Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация - файл 1.doc


Контрольная работа по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация
скачать (169 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc169kb.15.12.2011 13:22скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Метрология. Стандартизация. Сертификация




Выполнил: студент гр. А 521 сп

Христ Е. В.
Проверил: преподаватель

Шайтухова О. Г.



Ачинск 2010

Содержание:


1. Раздел: Основы метрологии 3

1.1 Общие вопросы основ метрологии. Основные понятия 4

1.2 Международная система единиц (СИ). Международные
договоренности о СИ 6

2. Раздел: Основы стандартизации 10

2.1 Национальная система стандартизации в РФ 11

2.2 Основополагающие стандарты 13

2.3 Органы и службы по стандартизации 15

2.4 Категории и виды нормативных документов 17

3. Раздел: Основы сертификации 18

3.1 Основные понятия, цели и объекты сертификации 20

3.2 Схемы сертификации. Обоснование выбора схемы сертификации 22

Заключение 28

Список используемой литературы 29



^

1. Раздел: Основы метрологии



В практической жизни человек всюду имеет дело с измерениями. На каждом шагу встречаются и известны с незапамятных времен измерения таких величин, как длина, объем, вес, время и др.

Велико значение измерений в современном обществе. Они служат не только основой научно-технических знаний, но имеют первостепенное значение для учета материальных ресурсов и планирования, для внутренней и внешней торговли, для обеспечения качества продукции, взаимозаменяемости узлов и деталей и совершенствования технологии, для обеспечения безопасности труда и других видов человеческой деятельности.

Метрология имеет большое значение для прогресса естественных и технических наук, так как повышение точности измерений - одно из средств совершенствования путей познания природы человеком, открытий и практического применения точных знаний.

Для обеспечения научно-технического прогресса метрология должна опережать в своем развитии другие области науки и техники, ибо для каждой из них точные измерения являются одним из основных путей их совершенствования.

Основными задачами метрологии (по ГОСТ 16263-70) являются:

  • установление единиц физических величин, государственных эталонов и образцовых средств измерений;

  • разработка теории, методов и средств измерений и контроля;

  • обеспечение единства измерений и единообразных средств измерений;

  • разработка методов оценки погрешностей, состояния средств измерения и контроля;

  • разработка методов передачи размеров единиц от эталонов или образцовых средств измерений рабочим средствам измерений



^

1.1 Общие вопросы основ метрологии. Основные понятия



Измерения являются одним из важнейших путей познания природы человеком. Они дают количественную характеристику окружающего мира, раскрывая человеку действующие в природе закономерности. Все отрасли техники не могли бы существовать без развернутой системы измерений, определяющих как все технологические процессы, контроль и управление ими, так и свойства и качество выпускаемой продукций.

Отраслью науки, изучающей измерения, является метрология. Слово «метрология» образовано из двух греческих слов: «метрон» - мера и «логос» - учение. Дословный перевод слова «метрология» - учение о мерах. Долгое время метрология оставалась в основном описательной наукой о различных мерах и соотношениях между ними. С конца 19-го века благодаря прогрессу физических наук метрология получила существенное развитие. Большую роль в становлении современной метрологии как одной из наук физического цикла сыграл Д. И. Менделеев, руководивший отечественной метрологией в период 1892 - 1907 гг.

В соответствии с ГОСТ 16263-70 «Метрология. Термины и определения»: метрология – это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

^ Единство измерений - такое состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности измерений известны с заданной вероятностью. Единство измерений необходимо для того, чтобы можно было сопоставить результаты измерений, выполненных в разных местах, в разное время, с использованием разных методов и средств измерений.

^ Точность измерений характеризуется близостью их результатов к истинному значению измеряемой величины. Точность – величина, обратная погрешности (о ней речь пойдет ниже).

^ Измерительная техника – это практическая, прикладная область метрологии.

Основные понятия, которыми оперирует метрология, следующие: физическая величина; единица физической величины; система единиц физических величин; размер единицы физической величины (передача размера единицы физической величины); средства измерений физической величины; эталон; образцовое средство измерений; рабочее средство измерений; измерение физической величины; метод измерений; результат измерений; погрешность измерений; метрологическая служба; метрологическое обеспечение и т. д.
^

1.2 Международная система единиц (СИ). Международные
договоренности о СИ



Исторически первой системой единиц физических величин была принятая в 1791 г. Национальным собранием Франции метрическая система мер. Она не являлась еще системой единиц в современном понимании, а включала в себя единицы длин, площадей, объемов, вместимостей и веса, в основу которых были положены две единицы: метр и килограмм.

В 1832 г. немецкий математик К. Гаусс предложил методику построения системы единиц как совокупности основных и производных. Он построил систему единиц, в которой за основу были приняты три произвольные, независимые друг от друга единицы - длины, массы и времени. Все остальные единицы можно было определить с помощью этих трех. Такую систему единиц, связанных определенным образом с тремя основными, Гаусс назвал абсолютной системой. За основные единицы он принял миллиметр, миллиграмм и секунду.

В дальнейшем с развитием науки и техники появился ряд систем единиц физических величин, построенных по принципу, предложенному Гауссом, базирующихся на метрической системе мер, но отличающихся друг от друга основными единицами.

Требовалась единая система единиц физических величин, практически удобная и охватывающая различные области измерений. При этом она должна была сохранить принцип когерентности (равенство единице коэффициента пропорциональности в уравнениях связи между физическими величинами).

В 1954 г. Х Генеральная конференция по мерам и весам установила шесть основных единиц (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль). Система, основанная на утвержденных в 1954 г. шести основных единицах, была названа Международной системой единиц, сокращенно СИ (SI - начальные буквы французского наименования Systeme International). Был утвержден перечень шести основных, двух дополнительных и первый список двадцати семи производных единиц, а также приставки для образования кратных и дольных единиц.

В РФ система СИ регламентируется ГОСТ 8.417-81.

^ Размер единицы физической величины – количественная определенность единицы физической величины, воспроизводимой или хранимой средством измерений. Размер основных единиц СИ устанавливается определением этих единиц Генеральными конференциями по мерам и весам (ГКМВ). Так, в соответствии с решением XIII ГКМВ, единица термодинамической температуры, кельвин, установлена равной 1/273,16 части термодинамической температуры тройной точки воды.

Воспроизведение единиц осуществляется национальными метрологическими лабораториями при помощи национальных эталонов. Отличие размера единицы, воспроизводимой национальным эталоном от размера единицы по определению ГКМВ устанавливается при международных сличениях эталонов.

Размер единицы, хранимой образцовым (ОСИ) или рабочим (РСИ) средствами измерений, может быть установлен по отношению к национальному первичному эталону.

^ Измерение физической величины – совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу физической величины, заключающихся в сравнении (в явном или неявном виде) измеряемой величины с ее единицей с целью получения этой величины в форме, наиболее удобной для использования.

^ Принцип измерений – физическое явление или эффект, положенное в основу измерений тем или иным типом средств измерений.

Физическая величина – характеристика одного из свойств физического объекта (явления или процесса), общая в качественном отношений для многих физических объектов, но в количественном отношении индивидуальная для каждого объекта (т. е. значение физической величины может быть для одного объекта в определенное число раз больше или меньше, чем для другого). Например»: длина, время, сила электрического тока.

^ Единица физической величины – физическая величина фиксированного размера, которой условно присвоено числовое значение равное 1, и применяемое для количественного выражения однородных физических величин. Например: 1 м – единица длины, 1 с – времени, 1А – силы электрического тока.

^ Система единиц физических величин – совокупность основных и производных единиц физических величин, образованная в соответствии с принятыми принципами для заданной системы физических величин.

В системе единиц физических величин выделяют основные единицы системы единиц (в СИ – метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин). Из сочетания основных единиц образуются производные единицы (скорости - м/с, плотности – кг/м3).

Путем добавления к основным единицам установленных приставок, образуются кратные (например - километр) или дольные (например - микрометр) единицы.

Таблица 1. Основные и дополнительные единицы системы SI

Величина

Единица

Наименование

Размерность

Наименование

Обозначение

Международное

Русское

Основные

Длина

L

Метр

m

м

Масса

M

Килограмм

kg

кг

Время

T

Секунда

s

с

Сила электрического тока

I

Ампер

A

А

Термодинамическая температура



Кельвин

K

К

Количество вещества

N

Моль

mol

моль

Сила света

J

Кандела

cd

кд

Дополнительные

Плоский угол




Радиан

rad

рад

Телесный угол




Стерадиан

cr

ср


В качестве эталона единицы длины утверждён метр, который равен длине пути, проходимого светом в вакууме за 1/299.792.458 долю секунды.

Эталон единицы массы - килограмм - представляет собой цилиндр из сплава платины (90%) и иридия (10%), у которого диаметр и высота примерно одинаковы (около 30 мм).

За единицу времени принята секунда, равная 9.192.631.770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133.

Эталоном единицы силы тока принят ампер - сила неизменяющегося во времени электрического тока, который, протекая в вакууме по двум параллельным прямолинейным проводникам бесконечной длины и ничтожно малой площади круглого поперечного сечения, расположенным один от другого на расстоянии 1 м, создаёт на каждом участке проводника длиной 1 м силу взаимодействия 210-7 Н.

Единицей термодинамической температуры является кельвин, составляющий 1/273,16 часть температуры тройной точки воды.

За эталон количества вещества принят моль - количество вещества системы, содержащей столько же структурных элементов частиц, сколько атомов содержится в 12 г углерода-12 (1 моль углерода имеет массу 2 г, 1 моль кислорода - 32 г, а 1 моль воды - 18 г).

Эталон единицы света – кандела - представляет собой силу света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение частотой 5401012 Гц, энергетическая сила света которого в этом направлении составляет 1/683 Вт/ср.

^ Радиан равен углу между двумя радиусами окружности, дуга между которыми по длине равна радиусу.

Стерадиан равен телесному углу с вершиной в центре сферы, вырезающему на поверхности сферы площадь, равную площади квадрата со стороной, по длине равной радиусу сферы.

^

2. Раздел: Основы стандартизации



Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании») - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • обеспечения научно-технического прогресса;

  • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

  • рационального использования ресурсов;

  • технической и информационной совместимости;

  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

  • взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.
^

2.1 Национальная система стандартизации в РФ



Национальная система стандартизации – представляет собой национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их создания и использования.

^ Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации, в соответствии с имеющимися правилами стандартизации, нормами и рекомендациями. Как правило, он используется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.

Порядок разработки национальных стандартов:

1) Уведомление о разработке национального стандарта отправляется в национальный орган по стандартизации и опубликовывается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

2) Разработчик национального стандарта (разработчиком может быть любое лицо) должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта.

3) Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, осуществляет публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должен быть не менее чем два месяца.

4) Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

5) Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует осуществление экспертизы данного проекта. После этого Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае отклонения национального стандарта, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.

Национальные стандарты, как и стандарты организаций, применяются только на добровольной основе. В этом состоит их отличие от государственных стандартов, требования которых в соответствие с Законом РФ «О стандартизации» могли быть как обязательными, так и добровольными.

^

2.2 Основополагающие стандарты



Множество действующих в России стандартов в основном подразделяются на четыре вида:

1) основополагающие – устанавливают общие методико-организационные положения для определения области деятельности, общетехнические правила и нормы, обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных видов производств;

2) на продукцию и услуги – в этих стандартах устанавливаются требования к однородной продукции или услуге либо к конкретной услуге или продукции;

3) на производственные и технологические процессы – в данных стандартах устанавливаются основные требования к методам выполнения различного вида работ на любых производствах, а также технологических процессов;

4) на методы контроля – эти стандарты определяют методы проведения контрольных и проверочных измерений, испытаний и анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании в различных производственных процессах.

Первый вид стандартов (основополагающих) подразделяется в свою очередь на два главных подвида:

1) общетехнические, регламентирующие обозначения, термины, определения, а также номенклатуру показателей качества. Кроме того, указанные стандарты устанавливают общие методы проектирования подготовки какого-либо производства, хранения, испытаний, транспортировки, эксплуатации и ремонта техники любого вида;

2) организационно-методические, регламентирующие общие положения и построение технической документации, включая информационную совместимость ее, а также устанавливают общие требования с обеспечением организационно-технического единства объектов и предметов стандартизации.

Стандарты на продукцию в свою очередь делятся на три подвида:

1) стандарты общих технических требований;

2) стандарты общих технических условий. Эти два подвида стандартов устанавливают разносторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и безопасной эксплуатации;

3) стандарты технических условий выполняют функцию регламентирования правил приемки, методов контроля, упаковки, маркировки, хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта каждой конкретной продукции всех видов – техники, аппаратуры, приборов, оборудования и т. д.
^

2.3 Органы и службы по стандартизации



К обязанностям национального органа по стандартизации относятся: создание и утверждение программы по разработке национальных стандартов; обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам.

Информационное обеспечение документов по стандартизации имеет следующие особенности: национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны всем заинтересованным в них лицам; официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов проводится национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством РФ.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом и состоит из: международных стандартов; правил стандартизации; технических регламентов; документов национальной системы стандартизации; норм стандартизации и рекомендаций по стандартизации; национальных стандартов других государств; информации о подтверждении соответствия; информации о международных договорах в области стандартизации; информации о правилах использования.

Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Всем заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Организация и проведение работ по стандартизации в Р.Ф. возложены на федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, осуществляющее межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области технического регулирования, стандартизации, метрологии и сертификации. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и сертификации и государственных инспекторов. В ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии находится 86 центров стандартизации, метрологии и сертификации. В России создан и поддерживается Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов как совокупность нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, которые содержат разработанные для многократного применения требования и нормы, относящиеся к продукции, процессам и услугам.

^

2.4 Категории и виды нормативных документов



Базой ГСС являются: нормативные документы по стандартизации; законы и их акты, которые имеют четырехуровневую систему:

1) техническое законодательство;

2) стандарты отрасли и научно-технических обществ;

3) общероссийские классификаторы технико-экономической информации, государственный стандарт;

4) стандарты предприятий и технические соглашения;

^ Нормативные документы первого уровня: техническое законодательство является юридической базой ГСС.

Нормативные документы второго уровня:

1) государственные и межгосударственные стандарты РФ;

2) правила и рекомендации по стандартизации;

3) классификаторы социальной и технико-экономической информации.

^ Нормативные документы третьего уровня:

1) стандарты отраслей;

2) стандарты инженерных и научно-технических обществ.

Нормативные документы четвертого уровня:

1) стандарты предприятий;

2) технические соглашения.

Структурными элементами ГСС являются стандарты и системы контроля за введением и соблюдением стандартов.

^

3. Раздел: Основы сертификации



Сертификация продукции является одним из путей обеспечения высокого качества продукции, повышения научного и торгово-экономического сотрудничества между странами, укрепления доверия между ними.

В сертификации продукции, услуг и иных объектов участвуют первая (изготовитель или продавец), вторая (потребитель или покупатель), третья стороны.

Сертификация имеет ряд достоинств особенно в международных торгово-экономических отношениях. Она способствует: достижению доверия к качеству изделий; предотвращению импорта в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества продукции; предотвращению экспорта аналогичной продукции; упрощению выбора продукции потребителем; защите изготовителя от конкуренции с поставщиками несертифицированной продукции и обеспечению ему рекламы и рынка сбыта; улучшению «качества» стандартов путём выявления в них устарелых положений и стимулированию переработки этих стандартов.

В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» сертификация осуществляется в целях:

  • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

  • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.



^

3.1 Основные понятия, цели и объекты сертификации



Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

^ Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований к объекту.

^ Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условия договоров.

^ Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условия договоров.

^ Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

^ Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Он не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

^ Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

^ Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

^ Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

^ Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
^

3.2 Схемы сертификации. Обоснование выбора схемы сертификации



Схема сертификации - форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.

^ Схемы сертификации продукции, применяемые в России и разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК, приведены в табл. 5.2.

При выборе схемы должны учитываться особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заяви­теля.

Из табл. 5.2 видно, что в качестве способов доказательства используют: 1) испытание, 2) проверку производства, 3) инспекционный контроль, 4) рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам.

Испытание. В схемах 1 - 5 производится испытание типа, т. е. одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. Испытание в схеме 7 - это уже контроль качества партии путем испытания средней пробы (выборки), отбираемой от партии с использованием метода статистического контроля. В схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции. Таким образом, жесткость испытаний, а, значит, надежность и стоимость испытаний возрастают по направлению 1 - 7 - 8.

^ Проверка производства применяется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Например, для оценки производства скоропортящейся продукции этот способ доказательства является главным (схема 6), так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в измерительной лаборатории.

Таблица 2. Схемы сертификации продукции

^ Номер схемы

Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия

Проверка производства (системы качества)

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства)

1

Испытания типа









Испытания типа

Анализ состояния производства




2

Испытания типа




Испытания образцов, взятых у продавца



Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства

3

Испытания типа




Испытания образцов, взятых у изготовителя



Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства

4

Испытания типа




Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя



Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя. Анализ состояния производства

5

Испытания типа

Сертификация производства или сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя

6

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам

Сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы качества

7

Испытания партии







8

Испытания каждого образца







9

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам









Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам

Анализ состояния производства




10

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам




Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя

10а

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя. Анализ состояния производства


Проверка производства проходит также с различным уровнем жесткости. При проверке в форме "анализ состояния производства" (схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а, 10а) проверяются два элемента качества, предусмотренные ГОСТ Р ИСО 9001 - 96. В схеме 5, предусматривающей сертификацию производства, проверяется 10 элементов качества.

При сертификации системы качества (схемы 5, 6) проверяется 20 элементов, причем проверку производства имеют право проводить эксперты, аккредитованные в области проверки систем качества.

^ Инспекционный контроль (ИК) предусмотрен в большинстве схем. Его проводят после выдачи сертификата. Он может проводиться в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, За, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства). В последнем случае порядок ИК регламентирован ГОСТ Р 40.005 - 2000, касающимся сертифицированных систем качества (производства).

^ Рассмотрение декларации о соответствии - это способ доказательства, который представляет первая сторона - изготовитель. Он заключается в том, что руководитель предприятия представляет в орган сертификации заявление-декларацию, прилагая к последнему протоколы испытаний, а также информацию об организации на предприятии контроля качества продукции. Этот способ используют при сертификации продукции зарубежного изготовителя с высокой репутацией на рынке, продукции отечественных индивидуальных производителей (например, фермеров), продукции малых предприятий и т. д.

^ Рассмотрим применение отдельных схем. Схемы 1 - 6 и 9а - 10а применяются при сертификации серийно выпускаемой продукции, схемы 7, 8, 9 - при сертификации выпущенной партии или единичного изделия. Схему 1 рекомендуется использовать при ограниченном объеме реализации и выпуска продукции. Схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять (вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 9 и 10), если у органа сертификации нет информации о возможности изготовителя данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями. Схема 5 является наиболее жесткой. Ее применяют в случае, если установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции (потенциально опасные изделия техники, продукция на экспорт). Схемы За, 4а и 5 используют также при проведении работ по добровольной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов.

Схемы 9 - 10а введены недавно. С введением подобных схем российская система сертификации еще больше приблизилась к европейской.

Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя работы и услуги, что включает проверку условий работы, знаний технологической, нормативной документации, опыта работы, сведений о повышении квалификации и выборочную проверку результата услуги (отремонтированных, вычищенных и других изделий), а также последующий инспекционный контроль.

Ее рекомендуется применять для сертификации услуг, оказываемых гражданами-предпринимателями и небольшими предприятиями.

Таблица 3. Схемы сертификации работ и услуг

^ Номер схемы

Оценка выполнения работ и оказания услуг

Проверка (испытание) результатов работ и услуг

Инспекционный контроль сертифици-рованных работ и услуг

1

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка (испытание) результатов работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

2

Оценка процесса выполнения работ и оказания услуг

Проверка (испытание) результатов работ и услуг

Контроль процесса выполнения работ и оказания услуг

3

Анализ состояния производства

Проверка (испытание) результатов работ и услуг

Контроль состояния производства

4

Оценка организации (предприятия)

Проверка (испытание) результатов работ и услуг

Контроль соответствия установленным требованиям

5

Оценка системы качества

Проверка (испытание) результатов работ и услуг

Контроль системы качества

6




Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам

Контроль качества выполнения работ и оказания услуг

7

Оценка системы качества

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам

Контроль системы качества


Схема 2 предусматривает оценку процесса выполнения работы и оказания услуги по следующим критериям: полнота и актуализация (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы); метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг; безопасность и стабильность процесса; профессионализм обслуживающего и рабочего персонала; безопасность реализуемых товаров.

^ Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия, что включает проверку: состояния его материально-технической базы; санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей; ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуги; четкости и своевременности обслуживания; качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетичность, учет запросов потребителя и т.д.); профессионального мастерства обслуживающего персонала. Эту схему рекомендуется применять при сертификации гостиниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и др. Результатом оценки предприятия в целом может быть присвоение разряда (категории, класса, звезды).

Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка системы качества по схеме 5 (а также схеме 7) производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.

Схемы 6 и 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг небольших предприятий, зарекомендовавших себя в нашей стране и за рубежом как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы качества. Оценка выполнения работ, оказания услуг будет заключаться в обследовании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы качества.

При добровольной сертификации применяют схемы 1 - 5. Схемы 6 и 7, которые предусматривают декларацию о соответствии, при добровольной сертификации не применяют.

При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются социологические и экспертные методы.

При наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка ее не проводится. Инспекционный контроль осуществляется путем контроля стабильности процесса оказания услуги.

Заключение



Значимость метрологического обеспечения для народного хозяйств» очевидна, гак как о нашей стране ежегодно выполняется свыше 20 млрд. измерении, являющихся неотъемлемой частью трудовых процессов. На основе измерений получают информацию о свойствах сырья, материалов, орудий производства, о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Оценка качества продукции, соответствие наготовленных изделий требованиям технической документации, механизация и автоматизация технологических процессов, процессов регулирования и управления неизбежно связаны с измерениями и измерительной техникой.

Взаимозаменяемость деталей и элементов конструкций, имеющая огромное значение в промышленном производстве, возможна только при условии широкого применения СИ и обеспечения единства измерений при необходимой их точности.

Сертификации продукции, работ и услуг заключается в подтверждении соответствия продукции установленным требованиям и напрямую связана с качеством.

Сертификация направлена на: содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги); защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, и др.

Система оценки и подтверждения соответствия является одним из механизмов контроля качества и безопасности продукции, работы и услуги и потому должна гармонично сочетаться с другими формами контроля - государственным контролем и надзором, лицензированием, добровольной сертификацией.
^

Список используемой литературы





  1. Аристов О.В. Экономика управления качеством. - М.: МНЭПУ, 2001.

  2. С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. - М.: ЮНИТИ, 1989.

  3. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2006.



Скачать файл (169 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru