Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Организация и технология торговли - файл 1.doc


Организация и технология торговли
скачать (114 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc114kb.15.12.2011 12:33скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКО – РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Коммерческая деятельность»
Контрольная работа

По дисциплине «Организация и технология торговли»

студента 3 курса экономического факультета

заочного отделения,


Могилев 2010
Вариант 27


  1. Помещения торгового объекта

  2. Понятие рабочего места. Классификация рабочих мест

  3. Задача 1

1 Помещения торгового объекта
В соответствии с действующими нормативными правилами на всех предприятиях розничной торговли должны выполняться санитарно-гигиенические требования, требования противопожарной безопасности, электро- и взрывобезопасности, экологической безопасности.

Предприятия розничной торговли должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности, а машины, механизмы, другое производственное оборудование и транспортные средства — иметь сертификаты соответствия.

В помещении предприятия следует разместить информацию о государственной регистрации предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию. Расположение торговых, складских помещений и их площадь должны обеспечивать последовательность проведения технологических процессов товародвижения.

В строящихся и реконструируемых магазинах при расположении торговых залов на трех или более этажах необходимо наличие пассажирских лифтов или эскалаторов.

Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.

Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы:

  1. торговые;

  2. для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

  3. подсобные;

4.административно-бытовые;

5. технические.

Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине.

^ К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

^ Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные, коридоры, тамбуры, вестибюли.

^ К административно-бытовым помещениям, относят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.

^ Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:

  • торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

  • оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

  • торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

  • помещения для хранения товаров должны быть не-проходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже;

  • помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

  • пункт приема посуды от населения должен иметь отдельный вход и быть соединен с разгрузочной платформой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт;

  • административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.

Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.

Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны контрольно-кассового узла.

Установочная площадь магазина — это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27–30% площади торгового зала.

Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:
Ку= Sу/ Sт.з
где Ку — коэффициент установочной площади;

Sу — установочная площадь, м2;

Sт.з — площадь торгового зала, м2.
Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Для островных и пристенных универсальных горок экспозиционная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования; перфорированных щитов с кронштейнами — как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал — как произведение длины кронштейна на высоту; подиумов, лотков, столов — как произведение длины на ширину; контейнеров — путем умножения площади их основания на количество полок; для корзин или других товароносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади выкладки товаров) к площади торгового зала:
Кэ= Sэ/ Sт.з
где Кэ — коэффициент экспозиционной площади (площади выкладки);

Sэ — экспозиционная площадь, м2;

Sт.з — площадь торгового зала, м2.
Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7–0,75, или 70–75%. Значение коэффициента экспозиционной площади зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для выкладки товаров.

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» (табл. 1).

Таблица 1

ШИРИНА ПРОХОДОВ МЕЖДУ ОБОРУДОВАНИЕМ В ТОРГОВЫХ ЗАЛАХ МАГАЗИНОВ (СТРОЯЩИХСЯ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ) Расположение проходов

Ширина, м,

не менее

Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал)

1,7

Между параллельно расположенными островными горками*

1,4

Между островными горками и пристенным охла-ждаемым оборудованием*

1,6

Между кассовыми кабинами или прилавками об-служивания и установленными параллельно им гор-ками*

2,0

Между кабинами контролеров-кассиров

0,6

Между кассовыми кабинами и торцами островных горок

2,0

Между прилавком и оборудованием за прилавком

0,9

Между прилавками

2,8

Между прилавками и стеной

1,2

* При доставке товаров в торговый зал с использованием подъемно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м.


При определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, то есть число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя.

Проходы для покупателей подразделяют на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования.

Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную; боксовую; смешанную.

Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте.

При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина.

В свою очередь, линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная.

При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета.

Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета. Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора (ювелирных изделий и т. п.).

Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания покупателей (через прилавок обслуживания), зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, — не менее 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

Планировка контрольно-кассового узла должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого контрольно-кассового узла необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход — выход». Помимо кассовых кабин, для устройства контрольно-кассовых узлов используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д.

Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям:

  • создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок;

  • обеспечивать применение самообслуживания при продаже большинства товаров;

  • оптимально использовать торговые площади;

  • создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.

Важную роль в организации бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций.

Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места. В крупных магазинах для этих целей устраиваются рампы или дебаркадеры.

Помещение (зона) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.

Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Размер площади этих помещений, их состав (для охлаждаемых и неохлаждаемых товаров) зависят от ассортимента реализуемых товаров и устанавливаются по строительным нормам и правилам. Охлаждаемые камеры должны устраиваться в виде единого блока. Зоны хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Помещения для хранения оснащаются соответствующим технологическим оборудованием — стеллажами, подтоварниками и т. д.

Размеры помещений для подготовки товаров к продаже также устанавливаются в соответствии со строительными нормами и правилами. Эти помещения должны иметь хорошую связь как с зоной приемки и хранения товаров, так и с торговым залом. Помещения для подготовки товаров к продаже должны оснащаться приспособлениями для фасовки, на-резки, этикетирования товаров, а также другими устройства-ми в зависимости от характера подготовительных операций.
^ 2 Понятие рабочего места. Классификация рабочих мест.
Рабочее место — это зона работы одного человека или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.).

Требования, предъявляемые к организации и обслуживанию рабочих мест:

  • высокий уровень технического оснащения;

  • соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда);

  • размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке;

  • обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы;

  • бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов;

  • своевременный ремонт оборудования и инвентаря.

Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она представляет собой размещение на определенной площади (в зоне приложения труда) функционально связанных между собой элементов технологии, оборудования, организационной оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степени сложности реализуемых товаров, от интенсивности покупательских потоков и частоты покупок.

Обслуживание рабочих мест связано с выполнением подготовительно-заключительных, транспортных и хозяйственно-бытовых функций.

Подготовительно-заключительные функции включают: подготовку товаров к продаже; проверку полноты ассортимента товаров и его пополнение на оборудовании; подготовку инвентаря и размещение его в рабочей зоне; выкладку товаров; подготовку кассовой машины к работе; подсчет общей суммы выручки и сдачу ее в установленном порядке; уборку рабочего места.

Транспортные функции предусматривают внутримагазинное перемещение товаров и освободившихся упаковки и тары.

Выполнение хозяйственно-бытовых функций должно обеспечивать рабочие места необходимым оборудованием, инвентарем, упаковочными материалами и форменной одеждой.

Рабочие места должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032-78 "Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 апреля 1978 г. № 1102, ГОСТ 12.2.033-78 "Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 апреля 1978 г. № 1100, ГОСТ 12.2.049-80 "Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17 июля 1980 г. № 3679, ГОСТ 12.2.061-81 "Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 11 ноября 1981 г. № 4883 (далее - ГОСТ 12.2.061), ГОСТ 12.4.026-76 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности", утвержденного постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24 мая 1976 г. № 1267 (далее - ГОСТ 12.4.026), санитарным правилам и нормам СанПиН 9-131 РБ 2000 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 ноября 2000 г. № 53, межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда.

При организации рабочего места в зависимости от характера работы следует предусматривать возможность выполнения рабочих операций в положении сидя или при чередовании положений сидя и стоя, если выполнение операций не требует постоянного передвижения работника.

Классификацию рабочих мест производят по различным признакам.

В зависимости от типа функций, выполняемых работником, могут быть рабочие места руководителей, специалистов, служащих, охраны и т.д.

Рабочие места подразделяются также по профессиональному признаку, то есть в зависимости от профессии работника, который работает на этом месте. Например, могут быть рабочие места продавца, бухгалтера, грузчики и т.п.

По месту нахождения различают рабочие места в помещении, на открытом воздухе, на высоте, под землей.

По числу смен бывают одно-, двух-, трех-, четырех сменные рабочие места.

По условиям труда можно выделить рабочие места с нормальными условиями, с тяжелым физическим трудом, с вредными условиями, с особо тяжелым физическим трудом, с особо вредными условиями, с высокой нервно-психической напряженностью, с монотонным трудом.

По времени использования различают постоянные и временные, в том числе сезонные рабочие места. Постоянные рабочие места предназначены для длительного (неопределенно долгого) использования. Временные рабочие места создаются для выполнения работ временного характера, в том числе для эпизодических работ.

В зависимости от характера использования рабочих мест они подразделяются на функционирующие и нефункционирующие, в том числе, вакантные, резервные, излишние.

В зависимости от специфики производства или деятельности, могут использоваться и другие классификационные признаки.


Задача 1
Рассчитать потребность в продовольственной торговой сети для города. Численность жителей в городе – 300 тыс. чел., в планируемом периоде ожидается ее увеличение на 10 %. Фактическая обеспеченность населения торговыми площадями составляет 97% от установленного норматива. Текущий средний норматив по продовольственным товарам составляет 90 м2 на 1 000 чел., на перспективу – 100 м2 на 1000 чел. В результате реконструкции планируется ввести в эксплуатацию 200 м2 торговых площадей.
Решение:

  1. Рассчитаем численность жителей в планируемом периоде:

300 000+300000*10%=330 000(чел.)

  1. Рассчитаем объем недостающих фактически объемов торговых площадей. Из расчета на фактическое число жителей требуется 27000 м2 торговых площадей: 300 000*90/1000=27 000 (м2).

Так как фактическая обеспеченность населения торговыми площадями составляет 97%, то получим объем недостающих площадей:

27 000* 97%=26190 (м2)- фактический объем

27000-26190=810(м2)- недостающий объем торговых площадей

  1. Рассчитаем объем требуемых площадей в планируемом периоде, для чего численность жителей в планируемом периоде умножим на норматив на перспективу: 330000*100/1000=33000(м2).

  2. Т.к. планируется ввести в эксплуатацию 200 м2 торговых площадей, после чего их объем составит 26390 м2 (26190+200), рассчитаем потребность в продовольственной торговой сети для города, для чего из требуемой площади в планируемом периоде вычтем итоговую с учетом реконструкции. Получим:

33000-26390=6610(м2).
Вывод: из полученных расчетов получили, что в планируемом периоде в случае увеличения численности населения на 10 %, повышения среднего норматива по продовольственным товарам, потребность в продовольственной торговой сети для города составит 6610 м2.

^ Список использованных источников


  1. Берман, Барри, Эванс, Джоэл, Р. Розничная торговля: стратегический подход, 8-е издание. : Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме", 2003. — 1184с.: ил. — Парал. тит. англ. ISBN 5-8459-0511-7 (рус.)

  2. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 696с. ISBN 5-91131-787-4

  3. Егоров В. Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 352 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»)

  4. Кент, Тони

Розничная торговля: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080111 «Маркетинг», 080301 «Коммерция»(«Торговое дело»)/ Т.Кент, О.Омар; пер. с англ.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-719С. - (Серия «Зарубежный учебник»)

  1. Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 366-З « О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей», [Электрон. ресурс], Режим доступа: http://alus.by/news/zakon-respubliki-belarus-o-zashhite-prav-potrebitelej

  2. Постановление Министерства Торговли Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 63 «Об утверждении правил охраны труда в организациях торговли»



Скачать файл (114 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации