Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры по Современным Средствам Обучения - файл 1.docx


Шпоры по Современным Средствам Обучения
скачать (34.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx35kb.15.12.2011 13:45скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Что в педагогике понимается под средствами обучения?

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средства обучения».

Педагоги считают, что под средствами обучения – это разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых достигаются поставленные цели обучения.

Главное назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала Согласно П.И. Пидкасистому, средство обучения – это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта познавательной, практической и учебной деятельности.

средствами обучения – объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

^ 2. Раскройте дидактические функции средств обучения.

1) уменьшение затрат времени на организацию обучения;

2)передача необходимой для обучения информации;

3)рассмотрение изучаемого объекта по частям и в целом;

4)обеспечение деятельности учащихся и педагога.

В педагогической литературе выделяют две большие группы средств обучения:

  • источник информации и

  • инструмент освоения учебного материала.

Средства обучения классифицируют по различным основаниям:

  • по их свойствам,

  • субъектам деятельности,

  • влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей,

  • их эффективности в учебном процессе

^ 3. Какие средства обучения относят к материальным, к идеальным?

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, макеты, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний: язык (речь), письмо, система условных обозначений, живопись, музыка, средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности.

В общем случае, идеальное средство - это орудие освоения новых культурных ценностей Обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе.

^ 4.Назовите средства обучения математике.

1. Наглядные пособия (таблицы, схемы, чертежи, диаграммы и др.).

2. Дидактические материалы (карточки, пособия, сборники контрольных и самостоятельных работ, тесты).

3. Тетради.

4. Дидактические игры.



5. Специальное оборудование кабинетов математики для проведения лабораторных и практических работ.

6. Технические средства обучения (видео и кинофильмы, диафильмы, компьютерные обучающие программы, Интернет).

^ 5.Что понимается под мониторингом качества образования?

Мониторинг — процесс непрерывного научно обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

Мониторинг в педагогическом процессе рассматривается как:

1)путь получения информации о результативности учебного

2)как метод коррекции образовательных процессов в системе повышения квалификации

3)экспертиза развития качества образования

4)исследование эффективности административной команды учебного учреждения.

^ 6.Какова основная цель педагогического мониторинга?

Цель мониторинга — выяснить:

1) насколько образовательный процесс способствует положительной динамике в развитии обучающегося;

2) обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации образовательного процесса с тем, чтобы распространять положительный опыт деятельности педагогов.

^ 7.Перечислите недостатки «традиционного» мониторинга.

1)контроль состояния обучения носит нерегулярный характер.

2)методики не ориентированы на постоянство, поэтому не вскрывается динамика изменений.

3)основная направленность - на итоги обучения.

4)используются достаточно субъективные оценки выполнения проверочных заданий.

^ 8.Какие меры по повышению качества образования предпринимаются в отечественном образовании?

1)Создание национальной системы оценки качества образования, включающую:

а) принятие стандартов;

б) итоговая аттестация учащихся (ЕГЭ, ГИА – 9);

в)разработка системы управления качеством образования.

2)Совершенствование системы оценки качества литературы, учебного книгоиздания;

3)Создание учебников по предметам федерального компонента государственного образовательного стандарта;

4) Разработка технологии контроля качества деятельности образовательного учреждения.

^ 9.Перечислите основные направления деятельности федеральной системы тестирования.

  1. создание и постоянное совершенствование тестов как инструмента, обеспечивающего объективность измерения учебных достижений;

  2. организация и проведение массовых исследований уровня обученности;

  3. аттестация выпускников общеобразовательных школ;

  4. создание базы данных для обеспечения мониторинга качества обучения;

  5. 

  6. систематический сравнительный анализ учебных достижений;

  7. обучение педагогов методам объективизации оценки уровня освоения учебного материала.

^ 10.Раскройте основные понятия в области педагогического тестирования.

Тестология – теоретико-прикладная наука, исследующая тестовые материалы с точки зрения их форм, содержания, функционального назначения, показателей качества; изучающая возможности применения тестов для установления уровня учебных достижений.

Тестирование – это процедура проведения испытаний (тестов) для измерения и оценки определенных качеств и навыков.

Измерение – операция, посредством которой определяется отношение одной величины к другой однородной величине.

Тест – это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности, совокупность представлений, знаний, умений и навыков на той или иной области содержания. Педагогический тест — это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков.

^ Тестовое задание – элемент теста, сформулированный в форме утверждения, служащее для моделирования исследуемой деятельности, актуализации изучаемых педагогических и психологических качеств испытуемых.

Дистракторы – варианты неверных ответов.

^ 11.Чем отличаются критериально- и нормативно- ориентированные тесты?

1. Критериально-ориентированный подход, в рамках которого разрабатываются тесты, ориентированные на критерий.

2. Нормативно-ориентированный подход, в рамках которого разрабатываются тесты, ориентированные на норму.

Первое различие — цель создания теста. Нормативно-ориентированные тесты создаются для того, чтобы получить возможность для сравнения испытуемых в той области содержания, для которой предназначен тест. Для этого используются нормативные или стандартные шкалы. Критериально-ориентированные тесты составляются с целью аттестации результатов испытуемого в соответствии с обла

стью определенных знаний, умений и навыков. Результаты критериально-ориентированного тестирования могут быть использованы для:

 оценки итогового уровня обученности испытуемого, соответствия этого уровня государственным образовательным стандартам или программе обучения;

 отбора студентов, достигших необходимого уровня обученности, в том числе и профессиональной компетентно

сти;

 оценки эффективности программы обучения в том или ином учебном заведении;

 сравнения между собой уровней подготовки студентов, однако в этом случае можно 

получить сравнительно низкую надежность, если распределение баллов однородно и имеет малую вариацию.

Второе различие лежит в плоскости проведения стати

стической обработки результатов тестирования. Обработанные баллы по результатам нормативно-ориентированного тестирования базируются на статистических данных нормативной группы, т. е. специфической, достаточно большой выборке испытуемых. В большинстве случаев для этого типа тестов применяются специальные нормативные шкалы. Обработанные индивидуальные баллы по результатам критериально-ориентированного тестирования не относятся к какой-либо нормативной группе или выборке испытуемых. Индивидуальный балл испытуемого интерпретируется по отношению к доле учебного материала, успешно им освоенного. Чаще всего балл студента отражает процент правильно выполненных заданий и выражается в шкале процентов.

Четвертое основное различие лежит в плоскости технологии анализа и отбора тестовых заданий. В нормативно-ориентированных тестах статистические показатели тестовых заданий играют определяющую роль в их отборе. В критериально-ориентированных тестах статистические характеристики заданий не являются основной причиной для включения их в состав теста. Главное условие отбора заданий в критериально-ориентированный тест — их соответствие спецификации и элементу содержания. Статистические характеристики тестовых заданий используются для составления параллельных форм критериально-ориентированных тестов и для выбора оптимального стандарта оценивания.

Пятое отличие заключается в особенностях применения тестов. Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результат тестирования в соответствии с уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания. Нормативно-ориентированный подход чрезвычайно полезен, когда необходима информация об испытуемом, связанная с его относительными способностями или относительной обученностью по сравнению с другими испытуемыми.

^ 12.Раскройте критерии качества теста

Объективность – измерение считается объективным, если удается максимально исключить воздействия исследователя.

Надежность – характеристика теста, отражающая точность педагогических измерений, степень постоянства результатов тестирования, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Валидность (достоверность) – комплексная характеристика качества теста, отражающая обоснованность, значимость его результатов, а также пригодность данного теста для целей, заявленных его разработчиками.

^ 13.Какие виды тестовых заданий существуют. Приведите примеры.

- закрытой формы, где даются готовые ответы, из которых один 

является правильным, остальные — дистракторы;

- открытой формы, когда испытуемый, отвечая на задание, дописывает ответ на месте прочерка;

- полуоткрытой формы, предполагающие дописывание испытуемым на месте прочерка только одного слова, в редких случаях — одного двучленного словосочетания;

- на соответствие, которые предполагают необходимость устанавливать соответствие элементов одного множества элементам другого множества;

- на установление правильной последовательности, где испытуемый располагает приведенные названия действий или частей текста в необходимом порядке.

^ 14.Что понимается под трудностью и сложностью задания?

Под трудностью задания будем понимать уровень усвоения деятельности, на диагностику которого оно направлено,

Под сложностью — число существенных операций в нем, в том числе свернутых.

^ 15.Сколько уровней трудности выделяют? Раскройте каждый уровень.

Задания 1-го уровня трудности(на узнавание). Они содержат одновременно и задание, и ответ (подсказку), а от испытуемого требуется узнать их соответствие.

По форме различают три типа заданий первого уровня — опознание, различение и классификация.

Задания 2-го уровня трудности (воспроизводить усвоенную информацию по памяти без внешней подсказки и решать на этой основе типовые задачи).

Различают три разновидности заданий второго уровня — задания-подстановки, конструктивные задания и типовые задачи. Многие тестовые задания второго уровня строятся как задания на заполнение пропусков.

Задания 3-го уровня — это эвристические задачи, которые требуют от ученика эвристической деятельности, т. е. преобразования исходных условий и часто — поиска дополнительных данных для подведения задачи под типовой алгоритм.

Задания 4-го уровняэто задачи творческого характера, которые требуют самостоятельной деятельности обучающегося по созданию новой (авторской) версии решения некой проблемы.

^ 16.Перечислите основные требования к тестовым заданиям.

- однозначность (смысл суждения должен быть понятен);

- ясность (тестируемый должен понимать, что от него хотят )

- краткость (не более 10 слов);

- тестовое задание не должно содержать подсказок;

- тестовое задание не должно формулироваться в виде вопроса;

- специфические признаки, ключевые слова выносятся в начало тестового задания. Нельзя начинать тестовое задание с предлога, союза, частицы;

- отсутствие частицы «не»;

- правильный ответ не должен выделяться от остальных;

- не допускается наличие повторяющихся фраз в вариантах ответов (лучше длинный вопрос и «короткие» ответы);





Скачать файл (34.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru