Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы и ответы к экзамену по предмету Экономика предприятия - файл 1.docx


Вопросы и ответы к экзамену по предмету Экономика предприятия
скачать (59.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx60kb.15.12.2011 11:58скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вопросы к экзамену по предмету «Экономика Предприятия»

  1. Понятие, сущность, элементы рынка.

Рынок – это система отношений между отдельными самостоятельно принимающими решениями субъектами.

Рынок представляет систему отдельных взаимосвязанных рынков:

1)Рынок рабочей силы

2)Р. Средств производства

3)р. Потребительский

4)р. купюр

5)финансовый рынок

Денежный и рынок капитала

6)р. Технологий

7) р. Духовных благ


  1. Условия возникновения рыночной экономики и факторы, влияющие на ее изменение.

Рыночная экономика –это система которая основана на 3-х принципах: конкуренция, свобода выбора, частная собственность.

Условия возникновения рыночной экономики:

1)общественное развитие труда.

2)Экономическая обособленность производителей

3)Самостоятельность производства, свобода предпринемательства.

На изменения структуры рыночной экономики влияют факторы внешнего и внутреннего фактора:

Внешние факторы:

1)внешняя экономическая коньюктура

2)изменение конкуренции иностранных производителей

3)Состояние мировых рынков по отдельным видам товаров

Внутренние факторы:

1)инвестиционная активность

2)инновационный , материально-технический и кадровый потенциал


  1. ^ Сущность коммерческой деятельности и факторы ее развития в рыночной экономике.

Коммерческая деятельность – комплекс операций обеспечивавший купле -продажу товарах в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

На развитие коммерческой деятельности торговой фирмы влияют факторы внешней и внутренней среды:

Внешней:

  1. Нормативно правового законодательства

  2. Экономических тенденций на рынке

  3. Социальной среды

  4. Конкуренции

  5. Потребительских предпочтений и др.

Внутренние:

1)кадровые изменения

2)технические

3)качество и ассортимент товаров и услуг

4)экономические и финансовые ресурсы и др.


  1. ^ Понятие и основные признаки коммерческого предприятия.

Предприятие- самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Сущность коммерческого предприятия- товарно-денежные отношения и товарно-обменные операции.

Коммерческая деятельность торговых предприятий имеет ряд характерных особенностей:

-предприятия максимально приближены к потребителям, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации.

-ассортимент товаров зависит от характера спроса и социальных особенностей потребителей, времени года.

-торговые предприятия достаточно автономны и самостоятельны.


  1. ^ Роль, место и значение торгового предприятия в сфере торгового обращения.

Товарное обращение- неотъемлемый элемент рыночного хозяйства в виде непосредственного обмена товара на товар, при котором удовлетворяются общественные потребности.

Выделяют 2 формы товарного обращения:

-товарно-денежная

-товарно-обменная.

Коммерческое предприятие в сфере товарного обращения осуществляет 2 вида торговли:

-оптовая- реализация товаров другим предприятиям

-розничная- реализация товаров конечным потребителям

Торговые предприятия являются основой развития экономических отношений, в результате которых связывается производство с потреблением, поддерживается баланс между спросом и предложением.


  1. ^ Прикладное значение коммерческой деятельности и механизм взаимоотношений ее субъектов.

Коммерческая работа - деятельность предприятия по осуществлению взаимоотношений между товаропроизводителями, коммерческими посредниками и потребителями.

Основными участниками коммерческой деятельности являются предпринимательские структуры и потребители

Для предпринимателей важнейшим фактором осуществления коммерческой деятельности является экономическая выгода, а для потребителя выгодой будет являться нужный ему товар, определенного качества, цены и.т.д

Потребитель не пассивный покупатель, а полноправный участник коммерческой деятельности: реализуя свои интересы, он оказывает определяющее влияние на поведение предпринимателей на рынке.


  1. Виды коммерческого предприятия.

1. В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выполняемых функций:

- розничная торговля

-оптовая торговля

-общественного питания

2. по товарной специальности:

- смешенные

- специализированные

-узко специализированные

-комбинированные

- универсальные

3. организации по форме обслуживания:

Коммерческие предприятия с :

-индивидуальным обслуживанием покупателей

- самообслуживанием

4. по видам представительских услуг:

- предприятия реализующие продукцию для непосредственного потребления

- предприятия реализующие продукцию для перепродажи

5. в зависимости от перехода прав собственности на товар:

- независимые оптовые, товарные, посреднические фирмы приобретающие права собственности на товар

- специальные участники рынка являющиеся организации торгового оборота

- посреднические организации не приобретающие права собственности на товар


  1. ^ Организационно-правовые формы коммерческого предприятия.

Основные организационно-правовые формы коммерческого предприятия:

1.полное товарищество

-это товарищество участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищей и несут ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащем имуществам.

2. товарищество на вере

-это товарищество в котором на равнее с полными товарищами (несущие ответственность своим имуществом) имеется 1 или несколько участников или вкладчиков, которые не принемают участие в предпринимательской деятельности товарищества и несут риск убытка только в пределах внесенного вклада.

3.общество ограниченной ответственности (ООО)

- это общество учережденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли. Участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

4.общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

- это коммерческая организация уставной капитал которого разделен на доли. Участники несут ответственность своим имуществом в размере пропорциональном их вкладам.

5.закрытое акционерное общество (ЗАО)

- объединение гражданских или юридических .лиц для совместной хоз.деятельности. Уставной фонд образуется за счет акций, купить акции на открытом рынке невозможно.

6.открытое акционерное общество

- это коммерческая организация, уставной капитал которого должен составлять не мение 100 тыс.руб. и разделен на доли – акции.

7. производственные кооперативы

- это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной коммерческой деятельности.

8. унитарное предприятие

- это коммерческая организация не наделенная правам собственности на имущество закрепленное за ней.

1) гос-ное

2) муниципальное


  1. Технико-экономическое обоснование выбора форм коммерческого посредничества.




  1. ^ Понятие основных фондов, их состав, структура и назначение. Оценка стоимости основных фондов.

ОФ – это совокупность материальных ценностей, которые целиком и многократно используются в торговом процессе в кач-ве средств труда.

ОФ классифицикации:

1)по экономическому назначению и характеру функционирования:производственные и непроизводственные

2)по роли в производственном процессе:активные и пассивные

3)по видам:здания,сооружения,машины и оборудования,хоз.инвентарь,инструменты,транспортные средства.

4)по принадлежности:собственные,привлеченные

5)по характеру использования-действующие,недействующие и готовые к установки.

Для учета и планирования оф применяются натуральные и стоимостные показатели.Натуральные используются для расчета производственных мощностей,определение технического состава и состояния оф.Стоимостные необходимые для учета динамики оф,установления износа,начисления амартизации,расчета себестоимости продукции.
Для учета планирования и воспроизводства ОФ применяется 3-и вида оценки:

  1. 

  2. Первоначальная стоимость ОФ

  3. Остаточная стоимость

  4. Восстановленная стоимость



  1. Виды износа, суть и методы амортизации. Использование амортизационных отчислений.

Физический износ –утрата основными средствами производственно технических св-в в результате их агрессивной эксплатации или из-за природного климатических условий.

1 рода: эксплатационный

2 рода: естественный

Моральный износ – устаревание в результате технического прогресса.

1 рода: обесценивание машин такой же конструкции , что выпускались и раньше в следствии удешевления их производства в современных условиях.

2 рода: обесценивание старых машин, но физически ещё годных в следствии появления новых, более технически совершенных и производительных.

Методы амортизации:

  1. Линейный

- амортизационные отчисления списываются в течении всего срока эксплуатации оборудования одинаковыми частями.

А=ОФлТн

  1. Нелинейный

-способы уменьшаемого остатка., при котором вводится коэффициент ускорения. (К)

А=ОФост*К*На100%

  1. Пропорционально объему изготавливаемой продукции

Способ суммы чисел лет, срока полезного использования ОФ.

А=ОФп*tTn


  1. ^ Эффективность использования основных фондов. Капитальные вложения и их эффективность. Инвестиционная политика коммерческого предприятия.

Для оценки эффективности использования ОФ в производственной деятельности используя общие показатель: фондоотдачи, фондоемкости, фондовооружения и фондорентабельности.

Фондоотдача – показывает сколько выпущенной продукции пришлось на 1 руб ОФ.

Фотд=ВПОФср- годовой объем продукции

Фондоемкость – сколько ОФ приходится на 1 руб выпущенной продукции.

Фем=1Фотдача

Фондовооруженность – показывает сколько ОФ приходится на 1-го рабочего на предприятии.

Фвоор=ОФсрЧ-численность персонала

Фондорентабельность –сколько прибыли приходится на 1 руб

Френ=ПОФср-прибыль

Капитальные вложения – это вложения в воспроизводство ОФ в виде модернизации, реконструкции осуществления нового строительства, приобретения нового технологического оборудования.

Эффективность капиталовложения характеризуется :

Акв=ПКв- сумма капитало вложений- прибыль

Для финансирования капиталовложений предприятия могут прибегать к привлечению заемных средств (кредита банка, инвестиционные вложения и др.)

Имеются способы обновления оборудования без привлечения значительных финансовых ресурсов – это лизинг.

Данный метод позволяет предприятию лизенгополучателю быстро приобрести необходимое ему оборудование не отвликая при этом из своего оборота значительные финансовые средства.

При инвестировании инвестор получает доход, а предприятие эффективно развивается.



  1. ^ Роль оборотных средств в процессе производства, их состав и структура.

Оборотные средства - совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств и возвращающихся в исходную форму после завершения каждого оборота.

Оборотные фонды содержат:

1)оборотные производственные средства- та часть средств, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле, полностью переносит стоимость на готовый продукт и возобновляется после каждого цикла.

В стоимость оборотных производственных фондов входит стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов,, топлива, запасных частей.

Незавершенное производство- готовая продукция не прошедшая всех стадий обработки, не законченная технологическим процессом или не сданная на склад.

Полуфабрикаты- материалы, детали, не законченные обработкой в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятию.

2)фонды обращения- средства предприятия, функционирующие в сфере обращения и вложенные в запасы готовой продукции, отгруженные, но не оплаченные товары, а так же средства в расчетах., денежные средства в кассе.
Для того чтобы избежать замедление товарооборачиваемости необходимо их планировать.. Основа планирования- нормирование оборотных средств.


  1. ^ Нормирование оборотных средств.

Нормирование оборотных средств призвано стимулировать хозяйственную деятельность предприятия, формировать разумное снабжение, изыскивать дополнительные резервы для увеличения производства. Для каждого предприятия необходимо установить такие нормативы чтобы оно при нормальной хоз. деятельности, не испытывало трудности для обеспечения процесса производства и реализации.

Общий норматив оборотных средств складывается из частных нормативов: производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция.

Нормирование оборотных средств по элементу «производственные запасы»

Нпз=Нтр.з+Нс.з+Нтех.з+Нтек.з

Нпз- нормирование производственных запасов

Нтр.з- норма транспортного запаса (задается)

Нтек.з- норма текущего запаса (определяется как половина интервала между поставками)

Нсз- норма страхового запаса (принимается как 30% - 50% от текущего запаса)

Нтех.з- норма технологического запаса (определяется условиями производства)

Нтек.з- текущий запас.

Нормирование оборотных средств по элементу «незавершенное производство»

Ннзп=Тн * Кнз

Ннзп- нормирование незавершенного производства

Тн-длительность производственного цикла i-го изделия календарных дней.

Кнз- коэффициент нарастания затрат. Кнз=(Мi+ 0,5 Зпроч i) / S произв i

Мi- единовременные затраты на основные материалы по i-му изделию.

Зпроч i- прочие затраты по i-му изделию.

Sпроизв i- производственная себестоимость i-го изделия.



Нормирование оборотных средств по элементу «готовая продукция»

Zгп i=Нгпi * Sгпi

Zгпi- норматив оборотных средств по готовой продукции

Нгпi- норма подготовки продукции i-го вида к реализации

Sгпi- cтоимость однодневного выпуска продукции i-го изделия по производственной себестоимости.

  1. ^ Эффективность использования оборотных средств.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется следущими показателями:

  1. коэффициент оборачиваемости- показывает количество оборотов оборотных средств в течение определенного периода.

Коб=РП/ОбСр

РП- объем реаизованной продукции за конкретный период времени

ОбСр- средний остаток оборотных средств за рассматриваемый период.

  1. длительность оборота. Уменьшение данного показателя свидетельствует о более эффективной работе предприятия.

Доб=Фк / Коб

Фк- число календарных дней в рассматриваемом периоде.

  1. высвобождение оборотных средств из оборота- показывает сумму оборотных средств, высвобожденных из оборота (вовлеченную в оборот)

дельта Обс=ОбСр- Доб * РП / Фк


  1. ^ Финансовые ресурсы, источники их формирования.

Финансовые ресурсы – это результаты функционирования финансов выступающие в кач-ве денежных доходов и поступлений.

Финансовые ресурсы в условиях рыночных отношений занимают значительное место в кругообороте товарно-денежных отношений в виде 2-х фаз:

1)покупка товара

2) продажа в розничной торговле

Источники формирования:

  • Собственные средства предприятия (доходы от реализации продукции, финансов и др операций)

  • Средства поступающие в порядке перераспределения (диведенты и %-ты по ценным бумагам и др.)

  • Средства мобилизуемые на финансовом рынке (кредиты банка, продажа собственных ценных бумаг )



  1. Финансовые аспекты. Формирование основного и оборотного капитала.

Основной капитал (необоротные активы или ОФ) и оборотный капитал.

Оборотные активы имеют 4-ре источника финансирования:

  • Собственный капитал

- формируется за счет:

  • Уставного капитала

  • Резервного капитала

  • Добавочного капитала

  • Нераспределенной прибыли

  • Устойчивые пассивы

Вкл мин.задолженность по оплате персонала и по отчислению на соц.нужды и др.

- образуются во время разрыва между начислениями и выплатами налога на доходы физ.лиц.

  • Заемные средства

  • Привлеченные средства

-это кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, покупателями и др. Образуются 

в следствии того что были поставлены ресурсы на предприятие, но они ещё не оплачены.

^ 18.Кредитование предприятий торговли.

Кредитование связано с привлечением внешних источников финансирования, когда собственного капитала у предприятия недостаточно.

Основными способами кредитования являются: коммерческий или товарный кредит.

Коммерческий кредит связан с торгово- посредническими операциями и предоставляется поставщиком или посредником. Он имеет следующие виды оформления 1) товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта

2.) товарный кредит по открытому счету

Финансовый кредит- предоставляется исключительно в денежной форме

Основные принципы кредитования:

1)целевой характер

2) срочность

3) платность

4)возвратность

5)обеспеченность кредита- кредит предоставляется по залог, гарантию, поручительство.
^ 19.Персонал предприятия и его структура.

Персонал- совокупность физических лиц, различных профессионально- квалификационных групп, связанных с предприятием договором найма (трудовым договором)

Работники предприятия непосредственно связанные с процессом производства продукции, занятые производственной деятельностью составляют промышленный производственный персонал. ППП: рабочие и служащие.

В составе рабочих выделяют 2 группы:

-основные рабочие- рабочие, непосредственно занятые изготовлением продукции

-вспомогательные рабочие- рабочие, которые обслуживают производственные процессы.

Служащие- обеспечивают организацию работы предприятия и подразделяются на:

1) руководители- работники, занимающие должности руководителей (заместителей руководителей) самого предприятия и его структурных подразделений по следующим должностям: директор, начальник, управляющий

2) специалисты- работники, занятые выполнением инженерно- технических, экономических и бухгалтерских функций.

3) служащий- работник, осуществляющий подготовку и оформление документации, учета, контроля, делопроизводства.

^ 20.Планирование персонала предприятия.

Потребность предприятия в персонале планируется по группам и категориям работающих: количественная характеристика персонала предприятия измеряется следующими показателями:

  1. списочная численность- численность всех работников (постоянных и временных)

  2. среднесписочная численность- среднее число работников, проработавших на предприятии за год за год

  3. явочная численность- численность рабочих, которые в течении суток явились на работу. 9по факту)

Планирование численности основных и вспомогательных рабочих

Численность основных рабочих Чо= ВП/ (НВ * Fэф)

Нв- плановая норма выработки на единицу рабочего времени

Вп- выпуск продукции

Fэф- эффективный фонд рабочего времени

Число вспомогательных рабочих, выполняющих работы, на которых имеются нормы обслуживания, определяются исходя из общего количества объектов обслуживания, с учетом норм и сменности работ

Чв=n* h* Ксп/Но

n- число объектов обслуживания

h- число смен в сутки

Ксп- коэффициент списочного состава

Но- норма обслуживания.

Численность служащих определяется исходя из имеющихся особенностей развития предприятия самим предприятием самостоятельно.

^ 21.Движение персонала предприятия.

Списочная численность предприятия постоянно изменяется, это связано с приемом на работу, 

увольнением персонала.

Среди направлений выбытия принято различать:

-по причинам физиологического характера( в связи со смертью, длительной болезнью)

- по причинам, прямо предусмотренным законом (призыв в армию, поступление в учебное заведение)

-текучесть кадров или излишний оборот рабочей силы (увольнение по собственному желанию)

Система показателей, характеризующих интенсивность оборота кадров:

^ 1.Коэффициент оборота по прибытию

Кпр=Чпр/Чсрспис

Чпр- численность принятых на работу за отчетный период

Чср спис- среднесписочная численность за отчетный период

2.Коэффициент оборота по выбытию

Квыб= Чвыб/Чср спис

Чвыб- численность работников, уволенных по всем причинам за отчетный период

3.Коэффициент текучести кадров

Ктек=Чув/Ч ср спис

Чув- численность работников, уволенных по внеплановым причинам

4.Коэффициент стабильности:

Кстаб=1- Чув/ (Чср спис- Чпр)

5.Коэффициент оборота

Коборота= (сумма Чпр- сумма Чвыб)/ Чср спис
^ 22.Производительность труда: показатели, измерители, резервы роста.

Производительность труда- показатель деятельности предприятия, характеризующий результативность, эффективность производственной деятельности людей.
Универсальный показатель производительности- выработка- количество произведенной продукции в единицу времени.

q=Q/T

Q-количество произведенной продукции

Т-затраты рабочего времени на производство продукции.

Выработка определяется :натуральными, стоимостными, трудовыми измерителями.

Обратным показателем выработки является трудоемкость- затраты времени на производство продукции. t=T/Q

Q-количество произведенной продукции

Т-затраты рабочего времени на производство продукции.

Резервы- способу повышения показателей путем полного использования факторов роста и устранения различного рода потерь.

Существуют 4 группы факторов роста производительности труда:

  1. повышение технического уровня производства

  2. совершенствование управления и организации производства и труда

  3. изменение объема и структуры производства

  4. отраслевые факторы, ввод в действие и освоение новых мощностей.

  5. Реализация резервов тесным образом связана с социальными аспектами.

^ 23.Оплата труда на предприятии.

Зарплата- форма вознаграждения за труд.

Выделяют 2 формы оплаты труда:

1).Сдельная форма- з/п устанавливается в зависимости от количества изготовленной продукции и квалификационных требований к выполненной работе

-индивидуальная сдельная оплата труда- заработок рабочего определяется объемом произведенной продукции и расценкой за единицу продукции, расценки постоянные и не зависят от выполнения норм выработки

-бригадная сдельная оплата труда- труд оплачивается по конечным результатам работы бригады в зависимости от количества единиц выполненной работы и расценок за единицу работы. Затем з/п распределяется между работниками бригады по заранее установленному признаку

- сдельно-премиальная оплата труда- сдельная система дополненная премированием за достижение определенных производственных показателей.

-сдельно- прогрессивная система оплаты труда- сдельная система, дополненная оплатой за продукцию, 

произведенную сверх норм, по повышенной расценке.

-косвенно- сдельная оплата труда- применяется для исчисления з/п вспомогательных рабочих и устанавливается по отдельным показателям их работы

2). Повременная оплата труда- форма ,при которой вознаграждение за труд оплачивается пропорционально отработанному времени.

Виды:

-простая повременная оплата- заработок определяется на основе фактически отработанного времени и присвоенной рабочему тарифной ставки

-повременно-премиальная- сочетание простой повременной оплаты труда с премированием за достигнутые результаты

-окладная система оплаты труда- разновидность повременно-премиальной, при этом оплата труда работника оплачивается не по тарифным ставкам, а по окладам за месяц.
^ 24. Розничный товарооборот

Товарооборот- процесс обмена товаров на деньги. Характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи.

Признаки товарооборота:
1.товар как объект продажи

2. продажа как форма движения товара от производителя к потребителю.

Товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданный товар.

Роз товарооборот-передача товара конечным потребителям. Характеризует с одной стороны денежную выручку предприятий торговли, с другой стороны- сумму расходов населения на покупку товаров.

Показатели розничного товарооборота:

1.количественная характеристика-объем реализации в денежном выражении.

2.качественная характеристика-доля отдельных товаров в общем объеме реализации.

25.Оптовый товарооборот

Товарооборот- процесс обмена товаров на деньги. Характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи.

Признаки товарооборота:
1.товар как объект продажи

2. продажа как форма движения товара от производителя к потребителю.

Товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданный товар.

Оптовый товарооборот-продажа товара торговым предприятиям, другим организациям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья, материалов.

Классификация.

1.По назначению:

Оптовый товарооборот по реализации- продажа предприятиям розничной торговли.

Внутрисистеменный оптовый товарооборот- продажа оптовым предприятиям

2.В зависимости от организации товарного движения:

Складской- продажа со складов

Транзитный- поставка другим организациям

3. В зависимости от участия в расчетах

С участием в расчете- продажа ранее приобретенного товара, находящегося в ее собственности

Без участия- торговая организация участвует как посредник

^ 26.Товарный запасы и товарооборачиваемость.

Товарный запас- часть товарного обеспечения представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения её из сферы производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товарного движения

Факторы, влияющие на возникновение товарных запасов:

1.сезонные колебания в производстве и потреблении товаров

2. временное несоответствие спроса и предложения.

3. время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи.

Существование товарных запасов обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров. До момента продажи любой товар относится к категории товарных запасов.

Классификация товарных запасов:

  1. По местонахождению:

-на производственных предприятиях



-в пути

-на предприятиях торговли

  1. По назначению:

-Текущего назначения

-Сезонного назначения

-Долгосрочного завоза

При недостаточной величине товарного запаса возникают сложности с товарным обеспечением. Излишние товарные запасы ухудшают финансовое положение предприятия.

Средний товарный запас: ТЗ=о,5 ТЗ1+ТЗ2+…+0,5ТЗnn-1

Тз1-величина товарного запаса на отдельные даты анализируемого периода. N- количество дат в анализируемый период.

Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое количество дней торговли хватит этого запаса Утз=ТЗт/об

Т/об- общий объем товарооборота за анализируемый период

Товарооборачиваемость- показывает время в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения. Об=ТЗ-*ДТ/об Д-кол-во дней в анализируемом периоде.

^ 27.Цены: понятие, сущность, функции.

Цена- денежное выражение стоимости товара, работы, услуги или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности Стоимость товара определяется спросом и предложением и в конечном итоге в воплощенной в нем труде, признанном обществом.

Функции цены:

  • Учетная- в цене отражаются необходимые затраты на производство и реализацию продукции

  • Стимулирующая- стимулирование качества, повышение эффективности производства

  • Распределительная- распределение прибыли между государством и предприятием

  • Сбалансированности спроса и предложения

  • Рационального размещения производства

На формирование цен влияют внешние и внутренние факторы

Внешние: потребители, рыночная среда, конкуренты

Внутренние: жизненный цикл товара, издержки на сырье, материалы, рабочую силу

^ 28.Ценообразование: этапы и методы формирования.

Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения.

Установление цены включает этапы:

-постановка задачи ценообразования

-определение спроса

-определение издержек производства

-анализ цен и товаров конкурентов

-выбор метода ценообразования

-установление цены

Методы ценообразования:

1.   Рыночный метод формирования цены, ориентированный на покупателей, другими словами на полезность / ценность товара и отражающий конъюнктуру рынка.

2.   Затратный метод формирования цены, базирующейся на расчете расходов продавца по созданию и реализации товара.

3.  Эконометрический метод формирования цены основанный на соотношении цены к определенному параметру, характеризующему ценность товара аналогичного ряда или входящих в товар других составных частей.

4.   Административный метод формирования цены, основанный на директивном распоряжении по установлению того или иного уровня или пределов цен уполномоченными на то государственными органами.

29. Виды цен.

Аукционная- цена товара проданного на аукционе, отличается от рыночной т.к отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара и может зависеть от мастерства лица, производящего товар.

Биржевая- цена на товары, реализуемые в порядке биржевой торговли. Цена свободная зависит от спроса 

и объема сделки, она котируется ( ее уровень публикуется в бюллетене).

Контрактная- цена зафиксированная в контракте, она может быть постоянной или индексироваться в соответствии с заключенным договором.

Справочная-цена, выступающая в качестве исходного пункта при определении конкретной цен, фиксируемой в документе сделки.

Входящая- цена на изделие с длительным сроком изготовления, рассчитывается на основе принципа скольжения, позволяющая учитывать изменения в издержках производства в длительный период времени.

В зависимости от территории действия:

-единые по стране цены (газ)

-региональные, местные

^ 30. Ценовая политика фирмы

Предприятие разрабатывает ценовую политику (стратегию) исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения

Ценовые стратегии для нового товара:

1.стратегия снятия сливок-с начала появления товара на него устанавливается макс высокая цена, в расчете на потребителя готового его купить. Снижение цен имеет место после того как спадет первая волна спроса.

2. стратегия следования за лидером- цена устанавливается исходя из цены конкурентов доминирующих на рынке

Ценовая стратегия на модифицированный или традиционный товар

1.Стратегия проникновения внедрения на рынки- предприятие устанавливает более низкую цену чем у конкурентов, для привлечения максимального числа потребителей

2.Стратегия психологической цены- цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы. При этом у покупателя создается впечатление что цена намного ниже, а так же что производитель очень точно определил затраты на производство и поэтому установил такую цену.

3.Нейтральная стратегия- цены на продукт исчисляются на основе фактических издержек производства.

4. Стратегия скользящей цены- цена устанавливается от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка.

5. Стратегия гибкой цены- цена испытывает сильные колебания спроса и предложения в определенный период времени.

^ 31.Понятие, виды издержек и их классификация.

Издержки- денежное измерение затрат, пошедших на изготовление продукции. Различают экономические и бухгалтерские издержки

Экономические издержки = бухгалтерские + неявные издержки

Бухгалтер издержки- все затраты предприятия на исчисленные определенным образом, которые пошли на изготовление продукции ,работ, услуг

Неявные издержки- те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если б они были проданы за плату.

Классификация:

1.В сфере обмена и передачи прав:

-транзакционные: издержки на заключение и совершение сделки. При передаче прав собственности, обмене, заключении контрактов и т.д. возникают издержки на проверку достоверности предоставляемой информации, сбор необходимой документации, обеспечение правомерности сделки и пр.

-контроля. Противоположными транзакционным издержкам являются издержки контро

ля, то есть затраты на контроль любых внутренних взаимодействий в фирме.

2.По отношению к внутренней и внешней среде фирмы:

-явные (внешние). К внешним затратам фирмы относятся издержки на взаимодействие с внешней средой данной фирмы - например, платежи поставщикам сырья.

-неявные (внутренние). К неявным затратам фирмы относятся затраты на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также затраты на такой важный ресурс как предпринимательский талант.

3.По временному периоду:

-Постоянные- это затраты производителя, которые в краткосрочном  периоде остаются неизменными вне зависимости  от изменения величины объема производства.

-Переменные- это затраты производителя, которые в краткосрочном  периоде меняются в зависимости от изменения величины объема производства.



В отличие от постоянных издержек, величина которых не меняется при изменении объема выпуска, перемен

ные издержки растут при увеличении объема выпуска, и уменьшаются при его снижении.

^ 32.Постоянные и переменные затраты

В связи с изменением объема выпуска затраты делятся на постоянные и переменные. Переменные изменяются с изменением объема производства прямопропорционально. Постоянные затраты не зависят от объема производства. Переменные затраты на единицу продукции остаются неизменными при изменении объема производства, постоянные затраты на единицу продукции при увеличении объема производства уменьшаются, т.е обратная зависимость. С/С= постоянные затраты + переменные затраты

^ 33. Классификация затрат.

  1. По экономическим элементам:

-Материальные затраты

-затраты на оплату труда

-отчисления на социальные нужды

-амортизация основных фондов

-прочие затраты

  1. По статьям калькуляции:

1.Сырье и основные материалы

2.возвратные отходы

3.покупные полуфабрикаты

4.топливо и энергия

5.основная з/п

6.дополнительная з/п

7.отчисления на социальные нужды

8.расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

9. расходы на освоение и подготовку нового производства 10.общепроизводственные расходы

Итого: Цеховая себестоимость

11.общехозяйственные расходы

12.потери от брака

Итого: производственная себестоимость

13 коммерческие расходы.

Итого: Полная себестоимость.

  1. По роли в процессе производства: основные, накладные



  1. По составу: простые, комплексные



  1. По способу отнесения на себестоимость: прямые и косвенные

Калькуляция себестоимости и её значение.

Калькуляция- определение затрат в денежном выражении приходящихся на единицу продукции.

1.Сырье и основные материалы

2.возвратные отходы

3.покупные полуфабрикаты

4.топливо и энергия

5.основная з/п

6.дополнительная з/п

7.отчисления на социальные нужды

8.расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

9. расходы на освоение и подготовку нового производства 10.общепроизводственные расходы

Итого: Цеховая себестоимость

11.общехозяйственные расходы

12.потери от брака

Итого: производственная себестоимость

13 коммерческие расходы.

Итого: Полная себестоимость.

35. Сущность и классификация издержек обращения

Издержки обращения- выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товара от производителя до потребителя

Классификация:

1.По подотраслям деятельности

-издержки розничных торговых предприятий

-издержки оптовых торговых предприятий

-издержки предприятий общественного питания

2. По участию в образовании стоимости

-чистые: затраты торговых предприятий, связанные с обеспечением купли- продажи (реклама, обеспечение денежного оборота, ведение кассовых и бухгалтерских операций)

-дополнительные: затраты торговых предприятий, связанные с обеспечением процесса купли- продажи (хранение, упаковка, транспортировка)

3. По выполняемым задачам:

-операционные- расходы предприятия непосредственно связанные с торговлей

-административно- управленческие- расходы, связанные с деятельностью аппарата управления предприятия.

4. По способу распределения по товарным группам

-прямые- расходы, которые могут быть прямо отнесены к определенной товарной группе

-косвенные- расходы, которые нельзя отнести к определенной товарной группе непосредственно, а только через систему распределения.

5. По степени зависимости от товарооборота:

-Переменные- затраты торгового предприятия, которые изменяются с изменением объема реализации

-постоянные- издержки, сумма которых остается неизменной при изменении товарооборота.

36.Номенклатура статей издержек обращения

1.Транспортировка

2.расходы на оплату труда

3.отчисления в соц. Фонды

4.расходы на аренду и содержание здания, оборудования, инвентаря

5.Амортизация основных фондов

6. Ремонт основных средств

7.Износ санаторной и спец одежды, столового белья и посуды и д.р

8.Расходы на топливо, газ, энергию для производственных нужд

9. Расходы на хранение, сортировку, упаковку товаров

10 расходы на содержание холодильного оборудования

11.расходы на рекламу

12 потери товаров и технологические отходы

13.расходы на тару

14.прочие расходы( оплата услуг почтовой, телефонной, интернет связи, канцелярские расходы, расходы на командировки)

36.Анализ издержек на торговых предприятиях.

Анализ издержек обращения проводится по следующим показателям:

1.динамика абсолютной суммы издержек обращения δИО=ИОф-ИОп

ИОф- издержки обращения фактические

ИОп- издержки обращения по плану.

δИО>0 –перерасход, δИО<0 -экономия

2. уровень издержек обращения- отношение ИО к товарному обороту



ИОур=(ИО/Тоб)*100%

3. Темп прироста издержек обращения , Тио<0 экономия, Тио >0 перерасход

Тио=((ИО ф.ур-ИОп. ур)*100%)/ИОп. ур

4. Относительная экономия издержек обращения, Эио <0 –экономия, Эио>0- перерасход.

Эио=(Тоб*(Иоф.ур-ИОп.ур))/100%
^ 38. Сущность и источники образования валового дохода

-сумма экономической выгоды в виде поступлений, полученных от реализации товара, от реализации излишков оборудования, от ценных бумаг, принадлежащих предприятию. ВД=Д0+Дпр, Д-выручка, Дпр- проч поступления. К прочим доходам относят операционные доходы (предоставление за плату во временное пользование активов организации, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, доходы связанные с участием в уставных капиталах других организаций, прибыль полученная организацией от совместной деятельнотси, поступления от продажи активов, проценты за предоставление в пользование денежных средств) внереализационные доходы(штрафы, пени, неустойки, активы полученные безвозмездно, прибыль прошлых лет, проявленная в отчетном году, суммы кредиторской и дебиторской задолженности. Чрезвычайные доходы(следствия стихийных бедствий, пожара и.т.д)страховое возмещение, стоимость материальных ценностей остающихся от списания непригодных активов.

Доходы-увеличение экономических выгод, в результате поступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала предприятия.

^ 39. Понятие прибыли, источники её образования и направления использования.

Прибыль организации- выраженная в денежной форме, финансовый результат предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и расходами предприятия.

Для промышленного предприятия расходами для исчисления прибыли будут являться затраты, а для коммерческого издержки обращения.

Про= Д - ИО, Про- прибыль от основных видов деятельности.

Прн= Про+ СПДР, Прн- прибыль налоговая, СПДР- сальдо прочих доходов и расходов.
ЧП= Прн- НП, Чп- чистая прибыль, Прн- прибыль налогооблагаемая, НП- налог на прибыль.

Источники образования прибыли. Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью.
-прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
-прибыль (убыток) от прочей реализации (например, имущества предприятия);
-доходы и расходы от внереализационных операций (доходы, полученные от участия в других организациях; доходы (расходы, убытки) от финансовых операций; другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, финансовыми операциями и участием в других организациях.)

Основные направления использования прибыли предприятия определяются его учредительными документами или решением учредителей. В документах указываются фонды и размеры отчислений:

резервные фонды- предназначаются для покрытия непроизводственных потерь и убытков, выплат доходов (дивидендов).

фонды накопления- предназначены для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества.

фонд социальной сферы- за счет данного фонда осуществляется финансирование строительства новых производственных объектов, расширение и реконструкция предприятия.

фонд потребления- осуществление мероприятий по развитию социальной сферы, по материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий.

^ 40.Система налогообложения коммерческого предприятия.

Через налогообложение регулируются экономические отношения между предприятием и государством. Налоги выполняют 2 функции: фискальная-обеспечение гос-ва финансовыми ресурсами, регулирующая-достижение задач государства посредством налоговых механизмов. Налоги оказываю влияние на формирование финансовых результатов предприятия

Элементы налогообложения:

-Объект налогообложения-то, что облагается налогом.



-Налоговая база- стоимостная ,физическая, другая характеристика налогообложения.

-налоговая ставка- размер налога на единицу измерения налоговой базы. налоговый период- период по оканчанию которого определяется налоговая база.

-Налогоплательщик- физическое и юридическое лицо, исчисляющее или уплачивающее налог.

-налоговый агент-лицо, в обязанности которого входит удержание налога у налогоплательщика и перечисление его вбюджет.

Выделяют 3 уровня системы налогообложения: федеральный(НДС, налог на прибыль), региональные налоги (на имущество, транспортный), местные налоги( земельный налог)
^ 41. Порядок налогообложения коммерческого предприятия.

Выплата основных налогов:

налог на прибыль(облагается налогооблагаемая прибыль)

НДС(берется с выручки от реализации)- изъятие в бюджет части прироста стоимости товаров, работ, услуг, образовавшихся на предприятии.
Налог на имущество(облагается среднегодовая стоимость имущества)

Если предприятие имеет транспортное средство- уплачивается транспортный налог- налогом облагается паспортная мощность двигателя в лошадиных силах.

Значительные суммы организация выплачивает в виде страховых взносов во внебюджетные фонды. Данные суммы ложатся на себестоимость продукции.

НДФЛ- налог на доходы физических лиц, налог с доходов сотрудников, которые предприятие удерживает из зарплаты и перечисляет в бюджет как налоговый агент. Ставка 13%

^ 42.Роль, виды, этапы и методы планирования деятельности на предприятии.

Планирование -систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах, и действиях путем целенаправленной сравнительной оценке различных альтернативных действий в ожидаемых условиях

Планирование- один из экономических методов управления, выступающих как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Служит для подготовки принятия решений и всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить развитие субъекта в будущем.

Этапы планирования:

-выработка общих целей предприятия

-детализация и конкретизация целей для определения этапа развития

-определение путей экономических и иных средств достижения целей и задач

-контроль за достижением цели

Классификация планирования:

-по степени охвата:общее и частное

-по содержанию планирования: стратегическое, тактическое, оперативное

-по срокам:краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное

-по сферам функционирования: производства, сбыта, финансов, персонала, расширенное общее планирование.

В планировании используются следующие основные методы: 
- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов; 
- балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; 
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; 
- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели; 
- факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей; 

^ 43.Методологические основы планирования

В современных условиях важную роль имеет совершенствование методологии планирования:

-повышение научно- технического и расчетно-экономического обоснования плана

-широкое применение системы прогрессивных технико- экономических нормативов и норм

-улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства

-Снижение материалов и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественной продукции.

-обоснование планов, осуществляется на основе системы норм и нормативов



Применяют группы нормативных показателей:

количественные (абсолютные величины),

Качественные (относительные показатели, выражающие экономическую эффективность производства и его отдельных факторов)

Объемные (абсолютные величины производства в целом)

Удельные ( показатели, устанавливающие отношения двух или нескольких взаимосвязанных показателей)
^ 44.Стратегическое планирование.

На уровне фирмы в зависимости от целей, задач, функций выделяют несколько видов планирования.

Стратегическое планирование призвано определять цели фирмы и стратегию на длительный период (до 10лет) Стратегическое планирование- составной элемент стратегического управления и представляет собой активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение общих тенденций развития, формирование механизма их реализации. Задача стратегического планирования- помощь в принятии правильных управленческих решений. Стратегическое планирование определяет: долгосрочные цели, стратегические ориентиры, стратегию поведения на рынке, стратегический план.

Ступени стратегического планирования:

  1. Определение бизнеса. Четкое представление назначения бизнеса, перспективы развития,

  2. Предназначение бизнеса- совокупность целей во имя которых данная продукция производится в масштабах, соответствующих потребностям рынка и возможностям фирмы.

  3. Бюджетирование- сметное планирование, составляется бюджет, обеспечивающий реализацию поставленных целей.

^ 45.Оперативное планирование

Главная цель системы оперативного планирования- достижение наивысшей эффективности производственной деятельности на короткий период. Оперативное планирование сложилось применительно к определенным типам производства: позаказные, комплексные и по детальные. В массовом производстве система ОП детализирована и называется минимаксом. Данная система используется при планировании инструментального хозяйства с целью обеспечения выпуска продукции в точке, находящейся между максимальными и минимальными значениями.

Наиболее распространенная в массовом производстве система оперативного планирования: «По такту потока»- ОП разрабатывается на основе стандартов и нормативов, для обеспечения бесперебойной работы в заданном ритме все стадии производственного процесса должны быть оснащены технологическими, транспортными, резервными запасами.

^ 46. Значение анализа для оценки эффективности деятельности предприятия.

Экономический анализ- система специальных знаний, связанных с исследованием экономических явлений и процессов в их взаимосвязи под влиянием объективных и субъективных факторов. Экономический анализ включает в себя: анализ использования основных фондов, оборотных активов, капитала, эффективности использования трудовых ресурсов, финансовый анализ.

Финансовый анализ- часть экономического анализа, связанная с исследованием финансового положения организации, на основе данных финансовой отчетности.

Цель анализа финансового состояния- получение ключевых параметров, дающих объективную и наиболее точную картину результатов деятельности предприятия.

На основе финансового анализа разрабатывают предложения и мероприятия по максимизации прибыли

^ 47.Анализ имущественного положения организации.

Анализ структуры и динамики имущества и источников его формирования проводят на основе аналитического баланса. Для получения детальной картины изменений строят аналитические таблицы, содержащие показатели структуры и динамики активного и пассивного баланса. Выявляя соотношение между пассивами и активами, осуществляется чтение баланса.

При анализе активов необходимо обратить внимание на такие вопросы:

1.Как в целом изменяется стоимость имущества организации. Уменьшение говорит об ухудшении платежеспособности организации, и наоборот

2. На какие активы (оборотные или внеоборотные) приходится наибольший вес в структуре активов. Больше оборотных активов- ускорение оборачиваемости капитала, и наоборот.

3.Как изменяется структура внеоборотных активов. Если доля основных средств менее 40%- предприятие уплачивает незначительную сумму налога на имущество, имеет небольшие амортизационные отчисления.

4. Как изменяется величина оборотных активов. Значительный удельный вес запасов говорит об их накапливании.

При анализе пассивов обращают внимание на следующие моменты:



1.Какие средства (собственные или заемные) являются основным источником формирования имущества организации. Увеличение доли собственного капитала говорит о росте финансовой устойчивости организации. И наоборот.

2.На какие составляющие собственного капитала приходится наибольтший удельный вес. Увеличение нераспределенной прибыли и резервного капитала свидетельствует о повышении эффективности деятельности организации.

3. Какие обязательства (краткосрочные, долгосрочные) преобладают в структуре заемного капитала. Краткосрочные кредиты- наиболее дорогие источники финансирования.

4. Какие виды кредиторской задолженности имеют наибольший удельный вес в их общей величине. Негативным считается увеличение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, т.к. несвоевременная уплата налогов сопряжена с финансовыми санкциями.

^ 48.Анализ ликвидности и платежеспособности организации.

Для оценки финансового состояния экономики предприятия определяют ее платежеспособность.

Долгосрочная платежеспособность- способность организации рассчитываться по своим обязательствам в долгосрочной перспективе.

Текущая платежеспособность (ликвидность)- способность организации своевременно и в полном объеме отвечать по своим краткосрочным обязательствам, используя при этом оборотные активы.

Ликвидность- способность превращения активов в денежную форму.

  1. КЛаб=(ДС+КФВ)/КО . Коэффициент абсолютной ликвидности показывает какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. Норма 0,2-0,3

  2. КЛкрит= (ДС+КФВ+ДЗкс)/КО. Коэффициент критической ликвидности- показывает какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющихся денежных средств КФВ и поступлений от дебиторов. Норма 0,8-1

  3. КЛтек= (ОА-ДЗдс)/КО. Коэффициент текущей ликвидности- позволяет оценить в какой степени оборотные активы, за исключением долгосрочной дебиторской задолженности покрывают краткосрочные обязательства. Норма 1,5-2

^ 49. Оценка финансовой устойчивости организации.

Финансовая устойчивость- такое состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которые обеспечивают развитие организации на основе роста прибыли и капитала, при сохранении платежеспособности.

Финансовая устойчивость означает стабильное превышение доходов над расходами, свободное маневрирование денежными средствами, бесперебойный процесс производства и продажи товаров, работ, услуг.

Типы финансовой устойчивости:

1.Абсолютная устойчивость финансового состояния. Запасы и затраты полностью покрываются собственным оборотным капиталом.

СОК>З, СОК=СК- ВА(вне оборотные активы)

2.Нормальная устойчивость финансового состояния- гарантирует платежеспособность и характеризуется наличием собственного и перманентного капитала.

СОК<З, ПК>З, ПК=СОК+ДО (долгосрочные обязательства)

3.Неустойчивое финансовое состояние- сопряжено с нарушением платежеспособности, однако сохраняется возможность восстановить равновесие за счет дополнительных поступлений краткосрочных кредитов и займов

СОК<З, ПК<З, ОИ>З, ОИ=ДК- КК

ОИ-основные источники финансовых запасов.

4.Кризисное финансовое состояние- организация находится на грани банкротства,т.к оборотные активы не покрывают даже кредиторской задолженности.

СОК<З, ПК<З, ОИ<З


Скачать файл (59.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru