до потребителей особое внимание уделяется:

1) строительству элеваторов, хранилищ и холодильников;

2) развитию тарного производства.

Специализированный характер приобретает холодильная промышленность. Расширяется применение искусственного холода при
обработке и хранении сельскохозяйственной продукции.

В основном пищевая промышленность ориентирована на весьма распространенное сырье. Еще более широки границы потребления пищевых продуктов. В связи с этим находится одна из характерных особенностей производства - повсеместность размещения, что резко выделяет пищевую промышленность среди других отраслей промышленности.

Пищевая промышленность располагает самым большим количеством предприятий. В то же время среди них много мелких объектов, что обусловлено главным образом дисперсностью как первичной переработки сельскохозяйственного сырья, так и удовлетворения потребностей населения в пищевых продуктах повседневного спроса (хлеб, молочная продукция и т.п.).

Наиболее крупные предприятия типичны для сахарной, мукомольной, масложировой, мясной и рыбной промышленности. В этих отраслях они часто представляют собой комбинаты.

Обычное явление в ряде отраслей пищевой промышленности - сезонность производства. Она только отчасти сглаживается благодаря возможности перерабатывать несколько видов сырья, например, в сахарной промышленности - дополнительно кубинский тростниковый сахар-сырец, в крахмалопаточной - картофель и кукурузу.

Пищевая промышленность органически входит в состав любого районного территориально-производственного комплекса. Но в одних случаях ее роль профилирующая, а в других - ограничена функциями обслуживания только местного населения. Как отрасль производственной специализации пищевая промышленность представлена в районах, где есть благоприятные природные и экономические предпосылки для развития сельского хозяйства с высокими показателями товарности.

Процесс реконструкции пищевой промышленности сопровождался приближением производства к источникам сырья и местам потребления готовой продукции, был связан с комплексным развитием экономических районов страны.

Ориентация на сырьевые базы обусловлена материалоемкостью пищевой промышленности. В большинстве ее отраслей расход сырья намного превышает вес готовой продукции. Помимо этого надо учитывать низкую транспортабельность сельскохозяйственного сырья, что объясняется ухудшением его качества при длительных перевозках и хранении, а также большим содержанием воды, которая составляет 75-80% веса сахарной свеклы, 80% -картофеля и т.д. В то же время массовость и повсеместность использования, скоропортящийся характер и относительно низкая транспортабельность выпускаемой продукции притягивает производство к местам потребления, сочетая его с размещением населения, особенно городского.

Следовательно, предприятия по первичной переработке сырья непосредственно связаны с сельским хозяйством, которое в зависимости от местной специфики обусловливает их производственные мощности и сезонный характер работы. Именно на этой стадии прямым образом осуществляется агропромышленная интеграция, например, создание разного рода производственных объединений.

Предприятия, завершающие выпуск готовой продукции, тяготеют к потребителям. Важно при этом, что в одной и той же отрасли могут быть представлены предприятия, относящиеся к разным стадиям производственного процесса.

Территориальная организация пищевой промышленности нуждается в совершенствовании. Важная проблема - устранение региональных диспропорций между производством отдельных сельскохозяйственных продуктов (например, мяса, овощей) и мощностями по их переработке. Назрела также необходимость децентрализовать размещение ряда отраслей, максимально приближая их предприятия к сырьевым базам. Складские хозяйства и холодильники у нас в стране сосредоточены преимущественно в местах потребления готовой продукции. Это создает огромное напряжение в использовании материальных средств и труда в период уборки урожая и массовых перевозок сельскохозяйственных грузов. Отсюда актуальность задач, связанных с созданием складских хозяйств и перерабатывающих предприятий непосредственно в сельской местности.

В зависимости от степени влияния сырьевого и потребительского факторов пищевая промышленность делится на три группы:

  1. отрасли, ориентированные на источники сырья (при высоких нормах расхода сырья), - сахарная, маслодельная, молочноконсервная, масложировая, крахмалопаточная и др.;

  2. отрасли, тяготеющие к местам потребления готовой продукции (при совпадении или превышении веса готовой продукции над весом исходного сырья), - хлебопекарная, пивоваренная, кондитерская, макаронная, молочная и др.;

  3. отрасли, одновременно ориентированные на сырье и на потребителя (при большем весе сырья по сравнению с готовой продукцией), - мясная, мукомольная, табачная и др.

Приближение пищевой промышленности к сырьевым базам и местам потребления готовой продукции достигается в отдельных отраслях путем специализации предприятий по стадиям технологического процесса. При этом первичная обработка сельскохозяйственного сырья размещается вблизи его источников, а производство готовых изделий - в центрах их потребления. Такое территориальное расчленение технологического процесса можно наблюдать в табачной (ферментационные и табачные фабрики), чайной (чайные и чаеразвесочные фабрики), винодельческой (заводы первичного и вторичного виноделия) и в других отраслях пищевой промышленности.

Сахарная промышленность служит примером решающего влияния сырьевого фактора на размещение производства. Выход сахара-песка из свеклы составляет по весу в среднем около 14%. Следовательно, для получения 1 т готовой продукции требуется не менее 7 т сырья. Кроме того, надо иметь в виду, что сахарная свекла теряет в качестве при дальних перевозках. Поэтому, даже несмотря на относительно большую топливоемкость производства, сахарные заводы размещаются непосредственно у источников сырья.

Исторически производство сахара возникло в Центрально-Черноземном районе, который продолжает сохранять ведущее положение (более 2/5 всего сахара). Из новых районов быстро прогрессирует Северный Кавказ (свыше 1/3). В 2004 г. в стране было произведено 2,7 млн.. т сахара-песка.

Масложировая промышленность показывает аналогичную зависимость от сырьевых баз, Например, при переработке соевых бобов выход масла колеблется в пределах 14-18% от веса сырья. Более высоким он бывает при использовании подсолнечника, достигая (при экстракционном способе) в среднем почти 36%. Однако это не меняет положения. Доказано, что размещение маслобойных заводов у источников сырья имеет несомненное преимущество в транспортном отношении. Основные районы масложировой промышленности Северный Кавказ (около 1/2 всего производства) и Центрально-Черноземный район (1/5).

Если производство растительных масел тяготеет к сырьевым базам, то изготовление маргарина, мыла, стеарина и т.д. (на основе жиров, масел и других компонентов) ориентируется на районы потребления. Здесь наряду с маргариновыми и мыловаренными заводами функционируют масложировые комбинаты. В 2004 г. произведено 0,9 млн.. т растительного масла и 0,3 млн.. т маргариновой продукции. Еще более тесно связана с источниками сырья консервная промышленность, в которой используются скоропортящиеся продукты - фрукты, овощи, молоко, рыба.

Рыбная промышленность весьма своеобразна в этом отношении. В связи с особенностями сырьевой базы она имеет не только стационарное производство, как остальные отрасли, но и подвижное. Развитие рыбной промышленности обусловлено выходом добычи в открытые моря, что в свою очередь явилось результатом создания мощного рыбопромыслового флота. На долю флота приходится около 70% производственных основных фондов рыбной промышленности, остальное количество - на береговую часть ее материально-технической базы: специализированные рыбные порты, обрабатывающие предприятия (холодильники, консервные комбинаты и т.д.), судоремонт и др.

Производство пищевой рыбной продукции (включая рыбные консервы ) в 2004 г. составило 2,1 млн.. т при улове рыбы и добыче морепродуктов порядка 3,5 млн.. т. Первое место занимает Дальневосточный рыбопромышленный бассейн (около 60% улова рыбы), на втором месте -Северный бассейн (более 20%), далее идут Западный {около 10%) и Каспийский рыбопромышленные бассейны.

Одна из важных проблем территориальной организации рыбной промышленности - оптимизация пропорций в развитии рыболовства между открытыми (океаническими) морями и внутренними естественными, а также искусственными водоемами (например, водохранилищами ГЭС и др.).

До недавнего времени свыше 1/2 всего улова рыбы приходилось на промысловые зоны зарубежных стран и открытую часть Мирового океана. В связи с переходом на рыночные отношения закономерно перемещение добычи рыбы и морепродуктов в пределы отечественной 200-мильной зоны. Прежде всего это коснулось Северного (Баренцево море) и Западного (Балтийское море) рыбопромышленных бассейнов.

Однако ведущую роль и в перспективе сохранит океаническое рыболовство при активном развитии рыболовства во внутренних водоемах и товарного рыболовства с использованием озер, водохранилищ, прудов и др. Продолжается изучение и освоение новых районов и объектов промысла в водах Мирового океана.

Океанический характер промышленного рыболовства отражается и на видовой структуре улова. Преобладают тресковые, макрорусовые, сельдевые, ставридовые и близкие к ним виды. Значительна доля лососевых и осетровых. Более 4/5 мировых запасов осетровых рыб сосредоточена в водоемах нашей страны.

Самый массовый вид рыбообрабатывающего производства - выпуск рыбных консервов. Предприятия рыбоконсервной промышленности ориентируются на сырьевые ресурсы. В то же время они "притягивают" к себе жестянобаночные и тарные производства В рыбопромышленных районах России находится 70% рыбоконсервных предприятий с жестянобаночными цехами. Существуют и специализированные предприятия по производству жестянобаночной продукции (Санкт-Петербург, Калининград и др.). Если рыбоконсервные предприятия имеют сырьевую ориентацию, то комбинаты рыбной гастрономии размещены, как правило, в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Волгоград и др.).

Усиливается промышленное освоение биологических ресурсов открытой части Мирового океана. Наряду с этим намечено улучшить организацию рыболовства и рыбоводства во внутренних водоемах. Расширяются работы по созданию прудовых рыбных хозяйств, по использованию их возможностей для увеличения рыбных ресурсов.

Отрасли, тяготеющие к местам потребления, характеризуются значительно большими издержками по перевозке готовой продукции, чем по перевозке исходного сырья. Например, в кондитерской промышленности расходы на транспортировку изделий вдвое выше по сравнению с расходами на сырье. При перевозке макарон грузоподъемность железнодорожных вагонов используется только на 1/3, тогда как при перевозке муки - почти полностью. На перевозку пива в бутылках требуется в 2 раза больше транспортных средств, чем на перевозку в бочках, и т.д.

Кроме транспортного фактора для этой группы отраслей обязательно должны быть учтены особенности потребления различных пищевых продуктов в зависимости от местных природных и экономических условий и национальных обычаев населения.

Мясная промышленность - типичный представитель отрасли, находящейся под влиянием как сырьевого, так и потребительского факторов. Приближение производства мяса к сырьевым базам позволяет избежать транспортных расходов на перевозку скота, поступающего к центрам переработки гоном и с большим эффектом организовать его откорм перед забоем. В то же время положительный результат дает размещение производства мяса и в районах потребления готовой продукции. В этом случае население получает возможность пользоваться парным мясом, пищевая ценность которого выше, чем мороженного. Кроме того, возникают благоприятные условия для создания производственных сочетаний мясной и кожевенно-обувной промышленности.

Фактически сложившееся размещение предприятий мясной промышленности свидетельствует, что районы потребления готовой продукции располагают примерно такими же производственными мощностями, как и сырьевые районы. Например, Центральный район по выработке мяса можно сравнивать с Сибирью, Урал с Северным Кавказом. В 2004 г. в стране произведено 3,2 млн.. т мяса (включая субпродукты I категории) и 1,5 млн.. т колбасных изделий.

Мукомольная промышленность исторически возникла преимущественно в районах товарного зернового хозяйства (Поволжье, Северный Кавказ и Центрально-Черноземный район) и в портовых городах, отправлявших хлеб на экспорт. В настоящее время она имеет также большое развитие в районах производства зерна.

В пользу ориентации мукомолья на источники сырья говорит то обстоятельство, что при переработке зерна образуются значительные отходы. Сортовой помол, например, дает свыше 1/5 отрубей и кормовых отходов от веса израсходованного зерна. Количество отходов при переработке зерна на крупу еще больше. Таким образом, размещение мукомольной промышленности в зерновых районах выгодно с точки зрения эффективности работы транспорта. Кроме того, оно позволяет использовать на месте кормовые отходы для животноводства.

Однако односторонняя ориентация мукомольной промышленности только на источники сырья противоречила бы, интересам создания государственных резервов зерна и задачам приближения производства к районам потребления. Выгодно, чтобы места потребления также располагали достаточно крупным мукомольем.

Приближение мукомольной промышленности к местам потребления диктуется отчасти и такими соображениями, как относительно большие производственные расходы топлива и электроэнергии, лучшее использование подвижного состава при перевозке зерна в сравнении с перевозками муки и др. В 2004 г. производство муки составило 15,8 млн.. т, крупы -1,3 млн.. т.

Для совершенствования территориальной организации пищевой промышленности в целом предполагается постепенное устранение региональных различий в уровне обеспечения населения продовольственными товарами, ликвидация дальних нерациональных перевозок сырья и продукции путем строительства в районах потребления предприятий, использующих местное или транспортабельное привозное сырье. Ключевой проблемой остается устранение существующих диспропорций между производственными мощностями и сырьевыми базами по отдельным районам страны.

^ Основные тенденции развития пищевой промышленности России

Кризис августа 1998 г. оказал на российскую пищевую промышленность в целом позитивное влияние.
Девальвация рубля резко снизила эффективность импорта продовольствия, в результате чего активизировался процесс импортозамещения на таких сегментах рынка, как пивной, кондитерский, макаронный, табачный и др. Одновременно улучшились рыночные возможности отечественных производителей по экспорту своей продукции.
Воздействие такого серьезного отрицательного фактора, как падение реальных доходов населения, оказалось значимым практически только для молочной, мясной и рыбной промышленности, снизивших выпуск продукции не только в 1998 г., но и в 1999 г.
Высокие темпы роста выпуска продукции в пищевой промышленности (в среднем на 4-6% при 25-30% по отдельным подотраслям) в 1999 г. были обусловлены всплеском инвестиционной активности в отрасли, являющейся наиболее привлекательной среди отраслей с коротким инвестиционным циклом.
Благодаря активизации инвестиционных процессов в 1998 г. по объему прямых инвестиций отрасль заняла 1-е место (35,5%). В первом полугодии 1999 г. темпы роста капитальных вложений в пищевую промышленность остались на высоком уровне и составили 45% при среднем росте инвестиций в экономике в 2%. В результате этого доля отрасли в накопленных инвестициях к июлю 1999 г. достигла 7,3% по сравнению с 3,6% годом ранее, что обеспечило ей 3-е место по данному показателю.
Инвестиционный бум в пищевой промышленности во многом был связан со стремлением иностранных производителей сохранить свое присутствие на привлекательном российском продовольственном рынке вопреки резкому ухудшению эффективности импорта готовой продукции и наметившейся тенденции формирования потребительского патриотизма россиян. Именно это стало причиной запуска в 1998-1999 гг. целого ряда новых иностранных производств на территории страны. В результате к 1 апреля 1999 г. в отрасли было накоплено более 2,4 млрд. долл. иностранных инвестиций, из которых 1,5 млрд долл. было привлечено в 1998 г., а около 0,27 млрд. долл. - за I кв. 1999 г.
Отмеченные выше тенденции - стремительное восстановление позиций отечественных производителей; резкое падение импорта; ускорение непосредственного выхода на российский рынок целой группы иностранных компаний - предопределили интенсификацию процессов концентрации и интеграции в отрасли.
Основным инструментом, используемым при этом игроками рынка, стали, как и во всем мире, сделки M&A. Хотя процессы концентрации отмечены во всех подотраслях пищевой промышленности, индустриями, наиболее подверженными «мании» слияний и поглощений, на современном этапе являются все же кондитерская, пивоваренная, табачная и молочная.

Пивоваренная промышленность. Производство пива можно признать наиболее успешным сегментом отечественной пищевой промышленности.
Рост выпуска продукции в этой подотрасли продолжается уже 5 лет, причем темпы подъема постоянно нарастают: с 5% в 1995 г. до 30% в 1999 г. Заметно перекрыв в 1999 г. рекордный уровень 1985 г. (420 и 350 млн.. декалитров соответственно), отечественные пивовары существенно продвинулись в реализации планов по доведению в течение ближайших нескольких лет годового выпуска ячменного напитка до 550-600 млн. декалитров. Эта величина эквивалентна среднедушевому потреблению россиян на уровне более 40 л пива в год, что почти вдвое больше, чем в советские времена.
Позитивное влияние на динамику выпуска отечественного пива оказали и девальвация рубля, резко сократившая долю импортного ячменного напитка до исчезающе малой величины - 2-4%, и серьезное улучшение качества в сочетании с кардинальным расширением ассортимента, и «европеизация» пьющих россиян, в массе своей медленно, но верно двигающихся от водки (основного спиртного напитка в рационе) к пиву.
Однако использование данных факторов в полной мере стало возможным именно благодаря концентрации, развернувшейся в отрасли с середины 90-х годов и позволившей российским пивоварам воспользоваться эффектом экономии на масштабе производства и привлечь значительные ресурсы для модернизации. Формирование двух крупнейших игроков пивного рынка базировалось на приобретении иностранными компаниями российских пивоваренных заводов и их последующей модернизации.
Скандинавский концерн Baltic Bevera-ges Holding (BBH) приобрел акции пяти российских пивоваренных заводов - «Балтики» (С.-Петербург), Ярославского пивзавода, завода «ТАОПиН» (г. Тула), Красноярского пивзавода «Пикра» (сделка 2000 г.) и «Челябинскпива». Первоначальная доля BBH в последнем составила, по итогам сделки в январе 1999 г., 20%, в дальнейшем она должна быть доведена посредством дополнительной эмиссии до 75%.
Полный контроль над дочерними компаниями достигается посредством построения многоуровневой иерархии: компания «Балтика» в настоящее время уже контролирует около 75% акций ОАО «Донское пиво» (Ростов-на-Дону) и приобретает за 20 млн. долл. 50% акций завода «ТАОПиН». Интересно, что в результате новой сделки поглощения тульского предприятия фактически происходит усиление контроля BBH, хотя его собственная доля и снижается вдвое (до 25%).
Демонстрируя впечатляющие темпы роста объемов производства (57% в 1998 г. и около 20% в 1999 г.) и придерживаясь агрессивной стратегии поглощения региональных компаний, тандем BBH - «Балтика» первым в России приблизился по производству к достижению рубежа в 100 млн.. декалитров. При этом объем инвестиций только со стороны «Балтики» (с учетом 45 млн.. долл., полученных при продаже контрольного пакета BBH) превысил 150 млн.. долл.
Холдинговая компания Sun Interbrew (SI) была образована весной 1999 г. за счет объединения активов, которыми владели в России и странах СНГ бельгийский пивной концерн Interbrew и компания Sun Brewing, входящая в Sun Group (Индия). Сделка по слиянию конкурентов, оцениваемая в более чем 300 млн.. долл., стала ответом на активные действия BBH - «Балтики».
К моменту слияния Sun Brewing контролировала шесть небольших по мощности региональных предприятий, включая петербургскую «Баварию» (63% акций) и «Поволжье» (75% акций). Общий объем средств, инвестированных Sun Brewing на этапе приобретения пивзаводов, превысил 25 млн.. долл. Вклад Interbrew во вновь образованный холдинг составил 130 млн.. долл. - 40 млн.. долл. денежными средствами плюс акции омского завода «Росар» и черниговской «Десны».
Слияние вывело SI на второе место по объему выпуска пива в России (60 млн. декалитров в 1999 г.), а осуществленные инвестиции позволяют рассчитывать на рост производства в 2000 г. как минимум на 15%. Последним приобретением уже объединенной компании стала покупка 50% акций «Клинского пивзавода».
Высокая активность процессов концентрации, наблюдаемых на пивном рынке России, позволяет утверждать, что сделки M&А останутся основным инструментом реструктуризации отрасли еще в течение нескольких лет. И конкуренцию лидерам в этом могут составить как «Очаково», так и закрепившиеся на российском рынке датская Carlsberg Group, владеющая 66% акций петербургской «Вены», турецкая «Эфес» и южноафриканская SAB с новыми заводами под Москвой и в Калуге.

Кондитерская промышленность. Спад рынка кондитерской продукции (в целом на 40% от дореформенного уровня), продолжавшийся вплоть до 1995 г., был вызван в основном резким падением реальных доходов населения.
С середины 90-х годов ситуация постепенно начала выправляться: сначала - за счет массированного импорта, а затем - за счет роста производства на отечественных предприятиях и начала выпуска продукции иностранными компаниями, завершившими строительство собственных фабрик в России.
Итоги 1999 г. позволяют рассчитывать в ближайшие несколько лет на преодоление рынком докризисного уровня, тем более что российский рынок кондитерских изделий признается по потенциалу вторым в мире.
Влияние девальвации российского рубля на кондитерскую промышленность не может быть оценено однозначно. Резкое сокращение доли импорта кондитерской продукции (с 30% в 1998 г. до 7% в 1999 г.) сочетается с невозможностью в полной мере воспользоваться эффектом импортозамещения в силу высокой зависимости от импорта сырья.
  1   2   3



Скачать файл (365 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru