Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Словарь терминов - файл 1.rtf


Словарь терминов
скачать (144.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf145kb.15.12.2011 10:59скачать

содержание
Загрузка...

1.rtf

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1.

Государство -в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат;

Право-это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

^ Правовая семья-одно из центральных понятий сравнительного правоведения, представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий,структуры права и исторического пути его формирования.

^ Правовой институт-обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права. В отличие от отраслей права И.п. объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. В некоторых случаях И.п. могут образовывать нормы двух и более отраслей права (напр., межотраслевыми являются институты необходимой обороны, крайней необходимости, конфискации, представительства).

^ Историческая школа права-направление в юридической науке XIX в., получившее наибольшее распространение в Германии. Представители И.ш.п. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) выступали против идей естественного права. Важнейшим источником права объявляли обычай; кодификацию отвергали, а право изображали как результат постепенного развития "народного духа"; развитие права сравнивали с развитием языка.

Периодизация- деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов.

^ Формационный подход-до недавнего времени традиционно доминировавший в отечественной теории государства и права подход, который базировался на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций. Каждой из пяти последовательно сменяющихся формаций соответствует свой исторический тип государства и права. Так, рабовладельческой формации присущ рабовладельческий тип государства и права, феодальной - феодальный, капиталистической - капиталистический и т.д. Социалистическое государство является государством высшего и последнего исторического типа. Согласно марксистской концепции "отмирания" государства, государство диктатуры пролетариата является "попугосударством", не государством в собственном смысле слова, которое на высшей фазе коммунистического общества трансформируется в "коммунистическое самоуправление", т.е. "отомрет", сойдет с исторической арены. Теоретическим обоснованием существования исторических типов государства является наличие общественно-экономических формаций, которыми они определяются. В этом и усматривается критерий разграничения исторических типов государства и права. Сторонники цивилизационного подхода к типологии государства и права демонстрируют явный отказ от классовой интерпретации государственно-правовых явлений, от чрезмерно политизированного и идеологизированного истолкования государственности и на этом основании отвергает формационный подход. По их мнению, в основе типологии лежит уровень цивилизации, достигнутый теми или иными сторонами, и основными факторами, определяющими развитие государства и права, являются характер идеологии, социокупьтурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, менталитет, географическая среда и т.д. Существует еще один подход, предполагающий, что адекватная типология и классификация государства и права возможна лишь при сочетании формационного и цивилизационного подходов.
^ Тема 2.

Неолитическая революция-переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад. В центральных областях Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.

^ Восточная деспотия- форма самодержавной неограниченной власти. Классическая Д. - государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.).

Принцип талиона-принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

Композиция-во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. Получение К. было запрещено в Великом ордонансе 1357 г.

^ Арии- название народов, принадлежащих к индоевропейской (прежде всего индоиранской) языковой общности.

Гана- община в Древней Индии, в мифологии сообщество божеств.

Варна-(санскр., буквально - качество, цвет, категория), термин для обозначения четырёх основных сословий в Древней Индии (брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшии - рядовые соплеменники, шудры - слуги общины). Первые три В. появились с возникновением социального неравенства, 4-я В. - позже, в период становления рабовладельческого общества; она противостояла трём другим В. как неполноправная и низшая. Принадлежность к В. определялась рождением. Члены первых трёх В. в детстве проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, поэтому назывались «дважды рожденными». Браки между представителями различных В. запрещались. В классовом обществе Древней Индии система В. широко использовалась для идеологического обоснования социальных различий. Примерно с середины 1-го тыс. до н. э. начался процесс превращения системы В. в систему каст. В средние века главным стало деление на касты.

^ Каста- общественная группа, строго обособленная происхождением, профессией и привилегиями своих членов.

Раджа-княжеский титул в Индии. В надписях и литературных произведениях раннего средневековья этот титул, обозначавший правителя вассального княжества, противопоставлялся титулу махараджа.

Дхарма- термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании этот термин обозначает одну из четырех ступеней нравственного развития личности на пути к духовной свободе: артха (польза), кама (удовольствие), Д. (справедливость), мокша (духовная свобода).

Дхармашастра-разумеются законники (классической эпохи индийской литературы), выработавшиеся из ведийских Дхармасутр, с прибавкой материала, почерпнутого из Грхьясутр (Gŗhyasûtra = "Домострой", руководство к домашнему культу), обычного права и т. д. Дхармасутры написаны большею частью эпическими двустишиями, или шлоками (çloka), а Д. — главн. образом прозой. Д. получили несравненно более широкое распространение, чем Дхармасутры, всегда имевшие значение только для той или другой ведийской школы. Д. являются продуктом такой эпохи, когда изучение права и обычаев развилось уже в особую, самостоятельную отрасль знания, между тем как в ведийском периоде право еще тесно связано с культом и религией. Связь Д. с Ведами сказывается лишь в том, что Веды служат для них верховным авторитетом. Везде заметно желание составителей дать систематическое изложение индийского права. В Д. обыкновенно различают три главные части: 1) ачара (обычай) — общие правила доброго поведения; 2) вьявагара (процесс) — судопроизводство, и 3) прáяшьчитта (удовлетворение, искушение) — устав о наказаниях. Древнейший и важнейший памятник этого рода — законы Ману (см.); за ним следуют законник Яджнявалкьи (изд. А. Ф. Штенцлером, Б., 1849, с переводом) и кодекс гражд. права — Нарадасмрти, VI или VII в. по Р. X. Всех Д. более 100, но среди них есть и совсем малоценные тексты; многие известны только в отрывках и цитатах. Самые поздние Д. древнее XI—XII в. (уже упоминаются в литературе этого времени), а большая часть — древнее IX века.

Веды-(санскритское веда, буквально - знание), памятники древнеиндийской литературы (конец 2-го - начало 1-го тысячелетия до нашей эры) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), религиозные трактаты (брахманы и упанишады). Важный источник по истории Индии.

Энси- в Др. Месопотамии с 27-26 вв. до н. э. правитель города-гос-ва. Обладал жреч. и адм. полномочиями, командовал дружиной из людей, зависевших лично от него или от храмовых х-в, к-рые Э. нередко возглавлял. Власть Э. была ограничена советом старейшин и нар. собранием; нередко Э. подчинялись воен. вождям-гегемонам (лугалям). При III династии Ура (21 в. до н. э.) Э. превратились в назначаемых царем окружных начальников. Во 2-м тыс. до н. э. Э. называли земледельцев-издольщиков царских и храмовых х-в, лишенных собственности на средства производства и подвергавшихся полурабской эксплуатации.

Ордалии- в широком смысле то же, что "божий суд", в более узком смысле - формы "божьего суда", сводившиеся к выявлению правоты или виновности выступавших в суде тяжущихся сторон путем испытаний огнем и водой. Испытание огнем состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, переходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо. При испытании водой испытуемый должен был вынуть кольцо из кипящей воды или связанного веревками его опускали в холодную воду. Результаты испытания служили основанием для вывода о виновности или невиновности обвиняемого. В случае, если огонь (или кипяток) не приносил обвиняемому вреда либо причинял ожоги с особыми знаками, к-рые должны были расшифровываться "сведущими людьми", его признавали невиновным; при испытании холодной водой обвиняемый оправдывался в том случае, если он тонул (т. к. считалось, что вода, как "чистая стихия", принимает, а не отталкивает его). О. имели широкое применение у всех народов и встречались вплоть до позднего феодализма.

Авилум-аккадский термин, означающий человек в смысле полноправный гражданин. При сословном делении древневавилонского общества авилумами называли свободных общинников, владевших землей.

Мушкенум-дословно"склонившийся под защиту", в древневавилонском обществе сословие людей. которые не были членам общины и не имели своей земельной собственности. Они могли взять а аренду участок царской земли или перейти на государственное обеспечение, попав тем самым в зависимость от царя. Мушкенумами могли стать и члены общины, по какой-либо причине покинувшие ее, и выходцы из других племен. Социально мушкенумы считались менее значимые, чем авилумы - их неприкосновенность ценилась дешевле, но их имущество охранялись законом строже, т.к. было имуществом государства.

^ Фараон-древнеегипетский царь. Считался сыном бога Солнца и обладал неограниченной властью.

Ном-административный округ в Др. Египте. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей.

Номарх- (rp. nomarches) - правитель нома - царский наместник в Древнем Египте (возглавлял административный аппарат, суд и войско нома, ведал ирригацией, контролировал сбор налогов).

Джати-(Санскр.) Одна из двенадцати "Нидан"; причина и следствие в способе рождения, осуществляющегося соответственно с "Чатур Йони", когда в каждом случае существо, человек либо животное, помещается на один из шести (эзотерически - семи) Гати или путей чувствующего существования, которыми экзотерически, считая сверху вниз, являются: 1) высшие Дхиани (Анупадака); 2) Дэвы; 3) Люди; 4) Элементалы или Духи Природы; 5) Животные; 6) низшие Элементалы; 7) органические Зародыши. В популярной или экзотерической терминологии они суть: Дэвы, Люди, Асуры, Существа в Адах, Преты (голодные демоны) и Животные.

^ Ван- титул правителей государств и княжеств в Китае и Корее в древности и средние века.
Тема 3.

Базилевс-царь, также титул второго архонта в Афинах: архонт-базилевс. Базилия (βασιλεία) — царское достоинство, царский сан, царская власть, государство.

Эвпатриды-евпатриды, полноправные, благородные граждане в Афинской республике, в древней Греции.

Геоморы-в Древней Греции землевладельцы (мелкие, средние и крупные) в Афинах Г.— земледельцы, одна из трёх групп свободного населения (наряду с евпатридами (См. Евпатриды) и Демиургами), образовавшихся, по преданию, при царе Тесее (См. Тесей) (приблизительно 13 в. до н. э.). Постепенно Г. утрачивали свои земельные участки и попадали в долговое рабство. Реформы архонта Солона (6 в. до н. э.) восстановили большинство хозяйств Г., которые совместно с городским демосом стали опорой афинской рабовладельческой демократии. К 4 в. до н. э. большинство Г. снова разорилось.

Демиурги-сословие ремесленников в древней Греции.

Синойкизм- в Др. Греции объединение нескольких поселений или городов в единый полис.

Архонты-(др.-греч. - «начальник, правитель, глава»,) — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах).

Ареопаг- в Др. Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, судебные и другие функции; состоял из пожизненных членов - представителей родовой аристократии.

Фила-в древней Аттике — родовое объединение, община. Позже филами стали называться территориальные единицы Аттики, населённые этими общинами. Родовые филы обычно делились на 3 фратрии (у дорийцев на 4 фратрии). Фила образовывала сообщество со своими жрецами, воинским подразделением (также называемым филой). Во главе этого воинского подразделения стоял филарх.

Полис- город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии. П. составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в, П. не входила и не имела прав граждан (метеки, пTриэки, вольноотпущенники, лишенные всяких прав рабы). Политическое устройство П. отличалось разнообразием, однако преобладали республики демократического (Афины) или олигархического (Спарта) типа, где главным органом власти неизменно было собрание граждан.

Сисахфия-первая реформа Солона.

Буле-в древнегреческих полисах один из высших органов власти, осуществлявший государственный контроль и различные административные функции.

Экклесия-в Древней Греции общее собрание граждан полиса. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В период полисной рабовладельческой демократии (в Афинах - реформы Солона и Клисфена) расширились политические права Э. (выборность должностных лиц, контроль за исполнением ими своих обязанностей, решения о войне и мире, высшая законодательная власть, компетенция в отношении государств, процессов и право высылки).

Гелиэя- суд присяжных в Древних Афинах (VI-V вв. до н.э.). Состоял из 6000 членов, избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Распадалась на 10 коллегий - дикастерий - в составе 500 членов каждая. Г. рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по ряду важнейших дел, в т.ч. по делам о государственных и должностных преступлениях. Г. осуществляла также контроль деятельности должностных лиц и окончательно утверждала постановления народного собрания.

Остракизм-в Древних Афинах процедура, проводившаяся на народном собрании, чтобы прогнать неугодного народу политика. Название происходит от слова "острака" - кусок глиняного черепка, на котором писали имя того, кого хотели изгнать. Ввел остракизм знаменитый реформатор Клисфен в конце VI в. до н.э.

Докимасия-в Древних Афинах особая проверка, которой обязаны были подвергнуться все лица, избранные на должности голосованием или жребием; архонты подвергались Д. перед советом и перед судом, остальные должностные лица - только перед судом. Д. состояла в том, что испытуемому предлагали определенные вопросы, целью которых было установить, удовлетворяет ли кандидат условиям, необходимым для занятия данной должности (возраст, ценз, наличие или отсутствие задолженности в пользу государства и т.п.), а также вопросы, направленные на то, чтобы выявить общественную и политическую физиономию кандидата.

^ Эфеты-судьи в Афинах, имевшие власть наказывать смертью.

Атимия-в гражданском праве Древних Афин — одно из тяжелейших наказаний, влекших за собой лишение прав гражданского состояния и публичное бесчестие и презрение провинившегося. Человек, подвергшийся атимии, не имел права выступать в Народном Собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в Олимпийских играх. Атимия могла переходить и на детей осуждённого. Применялась в частности для наказания несостоявшихся телонов и вообще лиц, задолжавших государству.

Дике-(греч. ), правосудие, судебный процесс, судебное наказание (компенсация), а также богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода — одна из Ор (времён года) («Теогония», 902), доносящая Зевсу о человеч. прегрешениях («Труды и дни», 256 слл.). Д. занимает существ. место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как государство). В самой ранней формулировке закона сохранения вещества у Анаксимандра (DK, фр. В 1) индивидуальные вещи, погибая, «выплачивают компенсацию» тем элементам, из которых они возникли. Классич. выражение идеи кос-мич. правосудия — фрагмент В 94 Гераклита: «Гелиос (Солнце) не преступит меры, а не то Эриннии, союзницы Д., разыщут его». Эпич. пониманию Д. как мира (напр., у Гесиода и Солона) Гераклит противопоставляет концепцию Д.-распри (фр. В 80 — вероятно, обыгрывая значение Д.тяжба) и всеобщей войны противоположностей как естеств. и справедливого состояния вещей. Филос. поэма Парменида построена как откровение, получаемое им из уст богини Д. — хранительницы ключей от небесных врат дня и ночи. Греч. идея Д. как космич. справедливости типологически сопоставима с др.-егип. понятием «Маат» (персонификация правды, дочь солнечного бога Ра, супруга То-та) и ведич. (см. Веды) понятием космич. закона — «рта».

Анализу образованного от термина — справедливость, имеющему уже более этич., нежели юридич. смысл, посвящено «Государство» Платона и 5-я кн. «Никомаховой этики» Аристотеля.

Псефизма-в древней Греции постановление народа (έκκλησία) или совета (βουλή), отличавшееся от закона (νόμος) тем, что последний был обязателен во всех подобных случаях и для всех граждан, П. же имела значение лишь в единичных случаях и по отношению к единичным лицам (ψήφισμα έπ'άνδρί). Под понятие П. подходили все правительственные распоряжения и приговоры, касавшиеся интересов отдельного лица: дарование права гражданства, обеспечение личной безопасности ('άδεια), остракизм. В последних трех случаях требовалось для утверждения псефизма по крайней мере 6000 голосов, которые подавались тайно на особых кружках (ψίφος), или черепицах, опускавшихся в урну. Формула псефизмы читалась народу первоначально эпистатом пританов, позднее эпистатом проедров, причем подача голосов происходила путем поднятия рук. Всякая П. была обязательна в течение одного года, и могла быть кассирована посредством другой П.

Илоты- в Древней Спарте представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Работали на участке, предоставленном спартиату государством, однако имели свое хозяйство и свои орудия производства. Около 50% урожая, полученного с земли, платили господину в виде оброка. Несли также военную службу.

Периэки-часть населения в ряде древнегреческих полисов. В Спарте П. являлись потомками коренного населения, покоренного дорийцами и оттесненного к окраинам Лаконики (отсюда название "П."). В отличие от илотов П. были лично свободными, и пользовались всеми правами, кроме политических.

Криптии-в Спарте карательные экспедиции (и карательные отряды) против илотов. Проводились периодически спартанской молодежью. Их рассматривали также как тренировку спартиатов.

Сисситии- в Спарте и др. областях Древней Греции общественные обеды, проходившие за столом под открытым небом с одинаково скромной пищей для всех.

Апелла- народное собрание в древнегреческом государстве Спарта. Формально А. была высшим органом власти, собиравшимся ежемесячно. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя (царя), определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе, и т.д. В А. участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально его созывали вожди и герусия, позднее эфоры. Решение А., которое герусия или вожди считали вредным для государства, могло быть ими отменено.

Эфоры-коллегия из пяти высших должностных лиц в Спарте (Древняя Греция), которым фактически принадлежало руководство государством (номинально во главе Спарты стояли два царя, выполнявших функции военных властей и верховных жрецов). Ежегодно избирались на народном собрании из числа граждан.

Герусия- в Древней Греции совет старейшин в городах-государствах преимущественно аристократического устройства; рассматривал важные гос. дела, подлежавшие затем обсуждению в народном собрании. Число членов Г. - геронтов - и политическую роль этого органа власти в разных полисах были неодинаковы. Наиболее известна Г. в Спарте, состоявшая из 30 чел. (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царей); являлась высшим правительственным органом, опорой олигархического строя.
Тема 4.

Курия-одно из древнейших подразделений римского народа. Согласно традиционным представлениям, Ромул разделил римлян на три трибы, Тиции, Рамны и Луцеры, а каждую из триб - на 10 курий, которые были, в свою очередь, образованы группами семей, или родами (gentes). Таким образом, деление основывалось на родстве, и господствовали при таком устройстве патрицианские роды. Тем не менее не опровергнуто предположение, что каждая курия была связана с определенной местностью, поскольку названия некоторых из них, например Велийская или Форийская, явно на это указывают. Каждая из 30 курий имела по голосу в архаической форме народного собрания, куриатных комициях, и, вероятно, в качестве единиц, подчиненных трибам, курии были основой первоначальной войсковой организации. Как политические и военные подразделения курии были вытеснены позднейшей организацией римских граждан по окружным трибам, так что высшим законодательным органом в Риме сделались центуриатные и трибутные комиции. Место собрания курий также называлось курией, и святилища их назывались Curiae Veteres и Curiae Novae (Древние и Новые Курии). Название "курии" распространилось и на другие места собрания (например Калабрийская курия на Капитолии, куда народ собирался, чтобы выслушать объявления относительно календаря, Курия салиев на Палатине и т.д.). Наиболее важную роль играла Гостилиева курия, строительство которой приписывалось царю Туллу Гостилию. Здесь, над Комицием римского форума, помещался римский сенат - вплоть до того дня, когда в 52 до н.э. здание было уничтожено огнем. На месте Гостилиевой курии была возведена Юлиева курия. Здание сената, восстановленное почти на том же месте Диоклетианом после пожара, случившегося в правление Карина (283 н.э.), сохранилось до нашего времени. Термин "курия" применялся и к самому сенату. В поздней Империи курией стали называть местный сенат в провинциальных городах. В Средние века слово "курия" обозначало собрание любого рода, так что оно могло быть применено к королевскому совету, к суду, к сфере законодательства в целом или к зданию, где происходят соответствующие заседания. Двор папы Римского в Ватикане продолжают называть Папской, или Римской, курией.

^ Курион-начальник одной курии в древнем Риме.

Авгуры-в Древнем Риме коллегия жрецов-птицегадателей (по наблюдениям за полетом и криком птиц).

Фециалы-в Др. Риме жреческая коллегия, отправлявшая священные обряды при объявлении войны и заключении мира.

Понтифики-в Др. Риме члены одной из важнейших жреческих коллегий; ведали общегосударственными религиозными обрядами, составлением календаря, списка консулов и пр. Число их менялось с 3 до 15; главную роль среди понтификов играл великий понтифик (pontifex maximus).

Патриции-в Др. Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем - родовая аристократия.

Плебеи-в Др. Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. В результате упорной борьбы с патрициями (нач. 5 - нач. 3 вв. до н. э.) добились включения в состав римского народа, уравнения в правах с патрициями. В переносном смысле - простолюдины.

Клиенты- в Др. Риме отдельные лица или целые общины, отдававшиеся под покровительство патрона; получали родовое имя патрона, земельные наделы, неся сельскохозяйственную и военную повинности в пользу патрона.

^ Патрон-в Древнем Риме лицо, осуществляющее патронат.

Сенат-в Древнем Риме, один из высших государственных органов. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около 6 в. до н. э.); являлся государственным советом при царе. В период республики в ходе сословной борьбы 5≈3 вв. до н. э. плебеев с патрициями власть С. была несколько ограничена в пользу комиций (народные собрания). В 3≈1 вв. до н. э. С. предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение и т. д. Обычно цензорами составлялся список член С. (до 88 до н. э. 300 член, затем 600) из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом [например, при Августе (в 1 в. н. э.) в 1 млн. сестерциев] В период империи власть С. всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально С. продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. При Диоклетиане (конец 3 в.) С. был превращен в городской совет г. Рима, при Константине (4 в.) был учрежден С. в Константинополе, уравненный в правах с С. Рима.

Магистратура-совокупность высших должностей в Древнем Риме. В римском государстве периода республики магистраты - это должностные лица, в руках которых сосредоточивалась административная власть. Различались магистраты ординарные и экстраординарные. Первые существовали для управления текущими делами государства, вторые создавались в чрезвычайных случаях. Ординарными магистратами являлись консулы, трибуны, преторы, эдилы, квесторы и цензоры; экстраординарными магистратами были диктаторы. Магистраты избирались так называемыми народными собраниями и исполняли свои обязанности непродолжительное время, как правило в течение года, и безвозмездно. На каждую должность одновременно избиралось несколько лиц, взаимно ограничивавших друг друга. Каждый магистрат обладал необходимой полнотой власти, но другой магистрат, занимавший одноименную либо высшую должность, мог приостановить распоряжение первого, наложив на него вето. Магистраты могли быть привлечены к ответственности лишь по окончании срока их полномочий. В Римской империи М. постепенно утратила всякое значение; ее функции перешли к императору и его бюрократическому аппарату.

^ Трибутные комиции-вид народных собраний в Древнем Риме. Возникли из собраний плебеев по трибам в эпоху ранней республики. Позднее являлись основным видом народных собраний. В них происходили выборы магистратов, разбирались некоторые судебные дела, с III в. до н.э. Т.к. - главный законодательный орган. Решение большинства триб (18 из 35) в Т.к. получало силу закона (lex). С падением республики Т.к. теряют всякое значение.

^ Центуриатные комиции-один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству центурий. Однако, большинство центурий принадлежало первому классу (крупным землевладельцам) и перевес принадлежал часто именно ему. Всего имелось 193 центурии, голосование останавливалось, если первые 97 центурий голосовали единым мнением.

Так как центуриатные комиции были собранием воинов, то, по закону, они не могли собираться в самом городе Риме и собирались вне священной границы города (померия), на Марсовом поле. В течение собрания на Капитолии развевалось красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции могли только высшие магистраты, обладавшие империем[1]: консулы, преторы, диктаторы, интеррексы. До закона Гортензия 287 г. до н. э. через центуриатные комиции проходило большинство законов. После этой даты этим правом наделялись также трибутные комиции. Тем не менее даже тогда полномочия центуриатных комиций оставались весьма широкими. Они объявляли войну и заключали мир. В центуриях выбирали всех высших магистратов. Также до закона Луция Апулея Сатурнина (Lex Appuleia de majestate) были основным органом по делам о государственной измене.

^ Куриатные комиции-древнеримкие собрания патрициев 30 курий, восходящий к родовому строю. В царскую эпоху куриатные комиции решали вопросы войны и мира, а также избрания царей. Созывались царями или интеррексами. В эпоху республики потеряли политическое значение, но сохранило формальное право вручения власти магистратам и регистрировало усыновления.

Сенатус-консульт-в Др. Риме мнение сената, соответственно оформленное и носившее обязательный характер.

Интерцессия-в Др. Риме - право должностных лиц (магистратов) приостанавливать постановления и действия других равных им или низших должностных лиц; особое значение имела и. народных трибунов (см. трибун);

Консул-высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме.

Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого.

Цензор-римский магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей Ц. было проведение ценза и ревизия прежнего списка всадников и сенаторов. Кроме того, в обязанности Ц. входили управление бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государственным имуществом, надзор за возведением и содержанием храмов, городских стен и т.д. В императорскую эпоху функции Ц. исполняли сами императоры;

Претор-в Др. Риме первоначально высшее должностное лицо, затем с 367 (или 366) до н. э. младший коллега консула. С 242 до н. э. избирались два претора: один - для ведения судебных дел между римскими гражданами, другой - между гражданами и чужеземцами.

^ Плебейский трибун- (народный трибун) в Древнем Риме - высшее выборное должностное лицо из плебеев (с начала V в. до н.э.). Н.т. обладали правом налагать запрет (вето) на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях (в количестве сначала 2,4, потом 10 чел.). Личность Н.т. считалась неприкосновенной. В период империи потеряли былое значение.

Эдилы- в Древнем Риме младшие магистраты (см. МАГИСТРАТЫ (в Риме)). Первоначально были помощниками народных трибунов, хранителями плебейского архива и казны в храме Цереры (см. ЦЕРЕРА (в мифологии)). В 367 до н. э. к паре плебейских эдилов прибавили пару эдилов патрицианских или курульных; с этих пор 4 эдила заведовали 4-мя районами города Рима: следили за чистотой улиц, за состоянием храмов и общественных сооружений, за рыночными ценами и мерами веса и т. д. Особенное значение имела их обязанность устраивать общественные зрелища: стремясь к высшим магистратурам (см. МАГИСТРАТУРА), эдилы с помощью пышных представлений «покупали» голоса будущих избирателей. Эдилитет — вторая ступень на лестнице должностей. Обычный возраст эдила — 36—37 лет. Курульный эдилитет стал доступен плебеям (см. ПЛЕБЕИ) с 364 до н. э.

Диктатор-в Древнем Риме единственная экстраординарная магистратура. Д. назначался одним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначения Д. могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное Д., обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно; Д. имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов. Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью Д. По истечении шести месяцев был обязан сложить свои полномочия. Последняя из республиканских диктатур имела место в 220 г. до н.э.

Оптиматы-(лат. optimas, atis, от optimus - превосходный). Консервативно-аристократическая партия последних времен Римской республики, исчезнувшая после борьбы с прогрессистами, во время появления Гракхов, в 133 г. до Р. Х. В Риме - вообще представители застоя, консерватизма, в противоположность популярам.

Популяры-(лат. populares - от populus - народ), идейно-политическое течение в Римской республике (кон. 2-1 вв. до н. э.), отражавшее интересы плебса, в основном сельского, и противостоявшее оптиматам. Видными популярами были бр. Гракхи, Апулей Сатурнин и др.

Принцепс- во времена Римской республики наименование сенаторов, значившихся первыми в списке сената и первыми подававших голос (напр., Сципиона, Помпея), во времена Империи - титул императора. Название "П." не имеет государственно-правового значения. Власть императора базировалась прежде всего на его трибунской власти (tribunicia potestas), дававшей ему полномочия и привилегии народного трибуна (см. Трибуны народные). П. являлся проконсулом Империи, что делало его главой над всеми императорскими провинциями и командующим римской армией.

Доминус-(господин), производится то от dare (давать), то, вернее, от domare (δαμάω, санскритское damjâmi, укрощать); форма dubenus, находящаяся у Феста (р. 67 М.), вероятно, описка вместо dumenus. По первоначальному римскому воззрению, кто-нибудь мог быть господином лишь относительно вещей (ср. Dominium) и т. к. на рабов смотрели как на вещи, то Д. противопоставлялся servis. В древнейшие времена и дети находились в действительном владении (dominium) отца; поэтому обычай, по которому дети называли отца Д., о чем упоминается Светонием (Oct. 53) и Мартиалием (1, 82), без сомнения, относится к глубокой древности. Когда, во времена Империи, утонченные греческие нравы более и более проникли во все общественные отношения, тогда названия Д. и domina стали употребляться, как выражения вежливости, сперва при дружном обращении братьев к братьям (Sen. ер. 106), мужа к жене (Suet. Claud. 39) и наоборот (Verg. A. 2, 214), подобно тому как и у греков супруга называлась δέσποινα, однако и при менее близких орошениях мужчины называли взрослых девиц domina, κυρία, и отдаленные знакомые приветствовали друг друга словами dominus или domine frater (Sen. ep. 3). Но в особенности во времена Империи подлая лесть старалась почтить императоров этим именем, как единственных достойных господ и властителей. Август и Тиберий строжайше воспретили употребление этого титула (первый из них даже издал особый указ по этому поводу Suet. Oct. 53), считая это личным для себя оскорблением, т. к. они не желают властвовать над рабами, но в качестве principes - над свободными римлянами. Tac. ann. 2, 87. Suet. Tib. 27. Калигула уже охотно допускал употребление этого титула (Dio Cass. 58, 3), Домициан требовал его (Suet. Dom. 13), и большая часть его преемников (лишь Аврелиан и Юлиан воспретили его) просто принимали этот титул. Даже Траян, которого Плиний (раn. 2. 7. 45, 55) восхваляет за то строгое различие, которое он делал между dominatio к principatus, во всех письмах им же приветствуется словом domine (ер. 10). На монетах обозначение императора титулом Д. встречается лишь со времен Каракаллы.

Консисторий-в Древнем Риме и Византийской империи — административно-совещательный орган при императоре. Совет возник при императоре Адриане как совещательный орган для обсуждения законов. При Диоклетиане и Константине I функции консистория были значительно расширены. Председателем консистория был квестор священного дворца (quaestor sacri palatii) — главный юрист империи, а членами (comites consistoriales) — магистр оффиций, префект претория столицы и магистры армии (magister militum), два чиновника, отвечавших за финансы (comes rerum privalarum — комит частных дел и comes sacrarum largitionum — комит священных щедрот), препозит священной опочивальни (praepositus sacri cubiculi). Кроме того, членами консистория была часть сенаторов. Консисторий занимался обсуждением вопросов, связанных с законодательством, принимал представителей провинций и мог выступать в качестве суда по обвинениям в государственной измене. В консисторие был большой секретариат, состоявший из трибунов (tribunes) и нотариев (notaries), которых вместе часто называли референтами (referendarii). Часто к работе привлекались сенаторы, не являвшиеся членами консистория.

Константинопольский сенат первоначально имел два здания для проведения заседаний: на восточной стороне форума Августа, недалеко от имперского дворца и на северной стороне форума Константина, но со временем заседания сената стали проводиться в имперском дворце, в большом зале заседаний консистория. Поскольку многие сенаторы были членами консистория, сенат превратился в «расширенный консисторий». Заседания консистория были как «малые», то есть заседания самого имперского совета, так и «большие», совместно с сенатом.

Август-императорский титул,(лат. Augustus, т. е. священный). — Когда римское государство стало империей, Октавиан хотел назваться Ромулом, как второй основатель Рима, но отказался от этого намерения, заметив, что римляне опасались восстановления царской власти. Во время его триумфального въезда из среды народа раздались клики: Auguste, после чего сенат торжественно поднес ему имя Августа (27 г. до Р. Х.). С этим именем А. не получил никакого увеличения власти, но им сильнее подчеркивалась его неприкосновенность, которою он и без того обладал в силу трибунской власти. Греки переводили имя A. σεβαστός (божественный). Свою супругу Ливию Август назвал Августой, что позднее делали почти все императоры. От А. это имя, иногда с прибавлением semper (всегда), перешло ко всем последующим императорам, лишь с тою разницей, что после него оно было уже не собственным именем, а титулом, и ставилось всегда позади собственного имени (Тиверий Август). Титул этот никогда не переходил на предполагаемого наследника, хотя бы он, как напр. Тит, по воле императора и был уравнен с ним в правах. В 161 г. по Р. Х. встречается первый пример двух одновременно правящих императоров, двух А. Одновременное правление двух А. было положено в основу государственного устройства, созданного Диоклетианом; помощниками их в управлении и их предполагаемыми преемниками были два Цезаря. Западные народы употребляли и употребляют этот титул при обращении к государям. В немецких императорских титулах "Mehrer des Reichs" (умножатель империи) и "Al l zeit Mehrer" отразилось объяснение Овидия, который производит слово Август от augur (освященный религией) и в то же время указывает на близкую связь его с augere (умножать). В Россию титул этот, в форме Августейший, перешел при Петре I, при котором в некоторых государственных актах и в трактатах употреблялся в русском переводе ("его священное царское величество"), что сохранилось в современном официальном выражении: "священная особа Государя Императора". В настоящее время русские государи сами не употребляют титула Августейший, но подданные присоединяют этот эпитет к именам нарицательным, когда ими означаются члены царствующего дома (напр. Августейший Покровитель).

Цезарь-(Caesar) — первоначально фамильное имя (Cognomen) одной отрасли патрицианского рода Юлиев в Риме, самым знаменитым отпрыском которой был Юлий Цезарь. Август носил имя Ц. в качестве усыновленного Юлием Цезарем. Преемники Августа не только из дома Юлиев, но и последующих династий сделали имя Ц. составной частью своего титула. Со времени Адриана титул Ц. стал даваться назначенным преемникам императора. Диоклетиан при новом устройстве империи назвал цезарями двух помощников при "августах". В греческом языке слово Ц. передавалось формой καισαρ (кесарь, нем. Kaiser). Императоры Св. Римской империи тоже назывались Caesares. Отсюда же происходит слово царь. У зап. славян император — cesarz (польск.), c ísa ř (чешск.), цесарь (у галицких русинов)

Квириты-(лат. quirites) - древнее название римских граждан (cives), употреблявшееся на народных собраниях и объединенное одной формулой с собирательным названием "римский народ" ("populus romanus"). Первоначальное значение слова "К." не ясно (античная традиция производит его от сабинского топонима). Кроме того, словом "К." обозначались гражданские лица в противоположность военным.

Перегрины-название иностранцев в древнем Риме.

^ Преторское право-(лат. jus praetorium) -в Древнем Риме правовая система, сложившаяся из решений (эдиктов) преторов. Поскольку преторы не могли отменять или изменять законов, их решения всегда носили не материальный, а процессуальный характер, т.е. касались исков.

Пекулий-(лат. peculium - собственность, имущество, от pecus - скот) - в Древнем Риме часть имущества господина (участок земли, сумма денег, корабль, торговое заведение), которая предоставлялась рабу для ведения хозяйства.

^ Колон-арендатор небольшого земельного участка, принадлежавшего крупному землевладельцу

Эдикты-в Древнем Риме программа деятельности римских магистратов, объявляемая при вступлении в должность. Благодаря содержавшимся в них основным принципам судебной деятельности Э. имели решающее значение для дальнейшего развития римского права. Со времен Адриана существовали неизменные Э. (edictum perpetuum). В период принципата и в ряде средневековых монархий Западной Европы - вид указа или закона, изданного монархом.

Мандаты-(от латинского mandatum - поручение), документ, удостоверяющий те или иные полномочия предъявителя, права на что-либо

Декреты-(от лат. decretum - указ, постановление) - наименование нормативного акта общего или частного характера. Впервые термин "Д." появился в Древнем Риме.

Рескрипты- в Древнем Риме имевший силу закона ответ императора на поставленный ему вопрос. Во второй половине II в. было составлено собрание императорских Р., оказавшее большое влияние на развитие римского права


Скачать файл (144.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru